Аксаков Константин Сергеевич (1791-1859)

Сергей Тимофеевич Аксаков р. 1 октябрь 1791 ум. 12 май 1859

Аксаков Константин Сергеевич (1791-1859)

Запись:265168

Полное дерево
Поколенная роспись

[1]

1 октябрь 1791 рождение: Уфа, Российская империя, 20 сентября по ст. ст.

профессия: Российская империя, коллежский советник

профессия: Москва, Российская империя, цензор московского цензурного комитета

1816 брак: ♀ Ольга Семёновна Заплатина (Аксакова) [Заплатины] р. 1 март 1793 ум. 2 май 1878

10 апрель 1817 рождение ребёнка: Ново-Аксаково, Бугурусланский уезд, Оренбургская губерния, Российская империя, 29 марта по ст. ст., ♂ Константин Сергеевич Аксаков [Аксаковы] р. 10 апрель 1817 ум. 19 декабрь 1860

19 февраль 1819 рождение ребёнка: Ново-Аксаково, Бугурусланский уезд, Оренбургская губерния, Российская империя, ♀ Вера Сергеевна Аксакова [Аксаковы] р. 19 февраль 1819 ум. 7 март 1864

4 январь 1820 рождение ребёнка: ♂ Григорий Сергеевич Аксаков [Аксаковы] р. 4 январь 1820

9 май 1823 рождение ребёнка: ♀ Ольга Сергеевна Аксакова [Аксаковы] р. 9 май 1823 ум. 31 июль 1861

8 октябрь 1823 рождение ребёнка: Надеждино (Куроедово), Белебеевский уезд, Уфимская губерния, Российская империя, ♂ Иван Сергеевич Аксаков [Аксаковы] р. 8 октябрь 1823 ум. 8 февраль 1886

8 сентябрь 1824 рождение ребёнка: ♂ Михаил Сергеевич Аксаков [Аксаковы] р. 8 сентябрь 1824 ум. 5 март 1841

1829 рождение ребёнка: ♀ Надежда Сергеевна Аксакова [Аксаковы] р. 1829 ум. 12 сентябрь 1869

1830 рождение ребёнка: ♀ Любовь Сергеевна Аксакова [Аксаковы] р. 1830 ум. 5 март 1867

1831 рождение ребёнка: ♀ Анна Сергеевна Аксакова [Аксаковы] р. 1831

1831 рождение ребёнка: ♀ Мария Сергеевна Аксакова [Аксаковы] р. 1831 ум. 1906

12 май 1859 смерть: Москва, Российская империя, 30 апреля по ст.ст.

Заметки

Русский писатель и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте.

Упоминания

Вишенки (в некоторых документах неверно Вешенки), Куроедово тож. Ныне Вишенка, село Ставропольского уезда, ныне Мелекесского района Ульяновской области. Основано в 1760-е годы М.М. Куроедовым. После его смерти принадлежало Н.И.

Куроедовой, затем Тимофею Степановичу Аксакову, где у него было 538 душ крестьян с 4152 десятинами земли. По полюбовному разделу с братьями Николаем и Аркадием С.Т. Аксаков получил в сельце Вишенках 374 души крестьян и дворовых людей. Летом 1851 г.

по дороге в Надеждино в селе побывал С.Т. Аксаков с сыновьями Константином и Иваном.

В этом же уезде, а ныне в Новоспасском районе, находится село Алакаевка, бывшее владение родственников Аксаковых. Помещикам Алакаевым принадлежали девушка Пелагея и ее отец.

В 1856-1857 году С.Т. Аксаков написал знаменитую сказку “Аленький цветочек” и посвятил ее внучке Оленьке, родившейся в 1848 г. в Симбирске в семье его сына Григория. В письме сыну Ивану от 23 ноября 1856 г.

писатель сообщил: “Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую в детстве я знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи”. О ней известно, что “в очень молодых годах” крепостная девушка вместе с отцом бежала “от прежних господ своих Алакаевых” в Астрахань, где прожила “с лишком двадцать лет”. Была замужем, овдовела.

По сведениям литературоведа Ю.К. Бегунова, этот побег произошел в 1773-1775 годах, т.е. во время Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.

Алакаевы – одни из первых помещиков в Симбирском Поволжье. По данным краеведа А.С. Сытина дворянин Василий Алакаев поселился в Сызранском уезде в 1723 году. Около 1780 г. в уезде проживали трое братьев – сыновья Абрама Алакаева. Сведения о симбирских Алакаевых имеются вплоть до конца 19 века.

“Ключница Пелагея, – писал С.Т. Аксаков, – была в своем роде замечательная женщина “…”, жила внаймах по купеческим домам и в том числе у купцов персиян, соскучилась, проведала как-то, что она досталась другим господам, именно моему дедушке, господину строгому, но справедливому и доброму, и за год до его смерти явилась из бегов в Аксакове.

Дедушка, из уважения к такому добровольному возвращению, принял ее очень милостиво, а как она была проворная баба и на все мастерица, то он полюбил ее и сделал ключницей”. Можно только усомниться в добровольном “возвращении”, а точнее, в явке с повинной. При Екатерине II крепостное закабаление ужесточилось.

Сурово наказывались не только беглые, но и те, кто их укрывал.

Дед С.Т. Аксакова скончался около 1797 года. Следовательно, Пелагея пришла из Астрахани в Аксаково около 1796 года.

С ней Сережа Аксаков, “мальчик с блестящими глазами и нежным сердцем”, тесно общался не менее трех лет. Пелагея “… принесла с собою необыкновенное дарование сказывать сказки, которых знала несметное множество”.

Мальчик десятки раз прослушал сказки “Царь-девица”, “Змей-Горыныч”, “Иванушка-дурачок”, “Жар-птица”, варианты сказок из “Тысячи и одной ночи”, но более других – “Аленький цветочек”.

Несомненно, значительную часть из “несметного множества сказок” Пелагея переняла от бабушек, нянюшек, сельских сказительниц еще в родных симбирских местах, задолго до побега от Алакаевых. С.Т.

Аксаков сохранил для читателей словесный портрет нашей землячки: “Образ здоровой, свежей и дородной сказочницы с веретеном в руках за гребнем неизгладимо врезался в мое воображение, и если бы я был живописец, то написал бы ее сию минуту, как живую”.

Ближайшие предки и потомки

Прародители

Прародители

Родители

♀ Евгения Степановна Аксакова (Угличина) рождение: 1770
брак: ♂ Угличин

Родители

== 3 ==

♀ Надежда Тимофеевна Аксакова (Карташевская) ♀ София Тимофеевна Аксакова (Глумилина)

== 3 ==

Дети

Дети

Внуки

Внуки

Источник: https://ru.rodovid.org/wk/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C:265168

Константин Аксаков: биография, деятельность и интересные факты

Аксаков Константин Сергеевич (1791-1859)

В текущем году исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского философа, драматурга, лингвиста и поэта. Константин Аксаков прожил всего лишь 43 года.

Он являлся видным деятелем движения славянофилов России начала – середины XIX века. Его взгляды, предполагающие предоставление прав сельской общине, были прогрессивными для своего времени, омраченного крепостным рабством. От деда, суворовского генерала, Константину достались личностные качества: патриотизм и пылкость.

Детство, юношество

Род Аксаковых происходил от варяга, служившего киевским князьям. Еще в допетровской Руси в нем были дворяне, «государевы люди». 29.03.1817 года в деревне Аксаково Оренбургской губернии родился Константин Аксаков.

Биография его детских лет связана с поместьем отца, Сергея Тимофеевича, писателя и литературного критика. Из-под пера родителя вышли чудесные сказки «Городок в табакерке», «Аленький цветочек».

У Константина были младшие брат Иван и сестра Вера, они дружили между собой.

Семья Аксаковых в быту придерживалась старорусских традиций. Константин воспитывался в духе хлебосольства и широкой жизни. В 1826-м Аксаковы переехали в Москву.

Константин Аксаков получил среднее образование в пансионате Погодина. Еще в подростковом возрасте проявились его жажда к знаниям и литературный талант. Юноша был идеалистом, человеком непрактичным и немеркантильным. Пятнадцатилетним он поступил на словесное отделение Московского университета, на кафедру профессоров Победоносцева, Надеждина.

В студенческие годы будущий публицист вместе с Виссарионом Белинским, Иваном Тургеневым, Василием Бакуниным, Василием Боткиным участвовал в кружке немецкой философии писателя Станкевича, затем – в обществе славянофилов Самарина, Хомякова.

Атмосферу этих собраний Иван Тургенев отобразил в романе «Рудин». Молодым людям претила атмосфера казенного псевдопатриотизма, они искали в философии простоту и искренность.

Себя со студенческой скамьи и до последних дней Аксаков называл «славянофилом и гегельянцем».

Магистерская работа Константина Сергеевича представляла собой исследование о месте Ломоносова в русской литературе. Цензурный комитет долго не принимал ее, принуждая студента делать правки.

С молодых лет у начинающего критика начались проблемы с официальной цензурой. Пытливый аналитический ум Аксакова был высоко оценен, ему предложили ученую карьеру в Киеве.

Однако уезжать из Москвы молодой человек не собирался.

Первые стихи Аксаков Константин публиковал в журналах «Отечественные записки», «Телескоп», «Московский наблюдатель». Поэзия Аксакова культивировала идеалы романтизма, свойственного Гете, она пришлась по душе его современникам благодаря легкости звучания и отличиям от державопоклонных од.

Его читателям запоминались образы русской природы, философские темы, выражение человеческих чувств.

Спустя полвека поэты Фет и Тютчев продолжат тему натуралистической поэзии, основы которой заложил Константин Аксаков.

Стихи его — «Ручей», «Элегия», «Думы», «Гроза», «Скоро зима» — одновременно возвышенны и просты. Умеет поэт душевно писать и о малой родине, и о любви.

В его стихах ощущается уют сельского дома, очарование русской природы. Искренны и просты его стихотворения «А.В.Г.», «Тяжело на душе».

Позже П. И. Чайковский написал музыку на один из его измененных стихов. Получилась одна из самых популярных в XIX веке детских песенок.

Проза Аксакова

Повести и рассказы Константина Аксакова написаны в духе романтизма и с неоспоримым талантом. Работая над ними, славянофил превращался то в философа, то в лирика. Например, в повести «Бражник» он создал картину Страшного суда над почившим весьма достойным человеком, не пьяницей, но бражником.

Интересна своим художественным замыслом повесть «Облако». В ней мы вначале знакомимся с одухотворенным и мечтательным отроком Лотарием Грюненфельдом, проводящим время за созерцанием природы.

Затем он предстает перед читателем молодым человеком, уже не столь безгрешным. Лотарий разучился видеть хорошее в людях, равнодушие затронуло его чувства.

Но когда в его жизни встретилась девушка, полюбившая его, то все наносное как будто смыло светлыми воспоминаниями детства об одухотворенной природе, о высоком чистом небе с облаками.

Написание пьес

В 40-е годы Константин Аксаков создал несколько произведений для театра. Драматические произведения Константин Сергеевич писал под псевдонимом Еврипидин, среди них «Князь Луповицкий», «Освобождение Москвы», «Почтовая карета».

В драме «Освобождение Москвы» Константин Сергеевич показал роль народа главной в деле освобождения столицы от польских завоевателей. Данный спектакль запретили сразу после премьеры в Малом театре. Впрочем, драматургом Аксаков был посредственным, его пьесы отличались умозрительностью, их идейность превалировала над художественностью. Особенной популярностью у публики они не пользовались.

Литературная критика

Поприще литературной критики оказалось для Аксакова более успешным. Константин Сергеевич писал о том, что волновало его современников — образованных людей России. Он издал брошюру по поэме Н. В.

Гоголя «Мертвые души», где написал об эпичности произведения, о правдивости изображения в нем помещичьих психотипов Ноздрева, Манилова, Собакевича. Однако самым главным в поэме Николая Васильевича Аксаков считает «русскость», «дух и образ великого, могучего пространства».

Он также упоминает удивительный по художественной силе и метафоричности гоголевский образ вечной русской песни, которая, не умолкая, вечно летает над огромной державой, слышная то в одном месте, то в другом.

Аксаков в журнале «Московитянин» диспутировал с Виссарионом Белинским по этому же произведению Николая Васильевича. Его визави считал слабостью произведения «попытки Гоголя предстать национальным пророком», а лиризм поэмы назвал неуместным. Константин Сергеевич, для которого народная идея всегда была первейшей и главнейшей, не мог промолчать в такой ситуации.

К тридцати годам Константин Аксаков опубликовал ряд других литературоведческих статей в «Московском сборнике».

Историческая публицистика

В 1847-1852 гг. из-под его пера выходят в свет рецензии на «Историю России» профессора С. М. Соловьева. В них ощущается трепетное отношение к судьбам Родины как к живой памяти, вестнику старины, учителю жизни.

Публицистическое произведение Аксакова настолько глубоко комментирует «Историю», что в гимназиях их изучали одновременно.

Впрочем, если своей статьей герой нашего повествования популяризует профессора Соловьева, то в стихотворной форме он уже дружески подтрунивает над ним:

Идеолог движения славянофилов

Московский дом Аксаковых в конце 40-х годов слыл литературным салоном, который посещали Тургенев, Гоголь, Погодин, Белинский, Загоскин.

В 38-летнем возрасте Аксаков Константин Сергеевич написал мемуарное произведение «Воспоминания студенчества», а также «О внутреннем состоянии России». В этих работах критик презентовал взгляды на социальное и государственное устройство Родины.

Он полагал, что первичной социальной общностью для России является крестьянская община. Славянофильская политическая платформа базировалась на понятиях «земли» и «государства», при помощи которых обосновывался особый исторический путь России.

Аксаков усматривал антагонизм между государственной царской властью и земским (общественным) началом. Имперской власти Константин Аксаков определил лишь функцию «охранения народной жизни» и защиты.

По мнению Константина Сергеевича, неотъемлемыми реквизитами российского общества должны быть суверенные права народа: печати, слова, мнения.

Причем они не могут ограничиваться или же регулироваться государством.

«История пошла путем неверным»

Во взглядах славянофилов на историю России выразилось мнение о трагическом ее изломе императором Петром I, искусственно возвысившим государство над социумом. Именно в таком неестественном статусе державы-идола Аксаков Константин усматривал грядущие язвы российского общества: взяточничество, крепостное рабство, церковный раскол.

Свои взгляды Аксаков изложил в письме Александру II, впоследствии издавшему указ об отмене крепостного права и этим заслужившему эпитет «Освободитель».

Критика западной демократии

Произведения Константина Аксакова, в частности статья «Голос из Москвы» 1848 года, отрицают ценность революционного опыта Европы для России. Он критиковал опыт западных демократий за «обоготворение правительства», чрезмерную политизацию общественной жизни. Коренной же интерес российского общества, по мнению Аксакова, лежала в области духовно-религиозной.

Еще одна его работа — «О русском воззрении» — расставляет все точки над I в проблеме «национальное — гуманистическое».

Публицист обосновывает право культурного и социального суверенитета русского народа, который имеет право не копировать западную демократию.

Примечательно, что философ и писатель на практике применял свою прорусскую позицию. Он, житель столицы, носил бороду, одевался в зипун и ермолку (крестьянскую зимнюю шапку).

Последние годы жизни

Казалось бы, жизнь удалась. Авторитетом в научных, политических и писательских кругах пользовался Аксаков Константин Сергеевич. Биография его свидетельствует о множестве единомышленников. Дом Аксаковых по-прежнему является модным московским литературным салоном. В него вхожи Лев Толстой, Тарас Шевченко, Иван Тургенев…

Все разрушилось в один день. В 1859 году у Аксакова умер отец, Сергей Тимофеевич. Сын крайне тяжело перенес утрату, будучи душевно привязанным к родителю. Имея от природы крепкое здоровье, он просто на глазах исхудал, ослаб и заболел туберкулезом. Через полтора года после смерти папы Аксаков Константин Сергеевич умер, пребывая на лечении на средиземноморском острове Зант.

Его похоронили на кладбище Симоновского монастыря, рядом с могилой отца. В XX веке Аксаковых перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Заключение

Убежденным славянофилом вошел в историю Константин Аксаков. Биография (краткая в нашем изложении, но такая богатая на самом деле) его содержит сведения о многих чудачествах.

Он отказывался в своем быту от западного, при этом носил крестьянский наряд, который в XIX веке уже практически вышел из употребления. Друзья подтрунивали над ним, но понимали: для Константина Сергеевича это очень важно. Его рассуждения и взгляды отличались общинной моралью.

Он ратовал за возвращение в общественную жизнь России уничтоженных имперской властью нетленных моральных ценностей.

При этом философ и писатель был нелицемерен, принципиален и честен. Гегельянец и славянофил Аксаков не признавал ни имперской идеологии, ни прозападной. Люди, и даже оппоненты, его уважали и ценили.

Он не написал, подобно Льву Толстому, Николаю Гоголю, Ивану Тургеневу, эпохальных произведений, однако был верным и надежным другом для всех них.

Константин Аксаков чутко и глубоко понимал литературный процесс, был известным ученым-лингвистом, одним из самых видных специалистов в области истории России.

Источник: https://FB.ru/article/317676/konstantin-aksakov-biografiya-deyatelnost-i-interesnyie-faktyi

Аксаков Константин Сергеевич

Аксаков Константин Сергеевич (1791-1859)

Аксаков Константин Сергеевич (29.03.1817-7.12.1860),русский писатель, историк. Один изосновоположников славянофильского движения.Сын писателя С. Т. Аксакова. ОкончилМосковский университет (1835). Ок. 1840 вместе с Ю. Ф. Самаринымпримкнул к кружку А. С. Хомякова и стал в1840-50-е одним из наиболее видных славянофилов.

В 1846публикует свою магистерскую диссертацию“Ломоносов в истории русской литературы ирусского языка”.

Свои общественно-историческиевзгляды выражал в исторических работах — “Обосновных началах русской истории” (1861), “Родовоеили общественное явление был изгой?” (1850), “Одревнем быте у славян вообще и у русских вособенности” (1852), “Семисотлетие Москвы” (1846),“Несколько слов о русской истории, возбужденныхисториею г. Соловьева.

По поводу I тома” (1851),“Замечания на статью г. Соловьева…” (1857), а такжев стихотворениях (“Возврат”, “Петру”,“Москва”, “Безмолвна Русь” и др.) и вдраматических произведениях (особенно“Освобождение Москвы в 1612 году”). Своюисторическую концепцию Аксаковпротивопоставлял западническим взглядам С. М.Соловьева, К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина.

История России, по мнению Аксакова,принципиально отлична от истории других странЕвропы.

Противопоставление двух главныхдвижущих сил истории — народа (земли) игосударства (власти) — ведущая мысль Аксакова: вЗападной Европе эти две силы незаконносмешались, народ стремился к власти и в борьбевозник конституционный строй; в России же народ игосударство мирно сосуществовали (“сила власти— царю, сила мнения — народу”) вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенцияоторвались от народа, государство начало теснить“землю”. Народ, земля отождествлялись Аксаковымс общиной — основой всего общественногостроя Руси. Лишь патриархально-общинный быт,сложившийся на основе православия, гарантируетрусскому обществу отсутствие классовых инациональных противоречий, обеспечиваетединение царя, народа и Церкви. Западнаяцивилизация рассудочна, там “внутренняяправда” христианства подчинена внешнемупринуждению, регламенту государства. Славяне же,сохранившие истинное христианство исоответствующий его смыслу общинный быт —воплощение нравственного союза людей, — необразуют из себя государства, а добровольнопризывают его. Община и государство сосуществуютна условиях взаимной договоренности иразделения функций, как две “отдельные союзныесилы”. Государство не должно вмешиваться вземледелие, промышленность, торговлю,идейно-нравственную жизнь. Русский народ, писалон, есть народ не государственный. Именно этим, поего мнению, объясняется “многовековая тишинавнутри России”. Равновесие сил было нарушеноПетром I, который стал первым монархом,исказившим отношения между государством инародом. Аксаков представил Александру II “Запискуо внутреннем состоянии России”, в которой, вчастности, упрекал правительство за подавлениенравственной свободы народа и деспотизм, ведущийк нравственной деградации нации.

Д. К.

Другие биографические материалы:

Шикман А.П. Историк (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).

Козловский А.А., Тюнькин К.И. Идеолог славянофильства (В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. Вступит. статья К. И. Тюнькина. Примеч. А. А. Козловского и К. И. Тюнькина. М., «Художественная литература», 1977).

Дмитриев С.С. Требовал отменить крепостное право (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961).

Цыганова Л.А. Публицист, литературный критик и поэт (Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015).

Смолин М. «Народу — полная свобода жизни» (Большая энциклопедия русского народа).

Зеньковский В., Смолин М.В языкознании познавший толк (Большая энциклопедия русского народа).

Антонов В. Воззрения на поприще экономики… (Большая энциклопедия русского народа).

Сербиненко В. В. Русский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А — Д).

Попов А. А., Сербиненко В. В. Философ, публицист, поэт, историк, идеолог славянофильства (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Далее читайте:

Аксаковы — в старину Оксаковы — происходят от знатного варяга Шимона.

Аксаков Иван Сергеевич(1823 — 1886), брат Константина Сергеевича.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), отец Константина Сергеевича.

Аксакова Вера Сергеевна (1819-1864), сестра Константина Сергеевича.

Аксаков К. С. Воспоминания студентства 1832-1835 годов. Русские мемуары. Избранные страницы. 1826-1856 гг. М., 1990.

Артем СОЛОВЬЕВ. Философские идеи К. С. Аксакова и генеалогия славянофильства. (Суждения, 2011,11)

Сочинения:

Полн. собр. соч. Т. 1–3. М., 1861, 1875, 1880; 2-е изд. Т. 1. М., 1889; Соч. Т. 1. Пг., 1915.

О современном человеке. СПб., 1876;

Ранние славянофилы / Сост. Н. Л. Бродский. М., 1910;

Соч. / Ред. и прим. Е. А. Ляцкого. Т. 1. Пг., 1915;

О русском воззрении // Русская идея. М., 1992;

Еще несколько слов о русском воззрении // Русская идея. М., 1992;

Теория государства у славянофилов: сб. статей СПб., 1898;

Литературная критика. М., 1981 (совместно с И. С. Аксаковым);

Эстетика и литературная критика. М., 1995.

Литература:

Венгеров С.А. Передовой боец славянофильства Константин Аксаков // Собр. соч. СПб., 1912. Т. 3.

Кораблев В. К. Константин Аксаков. СПб., 1911.

Цимбаев Н. И. Славянофильство. М., 1989;

Анненкова Е. И. Архивы Аксакова. — В кн.: Ежегодник РОПД.Л., 1977.

Герцен А. И. Былое и думы // Собр. соч. М„ 1956. Т. 9. С. 162-163, 169-171;

Гачактионов А. А., Никандров П. Ф. Историко-социологические взгляды К. С. Аксакова // Вестник Ленинградского ун-та. 1965. Вып. 3. № 17;

Славянофильство: pro et contra. Снб., 2006;

История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2008. С. 131-152.

Осповат А. Л. К характеристике исторического мышления К. Аксакова // Труды по знаковым системам. Т. 22. Тарту, 1988.

Chmielewski Е. Tribune of the Slavophiles: Konstantin Aksakov. Gainsville, Florida, 1961.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/aksakovks.php

Константин Сергеевич Аксаков (славянофил): биография, годы жизни, деятельность

Аксаков Константин Сергеевич (1791-1859)

202 года назад, 10 апреля (29 марта по ст. ст.) 1817 года на свет появился публицист, литературный критик, историк и идеолог славянофильства Константин Сергеевич Аксаков

«Маленький оратор»

– так в детстве прозвали домашние Костю. Он стал первенцем в семье писателя Сергея Аксакова и генеральской дочери Ольги Заплатиной.

По словам младшего брата Ивана, Константин очень походил на мать, которая отличалась пылким патриотизмом, нравственной строгостью и неприятием несправедливости, поэтичной душой и живой натурой.

В духе любви к своей стране, в серьезной православной традиции воспитывала Ольга Семёновна и своих детей. Отец же, Сергей Тимофеевич, души в них не чаял. Например, с маленьким Костей он почти никогда надолго не расставался.

Семейный уклад вообще был пронизан взаимной любовью, теплотой и пониманием. С подачи родителей мальчик читал много исторических и поэтических произведений (первой книжкой по истории стала «История Трои»). С интересом мальчик изучал труды Ломоносова и Карамзина, Дмитриева и Хераскова.

Первые годы жизни Константина прошли в родовом имении Аксаково под Оренбургом.

Однако в 1826 году Аксакова-старшего назначили цензором, и семья перебралась в московский дом, летнее время продолжая проводить в деревне.

У родителей собирался салон, посетители которого придерживались патриотического направления, – Николай Надеждин, Михаил Погодин, Степан Шевырёв, посещали вечера и великие, Гоголь и Щепкин.

Всё это влияло на детей Аксаковых. Константин был зачинателем многих игр на русскую тему. Например, он ставил театральные сцены по «Истории государства Российского» Карамзина, разыгрывал с братом батальные сражения русских войск с неприятелем. Важно, что в доме, несмотря на всеобщее франкофильство вокруг, говорили только на родном языке.

К.С. Аксаков. Источник: http://lgz.ru/

Славянофил

В 1832 году 15-летний Константин Аксаков стал студентом словесного отделения Московского университета. В годы обучения он увлеченно исследовал классическую немецкую философию, в особенности Гегеля.

Некоторое время вместе с однокашником Виссарионом Белинским он состоял в кружке Николая Станкевича, который распался в 1837 году. Через год молодой человек посетил Европу.

Эта поездка еще сильнее убедила его в большем потенциале России по сравнению с Западом.

В 1839 году Константин Сергеевич подружился к близкими ему по духу Юрием Самариным, Алексеем Хомяковым и Иваном Киреевским, которые и составили основу кружка славянофилов. Собирались они в аксаковском доме. Друзья не только соглашались в своих идеях, но нередко спорили.

Так, например, в отличие от Хомякова и Киреевского, считавших православную веру главной причиной особенности русского пути, Аксаков ставил во главу угла понятие народности, внутрь которого уже входили многие уникальные черты, будь то православие, быт или сама наша история.

Большое внимание Аксаков уделял русскому языку, который ярко отражал народный дух. Его сущностью он считал понятие свободы, а деятелем, внесшим наибольший вклад в его развитие, – Михаила Ломоносова. Ему, как создателю русского литературного языка, Константин посвятил свою магистерскую диссертацию.

Её защита в 1847 году принесла звание магистра русской словесности. Антиподом Ломоносова в этой сфере для Аксакова стал царь Пётр I, который, по мнению магистра, повлиял на искажение родного языка под игом иностранщины.

Все свои идеи относительно языка славянофил многие годы излагал в большом исследовании «Опыт русской грамматики», который не успел довести до конца.

В исторических работах (например, «О быте славян вообще и русских в частности» (1852), «О внутреннем состоянии России» (1855), «О русском воззрении» (1856) и многих других) Константин Сергеевич выражал собственные взгляды на русскую историю. Его главными понятиями здесь были «Земля» и «Государство».

Земля представляла сам народ с его общинной организацией и внутренними «нравственными» законами. Государство же, к которому прибегла Земля, выполняло военную функцию защиты последней и отпора врагам. Это объединение, в отличие от Европы, было мирным и сознательным.

Не в пример западной истории с её насилием, по мысли Аксакова, главным содержанием отечественной истории была свобода, что, как мы помним, составляло и суть нашего языка.

О своих идеях Константин Сергеевич увлечённо спорил с представителями противоположного направления общественной мысли 1840-х годов – западниками. Одним из его оппонентов был знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьёв (Аксаков первым писал рецензии на соловьёвскую «Историю России»). Они по-разному смотрели на суть петровского периода отечественной истории.

Нелюбимый Аксаковым Пётр I разрушил, по его мнению, союз Земли и Государства, своевольно насаждая в родной стране чуждые, неорганичные ей западные порядки. Славянофил высказывал надежду на постепенное восстановление исконных начал русской жизни.

Именно в таком ключе он составлял еще один свой труд – «Русскую историю для детей», который ему тоже не суждено было закончить.

Вера в скорое русское возрождение проецировалась Константином Сергеевичем на современную ему политику. Это нашло отражение в упомянутых выше исторических работах мыслителя.

Он призывал Александра II, стоявшего на пороге Великих реформ, дать свободу народу, так как тот в силу своего характера никогда ею не злоупотребит и никогда не выступит против монархии и государства.

По Аксакову, высшие народные интересы лежали не в сфере политики, а в сфере духовности и нравственности.

И.Е. Репин. Портрет И.С. Аксакова. Источник: https://pinterest.com

Публицист и критик

Собиравшийся изначально преподавать в университете Константин Сергеевич в итоге сосредоточился на публицистике и литературной критике. Он сотрудничал с такими журналами, как «Москвитянин», «Русская беседа», особенно плодотворно с «Молвой», став фактически её редактором в 1857 году.

Аксаков был автором не только исторических, но и злободневных статей. Большое обсуждение, например, вызвала его статья «Публика – народ. Опыт синонимов», за которую «Молва» получила строгий выговор от цензуры. В этом тексте автор разносил в пух и прах отечественное дворянство с его презрением к родной культуре и языку.

По его мнению, оно было лишь публикой, тогда как настоящая жизнь проходила в народной среде.

Константин Сергеевич преуспел и на ниве литературной критики. Знаменательной стала критическая брошюра Аксакова 1842 года «Несколько слов о поэме Гоголя: «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».

В ней он сравнил Гоголя с Гомером, а его поэму – с русскими былинами. Эта работа положила начало литературной полемике с университетским другом автора Виссарионом Белинским, который критически отозвался о работе Аксакова, обвиняя его в излишней мечтательности.

Итогом подобных споров стал разрыв отношений двух страстных критиков.

Некая невинная восторженность в Константине Сергеевиче действительно присутствовала, и он сам это признавал.

Ее примером может служить демонстративное ношение им русской одежды (косоворотки и шапки-мурмолки), которое в итоге было запрещено III Отделением в 1849 году.

Как критик Аксаков сотрудничал и со славянофильским «Московским литературным и ученым сборником». Здесь выходили его рецензии на произведения Николая Некрасова, Владимира Соллогуба и др.

Могилы С.Т. и К.С. Аксаковых на Новодевичьем кладбище.
Источник: https://pinterest.com

«Праведник умер»

Эти слова о Константине Аксакове принадлежат священнику, исповедавшему его перед кончиной и поражённому силой его христианской веры. Семейные узы среди представителей славного рода Аксаковых были чрезвычайно сильны. Невероятная близость отца и сына – Сергея Тимофеевича и Константина Сергеевича – чрезвычайно повлияла на судьбу последнего.

После смерти отца в 1859 году Аксаков затосковал, что пробудило в нем чахотку. Она сожгла выдающегося мыслителя очень быстро: знаменитый славянофил, перед которым «все единогласно преклонялись … с уважением», скончался на греческом острове Закинф 19 (7 по ст. ст.) декабря 1860 года.

Константин Аксаков ушёл из жизни в 43 года на пороге больших перемен в жизни столь горячо любимой им родины.

Обложка: https://pinterest.com

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/konstantin-aksakov-s-bolshoi-liuboviu-k-rossii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.