АЛАНО-ИРАНСКИЙ КОМПОНЕНТ В ЭТНОГЕНЕЗЕ РУСИ

Содержание

Аланское наследие и историческая мифология

АЛАНО-ИРАНСКИЙ КОМПОНЕНТ В ЭТНОГЕНЕЗЕ РУСИ

Не утихают споры вокруг исторического наследия Алании. «Кавказ.Реалии» уже писал, что на нее претендуют разные кавказские народы, поэтому решил обратиться к представителям научного сообщества — к доктору исторических наук Зареме Кипкеевой и историку Сергею Перевалову для разъяснения ряда спорных моментов в научном ключе. Мы задали одни и те же вопросы обоим ученым.

Почему, на Ваш взгляд, проблема принадлежности к исторической Алании так сильно актуализировалась сейчас?

Кипкеева: Очевидно, актуализация «аланского» этногенеза в Южной Осетии лежит в плоскости, далекой от исторической науки. Однако я не готова обсуждать современную политическую ситуацию в республике, где используют любые зацепки для объединения с Северной Осетией и войти в состав России.

Перевалов: На Северном Кавказе идет бурный процесс этногенеза малочисленных наций, политическим элитам требуется соответствующая историческая мифология (потому что научной истории у младописьменных народов не было до прихода русских).

Аланская тема всплыла (ранее существовала в латентной форме) сразу после распада СССР в 90-е годы как замена социалистической утопии. Тогда появилась приставка «Алания» к названию Северная Осетия, название Магас для новой столицы Ингушетии.

Хороший очерк распространения аланской темы в общественно-политической сфере дает В.А.Шнирельман в книге «Быть аланами» (М., 2006).

Нынешняя вспышка борьбы за аланское наследство не первая, она вызвана получившими широкое освещение в СМИ событиями: постройкой пышных «Аланских ворот» ингушами в Магасе, и референдумом в Южной Осетии о новом названии республики — «Государство Алания» (назначен на 9 апреля).

С точки зрения науки, какие народы имеют право на аланское наследие? Наука оценивает этот вопрос однозначно или есть разные теории?

Кипкеева: Если бы в науке утвердилась однозначная теория аланского наследия, это было бы по меньшей мере странно.

Во-первых, слишком мало достоверных источников, во-вторых, изначально эта научная проблема была тенденциозно привязана европейскими авторами к политическим и идеологическим концептам об «ираноязычности скифов и алан» и «индоевропейской семье», в которых не было места тюркоязычным народам, зато нашлось для ираноязычных осетин.

Вот их и «назначили» потомками алан и в 19-20 вв. еще долго убеждали и уговаривали признаться, что они есть аланы-асы-осы. Но последние упорно не хотели отказываться от своего самоназвания «ирон», в отличие от названия «осетин», от которого, похоже, скоро легко откажутся.

Между тем карачаевцы и балкарцы — единственный народ, сохранивший в своем языке название «алан» в качестве обращения друг к другу.

Археологические памятники, лингвистические данные, письменные свидетельства средневековых данных свидетельствуют в пользу теории аланского этногенеза карачаевцев и балкарцев.

Впрочем, историческая Алания включала в себя многие народы Северного Кавказа. Неудивительно, что «аланский след» прослеживается в этногенезе, культуре и языке различных народов.

Основатель научного осетиноведения Вс.Ф.Миллер считал аланов предками ряда выше перечисленных кавказских народов — не только осетин.

Перевалов: На аланское наследие претендуют осетины, карачаевцы и балкарцы (это две части практически одного тюркоязычного народа), вайнахи (ингуши и в меньшей степени чеченцы).

Основание — язык (у осетин), территория — у других (средневековая Алания имела центр на территории нынешнего Карачая и захватывала ингушские и чеченские земли до Дагестана). Отношения аланов и позднейших народов трактуются как «предки» и «потомки». Основатель научного осетиноведения Вс.Ф.

Миллер считал аланов предками ряда выше перечисленных кавказских народов — не только осетин, но, поскольку он больше занимался языком, а имеющиеся данные по аланскому языку достаточно убедительно указывают на то, что это — язык восточно-иранской группы (той же, что и осетинский), осетины настаивают на своем аланском первородстве.

Современная историческая этнография выделяет ряд критериев для этнической идентификации, язык не считается единственным или основным, предпочтение дается самосознанию, выраженному этнонимом.

Поскольку письменных текстов на аланском языке до нас не дошло (есть только пробные надписи), мы не знаем особенностей аланского менталитета, как они себя называли, поэтому их связь с современными нациями гипотетична. Ведущие специалисты по аланам — В.А.Кузнецов (Россия) и Я.

Лебединский (Франция) достаточно сдержанно прокомментировали аланские претензии наиболее активных протагонистов аланского мифа — осетин. «Осетины — не аланы, а потомки одной из аланских групп, причем средневековые аланы не идентичны античным» (перевод с французского по памяти).

Примерно то же следует сказать о других претендентах, унаследовавших какие-то аспекты аланской культуры (материальной, духовной), генетический код и др.

Аланы могут считаться языковыми предками осетин (но надо иметь в виду, что в процессе расселения аланов по просторам Евразии они подвергались ассимиляции: переходили на другой язык, в частности, тюркский, так что название иранский «аланский язык» следует относить только к наиболее древней его ветви), но не этническими предками. Об этом, в частности, говорит видный специалист по североиранским народам в древности Аскольд Иванчик, член-корреспондент РАН. На мой взгляд, нынешние северокавказские народы сформировались как этносы уже после падения Аланской державы в результате разгрома Тамерлана, то есть в научном плане говорить о преемственной связи с аланами как этносом не может ни один современный народ.

Оправдано ли, с точки зрения науки, желание политиков Южной Осетии переименовать республику в Аланию?

Кипкеева: Возвращение исторического этнического названия, на мой взгляд, оправдано, если оно стойко сохранилось в родном языке в качестве самоназвания, а название, данное соседними народами, упорно воспринимается как чуждое и неприемлемое.

Известно, что грузины назвали территории к северу от Главного Кавказского хребта — Осети, т.е. земля осов (асов, алан). Так, собственно, и стали ираноязычные горцы называться осетинами.

В науке же известно их самоназвание «ирон», но, как мы видим, к нему возвращаться осетинские политики и историки не призывают.

Перевалов: С научной точки зрения и с точки зрения здравого смысла неоправдано желание РЮО переименовать республику в «Государство Алания».

Это — политический проект, он может иметь негативные последствия для взаимоотношений с соседними регионами (субъектами РФ на Кавказе и Грузией), и, я полагаю, с Россией, т.к.

осетины претендуют в среднесрочной перспективе объединить обе республики под одним названием (Алания) на этнической основе, а это противоречит курсу российской национальной политики на создание «единой гражданской нации» без политически организованных этнических анклавов.

Может ли научное сообщество предотвратить межэтническую напряженность, которая может быть стимулирована борьбой за аланское наследие?

Кипкеева: Для этого есть один верный способ: оставить аланскую проблему для научных поисков, конференций, исследований, монографий, учебников по средневековью.

Однако если в Осетии с «аланским наследством» действительно планируют получить какой-то «политический капитал», то в этой сфере научное сообщество бессильно.

В то же время общественные организации различных народов, конечно, не могут не высказывать от имени своих народов крайнюю озабоченность по поводу провокаций, стимулирующих межэтническую напряженность.

Перевалов: «Может ли научное сообщество предотвратить межэтническую напряженность»? Может, но для этого надо перевести разговор в чисто научную плоскость — изучение источников ради восстановления — максимально честного — аланской истории на фактах, полученных при непредвзятом изучении материала.

В кавказских республиках (в том числе Северной и Южной Осетии) нет специалистов-античников и медиевистов со знанием древних языков (главные — латынь и греческий) и умением работать с современной зарубежной литературой.

В каждой из республик (РСО-Алания, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Чечня) есть свои академические институты, ведущие не столько исследования, сколько этноцентристскую пропаганду роли аланов в истории своих («титульных») народов.

Историческая наука в российских столицах и международных центрах в целом менее политизирована и историки редко вмешиваются в споры претендентов на аланское наследие (пример — Агусти Алемань из Барселоны).

Алий Тоторкулов, руководитель Российского конгресса народов Кавказа, сетовал на слабость положения тюркологов в научном сообществе страны и в этом он видит причину того, что карачаево-балкарцы все еще не воспринимаются как наследники алан. Вы разделяете эту точку зрения?

Принимались как бы превентивные меры по недопущению неведомого, но пугающего «пантюркизма», в том числе и с помощью псевдонаучных фальсификаций.

Кипкеева: Да, у нас серьезные проблемы с развитием исторической науки. И так было, не побоюсь этого слова, всегда.

К истории тюркоязычных народов нашей страны, наследникам великих древних и средневековых государств отношение складывалось предвзятое и уничижительное, принимались как бы превентивные меры по недопущению неведомого, но пугающего «пантюркизма», в том числе и с помощью псевдонаучных фальсификаций.

Так что да, у карачаево-балкарских ученых несравненно меньше возможностей и поддержки, чтобы широко вводить свои исследования в научный оборот. Однако это не значит, что наука стоит на месте, особенно по вопросам аланского происхождения.

Перевалов: Относительно слабости позиций тюркских трактовок истории (в сравнении с иранскими). Отчасти. Нужно помнить, что ряд тюркоязычных народов (карачаевцы и балкарцы) были депортированы в годы Великой Отечественной войны, и традиция изучения этих народов была прервана.

Но сейчас дело изучения их прошлого восстанавливается, недавно (2015 г.) в московском Институте этнологии и антропологии состоялся крупный конгресс по этногенезу карачаевцев, там затрагивались и смежные темы тюркологии, так что дело налаживается.

Профессиональный уровень некоторых тюркологов, занимающихся аланским прошлым, оставляет желать лучшего.

Источник: https://www.kavkazr.com/a/expert-alanskiy-sled-proslejivayetsya-v-etnogeneze--kulture-yazyke-razlichnyh-narodov/28331007.html

Аланы и их роль в истории Северного Кавказа

АЛАНО-ИРАНСКИЙ КОМПОНЕНТ В ЭТНОГЕНЕЗЕ РУСИ

Один из наиболее ярких следов в ранней средневековой истории Кавказа был оставлен аланами, народом, создавшим собственную государственность. Впервые они фиксируются вначале 2 века до н.э.

и затем на протяжении все своей истории они фигурируют в сообщениях армянских, грузинских, византийских, арабских и прочих авторов под разными именами – роксоланы, аланросы, асии, асы, ясы, овсы, осы.

Открыть в полном размере

Ученые убеждены, что аланы были ираноязычными и являли собой одну из ветвей сарматов. К 1 веку н.э.

придя их степей Средней Азии, заняли громадные пространства в Южном Приуралье, Нижнем Поволжье, Приазовье, образовав мощный племенной союз.

В это же время орды алан распространяются на значительной части Северного Кавказа, подчиняя своему влиянию автохтонные народы, лишь горные районы Чечни, Дагестана и западного Кавказа сохранили свою самобытность.

Первоначально экономической основой алан было кочевое скотоводство. Общественное устройство основывалось на принципах военной демократии.

С 1 по 4 века различные источники постоянно говорят о военных походах алан на сопредельные страны и народы.

Осуществляя набеги в Закавказье, они вмешивались в борьбу между великими державами того времени (Парфия, Рим), учавствуют на стороне и против владетелей Иберии, Армении, Албании.

В отличие от более ранних иранских пришельцев, аланы смогли перейти к оседлости и земледелию, что помогло им закрепиться на Центральном Кавказе. В 3 веке Алания – грозная сила, с которой должны считаться соседние государства, например, Боспорское Царство.

За несколько сотен лет своего господства на Северном Кавказе, аланы оказали настолько мощное воздействие на аборигенов, что культура всех местных народов подверглась нивелировке и приобрела единые признаки, в том числе аланский катакомбный погребальный обряд обнаруживается в различный уголках Кавказа. Присутствие алан зафиксировано в народном эпосе адыгских и нахских сказаний, например, эпические легенды вайнахов “Илии”.

Аланы в эпоху Великого переселения народов

В конце 3 века н.э. могущество алан было существенно подорвано нашествием новых кочевых орд из Центральной Азии. Первоначально в 70-е годы 3 века полчище гуннов разгромило и оттеснило алан в предгорья, а другую их часть увлекла в свои дальние европейские походы.

Одна из гуннских группировок, акациры, оставались в северо-кавказский степях на протяжении всего 4 века. Тогда же в конце 3- начале 4 веков н.э. практически в одно время с гуннами на Северный Кавказ устремляется еще целый ряд монгольских и тюркских по происхождению племен. Наиболее заметный из них – племенное объединение болгар.

Натиск кочевников вынудил оставить алан всю степную часть Северного Кавказа и удалиться в предгорные и горные районы.

Поселения алан в то время основывается на современных землях Пятигорья, КЧР, КБР, Осетии, Ингушетии. Основным типом жилищ становятся укрепленные городища, которые сооружались в труднодоступных местах.

Это было оправданно, ибо кочевая экспансия на Северном Кавказе не утихала в течение нескольких столетий.

В 6 веке аланы испытали на себе давление кочевого союза тюрков, создавших собственное громадное образование Тюркский Каганат. В 7 веке стало осуществляться подчинение кочевых и аборигенных народов Кавказа со стороны другого степного этноса хазар.

Открыть в полном размере

Аланские союзы центрального Кавказа попали в зависимость от хазар и на стороне последних приняли участие в целой череде хазаро-арабских войн 7-8 веков.

Хазарские и арабские авторы в этот период указывают на Центральный Кавказ как на постоянное место жительства алан, также Дарьяльский проход (Дарьяльское ущелье), соединяющий Северный Кавказ с Закавказьем, с арабского Баб ал Алан (аланские ворота).

К этому времени среди алан формируются две крупные и самостоятельные общности. Выделяются:

  1. западные аланы (аштигор), КЧР, востоные районы Краснодарского края и Ставропольский край;
  2. восточные аланы (ардосцы), КБР, Осетия, Ингушетия.

В конце 10 века хазарское давление на алан ослабевает и создаются предпосылки для формирования самостоятельного аланского государства.

За почти тысячелетний период пребывания на Северном Кавказе аланы смогли достичь значительных успехов в различных отраслях.

Наряду с традиционным скотоводством развивалось плужное земледелие, ремесла – гончарное, оружейное, кузнечное, ювелирное. С 7 века ремесло отделяется от сельского хозяйства и превращается в самостоятельную отрасль.

Раскопки аланских городищ дали материал о социальной дифференциации в их среде. Образованию классов способствовали процессы христианизации, которые особенно активизировались в 10 веке. Христианство проникало в Аланию через Грузию и византийских миссионеров. В итоге, по всей Алании разворачивается строительство церквей по византийскому образцу.

Расцвет и гибель аланского государства

В 10 веке происходит объединение западного и восточного аланских племен в единое Аланское государство. В социальном плане в алании выделяется привилегированный класс феодалов, эксплуатировавший крестьян-общинников и патриархальных рабов.

В середине 10 века упоминаются властители Алании, обладавшие титулами “духовного сына” и “Божественного владыки Вселенной”. К этому времени можно говорить о возникновении городов у алан, например, город Магас.

К развитию отношений с аланами стремятся не только соседи, прежде всего Хазария и Грузия, но и отдаленные ильные державы – Арабский Халифат, Византия, Киевская Русь. В этот период имели место династические браки между правителями Алании и другими странами.

Как и прочие ранние феодальные государства той эпохи, Алания после своего расцвета во второй половине 12 века погружается в пучину феодальный междоусобиц. Некогда единое государство к началу 13 века распадается на ряд мелких владений, враждующих друг с другом.

В состоянии феодальной раздробленности застает Аланию татаро-монгольское нашествие. С 1222 года монголы делают первые попытки подчинить Аланию, однако планомерное завоевание всей страны начинается с 1238 года.

Несмотря на героическое сопротивление, часть алан уничтожается татаро-монголами, другая их часть пополняет войска татаро-монгольских ханов, а третья часть алан рассеивается по горным труднодоступным местам Центрального Кавказа, где начинается процесс смешения алан с местными автохтонными народами.

Современные народы: осетины, балкарцы, карачаевцы имеют в собственном этногенезе определенную долю аланского компонента.

©ncau.ru
создано на основе личных студенческих записей  лекций и семинаров

Еще по теме:

Ваша оценка публикации (32 голоса, в среднем: 4.6 из 5)

Источник: https://ncau.ru/6/

Гото-аланы: готы и/или аланы

АЛАНО-ИРАНСКИЙ КОМПОНЕНТ В ЭТНОГЕНЕЗЕ РУСИ
Гото-аланы: готы и/или аланы

Дольше всего территориально-этнический альянс готов и аланов просуществовал на территории Крымского полуострова, а самый заметный след оставил на Пиренейском.

Собственно, с этих разных европейских полуостровов, разделенный десятками столетий и тысячами километров, и возник составной этноним «гото-аланы».

Готы – восточные германцы; аланы, сарматы – восточные иранцы. Но не слово «восточный» объединяет их. Так называемые восточные германцы первоначально были расселены севернее всех остальных германских народов, затем проникли западнее и южнее всех остальных.

Аланы, сарматы волею исторических судеб оказались и западнее, и севернее, и южнее всех ираноязычных народов, став «европейскими иранцами», по меткому определению Вс.Ф. Миллера. Вихри Великого переселения народов, источником которых они сами и являлись, несли готов и аланов друг на друга.

И для тех, и для других это была встречная полоса. Они не могли избежать столкновения и/или объединения.

Они вместе с неиндоевропейскими гуннами, вандалами и другими германскими народами теснили римский миропорядок, пока не опрокинули его. Их совместные действия на территории современных Франции, Испании и в Северной Африке, имевшие далеко идущие последствия для судеб всей Европы, известны по записям римских историков, современников этих событий.

Спорадически оказывались по одну сторону баррикад и по разные, втянутые в различные военные альянсы, они сражались вместе и против друг друга.

Они образовывали соединенные королевства, но у них не было шансов распасться на этнократические государства, они и сами немало поспособствовали взаимному ослаблению и истреблению, обрекая себя и других на ассимиляцию в иноязычных и иноэтничных социумах.

«Я знаю, что я ничего не знаю»

Как правило, этноним, знакомый и понятный, становится многомерным и непонятным при ближайшем рассмотрении и при попытке восстановить его историю. Может, поэтому человечество любит расшифровывать этнонимы – всегда есть «личный» в буквальном смысле этого слова интерес, и всегда есть вызовы, задаваемые новым временем, новыми данными, пытливостью этнического самосознания.

Еще сложнее дело обстоит с составными этнонимами, т.к. к головоломкам, задаваемым самими слагаемыми названиями, добавляется проблема интерпретации их суммы. С гото-аланами так же.

На поверхности все более или менее очевидно.

Германский народ готов и иранский народ аланов, не уступавшие друг другу в своей воинственности и мобильности в течение бурного V века, оказавшись на территории Пиренейского полуострова, образовали общее королевство, название которого надолго пережило и само королевство, и народы, его сформировавшие.

Многие историки предполагают, что от их названий и произошло слово «Каталония». Каталония (Гото-Алания), автономная область Испании, известна своей самобытностью, своим неистребимым духом к независимости и сепаратизму.

Возможно, присутствие готов, аланов не только увековечено в названии, но и повлияло на формирование этнического характера.

В Крыму аланы оказались раньше, еще во II в. н.э. и на столетие раньше готов. Приход и тех, и других сопровождался резонансными событиями и процессами. В контексте нашей темы важно, что, объединенные территорией, единой христианской верой, они постепенно образовали этническую общность «гото-аланы», которая впоследствии участвовала в этногенезе других крымских народов.

Кстати, готский язык, ныне считающийся мертвым, дольше всего просуществовал, полноценно функционируя и как письменный, и как разговорный именно в Крыму до IX–X веков. По свидетельству Вильгельма де Рубрука, он мог ограниченно употребляться даже еще в XIII веке.

Данными об аланском языке в Крыму мы не располагаем, хотя косвенно можно полагать примерно такие же амплитуды его употребления и стадии исчезновения.

Но это линейное выстраивание исторических судеб двух народов наталкивается на целый ряд проблем при более глубоком анализе.

Во-первых, сама степень родства между сармато-аланскими и германскими языками – вопрос дискуссионный, который решается по-разному разными авторами. Понятно, что речь идет об индоевропейских народах, языковое родство которых бесспорно.

Но у древних авторов читаем про «скифов, называемых готами» в рукописи середины III века, приписываемой Дексиппу. Средневековые историки практически отождествляли или не различали готов и аланов.

Иордан, Прокопий Кесарийский пишут про «аланов и другие готские племена», про «готский народ аланов», может, потому Иордан в одном месте называет себя аланом, в другом – готом.

Эта же традиция отмечена и у медиевистов XVIII века, писавших о «скифах, говорящих на готском». Характерное неразличение этих народов можно проиллюстрировать использованием разделительного союза «или» в названии труда Дж. Пинкертона «Диссертация о происхождении и истории скифов или готов».

Наряду с подобным декларированием общего происхождения отдельные германские племена, в частности, саксы, возводятся к скифо-сарматским народам (Ш. Тернер). Известный ученый начала XVII в. Р.

Шерингэм считал, что и саксы, и юты родом из Скифии, которую он локализовал в предгорьях Арарата. По его мнению, они продвигались через Сарматию и Скандинавию, более гостеприимные, чем Германия и остальная Европа. Его современник медиевист Дж.

Макферсон считает саксов самыми «чистыми» («unmixed») сарматами, называя их предками англосаксов, заселивших юг Британии, а также классифицирует их как «сарматские германцы» и «сарматские скандинавы» (Sarmatian Germans и Sarmatian Scandinavians).

Даже в самом собирательном этнониме «тевтоны» он усматривает сарматское происхождение, считая тевтонов частью, авангардом скандинавских сарматов.

Когда другие ученые (тоже европейские) впервые столкнулись с самим фактом существования осетинского языка и с проблемой его описания и классификации, лежавшие на поверхности факты лексических схождений с германскими\немецким словами подсказали мысль о его близком родстве с группой германских языков.

В середине XIX в. А. Гакстгаузен, этнический немец и германоязычный ученый, на основании лексических совпадений, а также из особенностей ряда предметов культуры и быта обосновывал теорию германского происхождения осетин, полагая, что осетины являются сохранившимися на Кавказе остатками готских племен, разбитых гуннами.

В таком случае снова встает вопрос, что дают готы и аланы в сумме.

Я знаю, что я что-нибудь узнаю

С прилагательным «гото-аланский» все более или менее понятно. Гото-аланская волна нашествий – это их совместные военные экспедиции, гото-аланская армия – это армия, в которой ряды готов «стали быстро пополняться аланами».

И дружина гото-аланская потому, что состоит из воинов разных народов, даже если ее возглавляет алан, как, например Аспар, этнический алан.

Но кто же все-таки сверг последнего римского императора? Германец Одоакр или его аланское войско?

Название гото-аланы или сармато-готы можно сопоставлять с другими составными этнонимами, хотя это не проливает свет на его содержание. Если правы Иордан, Прокопий и другие приведенные выше авторы, то это как южнославянские сербо-хорваты, объединенные по принципу близкородственности. Более близкий нам пример: адыго-кабардинцы или карачаево-балкарцы.

Если встать на позиции Дж. Макферсона и А. Гакстгаузена, то следует подбирать параллель, где основанием для объединения служит историческая преемственность, например, скифо-сарматы.

Или у того же Прокопия можно найти про персо-армян, неприжившийся термин, но отражающий стадию совместного проживания двух этносов на определенной территории.

Для примера можно привести и уже упоминавшихся соседей, но в другом сочетании, игнорирующем их языковое и генетическое родство: кабардино-балкарский, такое название подчеркивает равноправность этносов, союзнический характер их отношений.

Это могло быть территориальное и полиэтничное объединение, как Австро-Венгрия, обреченное распасться именно по этническому принципу на этнократические государства. Но в Гото-Алании обе титульные нации теряют собственные языки.

Среди составных этнонимов есть и откровенно противоречивые названия: были ли и если да, то в какой пропорции по отношению к монголам татары в составе татаро-монгольских войск, если принимать во внимание ненависть императора вселенной к ним, истребившим большую часть мужского населения этого народа?

До появления новых данных и теорий можно оставаться на умеренных позициях и считать готов и аланов родственными индоевропейскими народами, в эпоху поздней античности и раннего Средневековья оказавшимися в условиях вторичной конвергенции. У готов и аланов был общий индоевропейский словарный фонд.

Но во время совместных действий и проживания с неизбежностью должны были появляться новые точки сближения, заимствоваться слова и понятия.

Судить об этом не позволяет, во-первых, тот факт, что от готского языка сохранились только фрагменты перевода Нового Завета IV века, это время соответствует начальной и ранней стадии их активного языкового контактирования с аланами.

Во-вторых, это текст особого рода со своим метаязыком, повлиять на который должны были, главным образом, греческий и латинский языки. В-третьих, разрыв между письменными традициями двух языков составляет порядка 14 столетий – длительный промежуток, за который готский прекратил существование, а осетинский в своей эволюции мог утратить ряд слов.

У осетин есть особенные причины сожалеть, что история обрекла готский язык на вымирание. Тем не менее изучение рунических надписей и текста готских Евангелий может представлять интерес. Приведу свой собственный пример, иллюстрирующий гото-осетинские сепаратные связи.

Глава 8 от Матфея, описывающая события после Нагорной проповеди Иисуса Христа, начинается словами: «Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа». В готском тексте последние два слова «множество народа» переведены словами iumjons managos «толпы многие».

«Managos» имеет параллели во многих языках, это известный индоевропейский корень, от него и русское «много, многие», и английское «many». А «iumjo» в готском глоссарии определяется как существительное «куча, толпа, масса, множество».

А может, осетинское «иумæ»? «Иумæ бирæтæ»? «Вместе многие?» Вполне резонно, т.к. по звучанию и по значению готское и осетинское слова вполне сопоставимы. Кроме того, определение стоит в постпозиции, т.е. после определяемого слова, а это нетипично для порядка слов в готском.

А главное, что параллелей этому готскому корню в других языках нет, и в словаре «iumjo» снабжено пометкой «этимология неизвестна». А если учитывать осетинский, известна?

Напоследок расскажу историю. Жила-была принцесса, дочь короля. И вышла она замуж и стала королевой. Вполне себе сказочный зачин, но так как история эта историческая, то и финал у нее трагический. Случился дворцовый переворот, ее заточили в тюрьму на озере(!).

Она ждала помощи с востока(!), но не дождалась. С опозданием с востока прибыл герой, которому оставалось только отомстить за ее гибель, что он и сделал: развязал войну и перебил ее обидчиков.

Принцессу звали Амаласунта, отца – короля остроготов – Теодорих Великий, мстил за нее император Юстиниан. После смерти Амаласунты в 535 г. он развязал гото-византийскую войну.

Здесь корень «гот» – на первом месте по футбольному принципу, они «принимающая» сторона, у них на тот момент было королевство с территорией, подданными, войском. Но в войне с византийцами первого места они не получили.

Заметно, что в истории нет упоминания аланов, но это опять на первый взгляд.

Византийский император, кстати, с неустановленной родословной в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским по числу покоренных народов.

Амалы, семья Амаласунты, считаются готами, но с зафиксированными матримониальными связями с аланами, а биография ее известна из работ Прокопия Кесарийского и Иордана, тех самых, которые считали готов и аланов одним народом.

Чем глубже в историю, тем больше аланских следов, ведь зачем-то аланы сохранили в эпической форме в кадаге «Как Сослан спас Шатану из озера Ада» рассказ об этой трагедии на таком далеком Аппенинском полуострове (см. статью «Эпическая Сатана и историческая Амаласунта». Нартоведение. 2017). Это уже третий, а с учетом армориканской Бретани даже четвертый знаменитый европейский полуостров в исторической судьбе аланов.

Источник: http://sevosetia.ru/Article/Index/216570

Тайны Аланского царства

АЛАНО-ИРАНСКИЙ КОМПОНЕНТ В ЭТНОГЕНЕЗЕ РУСИ

Потомками алан — ираноязычного племени, жившего на территории Кавказа тысячу лет назад, — сегодня называют себя несколько народов, и это неудивительно: ведь аланы имели славную историю.

Они воевали во Франции и Испании, дружили с Византией, первыми на Северном Кавказе приняли христианство, оставили после себя полуразрушенные города и уцелевшие храмы и даже жили в Африке.

История аланского царства до сих пор будоражит умы исследователей и вызывает много дискуссий.

Откуда пришли аланы, когда Аланское царство достигло своего расцвета и кто его сокрушил, рассказал специалист по аланской истории Владимир Кузнецов. Впервые он попал на аланское городище в Нижнем Архызе еще 22-летним студентом и с тех пор посвятил истории этого народа всю жизнь. Сейчас знаменитому ученому 92 года.

Народ с Востока

Доктор исторических наук, археолог Владимир Кузнецов

— Аланы пришли на Кавказ в конце первого века нашей эры. Откуда мы точно установить до сих пор не можем: письменных источников нет, документов нет, архивов никаких нет. Письменности у них не было — никаких летописей, хроник, в которых они бы о себе рассказали. Только археология.

В общем, мы знаем, конечно, что они пришли откуда-то с Востока, может быть из Средней Азии. И скорее всего, из нынешнего Узбекистана. В те времена он назывался Хорезм — было такое государство в Средней Азии. Сейчас там господствуют тюркоязычные узбеки, а в те времена — иранцы. Аланы — ираноязычный народ. Они относятся по языку к северной группе иранских племен.

Правда, что аланы — потомки легендарных скифов?

— Мне иногда достается от осетинских историков, которые очень хотят быть скифами. Они утверждают: «Мы не аланы, мы скифы». Но это не скифы, а мифы. На самом деле аланы происходят от сарматского племени. Впрочем, родственного скифам, тоже ираноязычного.

Каменное надгробное изваяние скифского вождя, обнаруженное в одном из древних курганов в нижнем течении реки Днестр

К сарматам относились три основных племени: сираки, аорсы и аланы. Все они были кочевниками, очень воинственными — настоящие варвары. Затем они объединились. Скорее всего, это произошло в результате войны между сираками и аорсами в 49 году н.э.

Это были варварские времена, ни законов, ни прав человека — родственные племена легко могли воевать между собой. Но после того столкновения они, наоборот, объединились, а во главе объединения стали аланы. Вот тогда из трех сарматских племен возникло мощное военно-политическое образование.

Как аланы поселились во Франции и Африке и «придумали» реку Дон

— В первые века нашей эры древние иранцы господствовали на большой территории, аланы тоже: Юг Украины (степная и приморская часть, вплоть до нынешней Молдавии), Крым, Боспор, Подонье, Нижнее Поволжье, Северное Предкавказье, Северный Кавказ (но только равнины, не горы).

Наша топонимика до сих пор пестрит словами аланского происхождения. Например, название реки Дон — аланское. А в Румынии есть город Яссы — это один из этнонимов алан, их самоназвание.

Аланское наследие: Средний аланский храм на территории Нижне-Архызского городища, датированный IX веком. Был восстановлен монахами в 1897 году, Карачаево-Черкесия

Потом наступила эпоха великого переселения народов: конец IV — начало V века н.э. С востока пришли орды кочевников — гуннов, еще больших дикарей и варваров, чем аланы. Гунны легко побили алан. Аланы разбежались: одна часть присоединилась к гуннам и вместе с ними ушла в Западную Европу. Аланы жили в Германии, во Франции, в Испании, в Португалии.

Часть переправилась через Гибралтарский пролив и поселилась в Северной Африке. Там они даже создали небольшое государство, но оно было слабым и существовало недолго. Дольше всего аланы жили во Франции. Нам известны места, где они селились, есть карта. Со временем они ассимилировались — растворились. Западным историкам этот факт хорошо известен.

Большая же часть алан отхлынула с Подонья и Поволжья в Предкавказье — поближе к горам. Там, на равнинах около гор, население было редким и не аланским, это были местные кавказцы. Мы их называем кобанцами. Аланы разгромили эти племена и заняли всю территорию, а народы постепенно ассимилировали.

Территория им досталась громадная, особенно по тем временам, больше 500 километров в длину. На Центральном Кавказе от реки большая Лаба (в Краснодарском крае) и до реки Сунжа на Востоке (это в Чечне). Аланы господствовали здесь тысячу лет. Вначале сложился союз аланских ираноязычных племен, а потом, уже ближе к VI−VII векам, на их основе выросла и раннефеодальная государственность.

Cтатуя воина-мингира, известная как «каменная баба», смотрит на реку Большой Зеленчук. VIII—XII вв., Нижний Архыз

Как аланы-степняки превратились в горцев и при чем тут турки

— В XI веке аланам пришлось переместиться дальше в горы. Произошло это после знаменитой битвы при Манцикерте в 1071 году. В то время с Востока на Запад шли тюрки, особенно турки-османы.

Они часто набегали на границы Византии, которые тогда доходили до современного города Кутаиси в Грузии.

Византийцы нанимали аланские конные полки — аланская конница славилась на Востоке — и хорошо им платили золотом.

Так вот, в 1071 году эти самые османы разбили на голову византийскую армию, в которой были и грузинские, и армянские, и аланские воины. После этой битвы началось массовое переселение алан с равнин в горы.

Для алан это было большой исторической драмой. Ну, представьте себе кочевника, он привык жить на равнине, ему нужно скот кормить, у него тысячное поголовье. Съели его животные всю траву — он переселяется дальше, ищет новые пастбища. А в горах образ жизни пришлось менять.

Экспонаты археологических раскопок на территории Нижне-Архызского городища. Карачаево-Черкесия

Аланы: друзья Византии и первые христиане на Северном Кавказе

— Территория государства делилась на две части: на западную Аланию и на восточную Аланию. В западной Алании центр находился в Нижнем Архызе, там, где сохранились аланские храмы и городище.

Город был длиной в три с половиной километра, вся территория была застроена: улицы, переулки, маленькие площади. По моим прикидкам, там жило около двух-трех тысяч человек.

По тем временам это был уже серьезный город, не уступавший по численности западноевропейским.

Что касается столицы восточной Алании — мы знаем только ее название. Этот город назывался в летописи Дедяков, но, где он находился, неизвестно до сих пор.

Восточная Алания в политическом отношении и в военном отношении тяготела к Ирану, к персам. А западная Алания тяготела к Византии. Византия была центром христианства, и в первой четверти X века византийские миссионеры принесли христианство в Аланию. Это была первая христианская епархия на Северном Кавказе. Причем учтите важный момент: аланы приняли христианство на 70 лет раньше Руси.

В каждой части Алании был свой правитель. Тот, что в западной, христианской, которая была в союзе с Византией, назывался по-гречески «эксусиократор».

Так и проходил в византийских документах — «эксусиократор Алании». А тот, который управлял восточной Аланией, по византийской иерархии был ниже рангом. Эксусиократор — царь, император.

А восточный назывался «архонт», то есть правитель одной из областей.

Сентинский храм, Нижняя Теберда

Метрополитен-музей и тысячи долларов за грязные тряпки

— Пока аланы жили на равнине, у них господствовало земледелие и ремесла: они умели делать хорошее оружие. А также они были хорошими всадниками — аланская конница славилась на Востоке. Их охотно приглашали и византийцы, и турки. Они шли туда, где больше платят. Им было все равно кого колошматить. Это общество было очень примитивным по сравнению с нами.

Уже позже они обогащались за счет Великого Шелкового пути, трасса которого начиналась в Китае, кончалась в Риме и проходила в том числе через западную Аланию. Там были низкие перевалы — наиболее удобные, чтобы перейти на южную сторону, в Абхазию.

Аланы на мулах перебрасывали купеческие товары через перевал, там абхазцы уже принимали. А купцы рассчитывались с аланами либо деньгами, либо шелками. Аланы были безграмотными варварами, а их женщины ходили в таких одеждах, какие в Константинополе носили византийские матроны — аристократки.

Многие шелка потом оседали в могильниках. Лично я вот этими руками находил остатки шелков китайского, согдийского, византийского производства. От этих шелков остались одни только тряпки. Но нью-йоркский Метрополитен-музей купил эти грязные тряпки из Нижнего Архыза за тысячи долларов.

Женская туника. Лен, шелк, VI−VII в. н.э.

Дургулель Великий и самая красивая женщина Алании

— Алания достигла пика своего развития в XI веке. За 20 лет раскопок в Нижнем Архызе я нашел несколько каменных плит с надписями, и все датированы XI веком.

И по письменным источникам в это время в Алании был очень мощный, сильный царь, эксусиократор. Его звали Дургулель Великий. Он был в военном союзе с Византийской империей. А также заключал династические браки с соседями: и с византийцами, и с грузинами.

Сам он был женат на Борене, дочери грузинского царя. А дочь Дургулеля и Борены Мария была замужем за двумя византийскими императорами. Она была какой-то ослепительной красавицей, ее так и называли в письменных источниках — Мария Аланская. Она даже упоминается в византийской книге «Алексиада».

Вот такой была Алания в XI веке.

Тогда же там искали возможность создать свою письменность — на основе греческого алфавита. Вот если бы они создали письменность и она у них прижилась… Там, где появляется письменность, варвар кончается — начинается цивилизация!

Усыпальница аланского правителя, Дургулеля Великого, XI век. Экспонат Ставропольского музея-заповедника.

Закат Алании и нашествие Чингисхана

— Вот я вам сказал о Дургулеле Великом — выдающийся царь, мощная фигура. Именно при нем аланы поднялись, достигли хорошего положения. Но Дургулель умер, а без него все развалилось. Начались драки между феодалами, и Аланское государство развалилось на мелкие, лоскутные княжества.

Тут-то и явились татаро-монголы. А явились они мощно: у них был Чингисхан, знаменитый татарский полководец. Они шутя разгромили и алан, и их соседей — половцев.

Лучше сохранилась Восточная Алания, нынешняя Осетия. А вот на сегодняшней территории Карачаево-Черкесии, в верховьях Кубани, аланское население исчезло. Его остатки бежали на Восток, в восточную Аланию, и по сей день они живут там. Это дигорцы. Сейчас они живут в Дигорском ущелье, по которому протекает река Урух, — вот это и есть те беженцы с Кубани. Все остальные, видимо, погибли.

Татаро-монголы недолго пробыли на завоеванной территории. Они не привыкли жить в горах — им нужны были привычные степные просторы. Они ушли обратно на Дон и нижнюю Волгу. А опустевшие территории на Верхней Кубани заняли половцы — тюрки, тоже мусульмане, предки карачаевцев и балкарцев.

Аланские наследники

— Осетины — основные потомки алан. Они говорят на аланском языке по сей день, и это самый убедительный аргумент. На родство с аланами претендуют также ингуши, карачаевцы и балкарцы.

Причиной тому славная аланская история: у них Дургулель, Нижний Архыз, своя христианская епархия, купольные храмы, они воевали и во Франции, и в Испании, и в Закавказье (Грузии и Армении), даже в Африке были.

Кому не хочется иметь славных предков?

Но только у осетин аланы — это основной компонент в формировании этногенеза. А у карачаево-балкарцев, к примеру, основной компонент — половцы. Однако алан они тоже ассимилировали на своей территории. И аланы, как часть, как компонент, также вошли в их этногенез карачаевцев и балкарцев. В этом смысле они правы.

Мавзолей Дургулеля и другие загадки Алании

— Вопросов больше, чем ответов. У нас на Кавказе больше 130 аланских земляных крепостей. На Нижнем Архызе городища каменные, а в восточной Алании камня было мало, поэтому крепости строили земляные.

Самые крупные земляные городища — это Кызбурун, Старый Лескен, Аргудан. Там такие рвы, что удивляешься: по 10 метров глубиной, а тогда же никакой землеройной техники не было, все вручную. Взять такую крепость было невероятно трудно.

Ни одна из этих крепостей пока не изучена археологически: раскопки стоят очень дорого.

Во-вторых, у Дургулеля Великого был свой мавзолей, я им занимался, писал про него. Сейчас он находится во дворе Ставропольского музея. Этот Мавзолей составлен из 9 огромных тесаных плит, выше моего роста. На лицевой стороне плит высечены объемные, полускульптурного типа изображения.

Каждая покрыта разными сценами, которые до сих пор не расшифрованы. Никто не знает, что они означают. То, что это гробница Дургулеля, я обосновал. Но содержание сцен ни я, ни кто-то другой понять пока не можем. А когда-то этим нужно будет заняться. Один только мавзолей — это тема на всю жизнь.

Я такую работу написать уже не успею — мне нужна вторая жизнь.

Лиза Али

Источник: https://etokavkaz.ru/istoriya/tainy-alanskogo-tcarstva

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.