Амбротипия Миши Бурлацкого

Миша Бурлацкий и его ФотокабинетЪ

Амбротипия Миши Бурлацкого

В старом-престаром доме на Пестеля, 13 располагается ФотокабинетЪ Миши Бурлацкого. ФотокабинетЪ — это фотостудия 19 века. Из современного здесь только искусственный свет. Миша Бурлацкий делает снимки по методу 1851 года, используя старинную фототехнику. Такая технология называется «амбротипия»: получение серебряного изображения на стекле с использованием коллоидной эмульсии.

Как проходит съемка в старинном стиле?

Мы пришли сюда с «моделью» — руководителем информационного отдела Синагоги Мойше Трескуновым. Смутно я надеялась на выходе увидеть портрет раввина, книгочея и мудреца. Что получилось на самом деле? Об этом ниже, а пока Миша Бурлацкий расскажет, как проходит съемка.

Проявлять фото нужно быстро, пока светочувствительный слой эмульсии не высох. Поэтому кадр готовится заранее, еще до того, как негатив заряжен в камеру. Нужно выставить кадр, поставить свет и предварительно навестись на резкость.

Идем в лабораторию, берем стекло, льем на него эмульсию и опускаем на три минуты в раствор нитрата серебра.

Затем мы возвращаемся в студию и фотографируемся.

Снова идем в лабораторию. Тут происходит проявка…

…и фиксация

Отфиксированное изображение промывается проточной водой.

После того как стекло высохнет, оно сканируется и лакируется сандараковым лаком.

Заключительный этап — оформление в рамку. Рамка клеймится авторским клеймом, после чего в нее вставляется «сэндвич» из негатива, черной бархатной бумаги, на фоне которой негатив становится позитивом в отраженном свете, и картонки с логотипом студии.

Немножечко о Мише

Глядя на мастерские снимки и прекрасно оборудованный кабинет, думаешь, что Миша занимается фотографией всю свою жизнь. Но нет — только последние несколько лет. А до этого Миша был поэтом.

— Как же вы так резко развернули свою жизнь?

— Стихи закончились. Пришлось заняться фотографией! Закончатся фотографии — займусь чем-нибудь еще.

Амбротипией Миша увлекся в 2009 году после семинара Алексея Алексеева.

Мишины фотографии-инсценировки немного напоминают стихи — постмодернистские, с множеством смысловых пластов. В качестве модели зачастую выступает он сам — тут помогает природный артистизм и на редкость пластичное лицо. А иногда для кадров позируют друзья.

В технике амбротипии можно сделать пейзаж…

…И натюрморт. На фото — телефон с трубкой-гантелей, один из множества забавных предметов, украшающих студию.

Графический талант Миши проявился еще давно — в начале 80-х. Он начал работать с группой «Горизонт», исполнявшей арт-рок. Миша занимался визуальным оформлением ансамбля — от логотипов до пластинок.

Сам Миша музыкантом стать не захотел, несмотря на дар, который он унаследовал от отца, некогда певшего в детском хоре при синагоге во Владимире-Волынском.

Кстати, о синагогах: в петербургской Миша еще не бывал ни разу, только проезжал мимо на велосипеде. А в московской давным-давно был — общался со свахой.

— Я сказал ей: мне нужна такая длинная и тощая. И тогда сваха, низенькая, пухлая дама, величаво поднялась из-за стола — во весь свой полутораметровый рост, погрозила пальцем и укоризненно сказала:

— Миша… О чем вы говорите? Вы таки пришли в синагогу!

…Был у Миши и фотопроект, связанный с Израилем, про страну трех религий. Героем, объединяющим снимки в один сюжет, стал Пьеро. Миша лазал по иерусалимским холмам со своей старинной фотокамерой. К сожалению, в полной мере проект не был воплощен — не хватило средств.

Амброэкспедиция, 2010 г. «Я повторил путь Френсиса Фритта, — рассказывает Миша. — Ровно 150 лет назад этот человек организовал одну из первых фотоэкспедиций на Ближний Восток. Он снимал в течение трех лет, и в результате европейцы смогли увидеть первые фотодокументы святых мест»

Миша признается в том, что он совсем не бизнесмен:

— Есть те, кто заработают на чем угодно. Лично я знаю дворника, который так поставил дело, что зарабатывает бешеные деньги. Я же этого вообще не умею. Бывает, ко мне обращаются желающие сделать фото на паспорт. Я всех их отправляю в фотоателье по соседству.

Что у нас получилось

Тем временем снимок Мойше Трескунова готов, и он производит неожиданное впечатление.

— Посмотри! Это же лицо сапожника из еврейского местечка!.. Такого доброго и немного хитрого. А ты знаешь, я вполне вижу себя таким!

— А ты помнишь, что в роду у тебя были Сандлеры? (Сандлер в переводе с идиша — обувной мастер).

Мы поняли, что Фотокабинете вместе со снимком проявляется истинная сущность человека. Тут-то и понимаешь смысл слова «Амбротипия»: оно происходит от греческого ambrotos: вечный.

— Такая фотография отличается от современной, — поясняет Миша. Я использую очень мощный свет, так как у мокро-коллодионных негативов низкая чувствительность. Изображения черно-белые, а значит, цвет не отвлекает от сути. И еще, чтобы кадр получился, нужно замереть. И за счет этого человек оказывается вне ситуации, он погружен сам в себя в себя. Для меня такое фото — это правда.

По словам Миши, амбротипия несет на себе отпечаток личности не только модели, но и мастера:

— Сейчас аппаратуру делают поточно, для массового рынка. Получается безликая штамповка. Фотограф может только нажимать на кнопку. А с этими старыми камерами все по-другому. Они были созданы до появления массовых технологий. И поэтому работать с ними ты можешь, только если ты мастер. Создавая снимки, ты проявляешь свою индивидуальность.

Ну а напоследок покажем вам видеосюжет Михаила Фатеева о своем визите в «ФотокабинетЪ». В ролике использована музыка ансамбля Shpil Клезмер Бэнд.

Анна Бродоцкая

Фотокабинет располагается по адресу: ул. Пестеля, д. 13-15
Работает ежедневно с 14:00 до 22:00 по предварительной договоренности
+7 (921) 552 17 82
burdesign@gmail.com
http://www.photocabinet.ru/ru/

Источник: https://news.jeps.ru/lichnaya-istoriya/misha-burlaczkij-i-ego-fotokabinet-na-pestelya-13.html

Амбротипия. История и технология

Амбротипия Миши Бурлацкого

Благодаря амбротипии фотография стала массовой.

Амбротипия — вариант мокроколлодионного процесса, изобретенного Фредериком Скоттом Арчером и представленный научному сообществу в 1851 году. Смысл процесса заключается в получении и последующем закреплении позитивного изображения на стеклянной пластине.

Злая ирония заключается в том, что Арчер изобрел, но не запатентовал свой метод и умер в нищете и безмолвии, а привычный нам термин амбротипия (англ. ambrotype, от греческого ambrotos — вечный) ввел Джеймс Ансон Каттинг, более известный как Джеймс Амброуз Каттинг (да, гордость вынудила его сменить имя :)), который и запатентовал метод получения изображения в 1854 году.

Амбротип и его преимущества

Амбротипия — революция в истории фотографии. Шаг, имевший преимущества перед дагерротипией:

  • Уменьшилось время выдержки, что позволило фотографии открыть новые горизонты. Роджер Фентон был одним из первых военных фотографов той эпохи, а его фотографии Крымской войны позволили автору попасть в список 100 фотографов, изменивших мир. Своим успехом, он обязан амбротипии, и личному фургону, на котором фотограф разъезжал по местам сражений и фиксировал будни Британских подданных.
  • Заменив серебряную пластину на стекло, удалось снизить себестоимость производства фотографии, и вскоре, в фотоателье можно было видеть не только зажиточных, но и простых людей: офицеров, в низшем звании, и продавцов. Цене радовался и бизнес того времени, т. к. массовая индустрия всегда отзывалась звоном монет в бездонных карманах.

Решив вопрос доступа кислорода к полученному изображению (методом покрытия лаком слоя с коллодием и последующим накрыванием вторым стеклом) Каттинг увеличил срок хранения полученных фотографий. Амбротипия была принята с ликованием…

Технология

Несмотря на все свои преимущества, и внешнюю легкость, амбротипия требовала от мастера аккуратности и четкости действий, ведь эмульсия на основе коллодия сохраняет необходимые свойства, пока светочувствительный слой не высох, а это примерно 10-15 минут.

Технологический процесс:

  • Полировка стекла. Бруском по краям, буквально парой движений, необходимо обработать приготовленные стеклянные пластины. А после: промыть стекло и просушить.
  • Тщательная очистка. Используется смесь мела, спирта и воды. А затем финальная очистка при помощи спирта. Важно не перепутать стороны после полировки и оставить готовое стекло в специальном ящике, для защиты стеклянной поверхности от пыли и случайных касаний.
  • Построение кадра. Да, непривычно для цифровой фотографии, где учат сначала нажать кнопку, а только потом — думать; в амбротипии, как правило, выделяется время на обдумывание композиции и т. д.
  • Создание светочувствительного слоя на пластине. Для этого необходимо: полить коллодий на отполированную поверхность пластины, и равномерно распределить; излишки слить с угла. Коллодий схватывается, через 20 секунд. Далее, необходимо погрузить пластину в раствор нитрата серебра и выдержать ее в течении 4-5 минут (за это время в слое коллодия образуются галогениды серебра).
  • Фотосъемка. Заряжая пластину в кассету, фотограф должен помнить, что у него остается примерно 10-12 минут, пока коллодий не высохнет (после с ним невозможно будет работать).
  • Экспонирование…
  • Проявка. Тут все как в нашу молодость: красная лампа и процесс возникновения изображения «из ниоткуда». Проявка пластины ведется при красном свете и вручную. Необходимое количество проявителя выливается прямо на пластину и распределяется по ее поверхности. Проявление длится 12-15 секунд. Сплошная романтика.

    Источник: https://blog.andrewbondar.ru/ambrotipiya/

    Амбротип

    Амбротипия Миши Бурлацкого

    С приходом цифровой фотографии на плёнку стали снимать гораздо меньше, так как этот носитель обходится как правило дороже. Так было до тех пор, пока это не стало мейнстримом. А чтобы быть в курсе почему это модно, прочтите наши статьи о плёнке (в конце статьи вы найдёте ссылки).

    Плёнка не существовала всегда, она пришла на смену коллоидному процессу, известному сейчас как «амбротипия».

    Начало

    В далёком 1851 году был изобретён фотографический процесс, независимо друг от друга англичанами Фредериком Скоттом Арчером и Робертом Бинэмом, а также французом Гюставом Лёгре. Но первая публикация изобретения целиком приписывается Арчеру.

    Фредерик Скотт Арчер

    Арчер сделал рывок в фотографии, модернизируя даггеротипию, прошлый химический состав светочувствительного вещества, на который и производилась съёмка.

    Коллоидный процесс

    Вещество Арчера представляло из себя эмульсию — связующий материал для галогенидов серебра, которые в своей очереди были светочувствительны. Коллоидом назвали вещество из-за его вязкости.

    Процесс

    Начинается с того, что стекло необходимо обезжирить, в противном случае труды напрасны. Затем по стеклу распределяется коллодий и «пристаёт» в течении 20 секунд.

    Евгений Ерчак

    Затем стекло с коллоидом помещается в раствор галогенида серебра.

    Евгений Ерчак

    Далее — процесс «очувствления» пластины. Для закрепления светочувствительных галогенидов серебра в слое коллодия пластина погружается в раствор нитрата серебра, где находится в течение четырёх минут. По истечении отведённого времени пластина заряжается в кассету для последующей съёмки.

    Фотография стеклянной пластины. Слева находится негативное изображение, а справа — позитивное

    После экспонирования и проявки на пластине сохранялся отпечаток — фотография.

    С обратной стороны негатива подкладывалась черная подложка из ткани или бумаги. Так как изображение было перевёрнутым, то обычно клали стеклянный негатив вниз лицом, чтобы получить позитивное изображение. Сверху помещали ещё один слой стекла и клали в специальную рамку.

    Разновидности коллоидия

    Мокрый коллодий позволял делать фотографии с короткой выдержкой, аж 4–6 секунд. Но от создания пластины до проявки у вас было минут 10–15. В противном случае коллоид на пластине высыхал и был не пригоден для работы. По этой причине мокрым коллоидом можно пользоваться в непосредственно близости лаборатории.

    Сухой коллодий не был таким «придирчивым» ко времени проявления позволяя фотографам выбраться из лаборатории, например, для съемки пейзажей. Но время экспонирования такой пластины было гораздо больше и не подходило для портретов.

    Амбротипия

    Изображение на пластине было не долговечным: люди подкладывали чёрную бумагу, получая позитивное изображение, а затем вставляли в «рамочку», и так фотография украшала комод до тех пор, пока время не брало своё. Под воздействием кислорода серебро окислялось и портило пластину.

    Михаил Бурлацкий «Георгий Пинхасов»

    В 1854 году Джеймс Ансон Каттинг запатентовал метод монтирования пластин, полученных мокро-коллодионным способом. Он придумал покрывать сторону со слоём коллодия лаком, после чего накрывать сверху вторым стеклом. Таким образом полностью предотвращался доступ кислорода к коллодионному слою, что способствовало более длительному хранению.

    Джеймс назвал такой способ «амбротипия» — что означает «бессмертный». Однако вскоре технология сохранения кадров так прижилась, что создание амбротипа стало синонимом процесса фотосъёмки. Сам же Джеймс был настолько горд, что сменил имя и стал называться Джеймс Амброуз Каттинг.

    Михаил Бурлацкий «Артём»

    Сегодня такую фотографию называют «бессмертной» из-за особенных портретов.

    По сей день существуют фотографы, которые занимаются амбротипией, продолжая создавать «бессмертные» фотографии. Например, Миша Бурлацкий.

    Как проводилась съёмка

    Можно заметить, что на старинных фотографиях люди не улыбаются, позы и выражения лиц статичны. Время экспозиции занимало несколько минут, и фотографируемый объект должен был оставаться неподвижным.

    Чтобы обеспечить максимальную неподвижность клиента, фотографы использовали вспомогательные средства: удобные кресла с подлокотниками и специальные устройства жутковатого вида — копфгалтеры (держатель головы).

    Устройство представляло собой длинную тяжёлую подставку, наверху которой были специальные крепления-фиксаторы для головы. С годами время выдержки сокращалось, однако всё равно оставалось большим. Улыбку было трудно сохранять несколько минут, что приводило к смазыванию. Поэтому фотографами были установлены правила: не говорить, не двигаться, не улыбаться.

    Андрей Никитин

    Источники:

    1. Коллоидный процесс

    2. Мокро-колоидный процесс

    3. Миша Бурлацкий

    4. Репортаж о коллоидном процессе

    5. «Его величество коллодий»

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59367381d7d0a62756e9cf32/5aa6d061f0317314769f4a4e

    Как украинские фотографы возрождают амбротипию

    Амбротипия Миши Бурлацкого

    Амбротипию изобрел сын мясника англичанин Фредерик Скотт Арчер. Так и не запатентовав свое детище, он умер в нищете. Он вряд ли мог представить, что через 200 лет, в эпоху Instagram, этот сложный и затратный метод будет по-прежнему будоражить непредсказуемым конечным результатом, который зависит даже от движения воздуха.

    В наше время фотографов, занимающихся амбротипией, не более сотни на весь мир. Проявить изображение на стекле — кропотливая, тонкая работа, требующая основательной подготовки и вложений.

    Если вы задумали создать свой амбротип (в переводе с греческого — «вечный отпечаток»), вам понадобится камера XIX века, противогаз или вытяжка, резиновые перчатки, опасные реактивы, усидчивые модели.

    Подробнее о дорогом удовольствии расскажут украинские поклонники «мокроколлоидного процесса».

    Сергей Лебедев

    — Об амбротипии я узнал благодаря работам Миши Бурлацкого — питерского фотографа, который работает в этой технике, — но даже не думал, что буду сам этим заниматься. Это занятие казалось нереально сложным, но летом 2015 года мне взбрело в голову освоить этот процесс. Попытка взять соответствующий мастер-класс в Киеве окончилась неудачей — их никто не проводил.

    Я рассматривал вариант поездки в Питер к Мише Бурлацкому, но его мастер-классы начинались только с осени. Так долго ждать я не мог. Пришлось осваивать все самому методом научного тыка. Месяца три я собирал все, чего требовала технология. Некоторые компоненты, необходимые для процесса, относятся к разряду запрещенных, а остальные просто имеют маркировку «Яд!».

    Информации по теме в Сети много, большая часть — на английском.

    Самый сложный этап для меня — это подготовка стеклянных пластин. Сначала нужно заполировать края, чтобы не порезаться, затем отполировать и обезжирить раствором спирта с мелом, после этого — моющим средством для стекол, финишная очистка спиртом и полировка всухую. После этого снимать уже нет сил.

    Некоторые компоненты, необходимые для процесса, относятся к разряду запрещенных, а остальные просто имеют маркировку «Яд!».

    Процесс очень малочувствительный, поэтому для получения изображения необходим достаточно мощный источник света. Я использую импульсные источники суммарной мощностью 5000 Дж.

    Для сравнения — в обычной цифровой мыльнице используется вспышка мощностью около 10–15 Дж. Также я пользуюсь источниками постоянного света, но тогда время экспозиции может быть от 5 до 30 секунд.

    Не всякий может выдержать необходимое время без движения, поэтому используется специальное поддерживающее устройство.

    Времени непосредственно на создание одного снимка уходит немного, около 10 минут, что обусловлено названием — мокроколлоидный процесс.

    То есть пока эмульсия из коллодия влажная, можно получить изображение, после высыхания — уже нет. Большую часть времени занимает подготовка.

    Что касается стоимости процесса: в двух словах — очень дорого, в моей классификации самых дорогих хобби сначала идут яхты, потом — «Формула-1», а за ними сразу амбротипия.

    В этом деле необходима максимальная собранность и вместе с тем легкость, что-то сродни дирижеру большого симфонического оркестра человек на 100, который знает, что, как и когда должен сыграть каждый музыкант. Это своего рода мазохизм в получении изображения. Зато когда получается, как задумывалось, эйфория от полученного результата не сравнится даже с просмотром слайдов, снятых на форматную камеру 4х5 дюймов.

    В моей классификации самых дорогих хобби сначала идут яхты, потом — «Формула-1», а за ними сразу амбротипия.

    Я использую старинную немецкую камеру 1882 года выпуска, торгового дома И. Стеффена, который поставлял эти камеры в царскую Россию того периода. Оптика более современная — середина XX столетия. Для съемки на выезде использую светонепроницаемую передвижную темную комнату на базе американской палатки для зимней рыбалки размером примерно 3х3 метра.

    Заказы на амбротипную съемку поступают, пусть и немного. Чтобы ее заказать, необходимо быть сложившейся личностью и четко понимать эстетическую ценность полученного результата.

    А также иметь финансовую возможность оплатить амбротипную фотосессию, ведь это удовольствие не из дешевых.

    Кстати, многие заказывают подарочные сертификаты для друзей и близких, так как это еще и необычный опыт участия в таком древнем процессе.

    Я заинтересован в популяризации амбротипии среди фотографов, которые хотят получить нестандартный результат. Для этого я провожу мастер-классы, делюсь знаниями и опытом с людьми, которым интересна данная техника.

    Андрей Бадеев

    — Амбротипия привлекла меня технической сложностью и в конечном итоге магическим появлением самой фотографии. Современные фотографы привыкли выставлять параметры в камере и жать на кнопку спуска затвора. Здесь же полностью все вручную, очень кропотливо. Нужно быть уверенным на 200 % во всех своих действиях.

    Узнал я про этот метод случайно. Томным вечером мне попалась на глаза фотография старинной форматной камеры. Мне стало интересно, какие объективы использовали тогда, какие снимки получались, как происходил этот процесс.

    В интернете я наткнулся на зарубежную литературу, начал изучать этот вопрос и методом проб и ошибок продвигался к желаемому результату. Я использую разную технику. На каждый формат стекла — своя камера. От формата 9х12 до 30х40 см.

    Техника зарубежного производства — Voigtländer 1896 года, объектив Petzval тех же годов, камеры, выпущенные в СССР, отечественная оптика.

    Амбротипия привлекла меня технической сложностью и в конечном итоге магическим появлением самой фотографии.

    В амбротипии нет легких процессов. Для начинающего и подавно все кажется адски сложным и трудоемким. Но с опытом это все делается уже на автомате, с большей уверенностью. Для меня (наверное, как и для всех, кто участвует в процессе) самое долгожданное — это момент появления фотографии просто у людей на глазах.

    Сергей Познанский

    — Это сродни написанию картины — второй такой не будет. Похожая — да, но никогда не идентичная. Это связано с технологией процесса.

    Светочувствительная эмульсия поливается на пластинку, пластинка экспонируется (подвергается действию света) — и все, изображение готово.

    Так как это полностью ручной процесс, то эмульсия (коллодий) каждый раз наносится по-разному. Отсюда и потрясающий художественный эффект.

    Камеру я приобрел в конце марта 2016 года, а первый удачный снимок 30х40 получил в конце сентября. То есть я потратил полгода на сбор необходимых реактивов, химической посуды, изготовление дополнительных принадлежностей (сушилка для пластин, серебряная ванна и т. д.) и проведение всевозможных тестов в меньшем формате.

    Сам же момент съемки также весьма отличается от традиционной фотографии. Сначала я ставлю модель в кадр, определяюсь с композицией и светом, потом наношу коллодий на пластину, вставляю пластину в кассету фотоаппарата, снова смотрю на композицию, свет и резкость, вставляю кассету в фотоаппарат, делаю непосредственно снимок, а затем — проявка.

    От момента нанесения эмульсии до проявки должно пройти не более 15 минут.

    Это сродни написанию картины — второй такой не будет.

    Наибольшую опасность представляет нитрат серебра. Он оставляет на коже несмываемые черные пятна и очень вреден для глаз. Поэтому я стараюсь работать в перчатках, халате, а иногда и в очках. Но результат того стоит. Все ради красивого кадра.

    Каждый снимок уникален по-своему. И самое интересное — я обнаружил, что при длительной выдержке портреты людей получаются настоящими, искренними и одухотворенными. Сложно объяснить, почему именно так. Очевидно, магия процесса так влияет.

    (Фото на обложке: Сергей Лебедев.)

    published on mirputeshestvij.ru according to the materials birdinflight.com

    Запись Как украинские фотографы возрождают амбротипию взята с сайта Мир Путешествий.

    Опубликовал: Инга Прознич

    Источник: https://mirputeshestvij.mediasole.ru/kak_ukrainskie_fotografy_vozrozhdayut_ambrotipiyu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.