Андрей Андреевич Угрюмов. Мифы и обычаи древних русичей

Обычаи Древней Руси

Андрей Андреевич Угрюмов. Мифы и обычаи древних русичей

Когда-то, работая в школе столкнулся с традицией, которую описал военрук. Раз в году у немцев наступает такой день, когда они могут друг другу изменять. Он служил в Германии лейтенантом и попал на такой праздник. И должен сказать, был этим надолго впечатлён.Примерно такое же можно встретить и у других народов.

Так, в давние времена в некоторых поселениях Камчатки особой честью для дома считалась ночь, проведенная гостем с женой хозяина. Дама, к слову, пыталась обольстить гостя всеми возможными способами. И если ей удавалось еще и забеременеть, то это праздновали всей деревней. Что было, конечно, разумным — свежие гены.

Подобные традиции не редкость: эскимосы и чукчи, например, тоже пользовались красотой своих жен на благо клана. Они давали их «попользоваться» мужчинам, которые шли на промысел. Ну а на Тибете и вовсе считалось, что если гостю понравилась чужая жена, на то воля высших сил и противиться им ну никак нельзя.
Тоже самое касается и жестов.

К примеру, жесты в Германии совсем иные, чем в России. И поэтому, здесь не стоит пользоваться знаками, к которым привык у себя на родине, например, если кукиш (или дуля, фига) у нас означает, мол, ничего не получишь, то у немцев этот жест — приглашение заняться сексом.

Если пальцем показываешь “ноль” (типа o’key), то это символизирует не цифру, а анус, мол, ты заслужил это место. Что такое крутить пальцем у виска поймет у нас любой, в Германии же принято трясти кистью у лица. Что касается изложенных ниже странных обычаев, практиковавшихся на Руси, то их можно воспринимать и в несколько ином виде.Скажем, т.н.

«снохачество» зависело от конкретного человека, а гульки молодёжи — примерно то, что делают на дискотеке, выпускном или в Новый год. Все выпивают, веселятся, танцуют, время от времени уединяются, целуются и пр.Поэтому, может со стороны, что и кажется у русских ужасным, но не меньтше дури есть и у других.

Так что, как говорила в одном анекдоте владелица публичного дома, выйдя от особо привередливого клиента: «Ну ужас! Но не ужас-ужас-ужас!»

Об этом у pervakov в Кошмарные обычаи Древней Руси

Современному человеку обычаи древних славян могут показаться просто какой-то жуткой фантастикой. А ведь это было на самом деле. От этих древних обычаев здорово становится не по себе. А за некоторые сегодня можно было бы легко получить уголовный срок.

Мы собрали семь самых странных обрядов наших предков. Особенно доставалось женщинам и детям.

Снохачество

“Свекор”. В. Маковский

Этим нейтральным словом называли половую связь между свекром и снохой. Не то, чтобы это одобрялось, но считалось совсем небольшим грехом. Часто отцы женили своих сыновей в 12-13 лет на девушках 16-17 лет. А пока ребята догоняли в развитии своих молодых жен, батя отрабатывал за них супружескую повинность.

Совсем беспроигрышным вариантом было отправить сына на заработки на полгода или еще лучше в армию лет на двадцать. Тогда сноха, оставаясь в семье мужа, практически не имела шансов отказать свекру. Если же сопротивлялась, то выполняла самую тяжелую и грязную работу и мирилась с постоянными придирками «старшака» (так называли главу семейства).

Сейчас со старшаком разговаривали бы правоохранительные органы, а тогда жаловаться было некуда.

Свальный грех

“Цветение папоротника”. О. Гуренков

Сейчас такое можно увидеть только в специальных кинофильмах, преимущественно немецкого производства. А раньше этим занимались в русских деревнях на Ивана Купалу. Этот праздник совместил в себе языческие и христианские традиции.

Так вот, после танцев у костра пары шли искать цветки папоротника в лесу. Чтобы вы понимали, папоротник не цветет, он размножается спорами. Это только повод для молодежи, чтобы уйти в лес и предаться плотским утехам.

Причем такие связи ни к чему не обязывали ни парней, ни девушек.

Гаски

Б. Ольшанский “Терем царевны Зимы”

Этот обычай, который тоже можно назвать свальным грехом, описывает итальянский путешественник Рокколини. Вся молодежь деревни собиралась в большом доме. Пели и плясали при свете лучины.

А когда лучина гасла, предавались любовным утехам вслепую с тем, кто оказался рядом. Затем лучину зажигали, и веселье с плясками продолжалось снова. И так до рассвета. В ту ночь, когда на «Гаски» попал Рокколини, лучина гасла и зажигалась раз пять.

Участвовал ли сам путешественник в русском народном обряде, история умалчивает.

Перепекание

Этот обряд не имеет отношения к сексу, можете расслабиться. Недоношенного или слабого ребенка принято было «перепекать» в печи. Не в шашлык, конечно, а скорее в хлеб. Считалось, что если малыш не “сготовился” в утробе матери, то надо его перепечь самостоятельно. Сил, чтобы набрался, окреп.

Младенца заворачивали в специальное ржаное тесто, приготовленное на воде. Оставляли только ноздри, чтобы дышать. Привязывали к хлебной лопате и, приговаривая секретные слова, отправляли в печь на какое-то время. Конечно, печь была не горячая, а теплая. Подавать к столу ребенка никто не собирался. Таким обрядом старались сжечь болезни.

Помогало ли это, история умалчивает.

Пугание беременных

Л. Плахов. “Отдых на сенокосе”

К родам наши предки относились с особым трепетом. Считалось, что этот момент ребенок переходит из мира мертвых в мир живых. Сам процесс и так нелегкий для женщины, а бабки-повитухи старались сделать его совсем уж невыносимым.

Специально обученная бабка пристраивалась между ног роженицы и уговаривала тазовые кости раздвинуться. Если это не помогало, то будущую маму начинали пугать, греметь кастрюлями, могли жахнуть около нее из ружья. Еще очень любили вызывать рвоту у роженицы.

Считалось, что когда ее рвет, ребенок идет охотнее. Для этого в рот пихали ее же косу или засовывали пальцы.

Солонование

Этот дикий обряд применяли не только в некоторых районах Руси, но и во Франции, Армении и других странах. Считалось, что новорожденному малышу надо подпитаться силой от соли. Это, видимо, была альтернатива перепеканию. Ребенка обмазывали мелкой солью, включая уши и глаза.

Наверное, чтобы хорошо слышал и видел после этого. Потом заворачивали в тряпки и держали так пару часов, не обращая внимания на нечеловеческие крики. Те, кто был побогаче буквально закапывали ребенка в соль. Описываются случаи, когда после такой оздоровительной процедуры с малыша слезала вся кожа.

Но это ничего, зато потом здоровенький будет.

Обряд мертвеца

В. Корольков. “Брачный обряд”

Этот страшный обряд – не что иное как свадьба. Те наряды невесты, которые мы сейчас считаем торжественными, наши предки называли погребальными. Белое одеяние, фата, которой прикрывали лицо мертвеца, чтобы он случайно не открыл глаза и не посмотрел на кого-то из живых. Весь обряд женитьбы воспринимался как новое рождение девушки.

А для того, чтобы родиться, надо сначала умереть. На голову молодой надевали белый куколь (головной убор как у монашек). В нем обычно и хоронили. Оттуда же идет обычай оплакивать невесту, который до сих пор практикуется в некоторых деревнях в глубинке. Но сейчас плачут, что девчонка из дома уходит, а раньше рыдали по поводу ее “смерти”.

Обряд выкупа тоже не просто так возник. Этим самым жених старается найти невесту в мире мертвых и вывести на белый свет. Подружки невесты в этом случае воспринимались как стражи загробного мира.

Поэтому, если вас вдруг пригласят торговаться с женихом на заплеванной лестнице в подъезде, помните, откуда идет эта традиция и не соглашайтесь))

Источник: https://skeptimist.livejournal.com/452208.html

Тайны славянских богов. Мир древних славян магические обряды и ритуалы. Славянская мифология христианские праздники и обряды

Андрей Андреевич Угрюмов. Мифы и обычаи древних русичей

Календарь основных православных праздников

Вербное воскресенье: предшествует Пасхальному Воскресенью.

Великий (Чистый) четверг: четверг на последней неделе перед Пасхой.

Бгорьев (Юрьев) день (Егорий весенний): 23 апреля (6 мая).

Пасха (Велик день, Светлый день, Христово Воскресенье): первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (наступающего после весеннего равноденствия).

Фомина неделя: первая неделя после Пасхальной. Фомино воскресенье (Красная горка): первое воскресенье после Пасхального.

Радуница: вторник на Фоминой неделе.

Вознесение Господне: сороковой день после Пасхи.

Летние (Зеленые) Святки (Семицкая и Троицкая недели): седьмая и восьмая недели после Пасхи.

Преполовение: середина срока между Пасхой и Троицей — 25-й день после Пасхи.

Семик: четверг на седьмой неделе после Пасхи.

Вознесение Господне: сороковой день после Пасхи.

Троица (Пятидесятница): воскресенье, пятидесятый день после Пасхи.

День сошествия Святого Духа (Духов день): первый понедельник после Троицы.

Георгий Победоноеец (Егорий вешний): 23 апреля (6 мая).

Николин день (Никола вешний): 9 (22) мая.

Борис и Глеб: 2 (15) мая. Аграфена-купальница: 23 июня (6 июля). Иванов день (Иван Купала): 24 июня (7 июля). Кузьма и Демьян (летние кузьминки): 1 (14) июля. Петров день (Петр-солнцеворот): 29 июня (12 июля). Ильин день: 20 июля (2 августа). Первый Спас: 1 (14) августа.

Преображение Господне (Второй Спас): 6 (19) августа.

Успение Пресвятой Богородицы (Третий Спас): 15 (28) августа.

Семен-летопроводец: 1 (14) сентября.

Рождество Пресвятой Богородицы: 8 (21) сентября.

Воздвижение Креста Господня: 11 (27) сентября.

Покров Пресвятой Богородицы: 1 (14) октября.

Параскева Пятница: 14 (27) октября.

Дмитрий Солунский: 26 октября (8 ноября).

Дмитровская (родительская, дедова) неделя: неделя после дня Дмитрия Солунского.

Кузьма и Демьян (зимние кузьминки): 1 (14) ноября. Егорьев день (Егорий осенний): 26 ноября (9 декабря). Николин день (Никола зимний): 6 (19) декабря.

Литература

Азбука христианства. Словарь-справочник.— М., 1997. Бершптам Т. Русская народная культура Поморья в XIX— начале XX века. JL, 1983. Гимбутас М. Славяне. М., 2005. Гимбутас М. Балты. М., 2004. Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991. Духовная культура северного Белозерья. Этнодиалект-ный словарь. М., 1997.

Жили-были. Русская обрядовая поэзия. СПб., 1997. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды. Предания, суеверия и поэзия. М., 1880, 1989. Зеленин Д. Восточнославянская этнография. М., 1991. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX века. Зимние праздники. М., 1973.

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX века. Весенние праздники. М., 1977.

История мировой культуры. Справочник школьника. Сост. Ф. Капица, Т. Колядич. М., 1996. Кагаров Н. Религия древних славян. М., 1918. Коринфский А. Народная Русь. М., 1901. Круглое Ю. Обрядовая поэзия. Т. 1—2. М., 1998. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989.

Культурный ландшафт как объект наследия. СПб., 2004. Левкиевская Б. Мифы русского народа. М., 2000. Максимов С. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.

Мифы народов мира. Т.1—2. М., 1982. Мифологический словарь. М., 1986. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века. Л., 1988.

Обрядовая поэзия. Кн. 1—3. Сост. Ю. Круг лов. М., 1997. Очерки истории культуры славян. М., 1996. Панченко А. Народное православие СПб., 1998. Петрухин В. Язычество древних славян в свете международных исследований. М., 1985.

Померанцева Э. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.

Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970. Пропп В. Русские аграрные праздники. Опыт истори-ко-этнографического исследования. Л, 1963. Путилов Б. Древняя Русь в лицах. СПб., 1999. История культуры Древней Руси. Т.1—2. М., 1951. Русский демонологический словарь. СПб.

, 1995. Рыбаков Б. Язычество древних славян. М., 1981. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. М., 1987. Сад демонов. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М., 1998. Семенова М. Мы— славяне! М., 1997. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.

, 1995.

Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т.1.М., 1995.

Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1—4. М., 1838. Соколова В. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979. Терещенко А. Быт русского народа. Т.1—4. СПб., 1848. Токарев С. Религиозные верования восточнославянских народов. М., 1957.

Чичеров В. Зимний период народного русского земледельческого календаря. XVI — XIX вв. М., 1957. Харлицкий М., Хромов С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды. Книга для чтения. М., 1996. Христианство. Энциклопедический словарь. Т.1—3. М., 1995.

Шангина И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. СПб, 2004.

Шангина И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. СПб., 2003.

Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.

Предисловие

Языческие персонажи

Авсень

Банник

Белобог

Бесы

Ведьма

Ведьмак

Велес (Волос)

Ветер

Вечорка, Полуночка и Зорька

Вихрь

Вода

Водяной

Воздух

Даждьбог (Дажьбог)

Дворовой

Домовой

Кикимора

Кострома

Купала

Лада

Лель

Леший

Мать сыра земля

Масленица

Мокошь

Навии :

Овинник

Огонь

Перун

Полевой (полевик)

Полудница

Род

Русалки (берегини)

Сварог

Святовит

Семаргл .

Стрибог

Трясовицы (лихорадки)

Хоре

Чернобог

Ярило

Фольклорные персонажи и образы

Алатырь

Алеша Попович

Алконост

Баба-яга (Яга Ягишна, Ежи-баба)

Бова-королевич

Боян

Буян

Василий Буслаев

Василиск

Великан

Верлиока

Вий

Волк

Волкодлак

Волх (Вольга, Волх Всеславьевич)

Горе

Див

Добрыня Никитич

Дунай

Еруслан Лазаревич

Жар-птица

Змей

Змей Горыныч

Иван-богатырь

Иван-дурак

Иван-царевич

Идолище Поганое

Илья Муромец

Индрик-зверь

Кощей Бессмертный

Китоврас

Князь Владимир Красное Солнышко

Кот Баюн

Лесовик

Лихо одноглазое

Марья Моревна (девица Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-богатырша, Белая лебедь Захарьевна).

Микула Селянинович

Морозко

Морской царь

Норка-зверь

Огненный царь

Папоротник

Петух

Покойник

Привидения

Садко

Святогор

Сивка-Бурка

Сирин

Смерть

Снегурочка

Солнце

Соловей-разбойник

Упырь

Финист — Ясный сокол

Черт

Чудо-юдо

Народное православие. Христианские персонажи

Ангел

Андрей

Бог

Богородица (Богоматерь, Матерь Божия, Дева Мария) .

Борис и Глеб

Власий

Георгий Победоносец

Дева Мария

Демоны

Душа

Дьявол

Илья Пророк

Козьма и Демьян (Косма и Дамиан)

Михаил Архангел

Николай Угодник (Никола Чудотворец)

Павел

Параскева Пятница

Петр

Сатана

Тайны славянских богов

Праздники и обряды

Благовещение Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Вербное воскресенье

Воздвижение Креста Господня

Вознесение Господне

Вход Господень в Иерусалим

Вьюнишник

Духов день

Егорьев день

Жатва

Зазывание (кликание) весны

Зеленые Святки

Иван Купала

Колядование

Красная горка

Крещение Господне

Кумление

Масленица

Навий день

Новоселье

Пасха Христова

Покров Пресвятой Богородицы

Посты

Пятница

Радуница

Рождество Христово

Рождество Пресвятой Богородицы

Святки

Сочельник

Спасы

Сретение Господне

Страстная неделя

Троица (Духов день)

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Успение Пресвятой Богородицы

Фомина неделя (поминовение усопших)

Чистый четверг

Юрьев день

Ритуалы И ТАИНСТВА

Водоосвящение

Всенощная

Ектения

Крестины

Крестный ход

Литургия

Молебен

Повечерие

Погребение

Свадьба

Суточный круг богослужений

Календарь основных православных праздников

Литература

Справочное издание

Серия «Ваша тайна»

Капица Федор Сергеевич

ТАЙНЫ СЛАВЯНСКИХ БОГОВ

Генеральный директор издательства С. М. Макаренков

Редактор Г. М. Треер Художественное оформление: Е. Л. Амитон Компьютерная верстка: Т. М. Мосолова Технический редактор Е. А. Крылова Корректоры: Н. М. Рубцова, Т. Е. Антонова

Подписано в печать с готовых диапозитивов 26.06.2007 г. Формат 84×108/32. Гарнитура «NewtonC». Печ. л. 13,0. Тираж 5000 экз. Заказ №2807.

Адрес электронной почты: [email protected] Сайт в Интернете: www.ripol.ru

ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик» 109147, г. Москва, ул. Большая Андроньевская, д. 23

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «ИПП «Курск» 305007, г. Курск, ул. Энгельса, 109.

E-mail: [email protected] www.petit.ru

РИПОЛ

КЛАССИК Москва, 2007

УДК 930.85 ББК83 К20

Капица, Ф. С., К20 Тайны славянских богов

Федор Сергеевич Капица. —

М.: РИПОЛ классик, 2007. — 416с: ил. — (Ваша тайна).

ISBN 978-5-7905-4437-8

УДК 930.85 ББК 83

©ООО Группа Компаний

ISBN 978-5-7905-4437-8 «РИПОЛ классик», 2007

1

Тяжко-важко — сильно, Великий день — Пасха.

(обратно)

2

Биологи называют василиском ящерицу с шлемообразвым гребнем на голове из семейства игуановых. Она живет в тропических лесах южной Америки и питается насекомыми.

(обратно)

3

Говином назывался пост, время говения, предполагавшее ограничения в еде.

Источник: https://nemaloknig.com/read-164524/?page=55

Тайны славянских богов. Мир древних славян магические обряды и ритуалы. Славянская мифология христианские праздники и обряды (56 стр.)

Андрей Андреевич Угрюмов. Мифы и обычаи древних русичей

Мифы народов мира. Т.1-2. М., 1982. Мифологический словарь. М., 1986. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века. Л., 1988.

Обрядовая поэзия. Кн. 1-3. Сост. Ю. Круг лов. М., 1997. Очерки истории культуры славян. М., 1996. Панченко А. Народное православие СПб., 1998. Петрухин В. Язычество древних славян в свете международных исследований. М., 1985.

Померанцева Э. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.

Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970. Пропп В. Русские аграрные праздники. Опыт истори-ко-этнографического исследования. Л, 1963. Путилов Б. Древняя Русь в лицах. СПб., 1999. История культуры Древней Руси. Т.1-2. М., 1951. Русский демонологический словарь. СПб.

, 1995. Рыбаков Б. Язычество древних славян. М., 1981. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. М., 1987. Сад демонов. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М., 1998. Семенова М. Мы- славяне! М., 1997. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.

, 1995.

Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т.1.М., 1995.

Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1-4. М., 1838. Соколова В. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979. Терещенко А. Быт русского народа. Т.1-4. СПб., 1848. Токарев С. Религиозные верования восточнославянских народов. М., 1957.

Чичеров В. Зимний период народного русского земледельческого календаря. XVI — XIX вв. М., 1957. Харлицкий М., Хромов С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды. Книга для чтения. М., 1996. Христианство. Энциклопедический словарь. Т.1-3. М., 1995.

Шангина И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. СПб, 2004.

Шангина И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. СПб., 2003.

Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.

Предисловие

Языческие персонажи

Авсень

Банник

Белобог

Бесы

Ведьма

Ведьмак

Велес (Волос)

Ветер

Вечорка, Полуночка и Зорька

Вихрь

Вода

Водяной

Воздух

Даждьбог (Дажьбог)

Дворовой

Домовой

Кикимора

Кострома

Купала

Лада

Лель

Леший

Мать сыра земля

Масленица

Мокошь

Навии :

Овинник

Огонь

Перун

Полевой (полевик)

Полудница

Род

Русалки (берегини)

Сварог

Святовит

Семаргл .

Стрибог

Трясовицы (лихорадки)

Хоре

Чернобог

Ярило

Фольклорные персонажи и образы

Алатырь

Алеша Попович

Алконост

Баба-яга (Яга Ягишна, Ежи-баба)

Бова-королевич

Боян

Буян

Василий Буслаев

Василиск

Великан

Верлиока

Вий

Волк

Волкодлак

Волх (Вольга, Волх Всеславьевич)

Горе

Див

Добрыня Никитич

Дунай

Еруслан Лазаревич

Жар-птица

Змей

Змей Горыныч

Иван-богатырь

Иван-дурак

Иван-царевич

Идолище Поганое

Илья Муромец

Индрик-зверь

Кощей Бессмертный

Китоврас

Князь Владимир Красное Солнышко

Кот Баюн

Лесовик

Лихо одноглазое

Марья Моревна (девица Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-богатырша, Белая лебедь Захарьевна).

Микула Селянинович

Морозко

Морской царь

Норка-зверь

Огненный царь

Папоротник

Петух

Покойник

Привидения

Садко

Святогор

Сивка-Бурка

Сирин

Смерть

Снегурочка

Солнце

Соловей-разбойник

Упырь

Финист — Ясный сокол

Черт

Чудо-юдо

Народное православие. Христианские персонажи

Ангел

Андрей

Бог

Богородица (Богоматерь, Матерь Божия, Дева Мария) .

Борис и Глеб

Власий

Георгий Победоносец

Дева Мария

Демоны

Душа

Дьявол

Илья Пророк

Козьма и Демьян (Косма и Дамиан)

Михаил Архангел

Николай Угодник (Никола Чудотворец)

Павел

Параскева Пятница

Петр

Сатана

Тайны славянских богов

Праздники и обряды

Благовещение Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Вербное воскресенье

Воздвижение Креста Господня

Вознесение Господне

Вход Господень в Иерусалим

Вьюнишник

Духов день

Егорьев день

Жатва

Зазывание (кликание) весны

Зеленые Святки

Иван Купала

Колядование

Красная горка

Крещение Господне

Кумление

Масленица

Навий день

Новоселье

Пасха Христова

Покров Пресвятой Богородицы

Посты

Пятница

Радуница

Рождество Христово

Рождество Пресвятой Богородицы

Святки

Сочельник

Спасы

Сретение Господне

Страстная неделя

Троица (Духов день)

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Успение Пресвятой Богородицы

Фомина неделя (поминовение усопших)

Чистый четверг

Юрьев день

Ритуалы И ТАИНСТВА

Водоосвящение

Всенощная

Ектения

Крестины

Крестный ход

Литургия

Молебен

Повечерие

Погребение

Свадьба

Суточный круг богослужений

Календарь основных православных праздников

Литература

Справочное издание

Серия «Ваша тайна»

Капица Федор Сергеевич

ТАЙНЫ СЛАВЯНСКИХ БОГОВ

Генеральный директор издательства С. М. Макаренков

Редактор Г. М. Треер Художественное оформление: Е. Л. Амитон Компьютерная верстка: Т. М. Мосолова Технический редактор Е. А. Крылова Корректоры: Н. М. Рубцова, Т. Е. Антонова

Подписано в печать с готовых диапозитивов 26.06.2007 г. Формат 84×108/32. Гарнитура «NewtonC». Печ. л. 13,0. Тираж 5000 экз. Заказ №2807.

Адрес электронной почты: info@ripol.ru Сайт в Интернете: www.ripol.ru

ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик» 109147, г. Москва, ул. Большая Андроньевская, д. 23

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «ИПП «Курск» 305007, г. Курск, ул. Энгельса, 109.

E-mail: kursk-2005@yandex.ru www.petit.ru

РИПОЛ

КЛАССИК Москва, 2007

УДК 930.85 ББК83 К20

Капица, Ф. С., К20 Тайны славянских богов

Федор Сергеевич Капица. —

М.: РИПОЛ классик, 2007. — 416с: ил. — (Ваша тайна).

ISBN 978-5-7905-4437-8

УДК 930.85 ББК 83

©ООО Группа Компаний

ISBN 978-5-7905-4437-8 «РИПОЛ классик», 2007

4

Название восходит к древнерусскому глаголу «волочить» — медленно передвигаться.

5

Размоченные в воде пшеничные зерна.

6

Вышитое полотнище с изображением положения Иисуса Христа в гроб. Весь год оно находится в алтаре, и лишь в Страстную пятницу его выносят в церковь, чтобы верующие могли приложиться к нему.

7

Употребление водки связано с благожелательной семантикой белого цвета. По этой же причине на поминках нельзя было пить красные вина, за исключением кагора, символизирующего кровь Иисуса Христа.

Источник: https://dom-knig.com/read_228670-56

Древние мифы Руси. Герои мифов Древней Руси

Андрей Андреевич Угрюмов. Мифы и обычаи древних русичей

Прокопий Кесарийский в своем произведении «Война с готами» (553 год) писал, что славяне — люди «огромной силы» и «высокого роста». Он отмечал, что они почитают нимф и реки, а также «всяческие божества». Славяне приносят всем им жертвы и «производят гадания» с помощью этих жертв.

Где отражены представления славян о мире?

Одним из первых о наших предках рассказал византийский историк Прокопий Кесарийский. Он оставил нам редчайшие и бесценные сведения о славянах.

Во время создания произведения «Война с готами» они едва вышли на мировую арену. В то время славяне еще жили обособленной культурой, которая была далека от культуры античности.

Наши предки прикоснутся к ее достижениям значительно позже. Это произойдет после принятия нашей страной христианства.

А пока процветали древние мифы Руси. В них отразились представления славян о мире. Древние мифы Руси рассказывают нам о богах, которые непосредственно связаны с природой. Сегодня вряд ли можно представить общую картину славянского пантеона. Многие легенды и древние мифы Руси забыты, потеряны. До наших дней сохранилось лишь несколько имен богов.

Поэтическую прелесть представлений славян о мире донесли до нас русские сказки. И сегодня они окрашивают наше детство поэзией. Мы знакомимся с такими героями, как домовые, лешие, водяные, русалки, Кощей Бессмертный, Чудо-юдо, Баба-яга и др.

Нравственные принципы часто представлялись в персонифицированном виде древнему человеку. Это, например, Кривда, Правда, Горе-злосчастие. Даже смерть наши предки изображали как одетый в саван скелет с косой в руках.

Именем бога было слово «чур», употребляющееся в наши дни в виде: «Чур меня!»

Борьба Перуна с Велесом, герои мифов Древней Руси

У древних славян высшим божеством был Перун. Это живущий на вершине горы бог грозы. Древние мифы Руси изображают Велеса как его врага. Это злой, коварный бог. Он похищает людей, скот.

Велес — бог-оборотень, который мог превратиться и в человека, и в зверя.

Мифы и легенды Древней Руси повествуют о том, что Перун постоянно сражается с Велесом, и когда он его побеждает, благодатный и живительный дождь проливается на землю. Он дает жизнь всем посевам.

Отметим, что слово «бог», произошедшее, вероятно, от «богатый», нередко связывается с именами различных божеств. Существовал, например, Стрибог и Даждьбог.

Мифы и былины Древней Руси рассказывают нам и о таких героях, как соловьи-разбойники, упыри, кикиморы, Змей Горыныч, дивы, Лель, ветры Ярилы и т. д. Иногда названия чисел приобретают божественное значение.

В частности, чет — положительное начало, тогда как нечет — начало отрицательное.

Характеризуя мифы Древней Руси кратко, нельзя не остановиться несколько подробнее на теме сотворения мира. У наших предков были весьма интересные представления о нем.

Сотворение мира

В одном из мифов древних славян говорится о том, что Сварог и Сварожичи после сражения богов с Черным Змеем опустились на землю. Они увидели, что та смешана с кровью. Матушку-землю решено было разрезать, и она поглотила кровь. После этого боги принялись за обустройство мира, о чем свидетельствуют мифы Древней Руси.

Что создал бог Сварог? Там, где впряженный в плуг Змей проложил борозды, стали течь реки Дунай, Дон (Танаис) и Днепр (Данаприс). В названиях этих рек имеется имя Даны, славянской Матери вод. В переводе с древнеславянского слово «да» означает «вода», а «неня» переводится как «мать». Однако реки далеко не все, что создали боги.

Небесное царство богов

Рипейские горы появились на месте битвы Сварога и Сварожичей со Змеем. Именно в этих местах, над Белой Алатырской горой (Белая река берет свое начало от нее) победитель Змея учредил Сваргу. Так называлось небесное царство богов. Через некоторое время на горе поднялся росток. Он вырос в связующий весь мир священный Вяз. Дерево протянуло свои ветви к самому небу.

Алконост свил гнездо на его восточных ветках, а птица Сирин — на западных. В корнях Мирового Вяза шевелится Змей. У ствола его ходит сам Сварог, небесный царь, а вслед за ним идет Лада-матушка. Близ Алатырской горы, в Рипейских горах, начали расти и другие волшебные деревья. В частности, кипарис поднялся на Хвангуре. Это дерево считалось деревом смерти. Береза начала расти на горе Березани.

Это дерево поэзии.

Ирийский сад

Сварог посадил на Алатырской горе Ирийский сад. В нем выросло вишневое дерево, которое было посвящено Вышню. Сюда прилетает птица Гамаюн. Солнечный дуб появился рядом с ним. Он растет ветвями вниз и корнями вверх.

У Солнца — его корни, а 12 ветвей — это 12 Вед. На Алатырской горе поднялась также яблоня. На ней растут золотые плоды. Кто попробует их, получит власть над всей Вселенной и вечную молодость.

Горные великаны, змеи, василиски и грифоны сторожат подходы к этому саду. А дракон Ладон охраняет саму яблоню.

Описание Ирия, славянского рая, имеется во многих песнях. Оно есть и в сказании об отце Агапии, а также помещено в книгу под названием «Памятники Древней Руси XII в.» (Москва, 1980).

Рипейские горы

Название «Рипы», как считают ученые, имеет греческое происхождение. Геланник писал о гипербореях как о жившем за этими горами народе. Аристотель также отмечал, что Рипейские горы находятся под созвездием Медведицы, за крайней Скифией.

Он полагал, что именно оттуда вытекает наибольшее количество рек, крупнейших после Истра. Аполлоний Родосский также упоминает о Рипейских горах. Он говорит, что в них находятся истоки Истра. Во 2 веке н. э.

Клавдий Птолемей суммировал историко-географические факты, известные в то время. Согласно этому исследователю, Рипейские горы были расположены между 63° и 57°30' (примерно посередине). Он также отметил, что с ними граничила зона расселения борусков и саваров.

Большое количество средневековых карт было создано на основе сведений Птолемея. На них также были обозначены Рипейские горы.

Белая Алатырская гора

Известно, что в русских заговорах и произведениях древнерусских авторов Алатырь-камень — «всем камням отец». Он находился в Центре Мира.

Этот камень в стихе о «Голубиной книге» ассоциируется с алтарем, находящимся на острове Буяне, посреди моря-океана. Этот алтарь расположен в самом центре мира. Здесь находится мировое дерево (трон управления миром).

Этот камень обладает волшебными и целебными свойствами. По всему миру из-под него растекаются целебные реки.

Две версии возникновения Алатыря

Алатырь, согласно легендам древности, упал с неба. Законы Сварога были высечены на этом камне. А там, где он упал, появилась Алатырская гора. Этот камень связывал миры — дольний, небесный и горний. Посредником между ними выступали и упавшая с неба книга Вед, и птица Гамаюн.

Несколько иную версию выдвигают другие мифы Древней Руси. Краткое содержание ее следующее. Когда Сварог создал (сварил) землю, он отыскал этот волшебный камень. Алатырь вырос после того, как бог произнес магическое заклинание. Сварог вспенил с помощью него океан.

Влага, загустев, стала первой сушей. Боги рождались из искр, когда Сварог ударял волшебным молотом по Алатырю. Месторасположение этого камня в русском фольклоре неразрывно связано с островом Буяном, который был расположен в «окияне-море».

Алатырь упоминается в заговорах, былинах и русских народных сказках.

Река Смородина

Калинов мост и река Смородина часто упоминаются в заговорах и сказках. Однако в них эта река называется чаще всего просто Смоляной или Огненной. Это соответствует описаниям, представленным в сказках. Иногда, особенно часто в былинах, Смородину называют Пучай-рекой. Вероятно, она стала именоваться так из-за того, что ее кипящая поверхность вспучивается, бурлит, клокочет.

Смородина в мифологии древних славян — река, которая отделяет друг от друга два мира: живых и мертвых. Душе человека необходимо преодолеть эту преграду по дороге на «тот свет».

Река получила свое название вовсе не от ягодного кустарника, известного нам. В древнерусском языке было слово «смород», употреблявшееся в 11-17 веках. Оно означает смрад, зловоние, резкий и сильный запах.

Позднее, когда забылся смысл названия этой реки, в сказках возникло искаженное название «Смородина».

Проникновение идей христианства

Идеи христианства начали проникать к нашим предкам с 9 века. Побывав в Византии, княгиня Ольга крестилась там.

Князь Святослав, ее сын, похоронил свою мать уже по обычаям христианства, однако сам он был язычником и оставался приверженцем древних богов. Как известно, христианство на Руси установил князь Владимир, его сын.

Это произошло в 988 году. После этого началась борьба с древнеславянскими мифологическими представлениями.

Источник: https://FB.ru/article/218847/drevnie-mifyi-rusi-geroi-mifov-drevney-rusi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.