Антон Семенович Макаренко

Макаренко: очень краткое введение

Антон Семенович Макаренко

Любовь — основа любого воспитательного процесса, и вырастить счастливого человека без неё невозможно. Эта мысль советского педагога-новатора и писателя Антона Семёновича Макаренко выглядит очевидной, но не кажется понятной. Постараемся объяснить, что за любовь имел в виду Антон Семёнович, и раскрасим материал несколькими фактами.

За свои 50 лет Антон Семёнович успел очень много. Недаром ЮНЕСКО в 1988 г. включило его в список педагогов, определивших развитие своей науки в XX веке, наряду с итальянкой Марией Монтесорри, американцем Джоном Дьюи и немцем Георгом Кершентейнером.

4 биографических факта:

  • Написал первый рассказ в 1914 году и отправил его Максиму Горькому, но тот признал его неудачным. Однако переписка между ними возобновилась в 1925 году и продлилась ещё 10 лет.
  • Первым местом обучения Антона Семёновича стало железнодорожное училище;
  • Защитил диплом «Кризис современной педагогики» в Полтавском учительском институте;
  • Помимо работ по педагогике писал пьесы и киносценарии.

Ценности

Выготский: очень краткое введение

Почему к работам Антона Семёновича обращаются вновь и вновь, спустя десятилетия? Что ему удалось совершить?

То же, что и любому талантливому человеку: переосмыслить то, что было сделано до него и выработать собственные принципы. Педагогическая система Макаренко основана на идее коллектива, в котором успешно сосуществуют учителя и ученики. Грамотному руководителю удаётся управлять ими так, чтобы все работали с ощущением объединяющей цели, общих задач и принципов.

Воспитанник коммуны («коммунар») за работой.

Источник: antmakarenko.narod.ru

Индивидуализм, считал Макаренко, только мешает образовательному процессу. Тем не менее, наша цель — воспитание человека деятельного и самостоятельного. Для Макаренко было важно, чтобы у ребёнка были любимые предметы, увлечения и «посильный» уровень освоения тех дисциплин, к которым у него нет способностей или стремления.

Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне.

Антон Семёнович видел в каждом ребёнке положительное, большие возможности и творческое начало, которое при правильном воспитании всегда возьмёт верх.

Разнообразные занятия, активное трудовое воспитание и формирование не принудительной, а сознательной дисциплины стояли в основе его методики.

И ему, в отличие от многих, удалось не только разработать собственную теорию, но и проверить её на практике.

Коммуны

Курс «Человек»: школа, социальные науки и идеология

Количество беспризорников в 20-е гг. XX века было огромно, а методов работы с ними не было. Педагогические коммуны стали решением.

Первая из них была создана в 1921 году недалеко от Полтавы на базе трудовой колонии и получила своё название в честь Максима Горького, который активно участвовал в борьбе с детской беспризорностью.

Дети, разделённые на отряды по 7-15 человек, имели самоуправление, выборные должности и даже хорошо налаженное производство, которое позволяло коммуне не только обеспечивать себя, но и отдавать деньги в бюджет государства.

Воспитанники коммуны имени Дзержинского. На столе – выпущенная ими продукция: электродрели «ФД-1».

Источник: forbes.net.ua

Любая деятельность детей оказывалась полезной и осмысленной. Он разработал «метод перспективных линий», который предполагал, что перед человеком ставится цепочка последовательных конкретных целей.

Через воспитательные учреждения Макаренко на Украине прошли многие «неблагополучные» дети и малолетние преступники.

За системой Макаренко стоял дух коллективизма, строгая дисциплина и постоянная занятность. Перед педагогом стояла цель именно воспитывать, а не образовывать.

В одной из лекций он рассказывал: «Лично мне на практике пришлось воспитательную цель иметь как главную: поскольку мне в течение 16 лет поручалось перевоспитание так называемых правонарушителей, передо мной ставилась прежде всего задача — воспитать переделать характер».

5 высказываний Макаренко:

  • Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
  • Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
  • Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания.
  • Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям.
  • Без искреннего, открытого, убеждённого, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива.

Первая коммуна просуществовала пять лет, а затем Макаренко принял решение перенести её под Харьков.

Одной из причин стало то, что многие ребята хотели освоить рабочие специальности, а такой возможности не было. На новом же месте уже существовали оборудованные мастерские и электростанция.

Вторая причина: растущее неприятие другими педагогами системы Макаренко и невозможность дальше возглавлять коммуну.

Источник: forum.aldebaran.ru

Казалось, что сохранить порядок и выстроенные отношения в новой коммуне уже не удастся: на момент переселения в колонии было уже 300 воспитанников. Но методика Макаренко сработала. Так называемый «метод взрыва», когда воспитанники включаются в работу сразу, без подготовки, отлично подействовал.

На безе мастерских этой коммуны, названной в честь Феликса Дзержинского, был создан завод ФЭД (что и расшифровывается как Феликс Эдмундович Дзержинский). На заводе в то время производились простейшие сверлильные машины и затем уже прославившиеся фотоаппараты.

Эти фотоаппараты производили дети.

Источник: antmakarenko.narod.ru

Этой коммуной педагог руководил до 1935 года. Потом его перевели в Киев, а дальше в Москву, где он прожил до самой смерти.

Педагогика

Нельзя сказать, что Макаренко был сторонником гуманистической педагогики в её незамутнённом виде. Он не считал, что учитель должен быть мягким. Он не считал, что нужно избегать наказаний.

В его книгах мы находим термин «требовательная любовь»: чем выше уважение к ребенку, тем выше к нему требования.

При этом наказания не должны причинять моральные и физические страдания, но ребёнок должен чувствовать вину перед своими сверстниками, перед коллективом, который в его жизни занимает центральное место.

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

  • В 1955 году снят фильм «Педагогическая поэма» по главной книге Макаренко;
  • В 1959 году Михаил Козаков и Анатолий Мариенгоф написали пьесу «Не пищать» о Макаренко и его коммуне;
  • В Харькове стоит памятник Антону Семёновичу.

Художественный фильм «Педагогическая поэма» (Киевская киностудия художественных фильмов, 1955 г.)

Макаренко интересовала не только теория воспитания и организация этого процесса, но и личность учителя. Он утверждал, что педагог должен быть человеком всесторонне развитым, являясь ключевой фигурой в образовательном процессе. По мысли Антона Семёновича, работа педагога требует от учителя «не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

Макаренко всегда указывал, что первичный «коллектив» — это семья. И родители влияют на ребёнка не через слова, а через поступки, собственное отношение к жизни и к делу.

Советская критика

Как выйти из педагогического паралича

Интересно, что система воспитания Макаренко, на первый взгляд, пропитанная советскими ценностями, критиковалась в СССР достаточно сильно.

Самые известные произведения Макаренко о практической работе в колониях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях» признавались «фантастическими», не соответствующими действительности, выходили с большими цензурными ограничениями.

Для многих его последователей приверженность новой системе имела драматические последствия. Некоторые из них, например, воспитанник и сподвижник Макаренко Семён Калабалин попал под арест по ложному доносу в 1938 году, когда начался Большой террор.

Между строк:

Воспитательным опытом Макаренко и Калабалина, а также судьбами воспитанников занималась Фрида Вигдорова, которая смогла задокументировать легендарный судебный процесс над Иосифом Бродским.

В отличие от многих коллег, Макаренко жёстко разделял процесс воспитания и обучения, считая, что методы должны для них выбираться разные. «Словесное» воспитание и чтение, считал он, не так хорошо работает, как коллективная работа и показательный пример. К тому же педагог отдавал предпочтения разновозрастным группам детей, а не классам.

Кроме того, по Макаренко, обязательным было соблюдать дисциплину, но стремиться к идеальной учёбе — нет.

К тому же в СССР не принято было использовать метод «педагогического риска», когда учитель идет на эксперимент, а не предпочитает позицию чеховского учителя «кабы чего не вышло».  

Вопросов к системе, которая строилась на детском труде, было множество. Для одних он был слишком жёстким, другие не верили в силу самоуправления, предпочитая строгий контроль. Ведь самоуправление — это элемент демократии, которая в советском обществе воспринималась как нарушение субординации.

Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию — всё это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически.

Да и сам проект больше относился по своей сути к периоду НЭПа и не отвечал идее «всеобщей уравниловки». Многие исследователи отмечают, что такой эксперимент, как коммуна, был невозможен без поддержки некоторых партийных функционеров, в том числе главе НКВД Украины того времени Всевлода Балицкого.

В сегодняшнем мире представить себе коммуну со строгой дисциплиной, где дети занимаются «взрослым» трудом, невозможно. Это просто не отвечает запросу современного общества.

Но, возможно, именно это смогло бы решить вопрос социализации «сложных» детей, если хотя бы частично применять его методы.

А социальный эксперимент, который удалось провести педагогу, дал огромное количество материала для дальнейших исследований: недаром существует такая отрасль педагогической науки, как «макаренковедение», по которой защищают диссертации.

Полезные ссылки и публикации

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/science/makarenko-short-introduction

Антон Макаренко

Антон Семенович Макаренко

Антон Макаренко – преподаватель, вошедший в четверку специалистов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Правда, заслуги мужчины признали уже после смерти талантливого учителя. Впрочем, для самого Макаренко это не играло большой роли.

Портрет Антона Макаренко

Нашедший собственное призвание, Антон Семенович посвятил большую часть жизни перевоспитанию трудных подростков. Бывшие ученики, испытавшие на себе новаторские методы Макаренко, добились заметных успехов и написали немало книг, посвященных деятельности педагога.

Детство и юность

1 апреля 1888 года в семье работника железнодорожной станции, расположенной в городе Белополье Сумского уезда, родился первенец. Счастливые родители назвали ребенка Антоном. Вскоре после сына у супругов Макаренко появились еще один мальчик и девочка. Увы, младшая дочь умерла еще в младенчестве.

Антон Макаренко в детстве

Старший Антон тоже рос болезненным. Хилый мальчик не участвовал в общих дворовых забавах, предпочитая проводить время с книгами, которых в доме Макаренко было достаточно. Несмотря на должность разнорабочего и маляра, отец будущего педагога любил читать и привил эту особенность детям.

Замкнутость и близорукость, заставляющая Антона носить очки, сделали мальчика непопулярным среди ровесников. Над мальчиком часто и жестоко издевались. В 1895 году родители отдали ребенка в двухклассную начальную школу, учеба в которой давалась Антону легко. Образ всезнайки не прибавил ребенку в глазах сверстников авторитета.

Молодой Антон Макаренко в армии

Когда мальчику исполнилось 13, семья перебралась в город Крюков, чтобы дети Макаренко могли продолжить образование. Антон поступил в Кременчугское 4-классное городское училище, которое закончил с отличием и похвальными грамотами.

В 1904 году Антон впервые задумывается о будущей профессии и поступает слушателем на педагогические курсы, после окончания которых получает право преподавать в начальной школе.

Личная жизнь

Первой любовью Макаренко стала Елизавета Федоровна Григорович. К моменту встречи с Антоном женщина уже была замужем за священником. К тому же возлюбленная была старше избранника на 8 лет. Знакомство молодых людей организовал муж Елизаветы.

Антон Макаренко и Елизавета Григорович

В 20 лет Антон плохо ладил со сверстниками и даже помышлял о самоубийстве. Чтобы спасти душу юноши, священник вел с Макаренко долгие беседы и также привлек к разговорам Елизавету. Вскоре молодые люди поняли, что влюблены. Новость ошарашила всех. Старший Макаренко выгнал сына из дома, но Антон не бросил возлюбленную.

Как и Макаренко, Елизавета получила педагогическое образование и вместе с любимым работала в колонии имени Горького (колония в селе Ковалевке). Роман продолжался 20 лет и закончился по инициативе Антона. В письме брату педагог заявил, что в Елизавете проснулись «атавизмы старой поповской семьи».

Антон Макаренко и его жена Галина

Женился Макаренко в 1935 году. С будущей женой педагог познакомился на работе – Галина Стахиевна работала инспектором Наркомнадзора и приехала в колонию с проверкой. Женщина воспитывала сына Льва, которого Антон Семенович усыновил после регистрации брака.

Отдавая все свое время воспитанникам, Макаренко так и не стал отцом. Зато заменил родителя пасынку и племяннице Олимпиаде – дочери младшего брата. Виталий Макаренко, с юности служивший в белогвардейском полку, вынужден был бежать из России. На родине осталась беременная жена. После рождения племянница полностью перешла под опеку педагога.

Смерть

Умер Макаренко 1 апреля 1939 года при странных обстоятельствах. Мужчина, возвращавшийся из Дома отдыха писателей в Подмосковье, опаздывал на электричку. Антона Семенович ждали в издательстве с новыми готовыми статьями о принципах воспитания. Вбежав в вагон, Макаренко упал на пол и больше не очнулся.

Могила Антона Макаренко

Официальная причина смерти – сердечный приступ. Ходили слухи, что в Москве Макаренко должны были арестовать, поэтому педагог не выдержал напряжения. Вскрытие показало, что сердце талантливого воспитателя повреждено необычным образом. Орган принимает подобный вид, если в организм попал яд. Но подтверждение отравления найдено не было.

Макаренко похоронили на Новодевичьем кладбище. Советские газеты разместили на страницах некролог, где упомянули Антона Семеновича как заслуженного писателя. О педагогической деятельности мужчины не напечатали ни слова.

Библиография

  • 1932 – «Мажор»
  • 1932 – «Марш 30 года»
  • 1932 – «ФД-1»
  • 1935 – «Педагогическая поэма»
  • 1936 – «Методика организации воспитательного процесса»
  • 1937 – «Книга для родителей»
  • 1938 – «Честь»
  • 1938 – «Флаги на башнях»
  • 1939 – «Лекция о воспитании детей»

Цитаты

Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.Коллектив — не толпа.

Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество.

Екатерина Савинова

Актриса, Заслуженная артистка РСФСР

Источник: https://24smi.org/celebrity/7360-anton-makarenko.html

Антон Семенович Макаренко: жизнь легендарного педагога

Антон Семенович Макаренко

В истории советского союза я выделяю с десяток легендарных личностей, их дела живы по сей день и приносят пользу обществу. Среди них Макаренко Антон Семенович. История его жизни удивительна и проста.

Методики его воспитательной деятельности активно применяют в образовательных и детских учреждениях. Некоторые семьи всецело придерживаются принципов, разработанных Макаренко, при воспитании своих детей.

Рассмотрим основные биографические факты из жизни легендарного прозаика, писателя и учителя.

Образование и начало карьеры

В 1917-м году Макаренко защитил диплом на тему «Кризис современной педагогики», получил золотую медаль Полтавского педагогического университета.

Сразу получил перспективу занятий научной деятельностью, но тяга к практике заставила уйти в инспектирование высших учебных заведений.

  Биография Антона Семеновича, по сути, начинается с назначения его директором колонии для несовершеннолетних детей, которых можно отнести к неблагополучным и даже близким к отпетым преступникам.

Там проявляется сущность педагога в его отношении к процессу. Он ставит минимальной задачей привить любовь каждого из участников колонии, хотя бы к двум предметам и по одному из них совершенствовать навыки не менее двух часов в день.

Это делалось не ради моментального освоения профессиональных качеств, а чтобы уберечь их от безделья. Также приветствовалось посещение кружка, секции или тренировок.

В современном мире эта схема распорядка дня для детей школьного возраста актуальна почти на сто процентов.

Чего добился Макаренко?

Любой ценой сделать из детей колонии здоровых психологически и взрослых людей. Задача номер один привить им моральные принципы и нравственные устои, чем выдающийся педагог и занимался на протяжении нескольких десятилетий.

Его труды по сей день обрабатываются в методические пособия, которые позволяют двигать вперед культуру образования.

Ранний уход из жизни, в 51 год, не позволил Антону Семеновичу во время Второй Мировой войны подготавливать еще более усовершенствованные практические рекомендации по вопросам образования молодежи.

На самом деле, публицист был неугоден власти, о нем неоднократно писали критические заметки, но украинская знать не давала Макаренко в обиду. Поэтому мы и сегодня знаем о его работах, иначе до нас не дошло и 10% его методик.

Годы жизни легендарного прозаика прервались возможным отравлением, ведь сердце было при вскрытии видоизменено, но доказать ничего не смогли. Попробуем понять концептуальность трудов великого учителя через цитаты. «Для воспитания не требуется большого времени, важно уметь грамотно использовать малое».

«Ваше поведение – решающий момент воспитательного процесса, даже, когда вас нет дома – он не прекращается».

Постепенно в колонии для малолетних преступников Макаренко смог создать упорядоченный и организованный быт, смог разделить их на группы.

Все было организовано таким образом, что новый человек, который попадал в колонию, автоматически помещался в комфортное пространство.

Видимо поэтому при объединении колонии с уже вполне нормальными парнями легко удалось выровнять отношения с огромным десантом «горьковских» ребят.

Интересные факты из жизни

В 20 лет Макаренко хотел покончить жизнь самоубийством, работы подходящей не было, его мысли не хватало простора.

Священник в церкви, пытаясь вытащить Антона из этой черной полосы, познакомил его со своей супругой Елизаветой. Когда Макаренко признался всем, что влюбился, отец выгнал его из дома.

На самом деле, этот момент и стал переломным в судьбе учителя. Ему сразу поступили дельные предложения, да и он был готов отправиться в любую точку страны.

Факты из жизни Антона Семеновича говорят о его странном характере.

Он не мог ужиться со сверстниками, но затем, как «сапожник без сапог» гениально воспитывал тех же дерзких юношей, с которыми не мог поладить полтора десятка лет назад.

Благодаря нескольким применениям физической силы обрел уважение среди ребят, но потерял впоследствии должность и уверенность в правильности своих методик воспитания.

Происхождение фамилии Макаренко идет от имени Макар, который переводится с древнего греческого языка «счастливый или блаженный». Антон Семенович смог обрести счастье в своих трудах и блаженно ушел в будущее, оставив за собой множество работ, которые актуальны для педагогов всего мира по сей день.

Воспитанники Макаренко стали создавать промышленное оборудование и производить электродрели. Тогда предприятием заинтересовалось НКВД, они пытались забрать завод себе в собственность, а его участникам не готовы были платить зарплату.

Антон ничего не смог с этим поделать и ему пришлось покинуть пост, переехав в Москву. Я здесь вижу интерес финансовый со стороны Макаренко, но и подтверждение того, что против системы даже с благими намерениями идти практически невозможно.

Только шагая через эпохи, как делает сейчас автор многочисленных трудов Антон Семенович Макаренко.

[Всего : 1    Средний: 5/5]

Источник: https://SilaMira.ru/makarenko-anton-semenovich/

Макаренко антон семёнович

Антон Семенович Макаренко

1 (13) марта 1888, Белополье Сумского у. Харьковской губ. — 1 апреля 1939, ст. Голицыно Белорусско-Балтийской ж/д Московской обл.

Российский и советский педагог, писатель

Родился в семье рабочего железнодорожных мастерских. Окончил городское училище Кременчуга (1904), затем годичные учительские курсы при нём. Был учителем русского языка, рисования и черчения железнодорожных училищ пос. Крюкова (1905—1911) и на ст.

Долинская (1911—1914) на Украине; принимал участие в организации съезда учителей Южных железных дорог (1905).

В 1914—1917 учился в Полтавском учительском институте (в 1916—1917 в армии, демобилизован из-за плохого зрения), по окончании которого заведовал железнодорожным училищем Крюкова (1917—1919) и городским училищем в Полтаве (1919—1920), одновременно был членом губернского правления Союза работников просвещения Полтавы.

С 1920 по 1928 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 переведённой в Куряж, под Харьковом (с 1921 колония им. М. Горького, с которым с 1925 состоял в переписке).

В 1922 краткое время учился в Центральном институте организаторов народного просвещения Наркомпроса, вынужден был оставить учёбу из-за сложности её совмещения с работой в колонии. Одновременно в 1927—1935 по приглашению ГПУ УССР работал в детской трудовой Коммуне им. Ф. Э.

Дзержинского под Харьковом (с 1928 заведующий коммуной, с 1932 начальник педагогической части). В 1935 начальник, в 1937 заместитель начальника Отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом.

В 1937 переехал в Москву, посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности.

Член Союза советских писателей СССР (1934). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Создал систему воспитания, которую рассматривал как отвечающую задачам строительства нового общества. Ядро учения — теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения.

Разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нём, взаимоотношений коллектива с личностью и связи с другими коллективами; методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. Установил, что именно разрыв социальных связей наносит взрослеющему человеку вред, а их восстановление выправляет его развитие; суть воспитания состоит в завязывании и укреплении правильных отношений между подрастающим человеком и обществом, создании благоприятного морального климата. Считал, что воспитательный коллектив является органичной частью общества и в специфической форме воспроизводит общественные отношения, активно включает в них детей, а социально значимая задача, стоящая перед коллективом, позволяет каждому его члену ощущать себя участником общего дела, пробуждает гражданские чувства. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования «воспитательного коллектива», подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом. Сущность педагогического опыта определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».

Деятельность Макаренко оказала существенное влияние на развитие смежных с педагогикой дисциплин, которые в 1930-х гг. практически были запрещены, — социальную педагогику, педагогическую психологию и др.

Особый вклад внёс в исправительно-трудовую педагогику — педагогический опыт позволил в короткий период наладить практическую работу трудовых колоний НКВД в масштабах Украины.

Вопреки официальным требованиям усилить карательные функции перевоспитания в колониях для несовершеннолетних были упразднены карцеры и внутренняя охрана, предприняты действия по организации трудового воспитания, укреплены кадры воспитателей, введены некоторые начала самоуправления. Выступал против использования в детских колониях элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.

Развивал теорию семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его.

Педагогический опыт и взгляды Макаренко отражены в художественном творчестве.

В литературных произведениях («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретической «Книге для родителей», в публицистических статьях проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развитие новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.

В 1920—1930-е гг. некоторые аспекты деятельности Макаренко подверглись критике со стороны официальной педагогики (обвинение в педагогическом непрофессионализме и некомпетентности, нарушении принципов трудового воспитания, введении самоуправления и др.).

В то же время в официальной педагогической теории СССР образ Макаренко был канонизирован с приданием ему схоластических черт классика марксистской педагогики; в научной литературе его творчество представлялось односторонне, эксперименты механически переносились в практику массовой советской школы, ПТУ и исправительно-трудовых учреждений, а издания трудов выходили с купюрами и значительными исправлениями, комментарии к ним носили ярко выраженный идеологический характер.

Основные труды

• Проблемы школьного советского воспитания. М., 1949.

• Собрание сочинений. Т. 1—7. М., 1959—1960.

• Педагогические сочинения. Т. 1. М., 1983.

• Педагогические сочинения. Т. 2. М., 1983.

• Педагогические сочинения. Т. 3. М., 1984.

• Педагогические сочинения. Т. 4. М., 1984.

• Педагогические сочинения. Т. 5. М., 1985.

• Педагогические сочинения. Т. 6. М., 1985.

• Педагогические сочинения. Т. 7. М., 1986.

• Педагогические сочинения. Т. 8. М., 1986.

Библиография

▫ А. С. Макаренко. Указатель трудов и литературы о жизни и деятельности. М., 1988.

Литература

◦ Воспоминания о Макаренко. Л., 1960.

◦ Жураковский Г. Е. Педагогические идеи А. С. Макаренко. М., 1963.

◦ Павлова М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко и современность. М., 1980.

◦ Патаки Ф., Хиллиг Г. Самоутверждение или конформизм? К вопросу идейно-политического становления А. С. Макаренко. Марбург, 1987.

◦ Ермолин А. Педагогика развитого тоталитаризма. Триумф и трагедия Макаренко // Народное образование. 2005. № 2.

◦ Багреева Е. Г. Возвращение к Макаренко. М., 2006.

◦ Гриценко Л. И. Концепция воспитания А. С. Макаренко в свете современных научных знаний // Педагогика. 2006. № 2.

◦ Фролов А. А. А. С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939—2005 гг., критический анализ). Н. Новгород, 2006.

◦ Богуславский М. В. Сущность и пределы социально-личностной педагогики А. С. Макаренко // Народное образование. 2008. № 6.

◦ Гликман И. Е. Вклад А. С. Макаренко в педагогическую науку // Народное образование. 2008. № 6.

◦ Гликман И. Е. Классик мировой педагогики // Педагогика. 2008. № 5.

◦ Илалтдинова Е. Ю. «Официальная педагогика» и общественно-педагогическая инициатива в истории освоения и разработки наследия А. С. Макаренко. Н. Новгород, 2010.

Архивы

≡ Коллекция документов о жизни и деятельности А.С. Макаренко, собранная Е.С. Долгиным. Научный архив РАО, ф. 131, 1911—1978 гг.

≡ Российский гос. архив литературы и искусства. Личный фонд А.С. Макаренко, ф. 332, 113 ед. хр., 1882—1962 гг.

Ссылки

► Педагогический музей А. С. Макаренко.

Источник: http://elib.gnpbu.ru/sections/0100/makarenko

Система Макаренко: 5 правил, как воспитать из ребенка сильную личность

Антон Семенович Макаренко

Система Макаренко применялась в прошлом веке в СССР и творила настоящие чудеса. Многие советы по воспитанию детей актуальны до сих пор. О том, как из беспризорников и малолетних преступников вырастали выдающиеся личности — в нашем материале.

Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан ЮНЕСКО одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Дьюи, Кершенштейнером и Монтессори.

заслуга Макаренко – авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В чем был секрет Макаренко и применима ли она к современным детям?

Коллектив

Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.

Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли.

Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко.

При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.

Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус. В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять,

Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен»), но и на отдачу – будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.

Самоуправление

По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.

Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно ание детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива . «Я принял решение, и я отвечаю», – это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».

Согласно Макаренко старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.

Макаренко был противником идеи того что школа – это лишь подготовительный этап, а дети – зародыши будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, а значит это естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему.

«Любовь нужна требовательная», – говорил он. Чем не лучшее лекарство от «избалованности»?

Трудовое воспитание

Подходим к одной из самых щепетильных тем – Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде (сделаем поправку на тяжелое время и полуразрушенную страну, когда подростки в любом случае работали). В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.

Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания – бесполезное сокращение мускулатуры.

К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Учитель/Воспитатель/Родитель

« Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне.

И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения… ».

Эта цитата посвящена, в первую очередь, учителю и воспитателю, но и родителю в том, числе. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители – пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».

Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи. «Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».

Дисциплина

По Макаренко дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией.

«Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», – утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит – очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.

В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде можно разве что на необитаемом острове, настолько изменились время и дети.

Трудовые коммуны и воспитание коллектива звучат как атавизм, но если вдуматься – за этими словами стоят такие полезные вещи, как: социальная адаптация, ответственность, товарищество, любовь к труду, что вполне можно назвать современным «дефицитом».

А значит, переосмыслив систему Макаренко, можно лучше понять причины его успеха и справиться с этим «дефицитом».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/593feff41410c3177b673a2c/59563ea977d0e6f070608c90

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.