Белбог и Чернобог: враги или союзники?

Белбог и Чернобог: враги или союзники (2)

Белбог и Чернобог: враги или союзники?
— Белбог и Чернобог: враги или союзники 13 Кб (скачать 2) — Лев Рудольфович Прозоров

Настройки текста:

Цвет фоначерныйсветло-черныйбежевыйбежевый 2персиковыйзеленыйсеро-зеленыйжелтыйсинийсерыйкрасныйбелый Цвет шрифтабелыйзеленыйжелтыйсинийтемно-синийсерыйсветло-серыйтёмно-серыйкрасный Размер шрифта14px16px18px20px22px24px Насыщенность шрифтажирный Ширина текста400px500px600px700px800px900px1000pxПоказывать менюУбрать меню

Современным язычникам — точнее, людям, старающимся быть язычниками в наше Навье время, Наничье — очень и очень нелегко бывает преодолеть привычные, навязываемые всей современной жизнью представления о мире. Человек может никогда не ходить в церковь, не верить в Христа, но его взгляд на мир при этом окажется совершенно христианским. Одним из проявлений такого бессознательного христианства является отношение современных язычников к Белбогу и Чернобогу. Почти все, пишущие об этих Божествах, говорят об их непримиримой вражде. Большинство при этом берет сторону Белбога — Бус Кресень (А. Асов), Велимир (Н. Сперанский), М. Семенова, Д. Дудко, автор замечательной книги «Матерь Лада» (М.: Эксмо, 2003), — другие, как Велеслав Темный (Шемякин Д. Н.) и некоторые другие, берут сторону Чернобога. И каждый отзывается о противнике (по их разумению) «своего» Божества словами, которые здесь не стоит повторять, в некоем безумии воображая, будто поношением Одного из Всебожья можно угодить Другому.

Иные — как Иггельд (Д. Гаврилов) не столь резко противопоставляют этих Богов, но, тем не менее, говорят об Их борьбе.

Пишущий сии строки отнюдь не полагает себя умнее вышеупомянутых. Посему ему остается лишь пребывать в недоумении — каким образом все эти умные и небезразличные к наследию Предков люди умудрились не заметить одного — в единственном упоминании об этой паре Богов у Гельмольда говорится следующее:

«Во время пиров они пускают вкруговую жертвенную чашу, произнося при этом… заклинания от имени Богов, а именно доброго Бога и злого… злого Бога они на своем языке называют… Чернобогом»(1).

Обратите внимание: чаша распивается одна в честь обоих Богов, славления-«заклинания» произносятся в Их честь одновременно.

Где же здесь хоть намек на Их борьбу или, паче того, вражду? Между прочим, нет в источниках и упоминания о противостоянии «злых» и «добрых» духов.

Известное «Слово некоего христолюбца…» гласит, что славяне «требы кладоша упырем и берегыням»(2). Не «или», заметьте, пожалуйста, а «и».

Так что нет основания говорить о вражде Чернобога с Белбогом. По этому поводу сохранилась любопытнейшая легенда. Впервые ее записал еще А. Н. Афанасьев(3), а последние записи относятся уже к ХХ веку(4).

Разумеется, имена обоих Богов покрыты пеленой христианской фразеологии, но в древности сюжета сомнений быть не может — слишком уж нехристианское содержание легенды. Восстановить ее первоначальное звучание предельно легко — достаточно лишь заменить имена.

Надеюсь, она хоть в какой-то степени вразумит горячие головы истовых «белобожников» и «сварожичей» и свирепых «чернобожников». Вот восстановленный мною текст легенды.

В давние годы жил кузнец. Был он мастеровит и благочестив. А потому поставил в честь Белбога и Чернобога два чура — Белый и Черный. И всякий раз перед началом работы кланялся обоим, просил подмоги, а в положенные сроки — и требы обоим клал.

Однако со временем кузнец состарился и помер, оставив кузню сыну. А тот был далеко не столь мудр, как отец. Почел постыдным для себя, человека Огня и Железа, кланяться какому-то Чернобогу. И не просто оставил без жертв и молитв Черный чур, а каждый раз, начиная работу и помолившись Белбогу, плевался в сторону Черного чура.

И вот, однажды, появился в кузне молодой паренек — подмастерье. Очень быстро сравнялся он в мастерстве с хозяином — тот нарадоваться не мог на понятливого парнишку. Скоро кузнец стал подолгу оставлять кузницу на своего помощника.

И вот в один такой день подкатил к кузне возок со старенькой боярыней — расковались кони. Подмастерье подковал скакунов, а между делом предложил боярыне перековать ее на молодую. Старость кому в радость? Согласилась боярыня.

Завел ее подмастерье в кузницу, растопил жарким-жарко горн, ухватил старуху клещами и сунул в огонь. После окунул в молоко, ударил молотом — осыпалась угольная корка, и показалась из-под нее молоденькая красотка.

Наспех оделась, кинула кузнецу серебра, выбежала вон, накричала на остолбеневших холопов и унеслась со двора. А за нею исчез и подмастерье.

Искал его кузнец, искал, да ничего не выискал. А тут на том же возке подъезжает помолодевшая боярыня со стариком мужем: мол, на что мне, молодой, эта развалина?! Перекуй и его на молодого, кузнец-молодец!

Изумился кузнец рассказу боярыни, но виду не подал — нельзя же показать, что подмастерье больше него, мастера, в кузнечном деле разумел. Растопил, по рассказанному, жарче жаркого горн, ухватил старика щипцами, да в огонь! Вытянул головню, сунул в молоко, ударил молотом — головня и рассыпалась угольями.

Боярыня в крик — посередь бела дня извели мужа! Потащили кузнеца на строгий княжий суд, а там с душегубами разговор короткий…

А навстречу, на черном огнегривом скакуне, сыплющем искрами и дымом из ноздрей — кузнецов подмастерье в дорогом черном кафтане.

— Ну что, — говорит, — кузнец, несладко тебе? Не будешь, чай, на мой чур плеваться?

По разному говорят — чем закончилась эта быль. Одни рассказывают — уволок Чернобог кузнеца в свое подземное царство, и пришлось ему там несладко. Другие же — и это в самых старых записях — говорят, что простил Черный владыка кузнеца, и даже боярина оживил, молодым сделал.

Однако все рассказы о том заканчиваются одним — «Белбогу молись, а Чернобога не гневи».

Кроме этого рассказа, есть еще несколько, где «перековка» стариков и старух на молодых — дело рук духов Тьмы.(5). Нам же полезнее отметить, что существовало о том целое действо.

На Святки, в самые темные ночи года, время высшего могущества Чернобожьего, парень-«кузнец» с вычерненным(!) сажей лицом «перековывал» ряженых «стариков» и «старух» на детишек (6).

И еще стоит отметить — в предании Белбог не поспешил на помощь своему усердному почитателю, прогневавшему Его Черного «противника». Нельзя угодить Богу, оскорбляя другого Бога. Любопытно, что схожее — не по букве, но по смыслу — предание существует в Индии.

В некоем храме стоял кумир Харихара, изображавший как бы сросшихся воедино Вишну, доброго Хранителя Вселенной и неистового Разрушителя-Шиву. Ходили в тот храм двое людей, один истовый почитатель Вишну, другой — преданный Шивы. И каждый из них, принося жертву, лез на кумир, затыкая ноздри «чужому» Богу.

Продолжалась эта безлепица, покуда не ожил кумир, и не обратился к неразумным людям — каждый из Божьих ликов к своему — с гневным вразумлением(7).

Да послужит и эта статья вразумлением тем, кто суесловят о «вражде» Богов и думают угодить «своему» Богу поношеньем «чужого».

Список литературы

1. Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон. М.: Изд-во Эксмо, 2003, с. 404.

2. Там же, с. 353–354.

3. Афанасьев Александр. Народные русские легенды.// Звездочтец: Русская фантастика XVII века. М.: Сов. Россия, 1990. С. 462–464.

4. Русские былички, бывальшины и сказки о мифологических персонажах//Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб.: Литера. 1994. С. 392–393, 426–428.

5. Афанасьев Александр. Указ. соч. С 447.

6. Максимов С. В. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск: Русич, 1995. С. 484–485.

7. Шри Свами Шивананда. Господь Шива и его почитание. М.: Золотое сечение, 1999. С. 214–215.

Оглавление

  • Список литературы
  • Источник: https://coollib.xyz/b/58753/read

    Древнее славянское божество Белобог — покровитель и защитник

    Белбог и Чернобог: враги или союзники?

    В мире происходит вечная борьба света и тьмы. День сменяет ночь. А добро соревнуется со злом. Светлые силы стоят на страже мира на всей земле, а силы тёмные несут в этот мир энергии разрушения и страха. Одним из сильнейших богов, олицетворяющих силы света и добра, является Бог Белобог. И имя этого Бога говорит само за себя.

    Белобог и Чернобог как олицетворение вечной борьбы добра и зла

    Как со времен сотворения мира существует борьба светлых и темных сил, так и противопоставляются друг другу Белобог и Чернобог. Белобог олицетворяет силы света, а Чернобог является воплощением сил тьмы.

    Но два этих Бога хоть и имеют разные взгляды на мир? всё же являются двумя сторонами одной медали. Они дополняют друг друга, так как ничто в мире не может быть абсолютно белым или абсолютно черным.

    Не зная боли и тьмы, люди не научились бы ценить свет и добро.

    В душе человека тоже идёт вечная борьба двух начал: светлых и темных сил, ангела и демона. Белобог способен озарить духовный путь человека светом истины, добра и милосердия. Он может дать силы, чтобы устоять перед мирскими грехами и соблазнами.

    Миф о Белобоге и Чернобоге

    Миф о Белобоге и Чернобоге является подтверждением того, что два этих Бога — части единого целого. В мифе рассказывается о том, как над океаном пролетали три сокола.

    Первый из них, летевший впереди, был словно проводник, выбирающий и указывающий путь. У сокола, летевшего справа, были в клюве колосья с зернами. А у сокола, летевшего слева, в клюве был ком земли.

    Первый сокол был самим Родом, а другие два сокола — это Белобог и Чернобог. Из клюва сокола Чернобога выпала земля и упала на дно океана.

    Тогда обернулся Чернобог селезнем, чтобы нырнуть в океан и достать упавший ком земли. И этот ком земли вырос над океаном островом Буяном, и появился на этом острове могучий дуб, ставший пристанищем Рода. А сокол-Белобог засеял остров Буян зёрнами.

    У подножия дуба была высокая гора, а на её вершине находился камень Алатырь. И бог Род, которого олицетворял первый сокол, повелел наделить остров бессмертными душами — частицами его самого.

    Он дал соколам волшебный молот, и они, обернувшись сильными великанами, стали бить по Алатырю. Белобог бил по правой стороне камня, а Чернобог по левой. И когда молотом бил по камню Белобог, то от его ударов разлетались по острову живые искорки.

    А когда молотом бил Чернобог, то от его ударов появлялись и расползались змеи, возникали и взлетали ввысь вороны.

    Так, у живущих на стороне правды, то есть на правой стороне, души напоминают золотые искры, а у тех, кто живет на стороне лжи (на левой стороне), души похожи на черных воронов и ползучих змей.

    Таким образом, можно сказать, что Белобог и Чернобог у славян — это две части одного целого. Они оба участвовали в сотворении мира. И все их творения содержат в себе частицу единого Бога, Рода.

    Как относились к Белобогу славяне?

    Само имя Белобог означает Белый Бог. Славяне называли его также Белуном, Белбогом. Для них этот Бог — воплощение сил света, добра и справедливости.

    Бог Белобог у славян — это ясное весеннее небо, благодать, мир. Он дарует человеку благополучие, сохраняя мир в семье, помогая обрести душевную гармонию. Всё прекрасное, светлое и доброе славяне связывали с Белобогом. Он символизировал для них теплое сияние, помогал в обретении жизненных благ. Поэтому славяне относились к нему с большим почтением.

    В честь Белобога они строили храмы, расположенные на возвышенной местности, так как считали, что храм светлого Бога должен быть расположен ближе к солнцу. Храм Белобога декорировали золотом и серебром. Располагали эти ценные металлы так, чтобы от них отражался свет небесных светил, не позволяя проникнуть в храм ни одной тени.

    Как изображался славянский Бог Белобог?

    Для славян Белобог был богом мира Явного, но не смешивался с образом Рода, то есть не считался создателем всей Вселенной. Славяне представляли Белобога старцем высокого роста. У него были длинные волосы и длинная борода.

    Глаза же старца были удивительно красивыми, цвета чистого голубого неба. Белобог ходил в белых одеждах, а в руках своих держал деревянный посох, на котором можно было часто увидеть одноименную руну Белобог.

    В интернете можно найти картинки-фото Белобога, где удастся рассмотреть эту руну на его посохе.

    Славянский Белобог — это возвышенное существо, не имеющее ничего общего с военным делом. В мифологии славян не встречается упоминаний о нём как об участнике в битв богов.

    Для наших предков он являлся образом чистоты и безмятежного весеннего неба.

    Богу Белобогу у славян часто читались гимны перед жатвой, ведь славяне верили, что он помогает всем, кто стремится привести свой род к процветанию.

    Значение символа Белобог

    У славян существовал символ, именуемый Белобог. Он являлся сакральным знаком, который дарил удачу и процветание. Этот символ славяне часто использовали в качестве оберега, но предназначался он больше тем, кто работает с землей или в поле.

    Символ Белобог служит не только для привлечения удачи. Он помогает обрести гармонию во всех сферах своей жизни, установить мир и лад в семье, прославиться добрыми делами. Славяне настолько почитали Белобога, что называли в его честь различные местности. И многие эти названия сохранились и до сих пор (Бялобоже, Белбожница, Беложица).

    Символ Белобог как оберег

    Оберег Белобог подходит людям с чистыми помыслами, со светлой душой. Он дарует именно белую удачу, которая идет во благо человеку. Это удача, которая не отнимает счастье у других, а даёт различные блага от избытка, словно доставая их из рога изобилия.

    Оберег Белобог помогает своему владельцу в различных сферах жизни. Он защищает в сражениях, помогает в карьере, дарует мир и лад в семье. Чаще всего этот оберег выбирают мужчины, желающие стать хорошими мужьями и отцами, оставить после себя счастливое потомство и прославиться добрыми делами.

    Белобог помогает человеку на всем его жизненном пути. Отводит от него беды и проблемы. Но не благоволит и не помогает Белобог людям нечестивым, корыстным, лживым.

     Не подарит он удачу ворам или картежникам, — таким людям нельзя использовать этот светлый оберег. Оберегать Белобог будет только людей чистых душой.

    Он больше всего подходит достойным и мужественным мужчинам, которые идут к мудрости, к духовности, к истине и свету.

    Значение руны Белобог

    Руна Белобог имеет ещё одно название — руна Мир. Она является первой руной рунного ряда славян. По образному значению ей соответствует буквица Мыслите.

    В этой руне словно заключен весь мир, она является символом Бога-Творца, но в то же время и символом человека, который является частью Бога, его сотворцом. Не случайно изображение руны напоминает человека, воздевшего руки к небу. Это говорит о связи человека с Богом, об объединении духовного и физического начал.

    Руну Белобога называют ещё и Древом Мира, так как внешне она напоминает ещё и древо с кроной. Это дерево — символ мировой оси, объединение духовных сил всего мироздания.

    Руна Белобога символизирует ещё и абсолютное знание, являющееся основой глубокой и искренней веры. Используется эта руна и в значении Рода, напоминая о важности объединения семьи, почитания предков. Род (семья) является основой для развития гармоничной личности. И руна Мир (Белобог) дат защиту человеку от его Предков, от его Рода.

    Славянский Бог Белобог как символ света

    Для славян Бог Белобог был символом добра. Он являлся образом белого дня, света белого, который не только освещает всё вокруг, но и уберегает от зла.

    Наши предки считали, что ночь — это такое время, когда творятся недобрые дела. По мнению славян именно под покровом ночи оживают темные силы. А вот белым днём дела творятся прекрасные и светлые.

     И Бог Белобог — это символ торжества светлых сил над тёмными.

    Когда славяне сбивались с пути в глухих лесах, они призывали на помощь именно Белобога, потому что верили, что только он может прогнать Чернобога, несущего людям гибель.

    Белобог и Чернобог у славян — это два антипода. Это как белое и черное, как день и ночь.
    В более широком значении Белобог представляет собой и духовный аспект личности человека.

    Душа человека — это вечное поле битвы двух начал: светлого и тёмного, Бога и дьявола. Когда побеждает Белобог, человек вырывается из сил тьмы и устремляется к свету, обретает мудрость и прозрение.

    Такое значение Белобог имеет в духовном развитии человека.

    Для кого Бог Белобог является Богом покровителем?

    Подобное притягивается к подобному. И если человек светел душой, то Бог Белобог станет Богом покровителем для него. Но прежде всего Белобог помогает тем людям, которые хотят одержать победу над своим эгоизмом, над своим внутренним «Я». Самая главная победа — это победа над собой, над своими низменными чертами, над своими пороками.

    Белобог помогает искоренить такие негативные качества, как: лень, корысть, алчность, жестокость, равнодушие.

    Если эти качества не искоренять в себе, то в дальнейшем они приведут к болезням, к разрушению и опустошению.

    Для того, чтобы не погрязнуть в пучине своих пороков и низменных страстей, каждому человеку дана совесть. Она является главным мерилом своих деяний.

    Усыплять и обманывать её бесконечно невозможно, рано или поздно человек всё же захочет вырваться из тьмы к свету. И в этом ему может помочь оберег Белобог.

    Значение оберега Белобог в современном мире

    В современном мире значение оберега осталось прежним: это стремление к свету, добру, к истине. Белобог привлекает к человеку удачу, способствует духовному развитию и воспитанию лучших качеств. Как оберег он очень мощный и может круто изменить жизнь человека. Но носить его нужно регулярно, не забывая очищать от негатива. А также следует под заряжать этот оберег собственной энергией.

    В силу Белобога нужно верить, и тогда он проявит себя в действии. Символ Белобога — это непробиваемый щит, о который разбивается всё тёмное, лживое и злое. Не случайно Бог Белобог является воплощением света. И если вы хотите озарить свою жизнь светом любви и истины, то этот оберег для вас.

    Источник: https://blog.replicahouse.ru/belobog-drevnee-slavyanskoe-bozhestvo/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.