Боевое применение танка Т-72

Танк Т-72 — характеристики

Боевое применение танка Т-72

Советский основной боевой танк Т-72 стал самым массовым и одним из лучших в мире, причём отнюдь не благодаря рекламе или голословным утверждениям. Он на протяжении многих лет производился и поставлялся в различные страны, где применялся с успехом, заслуживая любовь и уважение всех, кто воевал на нём или сталкивался с ним в роли врага.

Инженеры СССР всегда старались сохранить преемственность легендарного среднего танка Т-34, ставшего своеобразным символом победы над фашизмом и зарекомендовавшего свою конструкцию как дешёвую и неприхотливую.

Именно он положил начало массовым и простым танкам, которые, несмотря на свою доступность, обладали всеми требуемыми характеристиками и были способны бороться на равных с лучшими образцами западных машин, а в чём-то и превосходили их.

Создание

Т-72 эпохи Холодной войны не стал исключением из правил и был создан как простая, надёжная и неприхотливая боевая машина, которая способна на равных конкурировать с любым другим вражеским танком. То, что ОБТ удался, подтверждает количество произведенных экземпляров, составившее более 30000 и уступившее лишь Т-54/55.

Изначально создавался Объект 172, который постепенно развился в Объект 172М, поступивший в производство под названием Т-72. 7 августа 1973 года он был принят на вооружение решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, после чего производился в нашей стране с 1974 по 1992 годы.

Особенности конструкции

Внешность и конструкция в целом нового Т-72 соответствовали привычной советской концепции, которая подразумевала сбалансированное сочетание подвижности, огневой мощи и защиты. Его силуэт был низок и малозаметен с любой стороны, а броня имела большие углы наклона.

Гладкоствольная 125 миллиметровая пушка могла поражать любые цели того времени, а карусельный автомат заряжания уменьшал количество членов экипажа до трёх, размеры танка и поднимал скорострельность, позволяя при этом произвольно выбирать тип снаряда по приказу командира.

Также танк получил ковш под нижним бронелистом, позволяющий проводить некоторые инженерные работы.

Вооружение

Главное орудие представляло собой 125 миллиметровую гладкоствольную пушку Д-81ТМ (2А46), имеющую специальную конструкцию, позволяющую менять ствол прямо в полевых условиях, не демонтируя само орудие. Боекомплект размещался в разных местах. В автомате заряжания карусельного типа, находилось 22 снаряда, а оставшиеся 23 снаряда были уложены в немеханизированных боеукладках корпуса и башни.

Дополнительное вооружение состояло из двух пулемётов разного калибра. 7,62 миллиметровый пулемёт ПКТ с боекомплектом 2000 патронов был спарен с пушкой, а зенитный 12,7 миллиметровый пулемёт НСВТ находился на крыше башни и имел боекомплект в 300 патронов.

Позже были добавлены дымовые гранатомёты на борта башни, для самостоятельного создания дымовых завес.

Подвижность

В движение ОБТ приводил привычный для СССР многотопливный дизельный двигатель. На первых модификациях был установлен 12 цилиндровый В-84-1 с жидкостным охлаждением и наддувом. Его мощность достигала 840 л.с. при 2000 об/мин.

Свой момент он передавал на механическую коробку передач с гидроприводом, имеющую семь ступеней хода вперёд и одну назад. Так же она обеспечивала поворот танка.

Ходовая часть Т-64 была признана неудачной, поэтому на Т-72 она состояла из 6 опорных катков большого диаметра, 3 поддерживающих маленького, направляющего колеса спереди и ведущего сзади.

Т-72 отличался неплохой подвижностью на любой местности и развивал 60 км/час при езде по шоссе и 35 км/час при езде по пересечённой местности.

Топливная система имела четыре внутренних бака в забронированном объёме и пять наружных топливных бака, расположенных на правой надгусеничной полке. Ёмкость внутренних баков достигала 705 литров, тогда как наружных — 495 литров.

Кроме этого, на затяжных маршах можно было подключать два дополнительных бака, крепящихся на корме и имеющих объем до 500 литров. Всё это давало дальность хода 500 километров, а с установленными внешними баками до 700 километров.

Современная модификация Т-72Б3 с мощным новым двигателем обладает отличной подвижностью, позволяющей завоёвывать первые места на танковых марафонах.

Бронезащита

Броня корпуса создавалась сильно дифференцированной, комбинированного типа.

Верхняя лобовая деталь представляла собой лист трёхслойной комбинированной брони, состоящий из 80 мм стального наружного, 105 мм среднего стеклотекстолитового и 20 мм стального внутреннего слоёв.

Этот лист располагался под углом в 68 градусов, благодаря чему его приведённая толщина достигала 550 мм. Нижняя лобовая деталь — лист обычной катанной гомогенной броневой стали толщиной 85 мм под углом 60 градусов.

Борта корпуса, расположенные вертикально, имели толщину 80 мм в области обитаемого объема и 70 мм в области моторно-трансмиссионного отсека.

Так же на боках корпуса имелись противокумулятивные бортовые экраны, состоящие из алюминиевого сплава, которые в походном состоянии можно было складывать, прижимая к пылевым щиткам для того, чтобы избежать случайных повреждений.

Башня изначально создавалась и производилась с монолитным бронированием, что большинство считало главным и наиболее критичным недостатком ОБТ, поэтому в 1979 году на модификации под обозначением Т-72А была установлена башня с комбинированной современной бронезащитой.

Так же у всех современных модификаций лобовые и боковые части корпуса с башней имеют дополнительную навесную или встроенную динамическую защиту.

Производство и модификации

ОБТ производился в Индии, Ираке, Польше и Чехословакии во времена СССР, а, после его распада, в Индии, Иране и Польше, чем и заслужил свою известность.

Более того, было произведено огромное количество модификаций в различных странах, начиная от довольно привычных , вроде установки своего оборудования, заканчивая оригинальными вроде индийского Tank EX, представляющего из себя башню от Арджун на шасси Т-72.

Т-72 Урал был создан в 1973 году и представлял из себя простой Т-72.

Т-72А первая значительно изменённая версия, была выпущена в 1979 году и имела новые системы наведения и наблюдения, пушку 2А46М вместо 2А26М2, системы защиты экипажа, дымовые гранатомёты, сплошные противокумулятивные экраны на бортах и двигатель В-46-6.

Т-72АВ и Т-72Б были выпущены в 1985 году, первая из них получила навесную динамическую защиту, а вторая модификация комплекс управляемого вооружения.

Т-72БА появились в результате модернизации и доведения до уровня современных ОБТ поступивших для ремонта в 1999 году Т-72Б на УралВагонЗавод. Они получили встроенную динамическую защиту, систему управления огнём с датчиком ветра и новые двигатель с трансмиссией.

Т-72Б3 это самая последняя версия, начавшая поставляться в 2011 году на вооружение армии России, имеющая новые систему управления огнём, ДЗ Контакт-5, двигатель В-84-1 мощностью 840 л.с, ходовую, автомат заряжания и боеприпасы. С 2014 года на неё устанавливается другой двигатель, мощностью 1130 л.с., что ещё больше подняло подвижность.

ОБТ использовался более чем в 40 армиях, начиная от времени своего производства, заканчивая современностью. В наше время он весьма распространён, а то, что российский основной боевой танк Т-90 является по сути его глубокой модификацией, говорит о многом.

Боевое применение

Впервые танк применили при боевых действиях в 1982 году в Ливане, в долине Бекаа. Две сирийские танковые бригады попали в окружение и было принято решение отправить им на помощь элитную бригаду, оснащённую новыми Т-72. Они успешно уничтожили несколько израильских М60, практически не понеся потерь, прорвав тем самым окружение.

В Ираке советские машины проявили себя ещё лучше, практически без достойного сопротивления уничтожая Чифтены и Скорпионы, а всего за 8 лет войны, было потеряно 60 танков.

А вот во время вторжения в Кувейт, где советским ОБТ противостояли американские Абрамс М1А1 новой модификации, оснащённые 120 миллиметровой немецкой пушкой, было потеряно до 250 Т-72. Более того, известен случай, когда увязший в грязи Абрамс был атакован 3 Т-72, уничтожил их, и был отбуксирован на базу, после чего вновь вступил в строй.

Такое соотношение потерь можно объяснить отсутствием современных снарядов, способных справиться с бронёй Абрамса, у Ирака.

В Грузии, Чечне и Осетии Т-72 опять понесли большие потери, причём в Осетии обе стороны конфликта были вооружены ими, но Россия потеряла 2 танка, а Грузия 18, что доказывает то, что все эти потери произошли лишь из-за плохой подготовки экипажей и неправильного командования.

Действительно, во время штурма Грозного, танки применялись без прикрытия стрелков в городских условиях и уничтожались выстрелами в борта и корму, при этом случаи пробития лобовой брони неизвестны.

Были отмечены надёжность на марше в горных условиях и способность выдерживать многочисленные попадания без заметных повреждений.

Эпилог

За всё время было создано очень много машин на базе Т-72 — различные инженерные машины, самоходные пушки, боевые машины поддержки и опытные образцы танков.

Будучи принятым на вооружение в 1973 году, Т-72 сейчас стоит на вооружении многих стран, а, благодаря модификациям и современному оборудованию, способен наравне бороться со многими другими современными ОБТ и ещё долго останется в российской армии, даже после поступления в неё Т-14 Армата.

Его высокие подвижность, огневая мощь и защита вместе с надёжностью, неприхотливостью и стоимостью очень удачно собраны в одно целое, что ценится специалистами всего мира, многие из которых по праву считают Т-72 лучшим основным боевым танком второй половины 20 века.

Источник: https://tanksdb.ru/t-72/

Донбасс, Чечня, Карабах… — боевой путь танка Т-72

Боевое применение танка Т-72

Впервые Т-72 «понюхали пороху» в Ливане, в 1982 году. В бою сошлись сирийские и израильские вооруженные силы — охваченный гражданской войной Ливан стал площадкой для встречи старых врагов.

Фокус интереса исследователей сошелся на противостоянии «семьдесятдвоек» и «Меркав», которые тоже впервые приняли участие в боевых действиях. Симпатизанты каждого танка могут найти множество примеров сокрушительных побед одного над другим, и наоборот. Но все это будут фантазии: в реальности Т-72 и «Меркавы» в боях не встречались.

Интересно, что потери новейших танков были следствием одного и того же фактора — противотанковых ракет. Из 12 утраченных сирийцами Т-72 большая часть была поражена в одной удачной засаде из ПТУР «Тоу». Что больше говорит, скорее, об умелом их применении сирийцами, чем о качествах самого танка.

В остальном же крепкая, хоть и не неуязвимая (таких не бывает), лобовая броня новых танков оказалась серьезным аргументом. Хотя экспортный вариант, конечно, был хуже — у танков, состоявших на вооружении СССР, башня была крепче.

Иракские Т-72

Следующим более-менее крупным конфликтом для Т-72 стала подзабытая ирано-иракская война. Там самым грозным противником для «семьдесятдвоек» были уже не «Меркавы», а купленные иранцами британские «Чифтены». Только, в отличие от Ливана, с ними встречаться Т-72 пришлось, и взаимные потери в таких схватках были серьезными.

Потом иракским Т-72 пришлось встретиться уже с американскими «Абрамсами» в двух иракско-американских войнах. Тут ситуация была неутешительная — иракских танкистов ждал разгром.

Дело, конечно, обуславливается полным превосходством американцев в высокотехнологичных средствах ведения войны: большинство Т-72 были уничтожены с воздуха.

Не стоит забывать и о том, что экспортные модификации «семьдесятдвоек» сильно уступали последним на тот момент вариантам «Абрамсов».

Резня, погромы и танковые лавины

Нагорный Карабах стал камнем преткновения между армянами и азербайджанцами еще во времена Гражданской войны в России. Край, находившийся между двумя государствами, что образовались в результате развала империи, был населен армянами.

Его захватили азербайджанские отряды. Позже пришла Красная армия, прекратившая активное противостояние, но при создании СССР вопрос снят не был. Решили, чтобы никого не обижать, сделать Карабах армянской автономией в составе советского Азербайджана.

Но это лишь на долгие времена заморозило конфликт.

С развалом СССР два народа тут же вспомнили старое — уже в феврале 1988 года начались погромы с убийствами и грабежом. Гражданское противостояние к 1992 году переросло в полноценную войну.

Танков Т-72 у обеих сторон было много. Где-то разграбили советские склады — Армении таким путем досталось 246 Т-72, а Азербайджану — 314. В некоторых случаях удавалось полулегальным или нелегальным путем купить технику из России: армяне смогли приобрести 84 «семьдесятдвойки».

Монумент в Нагорном Карабахе — армянский Т-72, участвовавший в штурме Шуши в 1992 годуМонумент в Нагорном Карабахе — армянский Т-72, участвовавший в штурме Шуши в 1992 году

Обе стороны устраивали атаки, в которых участвовали сотни танков и бронемашин.

Вследствие этого картина местами скорее напоминала Великую Отечественную, чем локальный конфликт. Часто экипажами с обеих сторон командовали наемники из бывшей Советской Армии — Россию лихорадило, и найти нормальную работу офицерам было крайне сложно.

Потери танков были высоки, но не только из-за качеств самих машин. Шла война любителей: найти человека с боевым опытом или хотя бы военным образованием было сложно, что часто превращало общевойсковой бой в череду разрозненных схваток. Взаимодействие родов войск оставляло желать лучшего, что не могло не отразиться, в том числе, и на потерях танков, которые всегда требуют пехотного прикрытия.

Чеченские войны

Активно участвовали Т-72 и в боевых действиях на Кавказе — причем еще и до «официального» начала Первой чеченской. Они играли главную роль в организованной спецслужбами авантюре — попытке штурма Грозного в ноябре 1994 года.

Ставка делалась на танки с российскими экипажами и пехоту чеченской оппозиции дудаевскому режиму. Причем Т-72 были и у дудаевцев. Штурм, увы, оказался неудачным — из четырех десятков танков было потеряно от половины до трех четвертей.

Затем случился печально известный «новогодний штурм» 31 декабря того же года.

Русским мешали последствия «крушения империи»: не хватало обученных экипажей, пехоты прикрытия, топливо разворовывалось и разбавлялось, в бой вводились «семьдесятдвойки» ранних модификаций.

А противник успел получить боевой опыт на бушевавшей уже несколько лет чеченской гражданской войне. Кроме того, некоторые отряды (как, например, басаевцы) успели поучаствовать в других локальных конфликтах — например, в Абхазии или том же Карабахе.

Все это стоило потерь, но даже в таких тяжелейших условиях Т-72 могли успешно выживать и наносить тактические поражения противнику. Так, носившийся как угорелый танк лейтенанта Цымбалюка из состава попавшей в самое пекло Майкопской бригады смог подавить десяток гранатометчиков и остаться целым — несмотря на семь следов от попадания противотанковых гранат.

Т-72 с минным тралом в Чечне. Пожалуй, самое брутальное фото этого танка в принципеТ-72 с минным тралом в Чечне.

Пожалуй, самое брутальное фото этого танка в принципе

Когда в бой шли имеющие динамическую броню танки последних на тот момент модификаций, уничтожить их было еще сложнее.

Они могли выдерживать до четырех попаданий управляемыми ракетами «Фагот». Несмотря на повреждения второстепенных элементов танка и легкие ранения экипажа, Т-72 продолжал сражаться.

Во Вторую чеченскую потери «семьдесятдвоек» заметно снизились.

Причиной тому, опять-таки, были не свойства самих танков, а улучшение организации в войсках, учет богатого боевого опыта прошлой войны и некоторое выравнивание обстановки в самой России.

Все эти факторы приводили к более тесному взаимодействию танков с другими родами войск, что уже не позволяло безнаказанно ловить в засады грозные, при правильном применении, Т-72.

Т-72 народной милиции ЛНР, совместные с ДНР учения под Донецком, осень 2017 годаТ-72 народной милиции ЛНР, совместные с ДНР учения под Донецком, осень 2017 года

Наши дни

Использовались Т-72 и в августовской войне с Грузией — «операции по принуждению к миру». Применяли их в Шри-Ланке и Судане. Не обошлись без «семьдесятдвоек» и сегодняшние конфликты — в Сирии и на Донбассе.

Весь опыт применения Т-72 говорит: при грамотном использовании это серьезный и опасный противник . Резервы модернизации танка далеко не бесконечны, но, по крайней мере, на сегодняшний день они еще позволяют ему быть эффективной «рабочей лошадкой» войны.

Т-72 в Сирии, 2010-е годыТ-72 в Сирии, 2010-е годы

Да, есть множество кадров горящих «семьдесятдвоек». Но если образ ветерана множества локальных конфликтов о чем-то и говорит, то скорее о том, что он по-настоящему неприхотлив.

Ведь использовать его и добиваться результатов смогли далеко не самые обученные экипажи мира, от сирийцев и иракцев до дудаевцев, от федеральных срочников до вчерашних шахтеров — ополченцев Донбасса. Это сочетание доступности и эффективности говорит, что боевой век Т-72 еще далек от завершения.

Этот постоянный участник локальных конфликтов, увы, не раз вернется, чтобы прогрохотать гусеницами и сказать веское, 125-миллиметровое слово.

Александр Неменов, «В Контакте?, topwar.ru, wallpaperup.com, rossaprimavera.ru и из архива автора

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/918509-skvoz-dym-i-plamya-lokalnykh-v/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.