Борецкая роспись

«Древо любви»: Борецкая роспись

Борецкая роспись

Фестиваль «Золотое рукоделие – 2013»

Раздел «Педагогическая мастерская»

Номинация «Чудеса прикладного искусства»

Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство, оно возникло ещё в первобытные времена. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту.

Это искусство организует общение людей, строит их отношения. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и представления о лучшей жизни.

Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение. 

Когда дети в системе дополнительного образования знакомятся с особенностями искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы.

Цель работы: познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства – Борецкой росписью, с историей, технологией выполнения росписи.

Задачи: научить поэтапно выполнять элементы росписи, правильно держать кисть при росписи, грамотно намешивать цвета, составлять композицию из отдельных элементов росписи.

заготовки: доска разделочная, поставок, гуашь,кисти беличьи № 2-5, наглядные пособия, книги, карандаши, ластик.

История возникновения росписи

Борецкая роспись – одна из разновидностей северорусской графической росписи, наряду с такими, например, как пермогорская или мезенская. Её название происходит от села Борок, находящегося на берегу Северной Двины. Село Борок возникло на берегу Двины при заселении двинского края новгородцами.

Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром.

Символ борецкой росписи – Древо. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляния.

Русский народный художественный промысел борецкая роспись существует с восемнадцатого столетия в небольшом селе Борок. История борецкой росписи начинается с легенды, которая давно живет на двинской земле.

Более пятисот лет тому назад московский князь Иван Третий подчинил себе русские земли. В те времена дань он собирал даже с Пскова и Новгорода.

Но группа новгородских бояр, которую возглавила женщина с властным и сильным характером – боярыня Марфа Борецкая (жена бывшего новгородского посадника), – не могла смириться с подобным закрепощением.

Чтобы усмирить их, Иван Третий отправил свое войско, и ему удалось покорить Новгород. Марфа Борецкая бежала с боярами в Северную Двину, где она поселилась на высоком берегу, огородив это место валом.

В истории борецкой росписи можно встретить предположения, что среди тех, кто бежал, были художники-иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Мастерство свое они передавали потомкам из поколения в поколение, благодаря чему смогли сохранить лучшие традиции народного древненовгородского искусства.

Материалы и инструменты

Для росписи необходимо иметь как минимум деревянные заготовки и как максимум готовые деревянные изделия.

Роспись в наше время выполняется гуашью, можно плакатной, но лучше художественной. Кисти желательно брать беличьи или колонковые, круглые, остроконечные № 2, 3, 4, 5. Лучше иметь их в большом количестве, чтобы выбрать наиболее подходящие. Хороший инструмент сказывается на качестве исполнения росписи.

Карандаши для рисунка (Т, ТМ, М, H, HB, B) и калька для копирования, наждачная бумага с крупным и мелким зерном, альбом, а также лак (ПФ-283, ПФ-231) – это все пригодится для творческой работы.

Подготовка изделия к росписи

Этап 1. Шлифовка. Обернув небольшой брусок наждачной бумагой, шлифуем поверхность деревянного изделия вдоль волокон. Затем снимаем с деревянной поверхности пыль тряпкой или кистью, но не сдуваем, иначе пыль попадет в глаза.

Этап 2. Грунтовка клейстером. Разведя в небольшом количестве воды картофельный крахмал (чайная ложка на стакан воды), завариваем его и наносим клейстер на поверхность изделия тампоном или кистью с последующей просушкой.

Этап 3. Роспись изделия. Перенос эскиза на рабочую поверхность. Карандашные лиии должны быть чёткими, чтобы рисунок хорошо читался. Сначала наносится краска светлых тонов, затем тёмных, после чего обводим контур, делаем оживку: точками, штрихами, каплями, дугами.

Необходимо соблюдать определенные правила. При четкой фиксации локтя и полной свободе кисти руки одним неразрывным движением наносим пластичные мазки как на объемных, сферических поверхностях, так и на гладких плоскостях.

Способ держания кисти необычен. Чтобы освоить его, надо положить кисточку черенком на концевые фаланги среднего и указательного пальцев и придержать сверху подушечкой большого пальца: мизинец и безымянный при этом должны быть согнуты. Только освоив эти приемы росписи, можно рассчитывать на хорошее выполнение работы.

Лакировка обязательна, так как предохраняет роспись от пыли и влаги. Использовать надо только бесцветный лак. Тампон из ваты или поролона следует обернуть лоскутом материи. Движение кисти или тампона выполняется вдоль волокон без остановки, равномерно. Лучше всего покрывать лаком в три слоя, каждый последующий слой наносить только после высыхания предыдущего.

Заключение

Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Сегодня для нас очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры. Приобщение к декоративно-прикладному искусству духовно обогащает, поэтому особое внимание необходимо уделять теоретическому изучению традиционных художественных промыслов. Это наша родовая память, корни нашей культуры.

Список литературы

1. Алфёров Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

2. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. – М., 1970.

3. Воронов В.С. Энциклопедия прикладного творчества. – М., 2000.

Гордиенко Наталья Александровна, преподаватель первой квалификационной категории, МБОУ ДОД «Нижнеомская ДШИ», с. Нижняя Омка, Омская область, педагогический стаж 7 лет, участие в районных, областных выставках-конкурсах.

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/hand-maid/14552.html

Северодвинские росписи

Борецкая роспись



Берега Северной Двины издавна становились прибежищем для всех недовольных, а также землей уединения для тех, кто искал спокойного места дла жизни по своим правилам.

Старообрядцы и осевшие на Русском Севере поляки, крестьянские переселенцы иперебравшиеся к месту торговли купцы — все вносили в размеренный уклад северодвинской жизни что-то свое. Одним из важных вкладовстало достаточно активное распространение искусства переписи книг.

Монастыри и пустыни, а также старообрядческие общины активнописали, переписывали, оформляли книги. И одним из важнейших мест в этом процессе отводилась мастерам-писцам.

Искусства росписи в северодвинских селах развились из традиций книжного рукописного издания.

Рукописные книги являлись не простотекстовыми переписями начисто, они оформлялись с помощью различных декоративных приемов, снабжались иллюстрациями, красивыми винетками, заглавными буквами.

Мастера-переписчики привнесли этот декораторский дух в повседневную жизнь, начав расписывать утилитарные предметы, придавая легкость и праздничность суровому в целом быту.
Традиция украшения утвари и повседневных предметов зародилась одновременно с человечеством.

Даже на первых глиняных тарелках доисторическиецивилизации оставляли зарубки и волнистые узоры. Соединение техники книжной графики с творческими идеями северодвинских мастеровсоздало уникальные росписи, узнаваемые и не вышедшие из моды даже спустя столетия.

Обычно северодвинские росписи принято подразделять на три большие группы. Это Пермогорская, Борецкая и Ракульская росписи.Борецкая роспись включает в себя еще две подруппы (кроме собственно Борецкой) — это Пучужская роспись и Тоемская роспись.

Названия росписей происходят от названия сел, которые являлись своего рода художественными центрами расписного дела.Все эти центры расположены сравнительно близко друг от друга, но каждое село стремилось к развитию своего стиля, своей манеры письма.

В XIX веке росписи превратились в семейное дело, которым занимались целые кланы, тонкости художественного стиля передавались отстаршего поколения к младшему. А некоторые мастера становились настолько известными, что их расписные изделия заказывали заранее,желая непременно получить авторскую работу именно этого художника.

Говоря о русских северных промыслах, нужно заметить, что обычным материалом для росписей становилось дерево или береста.

Деревянная посуда, деревянные прялки и предметы домашнего обихода, берестяные туеса, берестяные лари и сундучки, шкатулочки — все то, что женщины и сегодня любят выбирать «с цветочками», изготавливалось из двух самых доступных и дешевых (дармовых) материалов.

У росписи по дереву и бересте есть своя специфика, заключающаяся прежде всего в цвете материала. И береста, и дерево дают различныеоттенки желтых, бежевых тонов. Ряд мастерских по росписи предпочитал основу белить (белофонная роспись).

Возможно, это тоже своеобразная отсылка к рукописным книгам, к творчеству на бумаге. Другие художники работали прямо по дереву и бересте, которые являлись в этом случае уже готовым, тонированным и фактурным фоном для рисунка.

В яркости рисунка и выборе преобладающего красного цвета помимо чисто эстетических целей крылся и некоторый практический расчет.В ежедневной эксплуатации и береста, и дерево подвергаются воздействию воды, трения, перепадов влажности, механическим нагрузкам.

Длясохранения декоративности предмета в таких условиях предпочтительнее яркие, контрастные узоры, которые даже чуть стеревшись,остаются заметными и позволяют предмету росписи оставаться нарядным долгое время.

Не следует забывать и о том, что в суровом климате Русского Севера, особенно зимой, преобладают холодные бело-серо-черные тона, поэтому в повседневной жизни хотелось теплых, ярких красок, напоминающих о лете, о солнечном свете.

Все северодвинские росписи — это прежде всего сложные и простые стилизованные флористические узоры, орнаменты, бордюры.Листья и цветы, побеги и целые кусты переплетаются, создавая декоративный и нарядный, но композиционно выверенный ковер.

Довольно часто в растительный узор включается изображение сказочных птиц.В росписи отводится значительное место различным бытовым и жанровым сценкам. Прежде всего это изображения всадникови катания в повозках и санях.

Некоторые росписи прялок дополняются стеклянными и зеркальными вставками.

Самые ранние дошедшие до нас расписные северодвинские изделия датируются серединой XVIII века, и в этих изделиях уже прослеживаетсясложившийся стиль и мастерство художников. Можно предположить, что к этому времени художественные промыслы уже существовали какое-то время.

В ряде рисунков и орнаментов, особенно геометрических — с использованием треугольных и ромбических элементов -специалисты усматривают связь с традиционными узорами резьбы по дереву, известной на Двине с древнейших времен.

Мастера росписииспользовали старинные художественные идеи на новый лад, пытаясь сохранить символику предыдущих эпох.

Пермогорская роспись

Центр художественного промысла — село Пермогорье.
Для пермогорской росписи характерен белый цвет фона. Основу сначала выбеливали, затем наносили узор. Основной цвет рисунка — ярко-красный.

Детали изображения обводятся по контуру черным. Обводка выполнялась гусиным пером — причем желательно в одно движение, в одну естественную свободную линию.

Дополнением к узору служат желтый и зеленый цвета.

Бурак. Пермогорская роспись. 1811.

Бурак. Пермогорская роспись. Начало 20 века.Мастер Егор Максимович Ярыгин.

Бурак

Пермогорская роспись. Середина 19 века.

Фрагмент росписи бурака.Пермогорская роспись. Середина 19 века.

Борецкая роспись

Центр художественного промысла — село Борок.
Белофонная роспись с преобладанием узоров красного цвета.

Борецкие мастера использовали для украшения ряда предметов, в основном,конечно, прялок, сусальное золото, известно, что такие прялки стоили довольно дорого и подчас покупались в качестве дорогого идолгоиграющего подарка.

У Борецких прялок характерная форма лопасти прялки — две круглые серьги и нарядная фигурная ножка.Сюжетно роспись таких прялок весьма традиционна — золотые окна с цветами, сказочные птицы в центре и внизу сцена катания.

Кроме прялок сохранилось большое число самых разнообразных предметов, покрытых борецкой росписью. Это не только настольная посуда и утварь,не только коробочки и шкатулочки, но и вместительные ларцы, подголовники, даже массивные сундуки, сплошь покрытые борецкими узорами.

Бурак. Борецкая роспись. 1823.

Лицевая сторона прялки. Борецкая роспись.

Пучужская роспись

Центр художественного промысла — село Пучуга.

Пучужские росписи вероятнее всего «отпочковались» от борецких, став своего рода художественным экспериментом, но впоследствиипереведя найденные новаторские приемы в традиционные.

В конце XIX — начале XX века пучужские мастера были известны поименно. Наиболее известными мастерами являлись художники Кузнецов Филипп Фёдорович и его сын Кузнецов Фёдор Филиппович.

Франмент росписи прялки «Катание».

Пучужская роспись. Начало 20 века.

Лопасть прялки. Пучужская роспись. Начало 20 века.Мастер Фёдор Филиппович Кузнецов

Тоемская роспись

Центр художественного промысла — село Нижняя Тойма.
Тоемская роспись — это прежде всего прялки. Особенностью тоемских расписных прялок является токарная точеная ножка.

А также использование зеркалец на лопасти, обращенных к пряхе.

Тоемский промысел был наименее развитым, но все же отличительные узнаваемые черты тоемской росписи позволяют выделить ее в отдельный тип северодвинских росписей.

Лопасть прялки. Тоемская роспись. Начало 20 века.Мастер Василий Иванович Третьяков

Ракульская роспись

Основное место в ракульских росписях занимает благородный чуть приглушенный желтый цвет. Этот цвет сочетается с естественным цветомне беленного фона. Кроме повсеместно популярного красного, в ракульской росписи широко используется темный лесной зеленый цвет. Строгая цветовая гармония и сдержанность — отличительная особенность ракульской росписи.

Набируха для ягод и фрагменты её росписи.Ракульская роспись. Середина 19 века.Мастер Дмитрий Фёдорович Витязев.

© Т.Селянинова, 2010, специально для тойма.рфЛитература и фото: «Народная роспись Северной Двины». Автор-составитель Круглова О.В.

Москва. «Изобразительное искусство». 1987.

Читайте далее: Прялки Северной Двины

 • Начало   • Наследие Верхнетоемской земли   • Северодвинские росписи  

Источник: http://www.xn--80arjgt.xn--p1ai/%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B5/%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8

Борецкая роспись по дереву, элементы, история

Борецкая роспись

Специалисты народного искусства, обозначая центры производства художественной росписи на Руси, давали им географически привязанные названия. Так, знаменитая борецкая роспись обязана своим появлением селу Борок Шенкурского уезда.

Из этой статьи вы узнаете, чем уникален старинный промысел, что за сакральный смысл таится в его элементах, и какие материалы понадобятся для работы в древней технике.

История

Корнями искусство Борка вплетается в историю иконописи северной школы. Относится промысел к белофонной северодвинской росписи, среди других известных представителей этого течения – мезенская, пичужская, ракульская, пермогорская.

Борецкой росписи по дереву свойственен насыщенный, напряженный и густой колорит, присущий иконописным образцам. Специалисты неслучайно сравнивают ранние работы борецких мастеров с эстетикой церковного иконостаса.

Особое внимание приковано к растительным узорам промысла: очень динамичный, сочный, с ярким цветовым наполнением узор глубоко традиционен. И даже в этом сюжете проглядывается связь с иконописью – золотой тюльпан, изящно вписанный в борецкий сюжет, встречался на многих иконах 17-ого столетия.

Промысел связывают, в первую очередь, с именем Пелагеи Амосовой (более известной как мастер Польникова). И хоть талантливыми живописцами были и ее братья, расписанные борецкой умелицей прялки обрели куда большую славу.

Схема росписи одной из прялок стала стойкой, композиционно основополагающей: сват, поднимающийся по высокой лестнице, изображенный на прялке, встречается в мотивах росписи и в настоящее время.

 Классические сюжеты повторяются, хотя встречаются и современные авторские элементы. В древности мастера расписывали дерево в больших и малых формах – ставчики, туеса, короба, предметы домашнего обихода и не только.

Но ближе к 20-ому веку яркие, самобытные узоры остались только на прялках.

Символика элементов

Борецкая роспись, элементы которой увлекательно рассматривать поочередно, это мир символики и скрытых смыслов. Благодаря этому работа приобретает философский контекст, и влияет на зрителя не шаблон, не конвейерный рисунок, а смысловая подача в декоративном оформлении.

Главные элементы направления:

  • птица (птицы) – если крылья ее раскрыты, это могло быть символом власти солнца, но даже иное изображение птицы вызывало ассоциации с теплом, весной, пробуждением, предвестником щедрого урожая и добробыта;
  • дерево – это древо жизнь, активность человеческой души в мире;
  • конь – чаще в северодвинской росписи обозначал восход солнца, его жизненную силу и могущество;
  • тюльпан – символизировал достаток (так как художник вживую диковинного тюльпана не видел, приписывал к нему чужеродные листочки, земляники или папоротника);
  • трилистник – у славян означал основу гармоничного сосуществования, в разные времена он был символом триединства природных явлений, а также знаком христианства;
  • ягодная веточка – также означала достаток, богатство, налаженный быт (как сказали бы сегодня).

Распространенные орнаментальные типы —  уголок, композиция в круге, розетка, ленточный орнамент, композиция в квадрате.

Материалы

Возникновение борецкой росписи сопрягалось с использованием имеющихся в то время материалов, натуральных и долгое время не меняющихся. Современный мастер, у которого в руках окажется книга с историей северодвинского искусства, предпочтет работать с новейшими материалами. Новейшими – не значит дорогими.

Начинать работать в данной технике можно, имея:

  • гуашь (подойдет как художественная, так и плакатная);
  • кисти – колонковые или бельчьи (от № 1 до №4), обязательно с заостренным кончиком;
  • карандаши с черным грифелем;
  • лак;
  • наждачную бумагу.

Будущая картинка хорошо ложится на сосну, березу, липу. Можно даже расписывать фанеру с имитацией под древесину. А чтобы роспись легла идеально, поверхность следует покрыть специальным крахмальным грунтом. Предварительно дерево прошкуривают и отшлифовывают суконкой. Грунт кладется тканевым тампоном, после этого дерево снова шлифуют.

Что расписывают сегодня

Как и многие старинные промыслы, роспись по дереву не просто не забыта: все больше современных мастеров в своем творчестве обращаются к мотивам и техникам многовековой давности. Для оформления интерьеров в русском стиле, для создания аутентичных предметов быта, декора, одежды берутся мотивы, в том числе, и борецкой росписи.

Расписываете вы декоративную тарелку или доску, беретесь за оформление шкатулки или лопатки, при работе над предметом учитывается и техника, и символика, и цветовые принципы древнерусского искусства.

В последние годы популярными стали деревянные фруктовницы или ягодницы: большие, но не очень глубокие тарелки в форме птиц, цветов, ягод. Если посмотреть на фото таких вещей подробнее, можно заметить – автор хорошо работает с сюжетом, использует классические приемы и цвета, и современные материалы и инструменты ничуть не нарушают восприятие работы.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.