Доброхотные даяния и профессиональные нищие

Читать онлайн Литературная Газета 6570 ( № 40 2016) страница 2. Большая и бесплатная библиотека

Доброхотные даяния и профессиональные нищие

Говорят, пророк доил там свою серую (по-арабски «шахба») корову. Отсюда второе название города – Шахба.

Молоко он раздавал бедным, которые всякий раз интересовались: а подоил ли Авраам корову? «Доить» – по-арабски «халяба», отсюда и пошло якобы арабское название города Халяб.

В память о тех временах на этом месте построили мечеть Ибрагима (Авраама), а раньше там стояла христианская церковь, ещё ранее – римский храм Зевсу, а до этого – финикийскому богу Хаддаду…

В VII веке город взяли арабы, и он стал одним из центров Омейядского и Аббасидского халифатов. В X веке – это столица арабской династии Хамданидов. При дворе эмира Сейф ад-Дауля жили такие великие поэты и учёные, как аль-Мутанабби, аль-Фараби, аль-Исфахани, Якут аль-Хумауи…

Через город издревле шли торговые пути от Средиземноморья к Пальмире и далее до Китая… Город прославили великие арабские полководцы Нур эд-Дин, Салах эд-Дин, которые воевали с крестоносцами. Одна из тяжелейших страниц – 1401 год – нашествие Тамерлана. Он разрушил город, истребил большую часть населения, а всех мастеров разных ремёсел угнал в Самарканд.

Но многие мечети, бимаристаны, медресе, караван-сараи, дворцы, ханы, бани, базары до развязанной там бойни сохранялись. Среди них – шедевр арабского зодчества мечеть Омейядов VIII века, или медресе Халявия – бывший собор Святой Елены. Здесь были уникальные крытые подземные рынки длиной в 9 км.

В старом городе можно было зайти в венецианские дворы – резиденции первых европейских консулов, в христианские храмы и жилые дома с садами и фонтанами.

Мне доводилось во времена отца нынешнего президента Сирии и позже гостить в таких старинных домах, превратившихся в отели, или в гостиницах более поздней постройки, как, например, отель «Барон», где останавливались Лоуренс Аравийский, Агата Кристи, Валентина Терешкова…

Алеппо традиционно считался интеллектуальным центром. В 1831 году французский поэт Ламартин назвал его Афинами Востока. Арабы же величали его городом 2000 минаретов. В 1924 году французы, объединив Дамаск и Халеб, создали Сирию в её современных границах. Исторические же границы простирались гораздо шире…

За обладание Халебом с населением в четыре миллиона уже много лет ведутся бои.

Восточные кварталы контролировали в основном террористы из «Джабхат ан-Нусра» и «Исламского государства» (запрещённые в России организации), юг и запад – сирийские правительственные войска, северные пригороды – курдские отряды.

Ситуация в городе менялась с калейдоскопической скоростью – десятки, если не сотни, вовлечённых в сражения армий, бригад, отрядов постоянно меняли карту боевых действий…

Если Алеппо станет столицей некой оппозиции (а этого добиваются не только «умеренные оппозиционеры», но и боевики из «Джабхат ан-Нусра»), то миру не быть не только в Алеппо, но и во всей Сирии. В последнее время правительственные войска при поддержке ВКС России добились некоторых успехов. Это, похоже, вывело из себя американских «борцов с терроризмом».

Они делают всё, чтобы город не вернулся под контроль законного президента Сирии. Для этого «по ошибке» наносятся удары по расположению сирийской армии, таинственные люди обстреливают гуманитарные конвои, а высокопоставленные чиновники США намекают Москве о возможных терактах и потерях среди русских военных в Сирии… Вашингтон хотел бы оставить город за «своей» оппозицией.

Хотя и никак не может определиться, что входит в это понятие.

Сегодня Алеппо – центр гуманитарной катастрофы. Десятки тысяч погибших, сотни тысяч беженцев. Многим некуда идти, их не выпускают террористы.

За попытку воспользоваться гуманитарными коридорами боевики казнят жителей. Наши ВКС фактически бессильны – любой удар в городе чреват жертвами среди мирного населения.

Остаётся один путь – сирийской армии шаг за шагом освобождать свою северную столицу.

Город ныне сравнивают с нашим Сталинградом. Не только потому, что в руины превратились цветущие кварталы. А потому, что исход битвы в «сирийском Сталинграде» станет переломным моментом в ходе войны с международным терроризмом.

Россия, я уверен, сделает всё, чтобы история города не закончилась.

собкор «ЛГ» в Сирии в 1988–1999 годах

Фотоглас № 40

Фотоглас № 40

Фотоглас / События и мнения

РИА «Новости»

Доброхотные даяния и профессиональные нищие

Доброхотные даяния и профессиональные нищие

Политика / ПолитЭкономия

Воеводина Татьяна

Более 20 миллионов граждан России имеют доход ниже прожиточного минимума

политика , экономика , благотворительность , меценат

Обязанность трудиться – более конструктивный способ преодоления бедности, чем раздача милостыни

В конце 80-х годов, на излёте перестройки, в прессе началась дружная работа по обелению фигуры капиталиста.

Требовалось в сжатые сроки изменить знак с минуса на плюс: превратить предпринимателя из кровопийцы-эксплуататора в друга и благодетеля трудового народа.

Почти каждое издание отметилось сладкоречивой статьёй о подвигах благотворительности Морозовых, Прохоровых, Мамонтовых.

Их и наши буржуи

Создавалось странное впечатление, будто все эти замечательные люди по своей буржуйской специальности почти не работали, а только и делали, что основывали больницы, театры и картинные галереи.

А откуда деньги-то у них? И ещё вопрос: а вот если б они не заводили театры, а занимались только промышленностью, они были бы дурными и вредными? Этими вопросами никто не задавался: от капиталиста ждали (и ждут) благотворительности.

Предпринимательская деятельность как таковая на Руси не особо понимается и не уважается. (Это, кстати, одна из причин, «почему Россия не Америка».)

В русском сознании идея раздачи имущества бедным очень сильна. Русский предприниматель вообще как-то не слишком привязан к собственности; она, даже нажитая честно, кажется ему чем-то случайным, неважным и даже непочтенным.

На это обращал внимание Николай Бердяев: «Европейский буржуа наживается и обогащается с сознанием своего большого совершенства и превосходства, с верой в свои буржуазные добродетели.

Русский буржуа, наживаясь и обогащаясь, всегда чувствует себя немного грешником и немного презирает буржуазные добродетели». («О святости и честности»).

Вокруг каждого более-менее успешного предпринимателя толчётся масса всякого люда, которым он помогает: даёт деньги, что-то устраивает, берёт их детей на работу… Редко кто отдаёт себе отчёт, зачем он это делает: русское предпринимательство во многом нерасчётливо и безотчётно.

Чаще всего это неосознанный позыв раздать имущество бедным, что делается в решающей степени для себя, а не для бедных. «Древнерусский благотворитель, «христолюбец» менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования», – писал В.

Ключевский в статье «Добрые люди Древней Руси». По-моему, в существе дела мало что изменилось.

В Туле, откуда наша семья, сохранился такой рассказ. В одной из тамошних гостиных сто с лишним лет назад кто-то сказал: «Вот, господа, граф Толстой учит раздать имущество бедным». – «Я его понимаю, – тут же откликнулась одна помещица. – Это гораздо легче, чем им разумно управлять».

Трудно не только управлять имуществом, помогать – тоже крайне трудное дело. Помогать так, чтобы был результат, а не просто деньги потратить. Деньги-то с удовольствием проедят-пропьют – только давай.

Благотворительность часто оказывается вредной для тех, на кого она направлена, и разрушительной для общества в целом.

«Поп Мальтус», работники и нахлебники

Первым это понял «поп Мальтус», как называл этого интереснейшего автора В.И. Ленин. «Мальтузианство» в общественном сознании закрепилось едва ли не как синоним людоедства, но на самом деле Ф. Мальтус был добросовестным учёным и, видимо, добрым человеком.

Он высказал верное наблюдение: помощь бедным ведёт к увеличению их количества и вообще бедности как общественного явления – того, что в Англии называли пауперизмом. Во времена Мальтуса, в конце XVIII века, промышленная революция вызвала массовую, доселе невиданную нищету.

Государство пыталось помогать, собирая специальный налог – poor tax – и распределяя его через церковные приходы. Мальтус, будучи священником англиканской церкви, знал положение с благотворительностью очень предметно.

«Может показаться странным, что посредством денежных пособий нельзя улучшить участь бедных, не понижая в такой же мере благосостояния остального общества, тем не менее это так», – писал он. Перераспределяя общественный продукт, мы увеличиваем число претендентов на «помощь» и отучаем людей стоять на своих ногах.

Более того, помощь обычно попадает к тем, кто лучше умеет просить. Поэтому в деле милосердия нужен не эмоциональный, а трезвый взгляд: «…если чувство милосердия безотчётно, если степень кажущегося несчастья будет единственным мерилом нашей благотворительности, то она, очевидно, будет применяться исключительно к профессиональным нищим».
Короче говоря, раздача пособий только увеличивает численность соискателей. А при том же самом совокупном общественном продукте каждому члену общества в итоге достаётся всё меньшая часть. Сегодня на родине «попа Мальтуса» наблюдаются толпы получателей пособий, и конца-краю этому не видно, они рождаются и умирают на пособии.

Источник: https://dom-knig.com/read_379898-2

Богатые попрошайки: стоит ли давать милостыню в метро, и как построен их бизнес?

Доброхотные даяния и профессиональные нищие
В переходах московского метро часто можно встретить попрошаек с надписями на картонке

Спускаясь в метро, каждый день в переходах и вагонах поездов можно увидеть обездоленных людей, которые просят милостыню якобы на лечение ребенка, операцию, дорогу домой и другие благие цели.

Но не стоит спешить подавать деньги бедняге, ведь все они работают на преступные группировки, зашибающие большие деньги на сочувствии людей, которые покрывают некоторые коррумпированные сотрудники полиции.

Ни для кого не секрет, что сбор подаяний — хорошо налаженный бизнес, который процветает еще с 90х годов.

На самом деле «нищие» зачастую зарабатывают гораздо больше подающего, а тексты для их табличек и образов придумывают специальные криминальные маркетологи в составе ОПГ или цыганского табора. Они отслеживают «кассовые сборы» и при их падении корректируют текст или образ на более жалостливый.

Обычно рано утром руководитель такой группы собирает «работников» где-нибудь в безлюдном месте во дворах, раздает им реквизит, вещи, затем идет планерка, обсуждают кто где стоит и попрошайки отправляются на работу. Вечером этот же руководитель делает обход, собирая свой комиссионный процент, который зачастую доходит до 70% от дневной выручки.

В среднем один профессиональный попрошайка может зарабатывать от 2 до 10 тыс. руб. в день в зависимости от проходимости точки работы, актерского таланта и жалостливости образа. В месяц это где-то 80 тыс. руб. — средняя зарплата по Москве, сопоставимая с жалованием машиниста метропоезда.

Реальных обездоленных в хлебных местах вроде московского метро, электричек, переходов и церквей с монастырями единицы, ведь вся территория поделена бандитами, а конкуренты им не нужны. Обычно новичков со стороны прессуют, угрожая вывезти в лес, но могут и побить.

Мы собрали 5 самых распространенных типажей попрошаек, которых можно встретить в оживленных и хлебных для их бизнеса местах Москвы.

Доблестный вояка просит на подаяние

1. Ветераны-афганцы

Недевают тельняшки, военную форму, голубые береты и выдают себя за бывших вояк, иногда инвалидов. В переходе могут играть на гитаре грустные армейские песни про «афган» или «чечню» и не вернувшихся с боя товарищей, надеясь на поддержку патриотов-соотечественников.

Часто этот образ дополняют инвалидностью, демонстрируя людям свои якобы армейские контузии, специально подворачивая одежду, чтобы вызвать как можно больше сострадания.

Раньше дембеля составляли основную массу просителей, но сейчас почти не появляются в метро, возможно, из-за участившихся рейдов полиции, от которых на коляске сбежать куда сложнее.

Беременная мадонна в метро

2. Мадонны

Так называют беременных девушек или женщин с младенцами на руках. В основном это приезжие из СНГ или цыгане. Зачастую беременность изображает спрятанная под платьем подушка, а роль ребенка играет кукла. Иногда ребенок бывает и настоящим, но всегда спит, так как его накачивают снотворным.

К этой же категории можно отнести женщин, собираюших деньги для лечения детей. Обычно они держат в руках ребенка или его фотографию с кучей справок, скачанных из интернета.

Ради Христа помоги на хлеб

3. Православные старушки

Это люди, которые обычно просто стоят в переходе метро в косыночке с иконой и стаканчиком для подаяний, иногда лежат на полу и молятся перед иконой. Часто они даже не могут объяснить, на что именно идет сбор средств, увиливая, что этого «ради всего святого».

Но к реальным представителям церкви они не имеют никакого отношения, так как Указом Патриарха просить деньги за пределами церковной территории свчщеннослужителям запрещено, кроме ящиков для пожертвований на восстановление храма в некоторых магазинах.

Особенно часто такие бабули стоят перед воротами церквей.

Зачастую за толстыми слоями одежды, закрывающей лицо, скрывается вовсе не бабушка божий одуванчик, а молодая женщина.

Просят на содержание животных из приюта

4. Животные из приюта

В основном встречаются в подуличных переходах, так как из метро с животными быстро погонят. Обычно просят на корм для приюта, играя на жалости людей к нашим меньшим братьям. Животных опять же часто пичкают снотворным, чтобы они доставляли поменьше проблем.

Еще одних туристов обокрали до нитки

5. Обокраденные туристы

Это относительно новая схема. Обычно в переходе стоят вполне прилично одетые молодые парень с девушкой с большим чемоданом или рюкзаком и табличкой «обокрали», «не хватает на билет» и т.п.

В большинстве случаев это мошенники, так как можно попросить друзей или родственников переслать деньги срочным переводом или обратиться в специальный фонд, который проверит реальность проблемы и при необходимости предоставит невозвратный билет.

Они не скрывают, на накие цели пойдут ваши пожертаования)

6. Простые алкоголики

Отдельно можно выделить опустившихся тунеядцев-алкоголиков, которые пристают к гражданам у метро или продуктовых магазинов, клянча мелочь на «опохмелиться» или проезд на метро.

Такие лица с мафией обычно не связаны и просто собирают деньги на покупку горячительных напитков в ближайшем магазине.

За турникеты метро они почти никогда не заходят, чтобы не загреметь в отделение за нахождение в нетрезвом виде и пачкающей одежде.

Для пресечения упомянутой выше мошеннической деятельности не следует вестись на уловки лже-нищих и давать им какое-либо подаяние, а лучше завидев попрошайку, сообщить об этом «красной шапочке», которая дежурит на каждой станции или сотруднику полиции. Либо предложить помочь «натурой», например, купить в магазине продукты, если человек голоден.

Помните, что этот теневой бизнес процветает, пока сочувствующие граждане дают подаяние. Если мошенническая схема не станет приносить доход, она сама собой перестанет существовать.

Было интересно?

✔️ Подписывайся на мой канал, чтобы видеть в ленте новые статьи!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cb4b57d7a432200b3d3e37c/5d79e7a72fda8600ad99a9c6

Значение слова ДОБРОХОТНЫЙ. Что такое ДОБРОХОТНЫЙ?

Доброхотные даяния и профессиональные нищие

Переадресация:  доброхотно → доброхотный

  • ДОБРОХО́ТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. Устар.1. Доброжелательный, проявляющий расположение. Хоть часто крутонравные, Однако доброхотные То были господа. Н. Некрасов, Кому на Руси жить хорошо. || Дружеский, основанный на расположении. [Дибич] пробовал следовать разным доброхотным советам. Федин, Необыкновенное лето. 2. Совершаемый по собственному желанию, охоте; добровольный. На доброхотные пожертвования они [крестьяне] построили у себя в деревне школу. Арсеньев, По Уссурийской тайге.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • ДОБРОХО'ТНЫЙ, ая, ое; -тен, тна, тно (устар.). 1. Доброжелательный. Д. человек.2. Выполняемый по доброму желанию, добровольный. Доброхотное пожертвование.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • 1. устар. разг. проявляющий расположение, доброжелательный2. устар. разг. исполненный расположения, дружеский3. устар. разг. совершаемый по собственному желанию, добровольный4. устар. разг. принимающий на себя какие-либо обязанности по собственному желанию, без принуждения

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова начинание(существительное):

Предложения со словом «доброхотный»

  • При первом обозрении вверенной мне епархии нашёл я сию церковь и во внешности здания повреждённою с 1812 года и посредством доброхотных даяний исправил.
  • Громко благословляя, желая доброхотным дателям здоровья, а родителям их царства небесного, пошли нищие к своим местам подле часовни.
  • Нижегородцев обычно изображают в розовых красках, как доброхотных щедрых жертвователей и только.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «доброхотный»

  • Весь этот ученый народ, как семинария, так и бурса, которые питали какую-то наследственную неприязнь между собою, был чрезвычайно беден на средства к прокормлению и притом необыкновенно прожорлив; так что сосчитать, сколько каждый из них уписывал за вечерею галушек, было бы совершенно невозможное дело; и потому доброхотные пожертвования зажиточных владельцев не могли быть достаточны.
  • Для тех ад уже добровольный и ненасытимый; те уже доброхотные мученики. Достоевский Ф. М., Братья Карамазовы, 1880
  • – Не я-с, Петр Петрович, наложу-с вас, а так как вы хотели бы послужить, как говорите сами, так вот богоугодное дело. Строится в одном месте церковь доброхотным дательством благочестивых людей. Денег нестает, нужен сбор. Наденьте простую сибирку… ведь вы теперь простой человек, разорившийся дворянин и тот же нищий: что ж тут чиниться? – да с книгой в руках, на простой тележке и отправляйтесь по городам и деревням. От архиерея вы получите благословенье и шнурованную книгу, да и с Богом. Гоголь Н. В., Мёртвые души, 1835
  • (все цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «доброхотный»

  • доброхотные даяния
  • (полная таблица сочетаемости)

Понятия, связанные со словом «доброхотный»

  • Ле́пта вдови́цы — выражение, означающее: жертва количественно малая, но большая по своей духовной (внутренней) ценности. Возникло из Библии: в рассказе о пожертвованиях в сокровищницу Иерусалимского храма щедрые взносы богатых, жертвоваших от избытка, противопоставлены скромному приношению бедной вдовы, пожертвовавшей всё, что она имела — две лепты.
  • Трапе́зник (от греч. τραπέζι — стол) — монах в монастыре, наблюдающий за трапезой. Трапезником также называют низшего служителя при церкви, исполняющего должности звонаря и сторожа.
  • Приче́тник — член причта церкви, иначе церковнослужитель; общее название всех клириков, за исключением священника и диакона: дьячков, чтецов, псаломщиков, пономарей и т. п. Их обязанность — чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях. До 1869 года на них лежала также обязанность наблюдать за чистотой церкви. Штатный причетник особыми молитвами посвящается архиереем в стихарь.
  • Келе́йник, келе́йница — в православии название слуги, как при должностных и сановных лицах монашеского звания (архиереях, игуменах и т. п.), так и при уважаемых монахах (старцах). В особых случаях келейник ещё не является монахом и носит одежду монастырского послушника.
  • Подая́ние (ми́лостыня) — добровольная раздача (пожертвование) своих денег, пищевых продуктов, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным). Как правило, акт подаяния совершается по моральным и религиозным причинам…
  • (все понятия)

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE

Доброхотные даяния и профессиональные нищие — Литературная газета

Доброхотные даяния и профессиональные нищие

В конце 80-х годов, на излёте перестройки, в прессе началась дружная работа по обелению фигуры капиталиста. Требовалось в сжатые сроки изменить знак с минуса на плюс: превратить предпринимателя из кровопийцы-эксплуататора в друга и благодетеля трудового народа. Почти каждое издание отметилось сладкоречивой статьёй о подвигах благотворительности Морозовых, Прохоровых, Мамонтовых.

Их и наши буржуи

Создавалось странное впечатление, будто все эти замечательные люди по своей буржуйской специальности почти не работали, а только и делали, что основывали больницы, театры и картинные галереи.

А откуда деньги-то у них? И ещё вопрос: а вот если б они не заводили театры, а занимались только промышленностью, они были бы дурными и вредными? Этими вопросами никто не задавался: от капиталиста ждали (и ждут) благотворительности.

Предпринимательская деятельность как таковая на Руси не особо понимается и не уважается. (Это, кстати, одна из причин, «почему Россия не Америка».)

В русском сознании идея раздачи имущества бедным очень сильна. Русский предприниматель вообще как-то не слишком привязан к собственности; она, даже нажитая честно, кажется ему чем-то случайным, неважным и даже непочтенным.

На это обращал внимание Николай Бердяев: «Европейский буржуа наживается и обогащается с сознанием своего большого совершенства и превосходства, с верой в свои буржуазные добродетели.

Русский буржуа, наживаясь и обогащаясь, всегда чувствует себя немного грешником и немного презирает буржуазные добродетели». («О святости и честности»).

Вокруг каждого более-менее успешного предпринимателя толчётся масса всякого люда, которым он помогает: даёт деньги, что-то устраивает, берёт их детей на работу… Редко кто отдаёт себе отчёт, зачем он это делает: русское предпринимательство во многом нерасчётливо и безотчётно.

Чаще всего это неосознанный позыв раздать имущество бедным, что делается в решающей степени для себя, а не для бедных. «Древнерусский благотворитель, «христолюбец» менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования», – писал В.

Ключевский в статье «Добрые люди Древней Руси». По-моему, в существе дела мало что изменилось.

В Туле, откуда наша семья, сохранился такой рассказ. В одной из тамошних гостиных сто с лишним лет назад кто-то сказал: «Вот, господа, граф Толстой учит раздать имущество бедным». – «Я его понимаю, – тут же откликнулась одна помещица. – Это гораздо легче, чем им разумно управлять».

Трудно не только управлять имуществом, помогать – тоже крайне трудное дело. Помогать так, чтобы был результат, а не просто деньги потратить. Деньги-то с удовольствием проедят-пропьют – только давай.

Благотворительность часто оказывается вредной для тех, на кого она направлена, и разрушительной для общества в целом.

«Поп Мальтус», работники и нахлебники

Первым это понял «поп Мальтус», как называл этого интереснейшего автора В.И. Ленин. «Мальтузианство» в общественном сознании закрепилось едва ли не как синоним людоедства, но на самом деле Ф. Мальтус был добросовестным учёным и, видимо, добрым человеком.

Он высказал верное наблюдение: помощь бедным ведёт к увеличению их количества и вообще бедности как общественного явления – того, что в Англии называли пауперизмом. Во времена Мальтуса, в конце XVIII века, промышленная революция вызвала массовую, доселе невиданную нищету.

Государство пыталось помогать, собирая специальный налог – poor tax – и распределяя его через церковные приходы. Мальтус, будучи священником англиканской церкви, знал положение с благотворительностью очень предметно.

«Может показаться странным, что посредством денежных пособий нельзя улучшить участь бедных, не понижая в такой же мере благосостояния остального общества, тем не менее это так», – писал он. Перераспределяя общественный продукт, мы увеличиваем число претендентов на «помощь» и отучаем людей стоять на своих ногах.

Более того, помощь обычно попадает к тем, кто лучше умеет просить. Поэтому в деле милосердия нужен не эмоциональный, а трезвый взгляд: «…если чувство милосердия безотчётно, если степень кажущегося несчастья будет единственным мерилом нашей благотворительности, то она, очевидно, будет применяться исключительно к профессиональным нищим».
Короче говоря, раздача пособий только увеличивает численность соискателей. А при том же самом совокупном общественном продукте каждому члену общества в итоге достаётся всё меньшая часть. Сегодня на родине «попа Мальтуса» наблюдаются толпы получателей пособий, и конца-краю этому не видно, они рождаются и умирают на пособии.

Что же предлагает тот давний политэконом? Помогать не самым бедным, а тем, кто что-то пытается сделать, но для достижения успеха ему не хватает небольшой помощи. Для общего блага надо поддерживать скорее сильных, чем слабых.

Это очень английская мысль, она плохо входит в русское сознание, но в интересах общества в целом – увеличивать число работников, а не нахлебников.

Помощь слабым делает их ещё слабее, отучает от инициативы: зачем корячиться, когда и так дадут?

И второе – увеличивать общественный продукт. Не делёжка, а создание новых ценностей – вот что реально способно уменьшить бедность.

«Если кто-либо возделает новый участок земли и жатву с этого участка отдаст бедным, он сделает добро как этим бедным, так и всему обществу, ибо внесёт новый продукт в общий запас средств потребления, предназначенных для населения.

Но если мы дадим бедному денег при условии, что количество продовольствия в обществе не изменится, то мы дадим ему право на получение большей части запасов, чем сколько он получал прежде, а между тем это может быть достигнуто лишь путём уменьшения доли остальных членов общества», – рассуждает англиканский пастор.

Эти общие принципы, замеченные Мальтусом, верны и в большом, и в малом.

Сколь бездарным ни давай…

Давно известно: если деловое предприятие работает в минус и ему дать денег для затыкания дыры, то довольно скоро эти деньги будут бодро проедены, а дыры будут зиять в прежней красе. Поэтому, когда правительство «спасает» банки и корпорации, раздавая деньги и не меняя менеджмента, результаты закономерны и предсказуемы.

Благотворительное «спасение» лежащих на боку предприятий за казённый счёт, т.е. национализация убытков при сохранении приватизации прибылей – вещь разрушительная, и в этом вряд ли кто-то может сомневаться. Без изменения менеджмента любые деньги будут бездарно проедены.

Похожую историю наблюдаем на уровне стран и народов. «Помощь» слаборазвитым странам со стороны стран богатых приводит лишь к более беспросветной бедности. Об этом хорошо пишет известный норвежский экономист Эрик Райнерт в книге «Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными».

Единственной подлинной помощью беднякам было бы дать им возможность развиться, сформировав у себя хотя бы среднеразвитую обрабатывающую промышленность под защитой благодетельного протекционизма.

То, что происходит сегодня, Райнерт называет «благотворительным колониализмом», ведущим к усугублению бедности и упадка.

Что вверху, то и внизу, как говорят на Востоке. То есть ровно то же самое и в малой человеческой жизни. Пособия вроде пособия по безработице, выдаваемые без всяких условий, развращают и лишают человека шанса стать тружеником. Что надо? Нужны общественные работы, нужна обязанность безработных получателей пособий работать на этих работах.

Говорят, такое правило есть в Белоруссии. Наша страна велика и не обустроена, её надо осваивать и обустраивать, а не раздавать деньги, которых мало. Подлинной благотворительностью было бы заведение таких работ. Хорошо бы, кстати, устроить работы, на которых могли бы подрабатывать и пенсионеры.

А для начала сделать интернет-ресурс, где пенсионерка могла бы найти разовую работу няни, репетитора, садовника и т.п.

Труд, а не милостыня

Организация дела, народного труда – вот истинная роль, если угодно – миссия предпринимателя. Предпринимателем может быть и государство, и у нас в России это часто бывает – можно сказать, это наша традиция.

Кто бы ни был предпринимателем, его задача – увеличить количество труда, а с ним и общественное богатство, поскольку верно сказал современник «попа Мальтуса» Вильям Петти: «Труд есть отец всякого богатства».

Что касается нашей страны, то нам нужна новая индустриализация. Давно известно, и об этом тоже пишет Эрик Райнерт, что источником подлинного богатства народов служит высокоразвитая, многоотраслевая обрабатывающая промышленность. Народ, живущий «от земли» (сельским хозяйством или добычей сырья), никогда не достигнет прочного богатства.

Промышленность создаёт рабочие места с хорошей зарплатой – именно они нам нужны, а не пенсии и пособия. Не материнский капитал, а хорошая зарплата для отца. Тогда и матери хватит, и младенцам, и престарелым родителям перепадёт.

Я не к тому, что нужно немедленно отменить пособия, я лишь показываю, что только на путях труда и созидания можно одолеть бедность.

Нужно ли помогать отдельным людям? Полезно ли, если человек богатый от своих достатков что-то даст тому, кому вроде как нужна помощь?

Я лично многократно помогала разным людям, и, знаете, толка большого не было. Никто из тех, кому, как мне казалось, я даю благодетельный «толчок», не поднялся и ничего путного не достиг. Некоторые потом плаксиво обижались, когда привычная помощь прекращалась. У меня даже сложилась некая теория о трёх этапах умственной эволюции получателя доброхотных даяний.

Этап первый – восторженное изумление: «Неужели это всё мне?»

Этап второй – привычка: «Это наша добрая традиция, что вы мне это даёте».

Этап третий – недовольство: «Мало дали. И вообще на свете есть то же самое, но гораздо лучшего качества».

Некоторые быстро приходят к третьему этапу, иные задерживаются на втором, но так, чтобы человек сказал: «Спасибо, теперь я сам», – с таким я не встречалась. Так что глобальной пользы – для самого героя – благотворительность не имеет. Но из эмоциональных побуждений, чем отнюдь не горжусь, я продолжаю кое-кому кое-что давать.

Кстати, советское государство благотворительность такого рода не приветствовало. В перестройку, когда начали вешать всех собак на советскую власть, это объяснялось жестокосердием большевиков.

На самом деле в этом был большой смысл.

Работа для всех, более того, всеобщая обязанность трудиться и соответственно получать зарплату – это неизмеримо более конструктивный способ преодоления бедности, чем раздача милостыни.

Источник: https://lgz.ru/article/-40-6570-12-10-2016/dobrokhotnye-dayaniya-i-professionalnye-nishchie/

Советские нищие

Доброхотные даяния и профессиональные нищие

В СССР попрошайничеством занимались как отдельные граждане, так и целые колхозы. Первые общие статистические данные о них появились в 1954 году. Коллективный портрет нищих страны Советов на основе этих документов реконструировала профессор НИУ ВШЭ, руководитель Центра социальной истории России ИРИ РАН Елена Зубкова.

В 1953 году в СССР органы милиции задержали 182 342 нищих, говорится в секретном докладе, подготовленном всесоюзным Министерством внутренних дел. Адекватной действительности эта цифра не была: многие из задержанных попадались по нескольку раз, а централизованного учета просивших на бедность не существовало.

Обобщенные сведения о нищих в Советском Союзе дала перепись населения 1926 года. Дальше обитатели социального дна фиксировались в рамках контроля паспортного режима или специальных акций по борьбе с «антиобщественными, паразитическими элементами».

В 1954-м общие данные появились. Однако и они реальной картины не отражали. Проверку состояния борьбы с нищенством инициировал Комитет государственного контроля.

В основе учета лежали сводки территориальных органов милиции о численности и категориях нищих. Но на местах учитывали лишь граждан с постоянной пропиской. Бездомные, а это основная часть побирающихся, оставались вне поля зрения.

Как и те, кто просил подаяние, находясь на гособеспечении — в домах инвалидов и престарелых.

В итоге на сентябрь 1954 года официально обнаружилось 21 790 нищенствующих. Около трети из которых (7983 чел.) — престарелые. На втором месте (3186 чел.) — инвалиды труда, на третьем — инвалиды войны (2941 чел.). Самую малочисленную категорию (916 чел.) представляли женщины с детьми. Для почти половины всех нищих (45%) попрошайничество являлось единственным или главным способом выживания.

Помимо данных МВД инспекторы Комитета госконтроля в 1954 году получали информацию «из первых рук». Поработав в регионах, беседуя с людьми, занимающимися попрошайничеством, они дополнили милицейские сводки сведениями о «качестве» советских маргиналов — от уровня их материального обеспечения до мотивации к хождению с сумой.

Дорога к подаянию

На паперти оказывались по разным причинам. Факторами риска были старость, одиночество, болезни (в том числе алкоголизм), многодетность, отсутствие работы и главное — изъяны пенсионной системы.

Среди нищих только 37% получали пенсии и другие соцпособия, но даже эти выплаты не обеспечивали прожиточного минимума. Минимальный размер пенсии в 1948 году составлял 14,9 руб. для жителей сел и 74,9 руб. для горожан. В то время как ежедневный «заработок» нищих, по их собственным показаниям, доходил до 15–30 руб. в будни и до 70 руб. в выходные.

«Советская пенсионная система до реформы 1956 года выстраивалась таким образом, что от социальной поддержки отсекались целые группы нуждающихся», — говорит Елена Зубкова. Условием для получения пенсии был трудовой стаж не менее года.

Это сразу же исключало ее назначение инвалидам с детства и инвалидам-фронтовикам, призванным в армию со школьной скамьи. Перед многими из тех, кто имел стаж, вставала другая проблема: утрата документов во время войны.

Без них выплаты не оформлялись, а на восстановление «удостоверений личности» уходили месяцы и годы.

Изгои поневоле

Типичный советский нищий — одинокий престарелый инвалид. Людьми с ограниченными возможностями здоровья, по данным 1954 года, были почти 47% всех бедствующих, в том числе 13,5% — инвалиды войны, а каждый десятый — инвалид с детства.

Легально зарабатывать на достойную жизнь эта категория граждан, как правило, не могла. Трудоустраиваться разрешалось только на специализированные предприятия с низкими зарплатами и частыми производственными простоями.

за счет государства в домах инвалидов было палкой о двух концах:

 у кого-то не получалось туда попасть (не принимали имеющих родственников, лиц без регистрации, колхозников, жителей других городов и районов, а также тех, кого среди нищих было большинство, — стариков и инвалидов без документов);

 а кто-то оттуда бежал (из-за изолированности от внешнего мира, плохого питания, переполненности — по 20–50 человек — палат, нехватки одежды и отсутствия медпомощи).

Без средств к существованию, кроме инвалидов, нередко оставались старики, в основном одинокие. Причины попадания в ряды изгоев представителей старшего поколения в основном похожие:

В Ленинграде за нищенство была задержана пожилая женщина 65 лет. Она пришла из Псковской области, где до недавнего времени работала в колхозе. Ее муж во время войны был партизаном, погиб в 1942 г.

В милиции она рассказала: «Причиной к нищенству послужило то, что я осталась одна — годá вышли, чтобы работать в колхозе, а дети от меня отказались».

Попытки женщины получить пенсию или пособие оказались безрезультатными.

из материалов учета нищих, 1954 г.

В Ростове неоднократно задерживался за нищенство 90-летний старик. Из документов известно о нем немного: «Пенсии не получает, не имеет родственников, нет определенного места жительства. Начал нищенствовать в 1933 году и с тех пор путешествует по городам нашей страны. Просится в дом престарелых, но его нигде не принимают».

из материалов учета нищих, 1954 г.

По замкнутому кругу

Просили милостыню женщины с детьми, выпускники детдомов, люди, имевшие судимость или страдающие алкогольной зависимостью.

Последние в документах обычно проходили как «морально разложившиеся». Алкоголизм заставлял попрошайничать, невзирая на наличие работы, приличной зарплаты, пенсии, членства в КПСС.

С 1952 г. нищенствует Л., 1893 г. р., с высшим образованием, имеет дочь (врача) и других родственников, которые от него отказываются, так как он постоянно пьянствует. Ночует в развалинах, в садах, в парках города. Д., 1893 г. р.

, бывший судейский работник, проработавший в органах юстиции 16 лет. Постоянно пьянствует, добывая для этого средства путем нищенства. Пьянствуют и нищенствуют ряд инвалидов Отечественной войны. Неоднократно задерживали за нищенство спившегося майора в отставке Л.

, получающего пенсию 910 руб.

из материалов учета нищих, 1954 г.

У женщин с детьми был свой замкнутый круг:

С ребенком не берут на работу, пока его не устроишь в ясли, а в ясли не берут, пока не поступишь на работу, на работу не оформляют до тех пор, пока не пропишешься…

из материалов учета нищих, 1954 г.

Путь к нищенству бывших детдомовцев обычно выглядел так: детский дом — ремесленное училище — побеги из училища — окончание обучения в 15–16 лет — неспособность прижиться на рабочем месте — уход «в бега» — потеря работы.

За бродяжничество и нищенство сразу в нескольких городах на юге России неоднократно задерживалась молодая женщина. Как круглая сирота, она воспитывалась в детском доме. В 14 лет из детского дома была направлена в ремесленное училище и получила там совсем не «женскую» профессию кочегара. Почти три года девушка-кочегар проработала на разных теплоходах, но в 1947 г.

была осуждена за кражу 20 литров спирта. В 1953 г. ее освободили по амнистии и направили на постоянное место жительство в Удмуртскую АССР. Выдали паспорт. Однако работу она найти так и не смогла: амнистированных принимали неохотно.

С этого момента началась ее бродяжья жизнь, средства к существованию пришлось добывать попрошайничеством, а потом нищенский промысел превратился в привычку.

из материалов учета нищих, 1954 г.

В СССР середины 1950-х значительно реже, чем сразу после войны, попрошайничали дети (фиксировались лишь отдельные случаи). Обычно они были из проблемной социальной среды и следовали примеру взрослых:

После смерти родителей 10-летняя Нина переехала жить к своей тете Новосибирск. Вскоре девочка была задержана сотрудниками милиции в городском парке, где она просила милостыню.

Оказалось, что этим промыслом занимаются многие жильцы барака-общежития, куда попала Нина.

Большинство обитателей барака работали в артели Всероссийского общества слепых, и свое поведение объясняли следующим образом: когда в артели случались перебои с поставкой сырья, и зарплата не выплачивалась, приходилось нищенствовать.

из материалов учета нищих, 1954 г.

Профессионалы

В Ленинграде у одной нищенки сотрудники милиции обнаружили 9 944 руб., зашитыми в подоле платья, у другой — 350 руб. и сберкнижку с вкладом на сумму 1 570 руб., у третьей — две сберкнижки с общим вкладом в 2 500 рублей. Обладатели таких накоплений в статистических данных выделены в отдельную группу — «профессиональные нищие».

Ходить с протянутой рукой их заставляла не бедность. «Можно предположить, что к группе относились исключительно трудоспособные мошенники, то есть люди, не нуждающиеся в социальной поддержке», — поясняется в исследовании. Попрошайничество было для них образом жизни, источником немалых доходов и даже культурной традицией.

Им чаще занимались не одиночки, а «нищенские гнезда» — деревни, жители которых выходили на попрошайничество целыми семьями, как на отхожий промысел.

В трудоспособной семье Е.

, состоящей из жены 51 года, двоих сыновей — Михаила 15 лет и Сергея 24 лет, и двоих дочерей 19 и 25 лет, постоянно занимаются нищенством жена, дочери и сын Михаил, которые с этой целью выезжали из дома, в текущем году от 2 до 4 раз и задерживались органами милиции г. Москвы. В хозяйстве имеется дом, приусадебный участок 0,26 га, корова, телка, свинья, 5 семей пчел, велосипед, швейная машина

из материалов учета нищих, 1954 г.

«Гнезда», действовавшие и в дореволюционной России, в Советском Союзе существовали под видом колхозов, где милостыней промышляли вне зависимости от статуса, партийности и возраста — члены правления, коммунисты, комсомольцы, взрослые и дети: «Нищенский промысел был хорошо организован: новички проходили “производственное обучение”, руководство колхозов выдавало фальшивые справки-разрешения на выезд, в городах имелись связи с людьми, предоставляющими временное жилье, при выпрашивании милостыни использовались соответствующая профессиональная экипировка и легенда».

В РСФСР по распространенности «нищенских гнезд» лидировала Калужская область. Ликвидировать их не удавалось никакими методами — «инерция традиции и экономическая выгода были сильнее угроз и убеждений».

Устойчивость «профессионалов» не отражалась на их численности. В общей статистике нищих 1954 года группа занимала 6,4%. Большинство граждан все-таки оказывалось за чертой вынужденно, в условиях несовершенной социальной политики государства. Борьба с бедностью и профилактика нищенства стали ее приоритетами лишь с середины 1950-х.
IQ

Автор исследования:

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 17 сентября, 2018 г. История бедность общество социология СССР

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/223615886.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.