Древнерусское вече.

Вече на Руси

Древнерусское вече.

Вече (совет) – народное собрание в древней и средневековой Руси и других славянских племенах, игравшее роль главного государственного органа.

История возникновения всенародного вече

Вече было основным государственным органом у восточнославянских племен, которые позднее объединились под властью Киева и образовали Киевскую Русь и раннефеодальное общество.

Основная функция вече заключалась в решение важных насущных проблем племени или иной территории, а также в решении вопросов внешней и внутренней политики, территориальных вопросов, культурных и общественных. Вече считается одной из ранних форм прямой демократии, так как вступить в вече могли представители всех слоев населения.

Участниками могли стать свободные мужи – главы рода, семейства, княжества или определенного участка территории. Права мужей в составе совета были либо равными, либо, на некоторых территориях, зависели от социального положения.

Схожие государственные органы самоуправления существовали у скандинавов и англосаксов.

С постепенным развитием феодализма, традиции военной демократии, царившие в племенах, постепенно начали отходить на второй план, уступая место более организованным и цивилизованным способам решать проблемы и управлять государством.

Вече становились все более крупными, принимали официальный государственный статус.

Одна, несмотря на это, само понятие «вече» в тот период использовалось для того, чтобы обозначать любые собрания людей, как официальные, так и неофициальные, не имеющие государственного статуса – например, люди могли стихийно собираться на рыночных площадях для решения тех или иных вопросов.

Первые упоминания о славянском вече на Руси относятся к началу 10 века, однако есть основания полагать, что практика подобных собраний существовала в племенах еще в конце 8-начале 9 века, просто позднее они сформировались в нечто более определенное и четко структурированное. В том или ином виде вече просуществовало на Руси вплоть до 16 века. Всенародное вече заседало в Киеве, так как это была столица государства

Краткая характеристика и функции вече

Сегодня историки не имеют единого мнения насчет реальной власти, которой обладали бы вече. Существует две противоположные точки зрения. Согласно одной считалось, что, несмотря на то, что вече сами выбирали князя, они на самом деле не обладали реальной властью, все важные вопросы решались самим князем или его дружинниками.

Вторая точка зрения гласит, что вече, напротив, само брало на себя решение всех важных вопросов, в том числе и вопросов, связанных с самим князей. Князья, которые также были частью вече, не обладали достаточной силой для того, чтобы оспаривать решение совета. В целом, на Руси существовало двоевластие – власть вече и власть князя.

Вече занималось решением широкого спектра вопросов – заключение мира или объявление войны, вопросы торговли, распоряжение финансовыми, земельными и хозяйственными активами вверенной территории и самого князя.

Князья могли лишь взимать налоги и принимать ряд решений, но должны были согласовывать их с советниками в вече.

Важно сказать, что именно вече на раннем этапе развития Руси занималось «призванием князей» на трон, проще говоря, выборами.

Во всех землях, за исключением Новгорода, в вече могли войти так называемые свободные мужи (не находящиеся в зависимости от кого-либо).

Именно критерий свободы в итоге и привел к тому, что позднее в вече могли войти лишь достаточно богатые, зажиточные люди, которые были свободны, в отличие от крестьян.

В итоге по факту вече представляло собой аристократию, верхушку общества, а не полноценное народное собрание.

К сожалению, на сегодняшний день сведения о вече и их деятельности довольно отрывочные, поэтому невозможно составить полноценную достоверную картину. Известно, что вече не имело председателя или какого-то четкого протокола, они могли собираться по необходимости, часто это происходило стихийно.

Власть и полномочия народного собрания, а также его состав, очень часто зависели от того, в каком регионе заседало вече. Наивысшего расцвета такой народный орган достиг в Новгороде, а затем и в отделившейся Псковской республике.

На этих территориях вече не только прижилось, но и просуществовало дольше всего.

Вече в Новгороде

Новгородское вече является своеобразным образцом того, какими должны были быть подобные собрания на Руси. В Новгороде вече являлось главным органом власти и занималось решением всех важнейших государственных вопросов.

Основным принципом работы Новгородского вече было единогласие, это значило, что решение не может быть принято до тех пор, пока с ним не согласятся все участники собрания.

Это создавало определенные трудности – собрания могли проводить очень долго – но давало и результаты, решением вече в итоге оставались довольны все слои населения.

Вече в Новгороде призывало и изгоняло князей, решало вопросы военной политики, разбирало насущные вопросы, свершало суд. Новгородское вече имело пирамидальную структуру, помимо главного городского совета существовали и местные вече, например, уличные.

Конец вече

В разных регионах вече просуществовало разное количество времени и в разном статусе – где-то оно прижилось, а где-то нет.

Там, где народные собрания имели реальную политическую власть, как в Новгороде, вече просуществовало до 16 века и было отменено лишь Иваном Грозным.

В большинстве других регионов, в Галицко-Волынском, Владимиро-Суздальском и многих других княжествах эти собрания распались сами собой.

Источник: https://historykratko.com/veche-na-rusi

Прообраз современной государственной думы: древнерусское вече

Древнерусское вече.

Вече (с древнеславянского переводится как «совет») – это народное собрание, характерное для всех восточнославянских племен, а также для Средневековой Руси.

Что это такое?

Вече являлось основным органом государственного управления до формирования единого Русского государства. До того, как на Руси был заложен раннефеодальный строй, все управленческие вопросы ложились не только на плечи военной элиты.

Главной функцией такого совета было обсуждение вопросов, связанных с политической, военной, бытовой и культурной жизнью племени. Здесь решали самые серьезные вопросы, а вече можно косвенно соотнести с ранней демократией, ведь право голоса имели все, кто входит в совет.

В собрании участвовали все мужи племени, являющиеся главами семей (в некоторых племенах это были исключительно главы поселений или родов). Права голоса были одинаковыми для всех (опять же, в некоторых племенах весомость голоса зависела от положения человека).

Подобные демократические советы свободных мужей известны также у скандинавских и англосаксонских племен. Так это что явление, как Вы видите, — совершенная норма для Древнего мира и Средневекового общества.

Известно, что всенародное вече в итоге стало собираться в Киеве, когда город стал столицей молодого Древнерусского государства. В этот же период вече утрачивает свое изначальное значение.

С развитием и укоренением феодализма, когда любые проявления демократии начали искореняться, решение всех государственных вопросов начало принимать более организованную форму.

Из простого племенного совета вече превращается в полноценный государственный орган.

Между тем, именно в этот период термин «вече» стали применяют к любому собранию людей, вне зависимости от того, где оно проходило, и было ли официальным. «Советом» могли назвать и стихийное собрание людей, где решались вопросы самого разного толка.

В летописных сводах первые упоминания о вече, как о государственном органе, относятся к VIII-IX векам. А просуществовал этот орган (пусть в сильно измененном виде) вплоть до XVI века, пока с «советами» не покончил первый русский царь Иван Грозный.

Какие функции выполняло вече?

Современные историки не могут установить наверняка, какую главную функцию выполняло вече на Руси и имело ли оно какую-то юридическую силу. На этот счет существуют два противоположных мнения:

  • Первые предполагают, что вече, не смотря на то, что собиралось из самых видных представителей племени, по факту никакой силы не имело. Все важные государственные решения все равно оставались за князем и его ближайшими советниками.
  • Вторые утверждают, что на раннем этапе формирования Древнерусского государства, вече было реальной силой с которой князьям приходилось считаться.

Причем князь и сам входил в вече, но не возглавлял его и не мог саботировать принятых решений. Таким образом, в этот период на Руси было установлено двоевластие.

Как лучше учиться и меньше уставать?

Зато доподлинно известно, что вече занималось решением целого ряда важнейших вопросов: именно на совете решили необходимость ведения войны или заключения мира, распоряжались финансовыми, хозяйственными и земельными делами племени. Некоторые историки склонны считать, что вече управляло и финансовыми делами самого князя.

Чем же в таком случае занимался князь? Он собирал дань со своих подданных, распоряжался частью ресурсов, принадлежащих исключительно ему. Вести войны самостоятельно он не мог: для этого ему совершенно точно необходимо было посоветоваться хотя бы со своей старшей дружиной, которая могла и не поддержать милитаристических настроений.

Кроме того, именно вече первоначально занималось «призванием князя», то есть проводились настоящие выборы. И стать князем мог только человек, признанный «всем миром».

На всех славянских землях, за исключением Новгородской земли (о ней отдельно), в вече входили все главы родов и семейств.

Не удивительно, что со временем началось заметное расслоение общества: в итоге в вече, по сути, стала входить только зажиточная аристократия, которая могла себе позволить заниматься политическими делами.

Впрочем, это характерно для позднего периода существования народного совета.

К сожалению, мы не имеем структурированных и полных сведений о том, как функционировало вече в Древней Руси. Благодаря сведениям, отраженным в летописях, мы можем четко сказать, что:

  • На вече не было «председателя» или главы;
  • Его решения не протоколировались;
  • Собрания, чаще всего, проводились стихийно;
  • Все особенности проведения совета, его состав и полномочия разнились в зависимости от племени.

Своего наивысшего расцвета народная форма правления достигла в Новгородской и Псковской республике. Здесь вече просуществовало в своей классической форме вплоть до момента присоединения этих земель к Московскому княжеству.

Новгородское вече

Новгород был уникальным княжеством. По сути, это была настоящая республика. Правил здесь именно совет старейшин, заседающих на вече. Чтобы решение было принято, все члены совета должны были за него проать.

То есть, сохранялся принцип единогласия. Конечно же, с первого раза прийти к консенсусу получалось не всегда, но зато в итоге находились решения, которые позволяли удовлетворять все потребности разных слоев населения.

Князья в Новгороде были приглашенные. Нужны они были только в качестве военных вождей, защищающих земли от посягательств кочевников и других славянских племен. Причем князей не только приглашали, но и запросто изгоняли, если они переставали нравиться народу.

: Новгородское вече имело очень сложную структуру: кроме общегородского совета, существовали также собрания «на местах». То есть люди могли собираться как в областях, так и на улицах.

Вече просуществовало до XVI века (на самом деле, в разных регионах по-разному: вече стали прекращаться на местах примерно в XIII-XIV веках). Там, где народные собрания имели огромную власть, оно существовало до прихода к власти Ивана IV. Именно этот царь решительно покончил с практиками народных собраний, внедрив новую государственную политику.

Источник: http://rrepetitor.ru/ancient/proobraz-sovremennoj-gosudarstvennoj-dumy-drevnerusskoe-veche/

Конспект

Древнерусское вече.

Князь — глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный князь) в IX-XVI веках у славян и некоторых других народов. Княгиня — жена князя, княжич — сын князя (только у славян), княжна — дочь князя.

Первоначально князь был племенным вождём, возглавлявшим органы военной демократии. Древнейшее качество князя как старейшины рода отложилось в русской свадебной лексике, где новобрачные (условные основатели рода) именуются «князем» и «княгиней». Затем князь постепенно превратился в главу раннефеодального государства.

Княжеская власть, сначала чаще всего выборная, постепенно становится наследственной. Функции князя:

  • Военная — организация нападения и защиты племени. В древнерусском обществе высоко ценилась военная храбрость князя.
  • Судебная — князь лично председательствовал на гласном суде (княжеский суд), а также взимал судебные штрафы (виры).
  • Религиозная — в языческое время князья являлись инициаторами и организаторами жертвоприношений.

Схема управления Древнерусским государством

Дружина — княжеское войско. Дружина являлась таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя. Численный состав дружины был различен, но предположительно не превышал нескольких сот человек.

Дружина связана только с князем. Этнический состав дружины не отличался однородностью: в княжеских дружинах IX—XII веков встречаются варяги, русы, финны, тюрки, поляки, венгры. Отношения дружины к князю основаны на свободном договоре. Вступление в дружину и выход из неё свободны: недовольный князем дружинник всегда может покинуть его и перейти к другому.

Вече (от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. В случае смерти мужа семью на вече должна была представлять его жена.

Первые князья Руси

Князь, годы правленияДеятельность
Рюрик — родоначальник династии, 862-879 гг.В 862 г. был призван на княжение. Княжил в Ладоге, после — во всех новгородских землях.
Олег Вещий, считается родственником Рюрика, 879-912 гг.882 г. Захват Киева и перенос туда столицы. Подчинил племена радимичей, северян, древлян. 907 г. Успешный поход на Византию.
Игорь, сын Рюрика, 912-945 гг.915 г. Мир с печенегами. Походы на Византию: 941 г. — неудачный поход; 944 г. — поход закончился подписанием взаимовыгодного соглашения. 943 г. Поход на Северный Кавказ.
Ольга, жена Игоря, 945-969 гг.945 г. Окончательное покорение древлян. Установлен чёткий порядок сбора дани (полюдья) путём введения уроков и погостов. 955—957 гг. Поездка в Византию и принятие христианства.
Святослав, сын Игоря и Ольги, 964-972 гг.965 г. Разгром Хазарского каганата. Вёл войны с Византией, печенегами и Дунайской Булга-рией.
Владимир I Красное Солнышко, сын Святослава, 980-1015 гг.972—980 гг. Междоусобная война между сыновьями Святослава Владимиром и Ярополком, завершившаяся победой Владимира. Осуществил военные походы на вятичей, радимичей, отвоевал у Польши Червенские города. Вёл успешную борьбу с печенегами. 980 г. Проведение языческой реформы. 988 г. Принятие христианства (по греческому образцу) и Крещение Руси.
Ярослав Мудрый, 1019—1054 гг.Усобицы между Ярославом и его братьями Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским закончились утверждением Ярослава на киевском престоле (единоличным правителем стал только в 1036 г. после смерти Мстислава). Установил дипломатические связи со многими европейскими государствами, осуществлял военные походы в Прибалтику, Византию и польско-литовские земли. 1016 г. Начало составления свода законов Древнерусского государства (Правда Ярослава — первая часть Русской Правды). 1036 г. Окончательный разгром печенегов под Киевом. В память об этой победе возведён Софийский собор.
Наследники Ярослава Мудрого, 1054-1113 гг.Изначально мирное сосуществование, в дальнейшем — междоусобицы. 1072 г. Составлена Правда Ярославичей (вторая часть Русской Правды).
Владимир II Мономах, внук Ярослава Мудрого, 1113—1125 гг.1113 г. Выдан Устав Владимира Мономаха (заключительная часть Русской Правды). Введён запрет на обращение в рабство свободных людей. 1116—1119 гг. Противостояние в борьбе за власть с Глебом Минским. Написал «Поучение детям», в нём осуждал усобицы и призывал к единству Русской земли.
Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха, 1125-1132 гг.1129 г. Присоединил к Киеву Минское и Полоцкое княжества. Организовал походы против половцев и Литвы. Продолжал политику отца по сохранению единого Древнерусского государства.

Конспект урока по Истории России «Князья и дружина. Вече».

Следующая тема: «».

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C%D1%8F-%D0%B8-%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%B0/

Вече и князь в древнерусском государстве. система государственных органов власти. — Школьная История

Древнерусское вече.

03.06.2019

Вече — всенародное собрание, обладавшее силой высшего органа власти и полномочиями по разрешению важнейших государственных вопросов.

Города и волости управлялись вече. Наряду с вечем, где правом голоса пользовались все главы семейств, появилась власть князей, которые не упразднили вече, а правили землею либо при содействии, либо при противодействии последнего.

Законным называлось вече, созванное князем, а незаконным — созванное против его воли. Поэтому политическое значение веча снижалось при сильном князе и усиливалось при слабом. Отношения между князем и вечем постоянно изменялись.

Вече обладало высшими судебными полномочиями. Именно оно не только ставило вопрос о доверии князю, но и разрешало этот вопрос. Призвание князя оформлялось договором между вечем и князем. Изгнание князя осуществлялось в форме уничтожения ранее подписанного договора.

Народ по решению веча не только мог изгнать князя, но и убить его или посадить в тюрьму.

Вече было чрезвычайным органом, формировавшимся из всех свободных вооруженных граждан Киевской Руси. Подобным институтом в отдельных городах было городское собрание. Вече заседало неограниченно по времени. Решения на вече принимались единогласно. Просуществовало вече до монголо-татарского нашествия.

Система государственных органов власти Киевской Руси:

  • великий киевский князь; 0 удельные князья;
  • всенародное вече (представительная власть);
  • совет старейшин (совещательный орган при князе);
  • посадники и волостели (судебная власть).

Признаки государственной власти:

  • избираемость народом;
  • отсутствие регламента деятельности органов власти;
  • различие органов власти в Киеве и на местах;
  • подчинение всех князей великому киевскому князю.

Власть великого князя складывалась из самодержавной 3 власти монарха и поддержки народа. Монархия не была абсолютной и полностью наследственной, народ имел право свергнуть неугодного князя. Но князь опирался на собственную дружину и с ее помощью удерживал власть.

В случае военных действий формировалось народное ополчение.

Военные дружины мог иметь не только князь, но и крупные феодалы. Поэтому народное ополчение созывалось великим князем из свободных вооруженных граждан, участвующих в деятельности веча, а также из крупных феодалов и их собственных дружин. Таким образом, вооруженные силы Киевской Руси складывались из дружины великого князя и народного ополчения.

Как ранее уже говорилось, князь осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному принципу. Эта идея выросла из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.

Вотчина князя складывалась:

  • из земли, населенной людьми князя;
  • земли всего княжества с пригородами.

Дворцово-вотчинная система власти означала абсолютную власть в пределах вотчины князя, где проживали люди князя, и ограниченную — на другой территории.

Наряду с великим князем и вече судебными полномочиями в Киевской Руси обладала и церковная иерархия.

Источник:

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

Системагосударственных органов власти Киевской

Руси

:

1) Великий
киевский князь

2) удельные
князья;

3) представительный
орган – всенародное вече;

4) совещательный
орган при великом князе – совет старейшин;

5) наместникивеликого князя в городах, посадники (вего полномочия входили суд и расправа

в городах);

6) волостели– представители Великого князя в селах(они осуществляли судебные полномочия

в селах и деревнях).

Признаки
государственной власти в Киевской Руси
:

1) она
даровалась народом;

2) органывласти не имели оформленной структуры

и закрепленного объема полномочий;

3) органывласти всей Киевской Руси и отдельныхее княжеств значительно между собойотличались, удельные князья формировалисобственные органы власти, которыеосуществляли свою власть параллельнос органами киевского князя в соответствующем

княжестве;

4) взаимодействиеВеликого князя и удельных князейосуществлялось в порядке подчинения

всех киевскому князю.

ВластьВеликого князя складывалась изсамодержавной власти монарха и поддержки

народа. Монархия в

Киевской Руси не
была абсолютной
 иполностью наследственной, народ имелправо свергнуть неугодного князя.Основной функцией как Великого киевскогокнязя, так и удельных князей являлосьруководство дружиной и защита Русской

земли от вторжений.

Князьопирался на собственную дружину. Вслучае военных действий формировалось

народное ополчение.

Военные
дружины
 могиметь не только князь. Это правопринадлежало всем крупным феодалам.Поэтому народное ополчение созывалосьвеликим князем из свободных вооруженныхграждан, участвующих на вече, а такжеиз крупных феодалов и их собственныхдружин. Таким образом, вооруженные силыКиевской Руси складывались из дружины

Великого князя и народного ополчения.

Князьосуществлял свою власть по дворцово-вотчинному

принципу.

Вотчина
князя складывалась из
:

1) земли,
населенной людьми князя;

2) земли
всего княжества с пригородами.

Дворцово-вотчинная
система власти
 означалаабсолютную власть в пределах вотчиныкнязя, где проживали люди князя, иограниченную – на другой территории.Князь обладал и судебными полномочиями.

Его суд считался лучшим, непредвзятым.

Вече –всенародное собрание, обладавшее силойвысшего органа власти и полномочиямипо разрешению важнейших государственныхвопросов: войны и мира, избрание исвержение князя и др. Вече возникло ещев догосударственный период развитиявосточно-славянского общества и по мереукрепления княжеской власти и становленияфеодализма теряло свое значение (кроме

Новгорода и Пскова).

Вечеобладало высшими судебными полномочиями.Именно оно не только ставило вопрос одоверии князю, но и разрешало этот

вопрос.

Призваниекнязя оформлялось договором между вечем

и князем.

Изгнаниекнязя осуществлялось в форме «выреда»,т. е. уничтожения ранее подписанногодоговора. Народ по решению вече не толькомог изгнать князя, но и убить или посадить

в тюрьму.

Вече –институт демократии. Оно просуществовало

до монголотатарского нашествия.

Вечебыло чрезвычайным органом, формировавшимсяиз всех свободных вооруженных гражданКиевской Руси. Подобным институтом вотдельных городах было городскоесобрание. Вече заседало неограниченнопо времени. Решения на вече принимались

единогласно.

Источник:

Вече и князь в древнерусском государстве. система государственных органов власти. – история России

Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян.

Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин.

На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;

2) отсутствует юридическая ответственность правителя;

3) не сформированы институты власти;

4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены;

5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;

Органы власти не имели постоянных полномочий.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв.

отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной.

Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.

Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Население в Киевской Руси делилось на:

1) дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

2) служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;

3) крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

4) крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.

Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

Система государственных органов власти Киевской Руси:

1) Великий киевский князь;

2) удельные князья;

3) представительный орган – всенародное вече;

4) совещательный орган при великом князе – совет старейшин;

5) наместники великого князя в городах, посадники (в его полномочия входили суд и расправа в городах);

6) волостели – представители Великого князя в селах (они осуществляли судебные полномочия в селах и деревнях).

Признаки государственной власти в Киевской Руси:

1) она даровалась народом;

2) органы власти не имели оформленной структуры и закрепленного объема полномочий;

3) органы власти всей Киевской Руси и отдельных ее княжеств значительно между собой отличались, удельные князья формировали собственные органы власти, которые осуществляли свою власть параллельно с органами киевского князя в соответствующем княжестве;

4) взаимодействие Великого князя и удельных князей осуществлялось в порядке подчинения всех киевскому князю.

Власть Великого князя складывалась из самодержавной власти монарха и поддержки народа. Монархия в Киевской Руси не была абсолютной и полностью наследственной, народ имел право свергнуть неугодного князя. Основной функцией как Великого киевского князя, так и удельных князей являлось руководство дружиной и защита Русской земли от вторжений.

Князь опирался на собственную дружину. В случае военных действий формировалось народное ополчение.

Военные дружины мог иметь не только князь. Это право принадлежало всем крупным феодалам. Поэтому народное ополчение созывалось великим князем из свободных вооруженных граждан, участвующих на вече, а также из крупных феодалов и их собственных дружин. Таким образом, вооруженные силы Киевской Руси складывались из дружины Великого князя и народного ополчения.

Князь осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному принципу.

Вотчина князя складывалась из:

1) земли, населенной людьми князя;

2) земли всего княжества с пригородами.

Дворцово-вотчинная система власти означала абсолютную власть в пределах вотчины князя, где проживали люди князя, и ограниченную – на другой территории. Князь обладал и судебными полномочиями. Его суд считался лучшим, непредвзятым.

Вече – всенародное собрание, обладавшее силой высшего органа власти и полномочиями по разрешению важнейших государственных вопросов: войны и мира, избрание и свержение князя и др. Вече возникло еще в догосударственный период развития восточно-славянского общества и по мере укрепления княжеской власти и становления феодализма теряло свое значение (кроме Новгорода и Пскова).

Вече обладало высшими судебными полномочиями. Именно оно не только ставило вопрос о доверии князю, но и разрешало этот вопрос.

Призвание князя оформлялось договором между вечем и князем.

Источник: https://dmitrschool04.ru/personalii/veche-i-knyaz-v-drevnerusskom-gosudarstve-sistema-gosudarstvennyh-organov-vlasti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.