Духовный путь Лыковых

Острый ум и прекрасная память. Как живет в глухой тайге отшельница Агафья Лыкова

Духовный путь Лыковых

Чтобы попасть на заимку, где живет Агафья Лыкова, семью которой когда-то сделал известной на всю страну журналист Василий Песков, надо пройти целый транспортный квест. Но корреспондентам ТАСС это удалось, и они привезли Агафье не только запасы на зиму, но и родного человека, которого она давно ждала

Снегопад начался накануне и продолжался всю ночь. Угрюмые сопки, поросшие сибирской тайгой, засыпало свежим снегом, и вертолет временами пролетал над ними так низко, что сквозь заснеженные кедровые лапы можно было разглядеть следы зверей.

Антон летит в гости к двоюродной тетке, которую никогда не видел. Сначала он почти двое суток ехал поездом, потом несколько часов на автомобиле, и вот вертолет.

 До тетки Антона добраться непросто, вертолет здесь нужен даже не рейсовый, а специальный.

Ведь она женщина не простая, она — живой символ русского старообрядчества, всю жизнь живущая в глухой сибирской тайге отшельница Агафья Лыкова — на сотни километров от места, где она живет, нет ни души.

ТАСС разыскал Антона по просьбе самой Агафьи, которая во время одного из визитов журналистов посетовала, что знакомый по переписке родственник к ней не приезжает. Так мужчина и оказался в Горной Шории, Таштагольском районе Кузбасса, который много лет служит самой популярной точкой отправления для подготовки экспедиций к поселению Лыковых.

Организовать вылет большого вертолета, способного доставить в тайгу и людей, и грузы — визит Антона к родственнице мы объединили с заброской ей припасов на зиму, — непросто, и в этом ТАСС оказал поддержку губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев.

Родня по переписке

Агафья Карповна — последняя представительница семьи старообрядцев Лыковых, бежавших в тайгу, когда коммунисты начали особо жестокие гонения на веру. Это было еще в конце 30-х годов, но обнаружили их сибирские геологи только в 1978-м.

Лыковы обосновались у реки Еринат в Хакасии, соорудили несколько жилых и хозяйственных построек. Агафья, похоронившая тут мать, братьев, сестру и отца, не покидает родную землю. Она держит коз, которые у нее почему-то смирные и послушные, делит быт с несколькими дворнягами, а в жилой избе дает приют целому выводку любопытных пушистых котят.

Будни отшельницы — это заботы по хозяйству, молитвы и написание писем, которые она передает с приезжающими. Те, уже вернувшись домой, складывают листы, густо исписанные аккуратным почерком, в почтовые конверты и отправляют адресатам — то в Кузбасс, то на Алтай, то в Хакасию.

Антон — сотрудник пермского трамвайного депо, со своей родственницей познакомился как раз по переписке. Как-то, погрузившись в изучение истории своего рода, он понял, что и его предки, и предки знаменитой таежной отшельницы происходят из одного села — Лыково в Тюменской области.

Старообрядцы, обосновавшиеся в горах Западной Сибири, ушли оттуда еще до революции — они и сегодня сохранили здесь крошечные уединенные поселения, жители которых не имеют даже паспортов. В самом же Лыкове, по словам Антона, о “старой вере” уже почти никто не помнит.

Поняв, что с таежной отшельницей его связывает кровное родство, Антон почти два года назад написал ей письмо, передал его старообрядческому священнику, который похлопотал, чтобы письмо доставили Агафье с очередной экспедицией, и вдруг получил ответ.

С Антоном Лыковым. © Александр Рюмин/ТАСС

“Я помню, мать мне сказала: “Тебе письмо пришло”. Я еще подумал: кто бы мне мог написать? Письмо было с Алтая, на конверте моя фамилия — Лыкову Антону, а внутри — ее рукой написанное письмо”, — вспоминает Антон.

Отчего там не жить?

Известная в России горнолыжными курортами Шория исторически — край суровых таежников, охотников и рыболовов. Климат здесь сложнее, чем в равнинных районах Кузбасса, зима наступает рано даже по сибирским меркам.

“Вы приехали, и сегодня снегопад начался. Заметает дороги, перевалы у нас в снегу, — говорит Владимир Макута, возглавляющий Ташатогольский район уже 22 года. — Ну ничего, техника у нас в готовности, справимся. Это Шория, она особая”.

Шорцами здесь называют не только представителей коренного народа, но и просто местных жителей, и от их национальности это совершенно не зависит. Особенно уважаемых именуют настоящими шорцами.

Среди настоящих шорцев немало представителей рода Лыковых. В старообрядческом поселке Килинск всего 60 дворов — вдоль дороги сюда стоят высокие жерди, чтобы зимой под снегом было видно, где находится дорога. Мобильной связи в поселке нет, а угрюмые бородатые местные мужчины живут в основном охотой, сбором кедровых шишек и собственным хозяйством.

Дом Агафьи Лыковой в верховьях Большого Абакана.

 © Александр Рюмин/ТАСС

Здесь же живет племянница Агафьи Александра Мартюшева, мать восьмерых детей, бабушка 24 внуков и преуспевающий местный предприниматель — ее семья производит масло из кедровых орехов.

Именно у Мартюшевой больше 20 лет назад после смерти “тяти” — Карпа Осиповича Лыкова жила некоторое время сама Агафья в один из немногих периодов, когда соглашалась временно покинуть заимку.

“Я помню, ее сильно поразили маленькие дети. Она все умилялась, что это, говорила, за маленький такой человечек, никогда такого не видела. Она ведь самая младшая в семье, родилась в тайге — где она там детей видела? — вспоминает Мартюшева. — Дочь моя, Марина, очень ей полюбилась, она даже просила меня отдать ее ей, чтобы отвезти Марину на заимку. Я не отдала, конечно”.

Агафья Лыкова
© Александр Рюмин/ТАСС

По словам Мартюшевой, Агафью уговаривали остаться в Килинске, жители поселка обещали построить для нее дом, но Лыкова изначально приезжала просто погостить. Сославшись на то, что местная вода ей не подходит, Агафья вскоре вернулась в тайгу.

Несколько лет назад кузбасская родня еще убеждала ее уехать поближе к цивилизации, теперь, зная непростой характер отшельницы, уговаривать перестали — лишь интересуются, как она живет, и передают гостинцы. Родственники, как показывает пример Антона, могут и сами приехать.

“Она родилась там, всю жизнь прожила. Там все, что важно для нее, там тятя, родные похоронены, — объясняет Мартюшева. — Помогают ей сейчас, так и отчего там не жить?”

Родственники и помощники

Вместе с Антоном к Агафье летит целая делегация. На зиму женщине завозят вертолетом муку, крупу, картофель, овощи и фрукты, комбикорм для скота, живых кур и новые окна, которые поручил вставить губернатор Сергей Цивилев.

Помогать ей по хозяйству зимой летит алтайский старообрядец Алексей Уткин, который познакомился с таежными отшельниками много лет назад, будучи геологом. Уткин застал в живых почти всю семью Лыковых и неоднократно зимовал на заимке. Сейчас собирается прожить в тайге как минимум до весны.

В этот раз он планирует восстановить баню, разрушенную по весне при разливе реки. “К Новому году я должен управиться. А там, если будет возможность, вылечу на Алтай по делам, управлюсь, развернусь да пойду к Агафье пешком. Там недалеко идти, дней десять всего”, — улыбается Алексей.

С Алексеем Уткиным © Александр Рюмин/ТАСС

Уткина, с которым отшельница находит общий язык, она очень ждет. 74-летняя Лыкова нуждается не только в помощи по хозяйству, но и просто в компании, собеседнике. Уживаются с ней, впрочем, далеко не все желающие. Так, с предыдущим помощником, Георгием, Агафья не нашла согласия в вопросах веры.

“Обозлилась на него, сказала, ступай, не хочу тебя больше видеть. Не благословила его”, — безапелляционно констатирует Лыкова.

Зато новообретенного родственника она видеть очень рада. Едва он объясняет, что перед ней тот самый Антон, который писал ей письма, Агафья, невысокая и улыбчивая, вышедшая встречать вертолет в стареньком пальто и теплом бордовом платке, крепко обнимает его и пускается в рассуждения о старинном роде Лыковых. Его историю отшельница знает лучше любого исследователя.

Она вообще отличается острым умом и прекрасной памятью — более чем из десятка прилетевших на вертолете Лыкова вспоминает всех, с кем хоть раз встречалась раньше. Так, говорит хорошо знающий ее Уткин, было всегда.

Достаточно познакомиться с Агафьей, и она всегда вспомнит, кто перед ней и откуда он приехал. При всем многообразии прилетающих несколько раз в год чиновников, журналистов и паломников Лыкова умудряется в них не путаться.

Кресты и люди

Антон привез родственнице гостинцы — три метра ткани, теплый платок. Но особенно рада Агафья церковным свечам. У нее есть фонари, есть бензиновый генератор, и можно включить электрическую лампу, но свечи ведь не простые и для нее имеют сакральное значение.

В избе, среди полок, заполненных одеждой и различной утварью, для икон и священных книг отведен отдельный, чистый и ухоженный угол. Евангелие в обитом железом переплете Агафья ставит на полку обложкой вперед, а торцевую часть книги сверху заботливо накрывает чистой тряпицей, чтобы на ней не скапливалась пыль.

© Александр Рюмин/ТАСС

Лыкова скупа на движения и эмоции — ходит не по-старчески медленно, а степенно, как привыкла. Не повышает голоса, ничем не возмущается и не смеется громко, только улыбается какой-то детской, наивной и по-особому светлой улыбкой.

Пока в избе вставляют окна, Агафья показывает Антону свое хозяйство, рассказывает об иконах, листает вместе с ним священные книги и ведет на могилу Карпа Осиповича. Отец таежного семейства похоронен недалеко от дома, под почерневшим от времени простым деревянным крестом.

Такой же восьмиконечный православный крест Лыкова заметила совсем недавно, “когда вода ушла”, на большом камне на дне мелкой и чистой речушки Еринат, в нескольких десятках метров от заимки.

На темном сером камне действительно видны белые прожилки в форме креста, и никто не припомнит, чтобы видел его здесь раньше.

Агафья на вопрос о том, считает ли она это чудом, знаком Господним, случайным капризом природы или чем-то еще, лишь улыбается и переводит разговор на другую тему: “Вот, медведь у меня совсем обнаглел нынче. После Покрова прямо в дом приходил. А теперь вот уже и снег выпал”.

У могилы отца Агафьи Лыковой Карпа Осиповича Лыкова
© Александр Рюмин/ТАСС

Так и проходит ее жизнь: ждать медведя после Покрова и встречать раннюю зиму, выращивать картофель и заготавливать сено для коз, таскать воду с реки, прясть шерсть, работать на ткацком станке и делать еще множество необходимых дел вдали от человеческого общества, наедине с собой. А ведь на это готов далеко не каждый.

“Это не просто физически крепкий, здоровый человек, таких-то у нас много, — говорит Владимир Макута, много раз бывавший у Агафьи и видавший многих ее помощников. — Одно дело день, неделю там провести. Но прямо пожить там — это должен быть крепкой веры человек. А вот этого уже достает далеко не всем”.

Антон с Агафьей провел всего несколько часов, но по возвращении задумывается о том, чтобы приехать туда надолго. Не столько ради испытания веры, сколько для того, чтобы найти в лице отшельницы духовного наставника. Как знать, может, это не последний полет на заимку в жизни Антона. Контакты летчиков мы ему, если что, передадим.

Алексей Стрелец

Семья Лыковых: первые старообрядцы в верховьях Абакана — Таежный тупик

С.Усик. Заимка семейства Лыковых. Обитель Агафьи Карповны

Источник: https://starove.ru/anons/ostryj-um-i-prekrasnaya-pamyat-kak-zhivet-v-gluhoj-tajge-otshelnitsa-agafya-lykova/

Таежный тупик: ДУХОВНЫЙ ПУТЬ ЛЫКОВЫХ

Духовный путь Лыковых
ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВАПоследние годы мы много рассуждаем о возможной встрече с жителями иных миров — представителями инопланетных цивилизаций, которые тянутся к нам из Космоса.

О чем только не идет речь.

Как договориться с ними? Сработает ли наш иммунитет против неизвестных болезней? Сойдутся или столкнутся разнохарактерные культуры?

А совсем рядом — буквально у нас перед глазами — живой пример подобной встречи. 

Речь идет о драматической судьбе семьи Лыковых, прожившей почти 40 лет в Алтайской тайге в полной изоляции — в своем собственном мире.

Наша цивилизация XX века обрушилась на примитивную действительность таежных отшельников. И что же? Мы не приняли их духовного мира. Мы не защитили их от наших болезней. Мы не сумели понять их жизненных основ.

И мы разрушили их уже сложившуюся цивилизацию, которую мы не поняли и не приняли.

Каков же реальный вывод мы можем сделать из всего случившегося? Непродуманно вторгшись в непонятую нами действительность, мы разрушили ее. Нормального контакта с «инопланетянами тайги» не состоялось — плачевные результаты налицо.

Первые сообщения об открытии в малодоступном районе Западных Саян семьи, прожившей без всякой связи с внешним миром более сорока лет, появились в печати в 1980 году сначала в I газете «Социалистическая индустрия», потом в «Красноярском рабочем».

А затем уже в 1982 году цикл статей об этой семье опубликовала «Комсомольская правда». Писали, что семья состояла из пяти человек: отец — Карп Иосифович, два его сына — Дмитрий и Саввин и две дочери — Наталья и Агафья. Фамилия их — Лыковы.

Писали, что в тридцатых годах они добровольно ушли из мира, на почве религиозного фанатизма. Писали о них много, но с точно отмеренной порцией сочувствия.

«Отмеренной» потому, что уже тогда тех, кто принял к сердцу эту историю, поразило высокомерное цивилизованно-снисходительное отношение советской журналистики, которая окрестила удивительную жизнь русской семьи в лесном уединении «таежным тупиком».

Высказывая одобрение Лыковым в частностях, советские журналисты оценивали всю жизнь семьи категорично и однозначно:

—«житье и быт убоги до крайности, рассказ о нынешней жизни и о важнейших событиях в ней слушали, как марсиане»;—«убито было в этой убогой жизни и чувство красоты, природой данное человеку.

Ни цветочка в хижине, никакого украшения в ней. Никакой попытки украсить одежду, вещи… Не знали Лыковы песен»;

—«младшие Лыковы не имели драгоценной для человека возможности общения с себе подобными, не знали любви, не могли продолжить свой род. Виной всему — фанатичная темная вера в силу, лежащую за пределами бытия, с названием бог. Религия, несомненно, была опорой в этой страдальческой жизни. Но и причиной страшного тупика была тоже она».

Несмотря не заявленное в этих публикациях желание «вызвать сочувствие», советская печать, оценивая жизнь Лыковых в целом, назвала ее «сплошной ошибкой», «почти ископаемым случаем в человеческом бытии».

Будто забывая о том, что речь все же идет о людях, советские журналисты объявили обнаружение семьи Лыковых «находкой живого мамонта», как бы намекая на то, что Лыковы за годы лесной жизни настолько отстали от нашей правильной и передовой жизни, что их нельзя относить к цивилизации вообще.

Правда, уже тогда внимательный читатель замечал несоответствие обличительных оценок тем фактам, которые приводили те же самые журналисты.

Они писали о «темноте» жизни Лыковых, а те, ведя счет дням, за все время своей отшельнической жизни ни разу не ошиблись в календаре; жена Карпа Иосифовича выучила всех детей читать и писать по Псалтири, которая, как и другие религиозные книги, бережно сохранялась в семье; Саввин же знал даже Священное писание наизусть; а после запуска первого спутника Земли в 1957 году Карп Иосифович заметил: «Звезды стали скоро по небу ходить».Журналисты писали о Лыковых как о фанатиках веры — а у Лыковых не только не принято было поучать других, но даже и говорить о них плохо. (Заметим в скобках, что некоторые слова Агафьи, для придания вящей убедительности некоторым журналистским рассуждениям, были самими же журналистами и придуманы.)Справедливости ради надо сказать: не все разделяли эту заданную точку зрения партийной прессы. Нашлись и те, кто писал о Лыковых иначе — с уважением к их духовной силе, к их жизненному подвигу. Они писали, но очень мало, потому что газеты не давали возможности защитить имя и честь русской семьи Лыковых от обвинений в темноте, невежестве, фанатичности. ?

|

caverin2008

http://www.9111.ru/answers/titles/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/

Все похожие вопросы с ответами по теме «общедомовая собственность»:

  •  читать целиком
    • Как поставить чинуш на место и вернуть общедомовую собственность?
    • Незаконное установление тамбурной двери на общедомовой собственности(кладовка)
    • Являются ли радиаторы отопления, установленные в приватизированной квартире, общедомовой собственностью
    • Являются ли радиаторы отопления, установленные в приватизированной квартире общедомовой собственностью (радиатор потек)P
    • Является ли верхняя плита балкона, крайнего этажа общедомовой собственностью
    • Кто может распоряжаться общедомовой собственностью?
    • Скажите пожалуйста каким образом я могу приобрести право собственности на данное помещение,которое является общедомовой собственностью
    • Относится ли радиатор к общедомовой собственности?
    • Общедомовая собственность
    • Незаконное использование общедомовой собственности
    • Можно ли оспорить решение суда по передаче в частную собственность гараж-стоянки дома, который проектировался под строи
    • Хотелось все-таки уточнить: фасадная (внешняя) часть лоджии, т.е. перегородка- это частная или общедомовая
    • Имеем ли мы законное право оспаривать пользование нашей собственностью персоналом офисов?
    • Имеем ли мы законное право оспаривать пользование нашей собственностью персоналом офисов?
    • Право собственности на подвальные помещения
    • Общедомовое имущество
    • Должен ли собственник нежилого помещения оплатить (пропорционально площади магазина) установку общедомового прибора учета
    • Как собственникам МКД признать право собственности на подвальные помещения МКД?
    • Чем подтверждается право собственности на общедомовой прибор учета тепла
    • Как определить, где общедомовое и частное имущество в многоквартирном доме.
    • Оплата общедомовых нужд при невыполнении ФЗ Об энергосберехении….
    • Вопрос:могу ли я приватизировать, взять в аренду 2-2,5 м кв общедомовой площади, примыкающей к моей двери, квартире?
    • Как юридически правильно менять стояки(общедомовое имущество ТСЖ)?
    • Нужно ли платить по общедомовому счетчику, если стоят индивидуальные в квартире?
    • Как заключить договор на аренду общедомового имущества
    • Является ли имущество ( строение дома, подъезды, подвалы и т.д.) собственностью собственников помещений в многоквартирных домах, либо чья это собственность
    • Как перевести квартиру из долевой собственности в площадь.
    • Возможен ли перенос из частной собственности общедомовых стояков?
    • Ответьте пожалуйста.Законно ли будет, если правление ЖСК примет решение отключить квартиру от общедомовых электрических

     

Источник: https://caverin2008.livejournal.com/214017.html

Почему отшельница Агафья Лыкова до сих пор живет одна в тайге

Духовный путь Лыковых

Одежда из конопли, обувь из бересты, огонь с помощью огнива. Летом – страшные дикие звери, зимой – морозы и снега по пояс. Никаких благ цивилизации, а до ближайшего населенного пункта 250 километров.

40 лет назад облетая глухую тайгу на вертолете, советские геологи заметили огород в безлюдных местах в верховьях реки Абакан. Оказалось, что в лесу живет семья староверов Лыковых – отец и четверо взрослых детей. Многие годы они были оторваны от мира, но после одной газетной заметки стали известны на весь Советский Союз.

Через пару лет, в 1982 году к отшельникам отправился журналист «Комсомольской правды» Василий Песков. Ожидая увидеть семью из пяти человек, он застал только отца Карпа, его дочь Агафью и три свежие могилы. От болезней один за другим умерли два брата и сестра. В 1988 умер и отец Карп, в лесу осталась одна только Агафья, не пожелавшая менять уклад жизни.

Губительная цивилизация

Незнающие люди обвиняли Пескова в смерти Лыковых от непривычного контакта с внешним миром. Журналист очень переживал из-за этого, ведь именно он пытался оградить их от толп нахлынувших зевак. Многие годы он посещал Лыковых – помогал, привозил кухонную утварь, медикаменты и даже козу, чтоб у отшельников всегда было свежее молоко.

В одну из последних встреч с Агафьей, ныне покойный Песков спросил ее, хорошо ли это по ее мнению, что люди “нашли” их семью. Агафья призналась, что ей кажется, людей им послал Бог. Если бы не люди – они бы давно умерли.

«Какая была наша жизнь – обносились, все лопотинки [одежда] в заплатах. Страшно вспомнить, ели траву, кору,» – цитирует Агафью «Комсомольская правда».

Как прославились лесные робинзоны

По итогам встреч с Лыковыми Песков написал серию очерков. История отшельников покорила многих: за каждым выпуском о Лыковых в газетные киоски выстраивалась очередь.

Песков рассказывал друзьям, что жена Брежнева по утрам отправляла специального человека к киоску, чтобы тот поскорее купил ей «Комсомольскую правду» – так ей не терпелось прочитать продолжение саги о сибирских отшельниках. Позже очерки Пескова были изданы отдельной книгой «Таежный тупик», которая была переведена на многие языки.

Почему Лыковы забрались в леса

По всей России было много людей бежавших и скрывавшихся по религиозным убеждениям (и до сих пор время от времени СМИ пишут о таких случаях). Старообрядцы в России всегда терпели гонения, прекратил их лишь царь Николай II. Но после революции советская власть взялась за них с новой силой – заставляла вступать в колхозы, сажала в тюрьмы.

От коллективизации семейство Лыковых забралось подальше в лес, оказались на территории заповедника. В 1930-е годы начальство заповедника запретило им охотиться и рыбачить.

Однажды пришел анонимный донос, что старообрядцы – браконьеры. Охранники заповедника пошли проверить это и случайно застрелили брата Карпа Лыкова. Однако следствию обрисовали все так, будто это старообрядцы оказывали вооруженное сопротивление.

В 1937, самый страшный год большого террора, к Лыковым пришли из НКВД, стали подробно расспрашивать о случившемся. Члены семьи поняли, что нужно бежать. С тех пор они забирались в тайгу все дальше и дальше, постоянно меняя место жительства, заметая следы.

Звезда Агафья

Сейчас Агафье 74 года, уже 30 лет она живет одна в лесу. Единственный раз, когда Агафья пыталась выйти в люди, была в 1990 году.

Женщина пришла жить в часовенный старообрядческий монастырь, исповедовавший беспоповство и даже постриглась в монахини. Однако взгляд на веру у Агафьи оказался другой, и она вернулась в свое поселение.

В 2011 же году к Агафье приехали представители официальной русской старообрядческой церкви и совершили крещение по всем правилам.

Местные власти поддерживают Агафью, бывший губернатор Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно распоряжался, чтобы отшельнице предоставляли всю необходимую помощь. Интерес к одинокой отшельнице с каждым годом только растет. К ней наведываются съемочные группы, журналисты, врачи и волонтеры.

В 2015 году британская съемочная группа во главе с режиссером Ребеккой Маршалл приезжала к Агафье снимать документальный фильм о ее жизни «Лес во мне».

Уединение Агафья считает главным путем к спасению души. Хотя одинокой она себя не считает. «Рядом с каждым христианином всегда есть ангел-хранитель, а также Христос и апостолы», — считает отшельница.

Источник: https://ru.rbth.com/zhizn/53-agafya-lykova-taiga

Агафья Лыкова

Духовный путь Лыковых

Агафья Лыкова – отшельница, за судьбой которой давно наблюдают СМИ. Женщина живет на заимке в Западной Сибири, вдали от цивилизации, в 300 км от ближайшего населенного пункта. Агафья Карповна – последняя представительница рода отшельников-староверов, проживающих в этом регионе.

Детство и юность

Агафья Лыкова родилась 17 апреля 1944 года. Она является потомком рода старообрядцев, который случайно обнаружила геологическая экспедиция, работавшая в Хакасии в 1978 году. Семья состояла из родителей Карпа и Акулины Лыковых и их четверых детей: Савина, Наталии, Димитрия и младшей дочери, Агафьи, живших без контакта с внешним миром с 1937 года.

Агафья Лыкова и ее отец Карп

Карп и Акулина в молодости проживали в поселении староверов. После разгрома домов общины, состоявшегося в 1923 году, вместе с несколькими другими семьями Лыковы предприняли поход в горы.

Там пара и обосновалась. Они жили открыто, но не шли на контакт с людьми намеренно.

Осенью 1945 года Лыковых заметил патруль, преследовавший дезертиров, и семья перебралась в более глухое место, изолировавшись от посторонних.

Агафья Лыкова

Вместе со взрослыми Агафья занималась земледелием и делала заготовки из рыбы и дичи, которые приносил отец и братья.

Лыковы существовали согласно старообрядческим традициям и ревностно относились к собственной вере, исключая возможность давления на нее со стороны. Агафья и другие дети знали грамоту благодаря стараниям матери.

Семья вела счет времени и регулярно осуществляла домашние богослужения.

Отшельничество и мировоззрение

Биография и судьба Агафьи связаны с дикой природой и жизнью вдали от развитых технологий. Женщина считает, что уединенный образ жизни – единственный шанс сохранить здоровье души и тела. Девочкой Лыкова прошла обряд крещения в соответствии со старинными обрядами и изучила церковный устав, который чтился на Руси до церковного раскола, произошедшего в 17 веке.

Отшельница Агафья Лыкова

Агафья Карповна не приемлет достижений науки и техники, не воспринимает изменения, которыми сегодня изобилуют история и культура. Но женщина избегает и некоторых запретов, продиктованных старообрядческой традицией.

Например, в семье Лыковых было принято есть картофель, который настрого запрещалось употреблять староверам. Женщина признает церковную иерархию и не верит в духовного антихриста.

По ее мнению, без священнослужения жизнь бы прекратилась и все живое сгинуло бы.

Жизнь Агафьи Карповны нельзя назвать легкой, ведь она живет в заброшенном месте в тайге, где ландшафт составляют крутые горы, леса и реки. Женщина питается грибами и ягодами, на зиму засаливает рыбу.

Любопытно, что в отношении земледелия семья Лыковых располагала большими познаниями, и сейчас Агафья Карповна продолжает выращивать овощи по заветам родителей.

Она умеет обрабатывать семена, знает, как сохранить урожай, может ориентироваться в биологических особенностях растений. В семье было принято выращивать корнеплоды и зерновые.

Агафья Лыкова со священниками

Лыковы не читали книг о садоводстве, но по сей день продукты собственного производства Агафья выращивает с применением удобрений, которые придумали предки.

Основным занятием для женщин в семье было ткачество. Одежду Лыковы изготавливали самостоятельно, делая пряжу из волокон конопли.

Агафья Карповна может обеспечить себя всем необходимым, несмотря на то, что путь до ее дома не проложить ни по одной карте.

Последняя из рода, женщина продолжает дело родителей, ведет свое хозяйство и поддерживает огород. Она разводит кур и коз. Рядом с домом Лыковой живут собаки и кошки.

Агафья по-прежнему придерживается затворнических взглядов, но принимает гостинцы от охотников и рыболовов, которых встречает в тайге. Сегодня в ее доме есть вещи из современного мира: часы и термометр.

Женщина считает эти предметы диковинкой.

Хозяйство Агафьи Лыковой

Удивительным открытием оказался тот факт, что именно контакт с внешним миром принес несчастье семье Лыковых. Они легко переживали испытания непогодой и трудности самобытной жизни, но взаимодействие с участниками экспедиции, нашедшими их в лесу, оказалось губительным. Староверы заразились неизвестным им вирусом, к которому был не готов иммунитет таежных жителей.

Личная жизнь

К тому моменту, как геологи познакомились с семейством Лыковых, оно состояло из 5 человек. Мать Агафьи скончалась еще в 1961 году. В 1981-м смерть настигла ее братьев и сестру. До 1988-го Агафья Карповна жила с отцом.

После кончины родителя женщина продолжила существование в одиночестве. Благодаря СМИ о ней узнали родственники, проживавшие на Кузбассе.

Жители поселка Килинск приглашали Агафью перебраться к ним, жалея ее здоровье, но Лыкова отказалась от предложений.

Семья Агафьи Лыковой

Личная жизнь Агафьи была непростой. В уединении она не нашла мужа и не оставит после себя детей. В 1990 году Лыкова приняла постриг и на время переехала в женский старообрядческий монастырь.

Спустя несколько месяцев Агафья Карповна вернулась на заимку, объяснив это идейными расхождениями с монахинями.

Жить с людьми отшельнице оказалось непросто, и она предпочла привычный уклад своего существования коммуникации с цивилизацией.

С возрастом Агафье становится все тяжелее самостоятельно вести хозяйство, и женщина радушно встречает гостей, желающих помочь, часто просит поддержки у чиновников, с которыми поддерживает связь. Но бросить родные места Лыковой не хватает духа.

Агафья Лыкова сейчас

Агафья Карповна вызывает интерес и участие медиков, поэтому по первой же просьбе отшельницы ей помогают поправить здоровье. Так, Лыкову возили к источнику Горячий Ключ.

Она 2 раза посещала городской госпиталь и даже ездила в гости к родственникам на поезде. Несмотря на это, оставлять прежнюю жизнь Агафья не желает.

Достижения цивилизации меркнут в сравнении с богослужениями и радостями молитвы, которой она начинает и заканчивает день.

Агафья Лыкова и Аман Тулеев

Историю семьи Лыковых не понаслышке знал экс-губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, побывавший на заимке Агафьи Карповны в 1997 году.

С тех пор чиновник поддерживает с отшельницей связь посредством переписки. По его указу женщине оказывали любую помощь и поддержку. После трагической кончины родственников Лыковой медики запретили посещать заимку без специального разрешения.

Чтобы стать гостем отшельницы, необходимо получить специальный пропуск.

В числе помощников Агафьи члены семей старообрядцев. По их словам, женщина не отличается покладистым нравом, поэтому ужиться с ней непросто. Тем не менее, высокий уровень духовности Лыковой ни у кого не провоцируют сомнений. Отсутствие жажды потребительства и самодостаточность существования женщины вызывают уважение.

Агафья Лыкова проходит медицинский осмотр

По свидетельству посетителей, бывших на заимке в 2018 году, женщина находится в добром уме и здравой памяти. Она подкармливает зверей, выходящих из леса в голодные периоды, живет по обычаям предков и усиленно молится в соответствии с традициями, которых придерживаются староверы.

Для подержания связи с миром Агафье Карповне предоставили спутниковый телефон. С него 10 декабря 2018 года сотрудникам МЧС поступил звонок: отшельница просила о гуманитарной помощи. На следующий же день на заимку приехал губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев.

Агафья Лыкова

Вместе с главой Таштагольского района, Владимиром Макутой, он доставил женщине продукты, сено и корм для домашней скотины, а также подарил щенка. Прибывший вместе с чиновниками врач осмотрел отшельницу, отметив, что поводов для оказания медицинской помощи пока нет.

Журналист Василий Песков посвятил семейству Лыковых книгу под названием «Таежный тупик». В Интернете опубликован одноименный документальный фильм, повествующий о жизни семьи старообрядцев. В документальной ленте «Вверх по Абакану» рассказывается о посещении Агафьи Карповны кардиологом – доктором Мясниковым.

Валерий Приемыхов

Актер, сценарист, кинорежиссёр, писатель

Источник: https://24smi.org/celebrity/78903-agafia-lykova.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.