Две половинки мозга. Наше тело правое и левое. Суть системы Кирюшина

Содержание

Лишние руки, мужья-двойники, выход души из тела и другие иллюзии восприятия

Две половинки мозга. Наше тело правое и левое. Суть системы Кирюшина

Нам кажется, что мозг позволяет людям быть умными и рациональными существами. На самом деле в силу несовершенства его конструкции мы очень даже подвержены иллюзиям восприятия.

С помощью простых опытов можно «вырастить» себе третью руку, а чтобы ощутить выход души из тела или вовсе почувствовать себя давно и прочно мёртвым, достаточно повреждений некоторых участков коры больших полушарий.

В 1900-х годах к немецкому неврологу Курту Гольдштейну обратилась женщина, которая очень боялась, что её во сне задушит собственная левая рука. Как оказалось, за некоторое время до этого пациентка перенесла инсульт. Судя по всему, кровоснабжение нарушилось в правом полушарии её мозга, управляющем противоположной, левой половиной тела.

После инсульта женщина стала ощущать, будто её левой рукой управляет кто-то другой. Рука могла самопроизвольно схватить предмет, но была не в состоянии отпустить его. Иногда она вмешивалась в деятельность доминирующей правой руки.

При этом просьбы специально сделать что-то левой рукой не приводили ни к какому результату: конечность действительно почти никогда не слушалась.

С тех пор пациентов с синдромом чужой руки находили не раз и не два. Состояние стало настолько известным, что Стенли Кубрик «наградил» им главного героя одного из своих фильмов — «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу».

Рука доктора Стрейнджлава периодически неконтролируемо кидает нацистское приветствие и пытается задушить своего обладателя. Но «чужая рука» не всегда приносит вред здоровью своего носителя.

Известен случай пациентки, которая в стремлении покурить правой рукой брала сигарету, поджигала её и вставляла в рот, после чего левая рука внезапно выхватывала сигарету изо рта и бросала её на пол.

Чаще всего «чужой» становится только одна рука — левая. Это связано с особенностями строения нервной системы. Кора больших полушарий контролирует работу стороны тела, противоположной той, на которой сама находится. То есть левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое — левой.

При этом одно полушарие играет большую роль в контроле за движениями, чем другое. Чаще всего доминирует левое полушарие, управляющее правой рукой. Судя по всему, нарушения его работы проявляются сильнее, потому что правое, недоминантное полушарие, не может их компенсировать.

Нарушения работы правого полушария, наоборот, в большинстве случаев удаётся замаскировать работой доминантного, левого.

Есть несколько типов повреждений мозга, которые могут привести к синдрому чужой руки.

Сообщение может нарушиться между премоторной корой и моторной корой, моторной корой и базальными (подкорковыми) ядрами, между корой двух полушарий через мозолистое тело (крупнейшая комиссура — соединение между «половинками» мозга).

Во всех случаях страдают связи между участками, подающими команды, и участками, эти команды оценивающими и, если надо, ограничивающими. Таким образом, действия «чужой руки» демонстрируют тайные желания различных частей головного мозга.

Левая рука пациента с этого видео стала ему «чужой» после неудачной анестезии для операции коронарного шунтирования.

Мужчина подвергся хирургическому вмешательству в возрасте 69 лет, и, когда он проснулся от наркоза, несколько дней ощущения в левой руке и ноге были особенно острыми.

Затем левая рука начала мешать правой: закрывала только что открытые двери, забирала деньги, отданные за покупку кассиру в магазине, выкидывала помидоры, которые мужчина собирался съесть.

Самое интересное на видео то, что «чужая рука» в одиночку ведёт себя как нормальная и её действия гораздо более эффективны, чем движения правой. Пациенту дали задание собрать кубики по образцу. Правой рукой он делает это очень долго, больше минуты, и левая рука всё время пытается вмешаться.

Когда мужчина убирает левую руку, лучше не становится: правая в одиночку тоже не может ничего сделать. Но, как только врачи командуют пациенту убрать здоровую правую руку и действовать одной левой, он моментально справляется с заданием. Как отмечают доктора, это показывает, что левая рука воплощает идеи правого полушария, ответственного за пространственное мышление.

Так что нарушений интеллекта у мужчины нет, как может показаться изначально.

Лишняя конечность. Иллюзия «резиновой руки» и соматопарафрения

Чтобы ощутить свои руки по-новому, необязательно получать повреждение мозга. Иллюзия может быть безопасной и временной.

Например, чтобы «нарастить» себе дополнительную руку, достаточно резинового муляжа, плотного куска ткани, небольшой перегородки и второго человека с кисточками для рисования.

Для большего сходства настоящей руки с резиновой на первую можно надеть латексную перчатку. Выглядеть это будет так.

Испытуемый кладёт обе руки на стол, чтобы одна конечность была дальше от головы, чем другая. Эту конечность отгораживают перегородкой таким образом, что испытуемый её не видит. По другую сторону перегородки перед подопытным симметрично кладут резиновый муляж руки.

Затем экспериментатор одновременно проводит кисточками по муляжу и по скрытой руке (в варианте на видео обходятся без кисточек). Через несколько минут такого воздействия у двух третей испытуемых возникает ощущение, что резиновая конечность принадлежит им.

Это можно проверить так: после эксперимента человека просят закрыть глаза и указать свободной рукой, где находится вторая. Как правило, те, кто подвергся иллюзии, указывают на положение резиновой руки, а не настоящей.

Ещё один вариант проверки представлен на видео. Там экспериментатор внезапно хватается за палец муляжа руки так, что, если бы она была настоящей, это причинило бы человеку боль. Испытуемый рефлекторно отдёргивает настоящую руку, хотя ей ничто не угрожало и не угрожает.

Интересно, что иллюзии «резиновой конечности» подвержены не только люди, но и, как выяснилось недавно, мыши. Им накрывали не лапки, а хвосты, и использовали резиновую модель хвоста.

Через несколько минут, в течение которых экспериментатор синхронно гладил настоящий и искусственный хвосты, к резиновой конечности подносили предмет, который в норме доставляет хвосту неприятные ощущения.

Мыши дёргались, как будто больно делали их настоящему хвосту.

У людей за ощущение тела отвечают хорошо развитые ассоциативные области теменной коры. В них приходит информация сразу от нескольких органов чувств, главным образом от глаз (зрение) и внутренних рецепторов мышц (проприоцепция).

Тем интереснее, что мыши тоже подвержены иллюзии «резиновой конечности». Ведь у них площадь ассоциативной теменной коры очень мала.

Зато, поскольку на грызунах можно изучать электрическую активность отдельных нервных клеток, эксперименты с резиновыми конечностями на мышах позволят понять, какие именно процессы в мозге отвечают за возникновение этой иллюзии.

Бывает и так, что человек ощущает какую-нибудь из своих реальных конечностей лишней и просит врачей, чтобы они избавили его от ненужного и даже вредного придатка. Это называется соматопарафрения.

Никаких физических неприятных ощущений в конечности нет, но она почему-то очень сильно мешает.

Соматопарафрения возникает из-за повреждения ассоциативных областей теменной коры в двух или даже всего в одном полушарии мозга. 

Выходи по одному. Как очутиться вне тела и вернуться обратно

Ассоциативные области теменной коры, которые уже были упомянуты выше, отвечают за формирование так называемой схемы тела. Именно эта часть мозга «понимает», что у нас в общем случае две руки, две ноги, туловище, шея и голова и то, как они расположены друг относительно друга.

Она участвует в формировании сознания, но это не единственная часть мозга, которая его определяет. Поэтому иногда случается так, что сознание у человека сохраняется, а приток информации от органов чувств в теменную ассоциативную кору прекращается или не обрабатывается должным образом.

Так может случиться, если этот участок мозга повреждён или получает недостаточно кислорода. Это бывает при клинической смерти, когда сердцебиение останавливается, а мозг пока ещё живёт. Поэтому часто пережившие клиническую смерть говорят о том, что видели себя на операционном столе и врачей, стоявших рядом, как бы сверху.

Схема тела у таких больных переворачивается, и они мысленно оказываются лицом к лицу сами с собой.

Тот факт, что выход из тела — это иллюзия, доказал в 2007 году шведский психолог Хенрик Эрссон. Исследование проводили так. Физически и психически здоровый испытуемый стоял на полу, одетый в очки виртуальной реальности.

На них подавали изображение с камеры, находившейся в двух метрах позади добровольца. В это время экспериментатор проводил кисточками по спине испытуемого. Собственно, это и видел участник эксперимента в очках.

Через несколько минут такого воздействия у человека появлялось ощущение, что он смотрит сам на себя, стоящего впереди.

Когда испытуемого, всё ещё в очках виртуальной реальности, отодвигали назад и просили самостоятельно вернуться на место, где он только что стоял, он ошибался и проходил дальше — туда, где, как ему казалось, находилось изображение с камер. Разумеется, эксперимент повторяли с различными людьми много раз.

Самое интересное в работе шведского учёного — это то, что он смог вызвать иллюзию у полностью здоровых людей. Таким образом Эрссон показал, что ощущения выхода из тела не признак сумасшествия.

Я труп. синдром котара

В отличие от ситуаций, описанных выше, проявления синдрома Котара считают психиатрическим заболеванием. Собственно, его и описал психиатр-невролог Жюль Котар в 1880 году.

Его пациенты, страдающие загадочным недугом, утверждали, что их органы перестали работать, что от них остались только кожа и кости, что они умерли и их надо похоронить. На резонные вопросы о том, почему же они сейчас едят, пьют, разговаривают, ничего внятного и логичного пациенты не могли ответить.

Как и больные с соматопарафренией, подверженные иллюзии Котара считают, что их лишние части тела надо уничтожить. Только в данном случае выкинуть нужно не какую-нибудь одну конечность, а всё сразу.

Вероятно, первый случай иллюзии Котара зафиксировал на столетие раньше один датский натуралист. Он наблюдал пожилую женщину, у которой случился инсульт. Вскоре после него она стала утверждать, что уже умерла, и обижалась на своих родственников за то, что они никак её не похоронят.

Натуралист пытался лечить её опием, но не слишком результативно. В какой-то момент родня отчаялась и согласилась одеть её в погребальную одежду и уложить в гроб. Когда женщина заснула, её перенесли в обычную кровать. Через некоторое время она перестала повторять, что умерла.

Однако у неё появилось новое заблуждение: она решила, что вместе с одной из своих дочерей находится в Норвегии, и всё время собиралась вернуться в Копенгаген. Позже каждые три месяца она хотела вернуться куда-нибудь — либо в Данию, либо в могилу.

Этого, конечно, ей делать в реальности не надо было.

Некоторые психиатры считают, что виной синдрому Котара неприятное состояние при инсульте. Человеку внезапно становится плохо, и последняя мысль, которая проносится у него в голове, — «кажется, я умираю». Позже мозг каким-то образом зацикливается на этой мысли, достраивает её логическое продолжение: раз я недавно умирал, значит, теперь-то я уж точно умер.

Котар и его последователи считали подобное состояние результатом крайне тяжёлой депрессии и нигилизма.

Иллюзия Котара действительно чаще всего возникает у пациентов, уже имеющих неврологические и психиатрические проблемы: например, мигрень, эпилепсию, шизофрению, депрессию.

Если смотреть с точки зрения нейронаук, иллюзия Котара — нарушение работы веретеновидной извилины коры больших полушарий, помогающей распознавать лица, а также миндалевидного тела — структуры, отвечающей за образование эмоций.

Состояние больных можно облегчить с помощью антидепрессантов и антипсихотиков (средств против шизофрении). Иногда идеи, подобные иллюзии Котара, появляются как результат побочного действия противовирусных лекарств. В таких случаях пациенты воскресают в собственных глазах после процедуры очищения крови — гемодиализа.

Самый удивительный случай синдрома Котара описали в Иране в 2005 году. Мужчина 32 лет от роду считал себя мёртвым… и одновременно бессмертным, поскольку он в собственных глазах был ещё и оборотнем. Пациент считал, что регулярно превращается в собаку.

Как выяснилось во время разговора с психиатрами, он испытывал сильное чувство вины за свои сексуальные наклонности: он был зоофилом и однажды вступил в половой акт с овцой.

Исследователи предположили, что этот тяжёлый факт его биографии сыграл одну из главных ролей в развитии обеих иллюзий.

Всё на свете из пластмассы. Синдром Капгра

Ещё одна иллюзия касается не тела её обладателя, а тел всех, кто его окружает. Тем не менее на уровне отдельных структур мозга она проявляется почти так же, как и иллюзия Котара. Речь идёт о синдроме Капгра.

Французский психиатр Жан Мари Жозеф Капгра в 1923 году описал поведение одной из своих пациенток. Случай лёг в основу описания соответствующего синдрома. Мадемуазель М.

пришла к доктору с жалобой, что её мужа, дочь и всех жителей города заменили двойниками. Настоящих людей, по словам мадемуазель М., держали в какой-то темнице.

На просьбу показать эту темницу женщина привела доктора к психиатрической лечебнице.

Иногда больные с синдромом Капгра считают, что не только их родственники и знакомые, но даже их дома — всего лишь эрзац-копии настоящих объектов.

Каждый раз, когда они видят человека снова, они распознают его не как настоящего, а как очередную копию. Таким образом, у некоторых больных за жизнь накапливаются тысячи копий мужей, сотни копий дочерей и так далее.

У женщин синдром Капгра возникает в два раза чаще, чем у мужчин.

Неврологи предполагают, что иллюзия Капгра — способ, которым мозг успокаивает сам себя и позволяет не испытывать чувство вины. Как и пациенты с синдромом Котара, больные, для которых всё в мире ненастоящее, имеют проблемы с функционированием миндалевидного тела.

Говоря конкретнее, связи этой области мозга с ассоциативной теменной корой, создающей образы себя и других, ослаблены. Поэтому человек чётко видит, кто перед ним, но не испытывает по этому поводу никаких эмоций.

Поскольку синдром Капгра проявляется уже в зрелом возрасте (как правило, после болезней и травм), пациент имеет представление о том, что родителей надо любить, мужьям и жёнам — радоваться, и так далее.

Но из-за строения своего мозга он не испытывает никаких эмоций при виде когда-то дорогих ему людей. Чтобы избежать постоянного когнитивного диссонанса и чувства вины, мозг «решает», что он каждый раз видит не самих близких, а всего лишь их двойников.

Подтверждение этому — «излечение» от синдрома Капгра по телефону. Больные долго и охотно разговаривают с родственниками вслух, не видя их, и у них никогда не возникает ощущения, что они слышат голос двойника.

Источник: https://life.ru/926193

Полушария головного мозга

Две половинки мозга. Наше тело правое и левое. Суть системы Кирюшина

Головной мозг – главный орган ЦНС, который состоит из огромного количества нервных клеток и их отростков, взаимосвязанных между собой. Этим органом практически полностью занята полость мозгового отдела черепа. Он обеспечивает защиту мозга от внешних повреждений. По мере развития и взросления человека мозг постепенно принимает форму черепной коробки.

За счет деятельности головного мозга человек видит, слышит, ходит, работает, испытывает эмоции, способен общаться с другими людьми, анализировать, мыслить.

Структура

У взрослых мужчин и женщин общая масса органа составляет около 1,3-1,5 кг. Мужской и женский мозг по весу различаются мало (у женщин он немного легче), в то время как у новорожденных вес органа составляет не более 350-400 г, а у 12-летнего ребенка – ~800-1000 г.

Расположен мозг в черепной коробке и закрыт тремя оболочками. Он имеет специфическое строение. Наиболее существенными частями органа являются: продолговатый и задний (который включает мост и мозжечок, расположенный сзади моста) передний, промежуточный, средний мозг.

Правое и левое полушарие мозга ответственны за регулирование высшей нервной деятельности, т.к. в них расположены отделы, которые отвечают за письмо, речь, слух, зрение. Благодаря мозжечку обеспечивается равновесие, а ствол содержит в себе развитые центры, управляющие дыхательной и сердечно-сосудистой системами.

У мужчин головной мозг полностью перестает увеличиваться в размерах примерно к 25-ти годам, в то время как у женщин этот процесс завершается уже к 15-ти годам.

Между двумя половинами органа идет продольная щель, основу которой составляет мозолистое тело, соединяющее полушария, обеспечивающее координацию их работы между собой. Еще со школьных времен из анатомии мы знаем, что половины отвечают за работу противоположных сторон тела. Например, правая половина отвечает за функционирование левой стороны туловища.

Функции левого полушария

Полушария мозга взаимосвязаны с остальными частями центральной нервной системы, поэтому функционируют совместно с подкорковыми структурами.

Если одна из гемисфер будет повреждена, то частично ее функции может взять другая. Это свидетельствует о сопряженном обеспечении работы движений, высшей нервной деятельности, чувствительности, органов чувств.

В коре имеется сразу несколько зон, которые отвечают за выполнение конкретных функций. Эти зоны работают только сообща.

К примеру, если человек хочет о чем-то сказать, то он думает, анализирует, просчитывает, а потом только говорит. В процессе общения люди выражают эмоции: печалятся, радуются, тревожатся, смеются и т. д.

, жестикулируют, задействовав для этого лицевые мышцы и руки. Подобная работа обеспечивается общим функционированием:

  • нескольких зон коры;
  • подкорковыми ядрами;
  • спинальными и черепными нервами.

На данный момент головной мозг человека изучен мировой наукой менее чем на 50%, но процесс беспрерывно продолжается.

Лобная доля левого полушария

Если говорить о том, за что отвечает левое полушарие, то сначала следует рассказать о лобной доли, за счет которой обеспечивается способность говорить и мышление человека. Это одна из важнейших частей головного мозга. Благодаря ей появляются и проявляются эмоции, контролируются поведение и мыслительные процессы.

Речедвигательная зона

Позволяет обеспечить нормальное функционирование лицевых мышц, что необходимо для произнесения сложных фраз и слов. Выражаясь по-другому, благодаря речедвигательной зоне у человека в целом формируется речь. Если тот правша, то в левой гемисфере речедвигательная зона занимает куда больше места, чем в правой, а если левша – всё ровно наоборот.

Если зона будет разрушена или сильно повреждена, то автоматически утрачивается способность говорить. При этом человек сможет петь и кричать без слов. Также при повреждении теряется способность чтения про себя, формулирования своих мыслей. На функции понимания речи других людей такие повреждения никак не сказываются.

Есть распространённый миф о том, что человек использует только 5-10% возможностей своего мозга. Это не так, потому что клетки, которые не задействуются, попросту отмирают.

Моторная зона

Левое и правое полушарие содержат моторную зону коры, необходимую для обеспечения активности поперечнополосатой мускулатуры. В левой гемисфере контролируется активность правой стороны туловища, координация точности движений, ориентация на местности. В эту зону внутренние органы отправляют свои импульсы.

Если моторная зона коры будет повреждена, то наблюдаются следующие проблемы:

  • нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов;
  • парез конечностей;
  • атаксия.

Теменная доля

Здесь располагается зона чувствительности мышц, суставов, кожных покровов. В левое полушарие поступают импульсы от рецепторов правой стороны тела.

Если эта зона будет повреждена, то, в большинстве случаев, у человека наблюдаются нарушения чувствительности на некоторых участках тела, он утратит способность определять вещи на ощупь. Также происходит утрата осязания, восприимчивости температуры окружающей среды, не чувствуются болевые ощущения в правой части тела.

Височная доля

Её основные функции – вестибулярная чувствительность и слух. Если зона повредится, то правое ухо слышать перестанет, утратиться способность левого уха нормально слышать. Человек будет двигаться менее точно, при ходьбе начнет шататься. Неподалеку от височной доли располагается слуховой центр речи, за счет которого мы можем понять обращенную речь и слышать собственную.

Затылочная доля

На основании головного мозга происходит перекрещивание зрительных и слуховых волокон. Поэтому в зрительную зону левой гемисферы поступают импульсы от сетчатки правого и левого глаза. При этом если область будет повреждена, то полной слепоты у человека не возникнет – нарушения наблюдаются только в левом глазу.

Затылочная часть головы также необходима для обеспечения нормальной работы зрительного речевого центра – с его помощью мы распознаем написанные слова и буквы, читаем.

Специализации полушарий

Левое и правое полушарие мозга отвечают за определенные функции.

специализация левой гемисферы – логическое мышление, поэтому раньше было активно распространено мнение, что именно левая сторона является доминирующей. Но доминирование левой гемисферы наблюдается только при осуществлении определенных функций:

  • Языковые способности, обеспечение контроля речи, возможности читать и писать, память (запоминание фактов, имен, дат и т.п., их написание), изучение иностранных языков.
  • Понимание слов (левое полушарие может понимать смысл сказанного только буквально).
  • Аналитическое мышление (распознание чисел и математических символов, логика, анализ фактов).
  • Последовательная обработка информации (левая гемисфера выполняет обработку получаемой информации поэтапно). Левой стороной рассматриваются все имеющиеся детали – она не видит картину в целом, в отличие от правой стороны, поэтому не способна собрать воедино полученную информацию.
  • Математические способности (левая сторона распознает символы, числа, для решения математических задач используется логический и аналитический подход, которые также обеспечиваются этой гемисферой).
  • Контроль правой стороны туловища (если приподнять правую ногу, то это будет указывать на то, что соответствующая команда поступила с левого полушария).

Полушария человеческого головного мозга находятся во взаимодействии друг с другом, поэтому при мыслительной деятельности центральная нервная система задействует их вместе. Происходит синхронизация функционирования двух полушарий. Активирует их и соединяет полученные результаты центральная нервная система. Но всё равно принято четко разделять их психические функции.

Распространено мнение, что чем больше мозг, тем человек умнее и гениальнее, но это заблуждение. У Альберта Эйнштейна был сравнительно небольшой мозг, который весил около 1,2 кг. Размеры органа никак не влияют на качество мыслительной деятельности.

Существует точное разделение определенных функций. Правое полушарие отвечает в большей степени за интуицию, поэтому доминировать оно не может. К его основным функциям также можно отнести:

  • Обработка невербальной информации (символы, образы).
  • Пространственная ориентация. Гемисфера позволяет человеку ориентироваться в пространстве, правильно воспринимать своё месторасположение. За счет работы этой стороны мозга человек способен грамотно находить путь в нужное место, принимая во внимание различные факторы, создавать мозаичные изображения-головоломки.
  • Метафоры. Благодаря работе полушария люди могут правильно воспринимать метафоры, отгадывать загадки, распознавать результаты деятельности воображения другого человека. Если левое полушарие позволяет нам буквально понять и проанализировать смысл того, что было написано, то правая гемисфера применяет творческий подход. Например, если мы услышим такую метафору: «Простой, как валенок», то за счет работы полушария мы поймем то, что до нас хотели донести.
  • Мистика. Религия, мистические явления, суеверия и многое другое из этих областей – за всё это отвечает правое полушарие нашего мозга.
  • Музыкальность. Творчество относят также к сфере деятельности правого полушария. Таланты в сфере музыки, способность восприятия музыкальных произведений и многое другое, связанное с музыкой и другим творчеством, обеспечивается работой этой стороны мозга. Интересно отметить, что за получение музыкального образования будет отвечать не правая, а левая гемисфера.
  • Воображение. Благодаря правой стороне мозга мы можем мечтать, воображать, фантазировать. Полушарие полностью контролирует эти процессы, позволяет нам придумывать всевозможные истории, развивает мысли, связанные с придумыванием новых решений и путей, давать прогнозы, соединять воспоминания в единое целое и т.п. К примеру, именно правая сторона задает вопросы, наподобие «А что, если?» и многие другие, связанные с творческим мыслительным процессом.
  • Эмоции. Если говорить о том, за что отвечает наше правое полушарие, то к списку также можно отнести эмоции, которые, по сути, продуктом деятельности данной гемисферы не являются. Одновременно с этим, они связаны с правой стороной намного больше, чем с левой, что уже давно смогли доказать ученые.
  • Художественные способности. Рисовать, создавать скульптуры, заниматься дизайном и другим творчеством, связанным с изобразительным искусством, позволяет нам именно правая гемисфера. Она развивает умственные способности людей в этом направлении.
  • Половая жизнь. За сам факт совершения полового контакта несет ответственность именно правая сторона мозга. С другой стороны, если человек особое внимание уделяет технической стороне этого действа, то у него начинает сильно реагировать на процесс уже левая сторона. Если всё происходит на чувствах и эмоциях, то отвечает правая гемисфера, поэтому оба полушария одинаково важны в этой области.
  • Параллельная обработка информации. За счет работы правого полушария человек способен рассмотреть вопрос в целом, не применяя для этого аналитических способностей левой стороны мозга. Мы можем узнавать лица других людей, собирая характерные черты в единое целое.
  • Контроль движений левой стороны туловища. К примеру, если человек двигает левой ногой, то это указывает, что правая гемисфера дала соответствующую команду.

Определить, какое из полушарий мозга доминирует, можно с помощью специальных тестов.

Полушария головного мозга Ссылка на основную публикацию

Источник: https://vsepromozg.ru/stroenie/polushariya-golovnogo-mozga

Функции правого и левого полушария мозга человека

Две половинки мозга. Наше тело правое и левое. Суть системы Кирюшина

Мозг человека является сложной неделимой системой центральной нервной системы, без которой функционирование последней невозможно.

Немалое количество исследований и наблюдений позволило выяснить, за что отвечают правое и левое полушарие мозга, где локализуются и как работают нейроны.

Более подробно сейчас мы попробуем разобраться с тем, за что отвечают полушария мозга и как улучшить их работу.

Разница в работе правого и левого полушарий

Согласно физиологическим особенностям строения человека, организм имеет два полушария мозга. Выделяют левую и правую часть органа. Полушария головного мозга соединяются друг с другом при помощи мозолистого тела, передней и задней спаек и спайки свода. О том, как они работают сейчас мы и поговорим.

Левое полушарие отвечаетПравое полушарие отвечает
За получение вербальной информации. Благодаря его функционированию человек способен говорить удерживать в памяти необходимую информацию (важные даты, правила написания слов).За прием невербальной информации, восприятие символов и образов.
За мышление аналитического характера, логику, анализ фактов и распознавание чисел.За воображение. Благодаря его функционированию человек способен мечтать, придумывать истории. От степени его развития зависят способности к музыке и искусству.
За обработку и анализ поступающей информации последовательно.За способность обрабатывать много информации сразу.

Кроме этого правая часть мозга отвечает за функционирование левой половины тела, а левая часть наоборот. У людей с хорошо развитым левым полушарием наблюдается высокий уровень способностей к языкам.

Особенности функционирования больших полушарий головного мозга очень заметны в поведении личностей, которым было удалено одно из них. Люди без правого полушария не способны ориентироваться в пространстве, они воспринимают все слова буквально, не способны проявлять свои эмоции.

За что отвечает левое полушарие

Данные проведенных наблюдений свидетельствуют о том, что левое полушарие отвечает за прием вербальной информации, а именно за обучение, изучение иностранных языков, письмо и чтение. Нейроны, которые находятся в этой части мозга, позволяют осознавать написанное, выражать мнение и разговаривать.

Левое полушарие мозга отвечает за такие функции как логическое мышление, анализ информации, умение делать выводы и установление причинно-следственных связей. У ребенка оно начинает функционировать после годовалого возраста, в период формирования речи и слуха.

Мужчины воспринимают информацию именно с помощью левого полушария, у женщин же связи между двумя полушариями развиты лучше, поэтому они воспринимают язык двумя частями мозга и способны решать несколько задач.

За что отвечает правое полушарие

Правое полушарие несет ответственность за обработку сигналов, а также определение предметов и слияние их с сущностью.

От развития этой стороны мозга человека также зависят способности к искусству и творческой деятельности, например, рисованию, лепке.

Благодаря ей мы можем воспринимать музыку, произведения искусства, танцевальные номера, а также получать удовольствие или неудовольствие от них. Люди, у которых правая часть развита хорошо, могут еще и самостоятельно создавать свои шедевры.

Функции правого полушария:

  1. Отвечает за пространственную ориентацию. За счет его работы человек способен определять расположение объектов относительно себя и расстояние к ним. В результате человек запоминает дорогу, минимизируется риск заблудиться даже в незнакомых местах.

  2. Позволяет воспринимать аллегорию и реагировать на нее. Человек способен воспринимать пословицы, поговорки, анализировать их, делать выводы и реагировать на них. Сюда относят также чувство юмора и способность посмеяться над анекдотом или шуткой, а не воспринимать все буквально.

  3. Отвечает за воображение. Мы можем сочинять истории, мысленные образы, а также мечтать и фантазировать. Примером тут могут служить сновидения.
  4. Позволяет эмоционально реагировать на события, происходящие вокруг, слова и обращения других людей.

    Мы можем догадываться о том, что нас обманывают, о негативных поступках других людей и защищать себя от возможной опасности.

  5. Помогает узнавать людей по черте лица и различать чужих людей, от знакомых.

Оно также обладает способностью обрабатывать одновременно большое количество информации и воспринимать ее как одно целое. В результате человеку удается с легкостью решать поставленные перед ним задачи.

Синхронизация работы полушарий

Среди людей существует распространенное мнение о том, что необходимо заниматься упражнениями, направленными на развитие памяти, улучшение интеллектуальных способностей, внимания и совершенствования всего тела в целом.

Однако в данной ситуации, прежде всего, необходимо обращать внимание на деятельность самого головного мозга, ведь именно от его функционирования зависит развитие всех перечисленных факторов.

Нужно понимать, что тело и умение не будут совершенствоваться, если на это не настроен главный орган человеческого организма.

В одной категории людей лучше развито правое полушарие мозга, в другой — левое. Однако существуют и такие личности, которым повезло и у них одинаково хорошо работают обе половины головного мозга. Тем, кто не относится к этой группе счастливчиков, рекомендуется заниматься упражнениями, которые помогут улучшить их синхронизацию.

Благодаря многолетнему труду психофизиологов, который заключался в изучении строения и функций полушарий головного мозга, удалось разработать комплекс упражнений направленных на их гармоничную работу.

Легче всего сделать это музыкантам, ведь они с ранних лет учатся гармонично воспринимать окружающие события. Объясняется это и тем, что у них хорошо развиты руки, они гармонично взаимодействуют, ведь именно эта часть тела является основным инструментом, направленным на развитие мозга.

Представим вашему вниманию упражнения на синхронизацию полушарий, некоторые из них могут быть знакомы еще с детских лет.

Зеркальное рисование

Необходимо разместить на столе лист бумаги и вооружиться двумя простыми карандашами. Нужно одновременно, синхронно рисовать  изображения, буквы или цифры. В конечном итоге должно появиться ощущение расслабления глаз и рук.

Колечко

Быстрыми последовательными движениями необходимо соединять в кольцо большой палец со всеми другими. Выполнять сначала на каждой руке поочередно, затем одновременно.

Эффективным также является упражнение знакомое всем еще со школьных лет, с уроков физического воспитания. Необходимо попеременно доставать рукой ногу. Выполнение этой задачи позволяет избавиться напряжения эмоционального характера, улучшает внимание и мышление. Кроме этого упражнение является достаточно полезным даже для фигуры.

Что даст развитие каждого из полушарий

Развитие левого полушария увеличивает вероятность того, что человек, а возможно и его профессия будет тесно связана с языком (он может быть языковедом или переводчиком), точными науками или работой, которая требует хорошо развитого аналитического мышления. Данные проведенных наблюдений и исследований свидетельствуют о том, что можно простимулировать левое полушарие (его развитие), особенно в детском возрасте. Все что необходимо это развивать мелкую моторику рук.

Положительно на развитие левого полушария у человека влияет составление конструктора, вязание, вышивание, плетение. Наилучший эффект от выполнения перечисленных упражнений будет наблюдаться в детском возрасте. Однако и взрослые могут достичь успеха, если будут регулярно и настойчиво заниматься хотя бы по три часа в сутки.

Работа левого полушария направлена  на обработку полученного опыта и принятие определенных решений (на его основе). Однако познать что-то новое, основываясь только на полученном опыте невозможно.

Именно здесь на помощь приходит правое полушарие. Ведь оно создает то, чего не было и позволяет воспринимать информацию в целом. В результате удается принять какое-то единственно правильное решение.

Развитие правого полушария делает человека более коммуникабельным, ему становится легче общаться с другими людьми, понимать их намерения, желания и мотивы. Будет наблюдаться улучшение отношений в семье и коллективе. Оно позволяет быстро находить выход из проблемных ситуаций на работе и в личной жизни.

Простые упражнения на развитие мозговой деятельности

Гимнастика мозга может проводиться и упражнениями физического характера, они будут приносить пользу всему организму.

Выполнение упражнений позволяет лучше учиться, повысить интеллектуальный уровень и способности.

Кроме этого правое полушарие мозга начинает сотрудничать с левым, в результате становится лучше память, внимание, техника чтения и каллиграфия. Эффективным считается выполнение таких упражнений как:

  1. Кнопки мозга. Необходимо занять положение стоя, и проводить массирование углубления, которое локализуется под ключицей с правой или левой стороны. В это время другая рука должна располагаться на поверхности живота, около пупка. Движения должны быть круговыми, выполнить их нужно по десять раз. Положение верхних конечностей необходимо менять.
  2. Колено-локоть. Данное упражнение стимулирует активизацию работы обоих половин мозга. Необходимо занять стоячее положение, ноги на ширине плеч. Поочередно нужно поднимать и сгибать ноги в колене, касаясь коленом локтя противоположной руки. Повторить по десять раз для каждой стороны.
  3. Кулак — ребро — ладонь. Выполнение упражнений стимулирует умственную деятельность, улучшает память, повышает уровень концентрации внимания. Исходное положение, сидя, руки при этом должны находиться на поверхности стола. Поочередно необходимо менять положение руки. Сначала нужно сжимать ладонь в кулак, после этого размещать ее ребром по отношению к поверхности стола. Третье положение это положить руку распрямленной ладонью на плоскость стола. Количество повторов составляет 8-10 для каждой руки.
  4. Слон. Рекомендовано занять положение, стоя со слегка согнутыми в коленях ногами. Голову нужно наклонить на плечо и вытянуть руку этой стороны вперед, ею необходимо нарисовать в воздухе восьмерку. Повторить упражнение пять раз. Аналогичные движения повторить с другой рукой.

Подводя итог, хочется акцентировать внимание на том, что мозг человека является очень важным органом, обеспечивающим нормальное функционирование всего организма.

Для того чтобы человек был развит всесторонне необходима синхронность работы больших полушарий головного мозга. Они должны дополнять друг друга. Нужно помнить, что улучшить работу мозга и простимулировать его работу никогда не поздно, заняться этим можно даже в 60 лет.

Выбор того что делать и каким образом развивать свой головной мозг и свои способности остается только за вами.

: доминирование одного полушария над другим

Источник: https://vitamozg.ru/interesno/otvechayut-polushariya-mozga

Если нарушить связи левого и правого полушарий мозга, человек не будет понимать того, что он видит или слышит

Две половинки мозга. Наше тело правое и левое. Суть системы Кирюшина

Что дает синхронизация мозга?

• образование новых нейронных связей,
• повышенную концентрацию и внимание,
• нахождение в сознании «Здесь и Сейчас»,
• остановку внутреннего диалога (схоже с медитацией),
• повышение интеллектуального уровня,
• успехи в учебе, самообразовании,
• продвижение по карьерной лестнице, реализация себя,
• поддержание молодости и ясности ума многие годы,
• профилактика многих заболеваний головного мозга.

Ментальные Законы: попытавшись нарушить законы природы, вы будете пойманы каждый раз без исключения.

Скачать свободно журнал о Ментальных Законах с Яндекс-диска

.exe https://yadi.sk/d/h8sPnbNDi-fN…

.html. .zip https://yadi.sk/d/lttDkagp2Nki…

.pdf https://yadi.sk/i/UnqVQ9WF3T6v…

Синхронизация полушарий головного мозга при помощи упражнений

Головной мозг человека принято сравнивать с компьютером. Он выполняет множество функций и обладает большими возможностями. Но люди используют его ресурсы лишь частично.

За что отвечает левое и правое полушарие мозга

Вы прекрасно знаете, что наш мозг состоит из двух полушарий — правого и левого — каждый из которых имеет свои функциональные особенности:

> Левая сторона отвечает за логическое мышление, анализ, рациональность, речь и языковые способности.
> Сферы специализации правой стороны головного мозга — творчество, генерирование идей, воображение, нестандартные решения, интуиция, эмоции.

Как правило, у одних людей лучше развито левое полушарие, у других — правое.

Выигрывают же те, у кого их работа синхронизирована.

Ведь часто встречаются люди с хорошим аналитическим умом, но без единой собственной идеи. А есть креативные личности, переполненные интересными и творческими идеями, ни одна из которых не реализовалась в жизнь. Поэтому так важно развивать гармоничную работу головного мозга, а не зацикливаться на одной из его половинок.

В 1981 году американский нейропсихолог, профессор психобиологии Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за исследования в области межполушарной специализации мозга. Благодаря его работам ученые пришли к выводам, что когда человек в своем обучении задействует технологии по гармонизации его левой и правой части, то увеличивается продуктивность и результативность самообразования.

Что еще дает синхронизация мозга?

• образование новых нейронных связей,
• повышенную концентрацию и внимание,
• нахождение в сознании «Здесь и Сейчас»,
• остановку внутреннего диалога (схоже с медитацией),
• повышение интеллектуального уровня,
• успехи в учебе, самообразовании,
• продвижение по карьерной лестнице, реализация себя,
• поддержание молодости и ясности ума многие годы,
• профилактика многих заболеваний головного мозга.

Также замечено, что люди с развитой мозговой деятельностью редко болеют и быстро восстанавливаются. А упражнения по синхронизации полушарий положительно сказываются на двигательных способностях человека.

Заманчиво? Тогда начинаем переходить к способам тренировки и изменения работы мозга.

Как развить полушария мозга. Синхронизация полушарий

Очень важным органом, отвечающим за мышление человека, является шишковидная железа — эпифиз. Она расположена между полушариями, несет ответственность за работу всей эндокринной системы и выработку мелатонина (гормона молодости).

Во многих эзотерических учениях ее активизации придается очень большое значение.

Так в даосизме (китайском традиционном учении) существуют такие понимания как «центр мозга», его «взращивание», «оперирование» им, что сводиться к элементарным понятиям концентрации.

Сколько бы не шла речь о сосредоточенности и фокусировке, если сознание не синхронизировано, человек не будет владеть ими в полной мере. Он может лишь обладать наблюдением, связанным с работой того или иного отдела мозга.

Чтобы привести к гармонии работу обеих его частей, следует выполнять определенные упражнения, разработанные психофизиологами. Главным инструментом здесь играют руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Упражнения для синхронизирования полушарий мозга

Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому не торопитесь. Когда начнет получаться — ускоряйте темп. Делать их надо ежедневно. Количество повторений каждого упражнения минимум 30 раз.

«Кулак-ладонь». Поставьте руки перед собой: левая сжата в кулак, ладонь правой смотрит вниз и расположена на уровне противоположного запястья. Теперь одновременно меняем их положение. Сверху всегда должен быть кулак, снизу-ладошка.

«Ухо-нос». Пальцами правой руки возьмитесь за кончик носа, а левой — за правое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и теперь возьмитесь левой рукой за нос, правой — за ухо.

«Капитан». Одну руку ставим «козырьком» около лба, следите чтобы большой палец был спрятан, а не торчал в сторону. Пальцы на другой сложите в знак «класс». Как и в предыдущих упражнениях надо одновременно менять положение рук.

Для усложнения можно добавить хлопок перед сменой рук.

«Победитель». Пальцы на правой руке показывают знак «мир», на левой — «ок». Ваша задача заключается синхронно менять положение пальцев.

«Колечко». Соедините кончик большого пальца правой руки с кончиком указательного левой. То же самое с большим пальцем левой руки с указательным правой. Таким образом образуется «кольцо».

Большие пальцы — ведущие. Нижние пальцы отсоедините друг от друга, сделайте переворот вверх и снова их соедините. Повторите несколько раз.

Когда упражнение начинает получаться, усложняем его: большой палец правой руки уже касается не указательного, а среднего левой руки; большой палец левой руки — среднего пальца правой руки… и т.д. Доходим до мизинцев и обратно.

Полная версия видеоупражнений

https://www..com/watch?…

Развитие полушарий мозга: упражнения для мозга

Как тренировать мозг и память? Как развить внимание? Как учить языки быстро и легко? Как овладевать новыми навыками быстро? На эти вопросы ответит в серии обучающих роликов руководитель Центра развития «Орфей» Татьяна Гринчук.

Упражнение «Колечко» в исполнении А.Палиенко:

https://www..com/watch?…

3 минуты урок на всю жизнь! Гармонизация правого и левого полушария мозга

«Восьмерки». Руки прямые, вытянуты параллельно полу. Одновременно рисуйте ими встречные горизонтальные восьмерки (знак бесконечность). Повторите 15-20 раз.

Теперь однонаправленные восьмерки (в одном направлении) — 15-20 раз. Сначала в левую сторону, потом в правую.

После это правая рука продолжает рисовать восьмерку горизонтально — «х», а левая вертикально — «8». Повторить 15-20 раз и поменять: левая — «х», правая -«8».

https://www..com/watch?…

Образовательная кинестетика. Гимнастика мозга. Ленивые восьмерки

«Работаем локтями». Это упражнение, пожалуй, самое простое. Возьмите чистый лист бумаги формата А4. Нарисуйте на нем крест «+». Повесьте листок и встаньте перед ним. Смотрите на нарисованные перекрещенные линии и выполняйте следующие упражнения:

— Спина прямая, левым локтем коснитесь правого колена, потом правым локтем левого колена. Количество повторений 15 раз.

— Спина прямая, левым локтем коснитесь левого колена, потом правым локтем правого колена. Количество повторений 15 раз.

— Повторите 15 перекрестных движений, а затем 15 параллельных и снова 15 перекрестных.

После выполнения упражнений вы заметите, как ваш ум прояснился, мозг «разгрузился».

Перечисленный комплекс упражнений очень важно выполнять каждый день, чтобы достичь положительных результатов.

Главный их смысл — бросить вызов себе и победить! Синхронизация полушарий головного мозга поможет вам изменить свое мышление и жизнь. И это не пустые слова.

При регулярном выполнении комплекса вы начнете замечать изменения: появляются новые идеи, решения задач приходят быстро, они креативны и логичны.

источник

Науке давно известно, что человеческий мозг разделен на два полушария, функции которых разительно отличаются друг от друга. Левое полушарие используется для речи и чтения, решения задач, рассуждений, запоминания подробностей и других действий. Оно представляет собой источник логического рационального мышления, это наш интеллектуальный аналитический отдел.

Правое полушарие представляет собой центр возникновения идей, ориентации в пространстве, интуиции, музыкальности, эмоциональности и многого другого. Оно отвечает за восприятие формы и пространства, чувство прекрасного и за все прочее, что левое полушарие не в силах постичь и систематизировать, включая любовь, дружбу, вдохновение. Это центр духовного развития…

Научные теории утверждают, что в повседневной жизни человеческое сознание постоянно мечется между правым и левым полушариями в зависимости от обстоятельств, утверждая принцип мирного сосуществования. Например, когда человек решает задачу, превуалирует левое полушарие. Если вы слушаете музыку, первенство переходит к правому полушарию…

Психофизиологические и электрофизиологические исследования, приоткрывая тайны работы мозга, доказали, что способы и скорость обработки информации в обоих полушариях также различны.

Левое полушарие работает медленнее по дискретному, последовательному принципу отражения и анализа. Оно строит черно-белый образ как логическую схему (скелет).

Правое полушарие обрабатывает сигналы целостно, мгновенно; оно строит образ фактурно, в объеме и цвете и в других признаках голографического изображения. Но схема построения образа берется правым полушарием из левого в виде смысла или понятия.

А пики работоспособности мозга приходятся на те мгновения, когда мышление обоих полушарий синхронизируется».

источник

Материалы первого выпуска флэш-медийного журнала «Наследие Владимира Кирюшина как спусковой механизм запуска ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКА» с эффектом перелистываемых страниц и возможностью просмотра видео и прослушивания аудио.

Благодаря Интонационно-слуховым упражнениям для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти мозг постепенно становится другим, способным к освоению очень сложных вещей. — В.В.Кирюшин.

Скачать свободно с Яндекс-диска

Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти..zip (742 МБ)
В архив входят следующие файлы:
1.Упражнения (с голосом) для прослушивания и подпевания
2. Фонограммы (без голоса) для самостоятельного пения
3. Картинки

ПОДСКАЗКА. В случае проблемы со скачиванием можно сохранить на свой Яндекс-диск и скачать потом оттуда.

Открытая группа ВКонтаке «Наследие Владимира Кирюшина как спусковой механизм запуска ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКА» предназначена для восстановления, структуризации и популяризации наследия педагога-новатора Кирюшина В.В. и его учеников с возможностью читать, смотреть, слушать и скачать себе.

Источник: https://cont.ws/post/1242022

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.