Двуглавый орел, судейские мантии и Романовы

Содержание

Как возник герб Российского государства (8 фото)

Двуглавый орел, судейские мантии и Романовы

Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло.

Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать.

На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной — двуглавый орел.

Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.э. Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей.

Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве — древней державе, раскинувшейся на территории Передней Азии,- во времена правления мидийского царя Киаксара (625-585 года до н.э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своей эмблемы.

После основания новой столицы — Константинополя — в 330 году двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи. На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина XII Палеолога.

История взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и интересна и является темой для отдельной работы. Однако, обратимся вкратце к этому вопросу. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом — годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство. Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются.

Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом.

Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь.

«Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической.

Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений.

На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка…”

Однако далее исторических подтверждений отношений Руси и Византии не имеется вплоть до 1469 года, когда римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю Иоанну III Васильвичу, свадьба которых состоялась в 1472 году.

Брак этот не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве.

Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока.

Новые  традиции, обновленный герб

По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора.

С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту.

Вместо прежнего простого и “домашнего” титула “великий князь Иван Васильевич” Иван III принимает пышный титул: “Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”.

В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси.

Другой титул, принятый московскими государями, “самодержец” представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными.

С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб — двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом — изображением Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением ее развития на гербе…

Становление Российского герба от Ивана III до Петра I

Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла.

Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное.

Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.

В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань.

Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия.

Этот факт нашел свое воплощение в теории монаха Филофея ”Москва — Третий Рим”, известную из послания монаха Василию III.

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней.

На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или “германской”, формы с единорогом — личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси.

На оборотной стороне печати на груди орла — щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным.

Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.

21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность.

Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства.

К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе.

Над орлом вместо осьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.

Герб Алексея Михайловича

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла “показать себя” всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами.

В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла.

Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение “О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича”.

Она явилась отправной точкой для развития российской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла.

У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах — скипетр и держава.

https://www.youtube.com/watch?v=DCL4TpEo12E

Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервые было дано официальное разъяснение российского герба: “Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя”. Как видим, описание дает новое толкование элементов гербового орла. Оно продиктовано дипломатическими соображениями и должно свидетельствовать о величии России.

Источник: https://nlo-mir.ru/civilizacia/voznik-gerb-rossijskogo-gosudarstva.html

Откуда берёт своё начало главный герб России — двуглавый орёл?

Двуглавый орел, судейские мантии и Романовы

Современный герб Российской Федерации — наследие Римской империи. Интересно, что сегодня двуглавый орёл больше всего напоминает свой прототип. За многовековую историю герб неоднократно менялся: обретал и терял головы, брал в лапы венки и факелы, украшал своё оперение знамёнами.

Облик орла видоизменялся вместе с политическими реформами. Человек, близкий к геральдике, может легко расшифровать тенденции, которые царили в общественной и политической жизни определённой эпохи.
Орёл оказался крайне «живучим».

Откуда в Россию пришёл орёл с двумя головами, и почему герб «выжил» в многовековых государственных преобразованиях? Фактрум собрал самые интересные факты о государственном гербе России.

История двуглавого орла: Москва — третий Рим

Герб Византийской империи

Двуглавого орла Россия получила в наследство от Византии. Однако истоки этого герба уходят ещё глубже в историю. В IV веке орёл с двумя головами был личным тотемом римского императора Константина Великого.

После того, как он перенёс столицу в Константинополь, птица стала официальной эмблемой. Распад Римской империи на западную и восточную начинает византийскую главу в истории двуглавого орла.

Почти тысячу лет Византия хранила римский герб, сделав его официальным символом.

В XV веке пришло время России получить в наследство двуглавого стража. Свадьба Ивана III и византийской принцессы Софьи Палеолог становится началом русской истории символа. Правда, Софья привезла не совсем того самого орла, что был в Византии. В Россию прибыла чёрная птица на золотом стяге (вместо золотой). Над головой орла были лишь цесарские венцы, а лапы не держали никаких атрибутов.

Двуглавый орел на страже Руси

Успехи Ивана III в борьбе с татаро-монгольским игом побудили его создать величественный символ России. Герб должен был напоминать соседям на Востоке и на Западе, что Русь — грозный противник. Двуглавый орёл одновременно следит за западными и восточными границами России. Благодаря Ивану III птица получила крест в одну лапу и меч — в другую.

Крест символизировал принадлежность православному христианству, а меч демонстрировал намерение защищать независимость Руси. Две головы орла венчала одна шапка Мономаха — символ самодержавия. Чуть позже грудь орла начала закрываться иконой с Георгием Победоносцем.

Покровитель воинов и землепашцев призван был оберегать государство от иноземных вторжений и внутреннего зла.

Смутное время отразилось на символе России негативно. Орёл то терял одну голову (на манер западных держав), то из золотого становился чёрным. На видоизменении герба очень сильно сказалось влияние польской интервенции. Однако все западные претензии на русский трон были отбиты, и орёл вернул себе первоначальный облик.

Герб Российской империи

Герб Петра I

Правление династии Романовых вновь преобразило герб. Теперь головы орла украшало сразу три короны, одна из них — по центру. Вместо иконы на груди появился щит с Георгием Победоносцем.

Кстати, небесный воин был развёрнут лицом на Запад. Угроза, ранее исходившая от татаро-монгол с Востока, после польской интервенции переместилась в Европу.

Орла «наградили» скипетром и державой как символами самодержавной власти.

В XVII веке, с приходом к власти Петра I, столица России переехала в Санкт-Петербург. Это отразилось и на облике герба.

К щиту на груди орла добавился Андреевский крест — высшая награда (и первый официальный орден), утверждённая Петром I. Над головой птицы остаётся одна-единственная корона. Орёл вновь приобрёл чёрное оперение.

В XVIII–XIX веках герб России менялся незначительно. Как правило, на крылья добавлялись эмблемы великих княжеств.

Двуглавый орёл — символ России

Герб СССР

После революции символ потерял все атрибуты. Советская власть лишила птицу короны, скипетра, державы, щита, ордена, признав их атрибутами монархии. Сам чёрный орёл ещё некоторое время был в обиходе. На смену ему пришёл знаменитый герб СССР — с серпом и молотом, земным шаром, колосьями и звёздами.

В конце 1993 года, после распада СССР, орёл вернулся в государственную символику. Причём вернулся в «византийском» стиле — в золотом цвете. Над головами орла, по примеру царской Руси, расположились три короны.

В цепких лапах зажаты скипетр и держава, как было при царях и императорах. Интересно, что герб придумал человек, далёкий от геральдики.

Эксперты отмечают, что в современном орле присутствует много неточностей: слишком узкие глаза, короткие, как у попугаев, клювы, слишком тонкие лапы и скудное оперение.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5930fb857ddde84c29e24b43/5be541e39713e500a97b49ed

История двуглавого орла

Двуглавый орел, судейские мантии и Романовы

Герб государства неразрывно связан с его историей. Целью работы является изучение причин появления двуглавого орла на гербе России, а также изучение влияния исторических лиц и событий на внешний вид герба.

1. Герб[/b]

Слово герб. происходит от немецкого слова .эрбе., что значит наследство. Герб . символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города. Гербы появились очень давно.

Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей . змеи, у лесных племен . медведя, оленя, волка.

Особую роль играли знаки Солнца, Луна, воды.

2. История двуглавого орла[/b]

Двуглавый орел имеет восточное происхождение. Вообще такой орел означал идею охраны справа и слева.Первые изображения двуглавого орла . наскальные. Они относятся к XIII веку до нашей эры. Эти изображения были обнаружены на территории Хеттского царства. Это был символ хеттских царей.

Затем в VI . VII годах до нашей эры двуглавый орел, как знак власти, появляется в Мидийском царстве .

3. Герб России: из века в век

В Риме двуглавый орел появился при Константине Великом в 326 году и в 330 году стал государственной эмблемой великой Римской империи. После распада Римской империи он стал символом Византийской империи. Двуглавый орел не был тогда гербом Византии, не изображался на печатях и монетах, но был на знаменах, одежде и разных предметах императоров.

Двуглавый орел в России впервые появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году. Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея — символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне . двуглавый орел.

Появился орел после заключения брака Иоана III с Софьей Палеолог, которая была внучкой последнего византийского императора Константина. Двуглавый орёл был их родовым гербом.

В те времена, когда Иоанн III (1462 . 1505) стал во главе Московского княжества, русские княжества враждовали между собой. Иоанн III захотел объединить все русские земли под началом Москвы в одно сильное государство. Целых пятьдесят лет собирал он российские княжества. И мирным путем, и военными действиями, и, наконец, добился своего. Стал он называть себя не Великим князем Московским, а Государем Всея Руси. При нем Русь окончательно освободилась от Золотой Орды. Государство было молодое и поэтому орел на его гербе, унаследованном от Византии, был похож на молодого орленка.

Его сын Василий III (1505-1533) продолжил отцовские традиции. Он продолжил присоединять земли. А на гербе у орла появились высунутые язычки. Орел будто сердится и хочет показать, что уже может за себя постоять.

Иван IV (1533-1584) унаследовал большое и сильное государство. Но он был жесток, властен и хотел захватить еще больше земель. За свои жестокие действия его прозвали Грозным. Он завоевал столько земель, что Россия стала самой большой страной. Были захвачены Казанское и Астраханское царство, присоединена Сибирь. Иоанн IV стал зваться царем.

Все это отразилось и на гербе. Две короны Иоанн Грозный заменил на одну большую царскую корону. Он увенчал ее крестом, показывая, что выше него только Бог, а на земле правит только он — Царь. А еще решил на грудь орла поместить знак Московских князей: герой, побеждающий дракона. Как будто всадник . это сам Иоанн Грозный, а дракон . это все его враги.

После смерти Иоанн Грозный не оставил наследника, и началось для России тяжелое время, которое называется Смутным. Это время очень ослабило нашу страну. Избрание на царство Михаила Романова (1613-1645) в 1613 году положило конец Смутам. Герб снова изменился. Орел распустил крылья, как будто проснулся после тяжелого времени.

Вместо одной короны появились три, что означало Святую Троицу. Обычно на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева направо навстречу врагам монголо-татарам. На гербе Михаила Романова направление изменилось в связи с появлением врага с другой (западной) стороны . со стороны Польши и Рима.

Россия начала XVII века была уже прочным и большим государством.

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) занимался укреплением страны внутри и повышением ее авторитета в Европе. Он положил конец конфликту с Польшей. Из Римской Империи по просьбе царе прислали герольдмейстера для правки герба. В лапах орла появились скипетр и держава, как знак абсолютной монархии. Скипетр . жезл, знак закона, а держава . символ власти и порядка.

Петр I (1682-1725) многое сделал для укрепления России. В результате победы в Северной войне (война за господство на Балтике) Россия показала Европе свою силу. Петр I занимался и реформами внутри страны: организовал школы, укреплял армию. Россия Петра I стала огромной и крепкой державой.

Петр гордо назвал нашу страну Российской Империя, а сам стал Императором. В герб Петр I внес свои изменения. Короны стали императорские, их соединила синяя лента. На груди орла появилась цепь с ордена Андрея Первозванного. Этот орден был учинен Петром за высшие заслуги.

Орел стал изображаться черным, а не золотым по примеру европейских государств.

Павел I (1796-1801) был еще и магистром Мальтийского ордена и в изображение двуглавого орла добавил мальтийский крест.

Александр I (1801-1825) отменил это. Но изменил герб по-другому. Александр I победил в войне Наполеона. В то же время, он был поклонником всего французского и завидовал славе Наполеона.

Он изменил герб так, что он стал похож на герб Наполеона.

Александр оставил одну корону, снял цепь ордена Андрея Первозванного с орла, а в лапы поместил молнию, как знак сильной армии, и лавровый венок в знак победы.

Николай I (1825-1855) не захотел, чтобы наш герб был похож на французский. Он отменил герб Александра I и вернул старый. В его царствование Россия стала такой огромной, какой не была раньше. Он гордо поместил на герб маленькие гербы самых важных Российских земель.>

За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите. Это сочетание цветов было утверждено президентом в 1993 году.

 http://www.obrazz.ru/r_25/

Российские муфтии направили президенту Дмитрию Медведеву и премьеру Владимиру Путину предложение изменить российский герб, добавив на него исламские символы. Автором инициативы выступил Центрального духовного управления мусульман России, верховный муфтий Талгат Таджуддин.

«Российский герб — это двуглавый орел. Все три короны этого орла — две на головах и одна посредине, над ними, — увенчаны крестами. Но ведь в России проживает 20 млн мусульман, это 18% населения», — мотивировал свою позицию муфтий в интервью газете «Московские новости».

По его словам, в России достаточно мечетей, но их не хватает в Москве.

«Нам еще в президентство Владимира Владимировича Путина предполагалось выделить восемь гектаров земли в Москве. Мы хотели построить на этом участке мечеть на 5 тыс. человек. Но нам не дали этого сделать из-за проволочек со стороны некоторых муфтиев и городской администрации», — сказал Таджуддин.

Жалуется на это не он один.

«В Москве всего четыре мечети, в дни религиозных праздников и пятничных намазов они бывают переполнены, верующие располагаются на тротуарах, проезжей части, затрудняют движение общественного транспорта, вызывают недовольство москвичей», — жаловался недавно (эта жалоба мусульман давно стала дежурной) ректор Московского исламского университета Марат Муртазин.

Ректор МИУ выразил надежду на то, что «новая власть Москвы обратит самое серьезное внимание на решение этой давно назревшей проблемы». «Строительство мечети, — заявил он, — это не просто сооружение культового здания, а проявление реальной заботы об удовлетворении духовных потребностей граждан столицы, которая окупится сторицей».

Желание мусульманского духовенства увеличить влияние в России, хотя бы и чисто символически, вполне объяснимо. Власти официально заявляют, что в стране есть четыре традиционные религии — православие, ислам, иудаизм и буддизм. На деле получается, что православная церковь пользуется полуофициальной поддержкой федеральных властей.

На большие церковные праздники именно православные храмы посещают президент, премьер и иные топ-чиновники. На мусульманские праздники лишь посылаются дежурные поздравления. Государство недавно под давлением РПЦ еще и де-факто решило начать реституцию имущества, отнятого у церкви большевиками.

И так далее, вплоть до щедрых пожертвований православным храмам от госкомпаний.

Разумеется, предложение дополнить герб полумесяцем является, светски выражаясь, эффектным пиар-ходом

Но вряд ли эффективным, если не считать упоминаемость в медиа самого инициатора. Рассчитывать на правку герба государства было бы наивно — слишком уж много негодования вызовет такая правка.

Как много негодования вызвали и планы мусульманской общины построить мечеть в Текстильщиках. В конце 2010 года протесты местных жителей вызвал проект строительства мечети в районе Текстильщики. На фоне этого московские власти инициируют строительство 60 православных храмов «шаговой доступности», опять-таки по просьбе РПЦ.

«По вашей просьбе мы подбираем участки для строительства новых храмов. Я думаю, в течение месяца будет подготовлена документация по 60 участкам.

Поэтому я предлагаю вместе заложить камень на месте строительства одного из храмов, чтобы обозначить начало этой большой программы», — заявил столичный мэр Сергей Собянин на мартовской встрече с патриархом Кириллом.

И здесь есть проблема более широкого плана. Несмотря на заявления президента, что для России мультикультурализм — естественное явление и говорить о его смерти не стоит (см. подробнее Без роду, без нации), на практике получается, что проблема конфессиональных привилегий существует. Более того, зачастую межнациональная рознь приобретает и межконфессиональный окрас.

Власти мало что могут противопоставить противоречиям, это наглядно показали столкновения фанатов с кавказцами на Манежной площади в декабре 2010 года (см. Очень рассерженные молодые люди)

Тогда власти продемонстрировали некоторую растерянность. Медведев велел жестко наказать погромщиков, а Путин демонстрировал публичное единение с фанатами. Власти просто непонятно, что противопоставить трениям между гражданами различного происхождения.

Ситуацию в таком виде не могут разрешить и церковные иерархи: заявления патриарха и муфтиев  после событий на Манежной площади просто не были услышаны ни фанатами, ни кавказцами (см. Вихри враждебные на Манеже).

Представляется, что и строительство мечетей, и тем более правка герба будут настолько же осмысленны в плане улучшения межнациональных отношений. Шуму в СМИ разве только будет чуть больше — все-таки «покушение на герб».

   Голосуем 0 0

00

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!

Источник: https://zaweru.ru/1350-.html

Еще раз о двуглавом орле

Двуглавый орел, судейские мантии и Романовы

10.11.2000 00:00:00

В ПОСЛЕДНЕЕ время вновь активизировались публичные и печатные прения о необходимости законодательного принятия государственных символов Российской Федерации. Это вынуждает меня поделиться с читателями «НГ» фактами и текстами, достаточно хорошо известными многим историкам, филологам и искусствоведам, но, к сожалению, не широкой публике и не власть имущим.

НЕ ИЗ НОВОГО РИМА, А ОТ ГАБСБУРГОВ

Главный аргумент сторонников принятия двуглавого орла в качестве государственного герба РФ — это исторически традиционный символ российской государственности. Но ее началом принято считать описанное в летописях под 6370 г. от Сотворения мира (862 г. н.э.

) «призвание князей», а двухголовая птица в нашей стране впервые зафиксирована на датируемой 1497 г. печати московского великого князя Ивана III.

Выходит, что из 1138 лет российской государственности больше половины (635 лет) она вполне обходилась без орнитологического феномена: первоначально на княжеских грамотах ставились изображения креста, Спаса, Богородицы или чаще всего святого, имя которого носил данный князь. С XIV в.

на печатях тверских, а затем и московских князей появляется изображение всадника с мечом в руке, позднее у московских великих князей он трансформировался в конного змееборца с копьем. Откуда же двуглавый орел на печати 1497 г. и в чем его смысл?

Мнение, высказанное основоположником нашей научной историографии Николаем Карамзиным (хотя тенденциозность и, мягко говоря, беллетристичность его «Истории Государства Российского» неоспорима), имеет наибольшее распространение.

По этому мнению, появление на печати Ивана III изображения двуглавого орла — «герба Византии» — результат его брака с Софией Палеолог, принесшей этот «герб» в качестве «приданого».

Многие также считают, что в использовании двуглавого орла («герба Византии») московскими государями выражается идея Москвы — «третьего Рима», идея преемства ими власти из Рима и «Византии».

(Последнее слово я беру в кавычки, поскольку термины «Византия», «Византийская империя» являются произвольными: политического организма с таким названием никогда в истории не существовало. Был Рим — от основания его Ромулом 21 апреля 753 г. до н.э. и до взятия Константинополя — Нового Рима — турками при Цесаре Константине Палеологе 29 мая 1453 г.)

Конечно, нынешним осененным двухголовой птицей московским властителям очень приятно чувствовать себя преемниками «византийских автократоров». Но еще в XIX в.

очень авторитетный историк Николай Лихачев указывал, что «Византия» (как и Рим) «не знала государственной печати и на печатях императоров не помещала геральдического двуглавого орла».

Соответственно, «Московское правительство не могло заимствовать непосредственно из Византии того, чего та не имела».

А в недавние годы рядом исследователей достоверно выяснено, что двуглавый орел в качестве государственного герба позаимствован Иваном III вовсе не у «Византии», а на Западе, у противника и антипода Нового Рима, «Священной Римской империи германского народа».

Там двуглавого орла сделал гербом в 1442 г. император Фридрих III Габсбург (заметим, что все орлы и львы западноевропейской геральдики символизируют не государства, а их государей), и именно его печати совершенно аналогична печать Ивана III 1497 г.

, от которой, как считается, и произошел «российский герб».

Не спорю, печать эта — материально-исторический факт. Но насколько в первые десятилетия после ее появления двуглавый орел мог восприниматься как российский государственный символ, сказать трудно: скорее в таком качестве выступало изображение всадника (о нем — ниже).

И при Иване IV Грозном, по свидетельству немца-опричника Штадена, двуглавый орел красовался на воротах и шпице опричного двора и вполне мог восприниматься как символ опричнины, а это учреждение (сколь бы похвальным оно ни казалось некоторым «православным патриотам») купно с его учредителем более корреспондирует не с «Византией», а с современным сатанизмом.

КТО ПОРАЖАЕТ КОПЬЕМ ДРАКОНА?

На брюхе двухголовой птицы обычно помещают изображение всадника, протыкающего копьем змею (конечно же, дракона, но по-гречески это слово и значит «змея»). Считается, что это — «святой великомученик Георгий-победоносец», христианин, принявший мученическую кончину от Диоклетиана Цесаря на рубеже III и IV вв.

Однако «чудо Георгия о змие» — апокриф фольклорного происхождения, хотя и древний (его появление исследователи датируют по-разному, от VIII до XI в.), и на Руси изображение Георгия в виде змееборца широкое распространение получило не ранее XIV в. А до того времени Георгия обычно писали без всяких змей и коней (замечательный образец — икона ХII в. Успенского собора Московского Кремля).

Да, действительно, московские великие князья начиная с Юрия (то есть Георгия) Долгорукого любили и почитали мученика Георгия, его культ был важной составной частью их официальной идеологии. Однако помещенный на чреве двуглавого орла всадник был официально отождествлен со св. Георгием лишь в царствование государыни императрицы Анны Иоанновны (1730-1740 гг.).

Вместе с тем в многочисленных документах XVI и XVII вв. имеется совершенно недвусмысленное толкование всадника как московского великого князя, царя. А в книге архимандрита Иннокентия Гизеля «Мир человеку с богом или покаяние святое» (Киев, 1669 г.

) помещена гравюра, на которой всадник, поражающий копьем дракона, изображен под двуглавым орлом и наделен чертами портретного сходства с царем Алексеем Михайловичем.

При этом как автор-«никонианин», так и его оппоненты-староверы равно отождествляли с царем и всадника («сам тут есть Алексей Михайлович в браде и на коне»), и орла.

ЦЕСАРЬ, ЦАРЬ, ТАТАРСКИЙ ХАН

Итак, и всадник, и двуглавый орел в российском гербе — это царь. А раз так, то сколь бы привычным ни было это слово, но при обсуждении гербовых проблем его невозможно обойти.

Известно, что для перевода греческого слова ВАСIЛЕУС Кирилл и Мефодий использовали слово ЦЕСАРЬ — этим именем как родовым еще с Гая Юлия и Августа назывались римские принцепсы, василевсы ромеев. До XIII в. ни у южных славян, ни на Руси слово царь не употреблялось, только цесарь.

Более столетия назад Измаил Срезневский заметил, что слово царь первоначально прилагалось к хану Золотой Орды. А в начале 70-х гг. нашего века Лидия Жуковская тоже указывала на семантическое размежевание цесаря и царя.

А размежевание — примерно такое: Христос — цесарь («цесарь цесарем и господь господем»), в Константинополе, сиречь Новом Риме — цесарь, а в Золотой Орде — царь.

(Быть может, царь — это просто уничижительно-редуцированное, как бы сквозь зубы, произношение изначального цесарь — как никияне вместо никониане в речи староверов).

Но только не надо думать, что слово цесарь исчезло из нашего языка, будучи вытеснено ему «эквивалентным» и «просто» редуцированным словом царь (редукция ударного слога ни в одном из известных языков не отмечалась!).

Так, в российской императорской фамилии с петровского времени употреблялись в качестве официальных титулов слова цесаревич, цесаревна.

А один из замечательнейших (в частности, своим западничеством) московских государей — Лжедимитрий I — титуловал себя как «великий цесарь, князь всея России, многих Татарских царств и государств, Московской державе подвластных, государь, царь и обладатель (здесь и далее в цитатах сохранены особенности языка оригинала, курсив мой. — А.Б.)». В этом титуле, как видно, сознательно употреблены и цесарь, и царь, что вкупе с «многими татарскими царствами» вполне показательно.

Первоначальная соотнесенность слова царь с ханом Золотой Орды отразилась в фольклоре («где царь, там и орда» — эту малоизвестную теперь пословицу приводит Карамзин) и в топонимике. Так, на месте столицы Золотой Орды г. Сарая на р. Ахтубе существовал г. Царев (ныне с. Царев Ленинского района Волгоградской области).

В связи с первоначальным именованием татарского хана царем следует рассматривать и формулу православный царь применительно к московскому государю. Она, по-видимому, впервые появилась в составленном около 1518 г.

«чине поставления Димитрия-внука»: поскольку царь — татарский хан, возникает необходимость уточнить, что московский великий князь — православный царь.

Эта формула еще долго бытовала и после «снятия» оппозиции царь — православный царь, она содержится, например, и «народном» гимне «Боже, царя храни» (музыка Алексея Львова, стихи Василия Жуковского).

Но все-таки самое замечательное свидетельство первоначального отнесения слова царь к татарскому хану — это реакция польского короля Сигизмунда I на требование Ивана IV Грозного называть его царем (1554 г.): «никоторый же государь у христьянстве тым именем не называетца, кроме бусурманских царей, а он, брат наш, есть государем христьянским».

Со своей стороны, утверждая свое право именоваться царем, Иван IV ссылается не только на легенды о Владимире Святославиче и Владимире Мономахе, который будто бы «венчан на царство русское», но, главное, на покорение им царств Казанского и Астраханского (осколков Золотой Орды), так как «на тех местех исстари цари велись» и «место Казанское и Астороханское…

извечное царское».

ЧТО ВИДЕЛ ПРОРОК ЕЗДРА?

Напомню о факте, ныне не афишируемом.

Христианская ортодоксия (то есть те самые святые отцы, преемницей и единомышленницей которых мыслит себя Русская Православная Церковь) отождествляла обновленный Христом Рим — Новый Рим, Константинополь — с апокалиптической тысячелетней державой Христа на земле, по окончании которой миром овладеет антихрист. Владычество антихриста достигнет исполнения тогда, когда собравшиеся в Иерусалиме иудеи поставят его царем и рекут ему: «Ты еси Христос, егоже мы ожидахом, и тебе ради оскорби нас род род римский». В этих словах сбудется пророчество Христа об иудеях: «Аз приидох во имя Отца моего, и не приемлете мене. Ин приидет во имя свое, того приимете». Тем самым мера беззакония будет иудеями исполнена, тогда будет второе пришествие Христа, «иже убиет антихриста духом уст своих», воскресение мертвых, последний суд и воздаяние «комуждо по делом его».

Эта эсхатологическая схема имеет в древнерусской литературе следующее предельно краткое изложение (цитирую по рукописи XVI в.): из предреченных Даниилом пророком четырех цесарств (держав) «Вавилонское разорится Перским, Перское же Македонским, Македонское же Римским, Римское же антихристом, антихристово же Господем нашим Иисусом Христом, егоже цесарьство нескончаемо во веки. Аминь».

Об антихристе имеются различные пророчества, но в связи с постепенно становящейся в России привычной государственной символикой особенно значительным представлялся то, что содержится в 3-й книге пророка Ездры.

Пророк свидетельствует: «Видех, восхождаше от моря орел, емуже бяху главы три» (11, 1). Замечательно, что «средняя глава бысть больши инех глав» (11, 4) — ведь орел-то в российском гербе двухголовый, а корон — три, на головах — маленькие, а над пустым местом между ними — большая. «И се орел летяше на перии своем, и цесарьствова на земли и на живущих на ней» (11,5).

Далее орел становится двухголовым: «средняя глава внезапу не явися… Осташася же две главе, яже и те такоже цесарьствоваша на земли и над обитающими на ней» (11, 33-34).

Власть двуглавого орла-антихриста над всей землей заканчивается тем, что из леса исходит «лев разгневан рыкающ» (11, 37) — то есть Христос в своем втором пришествии (во многих других ветхозаветных пророчествах он тоже является в образе льва) и посрамляет антихриста.

Если в контексте Ездриного пророчества рассматривать известный факт использования на Западе с ХIII в. двуглавого орла в качестве символа бога-отца, то из несложного силлогизма можно уразуметь, кого они там за бога-отца почитают.

А позднее, после никоновских и петровских реформ, такое толкование распространилось и в нашей стране и, между прочим, содержится в Четьих Минеях Димитрия Ростовского. Этому толкованию отвечали отечественные полемисты, противники новшества: «лев ту стал орел, ин бог и двоеглавый змей.

Сему орлу вы и покланяетеся (то есть на место льва-Христа поставили двуглавого орла и ему поклоняются. — А.Б.).»

А поскольку обычно двуглавый орел отождествлялся не с российским государством, а российским государем (см.

выше), то все изложенное и давало основания многим из наиболее образованных и начитанных («книжных») наших соотечественников отождествлять с антихристом Алексея Михайловича, Петра I и их преемников.

Соответственно, прилагавшиеся к этим «царским пресветлым величествам» имена «змий пecтpый двоеглавый», «помазанник сатанин» и т.п. — вовсе не ругательства, они в соответствии с традиционным ортодоксально-христианским пониманием смысла пророчеств называют вещи «своими им именами».

* * *

Двуглавому орлу в качестве государственного символа РФ особенно активно не сопротивляются. Вот и Виталий Третьяков («НГ», 26.10.2000) считает, что это «самый древний, допетровский символ, к тому же в силу заимствования из Византии как бы еще и православный».

Но, как видно, символ этот хотя и допетровский, но не очень-то и древний. И царь, которого символизирует двуглавый орел (отнюдь не государство!) — преемник не василевсов Нового Рима, а ханов Золотой Орды. И позаимствован он вовсе не из «Византии», а у Габсбургов.

А мысль, что он «как бы еще и православный», явилась «по умолчанию»: глубоко осведомленные в Св.

Писаниях архиереи и клирики синодального времени предпочитали помалкивать о пророчестве Ездры — в «старообрядчестве» обвинить могли легко, а неприятности за принадлежность к нему нередко бывали кровавыми.

Вот и спрашивается, надо ли вчерашним гражданам СССР, невольно претерпевшим уже переименование в «россиян» (до 1991 г. такое слово не употреблялось, даже Владимир Даль его не зафиксировал), сделать себя еще и «образ двоеглавый антихристов обносящими»?

Источник: http://www.ng.ru/ideas/2000-11-10/8_doubleheaded.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.