Евгения Смольянинова и Ольга Сергеева

Евгения Смольянинова: Над песней нужно много выплакать (ФОТО + ВИДЕО вечера)

Евгения Смольянинова и Ольга Сергеева

В четверг в Большом зале агентства РИА «Новости» прошел творческий вечер певицы, композитора, исполнительницы старинных русских песен и романсов Евгении Смольяниновой. Это событие стало своеобразным «путешествием» по жанрам творчества артистки.

Смольянинова открыла вечер исполнением песни «Динь-динь», которая считается ее визитной карточкой.

В манере певицы поражала естественность, как в вокале, так и в общении с ведущим, в роли которого выступил главный редактор Russia Profile, Андрей Золотов, и с публикой. Андрей Золотов сделал акцент на том, что вечер приурочен к приближающемуся Дню любви, семьи и верности.

Андрей Золотов и Евгения Смольянинова

Состав исполнителей, находившихся на сцене, как нельзя более наглядно иллюстрировал реализацию этих идей в жизни: Смольяниновой аккомпанировал струнный квартет юных Ружавинских, состоящий из трех братьев и сестры; сын Виктории Смольяниновой Святослав подыгрывал ей на гитаре.

Прежде всего разговор с певицей коснулся наиболее самобытной части ее творчества – народных песен. В качестве свой главной «учительницы» певица назвала народную исполнительницу Ольгу Сергееву из Псковской области, к которой она ездила на полтора месяца учиться. Была показана раритетная съемка 1987 года, где Смольянинова и Сергеева поют вместе.

«Она пела, а я слушала, вникала, растворялась, — рассказывала певица. — Я настоящий, честный продолжатель традиции русского пения, бытового, крестьянского, салонного. Я исполняю все то, что наши предки любили петь в 17-19 веках».

В продолжение этой темы исполнительница спела две народные песни, каждую из которых она прожила, словно маленькую жизнь. В ее исполнении не было ни ярких жестов, ни бурной эмоциональности – только правда переживания. Образы, которые проходили перед ее глазами во время исполнения, захватывали и зал, вовлекая его в процесс со-творчества, со-чувствия.

Еще один яркий аспект творчества Смольяниновой – обширная фильмография. Она участвовала в создании таких фильмов как «Жизнь Клима Самгина», «Садовник», «Игра с неизвестным» и другие.

Певица отметила, что больше ей приходилось работать за кадром, чем в кадре, больше озвучивать, чем играть самой.

Нередко происходило так, что фильм с ее пением выходил на экран, а она узнавала об этом только позже.

Как рассказал звукорежиссер Владимир Виноградов, который очень много работал со Смольяниновой: «Мы не расстаемся с «Мусульманина», той картины, где Женя пела. Все, что с тех пор было записано, сделано совместно. То, что делает Евгения Смольянинова с песней, не делает никто.

Так никто никогда не пел и вряд ли будет петь… Она еще и звукорежиссер, потому что умеет слышать себя со стороны, умеет, как говорил Меерхольд, «себя зеркалить».

Вот сейчас она работает с двумя микрофонами, в каждом из которых звучит по-разному, но обращается с ними так, что ее голос через две фразы снова становится ее настоящим голосом. Как она это делает? Великая тайна».

«Люблю микрофон, это мой инструмент», — заметила певица, складывая подаренные цветы к его подножию.

«Мое человеческое творческое счастье заключается в том, что она пришла, и мы стали работать», – сказал Виноградов. «Перед вам воплощенная в жизнь русская национальная идея», — добавил он в заключение своего выступления. В свою очередь режиссер Валерий Золотуха, выступая после Виноградова, высказал надежду, что однажды сможет снять о Смольяниновой фильм.

Среди кинематографических работ Смольяниновой было озвучивание мультфильма «Русалка». «Песню для этого мультфильма я записывала со сломанной рукой и насморком. Я должна была еще и играть на лире. Она была нужна, так как содержание мультфильма требовало странных звуков высшего мира.

Однако когда вся съемочная группа увидела меня, то все подумали, что это злая шутка и музыки в фильме не будет. Но все произошло. Когда человек делает что-то по-настоящему, он доходит до сердцевины своего дела, и вступают в силу совершенно другие законы.

И тогда сломанная рука не может ни на что повлиять», — рассказала певица.

На вопрос корреспондента «Правмира» о том, по какому принципу она выбирает песни для репертуара, артистка ответила, что руководствуется словами Нонны Мордюковой: «Если мурашки побежали, значит твое».

«Прежде, чем что-то петь, нужно очень много выплакать в своей мастерской над песней, нужно ее пережить до боли, тогда она становится совершенно твоей. В песне в сжатый временной отрезок нужно пережить то, что люди переживают всю жизнь. По-другому не может быть. Я могу только так», — пояснила певица.

Вспомнив о Нонне Мордюковой и поприветствовав ее родную сестру, которая находилась в зале, Смольянинова спела в память ушедшей от нас актрисы песню «Большак».

После того как артистка заявила, что спела все, что исполняли в 17 и 18 веках, разговор неизбежно зашел о жанре романса, с которым у Смольяниновой непростые отношения.

«Что такое романс, я так и не поняла», — ответила она на вопрос ведущего. «Вообще, я не люблю романсы», — заявила певица, но затем добавила, что, коль скоро их довольно много в ее творчестве, для нее этот жанр стал «особым языком», с помощью которого ей есть, что сказать.

Смольянинова исполнила несколько романсов, среди которых были «Не обмани», романс пушкинской поры «Она молилась» и всем известный «Не уходи, побудь со мною». Случайно или специально исполнительница сохранила в произношении черты северного говора, и это своеобразно вступало в диалог с «классичностью» произведений.

Смольянинова выбрала своими учителями в исполнении романсов певцов дореволюционной эпохи, так как, по ее мнению, именно они делают это наиболее аутентично. Среди них – Вяльцева, Плевицкая, Дулькевич, Полякова, Вертинский, Обухова.

Отдельная страничка в творчестве Смольяниновой – духовные стихи. По ее признанию, первый духовный стих она услышала от народной исполнительницы Евдокии Боровиковой, которая происходила также из Псковской области. Тогда, в 80-е годы, этот жанр в «культурной» среде был совсем забытым, кассеты с записями иеромонаха Романа еще не были так широко известны.

Услышав духовные стихи, Смольянинова поняла, что столкнулась с чем-то необычным и очень глубоким по содержанию. Интересно, по ее словам, было и то, что Боровикова исполнила сначала все тропари двунадесятых праздников, а затем и духовные стихи. Вероятно, в ее сознании они существовали как произведения одного порядка.

Андрей Золотов

Исполнительница спела философский духовный стих «О грешном человечке», в котором темы смерти, веры, раскаяния причудливо переплетаются, вызывая размышления о смысле жизни. Далее прозвучал стих «Слово «мама» дорогое…» Как рассказала Смольянинова, ноты этого стиха ей дал сам архимандрит Матфей (Мормыль), благословив ее на пение.

Говоря о своей роли в музыкальной жизни современности, исполнительница отметила:

«Если говорить образно, то я больше в тени, чем на свету. Положительная сторона — это помогает мне сохраниться, не засохнуть, не завянуть. Однако меня знают те люди, которым тоже важно не разменяться и не завянуть. Эти люди помогают мне жить.

Возможно, если бы я не встретила Ольгу Сергееву и этих чудесных бабушек, я бы увлеклась славой, успехом, ведь артистическая душа увлекающаяся. Может быть, я бы направила свои силы и торила дорогу до невозможности, чтобы только выйти на поверхность.

Однако я увидела своих бабушек, которые совершенны в том, что они делают и при этом остаются совершенно скромными людьми. Лишь немногие могли их увидеть. И тогда я поняла, что самое необычайное, самое дорогое находится в тайне».

«С точки зрения моих творческих амбиций, наверное, мне бы хотелось большей славы, но нельзя же так глупеть…», — с улыбкой под аплодисменты зала заключила Смольянинова.

В завершение вечера прозвучали две песни ее собственного сочинения и снова «Динь-динь», которую певица спела вместе со всем залом.

Справа — Андрей Золотов

 Фото Юлии Маковейчук

Источник: https://www.pravmir.ru/evgeniya-smolyaninova-nad-pesnej-nuzhno-mnogo-vyplakat-foto-video-vechera/

50 МузЧас (Евгения Смольянинова и Ольга СЕРГЕЕВА)

Евгения Смольянинова и Ольга Сергеева

Евгения Смольянинова родилась в семье учителей в Новокузнецке, потом семья переехала в Кемерово.

Училась Женя в обычной школе, занималась и в музыкальной, а когда настало время выбора профессии, не побоялась испытать себя – поехала попытать счастья в большом городе Санкт-Петербурге.

Евгения поступила в музыкальное училище на фортепианное отделение, и, возможно, потом была бы консерватория, но что теперь об этом гадать…

Она приехала в большой город на пороге 70–80 годов, то есть в особенное «время перемен».

Женя окунулась в бурную жизнь северной столицы: учёба, летние поездки с однокурсниками в фольклорные экспедиции в поисках русской старины по северным областям России; работа во Дворце молодёжи, где в 1982 году состоялось её первое выступление как певицы; работа в театре Вячеслава Полунина в спектакле «Картинки с выставки» на музыку М.

Мусоргского и в спектакле «Муму» Малого драматического театра; первая съёмка в художественном кино «Жизнь Клима Самгина» (1987).

Одной из замечательных сторон в начинаниях Евгении стал интерес к музыкальным архивам Петербурга, благодаря которому Женя сначала открыла для себя, а потом дала вторую жизнь целому ряду забытых городских романсов и песен ХIХ и начала ХХ веков. Одно из таких открытий ныне звучащий чуть ли не в каждом современном русском репертуаре романс Е.

Юрьева «В лунном сиянии». Этот период был неким поиском себя. И неожиданно, как всегда это бывает, случилось следующее: Жене дали послушать записи псковской бабушки, хранительницы русских песен. Бабушка была известна не только исследователям русского фольклора, но и широкой аудитории кинозрителей – Ольга Федосеевна Сергеева спела в фильме Андрея Тарковского «Ностальгия». Потом вышло так, что Ольга Федосеевна по приглашению сама приехала в Петербург и пела народные песни во Дворце молодёжи.

Евгения Смольянинова вспоминает: «И когда она запела, я почувствовала всем своим существом, как по залу разлилась какая-то прохлада. Покой необыкновенный. Я забыла, что у меня болела голова, и была настолько потрясена, что во время выступления рыдала от её голоса.

Так сладостно я, наверное, никогда в жизни больше не рыдала. Это было необыкновенное состояние, настоящее чудо. Ольга Федосеевна перевернула мои представления не только о пении – о музыке вообще, о мироздании, о Боге, о людях и любви. В какой-то момент я умерла.

Для меня не существовало ничего: ни занятий по фортепиано, ни семьи, ни друзей.

Во всём, что меня окружало, улавливалось только эхо её голоса, и в таком состоянии я находилась около трёх лет – пока внутри меня всё переформировалось, чтобы я смогла спеть и не заплакать, а зрители, наоборот, светлели душой и не стыдились своих слёз».

Ольга Федосеевна Сергеева, русская крестьянка, обладала даром чувства Бога, будто святой ангел коснулся её однажды своим крылом и даровал ей свой голос, такой чистый и ясный, словно яркая звезда в небе ночном, росинка на утренней заре или синий небосвод над русским пшеничным полем. Из воспоминаний Е.В.

Смольяниновой:«Последняя встреча с Ольгой Федосеевной Сергеевой у меня была примерно за полгода до её кончины – я заезжала к ней в деревню. В это время только что вышел мой диск, где были записаны и её песни. Мы с ней много говорили, а потом я подогнала машину к окну и поставила диск. Она, услышав песню, сказала: «Это я пою».

Когда узнала, что пела я, засмеялась, но потом проговорила: “Только никому наши песни не нужны”».

— Вы очень близко общались с Ольгой Федосеевной. Есть ли у Вас её записи? Хотелось ли Вам опубликовать их и свои воспоминания?

— Я могу сказать совершенно точно, что она для меня личный человек, человек моего сердца, и я не смогла бы заниматься таким вот изданием. Я уверена, что найдётся очень много людей, которые будут её издавать, писать свои воспоминания.

Понимаете, мои воспоминания о ней просто не выразишь и не издашь, потому что это очень глубоко. Она помогла мне запеть так, как надо, научила меня. Это невозможно описать. И вы знаете, удручает, что есть такая вот компонента, что когда человек был жив, он никому не был нужен.

Нет, наверное, ни одного интервью в моей жизни, в котором я не рассказывала бы про Ольгу Федосеевну, а вопросы о ней стали задавать буквально в последние полгода. Раньше, если вопрос и задавался, то он нужен был как трамплин – и имя искажали, и никто отчества не помнил.

А сейчас… Не то, чтобы мне это больно, но я не хотела бы быть к этому причастна. Я любила её, пока она была жива. Это всегда так происходит: пока человек жив, с ним одни, а потом, когда он уходит, воспоминания о нём пишут уже другие. Это некий закон.

Природа русской народной песни требует от исполнителя высочайшего уровня нравственности, душевных сил, иначе всё рассыпается, становится пародией, имитацией, жалким подобием, ведь песня сама не поётся, её человек поёт, но как, какой человек и для чего – вот важнейший вопрос.

Рассматриваемый материал в МузЧасе это — Фильм-концерт » добротой. Уроки музыки» (1987) и те редкие кадры, которые запечатлели самую малую часть общения певицы Евгении Смольяниновой с уникальной исполнительницей, хранительницей русских народных песен Ольгой Сергеевой, народной исполнительницей из Псковского Поозерья. 

Итак слушаем и смотрим..

Фильм-концерт » добротой. Уроки музыки» (1987)

Фильм-концерт » добротой. Уроки музыки», Лентелефильм, (1987)

В исполнении Евгении Смольяниновой звучат песни:

Песня: Все вы
Композитор: Борисов Валентин
Автор слов: Дитерихс Елена 

При оформлении материала 27 МузЧаса (Ольга СЕРГЕЕВА) — не попался в поле зрения ниже выложенный замечательный материал, можно сказать здесь он бонусом.. спасибо тем, кто разместил его в YouTobe.  

Ольга Федосеевна Сергеева (ГТРК Псков от 21.05.16)

Ольга Федосеевна Сергеева — (ГТРК Псков от 21.05.16)

  • К.Т.И.
  • Музыка
  • Творчество

Источник: https://cont.ws/post/1264376

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.