Фигдор Гельмут. Дети разведенных родителей

Фигдор Г. Ф 49 Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование)

Фигдор Гельмут. Дети разведенных родителей

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Психоаналитическое исследование

Перевод с немецкого Дианы Видра

Москва • «Наука» • 1995

ББК 88.5 Ф49

Фигдор Г.

Ф 49 Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). — М.: Наука, 1995. — 376 с.

ISBN 5-02-012260-2

Предлагаемая читателю книга написана на основе анализа материалов, полученных при изучении вопроса о влиянии развода на психическое развитие ребенка. Дается в редакции переводчика.

Взрослые часто не предполагают, какие страдания испытывает ребенок, когда два любимых им человека вдруг расстаются.

В книге анализируются причины несостоятельности родителей и окружающих, не сумевших вовремя оказать ребенку необходимую помощь.

Автор надеется, что не только специалисты, но и родители, прочитав эту книгу, получат немало полезных советов в вопросах педагогики и разрешения супружеских конфликтов при разводе.

Ф-

0303000000-U3 042(02)-95

» 21-II полугодие 1995

ББК 88.5

ISBN 5-02-012260-2

© Гельмут Фигдор (на русск. яз.) © Диана Видра, перевод, 1995

1995

Об авторе

Гельмут Фигдор родился в 1948 году в Вене. Изучал социологию, философию, психологию и педагогику в Венском университете.

После двухлетнего пребывания в Северной Африке и многочисленных поездок в Америку, Восточную Азию и Африку закончил образование и получил диплом психоаналитика (WPV/IPA).

Гельмут Фигдор живет в Вене и имеет собственную практику, работает в качестве психоаналитика, детского психотерапевта и консультанта-воспитателя, преподает в Венском университете, является судебным экспертом по вопросам, касающимся детей и юношества, а также сотрудником общества Зигмунда Фрейда по проблемам воспитания.

В последние годы его многочисленные публикации в основном посвящаются вопросу использования познаний психоанализа в повседневной практике воспитания подрастающего поколения.

Доктор Фигдор — один из ведущих педагогов-психоаналитиков в немецкоязычных странах, специализирующийся в области душевных проблем, с которыми сталкиваются дети разводов и их семьи, а также возможностей их преодоления.

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Вначале я очень обрадовался, когда узнал о намерении перевести мою книгу о детях развода и их родителях на русский язык. Но вскоре к радости примешалось некоторое сомнение.

А возможно ли психоаналитические познания, основанные на исследованиях в определенной культурной среде (в данном случае в Центральной Европе), просто так перенести на почву другой культуры? Встречу ли я у русского читателя интерес и понимание и могу ли рассчитывать на тот же эффект, на который изначально была направлена эта книга: помочь читателю в представленных историях и проблемах — хотя бы частично — увидеть свои проблемы и научиться лучше понимать самого себя со всеми своими противоречиями, а также помочь найти ему новые способы разрешения собственных проблем?

Но эти сомнения рассеялись, когда я вспомнил о результатах этнопсихологических исследований*, а также о своем собственном опыте применения психотерапевтических методов к пациентам — выходцам из других культур. Этот опыт позволяет сделать вывод о существовании определенных признаков душевной жизни, характерных для всех

Под понятием этнопсихоанализ имеется в виду комплекс исследований, который психоаналитическими (прикладными) методами изучает душевные особенности людей, принадлежащих к чужим культурам. Среди исследователей можно назвать имена: Маргарет Миид, Пауль и Голди Парин, Фриц Моргенталер, Марио Эрдхайм.

7

людей независимо от различия их национальных культур. Особенно это относится к механизмам подсознательного. (В России же в последнее время заметно возрос интерес к психоанализу.)

При этом нельзя забывать, что между среднеевропейской и русской культурами имеются не только различия, но и много исторического общего, не говоря о том, что сами понятия — «среднеевропейская» или «русская культура» — представляют собой большие обобщения.

Итак, оптимистично глядя на вещи, я надеюсь, что эта книга заинтересует русского читателя, а может быть и принесет ему пользу независимо от того, касаются ли его лично проблемы разведенных родителей или он сталкивается с ними по роду своей профессии.

И еще хочется выразить пожелание, чтобы перевод моей книги послужил обмену научным опытом между нашими странами, который, собственно, уже начался в области психотерапии, распространяясь на сферу воспитания и педагогики.

Вена. Январь 1995 г. Гельмут Фигдор

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие …………………………………………………………………. 13

Введение ……………………………………………………………………….. 14

Часть первая К ПСИХОДИНАМИКЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ РЕБЕНКОМ РАЗВОДА

1. Папа и мама разводятся ……………………………………………. 37

CL_L/ Психологический момент развода…………………………….. 37

1.2. Видимые и скрытые реакции ребенка на развод………….. 41

1.3. Печаль, гнев, чувство вины и страх…………………………….. 49

1.4. Для Манфреда и Катарины наступил «конец света» ……… 57

2. Послеразводный кризис ………………………………………….. 63

2.1. Удавшаяся и упущенная «первая помощь»…………………… 63

'2.2. Реакции детей на развод: крик о помощи и основания

для конфликтов ………………………………………………………. 75

2.3. Ситуация родителя, несущего ответственность за воспи-

—_. таниеребенка ………………………………………………………… 79

2.4. Влияние на отношение к ребенку………………………………. 86

2.5. Аккумуляция страха и срыв обороны………………………… 91

2.6. Неудавшаяся регрессия……………………………………………. 101

3. Посттравматическая оборона …………………………………… 107

9

Часть вторая

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ДО РАЗВОДА

4. Ранние нарушения объектоотношения у маленьких детей развода …………………………………………………………. 114

5. Раннее триангулирование и процесс индивидуализации .. 133

5.1. Значение раннего триангулирования …………………………. 133

5.2. Незавершенная индивидуализация ……………………………. 144

5.3. Асинхронное развитие объектоотношении при неполном триангулировании …………………………………………….. 146

5.4. Агрессивное триангулирование ………………………………… 156

5.5. Компенсационное триангулирование………………………… 163

6. Эдипово развитие…………………………………………………… 168

6.1. «Искажения» эдипова развития…………………………………. 172

6.2. «Отмененное» эдипово развитие……………………………….. 182

6.3. Существует ли «оптимальный возраст для развода» ? ……. 188

7. Промежуточные выводы: попытка динамической квалификации реакций на развод……………………………………… 193

7.1. Реакции переживаний и защитные мероприятия ………… 195

7.2. Усиление «старых» симптомов ………………………………….. 207

7.3. Спонтанная травматизация ……………………………………… 210

7.4. Симптомы как следствие психического процесса де-структуризации; опасности и шансы …………………………. 215

7.5. Посттравматические невротические симптомы и развитие характера …………………………………………………………. 221

Часть третья К ПСИХИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА ПОСЛЕ РАЗВОДА

8. Благоприятные и неблагоприятные условия развития после развода…………………………………………………………. 228

8.1. Обзор литературы ………………………………………………….. 228

8.2. Дополнительные замечания……………………………………… 235

9. Кое-что о «злых матерях», «безответственных отцах» и «настроенных против детях» …………………………………….. 242

9.1. «После посещения отца ребенок выведен из равновесия!» …………………………………………………………………… 242

10

9.2. «Мама, я не хочу к папе!» и «Папа, я хочу жить с тобой!» ……………,………………………………………………………. 245

9.3. «Настроенный против» ребенок ……………………………….. 248

9.4. Любовь ребенка к разведенному супругу причиняет боль

и вселяет страх……………………………………………………….. 252

9.5; «У отца ему разрешается все, а я, получается, злая!»……… 255

9.6. «Педагогизирование» отношений матери и ребенка после развода ………………………………………………………………. 259

9.7. «Ребенок принадлежит мне!» О роли самоуважения и власти в отношениях между матерями и неопекающими отцами ………………………………………………………………….. 265

9.8. Разочарование и стресс вместо радости: как некоторые отцы переживают дни посещений …………………………….. 275

9.9. Отцы, которые (больше) не показываются…………………. 282

10. «Разведенный» ребенок ……………………………………………. 284

(JO.UПослеразводный кризис в объектоотношении к отцу….. 285

10.2. Отказ от отца как особый вариант посттравматической симптоматики ………………………………………………………… 291

10.3. Мама здесь, папа там… Особенности сепаратных объектоотношении …………………………………………………………. 298

11. Долгосрочное влияние развода на психическое развитие ребенка…………………………………………………………………. 317

12. Заключение

Новые партнеры родителей……………………………………… 341

Дополнение: к методу исследования …………………………………. 346

Литература ……………………………………………………………………. 371

ЭКСКУРСЫ В НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Психоанализ, психический конфликт и невротический симптом ………………………………………………………………………………. 43

Объект, репрезентация объекта и объектоотношение ……….. 97

Ранние объектоотношения и процесс индивидуализации ……. 119

Инфантильная сексуальность ………………………………………….. 150

О взаимосвязи между инфантильным неврозом и «психическим здоровьем/болезнью» в зрелом возрасте …………………… 197

Источник: http://uchebana5.ru/cont/2783921.html

Дети разведенных родителей

Фигдор Гельмут. Дети разведенных родителей

Развод родителей — ужасный стресс для ребенка. Как не повторить судьбу разведенных мамы и папы? Как уберечь своего малыша от последствий вашего развода? Поговорим сегодня об этом. Ваших отзывов жду на anzhela-haritonova@yandex.ru.

Анжела Харитонова, практический психолог

Моя сестра перенесла развод родителей, когда была совсем маленькой. Повзрослев, она вышла замуж за разведенного мужчину старше себя. И постоянно «спасает» его то от пьянства, то от депрессии.

Ей тяжело! Недавно сестре улыбнулось счастье — она встретила настоящего мужчину. Но уйти из семьи не может: муж ревнивый, да и пропадет без нее, ради сына жить надо.

Масса причин! Как помочь сестре? Ведь у нее с мужем нет будущего.

Ольга, 42 г., Тула.

По статистике, дети разведенных родителей сами разводятся в 70% случаев. Что делать, если вы из разведенной семьи, но сами твердо решили построить крепкую семью на всю жизнь? Что делать, если у вас есть ребенок, а развод неизбежен?

Как дети в случае развода спасают себя от стресса?

Развод родителей — стресс для ребенка. Чтобы справиться с ним, каждый ребенок принимает свое «особое» решение, которое, как ему кажется, спасет его от повторения родительской судьбы. Насколько это решение эффективно, зависит от возраста ребенка, от того, как проходила разводная ситуация, и от его личных особенностей.

Чем младше ребенок, тем меньше он понимает ситуацию, и его подсознание может принять совсем нелепые решения.

Например, «Никогда не выйду замуж» или «Мужа надо найти такого, чтоб уж точно никуда не ушел, пусть убогий, но мой». Это превращается в сценарий личной жизни.

Чтобы выйти из деструктивного сценария, надо осознать, какое решение вы приняли, когда ваши родители разводились. Только тогда можно стать свободным от прошлого!

Какое решение принимают дети, чьи родители разводятся?

Приведу примеры самых распространенных детских решений и опишу, в какую судьбу эти решения выливаются. Поскольку чаще инициатором либо причиной развода становится мужчина, я буду приводить примеры «девчоночьих решений», но то же самое может решить и мальчик, соответственно, по отношению к будущей жене.

Надо держать мужа на коротком поводке, чтобы не ушел. Это решение ведет к патологической ревности, постоянному контролю, проверкам и в итоге к разрушению отношений.

Лучше найти такого, который никому не нужен, тогда точно останется в семье. Такие девочки подсознательно привлекают пьяниц и неудачников и потом сами с ними мучаются.

Но даже когда становится совсем плохо, они не могут уйти, потому что решили, что не повторят судьбу родителей. Им страшно, что их ребенок пострадает, если мама и папа разведутся.

Но жить-то в такой семье гораздо хуже для ребенка!

Я сама его брошу. Девочка, папа которой оставил маму, может принять и такое решение. Но для этого нужно найти мужчину морально слабее себя, который любил бы ее сильнее, чем она сама. Это своеобразная месть отцу за «мамины слезы».

Подумаешь, развод… Можно менять мужей как перчатки! В этой ситуации девочка приняла решение, что не надо трудиться, чтобы сохранить семью. Не надо подстраиваться, не надо прощать, не надо проходить кризисы.

Как только пришло первое охлаждение или первые конфликты — «все, до свидания!». Чаще всего это приводит к тому, что, пережив несколько официальных и гражданских браков, женщина приходит к пустоте и разочарованию.

Но есть другой вариант — через некоторое время приходит мудрость, и отношения уже строятся по-другому, женщина учится прощать и принимать.

Семья любой ценой! Пережив разводный стресс, девочка принимает решение, что ни за что и никогда не разведется сама. Часто она испытывает чувство вины за развод родителей или считает неправой маму. Это приводит к позиции жертвы. Ее подсознание притягивает такого мужчину, с которым не так-то просто сохранить семью: неверного, пьющего, бездельника, агрессивного и т. п.

И тогда девиз «семья любой ценой» начинает действовать в полную силу, делая женщину несчастной. Например, муж изменяет уже в открытую и хочет уйти, но она все равно держит его всеми способами, потому что в голове запрет на развод.

Хорошее дело браком не назовут. Пережив развод, ребенок принимает решение, что семья — это сплошные проблемы. Это решение «затаивается» в подсознании.

Вот девушке или парню уже 25, 30, 35… и т. д., а в загс они не торопятся. Хотя могут говорить о своем желании создать семью, но только «человека подходящего нет».

Потому что внутри огромный страх пережить то, что пережили родители.

Что делать, если ваш развод неизбежен?

Иногда бывает, что для всех членов семьи развод — меньшее зло, чем сохранение семьи. Чтобы решение ребенка, переживающего развод, было позитивным, а не деструктивным, необходимо соблюдать несколько правил.

Позитивное решение.

«Да, так иногда случается, что люди уже не могут жить вместе. Это не так ужасно, ведь они оба любят своего ребенка и могут остаться между собой в хороших отношениях.

Когда я вырасту, я постараюсь создать крепкую и счастливую семью, я сумею прощать, сглаживать острые углы, правильно проходить кризисы и подпитывать семейное счастье.

Но если случится так, что я стану несчастлив в этих отношениях и ничего не смогу исправить, я буду готов расстаться и начать новую жизнь».

Правила для разводящихся

  • Не ругайтесь при ребенке, не обвиняйте друг друга.
  • Объясните ребенку, почему вы приняли решение расстаться, максимально смягчив ситуацию. Ответьте на все вопросы. Расскажите, почему так будет лучше.
  • Показывайте любовь к ребенку с двух сторон: и от мамы, и от папы.
  • Не отзывайтесь при ребенке друг о друге плохо.
  • Сохраните спокойные, дружественные отношения.
  • Что делать, если вы — из разведенной семьи и хотите создать счастливую семейную жизнь?
  • В первую очередь определите свое детское решение и как вы его реализуете сейчас. Поймите, что это решение было принято детским умом, а сейчас вы — взрослый мудрый человек и можете принять другое решение.
  • Дайте себе свободу выбора и свободу действия, примите новый девиз (позитивное решение, см. выше). Это лучше делать с психологом.
  • Примите полностью самого себя, тогда вам несложно будет принимать и вашего партнера. Позвольте себе быть собой, а другому — быть другим!

Источник: https://myslo.ru/club/blog/analiziruy-to-i-eto/N1sxElRqnkCBFNCfAEzjNA

Книга: Помощь разведенным родителям и их детям: От трагедии к надежде

Фигдор Гельмут. Дети разведенных родителей

О ГЕЛЬМУТЕ ФИГДОРЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОТ АВТОРА

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПЕРЕЖИВАНИЕ РЕБЕНКОМ РАЗВОДА

ПРЕЖДЕ ВСЕГО, РОДИТЕЛИ, ОНИ ВЕДЬ ТОЖЕ ЛЮДИ

«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВИНУ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОМЕНТ РАЗВОДА

ВИДИМЫЕ И СКРЫТЫЕ РЕАКЦИИ РЕБЕНКА НА РАЗВОД

ЧТО ЧУВСТВУЕТ РЕБЕНОК?

ПОСЛЕРАЗВОДНЫЙ КРИЗИС И «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

КАК ДЕТИ РЕАГИРУЮТ НА РАЗВОД? КРИК О ПОМОЩИ!

РОЛЬ САМОЧУВСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ

УСИЛЕНИЕ СТРАХА И СРЫВ ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

РЕБЕНОК РЕГРЕССИРУЕТ

ПОСЛЕ ТРАВМЫ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО РАЗВОДА

НАРУШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

ТРОЙСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕСС ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

ЭДИПОВО РАЗВИТИЕ (С ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ)

РЕАКЦИИ ДЕТЕЙ НА РАЗВОД

ЧАСТЬТРЕТЬЯ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕРЕБЕНКА ПОСЛЕ РАЗВОДА

«ЗЛЫЕ МАТЕРИ», «БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЕ ОТЦЫ» И «НАСТРОЕННЫЕ ПРОТИВ» ДЕТИ

«МАМА, Я НЕ ХОЧУ К ПАПЕ!», «ПАПА, Я ХОЧУ ЖИТЬ С ТОБОЙ!»

«РЕБЕНКА НАСТРОИЛИ ПРОТИВ МЕНЯ!»

ЛЮБОВЬ РЕБЕНКА К РАЗВЕДЕННОМУ СУПРУГУ ПРИЧИНЯЕТ БОЛЬ И ВСЕЛЯЕТ СТРАХ

«У ОТЦА ЕМУ МОЖНО ВСЕ, А Я, ПОЛУЧАЕТСЯ, ЗЛАЯ!»

«ПЕДАГОГИЗИРОВАНИЕ» ОТНОШЕНИЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА ПОСЛЕ РАЗВОДА

«РЕБЕНОК ПРИНАДЛЕЖИТ МНЕ!»

ВМЕСТО РАДОСТИ — РАЗОЧАРОВАНИЕ И СТРЕСС

«ОТЕЦ БОЛЬШЕ ГЛАЗ НЕ КАЖЕТ!»

«РАЗВЕДЕННЫЙ» РЕБЕНОК

ОТНОШЕНИЕ К ОТЦУ ПОСЛЕ РАЗВОДА

«МАМА ЗДЕСЬ, ПАПА ТАМ…»

ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — ОТ РЕБЕНКА К ВЗРОСЛОМУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: НОВЫЕ ПАРТНЕРЫ РОДИТЕЛЕЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОРОТКИЙ ЭКСКУРС В ПСИХОАНАЛИЗ ЧТО ТАКОЕ ИНФАНТИЛЬНАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ

О ГЕЛЬМУТЕ ФИГДОРЕ

Австрийскому психоаналитику и психотерапевту Гельмуту Фигдору (Helmuth Figdor) в большой степени принадлежит заслуга возрождения «классической» психоаналитической педагогики.

Им разработаны теоретические концепции, на основе которых в Европе начали работу специальные учебные заведения по подготовке кадров для психоаналитически-педагогических воспитательных консультаций.

Теоретические разработки Фигдора основаны на фундаменте познаний классического психоанализа о детской душе, но в отличие от «классиков» психоаналитической педагогики он ориентируется не на идею «преобразования человека» или «общую профилактику неврозов», а на изменение «воспитательной повседневности», чем дает «старой» науке принципиально новое звучание.

Фигдор — практикующий психотерапевт и его теоретические концепции прочно опираются на эмпирические исследования, обогащенные его многолетним богатейшим опытом работы с детьми и их родителями.

Являясь одним из ведущих специалистов в области проблем разводов, он рассматривает трудности детей неоторванно от душевной жизни родителей, а видит весь комплекс взаимосвязанных переживаний и ставит своей задачей помочь одновременно тем и другим.

Он убежден, что хорошее самочувствие детей неразрывно связано с хорошим самочувствием родителей.

Гельмут Фигдор — член Немецкой и Международной психоаналитических ассоциаций, он — доцент Венского университета и председатель Австрийского объединения «Психоаналитическая педагогика». Являясь экспертом по делам несовершеннолетних при Венском суде, ведет исследования в области проблем ресоциализации молодых людей, совершивших нарушения.

Российскому читателю знакомы многие его работы, опубликованные в журналах: «Вопросы психологии» МГУ, «Психологический журнал», «Психоаналитическая наука и образование», «Московский психотерапевтический журнал», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа» и др.

В 1995 году издательством «Наука» был выпущен его фундаментальный труд: «Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой». В 2000 году издательство Института Психотерапии выпустило его книгу: «Психоаналитическая педагогика».

Эта книга может не только помочь родителям научиться лучше понимать душевную жизнь своих детей, но и стать своего рода «путеводителем» для детских психологов и работников консультаций по воспитанию детей и подростков.

(обратно)

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1995 году Диана Видра перевела на русский язык мою книгу «Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой» (издательство «Наука»). Итак, можно задать вопрос, к чему сейчас этот пересказ! На самом же деле я необыкновенно рад данной книге. И это по двум причинам.

Во-первых, моя работа о детях развода — это научный труд.

Хотя я и стараюсь писать понятным языком и как можно более живо, так, чтобы неспециалисты и родители, которых коснулись эти проблемы, тоже могли извлечь для себя пользу, но в первую очередь моя книга, конечно, обращена к специалистам, а именно, к специалистам средней Европы. Поэтому в ней много теории, которая, может быть, не имеет того значения для русских психологов, а также не представляет большого практического интереса для разведенных или разводящихся родителей.

Во-вторых, книга обычно исполняет свою функцию советчика и помощника только тогда, когда она обращена к эмоциям читателя, а для этого требуется особое умение обращения с языком.

Какими словами могу я наилучшим образом выразить его желания, заботы и чувства? Какими словами могу я подвигнуть его к пересмотру собственных побуждений для того, чтобы в нем появились новые силы и он сумел внести изменения в свои действия? Для этого я должен хорошо знать своего собеседника, понимать его образ мышления и его язык. Но эмоциональный язык невозможно просто так перевести, его можно лишь «перенести» в другой язык, в другую культуру, в известном смысле «пересказать» (это как стихи, которые не просто переводятся на другие языки, а для того, чтобы они дошли до сердца читателя, они переписываются или пересказываются заново).

Безусловно, задание это — не просто. В Диане Видра сошлись воедино три счастливых обстоятельства: во-первых, благодаря своим переводам, она очень хорошо знает мои труды, во-вторых, она — и это особенно редкий случай — чрезвычайно хорошо знакома с психоанализом; и, наконец, сама она писательница, и это означает, что язык — это ее стихия.

Пусть же при помощи Дианы Видра как можно большему количеству матерей и отцов удастся избежать бед, которые потом стали бы непоправимыми; пусть родители, озабоченные тяжелыми

Источник: https://litvek.com/book-read/347716-kniga-diana-olegovna-vidra-pomosch-razvedennyim-roditelyam-i-ih-detyam-ot-tragedii-k-nadezhde-chitat-online

Помощь разведенным родителям и их детям: От трагедии к надежде

Фигдор Гельмут. Дети разведенных родителей

О ГЕЛЬМУТЕ ФИГДОРЕ

Предисловие

От автора

Введение

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: переживание ребенком развода

Прежде всего, родители, они ведь тоже люди

«Ответственность за вину»

Психологический момент развода

Видимые и скрытые реакции ребенка на развод

Что чувствует ребенок?

Послеразводный кризис и «скорая помощь»

Как дети реагируют на развод? крик о помощи!

Роль самочувствия родителей

Усиление страха и срыв психической защиты

Ребенок регрессирует

После травмы

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: Психическое развитие ребенка до развода

Нарушение отношений в раннем возрасте

Тройственные отношения и процесс индивидуализации

Эдипово развитие (с трех до семи лет)

Реакции детей на развод

ЧАСТЬТРЕТЬЯ: Психическое развитиеребенка после развода

«Злые матери», «безответственные отцы» и «настроенные против» дети

«Мама, я не хочу к папе!», «папа, я хочу жить с тобой!»

«Ребенка настроили против меня!»

Любовь ребенка к разведенному супругу причиняет боль и вселяет страх

«У отца ему можно все, а я, получается, злая!»

«Педагогизирование» отношений матери и ребенка после развода

«Ребенок принадлежит мне!»

Вместо радости — разочарование и стресс

«Отец больше глаз не кажет!»

«Разведенный» ребенок

Отношение к отцу после развода

«Мама здесь, папа там…»

Влияние развода на психическое развитие — от ребенка к взрослому

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: новые партнеры родителей

ПРИЛОЖЕНИЕ

Короткий экскурс в психоанализ что такое инфантильная сексуальность

ОТ АВТОРА

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДУХИ» ДОКТОРА ФИГДОРА

Психоанализ — та наука, которой, пожалуй, с наибольшим трудом приходилось пробивать себе дорогу в жизнь.

Да и до сих пор нередко можно видеть негативное к нему отношение — от враждебного неприятия до высокомерного пренебрежения, — и это нередко даже у людей вполне образованных, не чурающихся нового знания. Причин тому несколько.

Одной из основных, конечно, является то, что освобождение сексуальности из корсета моральных оценок и признание ее фундаментальной движущей жизненной силой неизбежно должно столкнуться с сопротивлением.

Еще более важная причина заключается в том, что психоанализ, как известно, занимается изучением бессознательных душевных процессов, а они для тех, кто никогда не подвергался анализу и поэтому ничего не знает о своих собственных бессознательных влечениях, в лучшем случае кажутся бессмыслицей, в их глазах они недоказуемы и непонятны. Но самое главное — любое сознательное столкновение со многими из своих внутренних влечений вызывает в отдельной личности такое мучительное чувство стыда и страха, что отрицать их существование становится «необходимой» жизненной задачей. И чем конфликтнее внутренний мир человека, тем труднее ему признать справедливость открытий психоаналитической науки.

Интересно и со всем присущим ему блестящим литературным талантом писал об этом Фрейд: «В течение веков наивное самолюбие человечества вынуждено было претерпеть от науки два великих оскорбления.

Первое, когда оно узнало, что земля наша не центр вселенной, а крошечная частичка мировой системы, величину которой едва можно представить. Оно связано для нас с именем Коперника, хотя подобное провозглашала уже александрийская наука.

Затем второе, когда биологическое исследование уничтожило привилегию сотворения человека, указав ему на происхождение из животного мира и неискоренимость его животной природы. Эта переоценка произошла в наши дни под влиянием Ч. Дарвина, Уоллеса и их предшественников не без ожесточеннейшего сопротивления современников.

Но третий, самый чувствительный удар по человеческой мании величия было суждено нанести современному психоаналитическому исследованию, которое указало «Я», что оно не является хозяином даже в своем доме, а вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно.

Но и этот призыв к скромности исходит не впервые и не только от нас, психоаналитиков, однако, по-видимому, нам суждено отстаивать его самым энергичным образом и подтвердить фактами, понятными каждому». Задание, прямо сказать, не из легких.

Источник: https://nemaloknig.com/read-318179/

Читать онлайн Помощь разведенным родителям и их детям: От трагедии к надежде страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Фигдор Гельмут. Дети разведенных родителей

Эксклюзивное право издания книги на русском языке принадлежит Институту Психотерапии. Все права защищены. Любая перепечатка издания является нарушением авторских прав и преследуется по закону. по соглашению с автором.

Диана Видра

В наше время развод из явления чрезвычайного перешел в разряд «нормы». Общественное мнение реагирует на него двояко. Оно, признавая право на освобождение от ставшего невыносимым супружества, в то же время осуждает развод за причинение душевного вреда детям.

Как сделать, чтобы развод и его последствия не причиняли горя детям и боли родителям, чтобы неурядицы, возникающие после развода, не тянулись годами? Проблемы детей невозможно решить отдельно от проблем родителей, ведь известно, что несчастный человек не может никого сделать счастливым.

В этой книге родители и психологи найдут ответы на тревожащие их вопросы. Она даст возможность большинству матерей и отцов избежать бед, которые потом становятся непоправимыми, поможет понять свои собственные чувства, а значит получить над ними власть и не позволять им слепо руководить собой.

Книга адресована психологам, педагогам, социальным работникам и, в первую очередь, родителям, которые хотят помочь себе и своим детям.

ISBN 5-89939-019-0

© Диана Видра, 2000

© Издательство Института Психотерапии, 2000

О ГЕЛЬМУТЕ ФИГДОРЕ 1

ПРЕДИСЛОВИЕ 1

ОТ АВТОРА 2

ВВЕДЕНИЕ 4

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ — ПЕРЕЖИВАНИЕ РЕБЕНКОМ РАЗВОДА 5

ЧАСТЬ ВТОРАЯ — ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО РАЗВОДА 16

ЧАСТЬТРЕТЬЯ — ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕРЕБЕНКА ПОСЛЕ РАЗВОДА 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: НОВЫЕ ПАРТНЕРЫ РОДИТЕЛЕЙ 43

ПРИЛОЖЕНИЕ — КОРОТКИЙ ЭКСКУРС В ПСИХОАНАЛИЗ 44

Сноски 45

Диана Видра Помощь разведенным родителям и их детям:

От трагедии к надежде

О ГЕЛЬМУТЕ ФИГДОРЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОТ АВТОРА

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПЕРЕЖИВАНИЕ РЕБЕНКОМ РАЗВОДА

ПРЕЖДЕ ВСЕГО, РОДИТЕЛИ, ОНИ ВЕДЬ ТОЖЕ ЛЮДИ

«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВИНУ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОМЕНТ РАЗВОДА

ВИДИМЫЕ И СКРЫТЫЕ РЕАКЦИИ РЕБЕНКА НА РАЗВОД

ЧТО ЧУВСТВУЕТ РЕБЕНОК?

ПОСЛЕРАЗВОДНЫЙ КРИЗИС И «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

КАК ДЕТИ РЕАГИРУЮТ НА РАЗВОД? КРИК О ПОМОЩИ!

РОЛЬ САМОЧУВСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ

УСИЛЕНИЕ СТРАХА И СРЫВ ПСИХИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

РЕБЕНОК РЕГРЕССИРУЕТ

ПОСЛЕ ТРАВМЫ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО РАЗВОДА

НАРУШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

ТРОЙСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕСС ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

ЭДИПОВО РАЗВИТИЕ (С ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ)

РЕАКЦИИ ДЕТЕЙ НА РАЗВОД

ЧАСТЬТРЕТЬЯ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕРЕБЕНКА ПОСЛЕ РАЗВОДА

«ЗЛЫЕ МАТЕРИ», «БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЕ ОТЦЫ» И «НАСТРОЕННЫЕ ПРОТИВ» ДЕТИ

«МАМА, Я НЕ ХОЧУ К ПАПЕ!», «ПАПА, Я ХОЧУ ЖИТЬ С ТОБОЙ!»

«РЕБЕНКА НАСТРОИЛИ ПРОТИВ МЕНЯ!»

ЛЮБОВЬ РЕБЕНКА К РАЗВЕДЕННОМУ СУПРУГУ ПРИЧИНЯЕТ БОЛЬ И ВСЕЛЯЕТ СТРАХ

«У ОТЦА ЕМУ МОЖНО ВСЕ, А Я, ПОЛУЧАЕТСЯ, ЗЛАЯ!»

«ПЕДАГОГИЗИРОВАНИЕ» ОТНОШЕНИЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА ПОСЛЕ РАЗВОДА

«РЕБЕНОК ПРИНАДЛЕЖИТ МНЕ!»

ВМЕСТО РАДОСТИ — РАЗОЧАРОВАНИЕ И СТРЕСС

«ОТЕЦ БОЛЬШЕ ГЛАЗ НЕ КАЖЕТ!»

«РАЗВЕДЕННЫЙ» РЕБЕНОК

ОТНОШЕНИЕ К ОТЦУ ПОСЛЕ РАЗВОДА

«МАМА ЗДЕСЬ, ПАПА ТАМ…»

ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — ОТ РЕБЕНКА К ВЗРОСЛОМУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: НОВЫЕ ПАРТНЕРЫ РОДИТЕЛЕЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОРОТКИЙ ЭКСКУРС В ПСИХОАНАЛИЗ ЧТО ТАКОЕ ИНФАНТИЛЬНАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ

О ГЕЛЬМУТЕ ФИГДОРЕ

Австрийскому психоаналитику и психотерапевту Гельмуту Фигдору (Helmuth Figdor) в большой степени принадлежит заслуга возрождения «классической» психоаналитической педагогики.

Им разработаны теоретические концепции, на основе которых в Европе начали работу специальные учебные заведения по подготовке кадров для психоаналитически-педагогических воспитательных консультаций.

Теоретические разработки Фигдора основаны на фундаменте познаний классического психоанализа о детской душе, но в отличие от «классиков» психоаналитической педагогики он ориентируется не на идею «преобразования человека» или «общую профилактику неврозов», а на изменение «воспитательной повседневности», чем дает «старой» науке принципиально новое звучание.

Фигдор — практикующий психотерапевт и его теоретические концепции прочно опираются на эмпирические исследования, обогащенные его многолетним богатейшим опытом работы с детьми и их родителями.

Являясь одним из ведущих специалистов в области проблем разводов, он рассматривает трудности детей неоторванно от душевной жизни родителей, а видит весь комплекс взаимосвязанных переживаний и ставит своей задачей помочь одновременно тем и другим.

Он убежден, что хорошее самочувствие детей неразрывно связано с хорошим самочувствием родителей.

Гельмут Фигдор — член Немецкой и Международной психоаналитических ассоциаций, он — доцент Венского университета и председатель Австрийского объединения «Психоаналитическая педагогика». Являясь экспертом по делам несовершеннолетних при Венском суде, ведет исследования в области проблем ресоциализации молодых людей, совершивших нарушения.

Российскому читателю знакомы многие его работы, опубликованные в журналах: «Вопросы психологии» МГУ, «Психологический журнал», «Психоаналитическая наука и образование», «Московский психотерапевтический журнал», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа» и др.

В 1995 году издательством «Наука» был выпущен его фундаментальный труд: «Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой». В 2000 году издательство Института Психотерапии выпустило его книгу: «Психоаналитическая педагогика».

Эта книга может не только помочь родителям научиться лучше понимать душевную жизнь своих детей, но и стать своего рода «путеводителем» для детских психологов и работников консультаций по воспитанию детей и подростков.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1995 году Диана Видра перевела на русский язык мою книгу «Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой» (издательство «Наука»). Итак, можно задать вопрос, к чему сейчас этот пересказ! На самом же деле я необыкновенно рад данной книге. И это по двум причинам.

Во-первых, моя работа о детях развода — это научный труд.

Хотя я и стараюсь писать понятным языком и как можно более живо, так, чтобы неспециалисты и родители, которых коснулись эти проблемы, тоже могли извлечь для себя пользу, но в первую очередь моя книга, конечно, обращена к специалистам, а именно, к специалистам средней Европы. Поэтому в ней много теории, которая, может быть, не имеет того значения для русских психологов, а также не представляет большого практического интереса для разведенных или разводящихся родителей.

Во-вторых, книга обычно исполняет свою функцию советчика и помощника только тогда, когда она обращена к эмоциям читателя, а для этого требуется особое умение обращения с языком.

Какими словами могу я наилучшим образом выразить его желания, заботы и чувства? Какими словами могу я подвигнуть его к пересмотру собственных побуждений для того, чтобы в нем появились новые силы и он сумел внести изменения в свои действия? Для этого я должен хорошо знать своего собеседника, понимать его образ мышления и его язык. Но эмоциональный язык невозможно просто так перевести, его можно лишь «перенести» в другой язык, в другую культуру, в известном смысле «пересказать» (это как стихи, которые не просто переводятся на другие языки, а для того, чтобы они дошли до сердца читателя, они переписываются или пересказываются заново).

Безусловно, задание это — не просто. В Диане Видра сошлись воедино три счастливых обстоятельства: во-первых, благодаря своим переводам, она очень хорошо знает мои труды, во-вторых, она — и это особенно редкий случай — чрезвычайно хорошо знакома с психоанализом; и, наконец, сама она писательница, и это означает, что язык — это ее стихия.

Пусть же при помощи Дианы Видра как можно большему количеству матерей и отцов удастся избежать бед, которые потом стали бы непоправимыми; пусть родители, озабоченные тяжелыми жизненными обстоятельствами, почерпнут для себя и для своих детей новую надежду; и, прежде всего, пусть детям, благодаря повышенной осторожности своих родителей, с которой те теперь будут подходить к разводу и к своему поведению после развода, удастся пройти этот сложнейший жизненный отрезок, избежав слишком тяжелых и часто непоправимых душевных травм!

Гельмут ФИГДОР

Источник: https://dom-knig.com/read_240903-1

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.