Физика для малышей | Л.Л. Сикорук

Физика для малышей 1983 год скачать Советский учебник

Физика для малышей | Л.Л. Сикорук

Книга награждена Бронзовой медалью ВДНХ СССР

Книгоиздательство: «Педагогика» 1983

Авторство: Леонид Леонидович Сикорук

Формат: DjVu, Размер файла: 17.2 MB

 О «дрожалке» и «пищалке» 10   Как звук сделать громче 17   Зачем зайцу длинные уши 20   Как увидеть свой голос 23   Как аукнется, так и откликнется 29   Первобытный фотоаппарат 50   Как шаги переделать в огонь 68   ЖИДКОСТИ, ГАЗЫ И ТВЕРДЫЕ ТЕЛА   Почему взлетает воздушный шар 76 

 ПРОСТРАНСТВО И ДВИЖЕНИЕ 

 Как в кино делают лилипутов 100 

 Как оживить солдатика 102 

 Кто куда едет 106 

 Солнечные часы 107 

 Вопросы и задания 113 

 ИНЕРЦИЯ И РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ   Как Лёня стал фокусником 118   «Реактивная» консервная банка 121   Игрушка, которая покорила космос 129   Почему взлетает воздушный змей 140   ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ   Как добыть немного электричества 148 

Программа STDU Viewer — это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF ……….. ПОДРОБНЕЕ

 ЗВУК 

      О «ДРОЖАЛКЕ» И «ПИЩАЛКЕ» 

      Таня на кухне готовила обед, Иришка читала книгу, а Лене заняться нечем. Он подошел к чертежному столу. На нем лежала рейсшина — длинная 

      и тонкая линейка для черчения. Лёня сдвинул рейсшину так, что один конец ее свесился со стола, и дернул за него — рейсшина закачалась. Лёня сделал конец покороче и снова дернул — рейсшина затряслась быстрее. Лёня сделал конец еще короче, дернул, а рейсшина как загудит! 

      Пришла из кухни Таня, подошла к столу, повертела в руках рейсшину. Потом она приложила ее к краю стола, прижала ладонью и дернула за кончик — рейсшина загудела. 

      — Ну, конечно, раз дрожит — значит гудит, — сказала Таня. Сделала она кончик короче, дернула — рейсшина задрожала очень быстро и загудела тонким голосом. Сделала кончик подлиннее — рейсшина затряслась медленнее и загудела сердитым голосом. 

      Лёня и Иришка очень внимательно следили за тем, что делала Таня, наконецЛёня сказал: 

      — Выходит, чем короче кончик рейсшины, тем тоньше звук, а чем длиннее кончик, тем звук сердитее? 

      — Выходит, так, — согласилась Таня. — А еще вот что можно придумать… Проволочка есть? 

      — Есть, — сказал Лёня и принес тонкую проволочку. Таня зацепила один конец проволочки за ящик письменного стола и слегка ее натянула. После этого она дернула проволочку посередине — проволочка загудела. Таня натянула проволочку сильнее и опять дернула — проволочка пискнула тоненько.

Таня стала натягивать проволочку то сильнее, то слабее, от этого проволочка пищала то тоненьким, то сердитым голосом. Вдруг Иришка побежала в детскую комнату. Оттуда она вернулась со смычком от скрипки. Стала Иришка водить смычком по проволочке, а Таня натягивать проволочку то сильнее, то слабее.

И все услышали, что получается у них песенка: «Чижик-пыжик, где… ты… был?..» 

      То-то смеху и радости было! А когда успокоились, Таня сказала детям: 

      — Прикоснитесь легонько пальцами к своему горлышку. А теперь закричите! 

      И дети закричали звонко-звонко. Кричат и чувствуют, что горло дрожит. 

      Между прочим, ты тоже можешь проделать все то, что делали Таня, Иришка и Лёня. 

      При проведении экспериментов, описанных в рассказе, обязательно обратите внимание ребенка на то, что звучат только дрожащие предметы. Ребенок может спросить: почему не все дрожащие предметы звучат? Например, если потрясти рукой, то ничего не услышишь.

Дело в том, что наше ухо слышит звук только в том случае, если частота колебаний предмета больше 20, но меньше 16 тыс. колебаний в секунду. Причем чем больше частота колебаний, тем выше звук, который мы слышим. Нужно объяснить детям, что густые «сердитые» голоса называются низкими. Низкие голоса у медвёдей, бегемотов, тигров…

Самый низкий мужской голос называется бас. Самый низкий женский голос — контральто. 

      Тоненькие голоса называются высокими. Высокие голоса у мышей, птиц, зайцев… Самый высокий женский голос называется сопрано, самый высокий мужской голос — тенор. 

      Опыт с рейсшиной можно заменить опытом с ученической линейкой. Прижимать линейку к столу нужно сильно, так, чтобы при дрожании прижатый конец не стучал по столу, иначе это может создать у ребенка неправильное представление о причинах возникновения звука. Нужно добиваться, чтобы линейка издавала бархатистый звук, напоминающий звук контрабаса, когда на нем играют пиццикато (щипком). 

      Опыт с проволочкой и смычком можно провести и без смычка, играя на ней пиццикато. Для того чтобы проволочка издавала звуки различной высоты, ее нужно натягивать с разной силой. После некоторой тренировки вы наверняка сможете исполнить простенькие мелодии. Очень важно, чтобы этот опыт повторили дети. 

      СПИЧЕЧНЫЙ ТЕЛЕФОН 

      Однажды пришел монтер и стал устанавливать телефон. Когда он закончил работу, Лёня сказал, глядя на новенький телефон: 

      Вот бы нам такой! 

      А кому же я этот телефон поставил? Теперь этот телефон ваш. 

      Нам не такой нужен, нам нужен свой, чтобы я мог с завода Иришке в больницу звонить. 

      А где больница и завод? — поинтересовался монтер. Больница на диване, — сказал Лёня, — а завод в нашей комнате. щ 

      Так-так… — задумался монтер. — Спички есть? 

      Есть! 

      — А нитки? 

      — Нитки тоже есть. 

      — Тащите! 

      Монтер вдел в иголку нитку, потом высыпал спички из коробки и проткнул ее донышко иголкой. После этого он выдернул нитку из иголки. А чтобы 

      кончик нитки не выскочил из коробки, привязал к нему спичку. Ко второму концу нитки монтер точно так же прикрепил вторую коробку из-под спичек. Когда он закончил эту работу, подал детям обе коробки и сказал: 

      — Ты, Иринушка, стой здесь, 

      Лёня, беги на свой завод. 

      Взяла Иришка свою коробку и ждет, а Лёня побежал в детскую комнату. Там он остановился, и нитка между коробками натянулась, как струна. Лёня приложил коробку к губам, а Иришка свою — к уху. 

      Иришка, ты меня слышишь? 

      Я тебя и без телефона хорошо слышу. 

      А ты закрой второе ухо рукой, — сказал монтер. 

      Закрыла Иришка второе ухо ладошкой. 

      Иришка! — снова закричал Лёня. 

      Вот теперь хорошо в телефон слышно, — сказала Иришка и приложила свою коробку к губам. 

      Лёня!.. Ой! 

      Что «ой»? — спросил монтер. 

      Пальцу щекотно, — сказала Иришка. 

      А что же его щекочет? 

      Донышко коробки, — говорит Иришка. 

      Значит, дрожит? — спросил монтер. 

      Да, — согласилась Иришка. 

      Донышко дрожит и нитку дрожать заставляет, — добавил монтер.

      А я знаю! — закричал Лёня. 

      Что ты знаешь? — поинтересовался монтер. 

      Бежит дрожь по ниточке к моей коробке и заставляет ее донышко дрожать, и от этого снова получается звук. 

      Правильно. Ну, а когда мы разговариваем без спичечного телефона, как звук моего голоса долетает до твоего уха? Ведь ниточки нет, что же дрожит? 

      Задумались дети. Думали, думали, вот Иришка и говорит: Знаете, это воздух дрожит. Приложите-ка пальцы к горлу. Монтер приложил. 

      А теперь скажите «а-а». 

      А-а-а, — сказал монтер. 

      Чувствуете, как горло дрожит? 

      Чувствую. 

      Ну вот, когда мы говорим, горло дрожит, и от него начинает дрожать воздух, от этого по воздуху, как по воде, волны бегут, только в воздухе их не видно, зато слышно. 

      Ну, что же, молодцы, — сказал монтер и улыбнулся детям на прощание. 

      Сделай и ты телефон из нитки и спичечных коробок. Поговори с кем-нибудь по этому телефону, а потом прикоснись пальцем к нитке. Услышат ли тебя? 

      Почему, если к нитке прикоснуться пальцем, звук до второй коробочки не добегает? 

      При изготовлении игрушечного телефона нужно иметь в виду, что нитка, натянутая между двумя коробочками, не должна касаться никаких предметов, в том числе пальцев, которыми держат коробочку. Надо объяснить детям, что если нитка прикасается к какому-нибудь предмету, то дрожение нитки передается этому предмету и дальше не распространяется. Поэтому во второй коробочке звука не слышно. 

      Вместо спичечных коробок можно взять любые другие коробочки подходящих размеров: из-под пудры, зубного порошка, скрепок. Один мальчик написал мне, что он использовал вместо ниточки тонкую проволочку без мягкой изоляции длиной в сорок шагов. Этот опыт он делал с приятелями на улице, и было очень хорошо слышно. 

      Можно показать детям, что звук распространяется не только по ниточке, но и по другим предметам. Если, купаясь в реке, опустить голову в воду так, чтобы погрузились и уши, то можно услышать звук плещущихся рядом людей, далеко работающего мотора катера и т. п.

      Звук хорошо распространяется в металлах. Чтобы убедиться в этом, можно постучать по отопительной батарее. В соседней квартире этот звук будет слышен очень хорошо. Конечно, не надо злоупотреблять этим опытом, так как звук по трубам передается не только в ту квартиру, куда вам надо, но и во все остальные квартиры тоже. 

      Интересный опыт был описан в письме одной девочки. Ее мама бросала в наполненную водой ванну камушек, а девочка, приложив ухо к стенке ванны, слушала, как распространяющиеся кругами волны начинали плескаться о стенку ванны. Получалась наглядная картина, объясняющая, как звуковые волны распространяются и достигают уха. 

      Надо иметь в виду, что в этом опыте ребенок услышит звук упавшего камня дважды. Сначала он услышит звук, который был передан с помощью звуковых волн, которые в воде, так же как и в воздухе, невидимы и распространяются с большой скоростью.

Потом ребенок увидит обычные волны на поверхности воды, которые кругами распространяются во все стороны от места падения, и, наконец, когда эти волны добегут до стенки ванны, он их услышит.

Нужно объяснить ребенку, что настоящие звуковые волны в воде, как и в воздухе, не видны, а опыт с волнами на поверхности воды вы сделали для того, чтобы лучше понять, как звук распространяется во все стороны в воздухе, в воде и других веществах. 

      КАК ЗВУК СДЕЛАТЬ ГРОМЧЕ 

      Однажды Лёня изобрел новую «дрожалку». Это была расческа. Дернешь за зубчик, а расческа пискнет. Только уж больно тихо. Поднес Лёня расческу к уху, теперь хорошо и громко слышно, да вот беда: Лёня слышит хорошо, а Иришка, которая рисует за столом, совсем не слышит. Приставил Лёня расческу ко лбу, опять только он хорошо слышит.

Наконец, догадался приставить расческу к столу. Дернул зубчик, а расческа как звякнет, громко так. Иришка оторвалась от рисунка и смотрит, что Лёня делает. А Лёня давай приставлять расческу ко всему, что на глаза попадает: к окну, к двери, к пианино…

И всякий раз, как приставит расческу к твердому предмету, расческа пищит громко, а как в воздух поднимет, она пищит слабо. 

      Заинтересовалась этим открытием и Таня. Свернула из листа бумаги рупор и говорит Лене: 

      Приставь-ка расческу к рупору. 

      Приставил Лёня расческу к рупору, дернул за зубчик, и расческа громко пискнула. 

      Вот это да! — сказали в один голос дети. 

      — Почему же с рупором громче получается? — спросила Таня. 

      Не знают дети. 

      Вот Таня и говорит: 

      Когда зубчик дрожит, он воздух вокруг себя колышет, но зубчик маленький и мало воздуха колышет, вот звук и получается тихий. 

      Тут Иришка сказала: 

      — Когда мы расческу к рупору приставили и дернули за зубчик, рупор тоже задрожал, но он большой и воздуха колышет много, вот звук и получается громче. 

      — Что же, и стол дрожит, когда мы к нему расческу приставляем? — спросил Лёня. 

      — Приложи-ка палец к столу, — попросила Таня. 

      Лёня приложил, а Таня рядом приставила расческу. 

      фнула Таня за зубчик и спрашивает: 

      — Ну, что? Дрожит стол или нет? 

      — Немножко дрожит! — удивился Лёня. 

      Иришка, конечно, сразу же принялась объяснять: 

      — Хотя стол от расчески задрожал слабо, он большой и воздуха колышет гораздо больше, чем зубчик расчески, поэтому звук и получается громким. 

      После того как все поняли, почему звук получается громким, дети взяли палку и прибили у ее концов по гвоздику. На гвоздики натянули проволочку, к нижнему концу которой прикрепили рупор. Принесла Таня смычок от скрипки, подала его Иришке и говорит: 

      — Получилась у нас удивительная виолончель. 

      Села Таня за пианино; Иришка взяла в руку смычок, а пальцами другой руки стала прижимать струну-проволочку; Лёня держал рупор, чтобы он не падал на пол. И все вместе принялись играть песенку «Чижик-пыжик». Звук у самодельной виолончели, как рев голодного медведя, которого разбудили зимой. Рычит виолончель, а все равно хорошо получается — громко и смешно!

Источник: https://sovietime.ru/fizika/fizika-dlya-malyshej-1983

Квантовая физика для детей

Физика для малышей | Л.Л. Сикорук

Многие думают, что квантовая физика это какая-то заумь. А между тем слове «квантовый» нет ровным счётом ничего страшного.

Введите описание картинки

Про лесенки и Ивана Ивановича

Все процессы, явления и величины в окружающем нас мире можно разделить на две группы: непрерывные (по-научному континуальные) и прерывные (по-научному дискретные или квантованные).

Представьте себе стол, на который можно положить книгу. Вы можете положить книгу в любое место на столе. Справа, слева, посередине… Куда хотите – туда и положите. В этом случае физики говорят, что положение книги на столе изменяется непрерывно.

А теперь представьте книжные полки. Вы можете поставить книгу на первую полку, на вторую, на третью или на четвёртую – однако не можете поставить книгу «где-то между третьей и четвёртой». В этом случае положение книги изменяется прерывно, дискретно, квантовано (все эти слова обозначают одно и то же).

Окружающий мир полон непрерывных и квантованных величин. Вот две девочки – Катя и Маша. Их рост 135 и 136 сантиметров. Какая это величина?

Введите описание картинки
Рост изменяется непрерывно, он может быть и 135 с половиной сантиметров, и 135 сантиметров с четвертью. А вот номер школы, в которой девочки учатся – это величина квантованная! Допустим, Катя учится в школе № 135, а Маша – в школе № 136. Однако никто из них не может учиться в школе № 135 с половиной, правда?

А вот горка на детской площадке. Дети скатываются с неё вниз – потому что высота горки изменяется плавно, непрерывно.

Континуальный спуск

Теперь представьте себе, что эта горка вдруг (взмах волшебной палочки!) превратилась в лестницу. Скатиться с неё на попе уже не выйдет. Придётся идти ногами – сперва один шаг, потом второй, потом третий. Величина (высота) у нас изменялась непрерывно – а стала изменяться шагами, то есть дискретно, квантованно.

Квантованный спуск

Давайте проверим!

1. Сосед по даче Иван Иванович отправился в соседнюю деревню и сказал «отдохну где-нибудь по дороге».

2. Сосед по даче Иван Иванович отправился в соседнюю деревню и сказал «поеду каким-нибудь автобусом».Какая из этих двух ситуаций («систем») может считаться непрерывной, а какая – квантованной?

Ответ: в первом случае Иван Иванович идёт пешком и может остановиться отдохнуть в абсолютно любой точке. Значит, данная система – непрерывная.Во втором – Иван Иванович может сесть в подошедший на остановку автобус. Может пропустить и подождать следующего автобуса. Но вот сесть «где-то между» автобусами у него не получится. Значит, данная система – квантованная!

Во всём виновата астрономия

О существовании непрерывных (континуальных) и прерывных (квантованных, разрывных, дискретных) величин прекрасно знали ещё древние греки. В своей книге «Псаммит» («Исчисление песчинок») Архимед даже сделал первую попытку установить математическую связь между непрерывными и квантованными величинами.

Тем не менее, никакой квантовой физики в те времена не существовало. Её не существовало вплоть до самого начала 20 века. Такие великие физики, как Галилей, Декарт, Ньютон, Фарадей, Юнг или Максвелл слыхом не слыхивали ни про какую квантовую физику и прекрасно без неё обходились.

Вы можете спросить: зачем же тогда учёные придумали квантовую физику? Что такое особенное в физике приключилось? Представьте себе, приключилось. Только совсем не в физике, а в астрономии!

Загадочный спутник

В 1844 году немецкий астроном Фридрих Бессель наблюдал самую яркую звезду нашего ночного неба – Сириус. К тому времени астрономы уже знали, что звёзды в нашем небе не являются неподвижными – они движутся, только очень-очень медленно.

При этом каждая звезда – это важно! – движется по прямой линии. Так вот, при наблюдениях Сириуса оказалось, что он движется совсем не по прямой. Звезду как бы «шатало» то в одну сторону, то в другую.

Путь Сириуса в небе был похож на извилистую линию, которую математики называют «синусоида».

Звезда Сириус и её спутник — Сириус Б

Было понятно, что сама по себе звезда так двигаться не может. Чтобы превратить движение по прямой линии в движение по синусоиде, нужна некая «возмущающая сила». Поэтому Бессель предположил, что вокруг Сириуса вращается тяжёлый спутник – это было самое естественное и разумное объяснение.

Однако расчёты показывали, что масса этого спутника должна быть приблизительно как у нашего с вами Солнца. Тогда почему же мы не видим этот спутник с Земли? Сириус расположен от солнечной системы недалеко – каких-то два с половиной парсека, и объект размером с Солнце должен быть виден очень хорошо…

Трудная получалась задачка. Одни учёные говорили, что этот спутник представляет собой холодную, остывшую звезду – поэтому она абсолютно чёрная и невидима с нашей планеты.

Другие говорили, что этот спутник не чёрный, а прозрачный, – потому мы его и не видим.

Астрономы всего мира смотрели на Сириус в телескопы и пытались «поймать» загадочный невидимый спутник, а он как будто издевался над ними. Было от чего удивиться, сами понимаете…

Нам нужен чудо-телескоп!

В 1867 году конструктор Элвин Кларк построил телескоп – с объективом диаметром 47 сантиметров; это был самый большой телескоп в США на тот момент. В качестве первого небесного объекта для наблюдений на испытаниях был выбран именно загадочный Сириус.

В такой телескоп люди впервые увидели спутник Сириуса

И надежды астрономов блестяще оправдались – в первую же ночь неуловимый спутник Сириуса, предсказанный Бесселем, был обнаружен.

Однако, получив данные наблюдений Кларка, астрономы радовались совсем недолго. Ведь, согласно расчётам, масса спутника должна быть приблизительно такая же, как у нашего Солнца (в 333 000 раз больше массы Земли). Но вместо огромного чёрного (или прозрачного) небесного светила астрономы увидели… крохотную белую звёздочку!

Эта звёздочка была очень горячей (25 000 градусов, сравните с 5 500 градусами нашего Солнышка) и одновременно крохотной (по космическим меркам), размерами не больше Земли (впоследствии такие звёзды назвали «белыми карликами»). Получалось, что у этой звёздочки совершенно невообразимая плотность. Из какого же она тогда состоит вещества?!

На Земле мы знаем материалы с высокой плотностью – скажем, это свинец (кубик со стороной в сантиметр, сделанный из этого металла, весит 11.3 грамма) или золото (19.3 грамма на кубический сантиметр).

Плотность вещества спутника Сириуса (его назвали «Сириус Б») составляет миллион (!!!) граммов на кубический сантиметр – оно в 52 тысячи раз тяжелее золота! Возьмём, например, обычный спичечный коробок. Его объём – 28 кубических сантиметров.

Значит, спичечный коробок, наполненный веществом спутника Сириуса, будет весить… 28 тонн! Попробуйте представить – на одной чашке весов спичечный коробок, а на второй – танк!

Была ещё одна проблема. В физике есть закон, который называется законом Шарля. Он утверждает, что в одном и том же объёме давление вещества тем выше, чем выше температура этого вещества.

Вспомните, как срывает давлением горячего пара крышку с закипевшего чайника – и сразу поймёте, о чём речь.

Так вот, температура вещества спутника Сириуса этот самый закон Шарля нарушала самым бессовестным образом! Давление было невообразимым, а температура – относительно низкой.

В итоге получались «неправильные» физические законы и вообще «неправильная» физика. Как у Винни-Пуха – «неправильные пчёлы и неправильный мёд».

Голова кругом…

Чтобы «спасти» физику, в начале 20 века учёным пришлось признать, что в мире существует сразу ДВЕ физики – одна «классическая», известная уже две тысячи лет. А вторая – необычная, квантовая.

Учёные предположили, что на обычном, «макроскопическом» уровне нашего мира работают законы классической физики.

А вот на самом маленьком, «микроскопическом» уровне вещество и энергия подчиняются совершенно другим законам – квантовым.

Представьте себе нашу планету Земля. Вокруг неё сейчас вращается больше 15 000 самых разных искусственных объектов, каждый по своей орбите. Причём эту орбиту при желании можно поменять (скорректировать) – скажем, периодически корректируется орбита у Международной космической станции (МКС). Это макроскопический уровень, здесь работают законы классической физики (например, законы Ньютона).

Введите описание картинки

А теперь перенесёмся на микроскопический уровень. Представьте себе ядро атома. Вокруг него, подобно спутникам, вращаются электроны – однако их не может быть сколь угодно много (скажем, у атома гелия – не больше двух). И орбиты у электронов будут уже не произвольные, а квантованные, «ступенчатые».

Такие орбиты физики ещё называют «разрешёнными энергетическими уровнями». Электрон не может «плавно» перейти с одного разрешённого уровня на другой, он может только мгновенно «перепрыгнуть» с уровня на уровень. Только что был «там», и мгновенно оказался «тут». Он не может оказаться где-то между «там» и «тут».

Он меняет местоположение мгновенно.

Введите описание картинки

Удивительно? Удивительно! Но это ещё не всё. Дело в том, что, по законам квантовой физики, два одинаковых электрона не могут занимать один и тот же энергетический уровень. Никогда.

Учёные называют это явление «запрет Паули» (почему этот «запрет» действует, они пока объяснить не могут). Больше всего этот «запрет» напоминает шахматную доску, – если на клетке доски стоит пешка, другую пешку на эту клетку уже не поставить.

В точности то же самое происходит с электронами!

Решение задачи

Каким же образом – спросите вы – квантовая физика позволяет объяснять такие необычные явления, как нарушение закона Шарля внутри Сириуса Б? А вот каким.

Представьте себе городской парк, в котором есть танцевальная площадка. На улице гуляет много людей, они заходят на танцплощадку потанцевать. Пусть количество людей на улице обозначает давление, а количество людей на дискотеке – температуру.

На танцплощадку может зайти огромное количество народу, – чем больше людей гуляет в парке, тем больше людей танцует на танцплощадке, то есть чем выше давление, тем выше температура. Так работают законы классической физики – в том числе закон Шарля.

Такое вещество учёные называют «идеальным газом».

Люди на танцплощадке – «идеальный газ»

Однако на микроскопическом уровне законы классической физики не работают. Там начинают действовать квантовые законы, и это коренным образом меняет ситуацию.

Представим себе, что на месте танцплощадки в парке открыли кафе. В чём разница? Да в том, что в кафе, в отличие от дискотеки, «сколько угодно» людей не войдёт.

Как только будут заняты все места за столиками, охрана прекратит пропускать людей внутрь.

И пока кто-то из гостей не освободит столик, охрана никого не впустит! В парке гуляет всё больше и больше народу – а в кафе сколько людей было, столько и осталось. Получается, давление увеличивается, а температура «стоит на месте».

Люди в кафе – «квантовый газ»

Внутри Сириуса Б, само собой, никаких людей, танцплощадок и кафе нет.

Но принцип остаётся всё тот же: электроны заполняют все разрешенные энергетические уровни (как посетители – столики в кафе), и дальше никого «пустить» уже не могут – в точности согласно запрету Паули.

В итоге внутри звезды получается невообразимо огромное давление, а вот температура при этом – высокая, но для звёзд вполне себе обыкновенная. Такое вещество в физике называется «вырожденным квантовым газом».

Продолжим?..

Аномально высокая плотность белых карликов – далеко не единственное явление в физике, требующее использования квантовых законов. Но пока давайте запомним главное:

1. В нашем с вами мире (Вселенной) на макроскопическом (т. е. «большом») уровне действуют законы классической физики. Они описывают свойства обычных жидкостей и газов, движения звёзд и планет и многое другое. Именно эту физику вы изучаете (или будете изучать) в школе.

2. Однако на микроскопическом (то есть невероятно маленьком, в миллионы раз меньше самых мелких бактерий) уровне действуют совершенно другие законы – законы квантовой физики. Законы эти описываются очень сложными математическими формулами, и в школе их не изучают.

Однако только квантовая физика позволяет относительно внятно объяснить строение таких удивительных космических объектов, как белые карлики (вроде Сириуса Б), нейтронные звёзды, чёрные дыры и так далее.

Это была статья из журнала«Лучик». Если хотите продолжения рассказа о квантовой физике — пишите! И тогда в следующий раз мы поговорим о том, что такое коллапс волновой функции.

Введите описание картинки

«Лучик» — журнал для любознательных школьников и их родителей. Полистать журнал можно здесь. Наш сайт: http://lychik-school.ru/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c1185e39e41d700a981b5c8/5c4ce19312dfeb00ae9f2b05

Физика для малышей

Физика для малышей | Л.Л. Сикорук
milowaЛюбознательные почемучки хотят всё знать. Почему дует ветер? Почему выпадает роса? Что такое молния? И многое другое. Рано или поздно возникает необходимость знакомить малыша с основами физики. Если у вас дома есть свой учитель физики – вам повезло. Если же такового нет, приходится запасаться специальной литературой.

К сожалению, очень давно не переиздавали замечательную книжку Л.Сикорука «Физика для малышей» (М: Педагогика, 1979, 1983), но в любом случае не стоит отчаиваться. На современном книжном рынке найдется несколько пособий, которые помогут вам ответить на многие «почему?» вашего крохи (а заодно и самим узнать что-то новое).

Но помните – физика наука экспериментальная, поэтому не забывайте об опытах, которые помогут ребенку лучше усвоить материал.Для первого знакомства подойдут три пособия «Удивительные превращения» от издательства «Вентана-Граф» из серии «Предшкольная пора»:

Д.С.Златопольский
«Детям о секретах вещества.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет»

Издательство: М: Вентана-Граф, 2008Формат: энциклопедический (примерно А4)Переплет: мягкий, крепление скрепкой

Страниц: 96 (офсет)

Эта книжка рассказывает о различных веществах и материалах (ткань, металл, дерево, камень, песок, бетон, стекло, резина, пластмасса) и их свойствах, о трех агрегатных состояниях веществ и о законе сохранения вещества.

Д.С. Златопольский
«Детям о секретах механики. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет»

Издательство: М: Вентана-Граф, 2010Формат: энциклопедический (примерно А4)Переплет: мягкий, крепление скрепкой

Страниц: 96 (офсет)

Из этой книжки малыши узнают, что такое энергия (в том числе механическая), трение, давление, реактивное движение, инерция, а также познакомятся с некоторыми машинами и механизмами.

Д.С. Златопольский
«Детям о секретах земного притяжения. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет»

Издательство: М: Вентана-Граф, 2008Формат: энциклопедический (примерно А4)Переплет: мягкий, крепление скрепкойСтраниц: 80 (офсет)В книжке подробно рассказывается о том, что такое вес тела, центр тяжести, устойчивость, также объясняется, как преодолеть вес в воде, воздухе и космосе.

Книги Златопольского в Лабиринте:

Помимо трех рабочих тетрадей для дошколят могу порекомендовать еще такую книгу:

А.В.Лукьянова
«Настоящая физика для мальчиков и девочек»

Издательство: М: Интеллект-центр, 2011Формат: энциклопедический (примерно А4)Переплет: твердыйСтраниц: 96 (офсет)Удивительная книжка! Мы как раз сейчас понемногу читаем из нее, по главе в день. Как же просто и доступно в ней рассказано о сложных вещах.

Думаю, именно такие книги способны вызвать громадный интерес к наукам у ребенка.

Обратите внимание на оглавление (см. фото), из него будет понятно, какие непростые темы рассматривает автор: строение вещества, термодинамика, электричество, магнетизм и др.

Очень рекомендуем!

«Настоящая физика» в Лабиринте:

В Рид.ру: Настоящая физика для мальчиков и девочек

Ну и наконец наши самые любимые книжки с физическими опытами и экспериментами от Анатолия Шапиро.

Из аннотации к серии книг «Секреты знакомых предметов» издательства «Речь»: «Киевский учитель Анатолий Израилевич Шапиро был одним из самых знаменитых учителей физики на свете — и уж точно, самым знаменитым на Украине.

Сотни его учеников работают сегодня в ведущих научных лабораториях по всему миру.
И много лет параллельно своей основной работе в физматшколе Анатолий Шапиро вел уроки в начальных классах и занятия с дошкольниками.

Год за годом он все больше придумывал для малышей разных дел и поводов для исследовательских приключений. И писал книги, где россыпью несложных, но загадочных опытов и фокусов, заданий и вопросов, легенд и рисунков, серьезных и шутливых историй стремился дать в руки ребенка первые путеводители в мир самостоятельных открытий.»

«Речь» выпустила 11 тоненьких книжечек с опытами, расскажу об одной (чтобы вы могли составить представление о серии).

А.И. Шапиро
«Лужа»

Издательство: СПб: Речь, 2010Формат: 16 х 19 смПереплет: мягкий, крепление клеем

Страниц: 64 (газетная бумага)

«Секреты знакомых предметов» в Лабиринте:

Книги Шапиро в Озоне:

В Рид.ру: Шапиро Анатолий в книжном интернет-магазине Read.ru ?

|

milowaЭто читала я, Максимка слушал: 1. «Вера и Анфиса» были нам подарены, пришлось читать. Первую часть читали давно, еще в комиксах Чижикова. Продолжение оказалось не очень интересным. Книгу в библиотеке не оставлю.2. «Крокодил Гена» пошел на ура. Правда. мне не очень нравится румяный Чебурашка в исполнении Бордюга, но ребенок сказал, что картинки классные…3. Про «Катю с Манечкой» уже писала, очень хорошая книга.4. Ребенок вдруг захотел русских сказок, сам достал эту книгу и попросил почитать. Я очень люблю эту книжку: там и тексты. и иллюстрации чудесные. Очень рекомендую!5. «Степа и Клепа» не произвели впечатления. Читать было скучно. От зевоты не спасали даже рисунки Карлова…6. «Ребятишкину книжку» читаем уже не в первый раз. Есть любимые стихи, обычно их и перечитываем.7. Именно это издание Заходера читали в первый раз. Максу очень понравилась «География всмятку» (в других сборниках не встречали), после пятнадцатого прочтения он ее уже цитирует наизусть. Очень приятные иллюстрации Бугославской.8. «Алешкины мысли» Рождественского замечательны! Дитёныш сразу полюбил эти стихи и очень нежные иллюстрации Н.Салиенко. Гармоничная книга.9. «Дом переехал» впервые прочитали пару лет назад в двухтомнике Барто с ч/б иллюстрациями. Мелик-Пашаевскую книгу Максимка сам нашел на полке в магазине и потребовал купить. Очень уж ему приглянулся Ротов.10. «Мяу» очень трогательная, но для совсем малышек. Впрочем, нам, большим любителям кошек, она все равно очень-очень глянулась.11. Сборник «В море мылся великан» читался на одном дыхании. Забавные и звонкие стихи, уйма чудесных новых словечек, которые мы теперь с ребенком часто повторяем: «весным-весна», «я с совой совею», «Санька-спанька» и др. Очень рекомендуем!12. «Эмиль» — чудо! Читали с ребенком «в пополаме» — кусочек он, кусочек я. Очень приятные рисунки и скромное, но «со вкусом» издание.13, 14. Две книжки-картинки с рисунками Ингпена изданы великолепно, а вот тексты так себе… После долгих раздумий оставила только «Хранителя снов»…15. «Носорога» я сама подарила себе на ДР — уж очень я люблю книги Силверстайна в исполнении РЖ. Ребенок разделяет мою любовь.16. Л.Яхнин «Сказки» (М: Малыш, 1991). В сборнике две сказки — «Фарфоровый колокол» и «Площадь картонных часов». Это наша вторая попытка подружиться с произведениями Яхнина. Увы, опять не вышло. Видимо, Леонид Яхнин не наш писатель…17. Пушкин «Сказка о золотом петушке» (М: Детлит, 1978), илл. В.Конашевича. Купила по случаю у букинистов эту тоненькую книжку, ребенок увидел и загорелся перечитать. Читали попеременно — страницу он, страницу я. 18. Ю.Фучик, Б.Силова «Буквы из ящика радиста» (М: Детлит, 1975), илл. Н.Кочергина. Я читала и плевалась — очень уж советская сказка оказалась, а ребенку понравилось. 19. Э.Шендерович «Про битвы и сражения» (М: Самокат, 2010), илл. С.Уткиной. Купила ее давно, но положила подальше и забыла. А ребенок нашел и заинтересовался. Теперь одна из любимых. 20. Н.Забила «Катруся уже большая» (М: Детлит, 1966), илл. Е.Яблонской. Немножко опоздали с этой книгой, но все равно очень понравилось. 21. «Сказки народов Севера» (Л: Просвещение, 1991), илл. А.Гусарова. Мой ребенок не очень любит сказки. Но этот сборник — исключение. Перечитываем с периодичностью один раз в квартал. Первую страницу сказки читает он, продолжаю я — вот на такие ухищрения приходится идти, чтобы заставить ребенка читать.А это Макс прочитал сам от начала до конца: Еще мы начали читать «Физику для мальчишек и девчонок» Лукьяновой, но пока осилили только четверть книги. Очень интересно. Рекомендуем!

Источник: https://milowa.livejournal.com/95256.html

Книги по физике для малышей

Физика для малышей | Л.Л. Сикорук

Авт.: Сикорук Л.Л. Изд-во: «Кругозор», 1996г.

Формат: DJVU

Читать книгу: Yandex.ru — Читать

Книга первых шагов в великую науку для самых маленьких физиков, где все обычные, но на самом деле удивительные явления из окружающей их жизни, рассматриваются и объясняются в ходе увлекательных детских игр.

… O ленивых колесах и первобытных фотоаппаратах, о волшебных гвоздиках и спичечных телефонах, о «дрожалках» и «пищалках», об оживлении оловянных солдатиков и добыче электричества …

Играй и читай

Авт.: Кащенко В. Изд-во: «Малыш», 1981г.

Формат: DJVU

Читать книгу: Yandex.ru — Читать

Книга для самых маленьких астрономов, в которой рассказывается о созвездиях, о мифах и легендах, связанных с ними. Ведь еще в далекие времена, когда не было книг, старики, глядя на звезды, рассказывали своим внукам интересные сказания, многие из которых дошли и до нас.

Легенды о созвездиях: Большая и Малая медведица, Волопас, Волосы Вероники, Северная корона, Геркулес, Лев, Гидра, Дракон, Лира, Лебедь, Орел, Стрелец и др.

100 занимательных экспериментов

Авт.: Дж. Андруз, К. Найтон Изд-во: «Росмэн», 2008г.

Формат: DJVU

Читать книгу: Yandex.ru — Читать

Книга для физиков младшего школьного возраста о физических опытах, которые можно сделать здесь и сейчас, не выходя из дома, из подручного материала, взяв все необходимое на своей кухне, конечно, с разрешения мамы.

Об электрических букашках и забавных картинках, о призрачных фигурах и утином кряканьи, о падающих апельсинах и ледяных пальцах, о попрыгунчике и разъяренном чудовище ( … и еще о многом, многом другом не менее интересном).

Малышам о звездах и планетах

Авт.: Левитан Е.П. Изд-во: «Педагогика», 1986г.

Формат: PDF

Читать книгу: Yandex.ru — Читать

Цель книги — в доступной и увлекательной форме дать малышам первоначальное представление о Вселенной, развить их наблюдательность и любознательность. Ребенок, который заинтересуется астрономией, с большим интересом будет изучать природоведение, географию, физику, химию и другие школьные науки.

Умный и добрый гном Кнопкин из папиной вечерней сказки рассказывает, как Солнце путешествует по небу, объясняет — кружок это или шарик, и почему люди когда-то боялись Солнца, о том, сколько звезд на небе, что такое Луна, и можно ли на ней жить…

Космическая азбука

Авт.: В. Радаева, В. Бухарева Изд-во: «Детская литература», 1984г.

Формат: DjVu

Читать книгу: Yandex.ru — Читать

Цель книги — в увлекательной форме дать первоначальное представление о Вселенной, космосе, развить их любознательность.

Серия «Техника для малышей»

Большой мир вокруг тебя полон вопросов. Многие вещи можно потрогать и даже разобрать. А вот что делать с большими «взрослыми» предметами? Когда ты вырастешь, ты сам научишься пользоваться различными машинами. Они будут погать тебе в работе так же, как помогают сейчас твоему отцу или старшему брату. Но для этого тебе обязательно понадобятся книги..

Танки Изд-во: «Росмэн-Издат», 2002г.

Формат: DjVu

Читать книгу: Yandex.ru — Читать

От самого первого в мире танка, построенного в 1916 году, которого солдаты называли чудовищем и дьявольской машиной, которые рвали заграждения, сбрасывали скрученные проволокой бревна … до самой современной боевой машины 21 века, оборудованной пушкой, пулеметом, зенитным пулеметом, установкой для пуска дымовых гранат.

СамолетыИзд-во: «Росмэн-Издат», 2001г.

Формат: DjVu

Читать книгу: Yandex.ru — Читать

От первых самолетов 19 века Отто Лиленталя, отечественного самолета Можайского, первых беспосадочных перелетов через Атлантический океан … до огромных современных мощных пассажирских и транспортных самолетов.

Юный физик в пионерском лагере

Авт.: Перельман Я.И. Ленинград, 1941г.

Формат: DjVu

Читать книгу: Yandex.ru — Читать

Приступая к изучению физики, учащиеся должны уже иметь в памяти некоторый запас элементарных физических фактов. В частности, полезно накопить собственные наблюдения над физическими явлениями. Эта книжечка предназначена для тех, кто еще не проходил школьного курса физика. Она имеет своей целью заинтересовать школьника некоторыми физическими явлениями, повседневно совершающимися в природе.

Маленьким эрудитам

Авт.: В. Романенко
Формат: DjVu

Читать книгу: Yandex.ru — Читать

Это увлекательное путешествие в страну гномов. Сведения о жизни живой природы пополнят знания малышей об окружающем мире и помогут родителям ответить на многие вопросы, интересующие любознательных почемучек.

Гном Людвик выехал на оленях, а гном Лютик на собачьей упряжке. Олени бежали быстрее, чем собаки, но домой гномы приехали одновременно. Как это могло случиться?

В собачьей упряжке бежали три собаки: такса, пудель и спаниель. Это были щенки гномов Орешка, Снежка и Огонька. У Орешка был не пудель, у Снежка не пудель и не спаниель. Какая собака была у каждого гнома?

Воз и маленькая тележка чудес

Авт.: Зубкова Н.М. Изд-во: «Речь «, 2006г.

Формат: PDF

Читать книгу: Yandex.ru — Читать

Можно ли лежать на воздушных шариках? Предложите ребенку встать на воздушный шарик. Ну конечно же, у него ничего не получится. А теперь пусть он попробует сесть на него.

Ну что? Опять ничего не получилось? А теперь спросите у ребенка: «Раз на нем нельзя ни стоять, ни сидеть, может быть, на нем можно лежать?» И лежать тоже невозможно? А теперь сделаем так, чтобы на воздушных шариках можно было и стоять, и сидеть, и лежать! Очень просто! Возьмите большой полиэтиленовый пакет. Лучше, чтобы он был плотным, а не тонким, кроме того, не имел ни одной дырочки. Надуйте столько воздушных шариков, чтобы их можно было уложить в этот большой мешок, и завяжите узел. Теперь на этот импровизированный матрац положите перевернутый вверх ножками детский столик, чтобы его тяжесть распределилась равномерно на всех шариках.

И вот, вуаля! Теперь можно и сидеть, и стоять, и лежать на воздушных шариках!

Сборник задач по физике

Авт.: Григорий Остер Изд-во: «?», ?г.

Формат: PDF

Читать книгу: Yandex.ru — Читать

Физические задачи: 1. Коля и Толя нашли сжатую пружину в пакетике, перевязанном веревочками, и стали эти веревочки развязывать. Тут-то пружина и распрямилась. В результате взаимодействия Толя с хорошей скоростью улетел в одну сторону, а Коля с вдвое большей в прямо противоположную. Укажите, как отличается Толина масса от Колиной?

Ответ: поскольку пружина послала Толю хоть и с хорошей, но вдвое меньшей скоростью чем Колю, Толина масса в два раза больше Колиной, тоже хорошей.

Забавная физика

Авт.: Л. Гальперштейн Изд-во: «Детская литература», 1993г.

Формат: DjVu

Читать книгу: Yandex.ru — Читать

Маятник и трехколесный велосипед Есть у маятника интересное свойство. Оно напоминает известное свойство волчка. Волчок стремится сохранить направление оси вращения. А маятник стремится сохранить направление своих колебаний. Чтобы в этом убедиться, можно сделать несколько опытов. Проще всего, пожалуй, опыт с трехколесным велосипедом. положи его на бок.

Одно из двух задних колес, которое окажется наверху, сможет свободно вращаться. К его ободу подвесь какой-нибудь грузик на нитке. Длина нитки нужна такая, чтобы шарик мог качаться, ни за что не цепляясь. Качни грузик и осторожно, медленно поворачивай колесо, к которому он подвешен.

Ты ясно увидишь, что направление колебаний грузика при этом сохраняется!

Этот опыт можно сделать и с вращающимся стулом.

Гром и молния. Опыты без взрывов

Сост.: Мадера А.Г. Изд-во: «Карапуз», 2000г.

Формат: DjVu

Читать книгу: Yandex.ru — Читать

Живая голова в стакане.Что необходимо подготовить? Стакан с тонкими прямыми стенками. Небольшое зеркало, липкую ленту — скотч.Прикрепи скотчем стакан к лицевой стороне зеркала. Налей доверху воды. Приблизь лицо к стакану и смотри сквозь него в зеркало. Что произошло? Ты увидишь свою уменьшенную голову.

Наклони голову в одну сторону, голова в стакане наклонится совершенно в другую. Если ты моргнешь правым глазом, голова моргнет тоже правым, а не левым, как мы привыкли видеть в обычном зеркале. Сейчас ты видишь свое настоящее изображение в отличие от зеркального, которое все переворачивает слева направо.

Возьмем атом величиной с дом

Авт.: Р. Кошурникова Изд-во: Новосибирск, 1977г.

Формат: DjVu

Читать книгу: Yandex.ru — Читать

Шестилетний мальчик спросил: — Папа, а Земля вертится? -Угу! -Ну, сейчас понятно, как она вертится, а кто ее первый раз толкнул? Папа отложил газету и задумался: а действительно, кто?

Он обратился к энциклопедии, затем — к специальной литературе, затем защитил кандидатскую и докторскую диссертации по космогонии и даже высказал интересную гипотезу о происхождении Вселенной. Но …

Из чего машины сделаны

Авт.: Б. Зубков Изд-во: «Малыш», 1977г.

Формат: DjVu

Читать книгу: Yandex.ru — Читать

Популярно и доходчиво для малышей о винтиках и шпунтиках, рычагах и колесиках, о всем, из чего состоят машины. Люди придумали тысячи разных колес …

А если два зубчатых колеса, две «звездочки» соединить бесконечной цепью, и к каждому звену цепи приделать острый зубчик, то получится пила. Такими пилами теперь спиливают в лесу деревья. А заставляет двигаться цепь-пилу бензиновый мотор.

Следующая страница «Справочники по физике»

Устали? — Отдыхаем!

Вверх

Источник: http://classfizika.ru/bkm.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.