Где она, родина могущественных волхвов?

Содержание

Дары волхвов

Где она, родина могущественных волхвов?

Материал из Азбука паломники

Афон

Дары волхвов — золото, ладан и смирна, принесенные восточными волхвами в дар новорожденному Младенцу Иисусу. Они сохранились до наших дней.

Золото — двадцать восемь небольших пластин разной формы с тончайшим филигранным орнаментом. Ни на одной из пластин орнамент не повторяется. Ладан и смирна — небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти.

Дары волхвов хранятся в ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре св. Павла.

См. также: Туринская Плащаница

Исторический экскурс

О поклонении восточных мудрецов, принесших дары — золото, ладан и смирну — Богомладенцу Христу, рассказывается в Евангелии от Матфея.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.(Мф. 2:9-11)

Родившемуся Богомладенцу Христу три восточных мудреца, называемые также волхвами, принесли богатые дары. Они занимались исследованием небесных светил и однажды увидели удивительную звезду.

Они знали древнее пророчество (независимо от еврейских источников), о том, что приблизительно в это время должен прийти Мессия – Спаситель мира, а на его пришествие должна указать особая звезда. И однажды она появилась на небосводе.

Волхвы поняли, что звезда является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим.

Там восточные мудрецы обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами.

Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары. Предание донесло до нашего времени имена волхвов: Валтасар, Гаспар, Мельхиор.

Хотя, есть другая точка зрения, что волхвов было больше, чем 3.

Евангельский рассказ о принесении даров показывает исполнение ветхозаветного пророчества о том, как язычники принесут свои дары Царю Израиля:«…цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему…»(Пс.

71:10-11) (в христианском толковании здесь Израилем названа Церковь Христова, как новый, духовный, Израиль, должный прийти на смену старому Израилю — еврейскому государству и еврейской церкви.

)Эта фраза имеет отсылку на принесение в дар царю Израиля Соломону подарков царицей Савской как событию-прообразу принесения даров Христу.

Принесённые волхвами дары имеют символическое значение:

  • Золото — царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём;
  • Ладан — дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей»);
  • Смирна — дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа — одним из эпизодов Страстей Господних, увенчавшихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.

Волхвами и их дарами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество.

По преданию, честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они хранились 400 лет. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи.

Потом они попали в город Никею и около шестидесяти лет находились там. Когда из Константинополя был изгнаны латиняне, дары волхвов были возвращены в столицу. После падения Византии в 1453 году их отправили на св. гору Афон в монастырь св.

Павла — передала их туда сербская царевна Мария.

В то время монастырь был славянским (сейчас он греческий). Сербский правитель Георгий Бранкович оказывал ему большую материальную помощь. Дочь правителя — принцесса Мария — стала супругой османского султана Мурада II.

В 1389 году на косовом поле сербы потерпели поражение от несметных полчищ турок и принцесса была вынуждена стать женой сулатана.

Будучи глубоко верующей христианкой, она не упускала ни одной возможности сделать что-то полезное православным храмам или монастырям.

Когда в константинопольской сокровищнице греческих императоров были обнаружены дары волхвов, в сердце благочестивой принцессы созрело решение передать их монастырю св. Павла. Султану она сказала, что для его пышного, утопающего в роскоши двора найденные предметы — не более чем забавные игрушки. В считанные дни был снаряжен великолепный корабль, и принцесса отправилась в плавание.

Зная, что женщинам вход на Афон запрещен, Мария думала, что ей простят ее поступок, потому что она везет великие святыни. Высадившись на берег, она пошла к монастырю. Перед гостьей в ослепительном сиянии возникла величественная дева.

— Кто ты? — строго спросила она.

— Я — сербская принцесса Мария.

— Для чего ты пожаловала в мой удел?

— Я привезла великую святыню, чтобы подарить ее отцу игумену.

— Вход женщинам на Афон воспрещен. Ступай обратно, — сказала прекрасная Дева и исчезла.

Принцесса поняла, что это была Божия Матерь. Она упала на колени и горячо, от всего сердца попросила у нее прощения за свою невольную дерзость. (На том месте, где произошло это чудо, была построена часовня, сохранившаяся до наших дней). Вручив сокровище братии монастыря, Мария вернулась на корабль.

Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря святого Павла. Для поклонения паломников отделяется только 3 части в одном ковчеге.

В 2014 году дары волхвов впервые были привезены в Россию и Украину.

Описание

Дары волхвов — одна из немногих реликвий, связанная с земной жизнью Спасителя, сохранившаяся до сегодняшнего дня.

На сегодняшний день они представляют собой 28 небольших золотых подвесок различной формы, искусно украшенных орнаментом в технике филиграни.

К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити прикреплены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны. Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря святого Павла.

Местонахождение. Доступность для паломников

Монастырь святого Павла (греч. Μονή Αγίου Παύλου) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 14-е место.

Находится на западной стороне Афонского полуострова недалеко от пристани; основан в X веке святым Павлом из Ксиропотама, сыном императора Михаила I.Игумен: архим. Парфений. Тел. (30-377) 23250, 23609 Факс (30-377) 23355 Координаты:40.160341, 24.

28957

Для женщин поклонение дарам волхвов возможно только за пределами Афона, так как пребывание женщин на Святой горе Афон запрещено.{{#yandexmap:Агион-Орос|400|300|cdzMP}}

Ссылки

Волхвы
Поклонение волхвов

Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%94%D0%B0%D1%80%D1%8B_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%B2%D0%BE%D0%B2

Волхв

Где она, родина могущественных волхвов?
др.-рус. ед. ч. вълхвъ

У восточных славян жрецы, служители языческого культа. В христианских преданиях В., цари-волхвы, мбги (греч. magoi, лат. magi), мудрецы-звездочёты, пришедшие поклониться младенцу Иисусу Христу. Евангельское каноническое повествование (только Матф.

2, 1-12) не называет ни их числа, ни имен, ни этнической принадлежности, но ясно, что это не иудеи и что их страна (или страны) лежит на восток от Палестины (см. рис.). По явлению чудесной звезды они узнают, что родился «царь иудеев», мессия, и приходят в Иерусалим, где простосердечно просят Ирода, царя иудейского, помочь им в поисках младенца.

Запрошенные Иродом книжники сообщают, что по древним пророчествам мессия должен родиться в Вифлееме; Ирод отправляет туда В., решив использовать их, чтобы выведать имя своего родившегося соперника. Звезда, к радости В.

, останавливается над тем местом, где находится младенец-Христос; они совершают перед младенцем обряд «проскинезы» (повергаются ниц, как перед восточным монархом) и приносят ему в дар золото, ладан и благовонную смолу — мирру (см. рис.). Вещий сон запрещает им возвращаться к Ироду, и они направляются к себе на родину. Церковные и апокрифические предания добавляют подробности.

Уже Ориген (2-3 вв.) исходит из того, что число В. соответствовало числу их даров, то есть было равно трём, и это становится общепринятой версией (см. рис.). Такое число соотносилось с тремя лицами троицы, тремя возрастами человека, а также с представлением о тройственном делении человеческого рода; по другой версии, получившей хождение в сирийской и армянской традиции, число В.

 — 12 (о символике чисел в мифологии см. Числа; см. также Двенадцать апостолов). Родиной В. в раннехристианской литературе уже со 2 в.

(Юстин) нередко называют Аравийский полуостров, тем самым связывая их как с богатой традиционно- мифологической топикой «Счастливой Аравии», так и с ветхозаветными пророчествами о поклонении иноземцев мессианскому царю Израиля: «цари Аравии и Сабы принесут дары. и будут давать ему от золота Аравии» (Пс.

71/72, 10 и 15); «и придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобой сиянию все они из Сабы придут, принесут золото и ладан, и возвестят славу господа» (Ис. 60, 3 и 6; оба текста упоминают как «свет», соотносимый с образом звезды В.

, так и дары — золото и ладан; из наложения этих пророчеств о приходе «царей», на социальную реальность восточных теократий, где главы жреческой иерархии обычно были местными градоправителями и царьками, возникло представление о «царском» сане В., впоследствии общепринятое). Некоторые особенности аравийских мифов и культов, включавших представление о рождении бога от девы-камня (см.

в ст. Душара), побуждали христиан предполагать у жрецов и «мудрецов» Аравии особое предчувствие тайны рождества. Однако ещё чаще за родину В. принимали персидско-месопотамский ареал (у Климента Александрийского на рубеже 2 и 3 вв.

и позднее); само слово «маги» исконно обозначало членов жреческой касты Персиды и Мидии, но в быту применялось для обозначения месопотамских («халдейских») астрологов; в реальности первых веков н. э. грань между обоими смыслами практически стерлась.

Характерно, что раннехристианское искусство изображало ветхозаветных персонажей, оказавшихся в Вавилоне, то есть Даниила и трёх отроков, одетыми по-персидски (войлочная круглая шапка, штаны, часто хитон с рукавами и мантия), и тот же наряд неизменно даётся В. Персидский царь Хосров II Парвиз (7 в.

), уничтожавший все христианские церкви в Палестине, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества из-за персидского обличья изображённых на ней В. Через Месопотамию В. связывались с воспоминаниями о Валааме и Данииле, которые проповедовали месопотамским язычникам приход мессии (а Валаам говорил о мистической «звезде от Иакова»); через Персию — с культом Митры (описанный выше костюм В.

совпадает с костюмом жрецов митраизма). Представления о персидском происхождении В. дольше всего держались в византийской иконографии; на Западе они были утрачены, В. либо не имели этнических характеристик, либо неопределённо соотносились с арабским или даже византийским Востоком. С наступлением эпохи Великих географических открытий и активизацией миссионерской деятельности в «экзотических» странах В. становятся олицетворением человеческих рас — белой, жёлтой и чёрной, или трёх частей света — Европы, Азии, Африки; эта идея, возможная только для нового времени, всё же связана с исконным взглядом на В. как представителей всего языческого человечества, а также с ещё более древним архетипом тройственного деления рода человеческого. Имена В. в раннехристианской литературе варьируются (у Оригена — Авимелех, Охозат, Фикол, в сирийской традиции — Гормизд, Яздегерд, Пероз, и др.); на средневековом Западе и затем повсеместно получают распространение имена — Каспар, Бальтазар, Мельхиор. Слагаются легенды о позднейшей жизни В.: они были крещены апостолом Фомой, затем приняли мученичество в восточных странах. Их предполагаемые останки были предметом поклонения в Кёльнском соборе.

Дары В. обычно истолковывались так: ладаном почитают божество, золотом платят подать царю, миррой (которой умащали мертвецов) чествуют предстоящую страдальческую кончину Иисуса Христа.

Лит.: Dieterich A., Die Weisen aus dem Morgenlande. Ein Versuch, Lpz. — B., 1911.

С. С. Аверинцев

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Волхвы, С. 5 и далее. Мифы народов мира, С. 1658 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 246 Словарь)]

[править]

— в древнерусской традиции языческие жрецы, звездочеты, чародеи и предсказатели (ср. волхование, волшебство и т. п.). В древнерусских памятниках обличались как лжепророки: способностью предсказывать судьбу (смерть Вещего Олега и т. п.) наделяли волхвов бесы. «Повесть временных лет» (начало XII в.) описывает деяния В. в Ростовской земле и Белозерье во время голода 1071 г.

: те обвинили в голоде «лучших жен» (знатных женщин), которые якобы прятали припасы, и магическим образом доставали из тел этих женщин «жито, либо рыбу, либо белку». Когда В., расправляясь с «лучшими женами», погубили много народу, воевода Ян Вышатич схватил их; во время допроса В.

рассказали ему о творении человека из ветоши, которой Бог утирался в бане: дьявол сотворил человека, Бог же вложил в него душу, поэтому по смерти тело идет в землю, а душа — на небо (см. Антропого-нические мифы). На вопрос воеводы, какому богу поклоняются В.

, те ответили — антихристу, что сидит в бездне (в этом рассказе усматривают влияние богомильской дуалистической ереси, согласно которой сатана, а не Бог является творцом материального мира). Ян грозил В. муками на этом и на том свете, те же отвечали, что воевода не может ничего им сделать, как о том поведали им их боги. Воевода обличил лживость их богов, велев пытать В.

, а затем повесить их на дубе — их трупы растерзал медведь.«Повесть временных лет» описывает также «волхование» кудесника-шамана, которое видел некий новгородец, побывавший у чуди (финских племен севера Новгородчины). Кудесник стал созывать бесов в свою «храмину» и впал в транс (упал, оцепенев), но бесы побоялись явиться в «храмину», так как на новгородце был крест (ср.

позднейшие народные обычаи снимать крест при гаданиях, произнесении заговоров и т. п.).К летописной традиции восходит позднейшая книжная легенда — «Сказание о построении города Ярославля», где рассказывается о волхве — жреце идола Волоса в селении Медвежий угол (с оболонью для выгона скота — Волосовой логовиной).

У идола горел неугасимый огонь — к нему был приставлен волхв, сам обреченный на сожжение, если огонь погаснет. При первом выгоне скота (у славян — весенний Юрьев день) Волосу приносили в жертву тельца и телицу. Жители Медвежьего угла клялись Волосом в верности князю Ярославу, но при появлении князя выпустили на него «лютого зверя» — медведя: Ярослав сразил зверя секирой (ср.

медведя с секирой в гербе Ярославля) и построил на том месте церковь Ильи. Данные книжной легенды повлияли на историографические построения, связывающие языческих волхвов специально с культом Волоса, его зооморфными атрибутами (медведь, шерсть — волосатость) и т. п.Поздние средневековые источники (Стоглав 1551 г. и др.) продолжают обвинять в бесовских действиях В.

и кудесников, под каковыми подразумеваются уже чернокнижники, гадающие по «отреченным книгам» («Волховник» и т. п.), иногда — врачи-иностранцы. Таковым по Псковской летописи (1570) считался врач Елисей Бромелий — «лютый волхв», который был подослан немцами к Ивану Грозному и «на русских людей возложил царю свирепство, а к немцам на любовь преложи».

В книжных легендах (Мазуринский летописец, последняя четверть XVII в.) название р. Волхов связывается с именем старшего сына князя Словена, основателя Новгорода. Волхов был «бесоугодник и чародей»: приняв образ «лютого зверя» крокодила, он поселился на Волхове и пожирал или топил людей. Язычники нарекли его богом — Громом или Перуном: чародей поставил свой городок на Перыни (урочище на р.

Волхов под Новгородом), где стоял идол Перуна. Когда Волхов был «удавлен» бесами, народ с плачем похоронил его под большим курганом; через три дня земля расступилась и поглотила тело крокодила вместе с курганом. В русском фольклоре волшебные свойства приписываются былинному Волху Всеславьевичу, прототипом которого считается полоцкий князь XI в. Всеслав, рожденный «от волхования».Волхвами (волхитами, волшебниками и т. п.) в русской фольклорной традиции именовали знахарей, иногда — колдунов и колдуний.В. Я. Петрухин< SMES

загадка Рождества: кем на самом деле были волхвы

Где она, родина могущественных волхвов?

МОСКВА, 7 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные христиане отмечают сегодня Рождество Христово. В истории этого праздника, несмотря на его общеизвестность, на самом деле много вопросов. Например, кто такие волхвы и что в действительности они подарили Новорожденному? О самых таинственных рождественских персонажах — в материале РИА Новости.

Что за звезда зажглась

Вроде бы прекрасно всем известный библейский эпизод на удивление полон белых пятен. Начиная с вопроса, откуда и зачем пришли к младенцу Христу волхвы. Евангелист Матфей, который приводит историю рождения Спасителя, дважды уточняет: «с востока».

«Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему», — говорят волхвы в Иерусалиме иудейскому царю Ироду Великому.

Не на шутку встревожившийся за свой трон правитель выяснил у них, что некий «Царь Иудейский» родился в Вифлееме. Он попросил волхвов во всех подробностях разузнать о младенце, чтобы затем самому «поклониться ему». Но это было лукавство — Ирод попросту хотел убить возможного потенциального конкурента.

«Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою», — повествует евангелист.

И все. Больше никаких намеков на то, как их звали, кем они были по национальности. Неизвестно даже, сколько их было и вернулись ли они домой.

А между тем сюжет Рождества, несмотря на крохи приведенной в Писании информации, — один из ключевых для христианства. Уже в первые века нашей эры верующие отходят от буквального прочтения Евангелия и начинают в нем искать тайные духовные смыслы — оттого так ценны какие-либо новые подробности того или иного эпизода из жизни Христа.

Царские чародеи

Именно у первых христиан, примерно с III века, начинается масштабное «расследование», которое длится до сих пор: кем были волхвы? Первую важную зацепку дал сам евангелист Матфей.

«В дошедшем до нас древнегреческом варианте Евангелия фигурирует слово magis. На славянский его перевели как «волхвы». Значение этого греческого слова — человек, который занимается какими-то сверхъестественными вещами», — объясняет РИА Новости библеист Андрей Десницкий.

Конкретно эти маги занимались астрологией. Так как в древнееврейской традиции гадание по звездам порицалось, «страна на востоке» вряд ли находится по соседству с Иудеей. Но звезды подсказали волхвам, что родился именно Царь Иудейский — Мессия. Значит, они были знакомы с иудаизмом и его священными текстами.

Единственным местом «восточнее», которое в древности было центром астрологии и астрономии и где жили евреи, историки считают город Вавилон на территории современного Ирака.

В 1998 году американский астроном Майкл Молнар привел косвенные доказательства вавилонского происхождения волхвов: все дело в «вифлеемской звезде», которая возникла на востоке.

Оказывается, «на востоке» — технический термин, использовавшийся древними астрономами для чрезвычайно редкого небесного феномена: в определенный день раз в сотни лет рано утром на восточном горизонте ненадолго появляется планета Юпитер.

Это, по словам ученого, результат того, что Земля в какой-то момент начинает двигаться относительно Солнца быстрее, чем Марс, Юпитер и Сатурн. Этот феномен зафиксировали как раз в Вавилоне, посчитав его «особым, царским знаком».

«Традиция ассоциирует волхвов с Вавилоном и в меньшей степени с Персией. Учитывая, что Междуречье в то время было частью Парфянской державы, можно полагать, что персидским (парфянским) считалось подданство, а вавилонским — происхождение волхвов», — уточняет РИА Новости религиовед Илья Вевюрко.

При чтении Евангелия складывается ощущение, что Ирод чуть ли не командует ими: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Но получив во сне откровение, что к Ироду не надо возвращаться, они идут домой другим путем. Неужели волхвы были настолько беззащитны, что побоялись нарушить повеление чужого царя?

Но ведь снарядить целую экспедицию в далекую страну, да еще захватить с собой очень ценные по тем временам подарки — дело весьма затратное. Так кем же были они по статусу?

«Короли» из Аравии

Оказывается, создание знаменитого на весь мир Кёльнского собора напрямую связано с загадкой волхвов. В нем хранится золотой саркофаг, признанный шедевр средневекового прикладного искусства. Внутри — мощи волхвов, в Европе их называют также «три короля».

О том, что астрологи были далеко не последними людьми в Вавилоне, свидетельствовал еще древнегреческий историк Геродот. Маги были советниками персидского правителя — на основе их прорицаний он нередко принимал важные решения. А однажды, пишет Геродот, маг по имени Смердис и вовсе захватил власть в могущественном Персидском государстве, пока царь Камбис воевал с египтянами.

Вот и некоторые раннехристианские мыслители называют волхвов «правителями». Так, Тертуллиан в III веке писал, что новорожденному Христу поклонились «почти цари». Возможно, он имел в виду властителей одного из небольших государств, разбросанных восточнее реки Иордан.

Впрочем, Тертуллиан допускает, что правители пришли к Спасителю не из Междуречья, а с Аравийского полуострова. Об этом говорит характер поднесенных божественному младенцу даров.

Дары и имена

Золото, ладан и смирну поднесли Христу неспроста. Каждый из подарков полон глубокого смысла.

Золото — дар царю. Ладан — застывшая ароматическая древесная смола — Богу. А смирна — благовонный бальзам для погребения — знак того, что новорожденному Мессии надлежит умереть за человечество.

«Если было три дара, то логично предположить, что их поднесли три человека. Это число дарителей и вошло в традицию», — говорит Андрей Десницкий.

В Средневековье у дарителей появляются имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар.

В древности центром производства ладана было плато Дофар в Омане, что, по всей видимости, и дало жизнь версии об аравийском происхождении волхвов. Впрочем, во времена Христа международная торговля была настолько интенсивной, что ценную смолу можно было купить в той же Иудее — ее использовали священники Иерусалимского храма во время богослужений.

«Чудеса — не главное»

Доподлинно не известна и дальнейшая судьба даров. Церковное предание гласит, что их хранила у себя Богородица. Незадолго до своего Успения (ухода из земной жизни) она передала реликвию иерусалимской общине христиан. В 400 году византийский император Флавий Аркадий перенес Дары волхвов в Константинополь.

От захвативших столицу Византийской империи в 1453 году турок реликвию спасла сербская принцесса Мария Бранкович, в юности выданная замуж за отца покорившего Константинополь султана Мехмеда II. Каким-то образом ей удалось убедить мужа не обращать ее в ислам. После падения столицы Византии она стала собирать христианские святыни, спасая их от разграбления.

А еще Мария Бранкович мечтала посетить Афон, где, согласно монашеской традиции, женщинам находиться запрещено. Но глубоко уважавший свою мать Мехмед II передал ей Святую гору в управление, и в 1470 году она все же решилась посетить это место и привезла с собой несколько реликвий, в том числе Дары волхвов.

Однако до монастыря святого Павла, который был ближе всего к пристани, Мария Бранкович так и не дошла. Почему — загадка. Есть предание, по которому на полпути к обители она услышала голос: «Не приближайся! Отсюда начинается царство иной Владычицы, Царицы Небесной, госпожи Богородицы, предстательницы и охранительницы Святой горы».

А святыня с тех пор хранится в афонском монастыре святого Павла. «Золото, которое волхвы поднесли Христу, выглядело не как банковские слитки. В те времена был обычай дарить отлитые из золота сосуды.

Но в Византии императоры приняли решение переплавить эти сосуды и сделать из них подвески. А ладан и смирну скатали в шарики (их около 70. — Прим. ред.).

И сейчас дары представляют собой 28 золотых пластин, которые, как ожерелье, украшены ладаном и смирной», — рассказывает РИА Новости православный журналист Максим Клименко, неоднократно посещавший Афон.

Поклонение реликвии — незабываемое событие в жизни любого паломника. «Когда прикладываешься к Дарам волхвов, от них исходит ощутимое благоухание, но оно отличается от того аромата, что исходит от мощей святых», — свидетельствует он.

В 2014 году Дары волхвов впервые покинули афонскую обитель: их доставили для молитвенного поклонения в города России, Украины и Белоруссии. С 6 по 30 января в этих странах к святыне приложилось почти полтора миллиона человек.

» ценность этой святыни для нас, православных верующих, заключается не в тех чудесах и исцелениях, которые, безусловно, были. Прежде всего это подтверждение историчности евангельского события», — заключает Клименко.

Источник: https://ria.ru/20190107/1548431360.html

Где она, родина могущественных волхвов?

Где она, родина могущественных волхвов?

Ходят разговоры, что очень непростая была женщина  Арина Родионовна, что нянчила Александра Сергеевича Пушкина и наполнила его тайными языческими знаниями.Какая сокровенная тайна уже два столетия лежит на поверхности, никем не узнанная? Это потрясающе, но речь пойдёт о хорошо знакомой нам со школьной скамьи «Сказке о Руслане и Людмиле»!

Важнейший ключ к источникам ведической тайны – это Финн, старый, разочарованный, усталый, могущественный пророк и волшебник, славянский жрец.Тот, который единственный смог помочь Руслану одолеть могущественного похитителя юных дев —  Черномора.

Почитаем и обдумаем вместе эту гениальное произведение!

Какими способностями обладает Финн?

Добро пожаловать, мой сын!

—Сказал с улыбкой он Руслану.

                                        —Уж двадцать лет я здесь один

Во мраке старой жизни вяну;

Но наконец дождался дня,

Давно предвиденного мною.

Совершенно недвусмысленно, старый Финн – ясновидящий, предсказатель будущего, ведущий отшельнический образ жизни.

Как он приобрёл свои жреческие знания?

Спешил в объятия свободы,

В уединённый мрак лесов;

И там, в ученье колдунов,

Провёл невидимые годы.

Настал давно желанный миг,

И тайну страшную природы

Я светлой мыслию постиг:

Узнал я силу заклинаньям.

Венец любви, венец желаньям!

А что умеют его учителя, у которых финн полностью перенял тайные знания?

К предметам мудрости высокой

Все мысли их устремлены;

Всё слышит голос их ужасный,

Что было и что будет вновь,

И грозной воле их подвластны

И гроб и самая любовь.

Не только предсказания, не только  понимание страшных тайн мироздания,  но и обладание грозной волей, могущей подчинить и жизнь, и разум, и эмоции человека! Какая мощь!

Что касается самого  имени “Финн”, то, помнится, в школе, это было для нас указанием на национальность – финн и есть финн. Но волшебный язык  Александра Сергеевича далеко не столь плоский и простецкий, как кажется. Подобно своему герою – древнему жрецу, Пушкин виртуозно владеет смысловой многомерностью.

Для раскрытия сущности имени и самого героя Финна обратимся к “Мифологическому словарю” 1992 г. издания под редакцией таких авторитетов, как В.М.Макаревич, Е.М.Штаерман, Б.Л.Рифтин:

«“Финн” (от ирландского “тайное знание”), в ирландской мифо-эпической традиции герой; мудрец и провидец».

Следовательно, «природный финн», как старик называет себя, не национальность, а принадлежность к потомственным волхвам, обладателям тайного знания.

И где же, где, эта мифологическая, сказочная родина волшебников?

И вот мы приближаемся к тайне, гениально скрытой учеником ведающей женщины Арины Родионовны. Как известно, лучший способ что – то спрятать – положить на видное место. Вот Александр Сергеевич и спрятал точное указание на родину этого могущественного рода волшебников – в своей сказке, которая и сказка – то наполовину.

Он ясно, как на уроке географии, описал эту территорию.

Но слушай: в родине моей

Между пустынных рыбарей

Наука дивная таится.

Под кровом вечной тишины,

Среди лесов, в глуши далёкой

Живут седые колдуны;

К предметам мудрости высокой

Все мысли их устремлены;

Всё слышит голос их ужасный,

Что было и что будет вновь,

И грозной воле их подвластны

И гроб и самая любовь.

Так как «РЫБАРЬ»(устар.) — это рыбак. (Толковый словарь Ушакова), то речь явно идёт о местности, лежащей около моря, большого количества рек и лесов.

Посмотрим ещё одно на описание его родины, где выделены географические особенности:

Природный финн,

В долинах, нам одним известных,

Гоняя стадо сел окрестных,

В беспечной юности я знал

Одни дремучие дубравы,

Ручьи, пещеры наших скал

Да дикой бедности забавы.

Посмотрите на карту – и многовековая тайна родины волшебников окажется, благодаря гению Пушкина, лежащей на поверхности.

Море, обильные реки и ручьи, спрятанные в дремучих лесах долины, таинственные многочисленные пещеры  — вот она, страна языческих знаний, и этим географическим условиям единственно отвечает скромная северная территория Архангельской области.

Географическая справка по Архангельской области

Русская плита представлена Онего-Двинско-Мезенской равниной, расчлененной на отдельные водораздельные пространства долинами рек Онега, Северная Двина и Мезень.

По протяженности речного фонда рыбохозяйственныхводоемов Архангельская область занимает первое место среди других регионов Северо-Западного федерального округа:

— акватории  вод Белого и юго-восточной части Баренцева морей, длина береговой линии составляет 1325 км;

— речной фонд включает 2945 рек общей длиной водотоков 89399 км, из них 249 рек общей протяженностью 21118 км.являются семужье-нерестовыми и лососево-проходными, 208 рек общей протяженностью 16609 км. – водотоками с обитанием особо ценных биоресурсов федерального значения (сиговые, стерлядь и пр.);

— озерный фонд составляют 223970 озер общей площадью 1663,06 тыс.га, из них 277 озер общей площадью 155,44 га с обитанием ценных анадромных видов рыб.

Пинежские пещеры — уникальное природное явление, привлекающее туристов всего мира. Подземные карстовые гроты и системы Пинежских пещер являются самыми протяжёнными и многочисленными в Европейской части России.В Архангельской области имеется 466 пещер общей длиной 115 км.

ВАрхангельской области сохранились последние в Европе крупные массивы коренных таежных лесов. Специалисты признают первозданные леса Архангельской области необычайно ценными даже в мировом масштабе.

Это статистика, это факты. Добавьте откровения гениального поэта —

 и, вслушиваясь в бессмертные строчки, вспомните все слухи, легенды, которые тысячелетиями веют над этой северной страной.

И, не случайно издательство «Северная Сказка», выпуская книгу «Боги и люди», прежде всего опиралось на древние тайны северной земли

Вслед за гением Пушкина, сказочная форма и простой язык помогает тем, кто может видеть неочевидное, разгадать наследство предков.

Как-то вздумалось лютому Кара-Скипер-Змею в Будущее заглянуть. Известно.любопытство до добра не доводит, но  собрал он своих  шаманов  — кудесников и велел им  узнать, что сбудется  с ним в жизни. Для шаманов — кудесников это дело привычное. Любопытных много.

Взяли шаманы черного петуха  и стали по его внутренности  изучать,  будущее читать. А увидели они гибель ЧерногоСкипер–зверя.  Побоялись они это будущее хозяину своему сообщить, решили проверить, не ошиблись ли они.

  Дождались, когда настало время Черной Луны, взяли черноготеленка  и  стали смотреть, что показывает печень  у этого теленка. Увидели, что не ошиблись, даже   имя, из-за кого Владыка гибель свою  найдет, узнали.

    

Никто  не осмелился к Владыке с докладом идти. А тот уже сердится, поторапливает.   А кудесники отговариваются, что мол, духи враждебные вмешиваются, ответы противоречивые подкидывают. Нужно момент благоприятный выбрать. Дал им еще время Скипер – зверь.                

Дождались кудесники момента, когда светлый лик  Хорса, бога  Солнца, был закрыт тенью темной, привели жеребца  трехлеткучерной масти, без единого белого пятнышка, прочитали заклинания, достали сердце этого жеребца и стали смотреть, каким будет будущее  Кара-Скипер – зверя.  Все сошлось.

И в первый раз, и во второй, и в третий  было видно, что придет погибель Скипер- зверю.  Но еще прочитали они, что  ребенок  этот еще только должен родиться от  Сварога и Лады, светлых богов, и назовут его Перун.  Бросили жребий, кто пойдет докладывать.

Сайт, на котором можно почитать сказки и купить книгу «Боги и люди»

www.севернаясказка.рф

Источник: https://pandoraopen.ru/2012-10-03/gde-ona-rodina-mogushhestvennyx-volxvov/

Кем на самом деле были волхвы на Руси?

Где она, родина могущественных волхвов?

Вера – что это, и существует ли «правильное» истолкования этого феномена? Доподлинно известно одно, человечество всегда стремилось к познанию нового и истолкованию различных явлений. Сегодня этим занимается наука, раньше – волхвы, ведуны и знахари.

Древняя Русь, ее история и народ представляют загадку для современных исследователей. Утверждать что-либо о дохристианской славянской религии достаточно трудно. Ведь сведений о вере наших предков сохранилось очень не много.

Скажи мне кудесник…

Всем известна повесть «О вещем Олеге» из школьной программы. Насколько таинственными были события произведения, разве образ кудесника не представляется волшебником со сверхъестественной способностью предвидеть будущее?

Одним из ярких моментов произведения является встреча князя с волхвом и его пророчество, согласно которому, Олег «примет смерть от коня своего». Впоследствии правитель разлучается с любимым скакуном и только после его кончины приходит посмотреть на «источник своей погибели». Как известно, князь умер вследствие укуса змеи, которая выползла из черепа умершего животного.

Это упоминание о предсказании славянского ведуна доказывает слепую веру в мистические силы волхвов не только простого народа, но и даже князей. Олег немедленно избавился от верного жеребца, пытаясь уберечь свою жизнь, только по одному слову старца.

Кем были волхвы и как они жили?

Согласно сказаниям и поверьям верховные жрецы славянской веры занимали особое место в общине. Каждый из них нес тяжелую ношу просвещения и напутствия людей. К ним обращались за советом, врачеванием и предсказаниями.

Существуют утверждение, что волхвы обладали способностью трансформации в животных и птиц. Так, Всеслав Полоцкий (1029—1101гг.), считался настоящим колдуном, который мог принимать обличия тура, сокола, горностая. Между тем, он был сыном князя. Разве не странно, что таким «загадочным делом» занимался княжеский потомок?

Но, стоит представить себе жизнь наших предков. Они жили в городах и селениях, где благополучие всего народа и каждого его представителя было неразрывно связано с силами природы. Количество урожая, дождя и отсутствие ветров, градов и суровых морозов зимой – это были основные факторы благосостояния и жизни людей.

Не умея объяснить, чем вызывались метели или засуха, жители обращались к волхвам, ища защиты и утешения. Более того, в Древней Руси ведуны выполняли еще и роль современных священников, помогая людям справиться с тяжелыми ударами судьбы.

Чаще всего волхвы жили уединенно в лесах, только иногда приходя в города и села. Но, в любом сложном деле князья обязаны были прислушиваться к воле богов, считаться с мнением волхвов. Этих людей почитали и боялись одновременно. Ведуны могли как излечить и помочь человеку, так и погубить его.

Мудрость жрецов языческой веры не была доступна всем, ее познавали с малых лет и несли всю жизнь. Согласно убеждениям наших предков волхвы передавали людям послания богов и направляли их жизнь в правильное русло.

Обряды, ритуалы и жертвоприношения осуществлялись волхвами. Они также были странниками и музыкантами, играли на гуслях и сопелях.

В песнях и былинах эти умелые рассказчики передавали от поколения к поколению исторические события прошлого.

Встреча новой веры

Приняв решение о крещении Руси, князь Владимир разрушил вековое наследие. Язычество искоренялось в жестокой форме. Волхвов сжигали заживо и истязали пытками. Им приписывали всяческие злодеяния против рода человеческого и называли пособниками дьявола.

А что же народ? Немудрено, что простые люди защищали ведунов и укрывали их. Только представьте, все предыдущие поколения верили в одних богов и поклонялись им, превозносили их мудрость и благодарили за дары. Волхвы часто служили образцом правильной и степенной жизни. И в один миг жрецов стали изгонять из их родных земель, преследовать и уничтожать.

Народ противился переменам и стремился сохранить свои привычные устои, люди не хотели креститься и встречать новую веру, так жестоко им навязанную. Известны факты казни волхвов на костре в 1227 году в Новгороде на дворе самого князя. Правители опасались этих могущественных посланников язычества, они публично казнили их, пытаясь запугать народ.

Но не смотря на все попытки искоренить языческую веру волхвы еще многие столетия существовали и передавали свои знания. Сегодня большинство секретов и умений мудрецов прошлого утеряно и нам остаются только истории и былины о чудесных деяниях языческих чародеев.

Ставьте лайк (

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5cbecfd888da1e00b560966b

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.