География — лучший тренажёр для целостного мышления

Содержание

Развитие мышления: способы тренировки мозга

География - лучший тренажёр для целостного мышления

Мышление можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами.

Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.

Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины.

Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять.

Другими словами, каждый способен
развивать свое мышление, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье.

Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:

Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.

Наглядно-образное мышление и упражнения на его развитие

При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами.

Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно правое полушарие головного мозга. Наглядно-образное мышление не следует путать с воображением, т.к.

в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные.

Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:

  • Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.
  • При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».
  • Проведите несколько мысленных экспериментов: представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.
  • Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.
  • Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?

Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться.

Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель. Посмотрите его вот здесь.

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации.

Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими.

А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает левое полушарие головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и решение головоломок, лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный курс по развитию мышления.

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта.

Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и грамотному выстраиванию речи и суждений.

Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), ведение споров и тренировку интуиции.

Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

  • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, окружность», «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
  • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, что это за текст. Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
  • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний.

Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность быстро переключаться с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

  • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
  • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
  • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
  • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
  • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
  • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их здесь и здесь).

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

  • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
  • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
  • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
  • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
  • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
  • Вспомните какую-нибудь поговорку или изречение, и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
  • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
  • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
  • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
  • Составьте список 100 своих жизненных целей.
  • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – синектику и мозговой штурм. Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по этой ссылке.

В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B/

Развиваем пространственное мышление

География - лучший тренажёр для целостного мышления

В помощь родителям мы составили подборку самых доступных заданий для развития пространственных представлений у ребенка. Но это лишь начало. Самое интересное смотрите дальше!

Простые задания «с бумагой и ручкой» (4+)

  • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
  • повторять узоры, орнаменты и фигуры, состоящие из линий;
  • сравнивать фигуры по размеру и форме;
  • дорисовывать вторую (точно такую же, но в зеркальном отображении) половинку картинки;
  • писать математические диктанты;
  • соединять точки по цифрам;
  • перечерчивать фигуры, внося изменения (например, увеличивая или уменьшая размер, добавляя детали), — или по памяти;
  • зеркально отображать любые рисунки, буквы, цифры;
  • рисовать по инструкции («нарисуй маленький квадрат в правом верхнем углу листа»);
  • проходить лабиринты («помоги зайцу добраться до морковки, но не попасть в лапы к волку»);
  • играть с рамками-вкладышами;
  • составлять узнаваемые предметы (кошку, домик, грузовик) из геометрических фигур разного размера;
  • рисовать чертежи и схемы различных предметов;
  • описывать на картинках местоположение героев и предметов, используя предлоги (в, над, под, между, у);
  • мастерить поделки, в том числе объемные, — требующие активного измерения и соотнесения частей целого.

Главное при выборе — интерес со стороны ребенка.

А.Л. Венгер предлагает стимулировать детское трехмерное мышление с помощью задания «Машина едет по дороге».

На листе бумаги нарисована дорога: она может быть прямой и широкой (простой вариант для «начинающих») или извилистой и узкой. У одного конца дороги нарисована машина, у другого — домик.

Ребенок должен, не отрывая карандаша или ручки от бумаги, «провезти» машину до дома (нарисовать ее траекторию).

Вместо машины может быть бабочка, вместо дома — цветок, а вместо дороги — траектория полета бабочки, изображенная курсивом.

А.Э. Симановский придумал для развития детского объемного мышления упражнение «Попади карандашом в кружки».

Изобразите на листе бумаги (или найдите в интернете шаблон и распечатайте) ряды кружков диаметром 3 мм (для начала можно сделать более крупные кружки), расположите их пятью рядами по 5 кругов в ряду. Расстояние между кружками должно быть одинаковым, например, 1 см.

Ребенку нужно, не отрывая предплечья от стола, как можно точнее и быстрее расставить точки во все кружки. При этом оговорите «методику»: либо точки нужно проставлять слева направо в первой строчке, справа налево во второй и т.д.

; либо пусть ребенок ставит точки сверху вниз в первом столбце, снизу вверх во второй и т.д.

Занимательные онлайн-задания для детей с 5 лет

Увлекательная и понятная ребенку тренировка трехмерного мышления — онлайн-задания и игры. Авторская коллекция заданий с ответами и пояснениями сэкономит родителям десятки часов и освободит от поисков подходящих занятий. Наглядный материал поможет ребенку создавать собственные зрительные образы. Приятный бонус: озвучка заданий помогает ребенку научиться читать.

На сайте ЛогикЛайк более 10 типов пространственных заданий для детей 5-12 лет: плоские фигуры, кубики в пространстве, развертки, отражения… Начать занятия!

Мы создали сотни занимательных задач на развитие пространственных представлений и тренировку объемного мышления. Есть задания «прямого» действия: сравнить фигуры, найти тень, отражение, сосчитать кубики. И комплексные задачи, развивающие в первую очередь, логику и сообразительность, а также пространственное воображение: шахматы, последовательности, алгоритмы.

Такие задания идеально сочетают игровой и обучающий компоненты. Будущий первоклассник будет неосознанно, без усилий, но с интересом, желанием и спортивным азартом тренировать жизненно необходимый навык — пространственное мышление.

Игра «Помести кошку»

Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) — пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик?

Игра «Расставь правильно!»

Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем), дальше (дальше чем), немного вперед, назад, слева от и т.п.

Игра «Метаморфозы»

Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником. Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху, «разрезать» игрушечные гантели пополам и т.д.

Игра «Спецагент на задании»

Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова — указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице — там уже можно задействовать движущиеся предметы.

Игра «Рисунок на спине»

Рисуйте у ребенка на спине различные фигуры, затем предметы — пусть пытается угадать, что вы изображаете.

Игра «Муха»

В нее играют два человека, плюс один «наблюдатель». Игроки представляют — а наблюдатель расчерчивает — игровое поле: решетку размером 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В левом верхнем углу нужно мысленно поместить муху.

Игроки по очереди делают ходы, переставляя муху на разные квадраты, а наблюдатель отмечает эти ходы на игровом поле. Когда наблюдатель останавливает игру, каждый игрок называет квадрат, в котором, по его мнению, находится муха.

Побеждает тот, кто назовет верно.

Игра «Маршрут движения»

Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту). Объясните ребенку, что он — полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите).

Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут «направо» и «налево». Затем «смените роль»: теперь ребенок — диспетчер, который отслеживает траекторию на карте.

В описании маршрута должны появиться слова «вверх» и «вниз».

Игра «Волшебный мешочек»

Сложите в небольшой мешочек различные фигурки — лучше стереометрические (кубик, шарик и др.), но можно и игровые (пирамидки, матрешки и др.). Предложите ребенку на ощупь угадать, что в мешочке.

Объемное, трехмерное, образное мышление, пространственное воображение

Мы постарались немного разобрать отличия в понятиях. Впрочем, если с теорией все понятно, можно сразу перейти к практике.

Пространственное (объемное, трехмерное) мышление — это процесс, при котором человек осознает пространственные характеристики объекта (размер, форму, взаимосвязь компонентов и местоположение) и мысленно совершает действия с этим объектом (например, перемещая или преобразовывая его).

Объемное мышление использует сведения, которые поступают из органов чувств, обрабатывает их, активно используя память и логику. Оно непосредственно связано с образным мышлением, ведь обе разновидности пользуются визуализацией — навыком «нарисовать в уме» картинку.
Выдвигать пространственные гипотезы нам помогает воображение.

Что развивать — трехмерное мышление или воображение?

Отличие в деталях. «Картинка» трехмерного мышления — предельно достоверная. «Продукт» образного мышления чаще воображаемый, искаженный, воспринимаемый сквозь призму собственного опыта или эмоционально-окрашенный (например, если объект нравится — он представляется в воображении более привлекательным).

Пространственное мышление тесно связано с воображением: мы задействуем именно его, когда мысленно меняем, поворачиваем, передвигаем в пространстве трехмерные модели объектов. Мы не видим этих преобразований — но фантазируем о них. Развивая трехмерное мышление у ребенка, родители тем самым стимулируют, дают толчок воображению, в том числе творческому.

Человек от природы наделен трехмерным мышлением, но у одних из нас оно развито лучше, чем у других. По мнению ученых, частично это связано с наследственностью, но иногда — с отсутствием соответствующего опыта и «тренировок». Начинать заниматься можно буквально с 3-5 лет, но необходимо ориентироваться на возрастные этапы развития пространственного мышления.

Как пространственное мышление поможет будущему первокласснику

Умение задействовать объемное мышление, в бытовом понимании — «ориентироваться в пространстве», — навык предельно практический.

Ребенок с развитым пространственным мышлением:

Хорошо ориентируется на местности.

Он быстро запомнит расположение кабинетов в школе, не заплутает в коридорах, самостоятельно найдет выход из торгового центра или музея, будет уверенно чувствовать себя на экскурсиях с классом и при посещениях театра, выйдет на нужной остановке из транспорта (а если совершит ошибку — легко поймет, как ее исправить, и понятно объяснит взрослому, где он находится).

Так называемый топографический кретинизм — не миф, не модный термин и не болезнь, а результат недостаточно развитого пространственного мышления. Чтобы ваш ребенок не «блуждал в трех соснах» с незавидным постоянством, тренируйте объемное мышление с самого детства!

Успешен в спорте. Для многих видов спорта (баскетбол, теннис, футбол, боевые единоборства и др.) нужен хороший глазомер, умение точно и быстро оценить расстояние и взаимное расположение в пространстве объектов — и соответственно рассчитать свои силы.

Знает, где у него что лежит. Люди с развитым объемным мышлением умеют рационально организовать свое жизненное пространство. Ребенок знает, где каждая конкретная вещь — в комнате или в школьном ранце.

Получает хорошие оценки по рисованию и труду.Трехмерное мышление помогает достоверно изображать предметы на бумаге (рисование, черчение, аппликация) и в виде объемных поделок.

Часто выигрывает у сверстников в шахматы, шашки, … а также компьютерные игры (бродилки-стрелялки), тетрис — в результате пользуется заслуженным авторитетом.

Охотно учится. Пространственное мышление помогает представлять процессы, действия, предметы наглядно, в том числе в динамике. Благодаря визуализации процесс любого обучения становится увлекательным, а следовательно — более эффективным.

Любит читать. Или хотя бы относится к чтению по школьной программе без острой ненависти. Трехмерное мышление помогает представлять сюжет, как наяву (или как в кино), и литературные произведения лучше усваиваются.

Сконцентрированный, внимательный и хорошо запоминает информацию. Это приятные побочные эффекты развитого объемного мышления.

Успешно решает задачи по математике, особенно с геометрическим содержанием. В дальнейшем у него не будет трудностей и с черчением, физикой и астрономией. Химия, биология — тоже с большей вероятностью пойдут легко.

Теперь мы уверены, у вашего ребенка не будет проблем с пространственным мышлением. В статье про развитие способностей у детей мы поделились соображениями о других ключевых умениях и навыках, которым стоит уделить внимание уже в дошкольном возрасте.

Источник: https://logiclike.com/math-logic/interesno-polezno/doshkolnik-prostranstvennoe-myshlenie

15 способов развить аналитическое мышление

География - лучший тренажёр для целостного мышления

Человек наделён несколькими типами мышления, но один всегда преобладает над остальными. Аналитическое мышление — последовательное. Люди, склонные к нему, обрабатывают большой блок информации, разделяя его на основные части и поэтапно исследуя каждую составляющую. Для этого они также должны обладать и развитым логическим мышлением.

Аналитическое мышление подразумевает поиск новой информации, её изучение и систематизацию, а также выводы, сделанные на основе полученных данных.

Такой тип мышления требует фактов, детальной проработки вопроса, акцента на мелочах, умения сопоставлять данные и делать выводы. Когда мы говорим о математическом складе ума, подразумеваем именно склонность к аналитическому мышлению.

Человек с аналитическим типом мышления должен уметь:

  • собирать информацию;
  • работать с большим объёмом данных;
  • разделять общую информацию на составные части по определённым критериям;
  • сравнивать данные и находить взаимосвязи;
  • объективно оценивать информацию;
  • мыслить логически;
  • излагать мысли последовательно;
  • работать с фактами;
  • правильно расставлять приоритеты, отделяя главное от второстепенного;
  • мыслить критически (подвергать полученную информацию сомнению);
  • искать альтернативные варианты;
  • делать выводы.

Чем полезно аналитическое мышление

Хорошо развитое аналитическое мышление позволяет своевременно и эффективно справиться даже с самой сложной задачей и найти несколько возможных вариантов её решения.

Человек с преобладающим аналитическим мышлением принимает обдуманные и взвешенные решения, умеет планировать и давать прогнозы своей деятельности.

Сотрудники, наделённые такими качествами, высоко ценятся в компаниях. В любой профессиональной области умение быстро находить достойный выход из сложной ситуации будет преимуществом. К слову, эта способность пригодится и в повседневной жизни.

Как развить аналитическое мышление

Аналитическое мышление можно тренировать и развивать.

1. Решайте логические задачки

Для аналитического мышления важна логика. Если это ваша слабая сторона, то начните тренироваться. Выбирайте сперва простые задачки, постепенно двигаясь к сложным.

2. Решайте математические примеры

Найдите учебник по математике и вспомните школьные годы. Выбирайте сложные примеры, в которых есть переменные величины.

3. Разгадывайте кроссворды

А когда за плечами будут сотни решённых, попробуйте сочинить свой. Это довольно сложно.

4. Решайте головоломки

Собирайте пазлы, разгадывайте ребусы или попробуйте собрать кубик Рубика.

5. Играйте в шахматы

Найдите соперника и вспомните правила игры. Шахматы — отличный тренажёр для аналитического мышления.

6. Читайте книги

Можно выбрать детективы, например, о Шерлоке Холмсе, художественную или специализированную литературу. Задавайте вопросы: почему герой поступил именно так в этой ситуации, что можно было бы сделать ещё?

7. Анализируйте ситуации из повседневной жизни

Тренируйте критическое мышление, сомневайтесь, ищите факты и новую информацию, когда смотрите новости или читаете книгу. Обращайте внимание на детали, смотрите на вещи под новым углом и ищите неочевидные взаимосвязи между самыми разными предметами, сопоставляйте факты.

9. Узнавайте что-то новое каждый день

Выберите тему, которая вам интересна, и находите по одному факту о ней в день.

10. Ищите альтернативы

Не останавливайтесь на одном варианте решения проблемы — ищите ещё. Подумайте, что вы могли упустить, обработайте информацию несколько раз и сделайте выводы.

11. Участвуйте в дискуссиях

Обсуждайте книги, фильмы, исторические события — всё что угодно. Вы услышите мнение другого человека и сможете поделиться своим об одном и том же событии, привести аргументы и потренироваться в последовательном изложении мыслей. Попросите собеседника об обратной связи: пусть расскажет, насколько ваши аргументы были убедительны, а мысли — последовательны.

12. Спрашивайте себя, как устроены окружающие вас предметы

Задавайте себе вопросы о вещах, которые вас окружают, или ситуациях, с которым сталкиваетесь. Почему так происходит, как это работает, из-за чего случается? Отвечайте на них, но не ищите лёгких путей. Разберитесь в проблеме и дайте себе исчерпывающий ответ.

13. Создайте карту мыслей

Интеллект-карта, карта мыслей, ментальная карта (mind map) — это способ визуализации мыслительного процесса. Механика простая: у вас есть ключевая мысль, которую вы ставите в самый центр карты. Пусть это будет «Развитие аналитического мышления».

К ней вы добавляете связанные по смыслу или значимости элементы, например: методы развития, трудности, причины — всё, что кажется вам важным. Затем дополняете карту новыми ассоциативными рядами от каждого элемента.

И перед вами появляется картина вашего мыслительного процесса.

jean-louis Zimmermann/flickr.com

Создать такую карту можно на компьютере, телефоне или планшете при помощи специальных инструментов. Но можно взять и обычный лист бумаги (будьте готовы, что места может не хватить).

14. Записывайте

Ведите ежедневник, в который записывайте свои цели, способы их достижения и результаты. Проводите работу над ошибками, если цели достичь не удалось. Ищите причины и анализируйте.

15. Моделируйте ситуации

Придумайте любую ситуацию, в которой есть проблема, и попробуйте эту проблему устранить. Разработайте алгоритм действий и не останавливайтесь на одном решении — ищите ещё.

Выполняйте упражнения для мозга ежедневно — большинство из них занимают не так много времени и не требуют особых условий. Вы сможете развить аналитическое мышление, если будете соблюдать регулярность и ставить себе сложные задачи.

Источник: https://Lifehacker.ru/analiticheskoe-myshlenie/

Лучшее для развития мозга. Топ 3 моих ценных источника

География - лучший тренажёр для целостного мышления

Рассказываю о трех источниках, как улучшить работу мозга. Это мои ценные ресурсы и лучшее для развития мозга на сегодняшний день для меня: 7 упражнений на развитие активности мозга, 1 уникальный музыкальный источник и 1 игровой многофункциональный тренажер.

Наш мозг постоянно ищет новое. Почему? Новые методики взбадривают наш мозг и побуждают его к активности. Но когда активность повторяется, мозгу становится скучно, развивается лень.

Вот поэтому свежие решения, свежие впечатления так важны. Только так мозг будет опять работать на полную катушку и точно не заскучает, появится мотивация.

Лучшее для развития мозга — это сложные задачи

Мозгу обязательно нужно давать возможность развиваться. Развитие работы мозга позволяет оставаться ему здоровым и полным сил.

Ученые доказали, что простые задания не развивают мозг и никак его не тренируют. То же самое относится и к повторяющимся заданиям.

Например, возьмем кроссворды. Исследования доказали, что кроссворды на самом деле не развивают мозг, потому что из кроссворда в кроссворд нужно решить одну и ту же задачу — написать в клеточках слова. После первого-второго кроссворда мозг уже знает, как все это выполняется и заполняется, и все дело только в начитанности  — чем больше слов ты знаешь, тем больше клеток заполнишь.

Мозг любит решать сложные задачки и чем сложнее задача, тем мозгу интереснее, он развивается. Как только мозг нашел решение задачи, все — ему больше это неинтересно, давай новую сложную задачу.

Новые нейронные связи формируются только благодаря сложным заданиям. Такой фитнес для мозга сравним с тренировками тела в спортзале.

По теме: Спорт и интеллект: зачем нужно заниматься спортом

Как мы тренируем мышцы, так нужно и регулярно тренировать свой мозг.

Разница между гением и бездарем в количестве и разнобразии связей между нервными клетками мозга (нейронами). Чем больше связей, тем более развит наш мозг.

Наукой доказано, человек всю свою жизнь способен создавать новые нейронные связи и укреплять их. Мозг пластичен и поэтому всю жизнь человек может развивать его, при этом нейронные связи формируются автоматически, если есть нагрузка на мозг и он занят делом. Если мозг не тренируешь, нейронные связи не образуются, ухудшается общее состояние мозга.

Нейропластичность нейронных связей находится в основе обучения. Развитие мозга — это процесс создания и укрепления нейронных связей в головном мозге.

Все мы любим, что попроще и полегче. Но на самом деле простые задания это совсем не то, что нужно для развития нашего мозга. Чем сложнее и разнообразнее задания, тем больше нейронных связей создается в мозге и тем успешнее и лучше становимся мы сами.

Лучшее для развития мозга — это книги

Есть прекрасная книга на тему «как работает наш мозг» — Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». В ней описаны механизмы работы нашего мозга. Книга тщательно проработана с научной точки зрения, здесь собран концентрат 20-летних научных исследований.

Автор рассматривает работу мозга с точки зрения науки.

В книге описаны поразительные результаты исследований детей и взрослых, продемонстрированы конкретные выводы работы мозга. Масса примеров и объяснений. Все ситуации рассматриваются и объясняются понятно, с примерами и выводами, подсказками.

Это фундаментальное исследование нашего мозга. И чем раньше вы узнаете о механизмах работы мозга, тем лучше.

Особенно полезна будет книга родителям, чьи дети не хотят учиться в школе. Если вы хотите воспитать успешного ребенка и сами нацелены на личностный рост — читайте эту книгу обязательно.

Поистине уникальная книга, благодаря которой я получила ответы на многие жизненные вопросы.

И еще одна книга.

Если хотите понять, как работает мозг и организм в целом в отношении здоровья, есть книга  Джо Диспенза «Сам себе плацебо: как использовать силу подсознания для здоровья и процветания».

В книге рассматриваются жизненные истории людей, которые смогли излечиться благодаря работе с подсознанием. Разные случаи, разные судьбы.

Очень увлекательное чтиво. Разбирается методика автора и объясняется все с научной точки зрения. То, что описано в книге похоже на чудо, но это чудо люди совершают сами и всему этому есть объяснение автора, который оперирует только научными фактами.

Подобная литература тем мне и интересна, что все это не выдумано, а научно-обоснованно. Факты, говорящие сами за себя. Инструкции, следуя которым можно добиться тех же результатов.

Смотрим и читаем для развития мозгов также: 

Лень, как привычка

Полагаю,  что каждый из нас сталкивался с такой вредной привычкой нашего характера, как лень.

Почему наш мозг склонен лениться? Да потому, что он запрограммирован создавать для нас спокойную жизнь и защищать от стрессовых ситуаций.

Поэтому когда мы находим новые методы и начинаем внедрять их, мозг перезагружается, срабатывает кнопка «опасность — срочно действуй». И мозг начинает активничать.

Этим объясняется, например, почему дедлайны так легко выполнимы или почему срабатывает правило 5 секунд  — мозг воспринимает это как конечную точку срочного исполнения и воспринимает ситуацию буквально так: «Срочно исполни, а то будет плохо».

Но мозг привыкает к таким искусственно-созданным действиям рано или поздно и дальше все сложнее действовать, так сказать, «обманывать» мозг такими способами.

Поэтому, возвращается прокрастинация, сонливость, лень и все побочные продукты нежелания мозга сотрудничать с вами.

В итоге исчезает продуктивность и день идет насмарку.

Что делать?

Рассказываю о трех источниках, которые помогают мне договариваться с мозгом, в том числе, улучшать мои когнитивные способности, а это память, концентрация внимания, мышление, логика.

Благодаря этим способам прогресс у меня наметился также и в изучении английского языка.

Итак, мои

Первое. Мне помогают упражнения для развития головного мозга.

О них я писала в отдельной статье, их несколько и это действительно толковая подборка. Эти упражнения не раз выручали меня, они стимулируют развитие активности мозга. Упражнения серьезные, но выполнять некоторые из них забавно. О них я писала здесь:

Упражнения для развития мозга. Топ 7

Также у меня на блоге есть интересный материал:

Как улучшить работу мозга. 3 лучших способа

Второе. Ежедневно использую игровые тренажеры для развития мозга викиум

Они тренируют мозг и улучшают когнитивные способности (память, мышление, внимание). Уже четвертый месяц я занимаюсь на игровых тренажерах викиум здесь.

Плюс в том, что заниматься можно БЕСПЛАТНО онлайн и абсолютно всем — взрослым, и детям.

Мои результаты:

Да, викиум — это развитие мозга онлайн бесплатно  и это реально круто, что можно получать столько пользы, да еще и бесплатно тренировать свой мозг.

Отличная возможность, используйте ее. Регистрация здесь >>>

В основе тренажеров лежат российские и зарубежные методики тренировки познавательных процессов, научные знания о структуре восприятия, внимания, памяти, мышления. Применяются диагностические инструменты: Таблицы Шульте, Эффект Струпа, тест Корси и др.

Ежедневно сам онлайн-сервис викиум генерирует индивидуальную программу развития на каждый день с возрастающей степенью сложности.

Это позволяет мозгу с одной стороны не заскучать, а с другой — не развиваться однобоко.

Чем сложнее задание, тем больше нейронных связей, тем больше развивается мозг, тем крепче становятся умственные и творческие способности.

Сейчас я на 21 уровне и набрала 374135 нейронов. 

Здесь же на сайте проводятся соревнования, где можно попрактиковаться на скорость и правильность выполнения заданий с другими пользователями.

На сегодняшний день здесь 2 миллиона пользователей. Вау!

Так что заходите и тренируйте свой мозг на игровых тренажерах викиум. Оставляю ссылку на викиум здесь.

Третье. Применяю уникальный музыкальный источник

Это специально научно-созданная музыка, которая помогает сфокусироваться. Это мой мотиватор. Когда необходимо уделить внимание делу, помогает сосредоточиться, поднять уровень энергии и дает невероятный заряд мозгу действовать. Обожаю этот источник «подпитки мозга» и позитива. И это неслучайно, что я нашла его и добавила в свою копилку ценных ресурсов.

Почему именно эта музыка и что в ней особенного?

Речь идет не о той музыке, которая помогает взбодриться или просто мне нравится. Такие музыкальные треки только отвлекают.

Это музыка, которая помогает сосредоточиться. На ютуб много такой музыки, но момент вот в чем — она неэффективна и никак не поможет повысить мотивацию и сконцентрироваться. Да еще и отвлекает чаще всего. Поэтому сама я стала пользоваться англоязычным сайтом Focus@Will.

Для меня он самый эффективный. Даже сейчас, когда я пишу эту статью, в наушниках у меня играет музыка с этого сайта.

Это ресурс буквально захватил мое внимание и интерес мой к нему только увеличивается. Музыка здесь составлена из звуковых волн, выведенных при помощи определенной технологии и перед тем, как музыка размещается на сайте проводится тщательный эксперимент.

Есть у меня этом сайте и любимая функция — можно выбрать жанр музыки, который наиболее подходит для типа мозга, а также для уровня энергии в зависимости от времени суток. Например, утром когда энергия на высоком уровне, можно выбрать секцию «высокая энергия», днем можно выбрать средний уровень энергии и так далее.

Касаемо жанра музыки. Даже несмотря на то, что синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у меня нет, я иногда слушаю музыку, специально разработанную для людей с этим недугом. И моя концентрация увеличивается в 10 раз. Работа именно с такой продуманной музыкой помогает здорово сконцентрироваться.

Вот такие они, три моих ценных источника, лучшее для развития мозга. 

Ну а если говорить в целом, то важно не только развивать способности мозга, но и знать, как он работает.

А также поддерживать свой мозг в тонусе, сохранять ясность ума и заставлять свой мозг работать в полную силу.

Зачем?

Это помогает снизить риск возникновения таких страшных заболеваний, как болезнь Альцгеймера, дислексия и многих других. Новейшие исследования в области неврологии, нейропсихологии уже доказали этот факт.

Так что тренируйте свой мозг, будьте здоровы и полны сил!

Если Вы хотите получать на почту похожие материалы, подпишитесь на рассылку ЗДЕСЬ >>>

Нужна музыка для видео в Инстаграм? Но вы не знаете, как наложить музыку на видео в Инстаграм и где скачать …
«Далее» Рассказываю, как сделать дизайн онлайн бесплатно. В том числе, вы узнаете про дизайн Инстаграм и другие соцсети. А также о …
«Далее» Собрала самые лучшие приложения для видео в Инстаграм, которыми пользуюсь сама. Много протестировала приложений, здесь в подборке только те, которые …
«Далее» Сейчас мне интересно все, что касается Инстаграм. Продвижение Инстаграм бесплатно, в том числе. Поэтому периодически буду выкладывать полезный контент на …
«Далее» Как начать зарабатывать в Интернете? Делюсь своим личным списком сайтов и полезных программ …
«Далее» Речь идет о своем деле, которое будет приносить вам доход и удовольствие. Заниматься любимым делом – это, в первую очередь, …
«Далее»

Источник: https://selftrue.ru/luchshee-dlya-razvitiya-mozga/

Тренажеры для ума

География - лучший тренажёр для целостного мышления

Инвестировать время в собственное развитие не только популярно, в последнее время, но и очень выгодно с точки зрения долгосрочной пользы. Эра интеллектуальных профессий диктует свои правила в современном подходе к отбору кадров, а эффективность потенциального работника или предпринимателя напрямую зависит от степени его умственного развития.

Огромным останавливающим обстоятельством в тренировке памяти или внимания служит необходимость четкого планирования и подбора упражнений, соответственно, дальнейший сбор ресурсов (как материальных, так и информационных), и нужно потратить уйму времени и усилий для этого. Многие не раз собирались «взяться за себя» с понедельника, но он еще для них так и не наступил.

Готовое решение всегда удобно и если у человека нет особенных требований, связанных с определенными отклонениями в развитии, бесплатные онлайн-тренажеры для мышления, памяти или внимания как нельзя лучше подойдут для быстрого старта в саморазвитии.

Много классических игр на мышление доказали свою эффективность на протяжении столетий, однако почти все они требуют партнера.

В то же время современные программы тренировок вобрали в себя только самые действенные упражнения и позволяют заниматься в любое время суток, не подстраиваясь ни под кого.

Для этого даже не обязательно быть за компьютером, так как даже с помощью смартфона вы сможете с пользой провести время в ежедневной поездке на работу и потратить это время с умом.

Для кого тренажеры памяти, внимания и мышления?

Данные тренировочные программы охватывают широкий диапазон сложностей и обладают гибкой настройкой параметров, что позволяет изменять характер и интенсивность нагрузок, в зависимости от ожидаемого результата.

Для дошкольного подготовительного и младшего школьного возраста

Именно в этот период использование специализированных тренажеров активизирует интенсивное развитие памяти, дает ребенку понятие про создание образов, в том числе и абстрактных, а игровая форма упражнений делает процесс развития интересным и увлекательным.

Полученные навыки повышают эффективность освоения новой информации в несколько раз, в связи с чем, ребенок может запомнить и осмыслить больший объем информации. Постепенно повышая степень мыслительной нагрузки с самой минимальной, можно подготовить нервную систему к дальнейшей учебе и избежать стрессового состояния, встречающегося в неподготовленных детей.

Для студентов и людей среднего возраста

Освоив базовые навыки и получив среднее образование, человек начинает накапливать необходимую в дальнейшем информацию в больших объемах и для этого как нельзя кстати специальные тренажеры памяти, расширяющие объем долговременного хранилища и дающие навыки обработки, сжатия и кодирования данных.

Даже находясь на постоянном рабочем месте, каждый, без исключения, нуждается в новых знаниях, навыках и развитии в целом, так как его отсутствие непременно ведет к деградации. Для этого необходимо держать свое мышление в тонусе. Онлайн тренажеры для развития мышления создадут контролируемую нагрузку на центры головного мозга и позволят регулярно заниматься саморазвитием.

Пользу от таких тренировок видно во всех сферах жизни, начиная от продуманного распределения времени, заканчивая эффективным выполнением ежедневных задач. Сконцентрированный работник больше ценится в любой компании, так как совершает гораздо меньше ошибок и всегда способен внести стоящее предложение.

Для пожилого возраста

Окончание своей карьеры и достижение поставленных целей еще не повод оставить прогресс в своем умственном развитии.

Многочисленные исследования показали, что ясность ума в уважительном возрасте сильно зависит от характера и интенсивности нагрузок на память, мышление и внимание.

Активная деятельность головного мозга запускает процесс восстановления и создания новых синаптических связей что благотворно сказывается на интеллекте, умственных способностях и здоровье нервной системы.

Ненавязчивое и приятное времяпровождение за интеллектуальным заданием в онлайн-тренажере не только повысит внимание или сохранит память до глубокой старости, но и по заявлениям врачей поможет избежать некоторых заболеваний головного мозга, таких как болезнь Альцгеймера, основной причиной которой становится бездействие клеток головного мозга в пожилом возрасте.

Как начать тренировки

Итак, вы определились, что польза от вложенного в свое развитие времени целиком оправдана и появилось желание не откладывать тренировки в «долгий ящик» а начать прямо сегодня. Отлично, верное решение! Тогда несколько слов о порядке работы с тренажерами.

Анализ текущего состояния и постановка целей

Для объективного отслеживания результата и грамотного выбора нагрузки пройдите тест на развитие мышления и сохраните свои результаты. Это поможет оценить ваше текущее состояние и даст возможность наблюдать за прогрессом или публиковать его, если вы ведете страницу в соцсетях.

Ежедневные тренировки

Рецепт успеха как всегда прост – постоянство и упорство в тренировках. Ежедневные упражнения на тренажерах принесут желаемый результат очень быстро, даже если их продолжительность будет всего 15 минут в день. Однако не стоит забывать, что такие упражнения должны быть дополнены здоровым, полноценным сном и максимально полезным питанием.

Контроль результата

Регулярно проходя тесты, и анализируя график развития, вы сможете эффективно вносить изменения в настройки тренажеров по необходимости и отслеживать динамику своего интеллектуального роста. Это, кроме всего прочего, мотивирует продолжать регулярные занятия и добиваться новых успехов в саморазвитии.

Источник: https://mozgotren.ru/trenagors

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.