Германия — славянская земля

Славяне в Германии

Германия — славянская земля

На карте Германии очень много населенных пунктов, имеющих русские названия, и это не случайно. В 5-11 веках здесь жили славянские племена, имеющие высокое культурное развитие. Немецкие археологи нашли и занесли в каталог более 700 славянских поселений. На месте некоторых их них сейчас существуют музеи под открытым небом.

Славянская топонимика Германии

На севере и северо-востоке современной Германии раньше проживали славянские племена: ободриты или бодричи, лютичи, руяне, поморяне и некоторые другие.

До сегодняшнего дня существует лишь один славянский народ-сорбы. Об остальных, к сожалению, сохранилось очень мало документов.

Однако названия многих городов и сел Германии говорят о том, что когда-то славяне здесь жили. Многие из этих названий заканчиваются на “ов”, “ин” и созвучны с топонимикой русских населенных пунктов и даже славянских фамилий.

За многие века эти названия претерпели некоторые изменения, однако по ним все же можно судить о масштабах заселения славянами нынешней немецкой территории. Ниже приводятся примеры славянских названий.

Below, Behlow, Bühlow, Belau- это все производные от русского “белова”. Такие фамилии весьма распространены среди славян и значение их всем понятно.

Buckow (Буков), Аlt-Bukow, Buckau. Такое название производно от дерева бук, широко произрастающего в здешних лесах. В других славянских странах есть такие названия в Польше, Словении и в Чехии.

Wolkow- Волков, Grabow-Грабов,, Dolgow-Долгов, Ilow-Илов, Lukow-Луков, Markow-Марков, Mirow-Миров, Pankow-Панков, Turow-Туров-эти и многие другие названия не нуждаются в переводе.

Большинство славянских топонимов расположено в федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания. Кстати сказать, Мекленбург-это искаженное “Миколин Бор”, а Померания происходит от “Поморянии”, то есть от земли, расположенной по берегам моря.

Гросс Раден

На территории Германии на месте бывших славянских поселений созданы музеи под открытым небом. Одним из таких музеев является Гросс Раден, расположенный недалеко от городка Штернбург на берегу озера.

История создания музея

В основу создания музея положены данные, полученные в ходе раскопок 1975—1980 годов под руководством профессора Эвальда Шульдта. Этот ученый внес большой вклад в изучение славянских поселений севера Германии.

Шульдт выпустил монографию по истории славянского племени ободритов-бодричей. Его стараниями на основании данных раскопок был создан музей.

В нем скрупулезно восстановлен облик городища, состоявшего из крепости, окруженной валом и рвом, храма, жилых и хозяйственных построек 9-10 веков.

Славяне: быт и ремесла

Раскопки на месте славянского городища были богаты археологическими находками. Всего их насчитывалось более 14,5 тысяч, в том числе 110 целых керамических сосудов, несколько тысяч костей животных и птиц, железные орудия труда, приспособления ткацкого производства и прочих ремесел.

Внутреннее убранство жилищ славян было просто и функционально. Оно включало место для сна, приготовления пищи и очаг для согревания членов семьи в холодное время года.

Всего на исследуемой территории находилось около 30-40 строений, где располагались жилые постройки, кузница, столярные и ткацкие мастерские, торговая площадь и храм.

Здесь же располагались загоны для скота, земляная печь для приготовления пищи, выпечки хлеба.

Жилые постройки найдены двух типов: плетеные из прутьев и обмазанные глиной, а также сложенные из саманных блоков. Большинство из них были небольшой площади, примерно 20-30 кв. м.

Славянский храм Гросс Раден

В юго-восточной части поселения располагалось культовое сооружение размерами 7×11 м    и высотой около 2,8 м. Его стены были двойными. Внешняя стена слагалась из досок с закругленными окончаниями, напоминающими человеческую голову.

Храм был уничтожен пожаром, однако его остатки хорошо сохранились. Это дало возможность детально восстановить его внешний вид.

После пожара крепость была отстроена на острове, к которому вела мощеная деревянная дорога.

Стены, окружающие крепость, выполнены из бревен в несколько рядов. Толщина таких стен    составляет до 1,6 м. Внутренний диаметр сооружения около 25 м.

Что почем и как добраться

Несмотря на то, что музей расположен в отдалении от самого городка Штернберг, найти его достаточно легко. Дорога снабжена указателями. На расстоянии примерно полутора километров находится стоянка для легковых автомобилей и экскурсионных автобусов. Она бесплатная.

К музею ведет грунтовая дорога. Само современное здание музея представляет собой ничем не примечательное сооружение из стекла и бетона. В нем расположены кассы, сувенирная лавка и выставки находок, полученных в результате раскопок.

К самой экспозиции поселения нужно идти через небольшой лесок. Перейдя по мостику ров и миновав воротную башню, можно попасть непосредственно в славянское поселение.

Музей работает:

  • с апреля по октябрь: с 10 до 17ч 30 м;
  • с ноября по март: с 10 до 16ч 30 м

Цена билета:

  • взрослый-3,50 евро;
  • детский до 18 лет-2,0 евро;
  • семейный-двое взрослых и двое детей-7,0 евро

Кроме регулярных экскурсий, в музее под открытым небом проводятся различные мероприятия: славянские средневековые ярмарки, свадебные и другие обряды, стилизованные музыкальные концерты.

В теплое время года у посетителей есть возможность покататься на ладье по водным просторам озера Гросс Раден.

Итак, дорогие читатели, данная статья открывает цикл рассказов о славянских поселениях на территории немецкого севера. Славяне в Германии-это тема, которая интересна всем, кому дорога история наших предков.

Источник: http://ludmilaeisenach.ru/otdych/slavyane-v-germanii.html

Западная граница расселения славян в Германии. 4. Тюрингия и Бавария

Германия — славянская земля
dr_slabinsky

Детальная проработанность Тюрингии и Баварии на предмет славянского прошлого освобождает от надобности заниматься собственными изысканиями в области топонимики и археологии.

Однако, как ни странно, многие из достоверно славянских областей той же Тюрингии почему-то не вошли ни в одну из известных мне общих немецких карт расселения славян в Германии. Так что сравним и дополним.

I. Тюрингия

По Херрманну западная граница расселения славян проходила по диагонали примерно через половину Тюрингии, так что северо-западная часть её, включая Эрфурт, получались не заселенными славянами.

Что довольно странно, так как именно в западной Тюрингии славянское присутствие очень видно не только по топонимике, но и подтверждается многократными письменными упоминаниями славян в средневековых грамотах.

В 1983 году (за 3 года до последней «редакции» карты славян в Германии) вышло очень хорошее детальное исследование славянских следов в Тюрингии, где впервые были представлены детальные карты славянской археологии, топонимики и упоминаний в источниках.Археологические находки славянских следов в Тюрингии.

Для наглядности нанесём приблизительные границы земли Тюрингия на эту археологическую карту.Даже по этой археологической карте становится видно, что карта Херрманна была не совсем верна, так как славянские находки на западе выходят за Эрфурт, нередки к западу от реки Гера и иногда единично встречаются в бассейне реки Унструт.Однако, самое интересное начинается дальше.

Тюрингия представляет собой крайне любопытный источник для изучения славянского расселения в Германии. Её пример отчётливо показывает, что реальное расселение народа или племени может совсем не совпадать с картой распространения археологической культуры. Для западной Тюрингии сохранилось множество упоминаний о проживании тут славян в церковных документах и грамотах.

Эти же данные подтверждают и многочисленные топонимы хорошо известного типа на «венден» в тех же самых местах. Тут упоминают славян с собственным языком, и сохранявших свою славянскую культуру — немцы чётко отличали их от своих.

Но археологически проследить это славянское заселение оказалось невозможно — материальная культура была одинаковой с немцами, хотя о сильном смешении, и даже полной христианизации, по крайней мере со позднего средневековья, не могло быть и речи.

Удивительно, но карта письменных упоминаний славян в Тюрингии дополняет археологическую карту в пределах Тюрингии просто как «инь и янь». Вся западная Тюрингия оказывается заселена славянами, которых, с точки зрения археологии здесь «не было». Не менее удивительно и другое. Письменных упоминаний о славянах в восточной Тюрингии оказывается совсем не много.

Едва ли не меньше, чем для западной части. Восточнее же реки Заале, в междуречии Заале и Эльстера и восточнее Эльстера, их и вовсе нет. И это в то время, когда археология показывает очень плотное славянское заселение, так что земли эти безусловно можно считать полностью славянскими.

Из чего следует, что отсутствие славянских следов в археологии совсем не обязательно констатирует незаселённость славянами этих земель, а при наличии других свидетельств лишь говорит о том, что материальная культура славян в этих областях слабо отличалась от немецкой.

Очень хорошо пример Тюрингии доказывает и то, что немецкие топонимы на «венден» подразумевали именно славянские поселения, а не происходят от «пастбища» или чего-либо ещё. Как мы увидим на следующей карте, там, где церковные документы, грамоты и хроники упоминали славян в Тюрингии — там как раз и скопления топонимов на «венден».

Легенда:1-4 — славянские топонимы5 — смешанные славянско-немецкие топонимы6,7  — немецкие топонимы на «венден» ( показаны буквой W )Карта упоминаний славян среди владений фульдского монастыря (отмечены значком F ) просто один-в-один накладывается на карту топонимов на  «венден» (отмечены значком W).

Упоминания славян в средневековых грамотах оказываются просто неоценимым источником для изучения истории славян в Германии. Не сохранись они, сейчас о славянах на западе Тюрингии никто бы и не знал. Все эти города и деревни на «венден» преспокойно вывели бы из германского пастбища, в подтверждение приведя археологическую карту — мол не было их тут никогда.

Говоря о славянах в Тюрингии, можно упоминуть ещё и то, что возможно тут проживало два разных славянских племени. На это могут указывать два разных типа славянской керамики, известные в Тюрингии — пражский и рюссенский.распространение пражского и рюссенского типов керамики в Тюрингии.

Лингвистический анализ тюрингской топонимики указывает на то, что ближе всего по языку местные славяне были к лужицким сербам и чехам.

О том, же что славяне в Тюрингии, так долго проживавшие внутри немецкого государства в немецком окружении, тем не менее оставались вполне себе отличным от немцев народом, со своим языком и культурой и следовательно самосознанием, говорят не только письменные упоминания, то и археология. Особенно интересно, что будучи очень рано включены в немецкую империю, они по всей видимости имели там не меньшие права, чем собственно сами немецкие жители ( в отличие от колонизированного в 12 веке немцами Мекленбурга, к примеру), так, что могли сохранять на протяжении веков свои обычаи и культуру. Ниже приведу небольшое резюме на русском языке из исследование большого славянского могильника в Эспенефельде, к юго-западу от Эрфурта.
А вот и карта торгового пути из Киевской Руси в Эспенфельде.Интересно, а как всё-таки называли русские купцы этих тюрингских славян? Немцами поди?)Остаётся только нанести на карту Тюрингию. Всю.Знаком вопроса пометил пока не вовсе не рассмотренные области на юго-западе земли Саксония Анхальт. Но кажется, общая картина более-менее широкого расселения славян в Германии и так становится ясной. За сплошной красной чертой — полностью славянские территории, с несколькими крупными немецкими городами-колониями на них, но практически полностью славянским деревенским населением. Штрихом — территории со смешанным славянско-немецким населением.

II. Бавария.

Безусловно, Бавария — «самая типично немецкая», наиболее всего ассоциирующаяся в наши дни с немецкой культурой у других народов земля Германии.

При упоминании Баварии на ум приходят идилистические картины альпийских лугов, с пасущимися на них коровами, высокие горы на горизонте, мужчины с кожаных штанах и шляпах, распевающие немецкие песни в забавной своеобразной манере «йодль», женщины в народных нарядах, разносящие свежее баварское пиво и бретцели и тому подобное.

Примерно такой Бавария была и в средние века. Но только южная, горная её часть. В северной же половине Баварии в средние века вместо «йодля» пелись скорее протяжные под гусли; пиву скорее предпочитали медовуху, а женщины носили височные кольца — вся северная половина Баварии была заселена славянами. Но бретцели, кстати, были в славянской Баварии.

В виде женских украшений — «бретцелей».Славянские погребения с украшениями в форме «бретцеля» из Словении и Бамберга.Славянские погребения с украшениями в форме «бретцеля» из Словении и аналоги таких украшений, найденные в западной Германии.Карта находок славянских «бретцелевидных» украшений и западная граница расселения славян в Германии.

Богемия, Словения, Бавария…и даже Рейн. Впрочем, как будет показано в следующем посте, ничего удивительного в славянских общинах на Рейне и в самой западной части Германии не было. А карта, кстати, новая, 2012 года, но как видно, она также учитывает не все области.

О славянах в Баварии также сохранилось много самой разной информации — археологические находки, обширная топонимика и множество упоминаний в источниках и грамотах, потому этот вопрос и тут давно уже детально проработан. Далее несколько карт, для общего представления о колличестве славянского населения в северной Бавариии.

Легенда:синий цвет — славянская топонимикажёлтый цвет — смешанная славянско-немецкая топонимикакрасный и зелёный цвета — немецкие топонимы на «венден» и «винден», говорящие о славянском населении.

Славяне в районе Бамберга:красные знаки и названия — славянские археологические находкиоранжевая область — область, известная по письменным источникам, как населённая славянами.

зелёная область — наибольшая концентрация славянской топонимикиКак видим, картина здесь схожая с Тюрингией — славянские области, известные из письменных источников и по данным археологии не сходятся.

Материальная культура славян могла мало отличаться от немецкой в общем , но притом славяне ещё обладали собственным языком, культурой и самосознанием и немцы четко отличали их от своих.

Славяне в северной Баварии:черная точка — славяне, известные по ономастикечерный вертикальный прямоугольник — славяне, известные по письменным упоминаниямбелый горизонтальный прямоугольник — славянские могилы 8-10 вв.Как видно из всех трех карт, плотность славянского населения в северной Баварии была не малой.Интересно, что и тут, будучи длительное время включёнными с немецкое христианское государство, славяне ещё долго сохраняли языческую религию. Так на язычество местных славян епископ Бамберга жаловался ещё в 1059 году. Из Баварии же известно и несколько славянских идолов — «каменных баб».Знаменитые Бамбергские идолы.Идол из Эрбаха, северная Бавария.Славянские украшения из Штайнхёринга в Баварии:

Карту расселения славян в Баварии можно несколько дополнить, проведя её к югу от Дуная от восточной границы до Регенсбурга на западе, и по реке Altmühl — притоку Дуная к северо-западу от Регенсбурга, ориентируясь на славянские погребения и топонимику с последней карты. А также отметить отдельную славянскую общину Geisenfeldwinden к юго-востоку от Ингольштада и юго-западу от Регенсбурга.

Память о славянах в Баварии сохранилась в некоторых славянских заимствованиях, характерных только для местных диалектов. Так например славизмом в баварском является слово «хрен», записываемое как «Kren», вместо употребляемого остальными немцами слова «Meerrettich».

Оригинал взят у nap1000 в Западная граница расселения славян в Германии. 4. Тюрингия и Бавария.

?

|

dr_slabinskyНесколько слов про Дальневосточные тайфуны. Начну с главного — стихийные бедствия на Дальнем Востоке случаются регулярно, практически ежегодно. Москвичам трудно такое представить, но это так. Отнюдь неслучайно Дальневосточные территории при СССР были приравнены к Крайнему Северу, а жители получали зарплату, умноженную на коэффициент. Дальний Восток — это баснословно богатый полезными ресурсами регион, но климат… Последнее время с тревогой смотрю телевизор — затопленные дома, размытые дороги, человеческие трагедии. Переживаю, но… подвиг — это результат чьей-то халатности и головотяпства. Оказались не готовы, прошляпили… Неслучайно, что уже сняли полпреда Ишаева. В свое время, Виктор Иванович Ишаев сделал карьеру на противостоянии Приморскому губернатору Наздратенко, и сумел сделать, казалось бы, невозможное — перетащил Дальневосточную столицу из Владивостока в Хабаровск. Не буду вспоминать подробности этих давних событий. И отрицать то положительное, что сделал Ишаев для Хабаровска, не буду. Напомню только, что сейчас телевизионные репортажи ведут из районов с относительно благополучным климатом. А между тем, в Приморье за семь дней выпала четырехмесячная норма осадков, а в Тернейском районе края — годовая. «В некоторых случаях стихия нанесла ущерб сильнее, чем злополучный тайфун «Джуди» в 1989 году, о котором в Приморье вспоминают до сих пор», — рассказал Президенту губернатор Приморского края Владимир Миклушевсий.

Подробнее на: http://deita.ru/society/primorskij-kraj_11.08.2013_843698_miklushevskij-putinu-stikhija-nanesla-uscherb-silnee-chem-tajfun-dzhudi.html#ixzz2dd8dF5rg

Со времени работы в центре медицины катастроф считаю, что отсутствие на телеэкране в момент самой катастрофы и ликвидации ее последствий — это показатель успешной профессиональной работы.

Если информационный повод есть, а броской телевизионной картинки нет — значит, все службы сработали как положено.

Подробнее про Приморские тайфуны http://primpogoda.

ru/news/pogoda/sem_let_primorskij_kraj_zhivet_bez_tajfunov/

Желаю дальневосточникам как можно скорее ликвидировать последствия стихийного бедствия.

Источник: https://dr-slabinsky.livejournal.com/409360.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.