Глиняные игрушки — столь многое в малом!

Содержание

История возникновения русской глиняной игрушки

Глиняные игрушки - столь многое в малом!

Русская глиняная игрушка свистулька — особый вид русского национального изобразительного искусства. Этот предмет объединял в себе скульптуру, идола, музыкальный инструмент.

Игрушка воплощала в себе лучшие образы представлений людей о труде, жизни, красоте. Они находили выражение в сюжете, форме изделия, символике рисунка.

Свистулька была любимой забавой детей, нередко бывала и объектом поклонения.

История развития народных игрушек из глины в России

История игрушек из глины на Руси длинная. Она появилась задолго до начала нашей эры. Самые старые образцы, найденные археологами, датируются II веком до н. э. В славянских захоронениях VI-XIII веков обнаружены коньки и погремушки. Большее разнообразие найденных изделий относится к Х-ХV векам (свистульки в виде птиц, коньки, бараны, погремушки).

Старинная игрушка из глины была не главным видом работ мастеров гончарного дела. Они лепили из остатков глины фигурки и раздавали их детям для игр и привлечения покупателей. Народные игрушечные промыслы появились гораздо позже, наиболее ярко их особенности выявились к началу ХХ века, обрели свои традиционные названия и стали продаваться как основной товар.

Появление и развитие популярности игрушки из глины связано с народными празднованиями. Так, в давние времена существовал праздник «свистопляска». Это современное слово, используемое сегодня в переносном смысле, раньше обозначало праздник с народными гуляньями и ярмарками, на которых устраивались разные мероприятия:

  • продажа игрушки-свистульки из глины;
  • катания со склонов полых глиняных шаров, изготавливаемых специально для свистопляски.

Празднование свистопляски было в течение некоторого времени приурочено к поминовению солдат, убитых во время ошибочной атаки союзнического отряда другого русского войска под Вяткой в 15 веке. Праздник заканчивался гуляньем, в котором использовалось множество глиняных свистков. Со временем содержание праздника изменилось, он превратился в обыкновенное гулянье.

Способ извлечения звука

Звук глиняных свистулек возникает за счет наличия в них полой воздушной камеры, имеющей сферическую форму. Камера не должна сминаться в процессе работы. В ней производят одно основное и одно вспомогательное отверстие, а также боковые, которые позволяют извлекать звуки разных тонов.

Центры промыслов глиняной игрушки

Народные промыслы глиняной игрушки-свистульки в России сформировались к началу 20 века, тогда и появились центры мастеров. Прославились более всех дымковские, филимоновские, абашевские и петровские, каргопольские и жбанниковские, карачунские и петровские, романовские и тульские, старооскольские и солецкие, сапожковские и плешковские, хлудневские и ковровские.

Глиняные игрушки-свистульки разных регионов России отличаются разнообразием:

  • люди;
  • животные — дикие, домашние и фантастические;
  • птицы — домашние и певчие;
  • композиции из нескольких фигур.

Различные виды глиняных игрушек России объединял рисунок. Он чаще всего формировался за счет использования двух элементов: линии и ритмического рисунка. Так как глиняные предметы были воплощением проявлений жизни народа, в них ритм являлся одним из основных составляющих.

Дымковская

Материал для этого промысла — ярко-красная глина, которой богата Вятская земля. Она перемешивается с мелким речным песком.

Фигурки обжигают при температуре +850°C и покрывают белилами до нанесения рисунка (первоначально их роль выполнял мел, разведенный молоком). Оригинальный рецепт краски — темпера, разведенная яйцом и квасом.

Вместо кисточек в старину использовались палочки и перья. Традиционные элементы рисунка: клетки, полосы, круги, линии точек. Поверх наклеивались ромбы из потали или сусального золота.

Для дымковского промысла характерны следующие сюжеты: няньки с детьми, водолей, баран с позолоченными рогами, скоморох, барыня и др.

Филимоновская

Филимоновская игрушка существует более 700 лет. Родиной ее является Одоевский район, деревня Филимоново. Рисунки на глине, подобные наносимым на изделия, были найдены на предметах, которых относят ко времени верхнего палеолита. Они были найдены под поселком Одоев.

Лепкой филимоновских фигурок занимались в старину женщины и девушки. Девочки начинали учиться ремеслу в 7 лет. Для филимоновских изделий использовали особенную жирную породу глины — синику. Пластичностью глины обусловлены плавные формы игрушки.

После обжига глина меняет цвет на белый. Расписывать получившиеся изделия стали не сразу, только в 19 веке, когда появились анилиновые краски. Основой для краски было яйцо, позже добавился ацетон.

На фигурках чередуются традиционно желтые, красные (малиновые) и изумрудные (зеленые) полосы. Символичен орнаментальный рисунок. Елочка была символом Дерева жизни, рисунки в форме круга и ритмичный орнамент с треугольной композицией были символами солнца и плодородия.

Глиняная игрушка барыня была одним из характерных для филимоновской традиции сюжетов. Она была символом Матери-природы, берегиней, символом жизни. Популярны были фигурки всадников. Всадник символизировал защиту, солнце и свет.

Абашевская

Абашевская игрушка появилась в Спасском уезде ныне Пензенской области. Село Абашево издавна славилось своими мастерами. Сюжетные образы абашевского промысла включают домашних животных, птиц, оленей, всадников и др.

Наиболее прославившийся мастер Ларион Зоткин создавал образы собак, медведей, сказочных львов.

Абашевские животные нередко принимали фантастический образ. У них удлиненные туловища, длинная шея. Олени украшены рогами, форма которых напоминает Дерево жизни. Краски использовались яркие, с элементами золота.

Петровская

Народная глиняная игрушка России петровская получила название от соответствующего названия деревни, которая находится в 60 км от г. Кострома.

При подготовке материала используются два вида глины: жирная порода и тощая. Фигурка покрывается свинцовым суриком и после обжига приобретает характерный зеленоватый цвет.

Игрушка из глины кот, лягушка, петух со сказочным обликом, люди, предметы быта (например, самовар) — характерные сюжеты.

В советские времена многие секреты гончарного искусства были утеряны, но сегодня мастера восстанавливают народные промыслы игрушки из глины, теоретические основы, практические приемы этого вида народного творчества.

В мастерской петровского мастера Михаила Шумарова размещаются музей и сувенирная лавка. Презентация экспонатов стала возможной благодаря стараниям самого автора.

В галерее представлены его работы, а также работы старых петровских мастеров.

Бывают в музее и туристы, и искусствоведы, которых интересует народная глиняная игрушка, презентация и мастер-класс — наиболее частые мероприятия, которые проводятся для детей и взрослых.

Источник: https://igrushkovo.ru/istoriya-russkoj-glinyanoj-igrushki/

Жбанниковская игрушка: в чём её своеобразие?

Глиняные игрушки - столь многое в малом!

Жбанниковская игрушка — самобытный промысел. Получил он своё название от деревни Жбанниково Городецкого района Нижегородской области. Здесь и в окрестных сёлах (Проскурино, Роймино, Рыжухино и других) создаются удивительные изделия. Есть предположение, что гончарное ремесло развивалось в тех краях с XIII века. Однако сам промысел сложился в начале XX столетия.

Традиции и творческий поиск

Жбанниковские игрушки — чаще всего свистульки. Но предназначались они отнюдь не только для детских игр. По народным поверьям, свист отгоняет злых духов и привлекает добрых. А ещё звучащие фигурки использовали зазывалы на ярмарках. Столь своеобразные музыкальные инструменты с весёлым голосом как нельзя лучше помогали создать праздничную атмосферу и заинтересовать товарами.

Мастера не останавливались на достигнутом, а находились в активном творческом поиске. Особенно ярко это проявилось в 20−30-е годы XX века. Стали появляться достаточно сложные сюжеты.

Они нередко брались из окружающей действительности. Умельцы трудились над образами всадников, солдат, крестьянок. Иногда создавались целые скульптурные композиции.

Жбанниковская игрушка
Сайт «Русские художественные промыслы»

Но ряд персонажей сохранился с момента появления промысла. В их числе — конь, олень, баран, петух и даже фантастические существа. Стилизованные фигурки — очень примечательные произведения народного творчества.

Это то наивное искусство, в котором по-детски непосредственный взгляд на мир соединяется с умением глубоко проникать в суть явлений.

Передаётся не столько реальный облик животного, сколько та символика, которой наделён образ в народном сознании.

У каждого персонажа — своё значение. Например, петух — символ Солнца, мечты о счастье. Олень с его причудливо-ветвистыми рогами олицетворяет Мировое Древо, которое объединяет все сферы бытия. А в быту он нередко выступает символом изобилия и плодородия. Конь — очень многогранный образ. Он соединяет в себе олицетворение добра, силы, устремлённости вперёд.

Грациозные силуэты

Жбанниковская игрушка имеет в своей основе пирамиду, полую внутри. Из неё вытягиваются ножки, голова и сам свисток. Отверстия делаются при помощи палочки-стека — они позволяют фигурке звучать. Поверхность глиняной игрушки тщательно выравнивается — мастера следят, чтобы на ней не оставалось следов лепки. Затем изделие высушивается на воздухе и обжигается в печи.

Наступает черёд росписи. Прежде использовались масляные краски, сейчас чаще темперные. Вначале идёт работа над фоном. Нередко изделие полностью покрывается тёмной, почти чёрной краской. Символически это связано с цветом земли и олицетворяет плодородие. А ещё придаёт игрушке особую грацию, даже элегантность.

Но иногда для фона берутся другие цвета. Здесь также прослеживается символика. Например, красный цвет олицетворяет тепло, синий — небо, жёлтый — богатый урожай и достаток в доме, зелёный — здоровье и рост. Некоторым деталям придаётся серебристый оттенок при помощи алюминиевого порошка.

Поверх фона наносится рисунок. Для жбанниковской игрушки характерен растительный орнамент. Но иногда мастера прибегают к своеобразному приёму: краски накладываются простыми тычками при помощи куска поролона. Пятна получаются непохожими одно на другое, и это подчёркивает неповторимость каждого изделия. На последнем этапе фигурку покрывают лаком.

Мудрость природы

В разные годы над созданием игрушек трудились многие мастера. Среди наиболее известных имён — Макар Белов, Василий Дудкин, Степан Сироткин, Трифон Потатуев, Ларион Потатуев, Прасковья Тимофеева.

Их творчество позволило сохранить народные традиции. Произведения представлены в музеях, украшают также различные частные коллекции. Персонажи у каждого мастера получались своими, но при этом стиль промысла всегда узнаваем.

Жбанниковская свистулька П.С. Тимофеевой
Источник

В 2017 году в Государственном Дарвиновском музее в Москве проходила выставка «Сказочная страна Нижегородия». На ней были представлены образцы изделий народных промыслов, в том числе жбанниковские игрушки. Экспозиция вызвала живой интерес посетителей.

«Природу украшать не надо, но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей», — сказал Исаак Левитан.

Эти слова справедливы не только для живописи. Суть природы, её глубокая мудрость — это то, что вобрало в себя народное искусство. Причудливые изделия сохраняют в себе отголоски древних традиций и взглядов на мир. Глина как будто оживает, и зрители соприкасаются с удивительной тайной.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/91349/

Глиняные игрушки. Глиняные игрушки — свистульки. Роспись глиняных игрушек

Глиняные игрушки - столь многое в малом!

Русская глиняная игрушка являлась частью жизни народа на протяжении многих веков. Искусство изготовления таких вещиц и традиции ремесла передавались из поколения в поколение. Эти, казалось бы, безделушки являются воплощением красоты, труда и образа жизни русского народа.

История происхождения глиняных игрушек

На территории нашей страны археологами были найдены наиболее древние глиняные игрушки, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры. Они представляли собой погремушки, различную посуду и маленькие глиняные подобия орудия труда.

При раскопках (Москва, Рязань) были найдены игрушки и более позднего происхождения. Они носили культовое значение и были изготовлены в виде фигурок людей, птиц, коней. Создавались эти игрушки посредством лепки из глины и последующего обжига в печи.

Иногда их украшали росписью и покрывали глазурью.

История глиняной игрушки стремительно развивалась. Ее производство в 17-18 вв. быстро нарастало. Фигурки стали изготавливаться специально для продажи на весенних ярмарках. Глина – пластичный и мягкий материал. Она была пригодна не только для формирования посуды.

Из нее лепили всевозможные игрушки-свистульки, образы людей, птиц, зверей, грематушки (погремушки) и многое другое. Каждый мастер обладал своим стилем и манерой лепки и украшения изделия.

При Алексее Михайловиче в качестве сувениров и подарков такие вещицы охотно стал закупать царский двор.

В то время глиняные игрушки лепили все, от мала до велика. Занимались этим по большей части в осенне-зимний сезон, когда времени, свободного от сельских забот, было предостаточно. И по сей день народная игрушка из глины не теряет своей актуальности. Созданная во всевозможных вариациях формы и цвета, она обладает волшебным умением привносить в дом уют, тепло и хорошее настроение.

Народная глиняная игрушка: различия по происхождению и методу изготовления

Игрушки могут различаться по составу глины, взятой для поделки, и по манере лепки, свойственной тому или иному виду изделий. Лучше всего лепятся образы из жирной глины.

В основном она используется для изготовления филимоновских игрушек.

Каждому изделию свойственны определенные формы и цветовая гамма, которые зависят от вида глины, найденной в определенной местности, и ее пластичных свойств.

Глиняные игрушки, изготавливаемые ранее, представляют собой особую отрасль гончарного ремесла, сохранившуюся и по сей день. Выразительность и простота — главные критерии лепки этих изделий народными мастерами.

Большой известностью пользуются российские керамические игрушки: абашевские, каргопольские, дымовские, филимоновские и др. Это ремесло получило свое распространение по многим странам мира.

Своим названием эти поделки обязаны своему месту происхождения, городу Каргополь Архангельской области, а точнее деревням вокруг него. Именно там поначалу крестьянами создавались игрушки из наиболее доступного в этих местах материала – глины.

Довольно интересна история возрождения этого промысла. По отношению к другим видам мастерства, возрождение которых было организовано в советские времена, искусство каргопольской игрушки в России в какой-то момент было практически утеряно.

Однако некоторые образцы изделий удалось сохранить и донести до наших дней благодаря Ульяне Бабкиной. Она смогла дать вторую жизнь некогда исчезнувшему виду ремесла.

Глиняные игрушки, фото которых представлены ниже, отражают всю индивидуальность и особенности мест своего происхождения.

Особенности внешнего вида каргопольской игрушки

Каргопольские поделки, по сравнению с другими их сородичами, отличаются своим достаточно архаичным видом. Тем не менее они достаточно узнаваемы по своему типажу, стилю и росписи.

Сюжеты делятся условно на 2 категории:

  • Сюжетные игрушки, демонстрирующие деревенский образ жизни, а также воссоздающие сказочные сюжеты. Тематика может быть абсолютно разной – «Девушка за стиркой», «Рыбаки», «Тройка лошадей» и тому подобное.
  • Старинные типы – всевозможные животные, полкан (человек с телом коня), берегиня (женщина с голубями в руках).

Важнейшей обрядовой темой данных игрушек является «женщина-мать», прообразами которой являются животворящие силы «матери — сырой земли» и солнца. Любимым образом среди каргопольских мастеров является женская фигурка «Бобка».

Современными мастерами могут быть придуманы новые сюжеты с сохранением признаков каргопольской игрушки. Это только множит и без того богатое изобилие образов таких поделок.

Если следовать всем традициям, расписанная игрушка представляет собой выбеленную фигурку, разукрашенную разными цветами, но без всякого глянца и лишних деталей. Несмотря на разнообразие красок, оттенки, в том числе и яркие, выглядят достаточно приглушенно. Роспись лица достаточно простая.

Присущие узоры

Роспись глиняных игрушек является довольно простой, однако берет она свое происхождение из далеких времен. Здесь можно увидеть прямоугольники, овалы, ромбы, штрихи, полоски, крапинки, косые кресты. Набор красок в основном состоит из коричневого, охристого, черного, зеленого, кирпично-красного и голубого оттенков. Реже добавляются серебряная и золотая краски.

Глиняные свистульки: их значение и поверья

В качестве детской забавы глиняные игрушки-свистульки стали восприниматься сравнительно недавно. Ранее, во времена языческих богов, эти фигурки носили магическое значение. Их использовали для отпугивания нечистой силы.

Пинежский заговор гласит, что игрушка способна переманивать на себя болезни. Такую же цель имели и различные свистульки. Их часто лепили в виде различных животных и птиц, которые, в общем-то, и являлись традиционной темой русских народных игрушек.

В Тульской области существовали поверья о том, что свистульки могли снять порчу с человека и вернуть ее на того, кто ее послал. Те или иные виды фигурок могли избавить от различных хворей. Как правило, их расставляли напротив окна для защиты ребенка от зла и болезней.

В 19 веке в Вятке проводился древний обряд с применением игрушечной свистульки, призванный изгонять злые силы и привлекать добрые. Этот праздник носил название «Свистопляска» или «Свистунья». В эти дни взрослые и дети свистели в глиняные свистульки, предавались танцам и веселью.

В чем заключается индивидуальность поделок из глины?

Рассматривая все работы ранних и современных мастеров, в том числе и зарубежных, можно увидеть обильное разнообразие свистковых поделок.

Это зависит от многих факторов, в том числе и от пичужки – инструмента для прокалывания отверстия в игрушке. По длине все инструменты практически одинаковы — от 80 мм до 100 мм.

Однако сечение может быть весьма разнообразным – круглым, овальным или прямоугольным.

Пичужка каждого мастера — это его личный инструмент, изготовленный им самим, поэтому техника у всех разная, и результат, соответственно, отличается от других. Тем не менее известны способы изготовления свистулек абсолютно без каких-либо приспособлений, где в ход идут только руки.

Значение поделок в современном мире

Изготовление глиняных игрушек — это индивидуальный процесс для каждого человека. Очень полезны подобные занятия в школьных кружках. С их помощью можно вызвать в детях интерес и любовь к мировой культуре, развить моторику рук, художественный вкус, натренировать усидчивость, настойчивость и терпение.

Свойства глины, применимой для изготовления игрушек

Несложно догадаться, что глиняные игрушки, в том числе свистульки, изготавливаются из глины. В природном виде ее можно встретить различных цветов, но обычно после обжига она меняет свой цвет на белый или красный. Поэтому ее стали называть «беложгущаяся» или «красножгущаяся».

Месторождения глины

Красножгущаяся глина имеет наибольшее распространение. Она, как правило, встречается на берегах озер и рек, оврагов и склонов. Также ее можно найти на строительных площадках при рытье котлованов.

Но следует знать, что природная или живая глина не всегда пригодна для изготовления поделок, так как в ней часто содержатся всевозможные примеси – мелкие камни, песок и тому подобное. Глина с содержанием песка до 5% называется «жирной», а та, в которой доля песка доходит до 30%, именуется «тощей».

Чтобы изготовить качественную свистульку, следует брать материал средней жирности (10-15%).

Подготовка материала к работе

Глиняное тесто, или керамическая масса, представляет собой смесь, прошедшую определенный технологический процесс, после которого она готова к изготовлению гончарных изделий. В промышленных масштабах для этого применяются специальные машины – прессы, грохоты, шаровые мельницы и пр. Но для изготовления ее в небольшом количестве весь процесс можно упростить.

Этапы технологии:

  • Набрать в карьере глину. Небольшой ком материала следует предварительно обжечь в печи, чтобы убедиться в его пригодности к работе.
  • На чистой поверхности разложить комки и высушить.
  • Далее размельчить их и удалить имеющиеся примеси щепок, камней, былинок и т. п.
  • В измельченную массу добавить воду из расчета три части жидкости и одна часть глины. Раствор тщательно размешать.
  • Дать массе отстояться, пока на дно не осядет наиболее тяжелая часть (камни с песком). Оставшуюся осветленную воду следует осторожно слить.
  • Вычерпать средний слой глины и погрузить ее в гипсовую ванну или ведро.
  • Дать смеси подсушиться до состояния густого теста, тогда во время работы она не будет прилипать к рукам.
  • Вымесить глину с целью удаления лишних воздушных пузырьков.
  • Качество материала можно проверить следующим образом: скатать жгут с диаметром 15-20 мм, согнуть его не спеша пополам. Если место перегиба осталось гладким, без трещин или практически без них, значит, эта масса пригодна для изготовления свистулек.
  • Для надежного сохранения получившуюся массу поместить в целлофановый пакет и герметично его закрыть. В таком виде глина может сохраняться на продолжении нескольких месяцев. В подсохший комок можно добавить небольшое количество воды и перемять его тщательно.

Если в ваших планах — изготовить всего лишь пару свистулек, постарайтесь использовать доступный вам материал без вышеописанной предварительной обработки.

Глина из некоторых месторождений уже готова к применению.

Если не получается подготовить материал перечисленными способами, тогда его можно приобрести на предприятиях, занимающихся изготовлением керамических изделий, в художественных лавках или онлайн-магазинах.

Источник: https://FB.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek

Филимоновская роспись игрушки: история, особенности, элементы

Глиняные игрушки - столь многое в малом!

Современная мода – это скорость, быстрая сменяемость и мощная эксплуатация мотивов прошлого. Совсем другое дело искусство, протяженностью в столетия: концептуальное, самобытное, хрупкое. Пример такого творчества – филимоновская роспись. Об исторической подоплеке промысла, о самых интересных технических моментах росписи и об уникальности местной игрушки читайте далее.

История ремесла

В Тульской области, в Одоевском районе началась история одного промысла – в селе Филимоново мастерицы стали делать игрушки с интересной фактурой и необычной росписью.

Гончарное дело развивалось в Филимоново веками, а все благодаря жирной, очень пластичной глине. Природный ее цвет темно-синий, отчего местные называли ее «синькой». После обжига глина становилась белой или чуть розоватой.

Мужчины делали посуду, а женщины – игрушки-свистульки.

Согласно одной легенде в селе появился беглый преступник Филимон: он и научил местных делать глиняные фигурки.

Он был первым или нет, узнать точно нельзя, но очевидно, что в середине 19-ого столетия здесь начали делать глиняные игрушки.

Промыслом занималась вся семья: у мужчин ловко получалась посуда, жены и невестки помогали им, а девочки и бабушки «специализировались» на лепке и росписи игрушек.

Возникновение промысла в 19 веке – это, скорее, не его начало, а новый виток, пик популярности. По сведениям ученых филимоновский промысел насчитывает не меньше семи столетий.

И сегодня петушок, коник, барыня, собачка в данном художественном направлении легко узнаваемы: вытянутые фигурки с ярким, геометрически ориентированным узором ни с чем не спутать.

Разве что схожи с ними игрушки, представляющие дымковский промысел.

Филимоновская роспись

Одоевские мастерицы подарили художественной культуре страны вытянутые, тонкие игрушки с изящными формами.

Во время сушки местная глина могла трескаться, ломаться, потому мастерицы разглаживали и выравнивали работы мокрыми руками. От этого изделия и вытягивались, становились немного непропорциональными.

Но такой нюанс стал брендом, и сегодня описание росписи филимоновской игрушки невозможно без акцента на непривычной форме изделия.

Особенности техники росписи

Грунтовать игрушку не приходилось, ведь при обжиге глина давала ровный цвет.

Мастера использовали анилиновые краски ярких, выразительных цветов. Колористика не самая широкая – красный, желтый да зеленый. Но при этом рисование тройкой цветов (плюс/минус оттенки) в итоге давало пеструю, веселую картинку.

Учиться технике изображения элементов филимоновской росписи можно с малых лет: краски художник наносит последовательно, никогда их не смешивает. Пока не высохнет элемент одного цвета, мастер не перейдет к другому.

Значение цветов:

  • желтый – это солнце, сама жизнь и свет всего мироздания;
  • зеленый цвет означает молодость, возрождение жизни;
  • красный – символизирует землю и огонь, сакральные понятия для человека.

Художницы старались изображать игрушки столь яркими и пестрыми, словно хотели говорить ими о счастье жить, об изначальной установке человека проживать судьбу в радости и благодарности миру.

Образцы, сюжеты, символизм

В основном мастерицы изображали людей, животных, птиц и небольшие композиции.

Типы расписных игрушек:

  • Люди. Барыни и кавалеры всегда с готовой историей: у первых в руках дети или птицы, у мужчин – музыкальные инструменты (часто кавалер представал верхом на лошади). Деталей мало, голова сочленена с шеей, на персонаже – яркий головной убор.
  • Животные. Преимущественно это домашний скот – бараны, коровы, лошади. Все животные с вытянутыми фигурами, тонкошеие, часто отличить зверей друг от друга можно только по форме рогов.
  • Птицы. Также преимущественно домашние – утка, петух, курица, павлин. Шеи у них длинные, конусообразные, головки маленькие.
  • Композиции. Изображались мастерами сюжеты свидания, чаепития, карусели. Чаще это были сцены повседневности, простой жизни. Но встречались и знаковые композиции – например, Георгий со змеей.

Практически все игрушки – свистульки. Музыкальным даром «обделены» только индюки и петухи.

Традиционные узоры и элементы росписи филимоновской игрушки

Элементам росписи филимоновской игрушки присуща символичность, в этом смысле она совпадает с другими народными промыслами России.

Орнаменты просты и незатейливы, но при этом узоры глубоко символичны. Их корни, как несложно догадаться, в язычестве – в искусстве язычество особенно долго сопутствовало христианству.

Изображения:

  • круги с лучами, кольцевые орнаменты с треугольничками – это символы солнца, добра, радости, благоденствия;
  • схематичные веточки и елочки в филимоновой (как еще могут именовать роспись) означают древо жизни, т.е. связь поколений и неустанное развитие.

Птица означала счастье, добрые вести, конь – это богатство, барыня отождествлялась с берегиней и хранительницей очага, всадник – это защитник или землепашец.

Животных традиционно расписывали яркими разноцветными полосочками. Солнышки и растительный орнамент преобладали в росписи, работы часто ассоциировали с детским стилем, но в этой наивности и простоте их прелесть.
Филимоновский промысел в наше время

Филимоновский промысел в наше время

В Тульской области, в поселке Одоеве десять лет назад открылся музей Филимоновской игрушки. Шесть лет назад здесь же стартовал творческий проект – фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки.

С каждым годом «Сказки деда Филимона» собирают все больше участников.

Да и музей привлекает новых туристов: а посмотреть есть на что, аутентичных игрушек, созданных руками мастеров из разных стран мира в экспозиции больше 2000!

Удивительно, что многовековая история промысла, что прославившая Филимоново роспись удостоилась музея только в 2009 году.

Но благодаря музею и фестивалю самобытное народное творчество живет и развивается, находит новых почитателей, а также получается новые способы отображения.

Узнаваемые элементы, цвета, орнаменты появляются уже не только на глиняных игрушках, но и в принтах канцелярской продукции, тканей и т.д.

Стоящая в одном ряду с дымковской, богородской, каргопольской игрушкой, филимоновская – это не только промысел предков, а одухотворенная культура русского народа.

Она запечатлела быт, верования, традиции народа.

Потому глиняные свистульки часто становятся домашним оберегом, талисманом, хранителем семейного благополучия – в маленькой игрушке так много любви, примиряющей простоты и лаконичной творческой осмысленности.

Pinterest

Источник: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/filimonovskaya-rospis-izyashhestvo-v-prostote.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.