Городецкая роспись — история промысла и фото

Содержание

История возникновения городецкой росписи

Городецкая роспись — история промысла и фото

Талантом и чутьем народа к прекрасному обусловлено появление промыслов. С их помощью люди старались украсить свою нелегкую жизнь и привнести в нее яркие краски. История возникновения городецкой росписи началась в XIX веке. Промысел возник в Нижегородской области в деревнях вокруг города Городец. Отсюда пошло и его название.

Обилие лесов в окрестностях сыграло свою роль. Многие необходимые для быта вещи и кухонная утварь производились из древесины.

Кому пришло в голову первому украсить предметы яркими росписями не известно, но всем это пришлось по вкусу.

В 1920 году, когда было решено создать выставку крестьянского промысла, были найдены образцы резьбы и росписи из городецких сел. До этого времени искусствоведы считали работы грубыми и не видели в них ценности.

С чего началась городецкая роспись

Изначально, красочные картинки можно было увидеть на донцах, которые крепились к гребню прялки. На них сидела женщина, и тянула нить. Прялка была разборная. Гребень после использования отправлялся в угол, а донца вешали на стену, чтобы украсить помещение.

Впервые диковинные прялки появились в продаже на нижегородской ярмарке. С торгового места их развозили во все уголки империи. Мастеров росписи было много, но все они придерживались яркого стиля, который невозможно представить без цветочных гирлянд из роз и ромашек. Самые лучшие образчики промысла можно увидеть в Государственном Историческом музее и в Русском музее Петербурга.

История городецкой росписи

Чтобы понять, как складывалась история возникновения городецкой росписи, необходимо окунуться в самобытную культуру региона. Расписанные предметы быта были сделаны в Хлебаихе и Курцево, в Буках, Косково или Савино. Но ни одно село не дало название промыслу. Располагались населенные пункты на реке Узола. Живописная природа наделила картины своими яркими красками.

Также эти места некогда принадлежали старообрядцам с их культурой иконописи. Часто ремесленниками использовалось травное письмо, свойственное нижегородским мастерам. Совместив светские мотивы и религиозные традиции, умельцы создали своеобразный стиль. Название «городецкая» роспись получила только в 1930 году.

Формирование стиля

Краски в оформлении прялок использовались не всегда. Мастера-умельцы делали инкрустации, вырезая узор и вставляя в получившуюся канву породы другого дерева, отличного по цвету. Для придания оформлению яркости, его расцвечивали красками.

Потом ремесленники отошли от традиции резьбы, так как процесс был длительным и трудоемким. Украшать стали не только донца прялок, но и другие деревянные изделия: детские стулья, колыбельки, разделочные доски. До конца девятнадцатого века формировался стиль городецкой росписи. Он зарекомендовал себя и остается без изменений по сегодняшний день.

Технология нанесения городецкой росписи

В сравнении с хохломской росписью, по технологии городецкая значительно проще. Краски наносятся непосредственно на древесину без предварительной обработки грунтовкой. В качестве фона могут использоваться желтый, красный или черный оттенок. Он скрывает неровности и шероховатости поверхности. После высыхания наносится непосредственно рисунок.

Первые краски мастеров имели яичную основу, они были устойчивыми, но палитра была достаточно скудной. В качестве пигмента использовали растительные компоненты: травы или ягоды. В настоящее время технологии усовершенствовались.

Для росписи стали использовать масляные краски. Они имеют более широкую палитру, позволяют придать росписи яркий колорит. Самой эффективной является краска на сухой основе. Ее называют темпера.

Для приготовления красок используется натуральный или искусственный пигмент.

Особую точность линий мастера росписи переняли у резчиков. Чтобы создать одну работу, они затрачивали несколько дней. Выписывать каждую линию и добиваться четкости образа художники начали еще с того времени, когда украшали инкрустированные древесиной дуба прялки.

Искусство росписи по резьбе существовало относительно недолго. Отмечается, что им владело всего два поколения мастеров. Была найдена работа, в которой гармонировали три стиля. На одном донце верх был инкрустирован, в середине к резьбе добавилась роспись, а внизу уже присутствовала только краска. Работа была подписана именем Лазаря Мельникова.

Существовали отработанные каноны росписи. На дощечках чаще всего мир людей разворачивался сверху, а внизу изображали животных или растения.

Но тем и прекрасна городецкая роспись, что отступление от канонов не является преступлением. Именно иконописные традиции дали мастерам написание человеческих образов.

В отличие от росписей других регионов, в изделиях гармонично сочеталась жизнь людей и природные мотивы.

Поражает разнообразие форм. Если на начальном этапе появлялись только расписные донца, то потом стали производить коробы и лукошки, полочки и шкафчики. Округлые формы позволяли создать сферическое изображение. На нем разворачивался целый ряд событий, которые могли быть связаны между собой.

Для нанесения рисунка истинные мастера используют только кисть и краски, а начинающему художнику необходимо сначала нанести рисунок карандашом. Контуры изображения всегда выделяются белым или черным цветом, что придает им большую натуральность. Рисунок наносится крупными мазками. Если цветовая палитра достаточно широкая, то система образов еще многообразнее.

Мотивы городецкой росписи

История возникновения городецкой росписи напрямую связана с условиями жизни и быта крестьян и купеческого сословия. Мастера могли изображать то, что видели вокруг. Рисунки приобретали сказочный характер, благодаря своеобразной передачи образов.

Сценки домашнего застолья с самоваром, свидания влюбленных, отдыха на природе живописали жизненные ситуации, которые были близки народному духу. Все сюжеты обрамлялись в гирлянды из цветов.

Также на расписных предметах можно было увидеть заморских животных и птиц, выполненных в вольной манере, что делало их сказочными и нереальными. Часто встречающийся образ – это целующиеся голубки.

Стиль росписи можно охарактеризовать, как «волшебный реализм». Мастера старались превратить окружающий мир в сказочный. Обыденные образы приобретали нереальные очертания. В то же время каждая работа показывала определенный спектр чувств и эмоций.

Кажущаяся сдержанность была обманчивой. Легкое прикосновение кисти делало взгляд влюбленного юноши счастливым или подозрительным. Человек на лошади отличался грациозностью или порывом.

Сцены веселья были очень сдержанными по эмоциям, но яркими и красочными в цветовой гамме.

Исследователи творчества городецких мастеров склонялись к мысли, что на творчество народных умельцев влияло лубочное искусство. Но если картинки городских ремесленников были только кальками, на которые наносились краски, то деревянные изделия были более живыми и натуральными. Народные мастера были живописцами, держащими каждый образ в голове и обладающие фантазией.

История возникновения городецкой росписи отражает исторические события, происходившие в Поволжье. До настоящего времени живы традиции промысловиков. Городецкая роспись продолжает украшать деревянные изделия, но их все чаще используют в декоративных, а не функциональных целях.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта StranaKontrastov.ru!

Вам понравилась статья?

Нравится

статьей:

Источник: http://StranaKontrastov.ru/kultura-i-traditsii/14-kultura/157-istoriya-vozniknoveniya-gorodetskoj-rospisi.html

Городецкая роспись

Городецкая роспись — история промысла и фото
Подробности Категория: Другие виды росписи 24.03.2019 09:10 260

Яркие, радостные краски городецкой росписи никогда не спутаешь ни с какими другими.

Городецкая роспись – один из традиционных декоративных промыслов России, а если точнее – Поволжья. 

История

Родиной городецкой росписи является Поволжье – сёла и деревни Нижегородской области. Вначале там расписывали прялки. Сейчас некоторые не знают, что это такое. Расскажем. Прялка – это такое приспособление, на котором в давние времена пряли нити. Ручная прялка состояла из вертикальной части (гребня), куда привязывается кудель, и горизонтальной – донца, где сидит пряха.

Вот так выглядела ручная прялкаСначала прялки украшали резьбой, потому что всегда приятнее работать на красивом инструменте. Потом резьбу начали подкрашивать, а ещё позже резьбу упразднили, а прялку стали просто расписывать.

И вот такие расписные прялки продавали на нижегородской ярмарке. Поэтому и роспись сначала называлась нижегородской.

Но почему же тогда роспись называется «городецкой»?

Такое название появилось примерно в 1930-х годах, т.к. постепенно именно Городец стал главным рынком сбыта расписной утвари окрестных сёл и деревень. Кроме того, Городец с давних пор славился резьбой по дереву, там проживало больше всего умельцев, работавших с деревом. Лес в этих краях всегда был под рукой.

Достаточно было топора и долота, чтобы делать красивые резные вещи.Ещё в те времена, когда Пётр I создавал русский флот, каждый корабль обязательно украшался деревянной резьбой. Важно было не только заявить о военной мощи России, но и о художественных талантах её жителей.

Но когда строительство кораблей переместилось ближе к берегам морей, мастерам пришлось искать новое применение своему таланту. Они стали вырезать ложки, миски и чашки, изготавливать орудия труда, в том числе донца для прялок.

Донце прялки – это сиденье, во время работы оно не видно, но когда после работы пряха вешала его на стену – оно становилось украшением. Вот поэтому так тщательно расписывали эту часть прялки.

Прялка в музееПрялку сейчас можно увидеть в музее. И там же можно проследить путь изменения и усложнения украшений: простая резьба заменялась инкрустацией, а затем росписью.

В 1879 г. в деревню Курцево из Городца пригласили иконописца Огуречникова – он должен был обновить живопись местной церкви.

Он и помог местным умельцам освоить живописные приёмы иконописи: научил их способам наложения слоев красок, «оживки» белилами – всему тому, что придает живописи законченность и выразительность. Так и развивалась городецкая роспись донцов, гребней, веретён, пока не появились фабрики по производству мануфактуры.

И теперь уже все эти приспособления стали не нужны.

Н.Н. Носкова. Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» (2005)На фабрике «Городецкая роспись» до сих пор работает иконописная мастерская. Эта икона создана с использованием городецкого орнамента.

Мастера художественной росписи находили применения для своего творчества: писали иконы, расписывали предметы утвари. Но постепенно промысел приходил в упадок. К началу XX в.

он прекратил свое существование.

А как сейчас?

С 1930-х годов городецкая роспись начала постепенно восстанавливаться. Открылась мастерская живописцев. В 50-е годы образовалась артель. В 1960 г.

была создана фабрика «Городецкая роспись», которая действует до настоящего времени. Пять художников (Беспалова Л.Ф., Кубаткина Л.А., Касатова Ф.Н., Рукина Т.М., Соколова А.В.) – лауреаты премии имени Репина.

В художественной мастерской Городца опытные мастера обучают учеников.

Как создаётся городецкая роспись

Городецкая роспись – это роспись по дереву. Городецкие мастера пишут свои работы масляными красками.

Для росписи используется большое количество кистей (беличьих, колонковых, плоских из мягкого волоса для подмалёвка и других) разных размеров – для разных видов работ, а работа над сложным городецким изделием может продолжаться несколько дней. Кисти для работы размещают на специальных деревянных подставках.

Кисть художник держит строго вертикально, упираясь мизинцем в поверхность изделия.

В городецкой росписи существуют свои особые приемы изображения цветов, гирлянд, букетов, вазонов с цветами, животных и птиц, человеческих фигур и др.

Городецкий художник обычно пишет без предварительного рисунка, его мазок всегда точен.

Роспись выполняется в два этапа: «подмалевок» и «оживки». Цветы – в три этапа.

Сначала на изделие наносится фон (одновременно это и грунтовка). Затем по нему наносятся крупные цветовые пятна – «подмалёвок». Для «подмалёвка» используются широкие плоские кисти — флейцы. Флейц обмакивают в краску и закрашивают сразу все фигуры расписываемого изделия (обычно в 5-6 цветов).

Например, все кони целиком закрашиваются черной краской, кроме сбруи, окрашиваемой киноварью. Черной краской закрашивают туловища птиц, краплаком (краска тёмно-красного цвета) – хвосты птиц, голубым и розовым – подмалёвки цветов, зеленым – крылья птиц и листья.Выполнение подмалёвка – простой прием, он доступен любому человеку даже без опыта.

Главное в этом процессе – размазывать краски тонким ровным слоем, чтобы нигде не было пробелов или наплывов краски. Для этого и используют широкие кисти.После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи.Второй этап – «оживки». Это прием, при котором рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной и белой краски.

Для оживок используются художественные кисти. «Оживки» выполняет мастер. Этот приём сразу же преображает роспись: оживают птицы, кони и цветы. В этом процессе существует канон: определённые «оживки» делаются на конях, на цветах и т.д., и этот канон нарушать нельзя.

В «оживках» белые мазки бывают нескольких видов: дуги, капельки, штрихи и точки. От «оживок» зависит вся красота городецкой работы.

«Оживки»

Изделия с городецкой росписью

Расписные городецкие изделия не являются только лишь декором, они используются по своему прямому назначению. Но декором всё-таки являются, потому что разделочные доски, солонки, хлебницы украсят любую кухню. Мебель с городецкой росписью украсит любое помещение. Только здесь надо знать меру – такая мебель не должна быть назойливой.

Л.Ф. Беспалова. Шкатулка «На прогулке» (1995)

Городецкая орнаментальная обводка

В городецком искусстве росписи большое значение имеет обводка – рамка с орнаментом, в которую как бы вставлен сюжет росписи.

Городецкий орнамент – это сочетания бегунков, веревочек, рядов скобочек и т.п. Принята в Городце и обводка чёрным цветом, где прямая линия чередуется с легким волнообразным рисунком.

При выполнении приема мастер последовательно чередует тонкую линию и линию с нажимом.

Картинка каймы
Городецкая роспись – особенная и неповторимая. Вороные кони, птицы с диковинными хвостами, роскошные цветочные гирлянды – это все городецкая роспись.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkie-narodnye-promysly/vidy-rospisej/1012-gorodetskaya-rospis

Источник вдохновения — городецкая роспись

Городецкая роспись — история промысла и фото

Городецкая роспись – это уникальная техника рисования, зародившаяся на Руси. Это яркий художественный промысел, суть которого заключалась в выполнении картинки свободными мазками с графической обводкой. Росписью украшали разнообразные бытовые предметы из дерева. Техника зародилась в малочисленных поселениях Нижегородского края.

История промысла

Жители небольших поселений в свободное время от посевных и уборочных работ декорировали деревянные прялки красивой резьбой. Затем созданный орнамент подкрашивали. Изделия продавали на ярмарке, которая регулярно проходила в Нижнем Новгороде.

Со временем необычные и самобытные узоры вытеснили резной декор. Яркие завитки стали именовать нижегородской росписью. Современный термин появился лишь в 1930 году, когда до общественности дошли работы самоотверженного исследователя национальных ремесел Виктора Михайловича Василенко.

Городцом называли главный базар Нижнего Новгорода, где местные умельцы продавали свои изделия, точней расписную утварь. На узорах отображали нравы городской жизни, быт населения и традиции. Постепенно роспись становилась олицетворением культуры и неповторимого колорита Городца и его окрестностей.

Народные мастера создавали настоящие шедевры из дерева. Большое количество лесов в округе обеспечивало их дешевым и доступным сырьём. Расцвет промысла пришелся на времена правления Петра Первого. Император требовал, чтобы военные флагманы были украшены национальной резьбой и росписью.

Постепенно корабли сменили место дислокации ближе к вновь завоеванным территориям и умельцам пришлось искать другие направления для реализации накопленного опыта.

Очередной всплеск популярности промысла отмечается в 1870 году, когда деревеньку посетил иконописец Огуречников. Цель его визита заключалась в реконструкции живописных полотен в церквях. Он помог нижегородским умельцам освоить новые методики оформления и разнообразные приемы.

Чем отличается городецкая роспись?

Спутать изделия данной техники с иными промыслами практически невозможно. Ведь они изобилует большим количеством разнообразных оттенков и пышными букетами. Только здесь искренний сюжет гармонично сочетается с искренностью простых граждан.

Стоит посмотреть на элементы городецкой росписи, и вы очутитесь:

  • На конной прогулке в качестве всадника.
  • Вместе с охотниками в лесу.
  • За веселым чаепитием.
  • В кругу добродушных людей.
  • За прялкой.

Помимо бытовых сценок, мастера активно использовали для росписи мистических животных. Но какая бы тема ни была, главенствующие роль в сюжете играли городецкие цветы.

Современные мастера для работы используют масляные краски, но особенности мотивов промысла сохранились. Технология также осталась неизменной.

Цвета городецкой росписи

Изначально для рисования использовали яичные краски. Постепенно их сменили темперные, масляные и гуашевые составы. Красящий элемент большим пятном наносили на полотно, без формирования четких контуров.

В первое время мастера выполняли роспись на загрунтованных поверхностях. После Второй мировой войны для основы выбрали необработанную древесину. Это придавало изображению легкость и прозрачность.

  • Замалёвки. Для ягодного и цветочного орнамента использовали такие оттенки, как: розовый, бордо, голубой, красный и т.д. Для листочков брали насыщенный зеленый цвет без примесей. Маленькие росточки и завитки иногда красили коричневым цветом.
  • Теневка. Основные оттенки: черный, синий и коричневый. Применяя глубокие цвета, на их фоне мастера детально прорисовывали основные элементы узора. За счёт этого приёма удавалось получить яркое изображение. Если для теневки применяли коричневый цвет, роспись была нежной и легкой.
  • Разживка. Для нее использовали белоснежный оттенок. Крайне редко применяли желтый. Его брали только в том случае, если листочкам нужно было придать объем.

Основные цвета по номерам

Умельцы в старинные времена чаще всего для выполнения орнаментов применяли следующие оттенки:

  • охра (#CC7722);
  • розовый (#FFC0CB);
  • красный (#FF0000);
  • голубой(#00BFFF);
  • синий (#964B00);
  • белый (#FFFFFF);
  • зелёный (#00FF00);
  • чёрный (#000000);
  • жёлтый (#FFFF00).

Элементы и мотивы городецкой росписи

Выделяют три базовых типа композиции. Каждая из них обладает характерными чертами и специфическими деталями.

Цветочная тема

Самая простая и наиболее распространенная. Чаще всего подобная роспись встречается на предметах домашнего обихода: стаканы, миски, кухонные доски и т.д. Также цветочный декор применяли для оформления детской мебели, шкатулок, шкафов.

Выделяют несколько основных элементов узора:

  • «Букет». Симметричный рисунок. Небольшая композиция, которая включает в себя от одного до трех цветочков. Используют для украшения шкатулок, солонок и чашек.
  • «Гирлянда». Разновидность «букета». В центре сюжета один крупный цветок, вокруг которого выстроена комбинация из мелких растений.
  • «Ромб». Разновидность «гирлянды». В центре располагается несколько крупных цветков, листочки и бутоны рисовали на вершине ромба. Узор часто размещали на больших сундуках, досках, хлебницах.
  • «Цветочная полоса». Сложная композиция, в состав которой входит верхний и нижний ярус. Узор формируется из полосок, состоящих из цветков одинакового размера. Растения отличаются по оттенкам и внешнему виду.
  • «Венок». Разновидность «цветочной полосы» замкнутого типа. Используют для декорирования подносов, шкатулок.

Мотивы «конь» и «птица»

Бывают симметричными и асимметричными. Птицы и кони обычно размещались в центре композиции, состоящей из цветущего дерева или в обрамлении венка. В некоторых изделиях гармонично сочетаются сразу несколько мотивов. Например, курочка и петушок либо два коня разного окраса.

Эффектней всего подобный орнамент выглядел на красном или чёрном фоне. Птички символизировали семейную гармонию и благополучие. Лошади считались олицетворением успешности и процветания.

Сюжетная роспись

Орнамент размещали на крупных изделиях. Основной сюжет: чаепитие, свадебное торжество на фоне богато накрытого стола. Лица людей всегда обращались в сторону зрителей, поэтому сложные композиции порой выглядели неправдоподобными.

Любая тематика мастеров – экстерьер избы с резными ставнями, яркими наличниками и трубами от печи. Дополнением к картине были колодцы, плетеные изгороди с цветами, сидящие петушки. Часто художники вводили в композицию многочисленных животных: курочек, собачек и т.д.

Техника выполнения городецкой живописи

Роспись наносили на основу из древесины, которую предварительно подвергали грунтовке с использованием черного, красного или желтого цвета. Каждый оттенок «разбеливали», благодаря этому количество колоров в композиции увеличивалось в несколько раз.

На поверхности с помощью тонких штрихов очерчивали основной контур будущего изображения. Отдельное внимание уделяли «узлам» картинки, то есть крупным и центральным деталям. Средние и мелкие элементы играли роль связующих звеньев и часто выполнялись в процессе импровизации.

В узлах росписи широкой кистью создавали основу цветка. Чаще всего это было расплывчатое пятно овальной или круглой формы. Поверх светлой «кляксы» наносили темные цвета. Доска городецкая роспись включает несколько простых элементов: скобы, дуги, спирали, капли и штрихи.

Последним этапом создания изображения становится нанесение черных и белых мазков и точек. Для выполнения работы используют тонкую кисточку. После того как полотно подсыхает, для закрепления рисунка на поверхность наносят лак.
 

Расписываем доску городецкой росписью с детьми

Подобное направления искусства наверняка придется по душе ребятне в детском саду. Занятие рекомендуется построить по следующей схеме:

  • Расскажите воспитанникам некоторые факты из истории промысла.
  • На каждой дощечки выделите центр и поставьте там точку карандашом.
  • Выбранным оттенком предложите им нарисовать круг.
  • После того как краска подсохнет, с помощью тонкой кисточки необходимо нанести прожилки белого цвета.
  • Оставшееся пространство на доске заполните разнообразными завитками.
  • Контур изделия необходимо прорисовать сплошной полосой того же оттенка, что и центральный цветок.
Подобное занятие принесет малышам большое количество впечатлений, а память останется на всю жизнь. Чтобы краска со временем не осыпалась, лучше покрыть дощечку лаком.

Советы по работе с детьми в выполнении городецкой росписи

Если планируете провести с воспитанниками занятия, посвященные промыслу, стоит обратить внимание на ряд моментов:

  • Сначала самостоятельно выполните роспись.
  • Для всех детей выбирайте одинаковый узор.
  • Если увидите, что кто-то не справляется с заданием, то окажите помощь.
  • В процессе выполнения росписи хвалите малышей.

Помните о том, что в основе городецких узоров лежит подмалевка, выполняющаяся одним цветом. Пробелов не должно оставаться, для проведения оживки используют тонкую кисточку.

Заключение

Городецкая роспись – это национальное искусство россиян, которое нравится не только детям, но и взрослым. Для создания шедевра понадобится деревянная основа, масляные краски, кисточки и немного усидчивости. Каждый элемент росписи несет в себе определенный смысл, соответственно все картинки имеют тайную символическую нагрузку.

ролик: мастер-класс по народному промыслу.

Источник: https://7kul.ru/promysly/istochnik-vdohnoveniya-gorodskaya-rospis

Основные виды русской росписи

Городецкая роспись — история промысла и фото

С давних времен человек привык украшать свой дом, предметы быта и для каждой страны характерно уникальное направление.

Россия узнаваема во всем мире, благодаря матрешкам, самоварам, расписным подносам и прочему.

Но много ли мы знаем о том, как формировались виды росписи? Какие техники использовались умельцами? Предлагаем окунуться в мир прекрасного и узнать, как русская народная роспись формировалась веками.

Основные виды промысла

Художественной росписью принято называть узоры, нанесенные краской с целью декорирования. И это можно назвать одним из самых старинных видов народного творчества. Первые найденные предметы с элементами росписи относятся к XVIII веку. Доподлинно известно, что расписывать узорами люди умели намного раньше, так как об этом упоминается в старинных летописях.

Игрушки, кухонная утварь, сундуки, сани, да и сама изба – все это лишь малая часть тех предметов, которые украшали народные умельцы. В старину люди были ограничены в путешествиях на дальние расстояния, техника нанесения узоров, состав красок и прочие секреты, которые мастер передавал своим ученикам, оставалась в одном отдельном регионе.

И узнавалась русская старинная роспись, характерная для этой местности, по уникальной манере рисования. Именно такая особенность дала имена всем известным на сегодня направлениям в русском народном творчестве.

В течение долгого времени у человека не было под рукой другого материала кроме дерева, поэтому роспись по дереву стало одним из самых обширных на Руси. Сегодня искусствоведы выделяют следующие школы старинной росписи:

  • мезенская;
  • хохлома;
  • гжельская;
  • жостовская;
  • федоскинская;
  • городецкая;
  • палех;
  • северодвинская;
  • прикамская.

Сегодня все эти виды и школы русской народной росписи существуют, так как есть мастера, которые сумели сохранить старинную манеру и технику. Их товар популярен, часто покупается в качестве подарка или как сувенир на память. А много ли мы знаем об истории, просто покупая красивую вещь?

Городецкая роспись по дереву

В деревнях, расположенных поблизости уездного города Городец Нижегородской губернии, мастерили прялочные донца – один из элементов ручной прялки.

На нем сидели во время работы, а по ненадобности донце вешали на стену, поэтому мастера старались его всячески украсить.

Знаете ли вы, что по старинному обычаю, сватаясь, жених должен был сломать донце своей невесты, чтобы потом смастерить ей новое.

Для городецкой росписи характерна трехярусная художественная композиция, где первый и нижний ярус занимают сюжетные мотивы, а середина разделена полосой в виде повторяющегося цветочного орнамента. Кони, всадники, барышни, собачки, птицы, деревья, охотники – это главные герои городецкой росписи. Кроме прялочных донец мастера расписывали детские стульчики и каталки.

Первая Мировая едва не поставила под угрозу городецкую роспись по дереву, как и другие виды, так как в живых практически не оставалось мастеров.

В городецкой росписи красным и желтым расписывается основной фон, а уже потом дорисовывают другими цветами узоры. Черным и белым прорабатывают мелкие детали, как бы «оживляя» картину. Для приготовления красок в старину использовали природные минералы, растираемые в порошок. В конце изделие покрывается лаком.

Палехская роспись на шкатулках

Палехская школа возникла в одноименном поселке Ивановской области. Еще до революции это место настолько славилось своими иконописцами, что их приглашали работать художниками в Новодевичий монастырь, Троице-Сергиеву Лавру. С приходом советской власти религия и иконопись оказались под запретом, поэтому промысел стал угасать.

В начале XIX в. в России появилась мода на изделия из папье-маше. Палехские мастера основали ремесленную артель, которая занималась производством лаковой живописи на формах из папье-маше. Традиционными мотивами были узнаваемые сюжеты из народных сказок, творчества А.С. Пушкина, красивые пейзажи, цветочные мотивы. Это отличает палехскую школу от остальных.

Броши, серьги, коробочки, шкатулки, портсигары и прочие безделушки, выполненные в этой манере, были популярны тогда, но именно палехская шкатулка стала почти синонимом этого вида живописи. Заготовка вначале покрывается фоном – красным или черным лаком.

Кстати, известно ли вам, что по этой детали можно отличить оригинальное изделие от поддельного? У настоящих шкатулок слой лака настолько тонкий, что его практически не видно.

Благодаря особой манере письма создается эффект трехмерного изображения. Основные характеристики палехской живописи – тщательно прорисованные образы, сочность и насыщенность, отделка сусальным золотом.

Жостовская роспись на подносах

Не все виды росписи на Руси дошли до наших времен. Например, традиция расписывать подносы появилась на Урале, на заводах Демидовых, еще в XVIII в., но сама жостовская роспись возникла лишь спустя сто лет. Основоположниками этого вида принято считать бывших крепостных, братьев Вишняковых, которые открыли художественную мастерскую в деревне Жостово.

Свой товар они продавали в Москве. Братья занимались росписью шкатулок, портсигаров, альбомов, чайников, но именно расписные подносы стали визитной карточкой Жостова. Изготавливаются они следующим образом:

  • Из стали делается заготовка.
  • Все неровности шлифуются и поверхность грунтуется.
  • Далее ее покрывают масляным лаком. Кстати, оригинальный рецепт всегда хранился в секрете, сегодня известно только, что делали его на основе африканской пальмовой смолы.
  • Следующий этап – создание широкой кистью замалевка, общего фона будущей картины. Его наносят краской, разбавленной льняным маслом.
  • В течение нескольких часов изделие обжигают в печи.
  • Далее следует нанесение первичного объема. На профессиональном жаргоне – тенежка.
  • На этапе прокладки орнаменту придают объем, прорисовываются детали.
  • Следующий шаг называется бликовка, при помощи которого создается иллюзия освещенности.
  • На этапе чертежки и привязки художник добавляет мелочи, чтобы объединить отдельные детали рисунка в одно целое.
  • В самом конце художник оформляет бортики подноса и покрывает изделие бесцветным лаком.

Вятская роспись по дереву

Возникший в Вятской губернии народный промысел, роспись по дереву сундуков, внес очередной вклад в развитие прикладного творчества. Простая и незамысловатая, как будто нарисованная детской рукой, однако за этим скрыт глубокий смысл.

Большинство узоров традиционной вятской росписи имеет символическое для славян значение. Так, круг — знак солнца и жизни, лев – храбрость, птицы – хорошие вести, а изображение Уткоконя (конь главного древнеславянского бога Солнца) наносилось в качестве талисмана.

В процессе росписи мастера использовали заячьи лапки и чеканы (деревянные палочки, на торцах которых были вырезаны разные узоры). Вначале сундук покрывали специальным клеем, который варили из овечьей кожи. Сразу наносили рисунок, а поверх него еще один слой клея.

Вятская роспись наносилась на двери, столбики, перегородки из дерева. Бывало, мастера расписывали сразу несколько сундуков, повторяя каждый раз узор. Они складывались один в один, по принципу русской матрешки.

Хохломская роспись

Самые известные виды росписи по дереву в России существуют многие столетия, причем за все это время техника рисования остается неизменной. Таковой является хохломская роспись на посуде из дерева, появившаяся в Нижегородской губернии.

Для русской хохломы характерна уникальная техника, благодаря которой посуда приобретает золотистый цвет. Изначально поверхность грунтуется и покрывается маслом. Далее втирается алюминиевый порошок, а после росписи красками на изделие наносят лак в несколько слоев, периодически закаливая посуду в печи.

Кстати, благодаря этому закаливанию как раз получается всем известная золоченая поверхность.

Для хохломской росписи более характерны цветы, ягоды рябины или земляники, но нередко можно встретить изображения птиц, животных и рыб. Основные цвета – красный, черный, золотой и изредка белый, зеленый. Существует два способа нанесения узоров: верховая и под фон.

В первом случае рисунок наносится красками, поверху обработанной порошком болванки. Роспись под фон означает нанесение контуров узора, после чего основной фон окрашивается черным.

Гжельская роспись

Свое имя этот вид росписи получил благодаря селу Гжель, на окраинах которого находились залежи гончарной глины.

В этих краях почти все крестьяне были потомственными гончарами, большими знатоками своего ремесла. Изготавливали посуду, глиняные игрушки и статуэтки, изразцы для облицовки печей.

В середине XVIII века удалось разработать формулу русского фарфора, основой которого стала гжельская гончарная глина.

Фарфоровые сервизы стали признаком статуса владельца, именно в это время начала формироваться школа гжельской росписи. В основном наносились цветочные сложные орнаменты, использовалась синяя, черная, золотая краски. Изделие покрывали эмалью, разрисовывали и закаливали в печи. В современной Росси удалось сохранить технологию изготовления гжельской росписи.

Федоскинская лаковая миниатюра

В селе Федоскино и сегодня проживают народные мастера, работающие в этой технике. Начиналось все 200 лет назад, после того как там организовал производство лаковых табакерок из папье-маше купец Коробов. Вначале на крышки клеили гравюры, но после того как предприимчивый делец выписал из-за границы художников-минитюаристов, все изменилось.

https://www.youtube.com/watch?v=AnQcy-jS__Y

Традиционными рисунками для федоскинскойминиатюры считаются сюжеты из крестьянской жизни, чаепития и русская тройка лошадей. На лакированную поверхность, перед расписыванием, наносится светоотражающий материал. Это называется «письмо по сквозному». В конце изделие покрывается бесцветным лаком.

Мезенская роспись

Хохлома, гжель и другие известные росписи появились позже мезенской, именно ее искусствоведы  считают самым первым известным видом народного прикладного творчества. Иногда называется палащельской. Родиной этой школы принято считать деревню Палащелье, рядом с рекой Мезень. Росписью в этом регионе занимались мужчины и передавали свои секреты от отца к сыну.

Основой росписи являются два цвета – кирпично-красный и черный. Из черточек, линий, ромбиков и других простых фигур складывали удивительной красоты орнаменты, но в старину все они имели тайный смысл. Раньше люди верили в магическую силу этих узоров.

Теперь вы знаете, какие были виды народного творчества на Руси и всегда сможете отличить хохломскую от жостовской росписи!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c5902d005fd4400b1da7e55/5c7ab1cc5f18a600b90a8819

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.