Городецкая роспись

Содержание

История городецкой росписи и солнечных купав

Городецкая роспись

Одним из ярких народных промыслов – является городецкая роспись. Зародилась она в конце восемнадцатого, начале девятнадцатого века в Нижегородской области, родине талантливых резчиков из дерева.

Сочная роспись в лубочном стиле украшала предметы крестьянского быта, кухонную утварь.

Купцы со всей России съезжались на нижегородскую ярмарку, там они закупали красочные деревянные изделия и развозили их по всем городам и весям.

История возникновения промысла

У каждого народного промысла есть своя красивая история о его зарождении. У городецкой росписи она тоже есть. В каждой деревне издавна справляли праздник Ивана-Купалы. Жгли костры, угадывали судьбу на венках, собирали травы от нечистых духов.

По лесам искали цветок папоротника, цветущего всего лишь ночь в году, а кто его найдет – получит удачу, счастье, богатство и успех во всех делах. Никто не знал, как он выглядит, каждый наделял его своим цветом —  желтым, синим, красным, даже черным, но все знали, что он самый красивый.

И когда нижегородские мастера стали украшать свои деревянные изделия – прялки, детские игрушки, кухонную посуду, то на их работах расцвели необыкновенные цветы – солнечные, синие, огненно-красные и черные. Их называли купавами, розами, но не были они похожи, ни на какой известный цветок.

А листочки вокруг него были папоротника. Так, каждый мастер находил свой цветок, который приносил ему и счастье, и достаток, и успех в делах.

Прялка в крестьянской семье – вещь необходимая. Девку и замуж никто не возьмет, если она прясть не умеет, а самое обидное прозвище для таких – «непряха». В каждой семье была своя разборная прялка, и не одна.

После работы, донце – деревянную дощечку, на которой закрепляли гребень, вешали на стену. Прялка была непременным подарком к свадьбе. Постепенно на них стали наносить роспись. Донце выбирали красочное, нарядное.

В каком волжском селе появились первые расписанные диковинные прялки – неизвестно, но они сразу раскупались на ярмарках.

К концу девятнадцатого века появились дешевые ткани. Прялки убрали в сундуки, а мастера-резчики стали украшать вещи,посуду, предметы быта, лопатки, детские лошадки, игрушки и мебель.

Особенности росписи

Вначале мастера украшали донца резными изображениями. Затем появилась инкрустация – мозаика из кусочков потемневшего дуба, падавшего в разливающуюся реку, и долго пролежавшего там. Из этих кусочков делались крупные элементы рисунка, а мелкие исполнялись резцом.

Тогда же начала зарождаться техника городецкой росписи на доске – условность, схематичность письма животных, людей, предметов и растений. Постепенно к резному присоединяются рисованные сюжеты и раскраска. Композиция становится богаче, сложнее.

Появляются ярусные картины – каждый ярус имеет свой сюжет, на котором выделяются различные детали изображения.

В 1870 году, в село Курцево, для обновления росписи местной церкви, приехал иконописец Огуречников. Он открывает деревенским ремесленникам приемы иконописи – слоевое наложение краски, оживки белилами. И мастера-резчики становятся художниками.

Создаются изделия в иконописной технике. Городецкая работа быстро развивалась. Мастера брались за любую работу, разрисовывали мебель, панно, детские качалки. После Отечественной войны промысел полностью исчез. Заново возродился в шестидесятые годы.

Художники украшали разделочные доски, шкатулки, матрешек, посуду.

Основные цвета городецкой росписи

Городищенские художники использовали вначале краски на яичной основе, потом масляные, темперные и гуашь. Сначала поверхность изделий грунтовали, после войны стали наносить краски непосредственно на поверхность, что сделало роспись более легкой, живой, прозрачной. Сейчас стали использоваться современные акриловые краски.

  • Замалевок – для раскрашивания цветов и ягод используют охру, розовый, красный, бордовый, голубой, синий цвета. Для листьев – зеленый, иногда коричневый;
  • Теневка – синие и голубые детали оттеняют темно-синим, черным и коричневым тонами.
  • Разживка – делается роспись черным тоном и белым (оживка), изредка желтым на листьях и цветах.

Техника нанесения картинки

Роспись Городца это изображение на основе без покрытия в простой технике. Иногда основу грунтуют желтой, красной или черной киноварью. Все цвета должны быть яркой оттеночной гаммы. Художник намечает карандашом узор, размеры, основные элементы. А опытные мастера без эскиза сразу рисуют красками.

Светлыми тонами выделяют главные части композиции – подмалевка ( цветовые пятна, круги, контуры листьев), на них ставят густые мазки (теневка), рисуя детали (лепестки, линии одежды). Между большими деталями прорисовывают  бутончики, листики. Завершением служит нанесение оживки (белой) или разживки (черной) краски – делают точки и штрихи.

После сушки на готовую вещь покрывают бесцветным лаком.

Элементы и мотивы городецкой росписи

Стиль городецкого письма имеет особую насыщенность. Прежде всего – это жанровые бытовые сценки. Они отличаются условностью, декоративностью. Это реалистично-сказочный сюжет, при котором в обычные сценки выполняются в приеме гротеска – вычурные модные костюмы, идеализированные животные и жар-птицы.

Роскошные пышные розаны, купавки и ромашки, выписаны нарядно и сочно, распространенный стиль в росписи. Реже встречаются экзотические мотивы – фигуры львов, оленей  и барсов, петуха в гротескной позе, сильного красивого коня в сказочном стиле.  Геральдика – парные изображения, расположены симметрично. Сюжет часто обрамляется занавесом с нарядным шнуром, соцветиями и букетами.

Фон обычно зеленый, иногда красная киноварь, черный, подчеркивающие пламенное многоцветье росписи.

Элементы

Превалируют в росписи цветочные структуры:

  • Букет – симметричные изображения цветов с отходящими листьями. Крупные (три-пять) – на крышках, коробочках, шкатулках. Мелкие, из одного или нескольких соцветий, изображались на солонках, пасхальных яйцах, чашечках.
  • Гирлянда – тип букета. Один или два розана выписаны в средней части, от него отходят мелкие бутоны с листьями. Роспись иногда расположена серповидно, заключена в круг, полосу. Чаще используют на разделочных досках, тарелках, детской мебели.
  • Ромб – вид гирлянды. Один или два цветка в середине, мелкие бутоны с листьями, располагаются на вершинах ромба и его сторонам. Расписывают шкафчики, хлебницы, сундуки.
  • Полоса – выполняется издавна. Это мотивы цветов, разделенные листьями. Растения могут быть одной величины, но отличающиеся по оттенку; или одной гаммы, но разных видов. А также могут быть различными по рисунку, величине и цвету. Орнаментируют сферические предметы – сахарницы, вазы, конфетницы, бочонки и чайники.
  • Венок – тип полосы, соединяющейся по краю тарелки, подноса или крышки изделия. Существует огромное количество вариантов росписи.

Главные мотивы

Структуры с основными фигурами «конь» и «птица», постоянно встречаются  в городецком письме. Их часто используют для росписи на подносах, тарелках, хлебницах, ложках и лопатках.

Симметричные изображения – часто выписывают в центре гирлянды, например, по сторонам цветущего дерева. Иногда орнамент выписан симметрично, а птицы (фазан, павлин)  отличаются по цветовой гамме или расположены по-разному. При единичном изображении – конь или птица, симметрия обрамления может быть сохранена, а может нарушаться.

На комплекте из нескольких досок, симметричны боковые поверхности, хотя и условно. На них нанесена цветочная роспись, а иногда –  «петушок» и «курочка». Особенно нарядно и красочно выглядят картинки на блюдах, где точно виден центр композиции.

Художники пишут их и на разноцветных фонах. Подарки с таким парным орнаментом, означают пожелание семейного счастья, благополучия и рождения детей. Их часто дарят молодоженам, или на семейные памятные даты.

Мотивы с  одним конем или петухом – символизируют посланника солнца, желание добра и успехов.

Сюжетная роспись

Очень сложным и потрясающе красивым рисунком в городецком письме, является роспись с сюжетом. Это могут быть сценки семейного застолья, праздничного танца, знакомства, катания на тройках, сказочные мотивы, картинки старинной или современной жизни.

Горизонтальное декоративное панно, может состоять из одной или из трех досок. Обрамление прямоугольного пространства, одежда, остаются неизменными еще с девятнадцатого века.

Драпированные шторы с кистями, колонны,  окна, настенные часы в центре, круглые столы.

Панно художники часто делят на зоны. Главный герой или герои – в центре горизонтальной поверхности  или могут располагаться в верхнем фрагменте по вертикали. Они отличаются от второстепенных персонажей размером, цветовой гаммой одежды.

Всегда человек обращен лицом к зрителю. Несколько комнат в росписи отделяются шторами, цветочными гирляндами. Могут изображаться различные сюжеты, но связанные по смыслу с центральным.

Есть панно, где встречаются два сюжета, со своими центрами и композициями, но объединенные друг с другом по смыслу.

В каждой росписи есть своя символика:  девушка на фоне березки – невеста, молодец на коне – жених. Подарки с такими мотивами делали с пожеланием найти вторую половинку.

Сценки свадьбы, застолья, семейного чаепития изображают с обязательно обильно накрытым столом с самоваром и чашками.  Такие сюжеты символизируют пожелание достатка и благополучия в семье. Тоже значение имеют складчатые шторы и центральные настенные часы.

На панно часто изображают деревенские гуляния – избы с резными наличниками и ставнями, колодцы с крышками, украшенными петухами и головами коней. Уличные сценки часто делят на зоны. В центре может быть интересный сюжет – комната с застольем, а рядом бытовые сценки.

Часто можно увидеть вид улицы, с домами, церковью, заборами и деревьями. Главные герои нарисованы большими по размеру, а под ногами – собаки, котята, цыплята. В любой росписи будут цветы, даже в  зимнем пейзаже.

В традициях мастеров – подписанные работы или с народными пословицами, объясняющими и подчеркивающими смысл выписанного сюжета.

Роспись в современном мире

Вначале двадцатого века, городецкий промысел практически прекратил существование. Войны, революции, коллективизация и поголовное вступление в колхозы значительно сократило число мужчин мастеров-художников. Но как только жизнь стала налаживаться, за письмо взялись женщины.

В тридцатые годы возникли первые мастерские, в пятидесятые – артель живописцев, сохранивших лучшие традиции городецкого письма.  В 1960 году в Городце открылась фабрика «Городецкая роспись». Сейчас на фабрике работают знаменитые мастера и занимаются обучением своих преемников.

Источник: https://posudaa.ru/istoriya/gorodetskoj-rospisi-i-solnechnyh-kupav

Городецкая роспись по дереву

Городецкая роспись

Федеральноегосударственное бюджетное образовательноеучреждение

Высшегопрофессионального образования

«Владимирскийгосударственный университет имениАлександра Григорьевича и НиколаяГригорьевича Столетовых »

Факультет:

Институтискусств и художественного образования

Рефератна тему:

Работувыполнила

Студенткагруппы Хгг-112

ИлларионоваНаталья.

Научныйруководитель

ВарцаваР.М.

Г.Владимир 2012г.

Оглавление

  1. История городецкой росписи.

  2. Техника городецких мастеров

  • Элементы, сюжеты и приемы городецкой росписи
  1. Композиция в городецкой росписи

  2. Список литературы

  3. Иллюстрации.

История городецкой росписи

Роспись,которая ныне называется городецкой,родилась в Поволжье, в деревнях,расположен¬ных на берегах чистой исветлой речки Узоры. В селениях Косково,Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино,Боярское и др. В XVIII в. возникает центрпроизводства прядильных донец и игрушек.Свои изделия крестьяне отвозили продаватьна ярмарку в село Городец.

Поэтомуроспись, выполненная на этих изделиях,получила название Городецая. Толковыйсловарь русского языка В.И. Даля объясняет,что слово «донце» означает «дощечку,на которую садится у нас пряха, втыкаяв нее гребень». Окончив работу, онавынимала гребень, а донце вешала настену, и оно украшало избу.

Поэтомународные умельцы уделяли особое вниманиеукрашению досок резьбой и росписью.Прялка была верной спутницей на протяжениивсей жизни крестьянки. Часто служилаподарком: жених дарил ее невесте, отец— дочери, муж — жене. Поэтому донцевыбиралось нарядное, красочное, всемна радость и удивление. Прялка передаваласьпо наследству, ее берегли и хранили.

Для украшения досок мастерапользовались своеобразной техникой —инкрустацией, очень редко встречающейсяв народном искусстве. Фигуры вырезалииз дерева другой породы и вставляли всоответствующие по форме углубления.Эти вставки, сделанные из темногомореного дуба, рельефно выделялись насветлой поверхности донца.

Располагаядревесиной двух оттенков и пользуясьсамым простым инструментом, народныеумельцы превращали донце в произведениеискусства. В дальнейшем мастерастали применять еще и подкраску донец.Яркое сочетание желтого фона с темнымдубом, добавление синего, зеленого,красного цветов делало его нарядным икрасочным. Со второй половины XIX в.

сложная и трудоемкая техника инкрустациизаменилась скобчатой резьбой с подкраской,а затем стала преобладать живописнаяманера украшения. Сюжетами стариннойГородецкой росписи были изображенияптиц, цветов, всадников на конях, барышеньи кавалеров, сцен из народной жизни.

Внаши дни традиции старых мастеровстремятся возродить и обогатить народныеумельцы, работающие на фабрикехудожественных изделий «Городецкаяроспись» в г. Городце. Среди них естьлауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф.Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов,Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова.

Техника городецких мастеров

Инструментыи материалы. Для росписи желательноиметь три кисти: беличью художественную(№ 2 или № 3), колонковую художественную(№ 1 или № 2) и флейц (№ 2 или № 3). Флейц —это плоская кисточка из мягкого волоса,которая используется для подмалевок инаведения рамок. В наше время городецкиехудожники расписывают изделия маслянымии темперными красками.

Требуетсявосемь: черная, белая, алая, краплаккрасный (вишневая), кобальт синий светлый(ярко-голубая), желтая, окись хрома икрасная железоокисная. Необходима такжееще одна краска — киноварь (ярко-красная). Чтобы получить цветовую гаммуГородецкой росписи, необходимо смешатькраски.

Кроме тех, которые есть в наборегуаши, нужно получить четыре новыхкраски: светло-голубую, светло-розовую,охру светлую и городецкую зеленую (рис.1). Чтобы получить светло-голубую,в белую краску (белила цинковые) добавляютнемного кобаль¬та синего светлого(ярко-голубая краска). Светло-розовуюполучают, смешивая белую краску скиноварью или белую — с алой.

Для светлойохры берут желтую светлую и немногокрасной железоокисной.

Элементы,сюжеты и приемы городецкой росписи

Вначале обучения очень важно научитьсяправильно держать кисть. Она должнанаходиться в строго вертикальномположении относительно работы (рис. 2).Локоть фиксируется, а кисть рукиполностьюсвободна дли выполнения неразрывныхпластичных мазков, как на гладкихплоскостях, так и на сферических илицилиндрических поверхностях.

В процессеработы можно опираться на оттопыренныймизинец, слегка касаясь им изделия.Вросписи по дереву значительное местозанимает орнамент. Орнамент — этоживописное, графическое или скульптурноеукрашение из сочетания геометрических,растительных или животных элементов.Основные элементы Городецкой росписи— это круги, скобки, точки, капли, дуги,штрихи, спирали (рис. 3).

Важно понятьразницу между понятиями «узор» и»орнамент». Узор — это рисунок,являющийся сочетанием линий, красок,теней. Они же, приведенные в определеннуюсистему, ритмически упорядоченные,будут составлять орнамент .Осваиваяроспись живописного типа, к которойотносится и Городецкая, выполняют безпредварительного нанесения контурарисунка. Городецкая роспись выполняетсяв три этапа.

Первый — подмалевка,т.е. круговое движение кистью, нанесениеодного цветового пятна. Подмалевкавыполняется широкой плоской кистью —флейц или беличья № 3. Если краскиокажется мало, то подмалевка получитсябледной, невыразительной; если много —то при высыхании краска начнетотслаиваться.Второй этап — теневка(или оттенок), т.е. нанесение скобки.

Чтобы правильно нарисовать скобку,вначале надо лишь слегка прикоснутьсякончиком кисти и провести тонкую линию;к середине сильно нажать на кисть, азавершить скобку опять тонкой линией.Следить за тем, чтобы кисть былаперпендикулярна.Третий этап — оживка(или разживка), т.е. тонкая разделкаорнаментальных форм белилами.

Оживкивсегда наносят на однотонные силуэты,что придает им некоторую объемность.ОсваиватьГородецкую роспись начинают с написанияцветов, которые изображают в основномв круге.Городецкие цветы отличаютсяразнообразием по цвету и форме. Цветыв городецкой росписи — символ здоровьяи процветания.Бутоны (рис. 7) —разновидность городецких цветов.

Вначаленаносят основное цветовое пятно(подмалевку) круговым движением кистью.Затем приступают к детальной разработкеорнамента (теневке). Выполняют ее чернымцветом, бордовым или краплак красным.Разработку бутона движение кистью,нанесение одного цветового пятна.

Оттого, как расположены скобки, зависитформа бутона. У него может быть одна илинесколько скобок. Если скобок много,начинать рисовать надо с самой маленькой,постепенно увеличивая их в размерах иприближая к краю подмалевки. Необходимопомнить, что бутоны всегда по размерунебольшие. В конце белилами наносятоживки.Купавка — самый распространенныйцветок в городецком орнаменте.

Подмалевкау нее по размеру больше, чем у бутона.Расписывать начинают с маленькогокружочка по ее краю, затем делают скобкувнутри круга. По краю подмалевки рисуютскобки, по форме такие же, как и скобкавнутри подмалевки, только меньшегоразмера. Скобки по ее краю рисуют, начинаяс центра, постепенно уменьшая их вразмерах до сердцевинки.

Завершающийэтап росписи — оживка выполняется, какправило, белилами. Нанесение оживкитребует очень аккуратного и точногоисполнения, поэтому ее надо делатьуверенным мазком тонкой кистью.Розанотражает главные признаки цветка, т.е.имеет лепестки и ярко выраженный центр.Силуэт в форме круга. По размеру можетбыть больше купавки. Центр цветка рисуютв середине.

Розан в росписи Городцаокружен скобками — лепестками одногоразмера, цвет которых совпадает с цветомсередины. Техника росписи скобок та же,что и у купавки.Варианты разработокоживкой настолько многообразны, чтотрудно назвать даже самые распространенные.Городецкие художники применяют точки,скобки, капли, спирали.Ромашка цветокне сложный по технике исполнения.

Кончиком кисти слегка прикоснуться кповерхности бумаги, оставляя на нейтонкий след. Затем, не отрываясь отповерхности, кисть быстро приложить иподнять. В результате получитсямазок-капля — тонкий в начале и широкийна конце. Как и у розана, у него естьсердцевина, только вокруг нее рисуютлепестки-капли.Роза самый сложныйцветок.

Роспись начинают с подмалевки— основного объема цветка-круга, к немупририсовывают внизу центральный округлыйлепесток, за ним по кругу располагаютлепестки помельче до самой сердцевины,занимающей центр верхней части цветка.

Послетого как силуэт цветка создан, начинаютего разрабатывать: элементы центральнойчасти ограничивают большой скобой иобращают к сердцевине. Дугу-скобку исердцевину в верхней части цветка рисуютчерным цветом, бордовым и краплаккрасным. Края лепестков можно обвеститой же краской, что и сердцевину.Самоетрудное в розе, это оживка.

Внутридуги-скобки вначале рисуют небольшуюскобку с линейной разделкой. Затем пообе стороны дуги рисуют две-четырекапли, в зависимости от свободного меставнутри дуги. За пределами дуги рисуютнебольшие скобки. Внутри дуги-скобкиможно нарисовать точки-тычинки.Городецкиелистья очень разнообразны по форме,размеру и расцветке.

Они почти всегдарасположены группами из пяти, трех илидвух листьев.

Простойгородецкий лист изображают в видетыквенного семечка. Более сложный пишуттак: проводят кистью плавную дугу исоединяют кривой линией, следя за тем,чтобы лист с одного конца оставалсяшироким. Листья всегда широки, округлыи растопырены.Листья изображаются вдва приема: с подмалевкой и оживкой.

Если подмалевка выполнена городецкойзеленой краской, то оживку выполняютчерной краской, если городецкойтемно-зеленой краской, то к оживкамчерного цвета добавляют белила.Городецкаяптица является символом семейногосчастья.

Птиц изображают в различныхвариантах: это и гордый павлин, инасупленный индюк, и задиристый петух,и сказочная птица. Начинают писать ихс плавной линии, изображающей изгиб шеии груди, потом наносят линию, определяющуюформу головы и спины, затем определяютлинию крыла, нитевидные клюв и ноги.

Чаще всего туловище выполняют чернымцветом, крыло закрашивают городецкойзеленой краской. Хвост пишут по-разному,например, ограничивают с двух сторонлиниями, определяющими его силуэт изакрашивают. Лучше всего это выполнитьалым цветом. В другом случае прорисовываюткаждое перышко хвоста в два цвета.

Разработку птиц начинают с головы изаканчивают хвостом. Оживки делаютбелилами, нанося тонкие мазки.

Городецкийконь— символ богатства. В основном ончерного цвета, с маленькой головкой накруто изогнутой шее и аккуратнопричесанной гривой. Мастера изображаютего несколькими способами. Одни свободнымимаховыми мазками пишут контур всейфигуры и только потом закрашивают его.

Другие строят фигуру коня цветовымипятнами, начиная с самого крупноговертикального элемента — груди и шеи.К ним пририсовывают очертания сбруи иседла, задней и брюшной части туловища.Плоскость, ограниченная линиями сбруии седла, в этом варианте остается светлой.

Чаще всего седло и сбрую делают алымцветом, а детали головы, ног хвоста —белилами.

Городецкаяптица

Источник: https://studfile.net/preview/2384667/

История промысла

Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко.

Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком.

Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров.

Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью.

Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.

Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.

Цвета городецкой росписи

Для росписи использовались изначально яичные краски. На смену им пришли масленые, темперные и гуашевые составы. Красящий состав наносили на полотно большими пятнами, не формируя предварительно четких контуров.

Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево. Это позволило рисунки сделать более легкими, придавая им прозрачности.

  1. Замалевки. Для узоров в виде ягодок и цветков применяют такие цвета: охра, розовый (смешение красного и белого тонов), чистый красный, бордо (красный и черный), голубой (синий и белый), синий. Для оформления листков используют чистый зеленый цвет. Маленькие листики и завитки иногда оформляли коричневой краской.
  2. Теневка. Основные цвета теневки: черный, коричневый и синий. За счет использования глубокого черного тона, на фоне которого прорисовывали ключевые элементы орнамента, удавалось получить яркий и довольно контрастный узор. Если для теневки использовали коричневый тон, роспись получалась более легкой и нежной.
  3. Разживка. Для разживки использовали белый цвет. Желтым оттенком пользовались реже. Он был нужен только в том случае, если листьям придавались объемные акценты.

Основные цвета по номерам

Основные цвета, которые традиционно используют для городецких орнаментов:

  1. Охра (#CC7722);
  2. Розовый (#FFC0CB);
  3. Красный (#FF0000);
  4. Голубой(#00BFFF);
  5. Синий (#964B00);
  6. Белый (#FFFFFF);
  7. Зеленый (#00FF00);
  8. Черный (#000000);
  9. Желтый (#FFFF00).

Мотивы «конь» и «птица»

Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц  и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.

Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех  и процветание.

Техника выполнения городецкой живописи

Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое.

На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи. Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации.

В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.

Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек  поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.

Источник: https://schci.ru/gorodeckaya_rospis.html

Городецкая роспись: история возникновения и интересные факты

Городецкая роспись

Народные промыслы не могут восприниматься как архаичные, давно неактуальные художественные направления.

Например, городецкая роспись, история которой интересна не только художникам, является одним из брендов народной культуры России.

История возникновения городецкой росписи, место, где зарождался уникальный промысел, процесс создания работ – все это тесно переплетенная жизнь простого народа, история страны и влияния извне.

Интересные факты и свидетельства о городецкой росписи, символизм образов и тот путь, который искусство народа проделало в день сегодняшний, с энтузиазмом изучают культурологи и историки, да и просто любознательные люди. О том, почему героями расписных русских изделий становились львы и барсы, о значении коня и птицы в работах городецких мастеров, и о том, чем отличается теневка от замалевки, читайте далее.

Нанесение рисунка по технологии городецкой росписи

Если сравнивать искусство городецких мастеров и, например, хохлому, то последнее направление технически выигрывает. Но, несмотря на сравнительную простоту, городецкая роспись не может считаться менее ценной или недостойной продолжаться в сверхновое время. Она самобытна и интересна и для детей, и для взрослых.

Технологические особенности промысла:

  • Краски наносят сразу на древесину, предварительная обработка грунтовкой не предусмотрена.
  • Фон может быть разным – черный, красный или желтый. Это все традиционная цветовая база для городецкого искусства, причем, цвет должен скрывать все шероховатости и неровности поверхности. И уже после высыхания фона мастер приступал к нанесению рисунка.
  • Первые краски умельцы изготавливали на яичной основе, но, несмотря на устойчивость состава, цветовая палитра не баловала разнообразием. Для красящего пигмента брали ягоды и травы.
  • Впоследствии начали появляться более комфортные красящие компоненты: сегодня мастера, поддерживающие нижегородский промысел, работают масляными красками. Наиболее эффективный вариант – темпера, краска на сухой основе.
  • Отличает городецкую роспись особенная точность линий: ее мастера «подсмотрели» у резчиков. На создание одной работы не зря уходило несколько дней – прорисовка деталей была совершенной. И это при том, что городецкую роспись долгое время несправедливо считали грубой и простецкой! Нет, мастера выписывали буквально каждую линию, чтобы добиться максимальной четкости образа, и заметно это еще на расписных прялках.
  • Можно сказать, выдерживались и каноны росписи. На декоративных разделочных досках людской мир был представлен в верхней плоскости, внизу же изображались представители фауны и флоры. Но строгой каноничности в городецком творчестве не было, и это прекрасно – изображения привлекали своей естественностью, легкостью, созвучием жизни людей и жизни природы.
  • Не отказать промыслу и в разнообразии форм. Сначала мастера брались за украшение прялочных донец, а потом взялись и коробы, и за лукошки, и за полочки, шкафчики, мебель. Предметы округлых форм, которые становились базой для росписи, могли помочь создать не простое, а сферическое изображение.
  • Если говорить о настоящих мастерах, то кроме кистей и красок для росписи художникам ничего не было нужно. Но если за дело берется новичок, то он сначала намечает рисунок карандашом. Впоследствии контуры рисунка мастер художник подчеркивает черным или белым, что позволяет изображению выглядеть натурально.
  • Рисунок наносили крупными, уверенными мазками. Какое-то время все же мастера грунтовали поверхность, но потом вернулись к необработанной основе. И это делало изображение прозрачным и легким.

3 этапа процесса росписи.

Технологический процесс делился на 3 этапа: и эти этапы отличались не только разными материалами, но и принципами действия мастера. Между каждым этапом изделие «отдыхало». Первый этап – замалевка: на основу наносятся основные элементы и главные цвета будущего изображения.

Иначе этап известен как «замалевок» или «подмалевок». Сменяет его теневка. На уже расставленные цветовые пятна наносится контрастный рисунок (обычно делают это темной краской по светлому фону). Ну и завершает рабочий процесс разживка.

Мастер добавляет на изображение блики и мелкие белые детали, за счет которых рисунок оживает.

Так могут возникать большие и маленькие работы, создание которых сегодня осилит и человек без художественного образования. Возраст не так важен, как не важны и начальные умения. Нужно проникнуться городецким творчеством, понять его технологию и отработать ее сначала на бумаге, а потом уже и на дереве.

О мотивах

История росписи – это желание отразить в творчестве быт, обычную крестьянскую жизнь с ее укладом, праздниками и традициями, циклами и представлениями. Но и сцены из купеческой жизни также передаются в городецкой росписи.

По сути, мастер изображал то, что было вокруг него. Домашнее застолье с самоваром да угощеньями, сцены свидания двух влюбленных, отдых на природе – простые сюжеты, ассоциировавшиеся с понятиями радости и счастливых мгновений, кому-то кажутся незатейливыми.

Но они правдивы и искренны, как само восприятие народного мастера.

Не обходились городецкие умельцы и без изображения диковинных птиц и животных. А так как видеть этих героев сельским мастерам было негде, образы животных наделялись необычными, волшебными чертами. Оттого эти герои становились нереальными, сказочными. Например, львы и барсы выглядели не только экзотично, но и приукрашенно. Однако их царственный вид впечатлял зрителя.

Если что-то и можно назвать волшебным реализмом, так это городецкую роспись. Окружающий мир приобретал сказочные черты, благодаря работам художников. Это только на первый взгляд образы сдержанные: мастер мог одним прикосновением кисти сделать юношу влюбленным или подозрительным.

Все композиции условно делятся на три вида: чистая цветочная роспись, композиция с мотивом «конь», а также сложная сюжетная роспись.

Начинают обучение промыслу обычно с цветочного орнамента, он относительно прост.

Элементы цветочного орнамента:

  • Букет – симметричный рисунок, который украшал шкатулки и коробочки, солонки, различные чашки, пиалы и стаканчики.
  • Гирлянда – это разновидность букета, при которой один большой цветок находится в середине композиции, а около него «пляшут» цветочки помельче.
  • Ромб – в свою очередь, вариация гирлянды. Из нескольких крупных цветков формируется центр, а бутоны и листья уменьшаются на верхушке ромба. Такой орнамент мог появляться на массивных сундуках, немаленьких разделочных досках, хлебницах и дверцах шкафов.
  • Цветочная полоса – элемент более сложный, в котором есть и верхний, и нижний ярусы.
  • Венок – версия цветочной полосы, только замкнутая. Часто украшает подносы и блюда, винные бочки и шкатулки.

Частые герои городецкого промысла – конь и птица. Животных чаще художник располагает в центре цветущего дерева, эти герои могут быть также обрамлены венком. Наиболее эффектны кони и птицы на красных, черных полотнах.

Если птица изображена в паре – это знак семейной гармонии, благополучия. Конь – символ успеха, процветания, знак того, что ты оседлал удачу и являешься хозяином своей жизни.

Сюжетная роспись украшала крупные деревянные изделия – сундуки, столешницы, блюда. Часто обращались мастера к изображению сцен чаепития, к свадьбам с пышным застольем. Примечательно, что лица героев на таких сюжетных композициях обращены к зрителю, и это делает изображение менее правдоподобным.

Не реже рисовали мастера и экстерьеры домов: резные ставенки, ярких цветов наличники, выразительные печные трубы. Могло изображение дополняться и такими деталями, как колодцы и красивые плетни с кувшинами да петушками на них. Чем больше деталей, тем богаче и интереснее изображение.

Интересное повествование об истории и сюжетах городецкой росписи.

Основы русской росписи, в том числе и городецкой, включены и в образовательные детские программы. Сегодня даже дошкольник может научиться простейшим образцам промысла, но главное, что он взрослеет на примерах яркого, информативного и самобытного народного творчества.

К интересным фактам о городецкой росписи относится упоминание о мореном дубе как особом материале для будущих изделий. Извилистая Узола в период половодья валила на дно и крепкие деревья. Лежавшие на дне реки деревья других пород пропадали, а вот дуб становился только крепче и приобретал красивый окрас. На этой древесине и появлялись яркие городецкие изображения.

Они и сегодня интересны исследователям народного искусства, любителям этнографии и культурологам. По примерам городецкой росписи учат рисовать детей: ребята с удовольствием будут расписывать разделочные доски и шкатулки. И древнее творчество будет жить, будет крепчать подобно мореному дубу, который становится только сильнее под водами реки времени.

Pinterest

Источник: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/gorodetskaya/istoriya-zarozhdeniya-gorodetskoj-rospisi-i-interesnye-fakty-o-hudozhestvennom-promysle.html

Городецкая роспись – что это такое, история, основные элементы и цвета, какие есть виды?

Городецкая роспись

Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Что такое городецкая роспись?

Народный декоративный художественный промысел, который развивался в районе Горьковской области в середине 19 века. Стиль выделяется яркими оттенками и лаконичностью. Изначально ей украшали жилища и разнообразные предметы быта.

Особой популярностью пользовались местные прялки, которые продавались в большом количестве практически по всей территории России. Городецкая роспись – это стиль, который трудно перепутать с другими.

Все изделия отличаются забавными расписными картинками.

Особенности городецкой росписи

Данная техника выделяется определенными характеристиками:

  1. Во время росписи мастера используют свободный мазок.
  2. Сюжеты берут из тихой провинциальной жизни. Городецкие рисунки отличаются содержательностью.
  3. Отличительная особенность использование ярких красок и применение контурной обводки отдельных элементов.
  4. Роспись осуществляют без предварительных набросков.
  5. В городецких росписях можно увидеть экзотических барсов и львов, коней или петухов в воинственной позе.
  6. Используют разные приемы – широкие мазки или тонкие линии и штрихи.

Элементы городецкой росписи

Данный стиль отличается содержательностью. В городецкой росписи часто изображают следующие элементы:

  1. Геометрические. Среди основных элементов выделяют точки, круги, скобки, капли, спирали и штрихи.
  2. Растительные. Сюда относят городецкие цветы, выделяющиеся разнообразием форм и красок. К популярным видам можно отнести изображение бутонов, ромашек, купав и роз. Листья рисуются группами от двух до пяти лепестков.
  3. Животные. Данные мотивы глубоко символичны. Птица воплощает семейное счастье, а конь – богатство.

Виды городецкой росписи

Данный стиль отличается содержательностью. Городецкая роспись по дереву предполагает изображение цветов, коней и разных сюжетных мотивов. Рассмотрим особенности каждого:

  1. Цветочная роспись. Самая простая в исполнении. Основными элементами тут представлены следующие элементы росписи: букет, гирлянда, ромб, цветочная полоса и венок. Данная городецкая роспись для детей самая простая, поэтому часто используется при обучении.
  2. Цветочная композиция с добавлением мотива «конь» и «птица». Подобные элементы встречаются на кухонных досках, мебели и разных мелких предметах.
  3. Сюжетная роспись. Самый сложный вид в городецкой росписи. Картины изображают сценки из повседневной жизни и иллюстрации к различным сказкам. Популярным является изображение свадебного застолья.

Технология городецкой росписи

Современные мастера для создания картин в данной технике используют краску – темпера. Ее можно заменить гуашью с добавлением клея ПВА. Из каждого выбранного цвета создают два оттенка: один разбеленный, а другой насыщенный. Этапы городецкой росписи:

  1. Роспись можно выполнять сразу на деревянной основе или предварительно покрыть ее желтой, красной или черной краской.
  2. Тонкими линиями с помощью карандаша намечается будущий узор. Делают подобные действия для основных элементов.
  3. Широкой кистью наносят основу цветков в виде пятен правильной круглой формы.
  4. Сверху делают повторные мазки более темным оттенком. После завершения крупных элементов с помощью нескольких мазков формируют листочки.
  5. На заключительном этапе с помощью тонкой кисти наносят штрихи и точки черного и белого цвета.
  6. После высыхания все изделие покрывают бесцветным лаком.

Городецкая роспись – примеры

Для знакомства предлагаем посмотреть несколько ярких примеров данного стиля:

  1. Шкатулка, украшенная сюжетной картиной – прогулка влюбленной пары на повозке запряженной тройкой лошадей.
  2. Набор спецовниц украшенный разными цветами.
  3. Расписная тарелка, на которой изображены птицы и цветы.
  4. Городецкая роспись, где цветы и птицы переплетаются с сюжетами из жизни богатых людей.
  5. Оригинальная хлебница, которая благодаря яркому дизайну станет украшением кухни.
  6. Сундук, расписной цветными узорами необычных форм и расцветок.

Точечная роспись является уникальной техникой нанесения изображения. Для качественного ее выполнения важно знать, как правильно выбрать материалы, подготовить поверхность, нанести рисунок. Полезными будут идеи узоров и нюансы работ.

Гжельская роспись – один из промыслов народов России. Она имеет свои особенности и правила, касающиеся техники исполнения. Будет интересно узнать чем выполняются рисунки и основные приемы этого направления.

Мезенская роспись представляет собой самобытный ремесленный промысел северных народов России. При создании изделия мастер уделяет внимание символичности каждой детали, и по сей день использует древние инструменты для нанесения красителя.

Выжигание по дереву – интереснейшее хобби, у которого имеется масса поклонников. Пирография используется любителями народного промысла для искусного украшения декоративных поделок, изготовления оригинальных картин из листовой фанеры или древесины.

Источник: https://womanadvice.ru/gorodeckaya-rospis-chto-eto-takoe-istoriya-osnovnye-elementy-i-cveta-kakie-est-vidy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.