Игры с песком

Содержание

Игры с песком для детей от 1 до 10 лет

Игры с песком

Песок – универсальный и очень практичный материал для игр. Податливая масса может принимать любые формы в руках детей, развивая их мышление и моторику. Для такого способа развития нет преград – в каждом дворе многоэтажек есть песочница, ее можно организовать на даче и даже в квартире.

Каждый ребенок проходит этапы познавания песка: от элементарного к более сложному. Знакомство начинается в раннем возрасте, в 1 или 1,5 года. Здесь велика роль взрослых, которые должны научить своего малыша играть с песком.

Совет! Не обязательно для малышей делать «стерильный» песок, важно, чтобы он был чистым. Для этого можно взять сито и просеять песочную массу в подготовленную емкость или насыпать речного песка. Просто соблюдайте правила гигиены: мойте руки и лицо после каждого времяпровождения на улице.

Игры с песком для детей от 1 года до 3 лет

До 3 лет набор предметов для игры в песочнице одинаковый:

  • тачка или грузовик для перевозки;

Для игры подходит сухой и мокрый песок. Для первого опыта подойдет сухой материал. Возьмите его в руки и покажите ребенку, что его можно:

  • Пересыпать из одной руки в другую.
  • Поднимать лопаткой и перекладывать с места на место.
  • Насыпать в ведерко или тачку.
  • Соединить в небольшую горку.

Вы должны четко проговаривать каждое движение, чтобы в последующем ребенок сам мог выполнять такие действия под вашим ым контролем.

После того как произошло ознакомление и малыш стал уверенно обращаться с лопаткой, можно приступать к более затейливой игре.

Игры с сухим песком

«Спрячь предмет». Малыши с удовольствием будут искать закопанную в песок игрушку или камешек. Также вы можете поменяться ролями и стать «искателем». Добавьте к развлечению эмоциональные возгласы радости, когда предмет будет найден. Это даст стимул ребенку, и он станет усерднее выполнять свою роль.

«Палочка – выручалочка». Возьмите любую веточку и создавайте рисунки на песчаном полотне. Так можно нарисовать не только отдельный предмет, но и создать картину. А если взять плоскую цветную емкость и насыпать на дно немного песка, то ребенок отчетливее увидит рисунок и захочет повторить.

Сухой песок можно насыпать в любые емкости и мешочки, запускать специальную песочную мельницу и грузить в самосвалы.

Игры с мокрым песком

Для того, чтобы попробовать новый вид развлечений, понадобиться небольшое ведерко или лейка с водой. Намочите песочную массу, чтобы она имела густую консистенцию, и приступайте к творчеству.

«Куличи». В любом возрасте большое удовольствие доставляет игра с различными формочками. Сделав фигурку, можно дополнить ее подручным материалом — листьями, веточками, камням, а также сделать рисунок. Например, вылепили бабочку, дорисуйте внизу цветок. Так ребенок сможет определять среду обитания животных и насекомых.

«Кто это такой?» Слепите из песка различные детали и сделайте из них животных или человечков, а раскатанные в ладонях песочные жгутики можно превратить в причудливые контуры или буквы.

«Испеки пирог». Все хотя бы раз в жизни делали пирог из мокрого песка. Ему можно придать любую форму: круга, квадрата, овала, а если немного потрудиться получится двухъярусный торт. Здесь фантазию не остановить – его можно украшать палочками, листьями, камешками, мелкими игрушками.

Одновременно можно играть и с сухим, и с мокрым песком. Научите ребенка правильно организовать вокруг себя пространство, чтобы было свободное место для игры, и, решив немного отдохнуть, он не мог сломать песочные фигуры.

«ЗАмки». Детям постарше, когда они перестанут ломать построенные фигуры, будет интересно создавать домики с подъездными дорожками и деревьями. Для гаражей со множеством парковочных мест понадобятся машинки, а чтобы игра была реалистичнее, возьмите с собой маленьких человечков или солдатиков.

«Отпечатки». Берите любые формочки, листья, палочки, ракушки, если вы на пляже, и оставляйте отпечаток на песке. Покажите, что можно оставить свои ладошки и пятки, а также сравнивайте размеры ладоней взрослых и малышей.

https://www.youtube.com/watch?v=Vl-BFxloX4Q

Каждый родитель сталкивается с ситуацией, когда маленький ребенок ломает песочные фигурки не только свои, но и окружающих детей. Не стоит его ругать и уводить из песочницы, постарайтесь увлечь его новой игрой с песком или вместе сделайте что-то и сломайте. При этом нужно терпеливо объяснять, что трогать чужое нельзя, а ломать можно только то, что построил сам.

Обучающие игры

Многие дошкольные учреждения практикуют песочную терапию для развития детей и подготовки их к школе. Вооружившись необходимым материалом, можно научить ребенка:

  • формировать знания об окружающем мире и рассказывать о нем.

«Сколько всего?» Закопайте по всему периметру песочницы камешки или мелкие игрушки, предложите ребенку их найти. Каждый найденный предмет громко и отчетливо считайте – один, два, три и т.д. Для начала используйте 5 предметов, постепенно увеличивая их количество.

«Найди лишнее». Для этой игры можно использовать карточки с картинками, маленькие игрушки (отличны вариант – пластмассовые фрукты, овощи, различные животные или предметы обихода). Прикопайте в песок 3 предмета, среди которых 1 будет лишний, например, свинья, собака и слон (слон – лишний, потому что обитает в дикой природе). Таким образом можно продумать множество вариантов.

«Кто где живет?» Заройте в песок карточки с домашними и дикими животными. Пусть ребенок вытаскивает их и раскладывает в разные стороны.

После того, как все картинки извлечены, внимательно просмотрите их и, если есть ошибки, объясните своему чаду, где живет и чем питается животное, которое он определил неправильно.

Важно, чтобы ребенок знал название каждого животного и проговаривал его при нахождении рисунка.

«Что здесь спряталось?» Когда ребенок знает частично алфавит и счет до 10, помещайте в песок буквы и цифры, которые он знает. Находя карточку, он должен проговаривать то, что на ней изображено. Постепенно добавляйте незнакомые символы и вместе изучайте их. Таким образом можно учить цвета.

Развивающие игры с песком для детей

Игры с песком применяют для развития:

«Отгадай – кто я?» Заройте в песок объемные фигуры и ребенок с закрытыми глазами должен нащупать и определить, что это за предмет. Можно задавать наводящие вопросы.

«Чудо – чудное». Предложите детям нарисовать на песке или слепить из мокрого песка необычных героев. После проделанной работы они должны объяснить кто или что это.

«Мое место». Расставьте на песке несколько фигурок, машинок или других игрушек (не больше 5) в ряд. Пусть ребенок внимательно посмотрит, запомнит и отвернется. Вы тем временем поменяйте 2 предмета местами, а ваше чадо должно вернуть все в исходный вариант.

«Лепка». Из мокрого песка создавайте большие замки и парковки с тоннелями. Сделайте миниатюру вашего двора с лавочками, площадкой и цветочными клумбами. Можно сделать целое строительное предприятие в одной стороне подвозить песок с водой и смешивать их, далее на самосвале везти массу к месту стройки.

Современный рынок предлагает большой ассортимент дидактического материала для всех возрастов. Вы можете купить уже готовую продукцию проявить фантазию.

Игры для снятия психоэмоционального напряжения

«Поздоровайся с песком». Предложите ребенку «сказать привет» песку. Пусть он дотрагивается до песочной массы разными способами: каждым пальцем, потом вместе, всей ладонью, ее тыльной стороной. Каждое движение должно сопровождать слово «привет». Далее пересыпайте песок из одной руки в другую, подставьте ребенку свои ладони, а потом насыпьте на его ручки.

«Дождик лей». Из песка создайте импровизированный дождик – наберите в руку песок, поднимите ее и разожмите ладонь. Предложите сделать то же самое ребенку, игру можно сопровождать песенкой или стихотворением про дождик.

Для расслабления погружайте руки в песок, пересыпайте его в разные емкости, поливайте из лейки. Каждый из вариантов понравится вашему ребенку, если вы сами проявите к этому интерес.

Занятия с песком для младших школьников

Принцип обучения и развития на основе песочной массы остается прежним, только меняется материал и его подача в зависимости от степени восприятии детей. В песок помещаются слоги, из которых нужно составить слова, а из слов – предложения. Карточки с примерами или с рядом цифр, в которых пропущено несколько знаков, станут тренировкой математических навыков.

Усложните игру:

  • «Что лишнее?»: берите от 5 до 8 карточек, где лишними будут несколько предметов.
  • «Кто я?»: доставая фигурку, ребенок должен назвать несколько ее признаков.
  • «Мое место»: добавляйте предметы и меняйте местами несколько позиций.

Чтобы по-настоящему удивить детей приобретите «волшебный» песок – кинетический. Эта масса на 98% состоит из песка и 2% занимает силиконовый полимер, который заставляет песок «оживать».

С его помощью создаются фигуры разной сложности, можно вылепить рыбу, плывущую на волнах или геометрическую фигуру с четкими контурами.

Производитель добавляет в упаковку не только причудливые формочки, но и подробную инструкцию по правильному применению песка и разные варианты его использования.

Источник: https://active-mama.com/igry-s-peskom-dlya-detej.html

Цели и задачи песочной терапии

Игры с песком

Сейчас лето и многие из нас ходят на пляж всей семьей. Это счастливое время отдыха можно провести очень интересно  и с огромной пользой, как для себя, так и для ребенка.

Игры с песком очень эффективный способ развития детей в целом и их творческих способностей в частности. Многолетняя практика свидетельствует, что такие игры позитивно влияют на эмоциональное благополучие ребенка.

Учитывая же то, что это одни из самых любимых игр в летнее время, то просто глупо не использовать их с развивающей, обучающей и психокоррекционной целью.

Сегодня очень популярен метод sunplay, что в переводе с английского означает «песочная игра».

Это тот самый метод благодаря которому ребенок из песка и небольших фигурок (можно использовать так же ракушки, камешки, лепить такие фигурки из пластилина, использовать любые подручные предметы и прочее) строит свой индивидуальный и неповторимый мир в миниатюре. Играя он выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании.

Игры с песком дают ребенку возможность ощутить себя уверенным и умелым: он творит новое, не боится сломать старое и что-то менять.

В песочнице созданы оптимальные условия для развития творческого потенциала ребенка, активизации его пространственного воображения, образно-логического мышления, тренировки мелкой моторики рук.

Так же игры с песком являются эффективным методом психологической помощи детям:

  • в формировании уверенности в себе и стойкой самооценки;
  • в гармонизации внутреннего эмоционального состояния. В частности при негативизме, обидчивости, конфликтности;
  • при переживании любых травматических ситуаций, таких как развод родителей, потеря близкого человека;
  • в адаптации к любым изменениям в жизни;

Взрослые могут быть уверенны: если в детском песочном королевстве все спокойно, то и в душе у ребенка спокойствие и гармония.

Игры на песке

Организовывая игры с песком следует придерживаться некоторых правил:

  • Максимально задействовать творческий подход и фантазию.
  • Полностью исключить негативную оценку как действий ребенка, так и результата его деятельности.

На песке можно еще и писать — писать буквы, цифры…Детям не страшно допустить ошибку: это не бумага, и легко можно исправить допущенные ошибки, поэтому на песке дети пишут с удовольствием. После изучения знаковой системы кроме самих знаков можно использовать такой прием как «дорисовывание».

Например. Попросите ребенка нарисовать какую-либо фигуру (квадрат, треугольник, круг и т.д.) и попросите затем, чтобы он дорисовал ее так, чтобы вышел предмет (стул, стол, лопата. лампочка и прочее)

Дети очень любят необычные истории и сказки, которые не только переносят их из реального мира в волшебный, но и развивают их кругозор. Через сказку в бессознательное ребенка закладываются яркие образы и своеобразный «банк» жизненных ситуаций.

То есть набор знаний о тех процессах, которые происходят способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве этого мира и прочее. Если Вы читаете ребенку сказки, то можете разыграть любую из них на песке. Нарисовать или изготовить ее героев из песка. Сказку можно разыграть переставляя ее персонажей в различных направлениях.

При этом дети могут начать самостоятельно  творить изменяя сюжет, добавляя новых героев.

Сказки на песке — это не только интересное проведение времени и занятие для Вас с ребенком, но и инструмент развития в ребенке тонкого ощущения внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и напряжения, воспитания уверенности в будущем, в том что в любом случае все будет  хорошо. При помощи сказок на песке можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его личности, если такие начинают формироваться.

Упражнения на песке

Упражнение первое. Необычные следы.

Цель: Развитие тактильных ощущений, воображения.

Ход упражнения: Взрослый предлагает ребенку упражнение имитационного характера, которые оставляют след на песке. Например:

  • «идут ведмеди» — ребенок кулачком и ладошками с силой давит на песок;
  • «прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок бьет по поверхности песка, перемещаясь в разных направлениях.
  • «ползут змеи» — ребенок пальцами рук оставляет на песке волнистый след в разных направлениях:
  • «бегут жучки, паучки» — ребенок двигает всеми пальчиками, имитируя движения жуков (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются — «жучки здороваются»)
  • «крокозябла» — ребенок делает на песке разнообразные отпечатки, выдумывая названия для фантастических животных, которые оставили эти следы.

После окончания игры вымышленное животное можно нарисовать и сделать ее обитателем песчаного королевства.

Упражнение второе. Песочный круг.

Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».

Упражнение третье. Узоры на песке.

Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.

Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры — прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д..

После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого.

Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов — камешков, ракушек, монеток и прочее.

Упражнение четвертое. Волшебное исчезновение.

Цель: развитие памяти и внимательности.

Взрослый выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Например :»А сейчас на сказочной полянке появляется волшебная принцесса Жасмин со своим другом Алладином. У принцессы Жасмин есть много сокровищ — красивых морских ракушек и камешков.

К ним в гости часто приходят друзья — зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Ребенок рассматривает предметы, а затем его просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока ребенок это делает взрослый прячет несколько фигурок в песок. Ребенок открывает глаза и отгадывает каких фигурок нет. После чего ищет их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками.

Со временем задание можно усложнять увеличивая количество фигурок.

Упражнение пятое. Следы на песке.

Цель: развитие левого и правого полушарий мозга и мелкой моторики рук.

Взрослый просит ребенка поставить ладошки на песок. Затем провести 2-мя ладошками по песку вверх, затем — вниз, затем — одной ладошкой вверх, а одной вниз, затем наоборот. То же самое делаем влево и вправо. То есть.

Обеими ладошками влево, затем вправо, затем одной влево, а другой — вправо, затем наоборот. Далее можно усложнять задание. Одной ладошкой вверх, а другой вправо или одной влево, а другой вниз и так перебрать все возможные комбинации.

Сначала не спеша, затем темп можно ускорить.

Когда упражнение с ладошками выполняется легко, то можно перейти к рисованию кругов на песке. Попросить ребенка нарисовать круги обеими руками начиная движение слева на право, затем справа налево, после чего попросить нарисовать одной рукой круг слева направо, а другой справа налево одновременно.

Упражнение шестое. Разговор с руками 

Родитель и ребенок обводят на песке силуэт ладоней. Затем Вы оживляете песочные ладошки — дорисовываете им глазки, ротик, выкладываете различными камешками и ракушками пальчики.  После этого необходимо затеять беседу с руками.

Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т. д. .

При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Упражнение седьмое. Кто в домике живет.

Цель: закрепить знания про пространственные фигуры и формы, развить слуховую и зрительную память;

Это упражнение делается на мокром песке. Взрослый просит ребенка помочь ему построить домик для разных животных. Например бегемотик хочет жить только в квадратном домике, а жираф — в прямоугольном, зайчанок — в круглом и так далее.

Теперь взрослый говорит:»Помоги мне расселить жителей по их домам.

Пусть вот здесь живет бегемотик (ребенок в этот момент выбирает пасочку нужной формы и строит домик из песка), а вот тут живет зайчик (ребенок строит следующий домик), ну а здесь мы поселим жирафа»

Задание можно усложнять вводя все большее количество предметов.

Дальше Вы можете посмотреть несколько видео о том в какие еще игры можно поиграть с ребенком на пляже, чтобы летний отдых был полезным и интересным как для Вас, так и для Вашего малыша.) 

про погрузчик (или экскаватор, или грейдер) и хрюшку на пляже. Игра для детей «горячо-холодно»

Если статья понравилась и была полезна — подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

Сказкотерапия. Возвращаем ключи судьбы.

Смехотерапия. Как и почему это работает.

Как вырастить счастливого ребенка. 

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.     

Источник: http://xfresh.info/samorazvitie/114-igry-na-peske-pesochnaya-terapiya

Игры с песком — полезное занятие

Игры с песком

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Трогая руками песчинки малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает и творческие способности ребенка.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для «заботы о душе» именно так переводится термин «психотерапия».

Анна Прохорова,  магистр педагогики, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального школьного образования МГПУ

Для игр с песком существуют специальные пластмассовые наборы. Их можно купить, а в случае необходимости сделать самим: из пластиковых бутылок, из баночек от кремов, леденцов и другой пластиковой тары, отрезав нижнюю часть.

Ребенку интересно, когда формочки разные — прозрачные и непрозрачные, большие и маленькие. Верхние части от бутылочек могут служить воронками для песка и воды или совочками и воронками одновременно, если срез сделать наклонным.

Покажите ребенку, как можно играть с воронкой, пересыпая песок. Пусть он экспериментирует!
Для утрамбовывания песка подойдут лопатки, совочки, обыкновенные палочки и дощечки.

Не останутся без дела и игрушки: куклы могут «сторожить» детские постройки, «печь куличи», жить в построенных замках. Пригодятся и детские машинки, посуда, игрушечные животные

Играем вместе

Ребенок в возрасте от одного года до трех лет любит трогать песок руками, копаться в нем совком, лопаткой. Ему нравится вставлять в него палочки, веточки, листики, камушки. А еще малыш любит песок топтать и разбрасывать. Хорошие куличики у 1-2-летнего ребенка пока не получаются.

Это будете делать вы — мама, папа, бабушка или дедушка, а малыш будет смотреть и однажды попытается повторить. Но пока самое интересное для малыша — это ломать сделанные вами куличики. Не сердитесь на него за это.

Ведь это действительно интересно: сначала ничего не было, потом появилось, а потом опять исчезло…
Покажите ребенку, какой песок сухой, а какой мокрый. Объясните ему, что из мокрого песка кулич «выпекается», а из сухого — рассыпается.

Научите малыша насыпать песок в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной емкости в другую. Покажите, как надо копать ямы и насыпать кучи.

Можно лепить руками из мокрого песка заборчики и башенки. Это даже проще, чем лепить куличики. Ручки сдвинул, убрал, получилась горка. Когда ребенок станет чуть постарше, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. К ней можно пристроить башенки — куличики, сделанные из ведерок.

На большую башню можно сверху выложить куличик из маленькой формочки, и у башенки получится красивый верх. Покажите малышу, как при помощи дощечек и палочек можно сделать мосты. На песке можно рисовать. Только вместо карандаша ребенку понадобится палочка, нет палочки — можно рисовать просто пальчиком.

Малыш с удовольствием двигается, чертит как по сухому, так и по мокрому песку, а взрослый отгадывает, что это он изобразил.

«Топчем дорожки»

Мама вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п.

Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!» Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь.

Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

«Норки для мышки»

Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку»

Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками маму, папу, кукол.

«Угадай на ощупь»

Малыш отварачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупт, что это. Затем поменяйтесь ролями.

«Заборчики»

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. «Волшебные отпечатки на песке» Мама и малыш оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.

Игры для детей от 3 до 6 лет

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки — скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками.

Родителям при этом важно не оставлять без внимания работу малыша.С детьми этого возраста можно строить из песка даже модели знаменитых архитектурных сооружений. Для этого сначала песок сгребают в большую кучу, убирают лишнее, придают определенную форму.

Сооружение для прочности прихлопывают со всех сторон ладонями. Далее приступают к отделке.

Например, чтобы сделать башни у готического собора, насыпьте влажный песок в бутылку из под лимонада с отрезанным дном (размер бутылки зависит от масштабов сооружения), утрамбуйте его, переверните бутылку на лопатку или фанерку и постучите по ней со всех сторон. Затем аккуратно, не снимая бутылки, поставьте все это в нужное место постройки и сначала вытащите фанерку, а затем снимите бутылку.

Источник: https://azbyka.ru/deti/igry-s-peskom-poleznoe-zanyatie

10 новых нескучных игр с песком для ребенка 4-7 лет

Игры с песком

10 новых нескучных игр с песком для ребенка 4-7 лет

Песок – один из лучших инструментов для антистрессовой терапии. Причем, и для детей, и для взрослых.

И, если вторые со своими стрессами еще как-то справляются, то малышей лишать возможности зарыться в песочек хотя бы ладошками – нельзя категорически.

Неважно, куличики лепит ребенок или строит замки – играть с песком можно и нужно! Даже — дома, если на улице дождик или зима. Благо, вариантов домашних песочниц сегодня все больше и больше.

статьи:

  1. Чем полезны игры с песком?
  2. 10 новых игр с песком для ребенка 4-7 лет

Чем полезны игры с песком?

В первую очередь, это психотерапия, которой можно заниматься с года — и непременно в игровой форме.

Песочная терапия снимает стресс и напряженность, расслабляет и успокаивает, а также развивает…

  • Память, восприятие, мышление и воображение.
  • Интеллектуальные способности в целом.
  • Концентрацию внимания и усидчивость.
  • Речь, глазомер, мелкую моторику.
  • Творческий потенциал.
  • Коммуникативные навыки.
  • Социальные навыки (при коллективных играх) и др.

Главное – выбирать правильные игры!

Ребенку 4-7 лет игры с формочками и куличиками, конечно, уже не интересны. А замки уже, вроде, все построены. А те, что не построены, уже вовсю возводятся увлеченными папами и мамами, которых хлебом не корми – дай что-нибудь построить из песка.

Да и вообще — хочется что-нибудь новенького. Чего еще ни разу не делали.

Казалось бы, ну что еще можно сделать с песком, кроме куличей, замков и следов? А все-таки варианты еще есть!

Включаем фантазию, запасаемся правильным и чистым песком, и — вперед!

Домашняя песочница

Такая антистрессовая игрушка всегда выручит маму, когда на улице не подходящие для прогулки погодные условия, когда в песочнице во дворе не протолкнуться, когда у малыша плохое настроение или нужно просто занять его на некоторое время.

Что нужно для игры?

  • Песочница средних размеров (около 50-70 см х 70-100 см х 10-20 см). Размеры выбираем в соответствии с домашними условиями. Кто-то может позволить себе и двухметровую песочницу посреди большой квартиры, а для кого-то – и крохотную впихнуть достаточно проблематично. Изнутри рекомендуется красить песочницу в нежный и спокойный голубой цвет, который символизирует воду и успокаивающе действует на детскую нервную систему.
  • Выбирая ящик под песочницу (или сооружая его своими руками), помните, что песочница должна быть безопасной! Никаких острых углов, заусенцев, шершавых неошкуренных поверхностей, торчащих гвоздиков и проч. Идеальный вариант – надувная песочница, в которой можно безбоязненно мешать песок с водой, не переживая за ковер. Кроме того, такую песочницу легко убирать – достаточно просто высыпать песок в контейнер и сдуть саму «песочницу». Или же в качестве песочницы можно подыскать большой пластиковый контейнер.
  • Выбираем песок! Например, обычный морской песок — или прокаленный кварцевый. Конечно, можно при желании играться и с кинетическим или космическим песком в песочнице, но, если ребенок забирается в нее целиком, то стряхивать с одежды кинетический песок потом будет весьма затруднительно.
  • Что еще? А все, что может пригодиться ребенку в песочнице – формочки и лопатки, вода и лейка, игрушки и проч.

Песочница, в которую можно забраться с ногами, чтобы до умопомрачения зарываться в песок пальцами ног и рук – это фантастический антистресс для ребенка. Пропылесосить после игры – дело 10-ти минут, поэтому не стоит отказывать чаду в таком удовольствии.

Безусловно, оставлять ее в комнате постоянно не следует – доставайте «игрушку» по мере необходимости.

Татуировки из песка

Веселая и оригинальная игра для летнего выезда на природу.

Рисуем песком

Художественная творческая игра, которая подойдет для любой песочницы или пляжного отдыха.

Литье в песчаные формы

Одно из интереснейших занятий для песочницы. В принципе, им легко можно заниматься и на пляже, но в домашних условиях будет более комфортно.

Песочная анимация

Одна из самых интересных песочных игр, в которую с удовольствием играют не только дети, но и взрослые – причем, некоторые весьма профессионально.

Наверное, уже не осталось людей, которые бы не слышали о песочной мультипликации: все чаще можно увидеть в Сети подобные мультфильмы, созданные руками больших и маленьких мультипликаторов. Занятие фантастически интересное, творческое, развивающее уже раскрытые таланты и открывающее новые.

Что касается затрат на эту песочную игру – не такие уж они и большие.

Плюсы данной игры (техники):

  • Не нужны навыки и дорогие расходные материалы.
  • Нет возрастных ограничений.
  • Занятие интересно в любом возрасте.
  • Ролики с песочной анимацией действительно бьют рекорды по просмотрам на определенных сайтах.

Песочная анимация обладает 100% антидепрессивным эффектом, раскрепощает, развивает сенсорные ощущения.

Радуга в бутылках

Это творческое занятие не только приносит удовольствие в процессе, но и долго потом радует результатом.

Оригинальная поделка, простая в исполнении, внесет немного разнообразия в ваши привычные игры с ребенком и станет украшением для его комнаты.

Что нужно для поделки?

  • Мелкий просеянный песок. В крайнем случае – соль мелкого помола.
  • Цветные мелки.
  • Стеклянные небольшие бутылочки/баночки с крышками. Хотя пластиковые, безусловно, предпочтительнее, учитывая, что дети – основные участники процесса, но в стекле радуга смотрится более интересно, да и мелки к стеклу меньше прилипают.

Насыпаем на бумагу 1/6 часть песка, необходимого для одной бутылочки.

Далее берем цветной мелок — например, красный — и растираем им песок. Окрашенный песочек пересыпаем в сосуд. Теперь берем новый лист — и повторяем процедуру уже с другим мелком.

Емкость постепенно должна наполниться несколькими слоями песка, окрашенного в разные цвета.

На заметку: гораздо интереснее будет смотреться радуга, если песок засыпать в сосуд под углом или по спирали. Но важно сыпать его максимально аккуратно, чтобы разноцветные слои не смешивались. Теперь закручиваем крышку и можно использовать в интерьере!

Готовимся к школе!

Для этой игры достаточно периодически выезжать на берег моря или реки (если вы живете поблизости) — или соорудить небольшую песочницу, в которой можно использовать воду. Для таких целей подойдет даже ненужный противень.

Смысл упражнения – в обучении чтению и математике на песке.

Плюсы игры:

  • Ребенок снимает напряжение, связанное с различными страхами перед школой.
  • Ошибки можно легко стереть рукой.
  • Скованность уходит, остается умиротворение.
  • Осваивать азы чтения и математики гораздо легче через игру.

Заодно, в процессе игры, изучаем геометрические фигуры, следы птиц и животных, и др.

Идеальный вариант – найти формочки для песка в виде алфавита и цифр.

Создай свой мир

Эту игру психологи рекомендуют для детишек от 5-ти лет. Именно через создание собственного мира ребенок открывает вам тайны своих страхов и мечтаний.

Будьте внимательны и ничего не пропускайте – возможно, именно через эту игру вы вдруг поймете, чего так сильно не хватает вашему чаду.

Конечно, играть в нее рекомендуется дома, где ребенок максимально открыт и спокоен.

Сад камней

Игра для детишек постарше, которым не хватает способов снимать напряжение.

Сад камней – это домашняя мини-версия песочницы с эффектом антистресс. Такие нередко можно увидеть в офисах в качестве бизнес-версии.

Обычно к такой песочнице прилагается песок, камушки и мини-грабли, чтобы рисовать на песке узоры. Ребенок может разместить камушки – как душа пожелает, а узоры на песке помогут снять стресс и пробудить творческое начало.

Если бюджет ограничен, то на бизнес-версию лучше не тратиться, а купить красивую керамическую или пластиковую емкость, чистый мелкий песок (в строительном или зоомагазине), мешок камушков (ориентир – на магазин с живыми рыбками) и мини-грабли (покупаем в игрушечном отделе).

Угадай наощупь

Игра подойдет и для домашней песочницы, и для уличной.

Песочная терапия дома: 7 интересных и полезных игр с песком — Телеканал «О!»

Игры с песком

Все мы в детстве не раз играли в песочнице, лепили куличики и строили замки. И мы даже не представляли, что это не просто игра, а серьезное занятие, которому посвящено целое направление в психологии — песочная терапия.

Выражая свои переживания в игре с песком, человек — и взрослый, и ребенок — постепенно освобождается от их груза и снимает напряжение. И сегодня любой родитель может побыть психотерапевтом для своего ребенка, просто играя с ним в устроенной дома песочнице.

О том, как это сделать, рассказывает специалист в песочной психотерапии Ульяна Наумова.

Ульяна Наумова, специалист по песочной терапии, детский психолог

Почему стоит устраивать песочные игры дома

Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка — это игра. В ней каждый малыш создает свой собственный мир, устраивает его так, как ему больше нравится. К этой игре ребенок относится очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции.

Песок — это прекрасный материал для игр: он невероятно пластичен, сыпуч, его можно намочить и лепить из него разные формы, разрушать их и снова строить. Разделите с малышом приятные эмоции от игры — устройте дома песочницу. Это просто, ведь вам не понадобится ни специальных знаний, ни сложного оборудования. А для ребенка эта игра очень важна, как и то, что играть вы будете вместе.

Начинать работу с песком можно с самого раннего возраста, когда малыш только знакомится с разными материалами и пробует их сыпать, смешивать и так далее.

Что понадобится для работы с песком дома

Песок для игр может быть любым: речным, морским, главное — чистым. Его можно купить в зоомагазине или даже заменить на манную крупу.

Песочницей послужит поднос прямоугольной формы или обычный контейнер размерами не меньше 50 на 70 сантиметров. Песочницу нужно заполнять песком на две трети.

Вам также понадобится вода для смачивания песка и набор миниатюрных игрушек — фигурок животных и людей, которые не займут много места в песочнице. Этого достаточно для любой игры из этого списка.

«Построение своего мира»

Это очень простая и очень важная игра. Ребенку предлагается создать свой мир на подносе с песком. Пусть он строит как хочет, но соблюдает три ключевых правила: песок не высыпать, не бросаться им, постройки других не ломать, когда он играет не один.

Цель игры: дать возможность внутренним процессам выйти наружу, чтобы ребенок их увидел, смог осознать что-то важное для него.

Обращайте внимание на то, что и как строит малыш. Например, если он создает дом с толстыми стенами, это может означать стремление к безопасности, которой ему не хватает, желание укрепить свои психологические границы, чтобы их видели и не нарушали. Мощные стены песочного замка могут означать и то, что границы у ребенка не выстроены, и ему от этого некомфортно.

Часто, если малышу необходимы тепло и забота, в песочнице появляются свечи, очаг. А если в ней хаос, это может говорить о полном беспорядке во внутреннем мире ребенка или о скором начале изменений.

Очень важно внимательно наблюдать за игрой, спрашивать малыша, почему он создал именно такой мир, что для него означают эти постройки. Когда ребенок строит свой мир ежедневно, очень часто его поведение улучшается, сон нормализуется, тревожность и напряжение спадают.

«Семья в образах животных»

Предложите ребенку поселить в песочнице семью зверей, построить город, в котором она живет, или просто создать мир семьи животных.

Можно сначала поиграть в разных песочницах, когда каждый из вас строит город для своей семьи животных, а потом уже вместе. Важно, чтобы у вас было как можно больше фигурок животных.

Выбор малыша будет более осознанным, если вы, читая ему сказки, обращаете его внимание на поведение и характер разных животных. Например: лиса хитрая, волк злой, медведь сильный.

Обратите внимание на то, каких животных выбирает ребенок, что говорит про них, если вообще говорит, как эти животные ведут себя на песочном поле, с кем общаются и многое другое.

И если вас в игре малыш выбирает всегда зайчиком, а себя, например, волком, то задумайтесь, почему это так.

Или просто спросите у ребенка: он знает и сможет объяснить! Играйте вместе с ребенком: так вы получите удовольствие и ответы на тревожащие вас вопросы.

«Следы»

Эта игра, направленная на развитие мелкой моторики, помогает снять напряжение. Можно проводить ее перед сном или занятиями, требующими сил, например, уроками. Чтобы включить в работу оба полушария мозга, ребенок сначала должен играть обеими руками по очереди, затем вместе.

Его задача — оставлять на поверхности песка следы, а чьи именно, говорите вы. Покажите малышу, как надо оставлять следы: зайца — указательным и средним пальчиком, змейки — мизинцем, удава или мамы-змейки — ребром ладони, кошечки — большим, указательным, средним и безымянным пальчиками, собранными вместе, и так далее.

Придумывайте сказки про тех, кто оставил следы!

«Война»

Вопреки агрессивному названию, эта игра проводится в мирных целях. Я рекомендую использовать ее и в случае назревающего конфликта, и когда дома все мирно и гладко.

В некоторых семьях существует запрет на злость и выражение отрицательных эмоций, и у детей чувство гнева спрятано очень глубоко.

Эта игра позволяет гневу проявиться, выйти наружу, хотя для этого иногда приходится играть очень много.

Играть в «Войну» удобно с мокрым песком, не манкой: она комкуется. Намочите песок, постройте из него горы, заборы, стены, препятствия, окопы, выберите игрушки, которые «поссорились» и «злятся друг на друга». И пусть малыш начинает сражаться: лепить бомбы, кидать их на игрушки, ломать постройки, причинять всяческие разрушения.

Эта игра помогает ребенку не только дать выход подавляемому гневу, но и увидеть всю его разрушительную силу. Малыш учится не бороться со своими чувствами, а разрешать их себе. Не пугайтесь, если ребенок изо дня в день возвращается к этой игре, разрушая все новые песочные постройки. Значит, ему это пока нужно, и для вас это должно быть важно.

Но настанет день, когда ребенок захочет построить мирный город. Тогда вы поймете, что он справился с гневом.

«Прятки»

Эта игра направлена на снижение тревожности и борьбу со страхами. Ее суть — закапывание в песок различных предметов, например, игрушек или ракушек. Закапывая или засыпая предмет, ребенок может вдруг осознать свою силу над страхами. А когда он его раскапывает, то борется со своими переживаниями, расправляется с тем, что его тревожит.

Игры с кинетическим песком

Такой песок вовсе не обязательно покупать в магазине, можно сделать его самим, добавив воды и крахмала. А играть вы можете прямо на столе, без песочницы. Вам понадобятся формы для выпечки.

Суть игры — делать фигурки из песка при помощи формочек, разрезать их ножом, раскладывать по кукольным тарелочкам.

Игра направлена на развитие функциональности кисти руки — это важно для обучения письму, творческого воображения, мышления, умения взаимодействовать с партнером — мамой или другим родственником.

Игру с кинетическим песком можно усложнить, добавив в нее миниатюрные фигурки и задав ей определенную тему.

Например, вы заметили, что ваш малыш поссорился с кем-то на детской площадке и потому не в духе, увидел плохой сон и до сих пор напуган, грустит, потому что не хочет идти в школу или детский сад.

Попросите его «вылепить» свой мир, когда он в таком состоянии, и вы увидите, как постепенно малыш будет успокаиваться и справляться с этими трудностями. Главное — будьте рядом.

Детям трудно распознавать свои эмоции и чувства. Поэтому во всех этих играх я рекомендую родителям задавать ребенку вопросы, делиться своими мыслями и переживаниями, побуждая к этому и малыша.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/9545

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.