Интерьерные росписи крестьянских домов Русского Севера

Содержание

Росписи Русского Севера — 1

Интерьерные росписи крестьянских домов Русского Севера

Про хохломскую роспись, существовавшую в Поволжье, слышали все. До революции в тех краях массово делали клёвые расписные чаши, миски и прочее. Потом пришли большевики и окончательно превратили этот центр росписи в фабрику по производству сувениров для туристов.

Роспись довольно быстро изменилась (не обязательно в лучшую сторону), налёт крестьянской наивности в ней окончательно исчез. Затем она стала символом всего русского и теперь принтами с хохломой позднесоветского образца обклеивают сувениры, самолёты, поезда и пластиковые туалетные кабинки на площади Революции у Московского Кремля.

Русский Север — вот, где настоящие росписи!

Про гораздо более клёвые росписи по дереву, бытовавшие у крестьян Русского Севера, в России не знает почти никто. Этим росписям повезло, они избежали советизации: почти все они умерли до того, как большевики придумали сделать на их базе фабрики по изготовлению сувениров для туристов. Таких росписей много в восточной части Вологодской области — там, где сейчас находится Эксп.

(Фото (С) Ю.Терехова). Другие картинки см. тут: http://.com/kdiblog

Как вообще появились крестьянские росписи?

В господских домах и царских теремах росписи по дереву были с глубокой древности, например, они точно были в древнерусском государстве.

Людям попроще в те времена, скорее всего, было не до росписей. Но уже в 18 веке в некоторых деревнях крестьяне расписывали себе дома на манер господских.

В тот период росписи домов у крестьян встречались лишь изредка: краски были слишком дороги для простых людей, а большая часть домов топилась по-чёрному: дым шёл в дом, а потом через дырку в потолке наружу. Какие уж тут росписи, всё закоптится.

Крестьянских росписей тех лет почти не сохранилось: их и было очень мало.

Но к середине XIX века всё меняется. Появляются дешёвые привозные пигменты для красок, а в домах к этому моменту быстро появляются нормальные печки с дымоходами.

Тут-то крестьянское желание украсить себе дом и посуду на манер барского городского дома и находит себе выход. Росписи становятся показателем достатка крестьянской семьи.

Появляются мастера, зарабатывающие себе на жизнь только росписями, и даже целые артели и промыслы.

Отдельные расписные вещи покупают многие крестьяне с достатком выше среднего, а деревенские богачи заказывают росписи всего интерьера избы, а некоторые добавляют и экстерьер.

(Фото (С) Н.Телегин). Другие картинки см. тут: http://.com/kdiblog

Самоучки — исключение

Видя крестьянские расписные вещи 19-го века, современный городской человек часто представляет себе крестьянина, который, выйдя на заре с кисточкой в руках, исполненный вдохновения, рисует от всей широкой русской души узоры на прялках.

Ничего подобного в действительности не было.

Такое иногда бывало с резьбой по дереву, но роспись красками — отдельное умение, нужно знать про пигменты и связующие, научиться рисовать элементы росписи, уметь сочетать цвета, владеть традиционными композиционными приёмами, а что ещё сложнее — варить олифы или иные покрытия, чему учили в конце «курса обучения» мастера в артели. Итак, настоящие крестьянские мастера обязательно где-то учились: в семье, артели, в городе, или специально поступая к опытным мастерам в ученики.

Разумеется, самоучки иногда бывали, но их роспись обычно можно отличить за километр, настолько она примитивна. Таких самоучек было мало, и большого мастерства из них достигало ещё меньше. В этом посте мы приводим только фотографии более профессиональных росписей.

(Фото (С) Ю.Терехова). Другие картинки см. тут: http://.com/kdiblog

Где же учились ремеслу?

Росписями зарабатывали все, кто мог.

Деревенские иконописцы охотно брали заказы на роспись бытовых вещей. Мастера книжной миниатюры из старообрядцев на Северной Двине попеременно расписывали прялки, писали иконы и заставки в «лицевые», т.е. иллюстрированные рукописи. Сохранились записные книжки одного из таких двинских мастеров: на одной странице эскиз прялки, на другой — прориси иконы, на третьй эскиз заставки для рукописи.

Именно у таких серьёзных мастеров учились художники попроще, которые книжные заставки или иконы писать уже не могли, зато прялки с более простыми узорами делали сотнями, нередко по трафаретам, полученным от более серьёзных мастеров.

Крестьянских художников в то время называли «малярами». Скажем, на некоторых расписных сундуках стоит подпись: «Красилъ мастеръ моляръ такой-то».

Большая удача для деревенского «маляра» — поучиться этому ремеслу в городе или хотя бы у городского мастера.

Ради освоения секретов профессии, дающей надёжный и неплохой заработок, могли не то, что поступить в ученики, а даже выдать детей за представителей семьи, владеющей секретами росписей.

А семья крестьянских художников ракульского центра отправляла молодёжь «на повышение квалификации» к художникам книжной миниатюры в местный староверский скит.

Итак, в каждом районе Севера появляются свои крестьянские художники. Возникают и два крупных центра маляров — отходников: вятский и костромской. Отходниками в то время называли людей, уезжающих на заработки из своей деревни в другие края.

Эти отходники каждый год передвигались странствующими артелями по всему Северу, принимая заказы на роспись интерьеров и отдельных вещей. Сохранились расценки одной из таких артелей, которые подтверждают, что роспись интерьера избы была уделом богатых крестьян.

То есть роспись избы изнутри примерно соответствует покупке машины Порше Каен для нынешнего городского жителя: это демонстрация большого достатка.

Появляются и крупные промыслы, где артели расписывают вещи массово, после чего скупщики развозят эту продукцию на продажу на рынки по всему региону.

(Фото (С) В.Митрофанов). Другие картинки см. тут: http://.com/kdiblog

Подробнее обо всём этом в следующих сериях!

Каждый, кто дочитал до этого места, получает волшебный линк с тысячами фотографий крестьянских росписей и резьбы, которых нет в книгах: http://www..com/kdiblog — блог о крестьянском декоративном искуссстве!

Источник: https://lion-house.livejournal.com/38492.html

Русский стиль в интерьере: фото и примеры

Интерьерные росписи крестьянских домов Русского Севера

Русский стиль в интерьере- широта русской души.

Немного истории

В большинстве случаев обстановка в доме определялась образом жизни живущих там людей, иногда даже погодными условиями, а также традициями и обычаями того или иного народа. Исконно жилищем славянских народностей была традиционная деревянная изба.

Сложенная из грубо обтесанных бревен, она могла быть как маленькой, так и достаточно просторной, чтобы уместить всю семью. К тому же семьи в те времена имели 6, а то и 10 детей!

Конечно, нельзя сказать, что изба могла быть очень большим по площади домом, однако на тот момент ее организация считалась довольно рациональной.

Деления комнат, как такового, не было – все домашние жили в одном пространстве.

Своеобразным центром избы служила большая, добротная печь, часто называвшаяся царицей дома. Она могла занимать значительную часть дома. Печь поддерживали балки, которые также выполняли роль опоры для стен.

Эти же балки, говоря сегодняшним языком, делили избу на зоны: мужская и женская половины.

На одной из балок обустраивались полати, на которых спали дети. На женской половине занимались готовкой пищи, рукоделием, прочими домашними хлопотами.

Мужчины проводили большинство своего времени на своей половине.

Также присутствовала горница – самая главная часть дома после печной зоны. В ее углу располагался так называемый красный угол, в котором устанавливались иконы. В самом углу была божница – на ней стояли иконы и лампады.

Недалеко от божницы располагался стол, за которым принимали пищу. Горница – это лицо дома, она играла роль и обеденной зоны, и гостиной, где принимали друзей. Обстановка была достаточно скромной, но украшения имели место быть.

Широкие деревянные полки над окнами, резные изголовья кроватей, сундуки. Последние играли роль сегодняшних шкафов и гардеробов. Богатый орнамент, яркие краски делали из этого сугубо практического предмета интерьера настоящий объект древнерусского искусства.

Итак, основным вопросом является то, можно ли оформить жилище современного человека в стиле настоящей русской избы. Конечно, это вполне реально.

3 направления русского стиля

Выделяют 3 направления в русском стиле в интерьере:

  • А-ля рус
  • Русская изба
  • Русский терем

Каждое из направлений имеет свои особенности, о которых стоит рассказать подробнее.

Стиль а-ля рус пришел из Европы, так называли европейцы дивное по их мнение убранство на Руси.

Это собирательный образ интерьера, созданный из народно-промысловых творческих вещей, которыми украшен весь дом. В основном это резные элементы декора, подносы, посуды, вышивка в техниках жостово, палех, хохлома, гжель и другие.

В иностранных домах эдакий русский китч может и будет смотреться красиво, но в нашей стране это будет несколько странно.

Следующее направление –русская изба. Здесь вы увидите отсутствие богатого убранства и буйства красок. В основном это рушники, национальное ткачество, обилие древесины в интерьере, простых предметов быта, национальной печи посереди помещения. Зачастую все помещения даже не разделены друг от друга.

Направление русский терем более яркий и пестрый. Самый богатый и красивый интерьер, достойный вашего внимания из всех 3 направлений. Взятое направление образовалось при обустройстве княжеских домов при царской России, усадеб господ.

Здесь вы найдете не только резные деревянные узоры, но также и керамическую плитку на изразцовой печи, тканые ковры на полу с пестрыми русскими мотивами, самовар, матрешки, сундуки, деревянные резные ширмы и многое другое.

Отделка и материалы в русском стиле в интерьере

Дерево можно назвать основным элементом стиля любой страны мира. В Японии – минималистичное дерево, в Африке – традиционные деревянные украшения, в Скандинавских странах – простая и добротная деревянная мебель. Однако конкретно в России при постройке дома люди, не сомневаясь, выбирают русские традиции.

Если вы задумали выполнить дом в виде избы, об этом нужно позаботиться уже на этапе постройки здания. Оцилиндрованное бревно – самый подходящий материал.

И внешний вид, и практические характеристики позволят ему служить вам на протяжении многих лет.

Дуб, сосна и ясень- самые подходящие деревья в отделке помещений, ценные породы типа красного дерева, палисандра и другие здесь вы не встретите.

Деревянные дома очень популярны сегодня. Их интерьер, как и экстерьер, может быть целиком выполнен из дерева. Такой стиль обычно называют модным словом «кантри». Можно выгодно подчеркнуть текстуру древесины и обыграть ее в интерьере.

Стены, пол и потолок

Самое основное правило: вся обстановка дома может быть выполнена из древесины. Во-первых, потолок. Потолочная балка – постоянный атрибут и характерный признак русского стиля.

Не стоит скрывать ее за натяжными потолками или красить в один цвет со всем потолком. Хотя и сам потолок может быть не бревенчатым, а покрашенным белым, тем более если ваш загородный дом не изготовлен в виде классической избы.

А если же вы живете в городской квартире в многоквартирном доме, то и выбирать не приходится.

Лучше сделать акцент на контрасте. Белый потолок и выкрашенная прозрачным лаком или благородным оттенком коричневого балка как нельзя лучше создают непосредственность и романтичность обстановки. Потолки лучше делать высокими, чтобы было больше света и воздуха.

Стены покрываются вагонкой либо любой другой отделочной доской. Лучше не красить их в неестественные цвета, отдав предпочтение тому же прозрачному лаку. Однако дерево может быть использовано только с одной стороны, если нет желания полностью окружать себя деревянными стенами.

Пол в современном жилище не обязательно покрывать популярным сегодня линолеумом или паркетом. Деревянная напольная доска – экологичный и самый натуральный выбор для напольного покрытия. Если же для такого вида отделки у вас недостаточно средств, то можно все же воспользоваться линолеумом с визуальным эффектом натуральной древесины.

Мебель в русском стиле

Русский стиль не предназначен для ярких кричащих цветов и ненатуральных материалов. Из лакокрасочных продуктов самым распространенным является лак, также широко применяются морилка и олифа.

Мебель, разумеется, также деревянная. Никаких замысловатых силуэтов и форм.

Резные узоры используются, в основном, как и раньше, в изголовьях кроватей, на разнообразных полках, столиках. Помимо естественных деревянных тонов, приветствуется белая минималистичная мебель. Здесь может быть и плетеная мебель, главное гармоничное сочетание с общей фактурой интерьера.

Длинные мало обработанные скамьи, комоды, сундуки, простые стулья и табуреты- очень уместны в этом стиле.

Цветовая гамма

Цветовая гамма будет напрямую зависеть с выбранным вами из 3 направлений русского стиля.  Лучшим выбором для каждого из них все же станут желтый цвет, охра, красноватый, рыжий, коричневый, бежевый, молочный, белый. Приглушенные синий и зеленый прекрасно оттенят более динамичные цвета. В интерьера а-ля рус и русский терем можно добавить оттенки поярче и красные тона.

Аксессуары и декор

Аксессуары могут быть яркими акцентами. Картины, цветочные горшки, вазы, текстиль – все это поможет избежать скучной и однообразной обстановки.

Не нужно ставить много предметов, пускай их будет минимум, каждый будет не просто пылесборником, а украшением и нести свою функциональную нагрузку: самовар, сундук, плетеная корзина, бочонок, лапти на стене, посуда с национальными узорами, зеркала в резных рамах.

Роспись стен в русском стиле

Очень привлекательно в таком интерьере будут смотреться картины с промыслами русских народных зодчих. Гжель, хохлома, жостово, картины  времен царской России.

Это могут быть как полноценные полотна, так и расписанные стены в комнатах, в том числе на деревянной бревенчатой поверхности. Дизайн-студия ArtSten  рада предложить вам варианты художественной росписи в русском стиле на мебели, каминах, спинках кроватей, печей, двухстворчатых шкафах.

Стоимость росписи начинается от 1500 руб. за м2 ( не включая материалы и транспортные расходы).

Зависит она от метража, удаленности от Санкт-Петербурга, сложности изображения и поверхности, на которую будет наносится будущая картина.

Зная все эти составляющие мы можем посчитать вам стоимость наших работ  и предоставить смету, в которой распишем материалы, транспорт, саму работу и дадим ценные рекомендации по подготовке поверхности и отделке и дизайне в русском стиле.

Источник: https://artsten.ru/stati/russkij-stil-v-interere.html

Изучение северной домовой росписи. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

Интерьерные росписи крестьянских домов Русского Севера

До середины XIX в. любители старины и исследователи, не уделяли должного внимания культурному наследию Русского Севера. А между тем,  зодчество и скульптура, резные и расписные вещи, вышивка и ткачество, являются источником неоценимых сведений об истории и быте русского крестьянского общества.

Гравюра Петропавловска, XVIII век неизвестен, CC BY-SA 3.0

Следуя теории «заимствований», искусствоведы увидели в их изобразительных мотивах , по выражению В.В. Стасова, «хранилище» мифологических систем древних восточных, античных и европейских средневековых цивилизаций.

Фёдор Иванович Буслаев о средневековой рукописи: 

«Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников — солнца и сердца. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они ещё не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни…»

В своей книге «Север в истории русского искусства» исследователь И. Евдокимов , в 1921 г. пишет:

 «В своем соборном творчестве русский народ создал великую культуру И этого почти никто не знает!» 

Внимание к народному творчеству

Документальные сведения о крестьянских прикладных ремеслах появляются в печати с конца ХVIII в. в трудах путешественников и географов, в хозяйственных обзорах и других подобных изданиях.

«Травы» в росписи козырька Николай Телегин, CC BY-SA 3.0

В 1797 г. Сенат издал указ о сборе сведений по состоянию промышленной самодеятельности на местах: «о сельских произведениях, фабричных товарах, ремеслах, рукоделиях и проч.».

Цветок и резная балясина Николай Телегин, CC BY-SA 3.0

С 1840-х гг. по губерниям рассылалось «Положение о музеумах крестьянской промышленности», которые следовало устраивать при палатах госимуществ.

На рубеже ХIХ–ХХ вв., памятники народного быта буквально хлынули в музеи Москвы, Петербурга и некоторых крупных губернских центров: вещи поступали от частных лиц и коллекционеров, из официальных инстанций и общественных организаций, а также из «музеумов».

«Клюква» Николай Телегин, CC BY-SA 3.0

Созрела необходимость создания этнографического музейного центра, что в скором времени и было сделано.

После 1917 года

После Октябрьской революции 1917 года, исследования культурного наследия русского Севера не прекратились. Уже в 20-е годы закладывались основы этнографических собраний столичных и краевых музеев.

В центральных и областных изданиях нарастает поток информации о сельском кустарном производстве, по которой изучается региональная специфика распространения отдельных видов промыслов и ремесел.

В течение последующих десятилетий, предпринимается несколько серьёзных экспедиций, позволивших сделать важные выводы о происхождении и содержании северных домовых росписей.

Главные хранители

В 1926–1927 гг. в Заонежье и Пинежско-Мезенском крае работала экспедиция Ленинградского государственного института истории искусств (ГИИИ), под руководством К.К. Романова.

Собранный, в результате экспедиции, разносторонний и комплексный материал позволил К.К. Романову сделать важный вывод о старообрядцах, как главных хранителях старинных традиций в обследованных областях.

Фрагмент «голова оленя» Николай Телегин, CC BY-SA 3.0Исследователь был убежден, что насущный для государства вопрос об идеологической ситуации на селе, сравнительно полно и доступно представляет крестьянское искусство «в наглядных продуктах его творчества».

Крутой поворот государства к социализму, на много лет приостановил работу по исследованиям в этом направлении.

Возобновились исследования именно в таком ракурсе рассмотрения народного искусства Севера, лишь с  рубежа 1950-х — 1960-х годов.

Фрагмент «лев» Николай Телегин, CC BY-SA 3.0

Непрерывному и почти сплошному обследованию подверглись районы Русского Севера, куда ежегодно выезжали специалисты по народному искусству из разных научно-музейных центров.

В результате собирательской и описательной деятельности различных видов исследований, была в целом воссоздана картина распространения способов орнаментации дерева у русского населения Европейской России на период ХVIII — начала ХХ в.

«Чудо-единорог» Николай Телегин, CC BY-SA 3.0

Её анализ, в контексте выявленных археографами и фольклористами центров книжности и эпического фольклора, позволил выявить закономерность культурно-конфессионального порядка.

В местах проживания консолидированных групп старообрядцев, получили чрезвычайное развитие, как профессиональные, так и народные формы изобразительного, словесного и музыкально-поэтического творчества:

  • книжное дело
  • миниатюра
  • рисованный лубок
  • знаменное пение
  • бытовая резьба
  • роспись
  • мощная эпическая традиция

Наиболее крупные очаги расположены на Русском Севере и в бассейне Верхнего Поволжья.

Исследования в наше время

Изучение домовых росписей русского Севера в наше время продолжается. Всё больше памятников старины и крестьянского домового искусства берутся под охрану. Конечно, ещё далеко не достаточно делается для их сохранения и спасения, есть немало домов с редкими росписями, которые находятся на грани исчезновения. 

Но появилось много энтузиастов, которые, по возможности, покупают старые дома, представляющие художественную ценность, отправляются в экспедиции, фотографируют — словом, стараются сохранить, насколько возможно, то, что хранит в себе историю русского народа, его традиции.

Источник: https://ru.russianarts.online/36451-izuchenie-severnoj-domovoj-rospisi/

Крестьянский дом с монументальной живописью

Интерьерные росписи крестьянских домов Русского Севера
arch_heritagelion_house
Мы с вами привыкли видеть на крестьянских домах резьбу, а роспись — в церквях. Тем не менее, в России примерно с 1850-х годов существовала традиция расписывать интерьеры и экстерьеры сельских домов.

Появление этой традиции у крестьян исследователи связывают с распространением белых изб, пришедших на смену курным. В домах исчезла копоть, появились пространства для рисунков.

Несмотря на непродолжительность этой традиции (она постепенно угасла после революции), а также на неблагоприятные факторы, которые способствовали уничтожению расписных домов, кое-что сохранилось. Расписные дома можно найти на Русском Севере, на Урале, в Сибири, на Алтае. До сих пор расписывают дома староверы-семейские, живущие в Забайкалье.

Я по роду научной деятельности связана с этим видом искусства, и мне казалось, что я знаю в своем поле плюс-минус все.Однако в 2010 году мне удалось получить фото расписного дома на севере Саратовской области, которые потрясли меня.

Мне удалось купить этот невероятный дом с рисунками 1910-х годов, который хозяева хотели раскатать на баню, и сейчас я стараюсь сделать из него бесплатный музей.

Дом находится в селе Поповка Хвалынского района. Мастер росписи пока неизвестен, и возможно, в доме работало несколько художников, сумевших видоизменить традиционные иконописные изображения и сюжеты, и перенести их на стены дома.

В доме собралась целая православная компания — лев, орел, ангел, бык (закрашен), Херувим, святой Георгий.В другой комнате, розовой спальне, изображен пастух гусей. Местная легенда связывает его с первым хозяином дома, при котором и была сделана роспись. Однако возможно, что в данной фигуре соединились черты реального человека и святого Трифона.

Снаружи дом выглядит так:Дом, как видно на фото, не в очень хорошем состоянии (на фото — соседи Дядя Петя и тетя Валя). Тем не менее, я надеюсь, что удастся его сохранить и открыть в нем музей. 

Если дом вас заинтересовал, приглашаю в жж, посвященный этому проекту: http://lion-house.livejournal.

com/ Там мы пытаемся разгадать загадки изображений дома, координируем усилия по созданию музея, а также публикуем фото других домов с росписью.

Приглашаю всех посетить музей.С уважением,

       Юлия Терехова

?

|

arch_heritagevisualhistory
Как мы писали в одном из недавних постов, Кёнигсберг (ныне Калининград) — единственный город на территории Российской Федерации, средневековый облик которого может быть воссоздан с достаточной полнотой благодаря обилию графических материалов.Сегодня мы продолжим эту тему. В знаменитейшем «Атласе городов земного мира» Брауна и Хогенберга на одной странице с Ригой напечатана гравюра с видом города Кёнигсберга 1554 года:
Посмотреть гравюру в высоком разрешении

Та же гравюра в варианте 1581 года в высоком разрешении

Здесь мы видим как на ладони весь средневековый Кёнигсберг с точностью до одного дома.

Основу города составляли три городские общины — Кнайпхоф, Альтштадт и Лёбенихт, каждая из которых имела свою ратушу и свой собор. Формальное объединение городского управления  в Кёнигсберге произошло только в 1724 году. Напомню, что, например, средневековая Прага делилась на четыре самостоятельных городских общины.

Итак, первую городскую общину — Кнайпхоф — мы видим на острове, который тогда был ещё обнесён крепостной стеной. В восточной части острова — древнейший собор Кёнигсберга и единственное на всей гравюре здание, дошедшее до наших дней.Вторая община — Альтщтадт — расположена между замков и рекой Прегель (её северным руковом).

С запада её ещё прикрывает крепостная стена и ров. Потом эти укрепления снесут, ров закопают. Одна из крепостных башен («Жёлтая») простоит аж до 1957 г.Посреди Альтштадта возвышается второй средневековый собор города — старый Альтштадский.

В 1828 году его снесут «по ветхости» и построят к северо-западу от замка новую Альтштадскую кирху (у протестантов не бывает соборов). Эта Кирха простоит до 1957 г., потом её аккуратно разберут, чтобы не сорвать план района по заготовке бэушного кирпича.Община Лёбенихт тянулась вдоль Прегеля на восток от Альтштадта.

Кажется, к тому времени обе городские общины уже имели общий периметр крепостной стены.На самой восточной окраине Лёбенихта, у Кошачьего ручья, стоял третий собор  Кёнигсберга. Потом из него сделают протестантскую церковь имени Св. Варвары. В войну она серьёзно пострадает и в 1950-е её разберут на кирпич.

Районы за пределами Трёхградья выглядят ещё довольно компактно. Главным из них является Штайндамская слобода (в будущем — главная улица города) со Штайндамской церковью аж 13 века! В войну она серьёзно пострадает и в 1950-е её разберут на кирпич.

Район портовых складов Ластадия (на месте нынешнего спортцентра «Юность») уже наметился, но ещё слабо застроен. Обращает на себя внимание система каналов к западу от него. Назначение этих каналов мне неизвестно.Район Форштадт к югу от Кнайпхофа уже довольно хорошо заселён и весть покрыт сетью каналов, некоторые из которых закопают только в 19 веке.

Кстати, закопанные городские каналы во многих европейских городах это такая же историческая утрата, как и крепостные сооружения. Даже в Петербурге было закопано несколько каналов.Наконец, остров Лёмзе (ныне Октябрьский) имеет всего одну линию домов, вдоль Липовой улицы.

Мостов пока шесть. Для появления знаменитой «загадки семи мостов Кёнигсберга» не хватает всего одного…

Источник: https://arch-heritage.livejournal.com/1103869.html

Традиции северного деревянного зодчества

Интерьерные росписи крестьянских домов Русского Севера

Деревянный русский дом вновь популярен. О нем не только пишут книги и снимают фильмы. Он не только герой Интернета. Главное – его вновь возводят, заказывают, и в него переселяются всерьез и надолго.

Верится, что уходит время эстетически уродливых теремков с башенками, оставшихся нам от эпохи «новых русских». Приходит время естественной красоты, проверенных веками технологий и здоровой среды деревянного жилища.

В течение многих веков народная мудрость отбирала наиболее целесообразные строительные приемы, архитектурно-конструктивные формы, оптимальную планировку и подлинную эстетику.

Конечно, традиционную русскую избу не возродишь в том виде, в каком она была в прошлых веках. Время ушло далеко вперед и его, как известно, повторить невозможно.

У нынешних зодчих в руках современная техника, новые материалы, другие возможности и, что очень важно, иные представления о комфорте.

И все же — в новом русском деревянном доме, уверен, есть место и для многовековых русских традиций домоустройства.

Напомню о некоторых из них.

Органичное единение с окружающей средой

При строительстве нового дома всегда большое значение придавалось выбору места. Крестьяне выбирали место сухое, высокое, светлое. Ценилось, если из окон дома будет видна вода, например, речка. Чистота водной глади напоминала о покое, отражала небо, вносила в окружающее пространство особую лиричность.

Важно, чтобы новый дом не мешал другим – не закрывал соседям солнце или вид на озеро, поле или лес. Неплохо, если дом будет стоять «вполгоры», то есть на солнечном склоне холма.

Учитывалась и ритуальная ценность места: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, прошедшее проверку временем, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными считалось место, где прежде были захоронения, где когда-то проходила дорога или стояла баня.

В деревянных домах с особой силой ощущалась связь с природой. Избы в деревнях не обшивали тесом и их не красили. Никакая облицовка не сравнится с естественным видом дерева.

Люди умели видеть особую красоту в неровности обтесанного бревна, в его прожилках и трещинках, в узорах вокруг сучков.

Старики любили погладить отшлифованные временем старые бревна, они были теплыми и, казалось, хранили память об ушедшем времени, о живших здесь предках.

Интересно, что у деревянных изб даже цвет менялся в зависимости от погоды, сезона или времени суток. Солнышко выглянет — и дом становится теплым, медовым. За тучкой скроется — как метал драгоценный серебрится. Вечером — приобретает коричневый, почти черный оттенок, а вот утром — наоборот, светлеет, голубеет.

Брус, глаголь, кошель и другие

По наблюдениям историков русского деревянного зодчества в зависимости от соотношения жилой и хозяйственной части можно выделить следующие типы домов.

«Брус» — дом с однорядной связью, покрытый двускатной симметричной крышей. Часто встречается разновидность таких домов — «брус с уширенным сараем», в которых хозяйственная часть значительно шире избы, а в образовавшемся углу размещается взвоз. При подобном положении скаты крыши получают не только разные уклоны, но и разную длину.

«Глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и позади сеней. В плане «глаголь» напоминает букву «Г» (отсюда и название типа). Чаще всего такие дома перекрываются разноскатной с общим коньком крышей, над жильем симметричной, а над сенями и хозяйственной час­тью асимметричной.

«Кошель» — жилище, где изба и двор стоят рядом, покрытые общей двухскатной кровлей. «Кошелем» русские называют большой берестяной короб. Применительно к дому этот термин обозначает его вместимость, большие размеры.

«Т-образная связь» — жилой дом, состоящий из двух срубов и разделенный по центру сенями, он развернут длинной стороной к улице, а хозяйственный двор торцом примыкает к противоположной стороне избы, прямо против сеней. В плане такая изба имеет форму буквы «Т».

Подобная связь дома-двора получила широкое распространение на Каргополье. Каргопольские дома имели характерную особенность: жилая часть в них устраивалась «на две избы».

Избы «о двух стопах» (местное название) были характерны и для двухрядной связи с параллельным расположением жилья и двора.

Максимум естественной красоты и минимум искусственного декора

Основным строительным материалом были бревна.

Обычно на постройки шла мелкослойная кондовая сосна, но в северных районах предпочтение отдавалось лиственнице из-за ее смолистости, хорошей сопротивляемости гниению, прямизны и сравнительной легкости раскалывания по слоям. Бревна обычно брали длиной 8—10 м, диаметром от 25 до 70 см, причем бревна для наружных стен выбирались толще, нежели для внутренних.

Обработка архитектурных деталей характерна предельной сдержанностью. Простота и строгость становится понятной, если принять во внимание, что все работы по возведению и отделке зданий выполнялись одним топором. Вплоть до Петровской эпохи плотники не знали слова «строить», они — рубили, и поэтому летописи называли их «рубленниками».

И тем не менее, в старинных домах можно увидеть немало совершенных по стилю, эстетике и конструкции декоративных элементов.

На выпусках нижних бревен вспомогательных стен устраивались богато украшенные балконы — «выходы», иногда и с чисто декоративными целями.

Высоко поднятые над землей, с подклетями, северные избы требовали для входов в них крылец, устройству которых в общем архитектурном решении дома уделялось большое внимание.

Ажурной резьбой украшались балконы, наличники со ставнями, крыльца с перилами, кровля, фронтоны изб. Концы выступающих бревен крыши избы — охлупни украшались скульптурной резьбой, вырезались коньки, птицы.

Резьба и роспись использовались не только для украшения наружной части дома, но и в его интерьере. Расписывались перегородки комнат, шкафы, двери, посуда. Круг сюжетов и орнаментов был весьма разнообразен: растительные и геометрические узоры, изображения птиц, животных, изображения людей, сцены из крестьянской жизни.

Горизонтальный силуэт

Размеры старого крестьянского дома на Русском Севере были велики. Главный фасад в избе-четырехстенке определялся размером ходового бревна и составлял 8—9 м, в пяти- и шестистенках блокировка срубов позволяла увеличить фасады до 13—14 м. При глубине домов с хозяйственным двором в 20—24 м изба выглядела внушительным сооружением.

Но при всей своей монументальности избы не нарушали равнинный, пологий ландшафт северного пейзажа. Они, наоборот, гармонировали с ним, повторяя своим силуэтом его спокойный рисунок. Это достигалось за счет пологих скатов кровель с большим выносом.

Разрывать горизонтальность линий позволялось лишь храмам, устремленным к небу и напоминающим о мире «горнем», да еще, пожалуй, ветряным мельницам, вызывающая вертикальность которых была вызвана «производственной необходимостью».

Дом не вступал в конфликт с ландшафтом, не портил его и не разрушал природную гармонию. Он становился его естественной частью.

Символика пространства

В основе планировки северного жилища лежит принцип простоты и удобства. Неразделенное пространство интерьера было разделёно на определённые зоны. Царило правило – у каждого свое место и у каждого свое дело.

Вдоль стен располагались лавки – место отдыха и рукоделья, задушевной беседы и семейных ритуалов. Главную роль в интерьере играла печь, определяя расположение всех остальных элементов внутреннего пространства избы.

В большинстве случаев она располагалась сбоку от входа в избу, не привлекая к себе внимания, и устьем была обращена в сторону фасадной стены. По диагонали от печи находился красный угол, в котором висели иконы, размещались стол и скамьи.

Здесь за столом собиралась вся семья за будничными трапезами, здесь же отмечались все торжественные события. У противоположной стены рядом с печью находилась хозяйственная часть – бабий кут с посудой и хозяйственной утварью.

Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно — символы богатства и семейного тепла, ладан — символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе.

Верили, что лучше, если стены будут состоять из нечетного числа бревен, поскольку такое число считалось счастливым. Все, что разрывало стены (двери, окна), оберегали особыми знаками. Над дверьми снаружи помещали крест, который вырезали из дерева в крещенский сочельник.

Особое значение придавали порогу – рубежу между миром внутренним и внешним. Порог переступали с молитвой и крестным знамением. Через порог не здоровались и не разговаривали.

Окна защищали изображениями, например – солнечных лучей (напомним, что в храме расходящимися лучами солнца нередко символически изображается Дух Святой). Окна – глаза дома. Они должны быть чистыми. Из них запрещалось выливать воду и бросать мусор, так как у окна мог находиться ангел-хранитель.

Печь

Печь в деревянном доме – основа основ.

Во-первых, как уже говорилось, она разделяет помещение на жилое, спальню и бабий кут, т.е. разделяет функционально, но не отделяет.

Во-вторых, она создает в каждой функциональной зоне избы свой тепловой режим. На печи теплее всего – для стариков, больных, младенцев; на полатях – тепло и самый чистый воздух – детишкам; у дверей прохладнее всего, больше вентиляции – рабочее место; умеренно тепло у стола – здесь еда, развлечение, отдых.

В-третьих, пища, приготовленная в печи, – самая здоровая: не жарит, а парит и печет (даже блины пекут, а не жарят), пища в ней не подгорает, а «доходит».

Печь помогает избавляться от вирусов, от простуды.

Имеет она и воспитательное значение. У бабки или деда вместе с внучатами на печи всегда есть место. Там дед и баба у дела – нужны, любимы, ценимы, не чувствуют одиночества и заброшенности. Основы веры и морали, жизненной мудрости и многое другое внушалось малышам на печи…

Полати — для ребятишек. Там, наверху, воздух самый теплый и чистый. Ребенок лезет на полати с удовольствием, там же вступает в диалог со сверстниками, сквозь дрему участвует в вечерней жизни семьи, глядя вниз и слушая беседу старших, присутствует, не путаясь под ногами, на семейном торжестве, свадьбе или посиделках.

Кто у печи – у того и власть в доме. Самой сноровистой, смекалистой, обходительной и, главное, доброй, справедливой и отзывчивой была большуха – хозяйка дома.

Дом не бывает одиноким

Изба, являлась центром крестьянского двора, в который также входили другие хозяйственные постройки: хлев, овин, ледники, амбары, бани.

Отдельно следует сказать об амбарах. Они предназначались для хранения зерна, продуктов, охотничьих и рыболовных принадлежностей, домашней утвари и наиболее ценных вещей.

Амбар, представляя собой весьма простое сооружение, в то же время являлось очень удобным продуманным устройством.

Расположенные в амбаре сусеки, были устроены так, что взятое определенное количество содержимого восполнялось вновь, поступая в отсек сусека самотеком.

Амбары иногда ставились на столбах-сваях, чтобы спасти зерно от грызунов. Как правило, амбар располагался у домов на виду, так, чтобы дверь амбара можно было видеть из окон или из дверей. Иногда амбары в целях сохранности имущества в случае пожара, выносились за пределы поселения — группировались у въездов в селение, образовывая своего рода «амбарные городки».

Бани располагались подальше от жилых построек. Как известно, они были многофункциональными постройками, предназначенными для разного рода интимных жизненных дел. В них не только парились и мылись. В бане лечились, совершали ритуальные омовенья (например, мыли невесту перед венчанием). В бане рожали и гадали.

Изба, двор, амбары, баня и другие постройки все вместе составляли уникальное явление русской повседневной культуры – усадебный комплекс, целостность практическая и художественная целостность которого важна и сегодня.

Итак,

русская деревянная изба — это веками обдуманная, выверенная, обжитая и духовно наполненная простота. Это рационализм в сочетании с художественным началом. Это максимум разумного комфорта, уюта и тепла. Это идеально использованные объемы. Это место труда и отдыха, форма и способ существования семьи.

Источник: http://www.etp-sd.ru/articles/id2565

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.