Исчезающие народы России: арчинцы

Исчезающие народы России: Топ-15

Исчезающие народы России: арчинцы

В современной России насчитывается свыше 200 народов со своей культурой и языком. Но последняя перепись показала, что некоторых народностей осталось меньше 10 человек. Глобализация – это не только благо, она лишает людей индивидуальности и пронесённых через тысячелетия знаний.

1. Ханты

Пока хантов в России, на севере Западной Сибири проживает довольно много – 31 000 человек. 90% из них живёт в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, остальные рассеяны по Томской, Новосибирской и Тюменской областям. Традиционными промыслами хантов являются охота, рыболовство и оленеводство, а религией – шаманизм, дополненный позднее христианством.

Есть 3 этнографические группы хантов: южные, северные и восточные, при этом южные или прииртышские ханты смешались с русскими и татарами. Их предки пришли в низовья Оби с юга, распространившись на землях нынешних Ханты-Мансийского и южной части Ямало-Ненецкого автономных округов.

В конце первого тысячелетия начался этногенез хантов на основе смешения пришлых угорских племён с местными аборигенами.

2. Манси (вогулы)

Манси являются ближайшими родственниками хантов, проживают в Югре – Ханты-Мансийском автономном округе. Теперь их осталось примерно 12 000 человек. Манси не едят грибы, считая, что они «нечистые». Ещё порядка 200 манси живут на севере Свердловской области и считаные индивиды – на северо-востоке Пермского края.

Учёные предполагают, что манси как этнос стали результатом слияния угорских племён, пришедших с юга из лесостепей и степей Северного Казахстана и Западной Сибири, с местными племенами уральской неолитической культуры. И в настоящее время в культуре этого народа сохраняется сочетание культур степных скотоводов-кочевников и таёжных рыболовов и охотников.

Их традиционными занятиями являются оленеводство, скотоводство, рыболовство, охота и земледелие. На Оби и Северной Сосьве преобладает рыболовство, в верховьях Северной Сосьвы, Ляпины, Лозьвы – оленеводство, позаимствованное в XIII-XIV веках у хантов, а земледелию они научились в XVI-XVII веках у русских.

Пришлая вера – православная, хотя манси до сих пор чтут шаманизм, культ предков, духов-покровителей и медведя. В культуре манси развитая мифология и фольклор.

Топ необычных школ

В последние десятилетия система образования у нас претерпевает значительные метаморфозы, да и в мире возникают новые формы школ, пропагандирующих иные…

3. Эскимосы (инуиты)

Это коренная народность крайнего северо-востока России, хотя осталось их здесь уже менее 2000 человек. Сами себя они называют инуитами, а название «эскимос» означает «сыроед», поскольку они едят сырую рыбу. Российские эскимосы живут на Чукотке.

Неясно их происхождение, но некоторые историки считают их остатками древней культуры, существовавшей в первом тысячелетии до н. э. на побережье Берингова моря. Рыболовство и охота являются двумя важнейшими сферами деятельности эскимосов.

С древних времён они преуспевали в китобойном промысле, изобрели поворотный гарпун, от древка копья которого отделялся костяной наконечник. С течением времени поголовье морских гигантов постепенно снижалось, что заставило эскимосов обратить внимание на более мелкую добычу – моржей и тюленей.

Эскимосы придумали иглу – снежные хижины куполообразной формы, имевшие высоту около 2 метров и диаметр 2-4 метра. Строили они их из ледяных или спрессованных снежных блоков.

4. Коряки

Ещё один северный народ России, живущий на севере полуострова Камчатка. Уцелело всего порядка 6500 коряков. В религии они также как и ханты и манси умудряются сочетать православие с традиционным шаманизмом.

После изучения посёлка Атарган учёные установили, что коряки могли пользоваться металлом ещё задолго до прихода сюда русских первопроходцев – в X веке. Коряков разделяют на береговых и тундровых по их образу жизни и роду деятельности.

При этом обе группы имели свой язык и состояли из нескольких территориальных групп.

5. Карагасы (тофалары,тофы)

Эта крайне малочисленная тюркоязычная народность проживает в Восточной Сибири. Их общая численность насчитывает 720 человек, но владеют родным тофаларским языком лишь 114 из них. В китайских летописях V века периода Вэйской династии тофы впервые упомянуты как Дубо (туво, туба) – народ, живший к востоку от Енисея.

Веками они платили дань разным центрально-азиатским империям. Для тофаларов был присущ полукочевой и кочевой образ жизни, в основном они занимались оленеводством и охотой.
Установление в России советской власти вызвало коренное изменение традиционного образа жизни карагасов.

В 30-е годы их включили в цепочку экономических процессов государства. Это заставило их отказаться от кочевого образа жизни в пользу оседлого. Их стали организовывать в колхозы, они перестали заниматься оленеводством. Многие карагасы отказались от традиционного шаманизма.

Переход к оседлой жизни означал большие изменения в бытовой сфере тофаларов, их культуры, подпитывающейся кочевой жизнью.

Список самых пьющих стран мира: Топ-15

У многих из наших соотечественников есть один устойчивый стереотип, касающийся размеров потребления русскими горячительных напитков. Никого не удивить…

6. Арчинцы

В бассейне реки Хатар в Дагестане живёт народность арчинцев. В переписи 2012 года такую национальность указали всего 12 человек. Они гордятся, что дольше других народов сберегли старинные традиции.

До 1970-х годов местные женщины носили национальную одежду, а сейчас её можно видеть лишь на стариках, впрочем, многие арчинки продолжают её любить и бережно хранят в шкафах серебряные украшения и старинные наряды. Верующие арчинцы исповедуют суннитскую ветвь ислама.

Имеющиеся здесь куфийские памятники с арабскими надписями подтверждают, что ислам пришёл сюда не позже X века.

7. Водь

В Ленинградской области проживает около 70 человек, называющих себя водью – народом, относящимся к финно-угорской языковой группе. Это не помешало обзавестись им в 2002 году собственной символикой – флагом и гербом. Исследователи ассоциируют сохранившуюся до наших дней водскую народность с древним племенем водь, о котором говорили летописи XI века.

Самое первое упоминание о води найдено в Новгородской летописи и датировано 1069 годом. Великая Отечественная война нанесла огромный урон этому народу, поскольку на ареал его проживания пришлись ожесточённые боевые действия.

В конце 1943 года водь, ижорцы и ингерманландские финны были вывезены в Финляндию, откуда большинство води вернулось в СССР, но было принудительно расселено по соседним областям, а позднее в Сибирь и Карелию. Лишь в 1956 году им было разрешено вернуться на родную землю.

При планировании строительства порта Усть-Луга был предусмотрен снос деревни Краколье, в промзоне должна была оказаться деревня Лужицы. С уничтожением мест компактного проживания води неизбежно погибнет её культура и язык. Жителей планируется расселить по Ленинградской области, что не оставляет шансов на сохранение языка и традиций.

8. Нивхи (гиляки)

Название этой народности близко к термину «гилэми», то есть, «люди на вёслах». Нивхи веками жили на севере Сахалина и неподалёку от устья реки Амур. Многие из них были расселены в Хабаровском крае – на побережье Амурского лимана, Татарского пролива и Охотского моря, в низовьях Амура, эта часть нивхов относится к материковой группе.

Но есть ещё вторая группа – островная, которая расположена на севере острова Сахалин. В настоящее время осталось немногим более 4000 гиляков. Нивхи пришли на Сахалин очень давно, когда он ещё был полуостровом, соединённым с материком.

Но по окончании ледникового периода, уровень мирового океана существенно поднялся, отделив Сахалин, а вместе с этим и разделив Татарским проливом единый народ на две группы.

Предполагается, что древнейшее письменное упоминание о нивхах имеется в китайских хрониках, датированных началом VI столетия. Главным промыслом нивхов традиционно было рыболовство.

С точки зрения религиозных взглядов, у них были приняты анимизм и промысловый культ, нивхи верили, что повсюду – на земле, в воздухе, в воде, в тайге обитают свои духи.

9. Остяки-самоеды (селькупы)

На севере России селькупы являются наиболее малочисленной народностью, представителей которой на данный момент осталось всего 3600 человек. Живут они на севере Западной Сибири. Первые упоминания о селькупах встречаются в исторических документах XVI столетия.

В конце этого века существовало их племенное объединение, в русских источниках именовавшееся «Пегая орда». В XVIII веке была проведена христианизация селькупов, но, несмотря на это, они смогли сохранить традиционную языческую основу своего мировоззрения. Некогда самобытная, богатая культура селькупов, в настоящее время уступает позиции напору современных стандартов.

Но, кроме этих общеизвестных причин, есть и другие, мешающие сохранению древних народных традиций, например, большая территориальная разобщённость остяков-самоедов: они оказались на территориях трёх административно-территориальных образований, а контакты между ними весьма затруднительны.

Культура и целостность селькупов находится в настоящее время на критической грани. На протяжении одного лишь прошлого столетия численность селькупов уменьшилась почти в два раза.

Список самых вымирающих стран мира

С каждым годом человеческая популяция продолжает расти. Но даже при этом в некоторых странах население сокращается. Причины такой депопуляции кроются …

10. Ительмены

Ительмены являются коренными жителями полуострова Камчатка. Сейчас их численность едва превышает 3000 человек.

Ительмены являются близкими родственниками живущих и в настоящее время на Аляске индейцев из племени тлинкитов, также много общего они имеют с другим племенем индейцев – навахо.

У ительменов традиционными верованиями были тотемизм, анимизм и фетишизм, все они связаны с поклонением духам-хозяевам. Для них была чужда идея существования единого бога.

Был среди них и шаманизм, однако, у ительменских шаманов не было бубнов и обрядовой одежды, да и собственно шаманами были женщины. Но в середине XVII века ительменов окрестили. Проведённые этнографами исследования показали, что в древние времена у ительменов существовал обряд воздушного погребения. В плане хозяйственной деятельности важнейшим занятием ительменов было речное и морское рыболовство.

11. Кеты

На севере Красноярского края проживает народность кеты численностью немногим более 1000 человек. Слово «кеты» не является самоназванием данной народности, поскольку оно утвердилось официально лишь в 1920-е годы.

Что касается самих кетов, то каждая их группа именовала себя не только по родовой принадлежности, но и по территории проживания. Любопытно, что до прихода русских кеты жили родоплеменным общественным строем, но при этом могли уже выплавлять металл. Их главными занятиями были рыболовство и охота.

Пушной промысел вёлся обычно за белкой, чей мех составлял до 90% от всех продаваемых кетами шкурок. Их традиционным жилищем являлся чум, слагавшийся из деревянных шестов и покрывавшийся берестой. Также распространены были землянки (нус, бан).

Религиозные представления кетов базировались на анимизме.

Когда Сибирь начали осваивать русские, то их священники рьяно принялись за крещение всех местных народов, в том числе и кетов.

Топ самых дождливых городов России

Ни для кого не секрет, что Санкт-Петербург и Калининград давно повелось считать самыми «мокрыми» российскими городами, но это верно лишь о…

12. Нганасаны

Нганасаны являются самым северным народом во всей Евразии, поскольку живут на полуострове Таймыр в районе портового города Дудинки, которые территориально входят в Красноярский край. В настоящее время их насчитывается порядка 860 человек.

В середине прошлого века претворялся в жизнь план перехода от кочевого образа жизни северных народов к оседлому. В его рамках к югу от основных мест прежнего кочевания нганасанов были построены посёлки Усть-Авам, Новая, Волочанка, пришедшиеся на долганскую этническую территорию.

В этих посёлках и живут преимущественно представители данной народности, лишь около сотни из них ведут полуоседлый образ жизни в тундре, в точках охотничьего и рыболовецкого промысла, в основном в верховьях реки Дудыпты.

Нганасаны традиционно охотились на диких оленей и водоплавающих птиц, пушной охотой, рыбалкой на открытой воде, а с XIX века занимались также оленеводством. Но пушной промысел и рыболовство были для них второстепенными занятиями.

13. Долганы

Это самый северный в мире тюркоязычный народ живёт в Республике Саха и Красноярском крае. Их осталось около 8000 человек.

Сложилась эта народность совсем недавно – на рубеже XIX-XX веков из переселившихся с рек Оленёк и Лена якутов, эвенков, местных эвенков, «затундренных крестьян» и нескольких семей энцев.

Принёсшие сюда православие казаки давали при крещении долганам собственные фамилии, которые и сохранились до наших дней.

14. Караимы

Эта малочисленная народность, проживающая в Крыму, произошла от тюркоязычных последователей караимизма – авраамической религии, которая признаёт Тору (Танах, Ветхий Завет), однако, не признаёт иудейский Талмуд, христианскую Библию и исламский Коран.

Когда Россия присоединила к себе Крым в 1783 году, то эта немногочисленная народность стала одной из богатейших на полуострове. Из них вышли многие известные промышленники, торговцы, ювелиры.

Караимы предпочитали селиться в пещерах, свидетельством этого являются такие города, как Мангуп-Кале и Джуфт-Кале.

15. Крымчаки

Это очень немногочисленная тюркоязычная еврейская группа, члены которой придерживались талмудического иудаизма, проживала в Крыму. Говорили они на близком к крымско-татарскому крымчакском языке.

В годы Великой Отечественной Войны больше повезло мужчинам, мобилизованным в Красную армию, поскольку почти все оставшиеся дома крымчаки были истреблены немцами. Теперь в Крыму насчитывается примерно 210 представителей этого этноса.

Предполагается, что предки крымчаков пришли в Крым в античные времена, поселяясь в греческих колониях. В результате недавних раскопок в Крыму были найдены древние еврейские надписи, датируемые I веком до н. э.

На протяжении 1990-х годов десятки семей крымчаков перебрались на жительство в Израиль, поскольку они исповедуют иудаизм и могут быть репатриированы в эту страну. По израильскому закону о возвращении они считаются частью еврейского народа. 

Руки в Ноги. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен!

Источник: https://rukivnogi.com/articles/ischezayushchie-narody-rossii

Народы России: Арчинцы. | РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ

Исчезающие народы России: арчинцы

Арчинцы

Арчи́нцы (самоназвание — аршишттиб) — народ, , один из народов лезгинской группы], субэтнос аварцев[1][7]. Коренное население Дагестана[8][9]. Живут в бассейне реки Хатар, в сёлах Арчиб, Алчинуб, Кубатль, Хилих, Кесериб, Хитаб, Калиб Чародинского района. Численность в России, в соответствии с переписью 2010 года, — 12 человек[1]. Верующие — мусульмане-сунниты.

Арчинцы, как и другие народности лезгинской группы, как по языку, так и в этнокультурном отношении близки другим народам Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения — Кавказской Албании, и были известны под общим именем «леков», «албанцев».

Географически арчинские сёла расположены в пределах Чародинского района где проживают аварцы, но ни этнически, ни лингвистически арчинцы не имеют к аварцам никакого отношения.

Социальные связи с аварцами сформировались лишь на протяжении XX века[12][4][5], однако в 1930-х годах арчинцы и 13 этничностей андо-цезской языковой группы искусственно включены в состав аварцев в рамках проведения политики конструирования крупных этнических групп.

Антропологически арчинцы относятся к переходному (кавкасионско-каспийскому) типу, сочетающему черты балкано-кавказской и индо-афганской малых рас южных европеоидов.

Арчинцы — коренное население Дагестана, относятся к лезгиноязычным народам, являются этнической группой в составе аварцев. По культуре и языку арчинцам близки другие народы Дагестана:

  • агулы
  • цахуры
  • лезгины
  • рутульцы
  • удины
  • табасараны

Предки всех этих народностей были в составе многоплеменного государственного объединения под названием Кавказская Албания. Всех тогда их называли леками и албанцами.

Села, где живут арчинцы, находятся географически в пределах районов, где проживают аварцы, но друг к другу они не имеют никакого отношения, ни лингвистически, ни этнически. Социальные связи были сформированы с аварцами только в 20 веке.

Но в 1930-х годах, во время проведения политики конструирования крупных этнических групп арчинцы вместе с другим 13 этносами, принадлежащими к андо-цезской языковой группе, были искусственно включены в состав аварцев.

Где живут

Народность поживает в Республике Дагестан, селах Чародинского района: Арчиб, Кубатль, Алчинуб, Кесериб, Хилих, Хитаб, Калиб.

До революции у арчинцев было только селение Арчиб, располагалось оно очень высоко в горах, примерно на 2 100 метрах над уровнем моря, и представляло собой глубинку, даже по меркам Дагестана. По адату, жить людям в селении разрешено было только три летних месяца в году.

Остальное время народ проживал на хуторах (духхурум), вокруг которых были расположены зимовья для овец. Когда установилась советская власть и произошел процесс коллективизации, в Арчибе к 1944 году из 253 хозяйств осталось 45.

Основная часть населения перешла в хутора на постоянное жительство. Постепенно хутора расширились, превратились в селения, которые до сих пор называют духхурумами, несмотря на то, что по площади они крупнее селения Арчиб.

История

Происхождение аварцев до сих пор до конца не ясно. Впервые народ упоминается в исторической хронике Мухаммеда Рафи из Ширвана, которая относится к периоду 13 — 16 веков. Профессор Е.

Шиллинг выдвинул мнение, что арчинцы в прошлом были в составе аварского общества Дусрах (Риссиб), временами выплачивали дань казикумухским ханам.

В 1813 году, когда Дагестан вошел в состав России, улучшились товарно-денежные отношения, торгово-экономические связи расширились, арчинцы стали заниматься отходничеством.

На народе отразились события Кавказской войны. В 1849 году войска генерал-адъютанта Аргутинского на рассвете пришли в Арчиб и сожгли аул Шали вместе с пашнями.

В 1866 году, когда на Кавказе настало мирное время, арчинцев осталось 600 человек, вымирания народа тогда удалось избежать.

С 1899 года народ входил в состав Гунибского округа Дагестанской области, с 1921 года — в состав Дагестанской АССР.

Численность

После переписи 1926 года, которая зафиксировала 863 арчинца на территории СССР, народ перестали выделять как отдельную этническую группу и начали включать в состав аварцев.

По переписи 1959 года, согласно Большой советской энциклопедии, арчинцы называли себя аварцами, хотя сохраняли при этом родной язык и некоторые особенности этнографического характера.

По переписи 2002 года, в России было 89 арчинцев, в соответствии с проведенной в 2010 году переписи, их уже числилось 12.

азвание

Этноним «арчинцы» происходит от лакского названия селения Арчиб — Арчи. Самоназвание народа «аршишттиб», «арша», что переводится как «выходцы из равнины».

Язык

Арчинский принадлежит к лезгинской ветке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Этот язык до недавнего времени был бесписьменным, нелитературным. В 2006 году группой российских лингвистов была разработана письменность на основе аварской кириллицы. Распространены среди арчинцев лакский, аварский языки.

Религия

Народ исповедует преимущественно ислам суннитского толка. Если обратить внимание на наличие куфийских арабоязычных памятников в местах проживания арчинцев, ислам они приняли не позже 10 века.

Еда

В кухне народа преобладают молочные и мясные блюда. Распространенные блюда: пельмени, хинкал, лепешки с начинкой из яйца, творога, крапивы, дикого чеснока, постные и мясные супы, халва.

Внешность

Женщины носили одежду, которая отличалась от костюма других дагестанок. Характерна специфичная, несимметричная вышивка, нашивка, покрытая монетами, наносили ее на головные уборы. Надевали платье-рубаху, которое два раза подпоясывалось цветным кушаком из материи, завязывали его спереди платья узлом. Вместе с платьем носили широкие длинные штаны.

У некоторых арчинок были праздничные платья «бузма», зауженные в области талии. Обувь шили из войлока или кожи, на голову надевали «чухту» — мешочек, в который прятали волосы, заплетенные в косу. Сверху на голову накидывалось покрывало. Дополняли костюм украшениями из латуни, серебра и меди.

Женщины носили ожерелья, браслеты, кольца, серьги, нагрудные украшения, пряжки к поясам, к чухте надевали подвески.

Мужчины надевали рубаху туникообразного кроя, штаны с широким шагом, бешмет, черкеску, папаху из каракуля или овчины, овчинную шубу-накидку свободного покроя с ложным рукавом «раьгьуь» и без рукава «парттукь», бурку. Носили обувь из сыромятной кожи, войлочные и мягкие кожаные сапоги.

Сегодня мужчины носят из традиционного костюма овчинные шубы-накидки, папахи. У женщин встречаются чухта, покрывало для головы, пояса яркой расцветки и длинные штаны.

Жизнь

Основным занятием арчинцев издавна было пастбищное скотоводство, разводили крупный рогатый скот, овец, занимались богарным земледелием. Весной перегонять скот в низменные районы Дагестана могли себе позволить только зажиточные арчинцы. Они организовывали «коши» и нанимали односельчан, которые пасли скот.

Зимой скотину держали на хуторах или вокруг них, летом отгоняли на альпийские пастбища, дома оставляли только телят и дойных коров. На территории хуторов овчарни располагались на втором этаже, над хлевом для крупного скота. Пашни находились в долинах рек и на горных склонах.

Из хозяйственных орудий использовали плуг (рало) из дерева с железным наральником, молотильные доски, серпы, деревянные лопаты. Со второй половины 19 века у арчинцев в хозяйстве появились косы. Сеяли преимущественно полбу, ячмень, пшеницу.

Бахчевые и огородные культура народ не выращивал, чеснок и лук покупали у заезжих торговцев из лакских, аварских селений или в Кумухе.

Из ремесел было развито изготовление паласов с шерстяным лохматым начесом, шерстяное ткачество, выделка сукна для одежды, резьба по дереву, изготовление посуды, орудий труда, утвари. Позже распространились и другие занятия: охота на туров, пчеловодство. Арчинцы мастерили плетеные ульи и обмазывали их глиной.

Жили арчинцы скученными селениями в горных местностях. Важную роль в жизни общества играла сельская община джамаат, кровнородственные патриархальные объединения тухумы. Современные семьи в основном малые, часто двухпоколенные, хотя раньше были распространены большие, неразделенные. В прошлом имели место родственные браки. Народный характер был основан на двух понятиях:

  1. билъоннол, означает «настоящая женщина»;
  2. бимушур, переводится как «настоящий мужчина».

Эти понятия у арчинцев были каноном благородства, чести, ума, совести и мудрости. Дети, до того как поступить в школу, сосем не знали русского языка и не понимали его.

Жилище

Дома строили из камня в один-два этажа или многоэтажные. Крыши делали плоские, в доме на первом этаже находился хлев, на втором — овчарня, хозяйственные помещения, комнаты для хранения соломы, жилые помещения. В советское время начали появляться дома с галереями по фасаду, уменьшилось количество этажей в жилищах и площадь хозяйственных построек.

Культура

У арчинцев был распространен лакский и аварский фольклор. Из музыкальных инструментов у народа были популярны следующие:

Самый популярный среди арчинцев танец — это лезгинка. Существовал традиционный вид искусства: художественная резьба по дереву, в основном трехгранно-выемчатая. Украшали резьбой лари, деревянные сундуки, люльки, мерки, кружки, вилки, ложки.

Традиции

Арчинцы дольше других народов сохраняли свои традиции и горды этим. По сей день в Арчибе особо хранят многие традиции, связанные с похоронами, сбором урожая, свадьбой.

Все важные решения для арчинского народа, по традиции, принимались в Арчибе, где расположено и единственное кладбище народа. Всегда соблюдались традиции уважения старших, трудовая взаимопомощь, родственная солидарность.

Если умирал муж, женщине не позволялось выходить из дома в течение 40 дней, она не имела права больше выходить замуж, до конца своих дней должна была носить черную одежду. Поминальные, погребальные обряды проводились в строгом соответствии с шариатом.

Брак без религиозного оформления всегда считался греховным.

При заключении брака считается, что если в этот момент недоброжелатель вынет кинжал и вложит его в ножны неправильной стороной, завяжет узел, это отрицательно повлияет на потенцию мужа и прочность брачного союза в общем.

Свадьба тоже проводилась всегда в соответствии с традициями. Подарки выставлялись на показ, приносили их на праздник только женщины. Мужчины приходили на свадьбу с целой или половиной туши барана, в зависимости от степени родства, или вносили для молодых определенную сумму денег.

Народ очень гостеприимен. По обычаю, хозяин обязан стоять, пока стоит гость, не оставлять его одного, а если необходимо отлучиться, заботу поручали родственнику. Гостя нельзя спрашивать о цели визита, пока он сам не расскажет. Нельзя спрашивать его о времени отъезда, при этом и сам гость вести себя должен достойно.

Источник: https://maxpark.com/community/8238/content/6874732

Народы России, которые скоро иcчезнут

Исчезающие народы России: арчинцы

Численность: 12 453 человека

Это племя никогда не уходило со своих родных мест: манси до сих пор живут на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа. Охотники манси даже заходят в города, чтобы продать мясо и шкуры животных.

Коряки

Численность: 8 743 человека

Предки каряков стали одними из главных основателей охотской культуры в целом. Это типичные кочевники, несколько раз в год снимающиеся с места и совершающие свой стандартный вояж по северной части камчатского полуострова.

Долганы

Численность: 7 450 человек

Долганы стали единственным тюркоязычным народом, представители которого забрались так далеко на север. Ареал обитания долганов — Красноярский край и Республика Саха. Племя не сумело сохранить свои настоящие имена: пришедшие сюда казаки крестили всех подряд, давая свои фамилии вновь обращенным. Теперь здесь можно встретить Поротовых, Слабоквасовых, Черкашей и прочих «казачьих родственников».

Арчинцы

Численность: 5 000 человек

На самом деле, именно арчинцы — законное коренное население Дагестана. Предки этого народа входили в многоплеменное объединение Кавказской Албании. Может быть, поэтому остатки народности впитали множество чужих традиций, объединяющих арчинцев с другими племенами местности.

Нивхи

Численность: 4 000 человек

Несмотря на крайне малую численность, нивхи умудряются жить на два государства: племенные стойбища есть и в России, и в Японии.

Но если японские гиляки тщательно охраняются государством и потихоньку увеличивают численность, то в России все обстоит ровно наоборот.

Социологи предсказывают скорый закат культуры нивхов в России — те, кто выживут, скорее всего переберутся в ту же страну Восходящего Солнца.

Селькупы

Численность: 3 600 человек

Небольшое племя остяков-самоедов (так называли селькупов до революции) живет на севере Томской области. Эти люди до сих пор исповедуют религии своих предков: тут распространены шаманизм и анимизм. Насаждаемое насильно православие селькупы органично вплели в собственные традиции — нечто похожее случилось с католичеством, столкнувшимся с культом Вуду.

Эскимосы

Численность: 2 234 человека

Тот, кто ест сырую рыбу — вот, что означает слово «эскимос» на языке племени. Сами себя эти люди предпочитают называть иннуитами. На эскимосов оказало огромное влияние глобальное потепление.

Вынужденные двигаться дальше от привычного ареала обитания, племена столкнулись с очень непривычными для себя условиями: у этих ребят просто не хватает лексикона, чтобы обозначить все появившиеся в их жизни предметы!

Тофалары

Численность: 762 человека

Тофалары всегда были крайне малочисленным народом, даже во времена, когда племя не затрагивали войны и прочие пертурбации «большого мира». Информация о причинах постепенного вымирания тофаларов не сохранилась и в русских летописях.

Водь

Численность: 64 человек

Самоназвание этого народа выговорить сложнее, чем название всем известного исландского вулкана: люди ваддялайзыд живут, как ни странно, недалеко от северной столицы России. Небольшое поселение в Ленинградской области пустеет день ото дня — немногочисленная молодежь предпочитает уезжать в Санкт-Петербург, где и сливается с местными.

grimnir74

Денис Будьков — русский фотограф, который живет и работает на Камчатке. С самого детства он много путешествовал по горным районам этого края и посещал действующие и спящие вулканы.

Красота далекого полуострова покорила сердце Дениса и восемь лет назад он начал снимать великолепные пейзажи.

Несмотря на то что искусство фотографии он изучал самостоятельно, это не помешало ему стать победителем фотоконкурса «Лучшие фотографы России» в 2013 году.

Своей дикой природой Камчатка очаровала не только Дениса.

Вулкан Вилючинский.

Снежная пещера на склонах вулкана Мутновский.

Шлаковые конусы вулкана Толбачик.

Уж очень шустрый этот зверек. Почти нереально было поймать его в объектив и дождаться, пока наведется фокус.

Вид из иллюминатора вертолета по пути в Долину гейзеров.

Лавовый поток от извергающегося вулкана Толбачик.

Южно-Камчатский заказник Курильское озеро.

Окно лавовой трубы, где можно было наблюдать за лавовой рекой.

Лисенок был любопытен и в то же время осторожен.

Вулкан Корякский, 3456 м. Снято с Авачинского вулкана.

Извержение вулкана Толбачик.

Лисенок.

Зеркало для великанов.

Медведь, который пришел на запах утренних блинов.

Вулкан Вилючинский.

Извержение вулкана Ключевская сопка (4750 м). Справа — вулкан Камень (4575 м).

Последний очаг. Вулкан Толбачик.

Природный парк Налычево.

Вулкан Корякский. Снято с соседнего вулкана Авачинский.

Южно-Камчатский заказник Курильское озеро.

Вулкан Мутновский.

Кратер вулкана Мутновский.

Вулканы Ушковский, Ключевской и Камень.

Лебеди-кликуны.

Рассвет над вулканом Толбачик.

Page 3

?

|

grimnir74Вечером в понедельник, 24 ноября, около Яффских ворот Старого города Иерусалима, арабы напали на троих учащихся йешивы, сообщает пресс-служба полиции.Двое евреев получили ножевые ранения и были доставлены в больницу «Шаарей Цедек». Состояние одного из них, 45-летнего мужчины, получившего ножевое ранение в грудь, от средней тяжести до тяжелого, другой, мужчина 32-х лет, был ранен легко, у него также сломана рука.

Полиция задержала одного из подозреваемых в нападении и ведет розыск его предполагаемого сообщника.

Кроме того сегодня была попытка автомобильного теракта — двое легко ранены.

Также На перекрестке Кармиэль арабские камнеметатели в понедельник вечером атаковали израильский автобус. Транспортному средству причинен ущерб. Никто не пострадал.

Источник: https://grimnir74.livejournal.com/5875785.html

Арчинцы — коренной народ Дагестана на грани исчезновения

Исчезающие народы России: арчинцы

Арчинцы — коренное население Дагестана, относятся к лезгиноязычным народам, являются этнической группой в составе аварцев. По культуре и языку арчинцам близки другие народы Дагестана:

  • агулы
  • цахуры
  • лезгины
  • рутульцы
  • удины
  • табасараны

Предки всех этих народностей были в составе многоплеменного государственного объединения под названием Кавказская Албания. Всех тогда их называли леками и албанцами.

Села, где живут арчинцы, находятся географически в пределах районов, где проживают аварцы, но друг к другу они не имеют никакого отношения, ни лингвистически, ни этнически. Социальные связи были сформированы с аварцами только в 20 веке.

Но в 1930-х годах, во время проведения политики конструирования крупных этнических групп арчинцы вместе с другим 13 этносами, принадлежащими к андо-цезской языковой группе, были искусственно включены в состав аварцев.

Название

Этноним «арчинцы» происходит от лакского названия селения Арчиб — Арчи. Самоназвание народа «аршишттиб», «арша», что переводится как «выходцы из равнины».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.