Искусство детям. Мезенская роспись

Мезенская роспись: поэтапное рисование орнаментов, символов и узоров для начинающих

Искусство детям. Мезенская роспись

Искусство предков имеет свойство переосмысливаться новыми поколениями. Разгадывать послания народных мастеров и повторять самобытные рисунки интересно и нынешнему поколению. Пример тому – мезенская роспись, поэтапное рисование элементов которой может стать не простой «пробой кисти», а серьезным увлечением.

Когда-то росписью занимались строго мужчины, сегодня все, и женщины и мужчины, и дети, и взрослые могут попробовать свои силы в искусстве, которому уже не одна сотня лет. О том, как рисовать символьный орнамент, какими инструментами пользоваться и как работать с краской в технике мезенской росписи, читайте далее.

Выбор холста для начинающих

Очень важно, на чем вы будете учиться рисовать. Мезенская роспись – это декорирование деревянных поверхностей. Но так как обучение поэтапное, то отрабатывать каноничные элементы можно начинать на акварельной бумаге высокой плотности. Очень часто мастера предлагают на листе сделать подробный эскиз будущей работы, которая впоследствии перенесется на дерево.

Внимание! Мезенская роспись для начинающих – это еще и специальные прописи, которые помогают отработать навык прорисовки отдельных элементов. Если вам посчастливилось найти такое пособие в книжном магазине, оно будет отличным тренажером. Кое-какие картинки есть и в интернете, их можно распечатать и тоже использовать как прописи, но качество бумаги будет не лучшим.

Потому начинать обучение удобно с плотной акварельной бумаги, которая помогает понять, как ложится краска, как работает кисть, что получается после застывания краски. Начинайте всегда с простого рисунка, с самых легких элементов. Принцип «от простого к сложному» позволит поступательно изучить технику мезенских мастеров.

Сначала вы на акварельном листе красками прорисовываете отдельные элементы будущего изображения. Каждый элемент повторяете столько раз, сколько нужно для закрепления навыка. Затем из этих элементов составляется эскиз будущего изображения. Вы в карандаше, а затем и в цвете изображаете его на бумаге. Потом через трафарет он будет перенесен на дерево.

Дерево – это и есть главный мезенский холст. Обычно новички учатся расписывать разделочные доски, как наиболее удобные изделия для первых художественных проб. Затем в ход идут шкатулки, короба, подносы и сундуки.

Деревянные ложки и лопатки тоже можно расписывать, как и гребешки. Дерево должно быть без пропитки, гладкое, качественное.

Буковые, березовые, дубовые, доски из гевеи и акации – подойдут любые заготовки или доски из магазина, которые вы можете найти.

В данном видео показана расписанная деревянная домашняя утварь.

Прекрасно, если попадется вам заготовка из дуба. Если мастер-класс сначала пройден на бумаге, а затем повторен на деревянной доске, о «пробах кисти» останется не только эмоциональное воспоминание, но и вполне себе материальная декоративная вещь.

Инструменты для мезенской росписи

Основной инструмент художника – кисть. И для мезенской росписи исключения нет. Обычно в ход идут круглые колонковые или беличьи кисти, размеры которых варьируются.

Для начала вам понадобятся:

  • Круглая колонковая кисточка No1 и No2, имеющая ворс средней длины. Такая кисть нужна для обводки черной краской, а также для контурной работы.
  • Круглая беличья No2 и No3 – с ее помощью вы будете наносить красную краску.
  • Плоская синтетическая кисть или щетинная кисть No 4,5,6. Они подойдут для нанесения грунта, а также для лакировки поверхности.

Если вы ищите идеальную кисточку, которая поможет быстро и естественно научиться основам мезенской росписи, нужно обращать внимание на каплевидные кисти, кисти, напоминающие семечко или пламя свечки.

При покупке обязательно оценивайте качество кисти – волоски ее должны быть ровные, аккуратные, густые.

Можно даже макнуть в воду кисточку и стряхнуть ее: так будет видно качество кисти, а точнее, ее кончика.

Хорошую, любимую кисть найти бывает непросто. А если художник находит ее, то бережет инструмент и дорожит им. Кисти тоже имеют свой почерк. И деревянный кончик кисти, к слову, тоже становится инструментом мезенской росписи.

Его используют в качестве своеобразного тычка для нанесения таких мелких элементов как «семечка» и «росинка».

И даже если кисть уже отслужила свое, можно ровно срезать ее ворс и в дальнейшем использовать любимый инструмент как тот же тычок.

Понадобится мастеру в работе и палитра. Она нужна для смешивания красок, для съема с кисти лишней краски. В качестве палитры можно использовать обычное белое блюдце (тарелка), кафельную плитку или даже кусок оргстекла.

Расписывают древесину теми же красками, что применимы и в живописи – масляными, темперными, гуашью, анилином.

Основным материалом в мезенской росписи считают краски. Расписывают древесину теми же красками, что применимы и в живописи – масляными, темперными, гуашью, анилином. Но лучше гуаши и темперы найти сложно, на них обычно и останавливают выбор.

Расписное деревянное изделие нужно обработать лаком. Лак защищает рисунок на дереве от различных негативных внешних воздействий: воды, активных веществ и температурных перепадов. Да и дополнительный декоративный эффект лака совсем не лишний для готовой работы.

Учимся рисовать животных

Сувениры. Мезенская роспись.

Конь, олень и птица – самые распространенные, центровые образы мезенских мотивов. И обычно кто-то из этих персонажей становится первым героем изображения на деревянной доске или другой поверхности, которую декорирует новичок.

Лошадь

Один из любимейших образов мезенских мастеров – конь (лошадь). Наверное, в этом виде росписи их больше, чем где-либо еще. Конь символизирует удачу, жизненную силу, благополучие. Большинство мезенских коней красно-оранжевые, и это отдаляет изображение от реального прототипа. Туловище коня мог покрывать решетчатый узор, что делает образ животного еще более сказочным.

Рисовали мастера и очень длинные, неестественно тонкие ноги, на концах которых могли изображаться перья. Перья не роднили лошадь с птицей, а передавали быстрый ход скакуна. На то, что конь не являлся реалистичным животным, в росписи мезенцев указывали и солярные знаки, сопровождающие изображение коня.

Мезенская роспись – поэтапное рисование коня:

  1. Настоящие мастера не пользуются карандашом, но новичку нужен набросок, потому возьмите простой мягкий карандаш и, на всякий случай, ластик.
  2. Сделайте разлиновку листа акварельной бумаги. Мысленно поделите линию (строку), в которую будете вписывать элемент, на две части, поровну. Туловище коня займет верхнюю часть линии. Нарисуйте контур туловища карандашом по образцу. Сделайте три одинаковых контура в одной линии.
  3. Возьмите кисть для красной краски, наберите краски на кисточку и прорисуйте красным туловище коня. Сделайте это с каждым туловищем в линии (строке).
  4. Далее вам понадобится черная краска и тонкая кисть для обводки. Ваша задача – обвести контур туловища коня, пририсовать тонкие ноги, хвост и уздцы. Сделать это нужно с каждым конем в линии, это помогает натренировать навык рисования элемента.
  5. Работа становится все более филигранной. Теперь у лошади должны появиться грива и хвост. Это прямые линии, рисование которых требует просто аккуратности и усидчивости. Работаем все той же черной краской и тонкой обводочной кистью.
  6. Осталось лишь дополнить изображение коня солярными свастическими знаками, традиционными для мезенской росписи. Можно сначала прорисовать их карандашом, но даже новички часто обходятся без этого. Чтобы линии и волны получались ровными и тонкими, нужно несколько раз повторить один и тот же элемент.

Вот так на прописях можно научиться рисовать мезенского коня. Натренировавшись на бумаге, вы сможете без труда перенести уже знакомое технически изображение на доску или шкатулку.

Олень

Пошаговое рисование оленя

У многих народов образ оленя ассоциируется с небесами, а рога благородного животного связаны с Древом жизни или Мировым Древом. Считалось, что на своих рогах олень может переносить солнце. И, стоит отметить, олени и небеса – это не только славянский образ: тот же Санта-Клаус, передвигающийся на оленях по небу, роднит восприятие этого животного у разных народов.

Рисование оленя схоже с рисованием коня, потому его обычно учатся изображать после того, как уже натренировались с лошадью.

Пошаговое рисование оленя:

  1. Сделайте пролиновку акварельного листа. Мысленно разделите линию на две части. В начале верхней части проведите линию, основу туловища оленя. Дополните его верхним дуговым мазком. Расширьте фигуру, чтобы она стала туловищем животного.
  2. Прорисуйте маленькую голову и маленькие уши оленя.
  3. Черной краской на тонкой кисти прорисуйте оленю тонкие ноги, гриву и хвост. Далее переходите к рисованию ветвистых рогов – сначала общую витую длину, потом – ответвления.

В представленном видео рассказывается как правильно рисовать оленя и птиц.

Оленя, как и коня, нужно дополнить солярными знаками. Они делаются черной краской, и окружают фигуру животного, главным образом – его нижнюю часть.

Птица

Птица считалась счастливым вестником, она сулила приятные новости и подарки. Сидящую на вершине дерева пташку часто можно было увидеть на мезенских березовых туесах. У крестьян севера, к слову, было принято вешать деревянных птиц в красный угол избы.

Как в мезенской росписи нарисовать птицу:

  1. Если вы пользуетесь методом разлиновки, то на каждой линии тренировочной прописи можно научиться рисовать отдельный элемент птицы. Например, начинайте с контура, черной обводки, прорисовывающей перышки. Потому как туловище рисовать несложно, и его можно испортить неудачной прорисовкой перьев.
  2. После того, как поупражнялись в рисовании перышек, можно начинать рисовать птицу с начала. На середине строки у вас будет туловище птицы, напоминающее зернышко. Его рисуют красной краской. Далее прорисовывают шею и голову.
  3. И на уже нарисованное туловище несложно наложить черную тонкую прорисовку перьев. Украсит пташку ажурный хвост, в рисовании которого можно также потренироваться заранее.

У вас получится летящая утка – простой, но необходимый для обучения элемент. Следующей птицей будет лебедь, который состоит из S-образной красной основы и черных дополнений (перьев, хвоста, лап, клюва).

Изображения уток и лебедей

Красное туловище всегда будет более простым в изображении, а черные детали – более филигранными. Когда прописи пройдены, можно приступить к рисованию эскиза сюжета для будущей росписи деревянного изделия. И птицы могут стать главными героями этого эскиза.

Мезенская роспись может покориться даже тем, кто уже давно не брал в руки краски и кисти. И это увлекательное действо: как только первые фигуры и узоры начнут получаться, захочется совершенствовать навык. А вместе с ним приходит и любовь, восхищение незамысловатыми, но очень гармоничными и символичными народными узорами, элементами, орнаментами и сюжетами.

Следуя рекомендациям по подбору материалов и инструментов, а также выполняя все шаги мастер-классов, у вас обязательно получится красивое изображение в лучших традициях мезенского искусства.

Pinterest

Источник: https://masteridelo.ru/shkola-masterstva/master-klassy/master-klass-po-mezenskoj-rospisi-dlya-nachinayushhih-poetapnoe-risovanie.html

Мезенская роспись – что это такое, история возникновения, на каком материале выполняется, основные цвета и элементы

Искусство детям. Мезенская роспись

Среди древних народных промыслов есть забытые техники и те, что используются мастерами в наши дни. В числе последних и мезенская роспись, отличающаяся необычными орнаментами и символичностью каждой детали узора. Она украшала предметы быта крестьян с рождения и до самой смерти.

Что такое мезенская роспись?

Стремление украсить свое жилище и предметы быта в нем можно заметить еще в те времена, когда люди жили в пещерах.

С развитием цивилизации народные промыслы использовались еще активнее, существенно отличаясь друг от друга в зависимости от региона, в которым жили мастера.

Мезенская роспись – это одна из таких самобытных техник нанесения узора на домашнюю утварь родом из северных регионов России.

Мезенская роспись – история

Первые найденные упоминания промысла в документах историки датируют XVII в. Хранящиеся в музеях, экспонаты были изготовлены несколько позже, а самая старинная прялка была расписана в 1815-1820 г.

Техника зародилась в Архангельской области на побережье реки Мезень в селе Палащелье, поэтому второе название промысла – палащельская роспись.

Расположение деревни в северном регионе между двумя крупными реками (Северной Двиной и Печорой) на границе тайги с тундрой наложило отпечаток на используемые образы и их символическое значение.

Изначально мезенская или палащельская роспись была уделом мужчин, передававших свои секреты по наследству только сыновьям. Точное происхождение росписи ученым до сих пор неизвестно.

Есть предположения, что рисунки были заимствованы из древних языческих верований народов Севера, Средней Азии и территории Индокитая.

Другие же отождествляют их с найденными карельскими петроглифами – одними из самых древних наскальных рисунков, найденных на планете Земля.

Особенности мезенской росписи

Техника считается самобытной благодаря наличию особых черт:

  1. Использование черного и красного цвета в орнаменте, пробелы между которыми после обработки становятся золотыми.
  2. Стилизованные, несколько схематичные изображение живых существ.
  3. На большинство предметов мастера наносили большое количество дробных геометрических узоров.
  4. Символика мезенской росписи предполагает на одном предмете быта рассказ целой истории, предания. Часто ремесленники делились на изделиях своими мыслями и посланиями потомкам и родственникам, шифруя их незамысловатыми узорами.
  5. На внутренней стороне изделий мезенская роспись в полосе имела более вольное содержимое. Часто автор указывал там свое имя и заказчика, дату создания и даже стоимость утвари.

На каком материале выполнялась мезенская роспись?

Поскольку во время зарождения и расцвета промысла не было большого разнообразия материалов для предметов обихода, мезенская роспись выполнялась по дереву, которое было единственно доступным для крестьян. Использовали в основном хвойные породы – ель, сосну, а еще березу, которая стоила дороже из-за своей более плотной и ровной текстуры. Мезенской росписью покрывали:

  • прялки;
  • ковши;
  • сундуки;
  • короба;
  • батины;
  • хлебницы и другие предметы домашней утвари;
  • фасады изб.

Мезенская роспись – элементы росписи

Все элементы, из которых состоит мезенская роспись, несут в себе глубокое символическое значение. Любая деталь и ее расположение трактуются определенным образом:

  1. Лошади изображались красными, олицетворяя солнце. Несколько животных в ряд читались как движение светила по небосводу.
  2. Птицы, например, дикие гуси и утки, были символами умерших родственников. Они всегда летают рядом с живыми, чтобы помогать в трудностях и отгонять злых духов.
  3. Мезенская роспись, олень точнее олениха в которой отождествляется с небесной роженицей, часто содержит изображение сотворения всего живого на земле.
  4. Знаками плодородия в узорах считались цветы, корни, плоды и семена деревьев, обработанные поля.
  5. Если изображалось большое дерево, то оно символизировало род мастера или заказчика. Корни его являлись олицетворением подземного мира, а ромбы на стволе – родами предков.
  6. Воплощением мужественности и силы в палащельской росписи считается изображение ели.
  7. Многие предметы быта были расписаны так называемым ярусным способом. Ярусов чаще было три. Каждый сегмент символизировал тот или иной мир – живых, подземный и небесный. Расположение узора говорило о скорости и порядке течения событий в повествовании.

Мезенская роспись – основные цвета

Выполнялась мезенская роспись на доске всегда только в двух цветах:

  1. Черный оттенок крестьяне получали смешивая сажу с раствором лиственной смолы для придания нужной консистенции.
  2. Красный цвет назывался «земляной краской» за то, что его изготавливали из найденной на побережье реки Мезени охристой глины. Позже красный пигмент научились выделять и из сурика.
  3. Незакрашенные места в промысле всегда имели золотистый оттенок из-за финального покрытия изделия олифой.

В древности мастера наносили орнамент мезенской росписи в несколько этапов:

  1. Сначала узор рисовали специальной красной краской и деревянной палочкой с измочаленным концом, которая называла тиска.
  2. Прорисовали изображение и обводили орнаменты черным красителем с помощью пера глухаря или тетерева или своеобразной кистью с щетиной из человеческого волоса.

Мезенская роспись – техника выполнения

Как в древности, так и сейчас выполняется мезенская роспись поэтапно:

  1. Изготовлением заготовок утвари могли заниматься все члены семьи художника и даже он сам. В редких случаях готовые изделия приобретались у других ремесленников.
  2. Предварительно изделие ничем не покрывали и не грунтовали. Деревянная поверхность должна быть натуральной, очищенной от грязи и высушенной до естественных пределов.
  3. На древесину очертания узоров наносились красной краской специальной деревянной тиской преимущественно в один мазок.
  4. После создания композиции и очертаний, мастера переходили к более точной прорисовке деталей самодельными кистями или перьями.
  5. Когда узор был полностью нанесен, изделие оставляли при комнатной температуре для высыхания красителей.
  6. В завершение мезенская роспись покрывалась олифой для придания насыщенного золотистого цвета и льняным маслом для мягкости.

Современная мезенская роспись

До наших дней промысел дошел благодаря стараниям потомков древних мастеров по фамилии Федотовы и Фатьяновы, проживающих в соседних селах Палащелье и Селище Архангельской области. Умельцы по имеющимся изделиям восстановили роспись, утерянную в годы великой отечественной войны. Изменилось только традиционные материалы для нанесения на современные кисти.

Мезенская роспись, символы которой конь, олень и дикие птицы, была поставлена на промышленное производство на двух крупных заводах, мастерицами на которых трудятся в основном женщины:

  1. Архангельском экспериментальном предприятии «Беломорские узоры», выпускающем сувенирную продукцию с городской росписью, стилизированную под палащельскую;
  2. Северодвинском заводе «Декор Севера», изготавливающим деревянные изделия с современной палащельской росписью.

Мезенская роспись – изделия

Современная мезенская роспись птицы, животные, орнаменты и растительные элементы наносится на деревянные изделия домашнего обихода для самых разных нужд:

  • украшения: бусы, серьги, браслеты, кулоны;
  • шкатулки;
  • гребни для волос;
  • декоративные тарелки и ложки;
  • туески и короба для сыпучих продуктов;
  • солонки, наперстки;
  • прялки;
  • детские игрушки: матрешки, лошадки;
  • елочные украшения.

Гжельская роспись – один из промыслов народов России. Она имеет свои особенности и правила, касающиеся техники исполнения. Будет интересно узнать чем выполняются рисунки и основные приемы этого направления.

Точечная роспись является уникальной техникой нанесения изображения. Для качественного ее выполнения важно знать, как правильно выбрать материалы, подготовить поверхность, нанести рисунок. Полезными будут идеи узоров и нюансы работ.

Городецкая роспись – вид народного художественного промысла 19 века. Любой уважающий себя ценитель старинного творчества должен быть с ней знаком. Для тех, кто находится в начале пути, процесс будет интересным благодаря ярким краскам и содержательности.

Выжигание по дереву – интереснейшее хобби, у которого имеется масса поклонников. Пирография используется любителями народного промысла для искусного украшения декоративных поделок, изготовления оригинальных картин из листовой фанеры или древесины.

Источник: https://womanadvice.ru/mezenskaya-rospis-chto-eto-takoe-istoriya-vozniknoveniya-na-kakom-materiale-vypolnyaetsya-osnovnye-c

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.