История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

Содержание

Энциклопедия древнерусского дома 2

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

Безгвоздевая (самцовая) крыша — тесовая крыша с особой несущей конструкцией, обустраиваемой из горизонтально уложенных брёвен («слег»). Торцы слег врубались в поперечные брёвна фасада сруба («самцы»). Тёс, укладывался на слеги. Крыша строилась без единого гвоздя и имела очень прочную конструкцию.

Лемех

Лемех – деревянная черепица из тонкого осинового тёса, употреблявшаяся для покрытия глав, шеек, бочек, кокошников, шатров.

Для изготовления лемеха, узкие полоски тёса разрубали на короткие дощечки, один из концов которых оформляли в форме острия, полукруга или городков.

Нижний ряд плотно прибиваемых друг к другу дощечек перекрывался верхним рядом, образуя «чешуйчатое» покрытие архитектурного элемента.

«Красный тёс»

Красный тёс — обрезные, хорошо оструганные доски, использовавшиеся на верхний, лицевой слой деревянной кровли. Нижние концы красного тёса могли обрабатываться в форме «усечённой пики», придавая кровле ажурность. Кружевная ажурность кровли выгодно контрастировала с бревенчатым монолитом стены и служила достойным украшением постройки.

Причелина

Причелина – доска, защищавшая торцы бревенчатых слег от излишней влаги. В северных районах причелины богато украшались резьбой.

Сакральные символы (волны, меандровые линии, круги, кресты, солнечные розетки), составлявшие основу орнаментации причелин, рассматривались крестьянами не только как украшение дома, но и как посыл к благосостоянию владельцев дома и к защите дома от нечистой силы и дурного глаза.

Фронтон

Фронтон – верхняя треугольная часть переднего фасада дома. Верхние края фронтона ограничивались скатами тесовой кровли.

Фронтоны являлись продолжением стены и составлялись из укорачивающихся и укладывавшихся друг на друга брёвен – самцов. Самцы скреплялись продольными брёвнами крыши – слегами. Слеги выносились далеко вперёд за переднюю стену.

Уложенная на слеги кровля венчала конструкцию фронтона и защищала переднюю стену дома от непогоды.

Охлупень

Охлупень (шелом) – выдолбленное бревно, венчавшее конструкцию безгвоздевой крыши. Под охлупень подводились верхние торцы кровельного тёса, наружная часть охлупня сохраняла округлую форму бревна.

Торец охлупня оформлялся сакральным коником (вырубаемое в виде коня или птицы украшение). Коник имел глубокий смысл, в нем воплотились древние языческие верования славян о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу.

Кроме того, коник являлся обережным символом. В народе верили: «Конь на крыше – в избе тише».

Полотенце

Полотенце – короткая, украшенная сквозной резьбой доска, закрывавшая стык причелин. Полотно полотенца украшалось солнечной розеткой, символизировавшей движение солнца по небосводу.

Как правило, на фасаде дома располагались три полотенца, закрывавших верхний и нижние стыки причелин.

Встававшее на востоке, солнце поднималось в зенит и опускалось на западе, олицетворяя постоянное движение и цикличность жизни.

Светёлка

Светёлка – небольшая светлая комната, скрывавшаяся за фронтоном дома. Как правило, неотапливаемое помещение, использовавшееся только в тёплое время года. В светёлке могли размещаться на ночлег молодёжь, гости.

Здесь же хранились вещи, верхняя одежда, неносимая летом. Светёлки в чердачном помещении активно появляются в пореформенное время, когда крестьяне в зимний период отправлялись в отход, а к весенне-летним полевым работам возвращались домой.

Подъём в светёлку обеспечивала лестница, устроенная в сенях дома.

Cруб

Сруб – основа деревянного домостроения. Представляет собой четырёхугольную в плане «клеть», состоящую из рядов рубленых брёвен. Для утепления сруба, предназначенного для зимнего проживания, между брёвнами прокладывался мох.

В качестве фундамента под сруб подводили большие камни или обожжённые деревянные столбы. Они предотвращали сруб от быстрого гниения снизу. С этой же целью между бревенчатыми венцами и камнями прокладывали бересту.

Неимущие крестьяне устанавливали сруб будущего жилища прямо на землю.

Подклет

Подклет – нижняя неотапливаемая часть сруба. В северных районах высота подклета могла достигать 2-2,5 метров. Подклет предохранял жилище человека от излишней влаги и снежных заносов, от сурового зимнего холода. Подклетное помещение имело хозяйственное назначение. Здесь хранились припасы, утварь. В зимнее время в подклете могли содержать птицу и скот.

Фасад

Фасад — вид внешних стен здания под прямым углом зрения: точно спереди (передний фасад), сбоку (боковые фасады), сзади (задний фасад). В декоративном оформлении крестьянских домов XIX — ХХ в.

использовалась роспись или раскраска фасада здания и резных украшений в различные цвета. Краска наносилась на плоские поверхности, затянутые тесом. В северных постройках чаще всего использовали желтый, красный, синий и зеленый цвета.

Подобное декоративное оформление фасадов могли позволить себе наиболее богатые слои населения.

Парапет

Парапет (франц. – parapet, итал. — parpetto) — ограждение балкона, лестницы, крыльца, состоящее из перил, балясин или невысокой сплошной стенки.

Косяки

Косяки – бруски или колоды, обрамлявшие оконные или дверные проёмы. Служили укреплению отверстий, вырубленных в стенах. Распространение получили в первой половине XIX столетия.

Филенчатые ставни

Филенчатые ставни – деревянные затворы к окнам, гладкое поле которых украшалось профилированной рамой и глубокими резными выемками (филёнками) в виде прямоугольников, ромбов, полусолнц и т.д.

Глухая резьба

Глухая (плоская) резьба по дереву – один из распространенных видов резьбы. Применялась для украшения жилья: оконных наличников, дверей, фасадов. Данный вид резьбы характеризуется непрорезным (или глухим) фоном, а также рисунком, остающимся практически на одном уровне с доской.

Глухая резьба по дереву бывает геометрической, состоящей из кружков, треугольников, различных четырехугольников и прочих фигур и элементов. В давние времена часто наделялась мистическим смыслом и считалась оберегом.

Со временем резьба утратила мистическое значение и стала применяться просто в качестве украшения.

Пропильная резьба

Пропильная резьба — резьба, при которой узор на деревянной доске или фанере выполнялся путем сквозного пропила и предназначался к восприятию на просвет. Обработанные таким образом подзоры, причелины и «полотенца» благодаря сквозному орнаменту контрастно смотрятся на фоне северного неба.

Потоки

Потоки — элемент самцовой (безгвоздевой) крыши.

Тес, который укладывали на крышу, в нижней части упирался в поточное (предварительно выдолбленное для стока воды) бревно.

Курицы

Курицы – элемент самцовой (безгвоздевой) крыши. Это еловые брусья – крюки, на которых лежат потоки.

Балкон

Балкон – небольшая площадка с перилами, обустроенная на фронтоне дома. Для создания балкона в стену перпендикулярно врубались два несущих бревна, служившие опорой всему сооружению.

Часто эти брёвна становились продолжением внутренних бревенчатых стен, формирующих помещение светёлки (горницы) в чердачном пространстве избы. В традиции балкон носил декоративный характер, украшался пропильной резьбой, выхода на балкон не было.

В домах, испытывавших явное городское влияние, балкон мог уже иметь и функциональное значение.

Архитектурно-этнографический музей Вологодской области приглашает Вас в мир русской деревни конца XIX – начала ХХ вв. Здесь Вы можете прикоснуться к традициям жизни предков, к истокам культуры и менталитета русского народа.

Адрес: 160555, Вологодский район, Майское сельское поселение, в районе деревни Семенково

Телефон: (8172) 52-54-51

Как добраться:

12-ый км автодороги «Вологда-Медвежьегорск» («Вологда-Кириллов»).

Автобусом «Вологда-Молочное». Остановка «Семенково» (Расписание движения автобусов)

Источник: https://kelohouse.ru/drevnerusskiy-dom-1.html

История появления резных деревянных наличников; изготовление их по шаблонам и трафаретам своими руками

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

Произошел всплеск русского стиля во внешнем оформлении домов. Он неминуем в периоды подъема России.

Востребованность на «русское» была после победы над Наполеоном, последовала за освобождением от крепостного права. Последнее обстоятельство повлекло массовое меценатство среди купечества.

Осознание национального достоинства и права на самобытность повернуло взоры к истокам деревянного зодчества.

Если материальная культура Средиземноморья запечатлена в мраморе, а кочевников — в изделиях из кожи, то все исконно русское — это терема, резная и расписная деревянная утварь. По мнению выдающего исследователя русской культуры, историка Д. С. Лихачева , «Россия — это литература, музыка и деревянное зодчество».

Сохраняется то, что не горит. Восторгаемся вологодскими «кружевами» из дерева, потому что до сих пор крепки дома со ставенками и потому что великих войн на Печоре не было.

Вторая причина для существования устойчивой традиции украшать жилища деревянной резьбой — самоуправление без тяжкого бремени налогов. Больше всего домов «купеческого» типа, церквушек «без единого гвоздя» сохранилось на Севере, в Приуралье, на Дону. Старообрядчество в поддержании давних традиций сыграло значительную роль: скиты украшались резьбой из кедра.

Длинная зима, лес кругом и благородное желание помастерить — подходящие условия для того, чтобы взять доску, стамеску, а потом удивить домочадцев результатами творческого порыва.

Малая практичность — хобби не помеха

Деревянные кружева требуют периодичного ухода: наличники и коньки заваливаются, их надо ремонтировать, после зим систематически подкрашивать.

Хлопотно. Но по-другому обстоит дело, если рассматривать наружное убранство дома с точки зрения потребности в красоте. Человеку нужно творческое самовыражение.

Интерьером обычно занимаются женщины. Однако вышитые занавески в пасмурный день никто не увидит. Посыл добра закодирован в прорезных орнаментах декора, выполненных хозяином дома и вывешенных вокруг окон и дверей.

Сомнительно, чтобы резчик помнил семантику (значение) орнаментальных сюжетов, когда берется превратить обыкновенную доску в украшение. Тем более не заглядывает он в свою генетическую память. Режет, как бог в ухо нашептал.

Четыре трансформации и азиатские веяния

Рассуждая о резных мотивах, объяснять их только архаическими истоками невозможно. Некоторые узоры точному толкованию не подлежат. Нельзя период расцвета относить и к Новгородской республике: восстановленные терема стоят вовсе без резьбы. Резали по белому камню колонны, барельефы и кресты на фронтонах, изменяли форму столбов для крыльца. Прорезное же того периода не сохранилось.

Что сохранилось

В музеях можно встретить превосходные ставенки XVII—XVIII вв. По артефактам, дошедшим до наших дней, можно судить, что украшать начали именно притворные ставни. Северяне обтягивали оконные рамы рыбьими пузырями.

Чтобы кожица от ветра не рвалась, её прикрывали досками. Зимой окна не открывали. Но чтобы изба не казалась слепою — резьбою взоры прохожих веселили. Излюбленные мотивы — солнце, львы, рыбы.

Вырезалось все это рельефно на плоскости.

Названия хранят толкования

Более сложны обрамления окон. Сохранились древние названия резных украшений:

  • пряслица (они же ушки) — акценты у верхних углов окна;
  • очелье (или гребень) — полусферическое украшение над проемом окна;
  • бородка — узорный свис под подоконником;
  • бровка — карниз.

Название «ушки», «коленки», «ножки» свидетельствуют о том, что окно мыслилось действующим лицом на подворье. Даже само слово «узор» произошло от «взор». Окошко «рядили», будто невесту. В пользу этой теории — выражение «Дом глядел окнами в сторону леса».

Составные плоскостные элементы выполняли «в прорезь» — то есть аппликативно. Ряд «бусин» (полусфер) вырезали в толще доски. Они — пример сочетания выемчатой и аппликативной резьбы. Выемчатыми являются и трёхгранные «лучики». Они выстраивались рядами или шли от центра. В последнем случае получались «васильки».

Конец архаического расцвета

Первый, архаический, период (с синкретическим происхождением терминов — в связи с частями человеческого тела) прервало желание царя Петра I следовать Западу.

Классическому стилю требовались новые фасады. Резчики привлекались для изготовления абак — деревянных шаблонов, используемых при гипсовании домов «под мрамор».

Мутулами (гипсовыми профилями) царь велел украшать каждый дворянский дом.

Даже если постройка в основе своей была деревянной, «сухарики» (триглифы) на карниз все равно прибивали и белили известью. Бревенчатые колонны, «дранка» — наследие эпохи Просвещения, стиль «классика» со скрытыми под штукатуркой деревянными конструкциями.

Деревянное зодчество эпохи барокко — это ветвистые рамы зеркал, витиеватые картуши стен. Дерево шло под лак, позолоту. Руководили мастеровыми приказчики из-за границы.

Спасли церкви

Немногочисленных вольных резчиков спасали заказы церквей. Но церковникам требовалась уже другое — сложная объемная «кудрина» (переплетение листьев аканта барочного типа).

Именно для «кудрины» изготавливались клюкарзы и цезарики — необычные столярные инструменты родом из Голландии, дополнившие косой нож и прямую стамеску.

Многие ценные навыки крестьяне получили, уходя с петровских верфей.

Европейский строй портала

Второй поворот в осмыслении экстерьера деревянного дома произошел после похода армии Кутузова вслед за остатками разбитой армии Наполеона. Солдаты вернулись из Вены и Парижа с пониманием классического строя в обрамлении окон.

В обиход вошли слова:

  1. сандрик — карниз надоконный;
  2. фронтончик — имитация торца крыши над окном;
  3. колонка — пилястра или доска с желобками по обеим сторонам окна;
  4. карниз отлива;
  5. фильёнка — вставка ромбическая, прямоугольная, восьмиугольная;
  6. гусёк — кронштейн в виде галтели под отливом.

Вместе со старыми словами «пряслице», «ушко» новые заимствования из резьбы по мрамору из ренессансного Запада прочно осели в словаре деревянных дел мастеров. Вместо старого «плотник» появилось почётное «столяр».

Читаем у А. П. Чехова (хозяин обращается к своей собаке Каштанке): «Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра». Столяр — тот, кто имеет сто лерок (много инструментов). Привозились диковинные инструменты как трофеи из поверженных стран.

Классическое обрамление окна следующее:

  1. Сандрик (он же — бывшая «бровка»);
  2. фронтон — округлое или треугольное надвершие;
  3. полуколонны по бокам (или плоские доски с резным прибитым сверху орнаментом);
  4. базы и капители колонок (чаще заменяются орнаментальными акцентами);
  5. отлив и подпирающий его карниз с узором и «шишками» по бокам.

В русском стиле весь этот комплект составлен на 4-х досках одинаковой толщины (обычно 20 мм) с набитыми сверху рейками, ромбами и орнаментами в виде кружевных салфеток.

Наследие рококо

Победители Наполеона увидели за рубежом еще один оригинальный прием из наследия стиля рококо. Речь идёт об апсиде полусферической ниши. Полукруги над окном полюбили, но использовали на свой манер. Раковина абсиды в деревянном зодчестве превратилась в «солнышко» с набитыми или врезными лучами. Ангелов и менор в разорванных крышах стиля рококо заменили петухи и целующиеся голуби.

Наследие столяров XIX века до сих пор сохранилось в Тамбове, Чите, в городах Золотого кольца.

Короткий период безвкусицы

Купеческий призыв к мастерам конца XIX — начала XX веков стал третьим поворотом в прорезном декоре. От классики начали отходить. Прорезные орнаменты наносились чуть ли не на каждую доску купеческого дома. Особняки утопали в деревянных кружевах, теряя очертания, будто цветущий куст сирени.

Выставочные павильоны, палубы пароходов, ярмарочные ворота пестрят с черно-белых фотографий того периода плотной паутиной парадной напыщенности.

К тому времени каждый крестьянин и городской домовладелец считал нужным украсить резьбой окна, карнизы, крыльцо, фронтоны, балконные навесы.

Резные наличники на окна в деревянном доме

Частые зубцы копий — это «гребешок». Режется просто: сверлятся на одинаковом расстоянии отверстия, к ним под углом делают треугольные запилы. «Елочки» технологией изготовления похожи на «гребни». У этого традиционного орнамента два запила к отверстию начинаются близко и почти под одинаковым углом.

«Волну» выбивали стамеской. Выемки «сердечком» — это два рядом стоящих отверстия с прорезом «галочкой». «Ёлочки» по обеим сторонам заканчивали «шишками» или гроздьями ягод. Никогда не прекращали резать «последний сноп» — вертикальную доску с частым гребнем внизу. «Сноп» — всегда на виду, на фронтоне крыльца. Конек может венчать конская голова.

Купцы ввели моду на веранды — крытые остекленные террасы для лета. Стекло полагалось защищать от града — оклеивать деревянными звездами.

Восточные мотивы

Лотосы, меандры — влияние Китая. С Востоком начали торговать, там учились. Беседки на шести столпах для раздумий и чаепития «а-ля Конфуций» украшали так называемыми полотенцами с кистями и волнами («змейками»), вырезая их полукруглой стамеской.

Мордва и татары чтят мусульманские традиции. У них в резьбе — лотосы, тюльпаны, рога яков и овец.

Модернистские узоры

Трансформация номер четыре произошла под влиянием изысканных стилей «модерн» и «ампир». Плавное перетекание линий у «змеек» сменили резкие изломы сопряженных дуг (в точке излома выпуклый контур превращается в контур вогнутый — как в латинской букве омега).

Лист лотоса с его радиальными линиями от центра, похожим на Ω основанием стебля, цикламены, другие геометрические построения, называемые циклоидами, нашли применение в домовой резьбе начала XX века.

Мотив «египетская пальметта» зачастую ошибочно трактовался как папоротник, но главное, что он нравился, а потому в деревянные резные наличники пальметту включали часто.

Не правдивые теории и современный мастер

Множество надуманных теорий о происхождении (этимологии) того или иного орнамента не должны пугать приступившего к работе владельца деревянного дома. Вьющаяся линия т. н. «змейки» — упрощенный рисунок рельефа.

Точно так же не нужно страшиться ромбов. Существует мнение, что якобы они — символ славянской богини болот Макоши. Но ромб больше на озерцо похож, его часто голубым подкрашивают. Страшное и неприятное в приемы украшения проникнуть не может по определению. Даже львы на древнейших суздальских храмах улыбаются.

Наличники на окна своими руками

Приступать к изготовлению резных наличников лучше осенью: приложенный к окну шаблон из картона виден издалека, кроны деревьев не мешают.

Важно:

  • Не мельчить в деталях: мелкое — трудоемко, легко колется, издалека полосы шириной 2 см сливаются с окружением;
  • Фрагменты должны быть выразительными, с мотивами, используемыми в конкретной местности;
  • Лучше фрагмент вращать и растягивать, чем каждый раз выдумывать новое, тем более что повторами достигается стилистическое единство;
  • Нельзя для подкладов (оснований) мелких деталей использовать низкосортную древесину — слишком смолистую, сучковатую, крученую; и совсем никогда — из лиственных пород;
  • Примыкание к оконным переплетам должно быть плотным, доски основания тщательно пропитывают защитными растворами;
  • Фрагменты орнаментов по контуру ошкуривают, так как в заусенцах легко заводится плесень;
  • Нельзя экономить пропитывающий состав: защищать тыльную сторону обналички — обязательно;
  • Лучшее крепление обналички — бронзированные гвозди (или саморезы) плюс монтажный клей для наружных работ, нанесенный по контуру.

Начиная не спеша, со вкусами, себе в удовольствие, можно оформить дом в лучших традициях русского деревянного зодчества. Помнящие, что не напыщенная оригинальность является основой красоты, а только утонченный вкус, чувство меры, становятся востребованными мастерами.

Источник: https://planken.guru/otdelka-i-montazh-fasadov/istoriya-reznyh-derevyannyh-nalichnikov-i-ih-izgotovlenie-svoimi-rukami.html

Старинная изба изнутри. История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники. Крыльцо русской избы

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

Русская изба у некоторых ассоциируется с избушкой, в которой находятся сундуки и деревянная мебель. Современное внутреннее убранство русской избы существенно отличается от подобного образа, здесь достаточно комфортно и современно. Несмотря на то что в доме создается деревенский стиль, здесь используется современная техника.

Исторические корни русского дома

Если раньше при строительстве дома крестьяне руководствовались практичностью, например, строили избы вблизи рек, делали у них небольшие окна, которые выходили на поля, луга, лес, то сейчас особое внимание уделяется внутреннему убранству.

Кроме того, раньше люди у реки или озера ставили русскую баню, а во дворе строили амбары для хранения зерна, хлев для скота. Но во все времена обязательно выделялся красный угол в русской избе, в котором размещали иконы, устанавливали печь.

В то время интерьер русской избы подбирался так, чтобы все предметы были многофункциональными, ни о какой роскоши речи не шло.

Русский дом старались располагать на участке так, чтобы она находилась поближе к северу. Для защиты дома от ветров высаживали деревья и кустарники в саду.

Внимание! Для повышения уровня освещенности русского дома, он должен быть размещен окнами на солнечную сторону.

В старину для строительства русского дома выбирали то место, которое выбирал для своего отдыха крупный рогатый скот.

Интересные факты о русском доме

На болотах, а также вблизи них, дома раньше никто не строил. Русские люди считали, что болото — это «зяблое» место, и в доме, построенном на болоте, никогда не будет счастья и процветания.

Рубку русского дома начинали ранней весной, обязательно в новолуние. Если дерево было срублено на убывающей Луне, оно быстро сгнивало, дом приходил в негодность.

Русский дом считался воплощением стабильности, постоянства, спокойствия, поэтому его никогда не ставили на перекрестках, на дороге. Также плохой приметой считалось возведение избы на месте сгоревшего дома.

К своим домам крестьяне относились как к живым существам.

У нее выделяли чело (лицо), им считали фронтон русского дома. Наличниками называли украшения на окнах, а лбом именовали доски, используемые при строительстве стен.

Колодец у русской избы звали «журавлем», а доски на кровле называли «коньком».

Внутреннее убранство русской избы было довольно скромным, и соответствовало интерьерному стилю, именуемому в наши дни провансом.

По внешнему виду дома легко было определить вероисповедание, материальное благосостояние владельца, национальность его владельца.

Сложно было найти в одной деревне абсолютно одинаковые дома, у каждой русской избы были свои индивидуальные характеристики.

Некоторые отличия имел и интерьер русской избы, с помощью определенных предметов быта, люди пытались рассказать о своих интересах, увлечениях.

Считалось, что ребенок, который вырос в чистом и добротном доме, имеет светлые помыслы и намерения. С детства у ребенка формировали представление об особенностях строения русской избы, он изучал и запоминал предметы быта в русской избе. Например, красный угол в русской избе считался святым местом.

Особенности внутреннего убранства русского дома

Внутренним убранством дома всегда занималась женщина, именно она подбирала предметы быта, следила за уютом, наводила порядок. За состоянием фасада, а также за приусадебным участком всегда следил хозяин. В интерьере русского дома выделялась мужская и женская половина, оформление их имело некоторые отличительные черты.

Убранство русской избы — задача женщины. Именно она занималась изготовлением домашнего текстиля, в некоторых русских избах даже были ткацкие станки, на которых женщины ткали половики, полотно для декорирования окон.

Полати в русской избе заменяли современные диваны и кровати, для их отделения от остальной части комнаты использовали льняные занавески. Уже в те далекие времена в избе проводили зонирование, отделяя гостиную от спальной части. Приемы интерьерного искусства, используемые при оформлении русских изб, в настоящее время стали основой русского прованса.

Некоторые отличительные черты были у интерьера русских домов, находящихся на русском Севере.

Из-за сложных климатических условий, характерных для этого региона, в одной избе располагали и жилую часть, и хозяйственные постройки, то есть крупный рогатый скот и люди жили под одной крышей.

Это отражалось на внутреннем убранстве дома, в нем отсутствовали какие-либо излишества, использовались только добротные и простые элементы мебели. Один из углов комнаты выделялся для сундуков, в которых собиралось приданое для девочки.

Некоторые традиции, связанные с внешним убранством дома, используемые на Руси, сохранились и в наше время. Например, в верхней части фасада крепили резное деревянное солнце.

Это декоративный элемент считался неким оберегом, его наличие было гарантией счастья, здоровья, благополучия всех обитателей дома. Резные розы на стенах избы считали символом счастливой и обеспеченной жизни, их и сейчас используют во внешнем декоре собственники загородных домов.

Символами языческих оберегов считались львы, которые своим внешним видом должны были отпугивать от дома злых духов.

https://www.youtube.com/watch?v=qtZrZR70Bug

Массивный конек на крыше избы — это знак солнца. Несмотря на то что с тех пор прошло достаточно много времени, традиция установки на крыше конька сохранилась до наших дней.

Среди обязательных элементов древней русской избы необходимо отметить и божницу.

Конструкция дома возводилась по закону , строго соблюдались пропорции, чтобы изба имела не только эстетичный вид, но и оставалась добротным и прочным сооружением, выдерживала сильные порывы ветра.

Особенности русского дома

Русский дом принято подразделять на три яруса (мира):

  • подвал, выступающий в качестве нижней части;
  • жилые помещения составляют среднюю часть;
  • чердак и крыша являются верхнюю часть

Для строительства избы использовали бревна, между собой их связывали в венцы. Например, на Русском Севере при строительстве изб не использовали гвозди, получая при этом прочные и добротные дома. Гвозди нужны были только для крепления наличников, иных декоративных элементов.

Крыша — это элемент защиты дома от внешнего мира, атмосферных осадков. В русских избах использовались двускатные виды крыш, которые до сих пор архитекторы считают самыми надежными конструкциями для деревянных зданий.

Верхнюю часть дома украшали солнечными знаками, а на чердаке хранили те предметы, которые использовались в обиходе достаточно редко. Русские избы были двухэтажными, в нижней части дома был подклет, предохраняющий обитателей избы от холода. Все жилые комнаты размещали на втором этаже, выделяя для них минимальное пространство.

Пол старались делать двойным, сначала располагали «черный» пол, который не пропускал в избу холодный воздух. Далее шел «белый» пол, изготовленный из широких досок. Половицы не покрывали краской, оставляя древесину в естественном виде.

Красным углом в древней Руси считали то место, где располагалась печь.

Совет! На даче или в загородном доме вместо печи в интерьере гостиной гармонично будет смотреться камин.

Печь устанавливалась в сторону восхода солнца (на восток), ассоциировалась со светом. Рядом с ней на стене ставили образа, а в храмах это место отводилось алтарю.

Двери изготавливали из натуральной древесины, они были массивными, ассоциировались с надежной защитой дома от злых духов.

Над дверью размещали подкову, которая также считалась символом защиты дома от бед и несчастий.

Окна делали из натурального дерева, они были небольшие, чтобы из избы не уходило тепло. Именно окна считали «глазами» владельца дома, поэтому их располагали с разных сторон избы.

Для декорирования оконных проемов использовали натуральный материал, который ткала сама хозяйка.

В старину не принято было завешивать окна плотными портьерными тканями, которые не пропускали внутрь помещения солнечный свет. Для избы выбирали три варианта окон:

Современный интерьер русской избы

В настоящее время многие городские жители мечтают о собственной рубленой избе, обставленной в деревенском стиле. Желание быть наедине с природой, отвлечься от городской суеты и проблем.

Среди тех предметов интерьера, которые по-прежнему существуют в убранстве русской избы, выделим печь. Некоторые собственники загородной недвижимости предпочитают вместо него использовать современный камин.

Особый интерес представляет оформление стен и потолка в современном деревянном русском доме.

В наши дни все чаще можно увидеть резные деревянные украшения на фасаде дома, которые являются типичным проявлением прованса

Совет! При отделке стен русской избы можно использовать светлые обои, имеющие мелкий рисунок. Для прованса нежелательно применять в отделке стен искусственные материалы, поскольку стиль предполагает максимальную гармонию, единение с природой.

Профессиональные стилисты, занимающиеся оформлением деревянных русских изб, советуют подбирать для отделки нейтральные цвета. Особое внимание они предлагают уделять домашнему текстилю, который является визитной карточкой деревенского стиля.

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы.

В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом.

Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью.

Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы.

На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.

Внутреннее убранство русской избы

Примерно с XVI до конца XIX века планировка русской избы оставалась практически неизменной: у задней стены жилья располагалась русская печь, обычно в левом или правом углу, повернутая челом в сторону окон.

Спальное место для членов семьи обустраивалось на печи, а под потолком от печи устраивали полати (настил для хранения вещей или нары для сна). По диагонали от печи располагался передний, «красный» угол, где обычно ставили стол.

Место напротив печи называлось упечью и предназначалось для приготовления еды, отделялось, как правило, при помощи дощатой доски или занавеси. Вдоль стен ставили длинные лавки, а над ними на стене обустраивали полки.

Источник: https://ikcn.ru/auto-moto/starinnaya-izba-iznutri-istoriya-reznyh-fasadov-krestyanskaya-izba.html

Крестьянская изба и домовая резьба

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники
— 2004

Как сильно влечет нас путешествие. Как хочется уехать подальше от городской суеты. Чем дальше место, тем оно таинственнее и притягательнее. Глухие урочища и заброшенные деревни манят старыми полуразрушенными храмами, древними каменными плитами. Прикосновением к истории наших далеких предков…

Но сорваться с места и уехать в дальние леса удается не всегда. Часто надо просто поехать на дачу, срочно вскопать грядки, отвезти родителей и детей с множеством громоздких вещей и так далее и тому подобное. И, кажется, что для таинственных путешествий очередные выходные потеряны. А как жаль…

Но на самом деле это не так, надо только уметь смотреть по сторонам. Даже не столько смотреть, сколько видеть.

И тогда привычная дорога, примелькавшаяся и изъезженная, словно через дверной глазок откроет вам невероятные сокровища, огромный пласт древнейшей культуры и истории наших далеких предков.

Именно так случилось и со мной, когда однажды, в привычной картине проступила удивительная находка, увлекшая меня в интереснейшее путешествие.

Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и, дабы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный нынче сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором.

Вот еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обыденный, безликий пейзаж. И вот взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов.

И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.

Наличники на окнах, вот что остановило взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь — за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне — словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.

Что же заставило в старину русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью в утилитарность своего бытия, уделять столь трепетное внимание к таким непрактичным мелочам, как резьба на доме и наличники в частности?

ЖИВОЕ ДЕРЕВО

Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему?

Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях.

У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома.

К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.

Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья — на таких деревьях находили явленные чудотворные иконы.

Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе — это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Сможем ли понять смысл этих заклинаний?

ТАИНСТВЕННЫЕ УЗОРЫ

Вслушайтесь в это слово: «наличник» — «находящийся на лице». Фасад дома — это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна — это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь.

Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты — окружить себя охранными знаками и заклинаниями.

И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.

Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке.

Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов.

Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.

Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?

Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина.

Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться. Упрекать крестьян в отходе от православия наивно. Уж кто-то, а они сохранили его в большей степени.

Наоборот, это мы, городские жители потеряли ту важную архаичную связь с матушкой-природой, на которой и строится вся жизнь за пределами города.

БЕРЕГИНЯ И ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой.

Фигурка с раскинутыми руками и ногами — фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен — берегиня.

Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.

Еще один важный символ магических знаков наших предков — это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.

Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.

Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни и заслуживает отдельного рассказа.

Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века.

Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом.

Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…

АНГЕЛЬСКИЕ ОКНА

Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.

Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: «Вот дурная баба!», взял топор и прорубил в стене окно.

Женщина ответила: «Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно». Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.

При первом знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно?

Но оказалось, что привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в 18 веке. И то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.

А что же тогда прорубил ангел?

Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова «волочить» и пошло название волоковое окно.

Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки.

Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское окошко там, где и не ждали.

Но как же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть архаичные магические знаки? Значит все наши умозаключения вот так легко рушатся?

А вот и ничего подобного. На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищались от нечистой силы?

Например, в Кижах сохранилось, по крайней мере одно, очень и очень старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в Нижегородском музее-заповеднике деревянного зодчества.

В музеях бережно хранится деревянная посуда, прялки, резные ковши и гребни. А резных наличников практически нет. Единичные и не очень старые экземпляры — максимум, что можно найти.

Почему?

Ответ удивительно прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон.

Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь.

Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев.

ПЕТР I И ТОПОР

Дома в старину русские плотники не строили, а рубили. Именно этот термин встречается в архивных документах и древних летописях. Рубили избы, храмы и целые города, мастерски используя для этого топор. Такой инструмент как пила пришел в Россию из Европы только в 18 веке при Петре I.

Однако это вовсе не значит, что русские мужики были такими темными. Уж в чем-чем, а в плотницких делах им не было равных. Дело в том, что при рубке дерева топором его волокна как бы сминаются, закрывая поры от губительной для деревянной постройки влаги. А при обработке пилой, волокна, наоборот, раздираются и легко пропускают влагу внутрь дерева.

Но при Петре I встает иная задача — строить очень быстро. Задачу эту нельзя было решить топором.

Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их.

Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу.

Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.

Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков.

Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне.

Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.

Вот в какие таинственные дали можно забрести, не уезжая в далекие края. Достаточно иным взглядом посмотреть на привычную дорогу. И ведь это не единственные ее чудеса, что-то еще ждет нас за поворотом?

Филиппова Елена
29 марта 2009

Источник: https://slawa.su/stroitelstvo/2954-krestyanskaya-izba-i-domovaya-rezba.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.