Из истории рукоделия

Содержание

Выставка «Рукоделие в усадьбе. Руки работали, а сердце дарит» — отчёт

Из истории рукоделия
mayak_parnasaВо дворце Н.А. Дурасова музея-заповедника Люблино открылась прекрасная выставка «Рукоделие в усадьбе. Руки работали, а сердце дарит», посвященная повседневной жизни хозяев подмосковных усадеб.

Эта тема раскрывается через предметы дамского рукоделия, которые красноречиво характеризуют женский мир загородной усадьбы последней четверти XVIII — первой половины XIX века.
Шаль. Россия, Саратовская губерния. Мануфактура Д.А. Колокольцова(?)
Первая четверть XIX века. Шерсть; узорное ткачество. ММУ Останкино.

На рубеже XVIII-XIX веков в дворянском обществе женщине стали отводить все более значительную роль. Теперь она выступает наравне с мужчиной и становится полноправной хозяйкой усадьбы. Она не только ведет хозяйство и воспитывает детей, но и формирует духовный мир дома, который накладывает свой отпечаток на все вокруг, в том числе и на занятие рукоделием.

Все разновидности рукоделия – вышивки, точение из кости и янтаря, миниатюрная живопись выполнялись дворянками на высоком, отнюдь не дилетантском уровне. Для обучения дворянок различным ремеслам приглашались известные мастера своего дела. И работы эти, результат долгого усердия, терпения, учения и, конечно же, таланта, можно увидеть теперь в залах музея.

В интерьерах подобных тем, в которых вся эта красота и создавалась когда-то.
Шаль. Россия, Саратовская губерния. Мануфактура Д.А. Колокольцова(?)
Первая четверть XIX века. Шерсть; узорное ткачество.
ММУ Останкино.
Ярким примером высоких достижений усадебного рукоделия может служить история производства великолепных тканых шалей.

Мода на шали возникла ещё в конце XVIII века и была инспириравана античными мотивами в костюме, когда платья-туники из лёгких полупрозрачных тканей (муслина, батиста и т.п.) были единственной одеждой светских красавиц, уподоблявшихся античным статуям.

В первый же сезон появления нарядов в античном стиле самые заядлые щеголихи прибегли к шалям, которые сделались элегантным способом защиты от холода, а к тому же и прекрасным дополнением к ампирным платьям. Привозные персидские, индийские и турецкие узорные шали, тканые из пуха тибетских коз, стоили чрезвычайно дорого, их стоимость могла достигать до 15 тысяч рублей за штуку.

Такая дороговизна стимулировала местное производство. Отечественная промышленность моментально учла потребности европейской моды, и уже с начала XIX века в России наладили собственный выпуск тканых шерстяных шалей и платков. И, согласитесь, судя по представленным на выставке примерам, отечественные мастера оказались на высоте.

Взгляните, какая тончайшая работа, прекрасные цвета, великолепный рисунок!
Шаль. Россия, Саратовская губерния. Мануфактура Д.А. Колокольцова(?)
Первая четверть XIX века. Шерсть; узорное ткачество.
ММУ Останкино.
Де Лабру Альфонс. Портрет дамы в белом платье с цветной шалью.
Кость, акварель, гуашь. ММУ Останкино.


Рукоделию девочек обучали с самого детства. Вот что можно было прочесть в журнале «Детское чтение для сердца и разума»: «Белизна рук служит украшением красавиц. Для сего надобно их всегда держать в чистоте и мыть свежею студёною водою.

Но и это не довольно: надобно, чтоб при этом руки были как можно чаще в движении, и потому всего лучше заниматься чаще всякими женскими рукоделиями… Бабушки наши имели по большей части белые руки, коим мы удивляемся на их портретах. Они не употребляли к тому никакого средства, кроме прилежности к рукоделиям».
Кошелёк. Россия, первая треть XIX века.

Бисер, х/б нить, металл; вязание крючком, литьё, золочение. ММУ Останкино.
Кошелёк. Россия, 1830-1840-е. Холст, бисер; вышивка. ММУ Останкино.

Среди различных «художеств», которыми занимались дворянки, наиболее модным и востребованным было искусство бисера. Благодаря разнообразной тематике, бисерные работы стали настоящей «энциклопедией жизни» знатного сословия. В отличие от стран Западной Европы, где кропотливым бисерным ремеслом занимались, как правило, профессиональные мастера – представители среднего сословия, в России это рукоделие стало достоянием преимущественно аристократок. Отсюда и чрезвычайно высокий статус русской ручной вышивки. Она приобрела столь выдающиеся художественные достоинства, что могла стать даже подарком монарху.

Кошелёк. Россия, первая треть XIX века.
Бисер, х/б нить, металл; вязание крючком, литьё, золочение.
ММУ Останкино.

Кошелёк. Россия, 1830-1840-е.
Холст, бисер; вышивка.
ММУ Останкино.

А вот выдержка из сборника узоров для вышивки «Die Neusten Fortschrite» за 1805 год: «Без сомнения искусств вышивки принадлежит к наиболее достойным и приятным женским занятиям.

Утончённый вкус образованных женщин… находит в этом искусства обширную и весьма доступную сферу деятельности, а их нежные руки… следуют за велениями души направляющей работу… Никогда прекрасная женственность не выглядит так привлекательно, как во время воссоздания на натянутом полотне цветов – этих символов юности и увядания, или венков, посвящённых любви и дружбе, более ценимых их обладателями и более долговечных, чем цветы и гирлянды, похищенные у лесов и полей».

Бисерная картина «Под буряю судьбы жестокой..» Россия, 1820-е гг.
Бисер, канва, карельская берёза, груша, тиснёная бумага; вышика. МГОМЗ.

Неизвестный художник. Портрет неизвестной в газовом шарфе.
Конец 1820-го — начало 1830-х. Кость, гуашь, акварель.
ММУ Останкино.

Любовь дам к рукоделию показана ещё и через различные прекрасные рукодельные принадлежности, некоторые из которых уже не используются в наше время, а также через восхитительные по своей красоте, весьма разнообразные и редкие по конструкции дамские рабочие столики.

Такие столики относились к самым изысканным предметам обстановки дворянского дома. Они могли служить украшением и парадной гостиной, и дамского будуара, и кабинета.

Своим изысканным оформлением они подчёркивали изящество кропотливой художественной работы, которой занималась хозяйка.

Столик для рукоделия. Россия, первая половина XIX века.
Дерево, карельская берёза, ткань; фанеровка, резьба, столярная работа.

Из коллекции Е.С. Юровой и В.С. Васильева.
Шкатулка с бисерной вставкой на крышке «Итальянка с венком».
Россия, 1830-1840-е гг. Дерево, фанеровка, латунь; холст, бисер, вышивка.
ММУ Останкино.

Обычно такие столики делали с одним или двумя неглубокими ящиками и обязательно с откидной подушечкой для иголок. Подъёмная столешница полностью открывала внутренне устройство стола, имевшего несколько отделений для ниток, клубков, тесьмы и разнообразных рабочих принадлежностей.

Среди множества вариантов особой любовью рукодельниц пользовались столики с «карманом» под столешницей, т.е. с шёлковым мешком, предназначенным для того, чтобы туда убирать не завершённое рукоделие, не смяв его. Были популярны и столики со своеобразной корзиной (или двумя корзинами) из тонких реек, побитых шёлком для хранения клубков.

Другие имели под крышкой раздвижные пяльцы. Кто из рукодельниц и сейчас не хотел бы иметь такой столик?

Столик для рукоделия. 1840-1850 гг.
Красное дерево. Из коллекции А.Л. Кусакина.

Среди разнообразных по виду рабочих столиков, особой популярностью пользовался столик-бобик со столешницей в виде бобового зерна. Лёгкие и устойчивые бобики без труда передвигались к окну или дивану, за ними было удобно не только заниматься рукодельем, но и писать письма, читать книгу, рассматривать альбом.

Бобики вошли в русский обиход ещё в середине XVIII века, вполне соответствуя округлостью форм господствующему тогда стилю рококо. Их удобство и красота снискали особую популярность в женском кругу, и они не выходили их употребления в течение всей первой половины XIX столетия.

Их декоративному оформлению придавали всегда большое значение. Как правило, они отделывались в технике наборного дерева (маркетри).

Сюжеты наборных картин были самыми разнообразными и часто корреспондировались с модными сюжетами вышивок – корзины с фруктами и вазы с букетами, гирлянды из полевых и садовых цветов, виды усадеб и романтичные пейзажи, античные руины и панорамы русских городов. Часто бобики изготовлялись по индивидуальному заказу.

Признаюсь, именно столикам-бобикам уже давно отдано моё сердце. Именно такой я бы хотела иметь у себя дома, чтобы продолжать эту прекрасную традицию рукоделия, чтения и отдыха. Исключительно утончённый, изящный, действительно дамский. Просто чудо!

Столик-бобик «Souvenir D'amatie». Россия, конец XVIII века.
Наборное дерево, резьба. Из коллекции А.В. Руденцова.

Данный столик-бобик, судя по редкому сюжету, выложенному на столешнице в технике маркети, выполнен по специальному заказу для подарка даме. На его столешнице в манере «Trompe l oeil» (обман зрения) изображены принадлежности рукоделия: шпульки, крючок, игольник также и вышитый модный кошелёк в виде конверта с надписью на французском языке «Souvenir D'amatie».

Шкатулка «Palais Rouale» с принадлежностями для рукоделия. Франция, первая треть XIX века.
Сатиновое дерево, фанеровка и массив; зеркальное стекло, атлас, синель, бархат, перламутр, белый металл; инкрустация, столярная и картонажная работа, литье, полировка, золочение.
ММУ Останкино.

Столики для рукоделия относились к типу подвижной лёгкой обстановки, которую, в отличие от чинно расставленной вдоль стен гостиной золочёной мебели, могли переставлять в течение дня в разные помещения дома.

В дневные часы рабочие столики ставились вдоль окна, а вечером их можно было переставить поближе к дивану. Многие дамы приезжали с рукоделием даже на званые вечера.

Вспомним молодую княгиню Болконскую, которая появилась в гостиной Анны Павловны Шерер «с работой в шитом золотом и бархатом мешке».

Предметы рукоделия:Пенал-игольница. Россия, конец XVIII века. Моржовая кость, резьба. ММУ Останкино.

Крбчок тамбурный. Россия, конец XVIII — начало XIX века. Кость; резьба, точение. МГОМЗ.
Игольница бисерная. Россия, середина XIX века. Бисер, вязание крбчком; дерево, токарная резьба. ММУ Останкино.


Щипцы для разтяжки перчаток. Россия, 1870-е. Слоновая кость; резьба. ММУ Останкино.
Чехол для щипцов. Бисер; вязание крючком.
ММУ Останкино.

В народной традиции рукоделие также было неотъемлемой частью жизни каждой женщины. Начиная с семи-восьмилетнего возраста, девочки из крестьянских семей готовили себе приданое к свадьбе.

Это были вышитые подзоры, скатерти, полотенца, головные уборы, праздничная и будничная одежда.

Эти предметы рукоделия тоже представлены на выставке, также как и прялки, ткацкие станки и другие приспособления, помогавшие рукодельницам в их нелёгком, но прекрасном деле.

Ткацкий стан. Костромская губерния, деревня Бабки. Начало XX века.
Дерево, пенька; резьба. МГОМЗ.

Без ткацкого стана или «кросны» не обходилась ни она изба. Домотканина была очень разнообразна – белые полотна шли на постельное бельё, полотенца, платки-ширинки, из «пестряди» — клетчатой разноцветной шерстяной или льняной ткани шилась одежда, узорным ткачеством украшали концы полотенец, столешники и детали рубах.
Самопрялка с ножным приводом. Рязанская губерния, деревня Гридино.
Начало XX века. Дерево, металл; резьба, точение, тонирование. МГОМЗ.

Самопрялка — приспособление для прядения домашней пряжи из шерстяной и льняной кудели. Маховое колесо и ножной привод значительно увеличивали скорость работы пряхи.

Примеры узорного ткачества и вышивки.
Не менее древним и широко бытовавшим приёмом декорирования одежды являлась вышивка. Мастерицы вышивали замысловатые узоры на рубахах, сарафанах, головных уборах и других предметах. Древнейшие техники вышивки – это «роспись», «набор», «перевить», «настил», «строчевые» и другие «счётные» швы. Тамбурный шов и вышивка крестом появляются позже, уже в конце XIX века, их приход связан с влиянием дворянской культуры и появлением западных образцов.

Все эти и многие другие прекрасные вещи, демонстрирующеи мастерство и фантазию мастериц, с стакой любовью их создавших можно ивидеть на выставке

Выставка продлится до 05 июня 2016 года.

Адрес: ул. Летняя, д.1, корп.1. Карта тут.

Время работы: вторник-пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота  с 11.00 до 18.00.Выходной день — понедельник.

Цена билета: взрослый — 150 руб, льготный — 50 руб.

В третье воскресенье каждого месяца – бесплатное посещение в режиме самостоятельного осмотра экспозиций.

Поддержи авторов — Добавь в друзья!

?

|

mayak_parnasaКорона Константина IX Мономаха состоит из золотых пластин, украшенных изображениями в технике перегородчатой эмали. Она была созданная между 1042—1050 годами по заказу византийского императора Константина IX Мономаха. Найдена в 1860 году при вспашке земли в деревне Иванка-при-Нитре недалеко от города Нитра в Венгрии (ныне Словакия). В настоящее время хранится в Венгерском национальном музее в Будапеште.
По одной из гипотез, корона была подарена императором Константином венгерскому королю Андрашу I ко дню коронации его и его супруги Анастасии, дочери Ярослава Мудрого. Неясно, предназначалась ли она для самого Андрея или для Анастасии. Предполагалось, что затем корона была зарыта королём Шаламоном во время междоусобной войны. Её диаметр — 22 сантиметра, очень небольшой, даже если предположить, что это женская корона.
Корона состоит из семи пластин с закруглённым верхом, которые украшены изображениями императора Константина Мономаха (центральная пластина), императриц Зои (левая от центра) и Феодоры (правая от центра), аллегорий Правды и Смиренья и двух танцовщиц. Изображения обрамляет растительный орнамент с птицами, имеющий сходство с произведениями исламского искусства.
Греческий язык надписей на короне изобилует ошибками, а грубая обработка поверхности отличает её от византийской ювелирной продукции. На основании лингвистических и искусствоведческих критериев в 1994 году греческий византинист Николас Икономидис предположил, что корона — подделка 19-го века. В 2009 году появилась гипотеза, что артефакт подлинный, но является не короной, а церемониальными поручами — знаком отличия для полководца, надеваемым на руку. Предполагаемым владельцем награды мог быть Стефан Пергамос, евнух и полководец Константина IX, одержавший победу над мятежниками в 1043 году. Спешка при изготовлении предмета и могла быть причиной грубости обработки и ошибок в языке.

Источник.

Поддержи авторов — Добавь в друзья!

Источник: https://mayak-parnasa.livejournal.com/456959.html

22 редких и необычных вида рукоделия

Из истории рукоделия

В переводе слово «карвинг» означает – резьба. Этот вид творчества родом с древнего востока. Подобное ремесло позволяло создавать уникальные предметы из дерева, камня, кости. Сегодня карвинг популярен как резьба по фруктам и овощам. Прекрасное и вкусное украшение праздничного стола.

КВИЛЛИНГ

Старинный вид рукоделия европейского происхождения. Преимущественно используется в качестве основного элемента декора и отделки поздравительных открыток, памятных фотоальбомов, подарочных упаковок, а также для создания картин в данной технике.

ФЕЛТИНГ

Техника валяния натуральной шерсти. История фелтинга берёт своё начало из культуры кочевых народов. Как рукоделие валяние появилось в 16 веке. Существует два вида – сухое и мокрое валяние.

Первый позволяет создавать объёмные изделия, второй способ подходит для плоских изделий. Благодаря этому виду рукоделия даже самую обычную вещь можно легко превратить в произведение искусства.

Последние годы особой популярностью стали пользоваться игрушки, выполненные в этой технике – они очень красивые и выглядят совсем как живые.

ТОПИАРИИ

Декоративные интерьерные украшения, в виде маленьких деревьев в цветочных горшочках. Внешне они ассоциируются с фигурно подстриженными садовыми деревьями и кустарниками. Именно садовое убранство и послужило началом этого современного вида рукоделия. Топиарии – отличный подарок к любому празднику. Крона этого деревца задает тон, всё остальное зависит от выбранной тематики и вашей фантазии.

АЙРИС-ФОЛДИНГ

Iris folding – радужное складывание. Эта особая техника работы с цветной бумагой появилась в Голландии. Данный вид ручной работы довольно простой, его легко освоят даже дети. Особый интерес айрис-фолдинг представляет для тех, кто увлечён скрапбукингом.

ОШИБАНА

Это древнее японское искусство представляет собой флористическую технику создания картин из цветов и листьев. В работу подходят любые растительные материалы – лепестки цветов, листья деревьев и кустарников, семена, которые превращаются в изумительно красивые элементы декора.

КАРТИНЫ И ПОРТРЕТЫ ИЗ ДЕНИМА

Эти произведения искусства создаются из лоскутков джинсовой ткани разных оттенков синего цвета. Для этого отлично подходят старые джинсы. Идейный вдохновитель и создатель этого вида творчества – британский художник Ян Берри, не желавший расставаться с любимыми джинсами.

ЭНКАУСТИКА

Говоря простым языком – это рисование утюгом. Данный вид творчества требует минимум материалов и времени: восковые мелки, утюг и ваша фантазия. Невероятной красоты и сочности красок техника живописи возникла в Древней Греции.

ВЫШИВКА НИТКАМИ НА КАРТОНЕ (ИЗОНИТЬ)

Embroidery on paper – вышивка по бумаге. Но на практике речь идёт о создании любых изображений (картин) с помощью ниток, как правило, именно на картоне.

Такой вид рукоделия можно применять для развития моторики у детей.

УЛИЧНОЕ ВЯЗАНИЕ

Сначала любители вязать на спицах и крючком вышли на улицы, чтобы «раскрасить» в яркие цвета деревья, столбы, машины, лавочки.

А сегодня этот вид рукоделия потихоньку перебирается на предметы интерьера.

АЛМАЗНАЯ ВЫШИВКА

Представляет собой мозаику из акриловых страз. Как правило, схема для картины предлагается по схемам вышивки крестом. Медитативный вид рукоделия, требующий повышенного усердия и внимательности.

ТОРСИОН-ПАПЬЕ

Плетение из газетных или бумажных трубочек. В качестве основного материала используются старые газеты, которые окрашивают или оставляют как есть. Либо однотонная и цветная бумага. Коробочки, вазочки, подставки, кашпо получаются внешне очень похожими на обычные изделия из ротанга.

ВЯЗАНИЕ ИЗ ПЛАСТИКОВЫХ ПАКЕТОВ

Нестандартный и экологичный способ утилизации пластиковых пакетов. Таким образом создаются сумки, аксессуары и даже обувь, например, сандалии.

ПАРЧМЕНТ КРАФТ (ПЕРГАМЕНТНОЕ РЕМЕСЛО)

Разновидность тиснения, где в качестве основного материала используют кальку или пергамент, вместо дорогого и прочного материала из недубленой кожи, как это было в средневековье.

ТЕХНИКА JACARELADO ИЛИ ЛОЖНАЯ МОЗАИКА

Слово «jacarelado» переводится – крокодиловая кожа. Бразильский вид рукоделия очень простой в исполнении, результат которого выглядит очень эффектно.

МОНОТИПИЯ

Это создание оттисков на любой поверхности, самая простая техника рисования. Монотипия дает возможность создать только один оттиск. Краску наносят на гладкую поверхность, после чего готовый рисунок прижимают к основе, которую декорируют.

ИНДИЙСКАЯ ВЫШИВКА ШИША

Магия зеркала. Shisha – на хинди означает небольшое стекло. Это вид индийской вышивки. Оригинальность и необычность этого вида вышивки заключается в том, что для её создания используют небольшие частички зеркал.

СИЦИЛИЙСКОЕ КРУЖЕВО

Это вид декупажа, в котором используется преимущественно хлопковое кружево с выпуклым рисунком.

ГАНУТЕЛЬ

Изготовление искусственных цветов из проволоки и ниток мулине.

ТЕХНИКА ЗЕНТАНГЛЫ

Зентанглы – это повторяющиеся элементы, которые создают красивый рисунок. Этот вид искусства с лёгкостью освоит даже маленький ребёнок. Зентанглы могут содержать любое количество повторяющихся элементов.

МАРКЕТРИ

От франц. Marquer – размечать, расчерчивать. Это вид мозаики, когда мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины или слоновой кости на мебели, шкатулках и других изделиях.

СТРИНГ АРТ

Оле-Лукойе созерцатель

  • Активность: 57k
  • Пол: Женщина

Оле-Лукойе созерцатель

Источник: https://klubokidei.com/1291818169406065573/22-redkih-i-neobychnyh-vida-rukodeliya/

История вязания

Из истории рукоделия

С древнейших времен женщины всегда тянулись к рукоделию. В то время как мужчин занимала охота или война, женщины веками создавали ткань, пряли и плели замысловатые узоры из нитей. Вещи и полотна, создаваемые из пряжи, называются вязанием, видом рукоделия, который пришел к нам из глубокой древности.

О столь старом происхождении вязания могут судить дошедшие до наших дней изображения людей в вязаных одеждах. Кроме того вязаные вещи обнаружены при археологических раскопках и были датированы III веком нашей эры.

Возможно, эта техника была известна и еще раньше, в Древней Греции, так как на глиняных горшках дошли до нашего времени изображения греков в одеждах, очень напоминающих вязаные. Однако определенные выводы делать сложно, ведь рисунок не имеет такой точности, какую имела бы фотография.

В Европе вязание известно с XIII века нашей эры – это подтверждает небезызвестная находка в одном из монастырей Испании. Там были найдены вязаные вещи очень тонкой работы, они напоминали трикотажные – настолько там были мелкие и очень плотно посаженные друг к другу петли.

Однако искусство вязания в эпоху средневековья было настолько редким, что позволить себе вязаные вещи могли лишь титулованные и очень богатые особы.

Лишь через 3 века, в XVI столетии, вязание начало распространяться и стало служить предметом торговли британцев с другими странами. Поэтому на изготовлении чулок, которые вошли в моду в тот период времени, они очень неплохо пополняли запасы своей казны.

В Шотландии вязанием вещей занимались даже целые семейства, поэтому такое распространение вязания привело к его усовершенствованию – были придуманы способы цветового оформления вязаного изделия.
В 1589 году был изобретен первый вязальный станок, что символизировало начало эры массового выпуска вязаных изделий.

Однако им не удалось вытеснить ручное вязание и вещи, сделанные вручную, ценились гораздо выше и больше.

К началу XX века с техникой вязания была знакома практически каждая женщина, и в период второй мировой войны создавались целые бригады вязальщиц, труд которых был направлен на обеспечение армии и флота теплыми вязаными изделиями.

А в середине прошлого столетия вязаные вещи стали популярны и среди высокой моды, породив огромное количество схем и выкроек.

В итоге, древнее рукоделие, доступное сначала лишь титулованной знати, спустя несколько веков стало известным почти в каждом доме, и сейчас уже умением вязать никого не удивишь.

Вязание на спицах

Историки склоняются к тому, что вероятнее всего изначально было известно лишь вязание на спицах, а крючок появился несколько позже.

Причем, сначала была известна только лицевая петля, а изнаночная появилась уже потом, в эпоху позднего средневековья.

Большинство узоров, выполняемых при вязании на спицах, и вовсе появилось лишь в начале XX века одновременно с широким распространением этого вида рукоделия. Рассмотрим основные аксессуары и приемы вязания, характерные для него.

Итак, в работе потребуются как минимум 2 спицы, но их может быть и больше – все зависит от сложности изготавливаемого изделия. Спицы, в свою очередь, бывают разной длины и толщины и подбираются мастерицей в зависимости от того, что она будет вязать.

Чтобы изделие не выходило однообразным, в вязании придумано сотни видов узоров и для их исполнения необходимо знать различные виды петель: лицевая и изнаночная петли, накид, скрещенная петля, кромочная петля, снятая петля. Кроме различных петель используются еще и такие приемы, как убавление и прибавление петель, снятие петель, вывязывание различных жгутов и косичек.

В результате получаются вещи не только для повседневного применения (носки, чулки, свитера), но и изделия для особых, праздничных случаев: различные элегантные платья, кардиганы, костюмы. И для мастериц-вязальщиц это занятие не только служит для пополнения гардероба, но и приносит им духовное успокоение.

Вязание крючком

В отличие от вязания на спицах, которое научились заменять вязальным станком, вещи, связанные при помощи крючка, невозможно воспроизвести ни одной машине.

Изделия, вязанные крючком, начали свое распространение еще в XVI веке, а через 3 столетия мастерицы-вязальщицы научились создавать при помощи этой техники настоящие произведения искусства, некоторые экземпляры которых попали в музеи.

Они представляли собой кружево, скатерти, различные зонтики от солнца и шляпки, перчатки. Первые вязальные крючки больше имели сходство с выгнутыми иглами, а крючки, которыми пользовались знатные дамы, богато украшались драгоценными камнями.

Какие аксессуары и принадлежности нам понадобятся, чтобы овладеть этим искусством? Собственно, только нитки и крючок.

И если инструмент вязания в данном случае будет использоваться только в единичном количестве, то разнообразие петель в этом виде рукоделия не меньше, чем при вязании спицами: воздушные петли, столбики без накида, полустолбик с накидом и другие. Эти виды петель легли в основу многих изысканных узоров.

В настоящее время вязание крючком не ограничивается только изготовлением аксессуаров, как это было в XIX веке. Этот вид рукоделия широко применяется при изготовлении одежды, в частности, вещей для девочек и женщин. Юбки, платья, кардиганы, жакеты, пончо – все это может быть связано при помощи крючка и выглядеть ничуть не хуже, чем вещи, выпускаемые с фабрик и швейных цехов.

Источник: https://www.rukodelie.ru/articles/istorija_vjazanija/

История появления вязания крючком и спицами и первые в мире вязаные вещи | Вокруг нас

Из истории рукоделия

Искусство сплетать нити возникло невероятно давно. Сейчас оно распространено по всему миру.

Этим занимаются мужчины, женщины, дети. Популярность рукоделия объясняется доступностью материалов, красотой и практичностью вязаных вещей.

Указать точную дату появления трикотажной одежды невозможно, так как первые образцы за давностью лет не сохранились. Ученые могут только догадываться о дате и месте зарождения ремесла, опираясь на сохранившиеся тексты и рисунки.

Первые упоминания о вязаных изделиях появились в документах 19 в. до н. э. На египетской пирамиде есть изображение женщин в вязаных носках и вязаных жакетах.

Эти предметы гардероба удивительно напоминают современные. В египетской гробнице сохранилась изготовленная из шерсти детская туфелька, относящаяся к тому же периоду.

Если ремесло было развито уже во времена фараонов, значит, его корни уходят невероятно глубоко.

Первые свидетельства в Европе относятся к 12 в. до н.э. Во времена Троянской войны в Греции изготавливались вазы с изображениями знати в облегающих трикотажных штанах, напоминающих современное трико. Немного позже, в 79 г. н. э. плетеные чулки носили жители Помпеи – отпечатки этих изделий были обнаружены на застывшей лаве.

В это же время на другом континенте, в Перу, создавали пояса с национальными мотивами, которые до сих пор удивляют тонкостью деталей и красотой расцветок. Эти изделия говорят о развитой технике вязания мастеров Нового Света. Пример их работы хранится в Детройте в Институте Искусств.

Самые древние сохранившиеся вещи Старого Света и Азии датируются 4-5 в. н. э. Это египетские носки. Большой палец на них отделен от остальных, что говорит о том, что рукоделие не было примитивным.

Первые вязаные вещи

Первыми вязаными предметами считаются сети для ловли рыбы и мелких животных. Этим занимались мужчины. Так что первыми мастерами вязания были представители сильного пола. Женщины включились в процесс позднее.

Долгие века вязание было исключительно практическим ремеслом. Предполагается, что первой вязаной одеждой стали носки и чулки. Они были такими же, как и сейчас.

Только в Египте и других странах, где носили обувь с перепонкой между пальцами, носки делали раздвоенными, в форме копыта. Затем появились шапки, рукавицы.

Последними были изобретены штаны, кофты и изящные предметы: воротнички, ажурные платки, салфетки, сумки.

Как появилось вязание спицами

Какова история возникновения вязания спицами – этот вопрос рано или поздно задает себе каждый любознательный вязальщик.

Если говорить о настоящей вязке двумя спицами, здесь существуют только косвенные доказательства: рисунки, барельефы, литературные источники.

Прямых свидетельств – артефактов, дошедших из глубины веков до наших дней, – сохранилось очень мало, но именно они являются самыми точными и верными свидетелями истории развития рукоделия на спицах.

Сохранившиеся предметы датируются 6 в. до н э. Это пояс, сохранившийся в захоронении на территории современного Перу.

Дошедшие до наших времен первые вязаные вещи только внешне выполнены лицевой гладью. На самом деле они изготовлены в технике плетения одной иглой. Эти изделия очень похожи на связанные на спицах. Однако, когда их изготавливали, существовала только прародительница современных вязальных инструментов – костяная игла.

Плетение одной иглой – это скорее разновидность ткачества. Оно стало переходным этапом от вязки сетей руками к вывязыванию первого трикотажного полотна двумя тонкими прямыми палочками.

Игольная техника позволяла выполнять сложные узоры и фасоны. С ее помощью создавали плоские и объемные изделия, включающие красочные фигурки для церемониальных целей.

Настоящее рукоделие на двух спицах датируется 12 в. н. э. Оно обнаружено опять же на территории Египта. Самый древний артефакт – фрагмент носка из Египта, изготовленного в 12-13 в. н. э. Сохранился его сине-белый узор, характерный для стран исламского мира того периода. Установлено, что вещь плелась от пальцев к щиколотке, по кругу.

Специалисты сходятся во мнении, что спицы появились именно в Египте, но точное время их изобретения неизвестно.

Кто придумал вязать крючком

Крючок появился позже вязальных игл – только в девятнадцатом веке. К этому времени относятся все сохранившиеся до наших дней артефакты.

Некоторые исследователи предполагают, что история возникновения вязания крючком более древняя. Они связывают появление рукоделия с 16 веком, когда в монастырях начали плести церковный текстиль или монашеское кружево. Датская исследовательница Лиз Полудан, эксперт в истории появления вязания крючком, разработала три версии:

  • Рукоделие возникло на Аравийском полуострове и оттуда распространилось от Испании до Тибета – повсюду, где проходили торговые пути арабов.
  • Рукоделие возникло в Южной Америке в первобытные времена.
  • Рукоделие появилось в Китае, где с его помощью изготавливали объемные куклы.

Исследовательница соглашается, что нет никаких артефактов, подтверждающих древнее происхождение изготовления трикотажа крючком.

В энциклопедиях сообщается, что сам инструмент появился только в девятнадцатом веке как средство для вышивки тамбурным швом.

Вещей, сплетенных загнутым на конце приспособлением и относящихся ко времени раньше 1800 года нет, поэтому историки имеют основания утверждать, что современная вязка крючками возникла только в 19 столетии.

Первые приспособления были просто изогнутыми иглами с рукоятками из пробки. Их использовали бедные вязальщицы. Знать пользовалась инструментами из драгметаллов и слоновой кости.

Крючком вязали не столько трикотаж, сколько кружева. Первым изобрели технику создания кружева с помощью игл с гнутым концом ирландцы, где вывязыванием одежды занимались целые семьи, включая стариков и детей.

Их кружевные блузки, платья, шляпки, зонтики пользовались огромной популярностью в Европе и Новом Свете. Техника вязания ирландского кружева сохранилась до наших дней.

Сейчас в ней работают многие именитые кутюрье, специализирующиеся на трикотажных изделиях.

Вязание в наши дни

Вывязывание узоров и создание трикотажа в наши дни перестало быть банальным хобби. Современные мастерицы превращают обычные шерстяные, хлопковые или шелковые нити в красивые изделия.

Магазины предлагают огромный ассортимент пряжи всех цветов, толщины и способа прядения. Интернет позволяет научиться вязать всем желающим.

Во всемирной паутине можно освоить азы или почерпнуть интересные творческие идеи.

Спицы и крючок перестали быть инструментами для создания практичных вещей. Сейчас они больше похоже на кисти художника, так как создание трикотажа стало искусством. Оказалось, что возможности рукоделия неисчерпаемы. Несмотря на многовековое существование этого ремесла, до сих пор придумываются новые узоры, внедряются современные материалы

Кутюрье со всех континентов выпускают одежду под собственными брендами. Например, в Бразилии созданием ошеломительный красоты платьев, юбок и блузок из шелковой пряжи занимается дизайнер Ванесса Монторо. Ее узнаваемому стилю пытаются подражать любители во всем мире. На сегодняшний день Ванесса – самая известная вязальщица эксклюзивной одежды.

Что можно связать

Пользуясь крючком или спицами, можно сплести практически любую вещь или предмет гардероба. Кроме одежды, сумок и домашнего текстиля мастерицы создают мягкую мебель, причем не только обивку, но и сами кресла и диваны, набивая изготовленные собственноручно трикотажные чехлы поролоном. Популярно плетение из ниток абажуров, шкатулок, ковриков и других интерьерные мелочей.

Современный тренд – вязаная обувь. Сейчас это не только пинетки для новорожденных, но и босоножки, туфли и сапожки для взрослых. При создании таких шузов домашние мастерицы закрепляют на старых подошвах новый вверх, изготовленный своими руками из прочных ниток.

Необычные вязаные вещи фото

Креативные вязальщики создают из ниток самые хитросплетенные модели. Это могут быть шапки в форме средневековых и античных головных уборов, карнавальные маски, костюмы сказочных персонажей. Ниже расположена большая подборка самых невероятных узоров и моделей, назначение которых показать, что возможности клубка, спиц и крючка поистине безграничны.

Источник: https://vokrug-nas.ru/istoriya-vozniknoveniya-vyazaniya/

Из истории рукоделия

Из истории рукоделия

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Каков он, мир, в котором мы живём? Кто его творец? Как сделать этот мир уютнее и добрее? Нам предстоит разбираться с этим всю жизнь.

А пока давайте попробуем повнимательнее присмотреться к нашим вещам, к тому миру, который сотворён руками человека и для человека. Это особый рукотворный мир.

Однажды нам дали задание написать сочинение о маме. Каждый старался написать самое интересное о близком человека. Оказывается, всё могут, всё умеют, со всем справляются мамины руки.

Моя мама и мама Марины Соколовой вяжут для своих дочерей красивые кофточки, такие, каких нет ни у кого. Мама Ангелины Мазеиной вышивает картины крестиком и вяжет салфетки, которые украшают их дом.

Ажурные салфетки вяжет для украшения квартиры мама Юли Рахматулиной. Комнату Максима Борисова украшает картина, вышитая мамиными руками.

Прочитав сочинения своих одноклассников, я пришла к выводу, что наши мамы – рукодельницы.

У меня возник вопрос: а много ли людей занимается рукоделием? Занимаются ли рукоделием школьники? Или это занятие для взрослых? Я решила опросить жителей Салыма и узнать: много ли у нас в посёлке живёт людей, которые создают своими руками вещи, которые украшают дом, приносят пользу, радуют других своей красотой.

Что же всё-таки делает наш дом по-настоящему уютным и красивым? Конечно же, не только дорогие, но стандартные вещи, которые можно купить. Дому надо отдать частичку своей души, вложить в него свою любовь – только тогда он приобретёт собственное «лицо», только тогда станет человеческим домом.

Рукоделие — это ручной труд: шитьё, вышивка, вязание и другое. Различные виды рукоделия являются одними из старейших прикладной трудовой деятельности человека. Раскопка древних захоронений и поселений подтверждают, что вышивка одежды, предметов быта, плетение из различных материалов были знакомы людям далёкого прошлого. Мастерство многих рукодельных работ переходят от старших к молодым.

Вышивка

За много веков народ создал замечательные виды декоративного искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры, цветовые решения и технические приёмы одного из древнейших и любимейших видов декоративно-прикладного искусства – вышивания. Вышивка отличается необыкновенным разнообразием швов и приёмов вышивания.

Вышивание — один из наиболее доступных видов художественного творчества. С незапамятных времен женщины украшали вышивкой одежду и предметы бытового убранства. Образцы высокого мастерства вышивки мы находим уже в памятниках древнейших народов.

И всюду в основу вышивки положены национальные народные мотивы и орнаменты. Вышивки всегда тесно связаны с культурными особенностями каждого народа и эпохи.

На весь мир известны тончайшие китайские и индийские вышивки, старинные французские гобелены, своеобразные работы народов Севера, русские народные вышивки.

Большинство старинных русских вышивок выполнено на холсте. Вышивая льняными, шерстяными и шелковыми нитками, применяя для вышивки бисер, блестки и металлическую нитку, мастерицы превращали куски домотканого холста в высокохудожественные произведения декоративного искусства.

Кроме холста, вышивали также по шерстяной и хлопчатобумажной ткани, по бархату и шелку. Современная вышивка восприняла лучшие традиции народной вышивки прошлого.

Вышивкой украшают самые разнообразные изделия: скатерти, полотенца, дорожки, салфетки, диванные подушки, занавеси, покрывала, блузки, женское и детское платье, мужские сорочки, белье.

История вышивки насчитывает много веков.

Вязание крючком

История вязания крючком уходит своими корнями в глубокую древность. Появилось оно в быту крестьян и называлось «тамбур». Крестьянские девушки вязали кружева, которыми затем украшали полотенца, передники, наволочки, блузы. Вязали они и целые изделия — салфетки, скатерти, занавески.

Особенно широкое распространение вязание крючком получило в 30 — 40-е годы 20 века. Искусные мастерицы вязали в основном из тонких хлопчатобумажных и льняных ниток кружева, которыми украшали скромный интерьер или небогатую одежду. Затем мода на этот вид рукоделия прошла. Однако в последнее время наблюдается возрождение интереса к вязанию крючком.

Сейчас стали очень популярны связанные крючком кофточки, платья, жакеты, топы, юбки. Не угасает интерес и к украшению домашнего интерьера. Современные искусницы с удовольствием вяжут салфетки, скатерти и даже пледы.

Секрет популярности вязания крючком состоит в том, что этот вид рукоделия не подвластен пока еще машинному производству. Каждая вещь, связанная крючком, по сути, уникальна. Кроме того, это занятие позволяет во всей полноте выразить свою индивидуальность, проявив фантазию.

Вязание на спицах

Человек – большой выдумщик, он может придумать самое невероятное. Однажды у него в руках оказались нитки и палочки, и было изобретено вязание.

Из всех дамских работ самое древнее и самое усовершенствованное это – вязание на спицах. Вязание на спицах всегда главным образом применялось для изготовления чулок. Но и помимо чулок, есть ещё много вещей, которые могут быть сделаны на спицах. Кофточки и жилеты, шали, покрывала, перчатки, кружева и другое.

Кроме полезного значения вязание на спицах, у него есть ещё то преимущество, что те лица, которые хорошо наловчились вязать на спицах, могут употреблять на это моменты, обыкновенно исключительно посвящённые болтовне или чтению.

Макраме

История макраме — ручного узелкового плетения — насчитывает не одно тысячелетие.

На протяжении веков узелковое плетение служило самым разным целям. Древний Восток знал узелковую грамоту; первые мореплаватели плели цепочки-талисманы и привязывали их к верхушкам мачт; в Древней Греции узлы применяли при лечении переломов; инки в Перу использовали ожерелья с узелками как чётки; так называемый турецкий узел был излюбленной головоломкой.

С 15 веке узелковое кружево стало широко использоваться как украшение — сначала в Италии, затем в Северной Европе, Англии.

Те немногие мастера, которые владели техникой плетения, создавали прекрасные образцы плетеных изделий: скатерти и покрывала, шторы и чехлы для музыкальных инструментов.

В разные времена эта работа называлась по-разному: мексиканское кружево, квадратное плетение, узелковая бахрома.

Словом «макраме» (в переводе с арабского означает тесьма, бахрома, кружево) узелковое плетение стали называть только в прошлом веке.

За свою многовековую историю макраме неоднократно забывалось, но благодаря красоте узоров и прочности плетения возрождалось вновь и вновь.

Макраме — очень интересная и разнообразная работа. Сначала она может показаться трудной. Однако, освоив два-три узла, вооружившись терпением, вы сможете сделать красивые и нужные вещи.

Шитьё. Вышивание аппликацией

Шитьё – это скрепление деталей из ткани при помощи иглы и нитки. Это было одно из первых умений, развитых человеком.

Древний человек надевал на себя шкуры животных и всё, что попадало под руку: кору, листья, солому, перья, — превращал в одежду. Для него одежда имела магические свойства. Заворачиваясь в определённую шкуру, человек хотел отогнать от себя злых духов. С развитием цивилизации человеку понадобилось соединять ткани между собой, и он придумал иглу и нить.

Более трёх тысяч лет назад. Индусы уже знали, как резать, подгонять по размерам и шить то, что мы сейчас называем одеждой, а в Древнем Египте люди умели не только сшивать ткани, но и прекрасно вышивали.

Художественное оформление ткани было присуще всем народам во все века. Один из нестареющих его видов – аппликация.

Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на фоне из материи куски другой материи.

Этот способ производить разноцветные работы был уже известен в средних веках. Эта техника доступна каждому. Нужно лишь иметь выдумку и терпение.

Занятия рукоделием жителей Салыма

Результаты опроса жителей Салыма.

Для проведения опроса жителей Салыма я разработала анкету:

Анкета.

1. ФИО _

2. Год рождения. _

3. Занимаетесь ли вы рукоделием (вязание, шитьё, вышивка, резьба по дереву и другое)? Если да, то каким? _

4. Где вы научились этому рукоделию (в школе, по книгам, у мамы, бабушки и другое)?_

5. Во сколько лет вы начали заниматься данным рукоделием? _

6. Совершенствуете ли вы данное умение сейчас? Как часто занимаетесь данным рукоделием? _

7. Научили ли вы кого-нибудь другого данному рукоделию? _

8. Хотели бы вы научиться какому-либо рукоделию. Если да, то какому? _

Я опросила 147 человек.

Из 147 человек 99 занимается рукоделием, что составляет 78%.

На первом месте – вязание. Вязанием занимается 60 человек, что составляет 41%. На втором месте – шитьё – 38 человек, что составляет 26%. На третьем месте – вышивка – 25 человек, что составляет 17%.

В основном научились рукоделию в школе — 45 человек – 31% или у родителей, бабушек – 49 человек – 33%.

Из 99 человек, которые занимаются рукоделием, 52 научили других данному рукоделию, то есть передали свой опыт другим, что составляет 53 %.

На вопрос «Хотели бы вы научиться другому рукоделию?» из 147 человек только 70 ответили положительно, что составляет 48%. Причём, больше всего хотят научиться рукоделию учащиеся начальной школы – 25 человек- 69% и участники опроса в возрасте 30-40 лет – 12 человек – 75%. Меньше всего хотят научиться рукоделию учащиеся старших классов – 2 человека – 12%.

Рукодельницы Салыма

Я собрала материал о некоторых интересных людях Салыма, которые занимаются рукоделием: вязанием, шитьём, вышивкой. Взяла у них интервью, сфотографировала рукодельниц и их работы. Обработала данный материал и представили его в виде альбома «Рукодельницы Салыма».

Я решила проблему, которую поставила в начале работы – выяснить много ли людей, живущих в Салыме, занимается рукоделием.

Источник: http://www.microanswers.ru/article/z-istorii-rykodelija.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.