Изучение природы малыми детьми

Изучаем природу вместе с синьором Капелькой. Книги по природоведению для малышей

Изучение природы малыми детьми

Пришла весна, а значит, самое время вглядеться вместе с ребенком в окружающий мир! Куда делся снег и откуда взялся дождь? Почему на деревьях появляются листья? Куда прячется солнце по ночам? Неужели оно тоже ложится спать?

Софи Кушарьер “Зеленая книга весны”

Зеленая книга весны – это одна из четырех книг Софи Кушарьер о временах года. Адресована она самым маленьким читателям и рассказывает о том, что такое календарь и почему год делится на сезоны, когда начинается весна, как называются весенние месяцы, что такое прогноз погоды, почему переводят часы, как долго длится световой день – и многое, многое другое.

Эту книгу очень хорошо читать весной. И после чтения выходить на прогулку, чтобы найти и первых бабочек, и те самые зеленые листочки, о которых только что прочитали. Зимой деревья спали, а теперь проснулись и принялись прихорашиваться и зеленеть.

А еще в книге есть очень необычный рецепт весеннего ассорти. Французы такие затейники, когда дело касается еды. Прочитайте и решайте сами, понравятся ли вам свежие овощи под изысканным соусом. Впрочем, рецепт всегда можно и изменить. Ведь главное в нем – это сочные свежие овощи, просто переполненные витаминами!

Агостино Траини “Необыкновенное путешествие синьора Капельки”

Помните, в школе мы изучали круговорот воды в природе? Схемы рисовали, стрелочки, капельки и облака, и было это не то чтобы скучно, но и не сильно увлекательно. А вот итальянский писатель Агостино Траини решил нарисовать не много капелек, а только одну. И получился у него синьор Капелька – добрый, смешной и очень, очень занятой!

Синьор Капелька очень располагает к себе. Как только книга появилась у нас дома, мой Семен принялся ее листать и спрашивать, кто это и что он делает?

И с тех пор синьор Капелька у него – один из любимых персонажей. Один из любимчиков даже. Я очень хорошо понимаю, почему. Ведь эта синяя капля с большим носом всегда улыбается, всегда в хорошем настроении и всегда занята чем-нибудь ужасно интересным! Совсем как ребенок, которому не сидится на месте, ведь мир полон приключений, некогда сидеть!

Страница за страницей, мы наблюдаем, как синьор Капелька меняет свой облик. Вот он вместе с другими каплями создает большие волны в море, качает корабли и играет с пловцами. А вот пригрело солнышко, и синьор Капелька испарился.

Эй, синьор, куда же вы? А-а, решили немного полетать!

Наглядно и просто книжка показывает, откуда берутся облака и как получается дождь. Откуда-откуда, это синьор Капелька шалит! А если он залетит туда, где очень холодно, то сразу замерзнет и превратится во что?

Правильно, в снег!

Отличная книга. Очень радуюсь, что она есть у моего сына. И очень жаль, что синьор Агостино Траини не рисует учебники по природоведению. Детей было бы от такого учебника не оторвать!

Агостино Траини “Солнце надевает пижаму”

И еще одна книга от автора и иллюстратора Агостино Траини. Еще одна книга, где все персонажи улыбаются и рассказывают об устройстве окружающего мира. И если с синьором Капелькой мы узнали много нового о воде, то синьор Солнце расскажет не меньше интересных фактов о своей работе.

Куда исчезает солнце каждый вечер? Почему становится темно? Что интересного происходит ночью, пока мы спим? Оказывается, не только мы ложимся спать. Солнце тоже надевает пижаму!

Эта книжка отлично подходит для самого первого знакомства детей с устройством Солнечной системы. Другие планеты пока оставим в стороне, все внимание сосредоточено на главных действующих лицах – это Земля, Солнце и Луна. Ведь, в самом деле, где там этот далекий Марс или Юпитер, а вот Солнце – всегда рядом, да и Луну каждый ребенок видел в небе не раз.

И кто вокруг кого вращается? Солнце вокруг Земли? Или Земля вокруг Солнца? Прочитав эту книжку, вы больше не будете путаться в этом вопросе.

Опыты! Опыты!

Отдельно хочется написать о том, что в книжках Агостино Траини на последних страницах спрятаны настоящие подарки для всех любителей научных экспериментов! Опыты! Как настоящие ученые, мы можем с помощью нехитрых приспособлений воочию убедиться в действии разных законов физики и оптики, узнать, откуда берутся дождь или тень, создать собственное облако в банке и сконструировать солнечные часы!

Все, что нужно для опытов, это вода, солнечный свет – ну и еще пара мелочей, которые найдутся в каждом доме. Например, при помощи двух стаканов и самой обычной бумажной салфетки можно увидеть, как синьор Капелька путешествует! Мы с сыном делали этот опыт, и у нас все получилось: полный стакан стал почти пустым, а вода по салфетке перебралась в другой стакан. Ребенок был очень впечатлен!

А вот опыт с облаком в банке нам не вполне удался. Вместо облака получился туман! Впрочем, это выглядело не менее эффектно. Попробуйте обязательно! Не забывайте только, что для этого опыта нужен кипяток – и взрослый, который будет этот кипяток наливать в банку, пока ребенок стоит в сторонке.

Ну а для опытов с солнечным светом взрослый не обязателен! Ведь хотя солнце и ужасно горячее, но лучи его не обжигают. Но прогонять взрослых тоже не обязательно. Ведь и тени на стене, и солнечные часы на улице делать вдвоем гораздо веселее!

Текст и фото: Катя Медведева

(0)(0)

Источник: http://kaknado.su/blog/dosug/deti-3-6/izuchaem-prirodu-vmeste-s-sinorom-kapelkoy-knigi-po-prirodovedeniyu-dlya-malyishey/

Как учить ребенка заботиться о природе и почему это важно? — Телеканал «О!»

Изучение природы малыми детьми

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Экологическое сознание — это понимание взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы: для того, чтобы наши действия не вредили природе, чтобы мы могли сосуществовать с природой без серьёзных катастроф, которые провоцируем сами.

Конечно, экологическое сознание — это состояние общественного сознания. Пожалуй, главная сложность в том, что человечество уже получило большие индустриально-технические возможности, но пока не имеет адекватной культуры их применения.

И именно на нас лежит ответственность за то, чтобы культура постепенно менялась.

Когда начинается экологическое образование — на уроках окружающего мира? В первом классе? В детском саду? Раньше! Исследования экопсихологов (да, есть и такие!) показали, что за первые годы школьного обучения, дети, увы, практически не расширяют своё понимание экологии. Экологическое сознание ребёнка формируется (или не формируется) от трех до семи лет. Но начало процесса — приобретение эмоциональных переживаний, помогающих увидеть природу как чудо, как радость от самостоятельных открытий, происходит ещё раньше.

Не боимся гроз и насекомых!

Экологическое образование, основанное на собственном жизненном опыте, должно начинаться практически с пелёнок. И это не только борьба против пластиковых пакетов в доме, а установления связи между ребенком и его отношением к миру.

Дети, живущие в городе, часто изолированы от знаний об окружающей среде и природе: гуляют они на безопасных детских площадках, ездят на машине и в метро, в дождь, ветер и холод не выходят из дома. Детский сад, школа — это почти постоянное пребывание в помещении без контакта с природой.

Очень трудно научиться любоваться природой, любить ее, заботиться о ней, если ты с ней почти не пересекаешься. Зато легко начать бояться разных непонятных природных явлений и существ. Но взаимодействие с природной средой — важная часть здорового развития любого ребенка.

Дети, имеющие такой опыт, с интересом относятся к растениям, животным, насекомым, не пугаются естественных природных явлений, понимают, как защититься от природных опасностей. В целом они менее тревожные и более спокойные: для них окружающая среда привычна, понятна и достаточно безопасна.

Двигаемся маленькими шагами

Даже самым занятым родителям не составит труда начать участвовать в экологическом образовании ребёнка. Когда призываете малыша просто полюбоваться цветком на клумбе, нюхать его, «смотреть на него глазками, а не рвать ручками» — вы уже даете первые уроки экологического мировоззрения.

Дети лучше всего учатся там, где все знакомо и комфортно. Таким образом, лучшее место для начала экологического образования — это собственный двор, или другое знакомое место. Например, вы можете выбрать одно дерево во дворе или возле детской площадки и регулярно обращать внимание ребёнка на его изменения.

Ребятам нужно проводить много времени на открытом воздухе не только потому, что это полезно для здоровья, но и потому, что они могут соприкасаться с окружающей средой непосредственно. Оптимально, если это происходит ежедневно.

Многим городским детям трудно понять, зачем одеваться в тёплую одежду зимой на улицу или почему нужны сапоги в дождь, так как они не знают, что такое мерзнуть или промокать — не испытали на собственном опыте.
Одноразовая поездка в парк или заповедник мало что решают, хотя это тоже полезно.

Я знаю многих детей, которые никогда не выезжали на пикник и ни разу не сидели на земле, никогда не видели костра, и не понимают, как «включить» в лесу чайник, не догадываются, что тут дворник не придёт убирать за ними брошенные фантики.

Предоставлять постоянный, простой опыт с травой, деревьями и насекомыми в пространстве вокруг дома или в школы — не так уж страшно и сложно. Конечно, если у вас есть возможность, можно вместе отправиться в незнакомые ребёнку природные места. Но и собственный двор около дома можно превратить в место для формирования экологического сознания.

Начните с изучения муравьёв, видов птиц, цветов и деревьев. Сделайте сами вертушку для знакомства с ветром, прикрепите флюгер на видное место. Вот простые инструменты для экспериментов и исследования: увеличительное стекло, водяной шланг, ведро, грабли. Все можно брать на детскую площадку.

Сосредоточьтесь на «переживании», а не «преподавании»: маленькие дети учатся через открытия, через делание руками, через самоисследования. Дети не должны «смотреть и слушать», они должны действовать.

Сосредоточьтесь на том, что интересует вашего ребёнка, не переключайте его внимание, если даже он часами готов сидеть и смотреть, как муравьи заняты своими делами: он не бездельничает, он познает мир. Не стесняйтесь демонстрировать ребёнку личный интерес и наслаждение от природы, делитесь с ним знаниями, которые получили сами.

Как мы можем заботиться о природе вместе?

Подавайте пример: правильному поведению дети учатся именно от вас. Поясняйте, почему вы делаете именно так, а не иначе.

Научите детей пользоваться многоразовыми упаковками: для бутербродов, для еды, которую убирают в холодильник.

Объясняйте, что даже небольшое уменьшение пластика в мире может спасти жизнь животных и растений, а также нашу жизнь.

Пусть любимый персонаж из мультфильма или книги на многоразовых емкостях будет помогать воздерживаться от одноразовой посуды, на прогулку берите свою бутылку для воды или красивый стакан с крышкой, а не покупайте напитки.

Уже с 3-х лет ребенок может участвовать в сортировке мусора: можно вместе нарисовать картинки или вырезать их из журнала и приклеить на ёмкости для мусора. Часто дети учатся сортировке быстрее родителей!

Можно работать вместе в саду или, если такой возможности нет, вместе посадить растение, чтобы ребенок мог о нем заботиться, прорастить горошинку или фасолинку. Это интересный способ узнать, как растениям нужны солнце, вода и почва. \

Познакомьте ребёнка… с червями. Объясните, как черви помогают делать удобрение для растений. Пара земляных червей — отличные неприхотливые домашние животные (и обычные улитки, кстати, тоже).

Берегите воду: закрывайте кран во время чистки зубов и купания. Вода драгоценна не только потому, что мы за неё платим, а потому что ресурсы планеты постепенно истощаются. Нарисуйте картинку-напоминание, чтобы выключать кран.

Договоритесь выключать свет, когда выходите из комнаты — игрушкам же он не нужен. И можно его выключить, чтобы сберечь энергию для других полезных целей: придумайте, каких именно.

Участвуйте в уборке двора, даже если есть дворник. С собой можно всегда брать перчатки для экологической прогулки.

Убирайте пляж или лес, когда вы приходите на пикник — и до того, как вы там расположитесь, и после того, как закончите. Показывайте детям, что пляж и лес — это дом множества прекрасных животных и растений, а ещё это и ваш общий дом. Кому понравится сидеть в грязной комнате, на грязной полянке или купаться в грязной воде?

Отдавайте игрушки и одежду, которые вы не используете.  — это приятно, и вещи могут пригодиться другим (а старые — отправиться в переработку). Предложите ребенку самому выбрать, чем он готов поделиться, и кому это передать, возьмите его с собой, когда отвозите вещи, чтобы он знал о нуждающихся людях.

Так же, как вы учите детей уважать других людей, учите его уважать природу.

Читайте вместе книги про жизнь животных, растений и насекомых, смотрите мультфильмы и передачи про животных, про то, как люди могут им помогать (или хотя бы не сильно мешать).

Есть электронные приложения и игры, обучающие детей охране окружающей среды. Помните, дети учатся, играя! Но самое главное — они учатся от вас.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/12932

Клуб почемучек и опыты для детей

Изучение природы малыми детьми
На этой странице можно найти более чем сотню простых опытов и экспериментов для детей, список которых представлен в конце страницы.

Кроме того, здесь находится архив выпусков рубрики  «Клуб почемучек«, которую я вела еженедельно в своем блоге до 2017 года.

В этой рубрике я отвечала на вопросы маленьких почемучек. И не только отвечала, а проводила комплексное развивающее занятие на эту тему.
Мы делали поделки, проводили эксперименты, играли в игры — а по ходу узнавали ответ на заданный вопрос.

Почему голова круглая?  Почему молоко белое? Почему в ракушке слышно море? В мире столько всего интересного, а учить физику, биологию, химию, историю и другие науки так весело!
Первые 14 выпусков Клуба я собрала в электронную книгу «Клуб почемучек.

Наука в вопросах и ответах», которую можно бесплатно скачатьзаполнив форму подписки:

После того, как вы заполните форму, вам на почту придет письмо от сервиса рассылок, с просьбой подтвердить, что вы являетесь владельцем этого e-mail адреса.

После того, как вы нажмете на ссылку «Подтвердить«, через несколько минут на вашу электронную почту придет письмо, в котором будет ссылка на скачивание электронной книги «Клуб почемучек. Наука в вопросах и ответах» в формате pdf.

(развивающие тематические занятия —
популярная наука для детей)

Пилотный выпуск.

 Почему люди не выпадают из качелей? — детям о силе тяжести
1-й выпуск: «Почему образуются лужи?»
2-й  выпуск: «Почему мальчики носят брюки, а девочки юбки?»
3-й выпуск «Куда пропадает мультгерой, когда выключают телевизор?»
4-й выпуск «Как работает «скорая помощь»?»
5-й выпуск  «Почему бывает сильный ветер перед дождем?»
6-й выпуск  «Где находится Край Света?»
7-й выпуск: «Бывают ли у микробов свои микробы?»
8-ой выпуск «Откуда появился человек, когда людей еще не было?»
9-тый выпуск «Почему сосульки всегда растут вниз?»
10-тый выпуск — розыгрыш приза

11-й выпуск  «Почему у разных родителей рождаются похожие детки?»

12-й выпуск «Что такое невесомость и как ее почувствовать в домашних условиях?»
13-й выпуск «Как люди научились печь хлеб?»
14-й выпуск «Одинаковой ли будет температура напитка, если вливать в горячий чай холодное молоко и наоборот?»
15-й выпуск «Почему снег блестит?»
16-й выпуск «Где кончается Вселенная?»
17-й выпуск «Чем отличаются зебра и лошадь?»
18-й выпуск «Откуда берется слюна?»
19-й выпуск «Как просыпаются деревья весной?»
20-й выпуск «Почему люди плачут?»
21-й выпуск «Почему белый медведь не мерзнет?»
22-й выпуск «Как определить размер обуви?»
23-й выпуск «Почему ветер воет?»
24-й выпуск: «Почему буква «А» называется буквой «А»?
25-й выпуск: «Кто из живых существ первым полетел в космос?»
26-й выпуск  «Из чего сделаны облака и можно ли потрогать небо?»
27-й выпуск  «Как птицы находят дорогу домой?»
28-й выпуск «Почему вода в море соленая?»
29-й выпуск «Где зимуют мухи?»
30-й выпуск «Почему самолет оставляет на небе белый след?»
Юбилейный выпуск:  розыгрыш приза

31-й выпуск «Как спят рыбы?»

32-й выпуск «Что будет, если Земля остынет?»
33-й выпуск «Почему Луну видно днем?»
34-й выпуск «Откуда взялись слова?»
35-й выпуск «Почему люди говорят на разных языках?»
36-й выпуск «Почему шахматные фигуры так называются?»
37-й выпуск «Почему люди зевают?»
38-й выпуск «Почему людям надо спать?»
39-й выпуск «Можно ли пить морскую воду?»
40-й выпуск «Как работает лифт?»
41-й выпуск «Почему у человека две руки и две ноги?»
42-й выпуск — розыгрыш приза
43-й выпуск — «Почему мухи не падают с потолка?»
44-й выпуск — «Почему предметы в воде кажутся больше?»
45-й выпуск «Что быстрее, машина или поезд?»
46-й выпуск «Как паук плетет паутину?»
47-й выпуск «Как строят мосты?»
48-й выпуск «Почему оладьи получаются круглыми?»
49-й выпуск Розыгрыш приза в день рождения «Клуба почемучек» (25 октября)
50-й выпуск «Какие муравьи полезны, а какие опасны?»
51-й выпуск «Как и почему происходят землетрясения?»
52-й выпуск «Почему молоко белое?»
53-й выпуск «Почему человек дышит?»
54-й выпуск «Как звери умываются без воды и мыла?»
55-й выпуск «Почему в ракушке слышно море?»
56-й выпуск «Как работает эскалатор?»
57-й выпуск «Почему снег белый?»
58-й выпуск «Почему животные впадают в спячку?»
59-й выпуск «Почему когда идет снег, на улице теплеет?»
Розыгрыш приза 03.03.2014

60-й выпуск «Почему при уборке чистящими средствами возникает кашель?»
61-й выпуск «Зачем собаке хвост?»
62-й выпуск «Как выглядят дети медуз?»
                      «У каких животных папы ухаживают за малышами?»
                      «Почему мы не видим маленьких голубей?»
                       Все три ответа в одном выпуске здесь.
63-й выпуск «Почему у вертолета винт вверху, а не внизу?»
64-й выпуск «Откуда берутся родинки?»
65-й выпуск «Почему голова круглая?»
66-й выпуск: «Кто такие лунатики?»
67-й выпуск: «Почему масло тает?»
68-й выпуск «Как делают игрушки для Киндер Сюрпризов?»
69-й выпуск «Что такое смерч?»
70-й выпуск «Почему летают аппараты тяжелее воздуха?»
71-й выпуск «Для чего растениям нужны колючки?»
72-й выпуск «Три вопроса про бабочек»
73-й выпуск «Почему песок бывает разный?»
74-й выпуск «Почему паутина липкая?»
Розыгрыш приза  30.09.2014

75-й выпуск «Почему камни разные?»

___________________________________________

Опыты и эксперименты для детей с пошаговыми инструкциями:

«,»author»:»»,»date_published»:null,»lead_image_url»:»https://lh5.googleusercontent.com/proxy/FpYNsElYdo_WmHwFMnnUwE0kjsZD05mC9xFLO4GIpkHlWfWQmOjCVXtunh82OiP8sdOARi-Ftr_jyXZdnkcMJ9WDVO7x3ANA7lN85-6DlOLkzGx_oGaISW4PMx3pBg=w1200-h630-p-k-no-nu»,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»http://www.tavika.ru/p/blog-page_31.html»,»domain»:»www.tavika.ru»,»excerpt»:»ÐžÑ‚веты на детские «Ð¿Ð¾Ñ‡ÐµÐ¼Ñƒ?» в виде развивающих занятий для дошкольников и младших школьников. Простые эксперименты для детей: опыты по физике, опыты по химии, опыты по биологии»,»word_count»:767,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: http://www.tavika.ru/p/blog-page_31.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.