Как американские лётчики в 1944 году атаковали советские войска: воздушный бой над Нишем

СССР-США 5:3. Воздушный бой над Нишем

Как американские лётчики в 1944 году атаковали советские войска: воздушный бой над Нишем

Одно из самых загадочных сражений Второй мировой войны произошло 7 ноября 1944 года в небе над сербским городом Нишем.

Эскадрилья американских бомбардировщиков атаковала советскую транспортную колонну, в результате чего погибли более трех десятков солдат и офицеров РККА.

При повторной атаке в воздух были подняты советские истребители и несладко пришлось уже американским «Лайтнингам». Но, обо всем по порядку…

Американская атака

Придвигавшиеся по дороге Ниш-Алексинац-Делиград-Роянь войска и автотранспорт 6-го стрелкового корпуса Третьего Украинского фронта чувствовали себя в относительной безопасности. Район был зачищен от германских войск, а в небе господствовала авиация союзников. 7 ноября отмечалась очередная годовщина победы Октябрьской революции и город Ниш был обильно украшен красными флагами.

Командованию США было доподлинно известно, что в районе Ниша в ноябре 1944 уже не было ни немецких войск, ни самолетов.

Чуть за полдень тревогу внушил звук чужой приближающейся авиации.

Это были не советские самолеты, а когда удалось разглядеть двухвостые силуэты, возникла паника: «Рамы!». Советские военный приняли американские «Лайнтнинги» за немецкие «Фокке-Вульфы».

Вот только было не совсем понятно, откуда на этом участке Европейского ТВД у фашистов взялось столько самолетов.

Своим силуэтом Фокке-Вульф 189, прозванный «Рамой» напоминал американский «Лайтнинг».

Находящаяся на марше колонна советских войск была атакована: пулеметами и пушками, ракетами и бомбами. Только когда самолеты пошли в пике, удалось разглядеть белые звезды на крыльях – опознавательный знак ВВС США.

«Отработав» по находящейся на марше колонне, американцы ушли дальше – к расположенному в нескольких километрах аэродрому Ниша, где базировался 866 истребительный авиаполк. Его самолеты уже были подняты по тревоге.

Также огонь открыла советская зенитная артиллерия и один из «Лайтнингов», задымившись, свалился в крутое неуправляемое пике.

Примерно на таком же «Лайтнинг» в 1944 году над Средиземным морем был сбит Антуан де Сент-Экзюпери.

Встречный бой

Командующий авиаполка Дмитрий Сырцов дал своим летчикам на Як-9 и Як-3 приказ не вступать в бой, а лишь, показав свои опознавательные знаки, убедить американцев покинуть район. Но уже на взлете один из «Яков» был атакован американцами и подбит. Завязался бой, в ходе которого два «Лайтнинга» были подбиты.

Понеся потери, американцы, не теряя строя, начали разворот в сторону Ниша и отступление. Советские истребители сопроводили их «прощальным» огнем из пушек, в результате чего еще один или два американца ушли в пике. Ответным огнем был подбит и еще один «Як».

Лишь после этого – под прикрытием советских истребителей – нашему летчику-асу Александру Колдунову удалось приблизиться к ведущему «Лайтнингу» и покачав крыльями показать, что они атаковали советские войска.

Як-3 стал одним из самых легких истребителей Второй мировой войны. Его ценили за высокую скорость и потрясающую маневренность.

Через 40 минут атака американцев повторилась, но она уже не носила катастрофических последствий. Эскадрилья из 40 «Лайтнингов» была перехвачена в воздухе и ее буквально «выдавили» за перевал, сопроводив всего несколькими предупредительными выстрелами.

Александр Колдунов стал самым результативным советским летчиком, летавшим на «Як».

Итоги инцидента

На следующий день подробный доклад о происшествии лег на стол И. В. Сталину. Генералиссимус был раздосадован и разозлен ситуацией, но приказал ее по возможности «замять». Все советские летчики и зенитчики, участвовавшие в отражении атаки, были представлены к наградам, а инцидент после расследования зашифрован.

Гарриману «повезло» стать участником еще одного интересного инцидента. В августе 1945 года делегация советских пионеров подарила ему вырезанный из дерева государственный герб США, в который было вмонтирован «жучок». Этот подарок был помещен в посольский кабинет Гарримана и провисел там до 1952 года.

Американцы объяснили акт «огня по своим» ошибкой ориентирования пилотов на местности, которые должны были обстрелять немецкие войска на дороге Скопье-Приштина. Оправдания выглядели малоправдоподобными, так как ошибиться на 150 километров даже по приборам того времени было практически невозможно.

По итогам боя советские летчики отчитались о трех потерянных самолетах с нашей стороны (два – от огня американцев, один – от своих же зенитчиков) и как минимум пяти – со стороны ВВС США. Еще два «Лайтнинга» ушли задымившись. Примерно такую же информацию сообщила и югославская сторона. Американцы утверждали, что потеряли лишь два самолета, а сами подбили от 3 до 5.

Памятник советским летчикам в Нише, установленный 9 мая 2015 года.

14 декабря посол США в СССР Уильям Аверелл Гарриман принес официальные извинения и предложил направить в штабы советских фронтов группы американских офицеров, чтобы координировать действия авиации. Есть мнение, что именно попытка заслать своих разведчиков и была причиной провокации. Сталин на предложение ответил отказом.

Что почитать по теме:

· Н. А. Шмелёв «С малых высот» — М.: Воениздат, 1966.

· Ю. В. Рубцова, «Удар американской авиации по советским войскам» // Военно-исторический журнал, 1996, № 6.

· А. И. Харук «Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия». — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c2e0f6ecffc6400aaeccca8/5c73ee6655643b00b5d28e32

Как американцы с Советским Союзом в 1944 году чуть войну не начали

Как американские лётчики в 1944 году атаковали советские войска: воздушный бой над Нишем

≡  22 Июль 2017

7 ноября 1944 года американская авиация совершенно неожиданно подвергла бомбардировке советскую военную колонну возле югославского города Ниш. Происшествие имело все шансы перерасти в полномасштабную войну.

Предыстория

Отношения между СССР и США накануне открытия Второго фронта не были ни дружественными, ни враждебными – в них присутствовало определенное напряжение. Следует вспомнить, что Соединенные Штаты одними из последних признали Советский Союз, при этом категорически возражая против вхождения в его состав Прибалтики.

Осторожность в отношениях между двумя странами не позволила им подписать полноценный союзный договор, какой, к примеру, был заключен между СССР и Великобританией. Впрочем, это никак не повлияло на соглашение по ленд-лизу: технику, вооружение, сырье и продовольственные товары американская сторона поставляла исправно.

Свои обязательства США выполняли и после открытия Второго фронта, однако боевые действия вели так, что от них в значительной степени страдало мирное население. Очень подозрительно выглядит бомбардировка американскими ВВС Белграда, которая пришлась на дни Православной Пасхи. Местных жителей тогда погибло в несколько раз больше чем немецких солдат.

По свидетельству очевидцев падающие бомбы «украшал» издевательский лозунг «Счастливой Пасхи!». Он был явно адресован югославам, а не немцам – их Протестантская Пасха уже прошла. В этом можно усмотреть и скрытый вызов Советам, чьим союзником был югославский лидер и коммунист Броз Тито.

Бой над Нишем

На фоне интенсивных и зачастую хаотичных бомбардировок европейских городов атаку американской авиацией советской колонны во главе с генерал-лейтенантом Григорием Котовым можно было назвать досадной случайностью и списать на издержки военного времени.

Но настораживают два факта. Во-первых, американское командование уже знало, что около Ниша нет немецких войск, во-вторых, «огонь по своим» был осуществлен в день годовщины Октябрьской революции.

Очередная бомбардировка в праздник!
Внизу размахивали красными знаменами, убеждая налетчиков, что это не немецкие войска, но американцы не видели или не хотели видеть.

Жертвами авианалета стали 34 человека, в том числе и командир корпуса Котов, 39 солдат получили ранения, более 20 автомашин с грузами оказались сожжены.

В ответ на бомбардировку советским ПВО удалось сбить один американский самолет. Немедля два истребителя Як-3 и Як-9 поднялись навстречу «союзной» эскадрильи, за ними – еще шесть Як-9.

Командование установив «национальность» противника отдало приказ: «принять все меры к предотвращению столкновения в воздухе», однако после того как был сбит один из «Яков», советские истребители вступили в бой и в первой же атаке уничтожили два американских самолета. Среди летчиков был ас Александр Колдунов, который пытался жестами указать ведущему «Лайтнингу» (Lockheed P-38 Lightning) на ошибку – это, казалось, возымело успех.

Советские самолеты отвели американскую эскадрилью за горный хребет, однако очень скоро около 40 «Лайтнингов» возобновили атаку. Советские «Яки» снова отправились в сторону американских самолетов, произведя несколько предупредительных выстрелов из пушек и одну пулеметную очередь. Только тогда

Командование ВВС США по горячим следам было вынуждено извиняться пред советской стороной, называя происшедшее «досадным инцидентом». Их целью была немецкая колонна, шедшая из Греции в Триест.

Американские ВВС ошиблись примерно на 400 километров! Однако вторая группа самолетов не должна была повторять ошибку первой, так как между ними поддерживалась радиосвязь.

Но это лишь одна из загадок в этой странной истории.

Любопытны ответы американских пилотов, которые, по их мнению, действительно долго не видели советские опознавательные знаки. И только после слов полковника Эдвинсона «это русские, валим отсюда к черту!» эскадрилья ВВС США ушла от Ниша.

Один из американских летчиков с бахвальством вспоминал: «Мы остались без боеприпасов или почти без боеприпасов. Большой расход был при штурмовке колонны, иначе русским бы пришлось еще хуже. Сбили мы пять-семь русских «Яков». Они были как «мессера», но на нашей стороне были лучшая тактика и инициатива».

Итоги

Разумеется, результаты воздушного боя у американской и советской сторон разнятся. Американцы пишут о 4-х сбитых советских самолетах и 2-х – ВВС США, оба американских пилота по их сведениям погибли. Наша статистика говорит о 3-х потерянных «Яках» и двух погибших летчиках, при 5 сбитых «Лайтнингах».

Относительно инцидента над Нишем у советского командования было масса вопросов, однако расследование было прекращено – портить отношение с союзниками никто не хотел. Случись подобное в конце войны – все могло пойти по-другому.

Посол США в СССР Аверелл Гарриман принес извинения по поводу несчастного случая от имени президента Франклина Рузвельта и генерала армии Джорджа Маршалла. Гарриман предложил направить в штаб 3-го Украинского фронта американских представителей для координирования совместных действий ВВС. Сталин это предложение отверг, мотивируя уже установленной линией, разграничивавшей действия союзников.

«Американские жертвы» Кожедуба

Можно было бы забыть об инциденте над Нишем, если бы не две скорые встречи русских и американских самолетов.

17 апреля 1945 года Иван Кожедуб был атакован двумя «Мустангами» (North American P-51 Mustang) в небе над Берлином. Тем более странно, что это произошло после того, как советский летчик пытался защитить союзников от нападения «мессершмиттов». «Кому огня? Мне?!», – с негодованием тогда воскликнул русский ас.

В считанные минуты оба «Мустанга» были сбиты – один взорвался в воздухе, другой чудом дотянул до советской территории. Выживший после боя «здоровенный негр» на вопрос «кто его сбил?» ответил – «Фокке Вульф» (немецкий истребитель).

Однако не ясно, ошибся американский пилот или отказался признать победу русского летчика.

После проявки пленки ФКП воздушный бой удалось рассмотреть во всех подробностях. Командир дивизии Евгений Савицкий, отдав пленки Кожедубу, настрого приказал никому их не показывать, а потом добавил: «Эти победы – в счет будущей войны». Уже тогда советское командование воспринимало американцев как потенциального врага.

Взаимностью отвечали и американцы. Георгий Жуков сохранил нам высказывания командующего ВВС США Спаатса, который на одной из встреч с маршалом при обсуждении порядка полетов над советской зоной демонстративно возмутился: «Американская авиация всюду летала, и летала без всяких ограничений!».

В самом конце войны Кожедубу пришлось еще раз встретиться с бомбардировщиками американских ВВС. Тогда эскадрилья многомоторных гигантов, игнорируя предупредительные выстрелы, вошла в зону советской оккупации.

Русский ас сбил три самолета – остальные обратились в бегство. Однако официальный список этими трофеями ему пополнить не разрешили.

Командир полка Павел Чупиков то ли в шутку, то ли всерьез заявил, что с американцами придется подраться очень скоро, и в первый день новой войны трофеи припишут задним числом.

американцы • интересно • история • советский союз • СССР

Источник: http://oppps.ru/kak-amerikancy-s-sovetskim-soyuzom-v-1944-godu-chut-vojnu-ne-nachali.html

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Как американские лётчики в 1944 году атаковали советские войска: воздушный бой над Нишем

Заявка на добавление в друзья

Командир полка Павел Чупиков то ли в шутку, то ли всерьез заявил, что с американцами придется подраться очень скоро, и в первый день новой войны трофеи припишут задним числом.

Источник:rusmi.su

Источник: https://newsland.com/community/14/content/kak-amerikanskie-liotchiki-v-1944-godu-atakovali-sovetskie-voiska-vozdushnyi-boi-nad-nishem/5434697

Как СССР и США чуть не стали противниками в 1944 году

Как американские лётчики в 1944 году атаковали советские войска: воздушный бой над Нишем

7 ноября 1944 года американская авиация совершенно неожиданно подвергла бомбардировке советскую военную колонну возле югославского города Ниш. Происшествие имело все шансы перерасти в полномасштабную войну.

Первые схватки американских и советских пилотов

Как американские лётчики в 1944 году атаковали советские войска: воздушный бой над Нишем
Под стать воздушным бойцам были и их командиры. Например, 324-й истребительной авиационной дивизией командовал лучший ас союзников во Второй мировой войне, Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб.

Не менее опытные и толковые летчики возглавляли и сам корпус. Например, генерал Сидор Слюсарев воевал в Китае еще в 30-х, против японских ВВС, за что и удостоился Золотой Звезды Героя Советского Союза.

«Сейбры» спешат на помощь

Другой комкор, Герой Советского Союза генерал Георгий Лобов, был ветераном Финской и Великой Отечественной войн, а в ходе Корейской кампании прибавил еще четыре сбитых вражеских самолета к своему боевому списку.

Один из советских летчиков, воевавший и с немцами, и с американцами, в свое время в беседе с автором статьи отметил, что вести бой с пилотами люфтваффе (даже на заключительном этапе войны) было гораздо труднее и опаснее, чем с их звездно-полосатыми коллегами. По его мнению, немцы были упорнее и хитрее.

После того, как американцы столкнулись с МиГами, они поняли, что F-80 не могут на равных воевать с этими самолетами. На помощь были переброшены новейшие F-86А «Сейбр». Именно они, похожие по своим тактико-техническим характеристикам на изделие Микояна и Гуревича, и стали их основными соперниками до конца войны.

Одни вверху, другие — внизу

МиГи лучше себя «чувствовали» на высоте (до 15 километров), тогда как «Сейбры» отличались лучшей маневренностью. Часто советские летчики атаковали сверху и после удачного или неудачного удара снова набирали высоту. Американцы же, напротив, стремились после атаки уйти вниз.

Впрочем, активность обороны на горизонтальных виражах на МиГе компенсировалась слетанностью боевых звеньев и особенно пар, где ведущий атаковал, а ведомый прикрывал. Впрочем, в первых боях американцы одержали ряд воздушных побед: одна группа «Сейбров» связывала боем МиГи, другая внезапно наносила удар. Через неделю ситуация поменялась.

В ходе войны советские истребители нанесли противнику ряд чувствительных поражений. В 1951 году, в «черный четверг» 12 апреля во время попытки разбомбить мосты реки Ялуцзян в районе Уйцзю, были сбиты десять «летающих крепостей» и три американских истребителя. После этого вражеские самолеты около месяца не рисковали появляться в небе Северной Кореи.

Днем летать опасно

В том же году состоялся и «черный вторник». 30 октября во время налета на корейский аэродром в Намси была уничтожена дюжина В-29 и четыре истребителя F-84. Взаимен был потерян один МиГ-15, и ни одна бомба не упала на взлетно-посадочную полосу. Проанализировав результаты боя, американцы отказались от практики полета бомбардировщиков в светлое время суток.

Командование 64-го авиакорпуса нашло ответ и на ночной вариант действий тяжелых бомбардировщиков — был сформирован специальный полк для боевых действий в темное время суток. Первым боевой счет открыл майор Карелин.

В чем-то нашим пилотам было проще. В частности, оборонительная тактика позволяла им действовать над своей территорией, где американцы чувствовали себя куда менее уютно — не только из-за атак истребителей, но и по причине зенитного огня с земли.

В силу близости аэродромов советские летчики имели больше времени на ведение воздушного боя, чем их соперники, которые вынуждены были действовать на более экономных скоростях.

Соревнование в воздухе

Играла свою роль и лучшая вооруженность МиГов — против шести пулеметов они имели три авиационные пушки (на «Сейбрах» они появились только к концу войны). Советский истребитель специализировался, в первую очередь, для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками, носителями ядерного оружия.

Лучшим советским асом стал Николай Сутягин, сбивший 21 самолет противника (при этом сам ни разу не сбитый и не раненый) и удостоенный звания Героя Советского Союза. У другого боевого летчика, Евгения Пепеляева, — 20 уничтоженных вражеских машин. Три победы он отдал своему ведомому, и они не вошли в официальный счет. Пепеляев также стал Героем Советского Союза.

Несмотря на то что на каждый сбитый советский истребитель приходилось более трех уничтоженных вражеских машин разных типов, война с Военно-воздушными силами США не была для летчиков СССР легкой прогулкой. Это подтверждает и счет лучшего аса с американской стороны — кавалера ордена «За выдающиеся заслуги» Джозефа Макконелла, на счету которого числятся 16 побед.

Тем не менее главное было сделано: с начала вступления советских ВВС в войну, Северная коалиция отбила удар Южной, и территория КНДР была восстановлена в полном объеме.

Источник: https://ria.ru/20151102/1312352064.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.