Как на Руси носили детей? В подоле!

«Допекание» младенца: что на Руси делали с новорожденными

Как на Руси носили детей? В подоле!

На Руси считалось, что новорожденный все ещё принадлежит чуждому миру. Придя в мир людей, он нуждается в очеловечивании, «доделывании», подобно некоему материалу, из которого нужно вылепить, «сотворить» человека.

Обрезание пуповины

Пуповину, согласно древней русской акушерской традиции, нужно отрезать на определенном расстоянии от живота, например, в некоторых районах было принято расстояние в три пальца.

Существовало поверье, что если пуповину у новорожденной девочки отрезать ближе, то, став взрослой, она будет ветреной.

Отрезали пуповину на каком-нибудь твердом предмете: мальчику на дубовой плахе, чтобы был крепок, или на топорище, чтобы лучше владел топором, или на книге, чтобы грамотным был.

Девочке пуповину отрезали на ольховой плахе, чтобы трудолюбивой была. Пуповину перевязывали льном, прядевом, материнскими волосами. Затем мать прятала пуповину где-нибудь во дворе. Когда ребенку исполнялось 5-6 лет, он должен был развязать пуповину сам, что говорило об его умственных способностях. Если же ребенок не смог развязать пуповины до 6 лет, то считался глупым, «безнадежным».

Захоронение плаценты

Выход плаценты, детского места, последа, рассматривался как вторые роды, при этом ребенок оставался среди людей, а плацента возвращалась в иной мир.

Совершался обряд погребения: детское место обмывали, «одевали» (заворачивали в чистую тряпку), снабжали продуктами и закапывали обычно в том месте, где произошли роды. Для того чтобы еще рождались дети, место захоронения осыпали зерном, поливали.

Так, погребение обеспечивало новое рождение, поддерживало непрерывный обмен между предками и потомками, нелюдьми и людьми.

Обмывание

Во время ритуального обмывания новорожденный отделялся от того мира, откуда появился: с него смывали чуждость, чтобы затем «вылепить» человека.

В севернорусских районах обмывание происходило в бане: ребенка распаривали, доводили его мягкость до предела, после чего повитуха гладила младенцу головку, стараясь сделать ее круглее, сжимала ноздри, чтобы они не были слишком широкими и плоскими. После купания ребенка заворачивали в старую, грязную рубаху отца.

Ведь именно старые и поношенные вещи олицетворяли преемственность поколений, передачу ценностей от старшего к младшему. Так, во время заворачивания, одевания ребенок приобщался к культурной сфере, наделялся человеческими признаками.

Имянаречение

По окончании родов повитуха отправлялась к священнику договариваться о крестинах. Только в исключительных случаях, когда ребенок был очень слаб, и ему грозила смерть, церковь разрешала повитухе самой совершать обряд крещения и давать младенцу имя.

Ребенка обычно называли именем святого, день памяти которого был ближайшим «наперед», или же ребенка называли в честь умершего или живого родственника: мальчиков, к примеру, часто называли именем деда. Имя обуславливало не только поведение человека, но и его физическое состояние.

Распространены представления о том, что если ребенок слаб и болеет, следует изменить его имя, хотя вообще имя не принято было менять.

Передача ребенка крестным родителям

Крестные родители выкупали младенца у повитухи, после чего вместе с новорожденным отправлялись в церковь.

Путь в церковь представлялся опасным, так как ребенок в период между рождением и крещением считался особенно уязвимым: он уже выделен из сферы чужого, но еще не окончательно включен в мир людей.

По дороге в церковь кумовья должны соблюдать ряд предписаний: идти быстро, не оборачиваться, не разговаривать, не мочиться и т.д. Акт крещения уподоблялся рождению, то есть во время крестин происходило «настоящее» рождение.

Поэтому большое значение придавалось дню крестин, времени суток, положению тела ребенка и особенностям его поведения во время крещения. Среди подарков, которые крестные готовили новорожденному, обязательными были крестик, пояс и рубаха. Именно эти предметы отличают человека (своего, крещеного, живого) от нелюдей (чужих).

Получение доли

Важное условие жизни человека – обретение доли (части) жизненной силы из общего запаса, который распределялся между всеми людьми. С одной стороны, доля каждого предопределена свыше, а с другой, доля не только дается, но и берется, и человек сам кузнец своего счастья.

На наличие или отсутствие доли у младенца указывали многие приметы: если ребенок родится лицом вниз – скоро умрет; если с длинными волосами на руках, на ногах или в «сорочке» — будет счастлив; с перевитой пуповиной — будет солдат; дочь, похожая на отца, или сын, похожий на мать, — счастливы.

Зачастую доля воплощалась в главном блюде крестинного обеда – каше. На крестины приглашались все главы семей в деревне, и каждый уносил с собой после обеда немного каши для своих детей. Так каждый ребенок селения получал свою часть каши, свою долю после очередного перераспределения.

«Доделывание» ребенка

Предполагалось, что ребенок рождается «сырым», поэтому в некоторых областях все новорожденные подвергались «доделыванию», «допусканию»: ребенка сажали на лопату и клали в печь, подобно хлебу, или имитировали такое сажание.

Больных и слабых детей «перераживали», «переделывали»: мать становилась на место происходивших родов и до трех раз протаскивала ребенка через ворот своей сорочки сверху вниз.

Также больных младенцев протаскивали через дупло, расщепленное дерево и другие отверстия (например, хомут), символизирующие вход в иной мир, куда ребенок временно возвращался, чтобы вновь родиться.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/101932-dopekanie-mladenca-chto-na-rusi-dela.html

Почему на руси девочек нельзя было пеленать в одежду отца — Сайт о

Как на Руси носили детей? В подоле!

Малыш появился на свет. Один из первых вопросов, который обязательно возникнет у родителей — пеленать ли младенца.

Бабушки, конечно, будут хором убеждать, что пеленать жизненно-необходимо, причем потуже, а то «ручками себя будить будет», «плохо будет спать» и т. д.

У старшего поколения в арсенале есть тысяча и одна причина, которой они в любой момент готовы объяснить пользу пеленания. Однако, родителям стоит взвесить все «за» и «против».

И в этом им готов помочь известный детский врач и автор книг и статей о детском здоровье Евгений Комаровский.

Пеленки появились тогда, когда люди поняли, что малыша нужно защитить от холода, ветра, солнца. И случилось это еще в первобытные времена. Первой пеленкой была шкура животного.

Пеленки видоизменялись вместе с человечеством. Очевидно, говорит Евгений Комаровский, что они долгое время существовали, чтобы взрослые могли сэкономить на одежде. Первые полгода младенцу, которого туго заматывают в прямоугольные куски ткани разной плотности, действительно не так уж нужны штаны и рубашки.

Чуть позже пеленкам нашли медицинское обоснование. Так, еще лет 20-30 назад в родильных домах доктора объясняли роженицам, что от пеленания ножки у крохи будут ровнее, и сам он будет спокойнее.

Пеленать учили еще до родов, для «тренировки» использовали резиновых пупсов, по размерам сходных с новорожденными. Дошли даже до изобретения нескольких техник пеленания — тугое, свободное, частичное.

Со временем педиатры начали замечать, что кривые от рождения ноги не выпрямляются, сколько ребенка ни пеленай, да и вообще дети, которые по «нерадивости» мамаш-неумех растут незапеленутыми, быстрее развиваются физически и психически. Так то, что было догмой, стало подвергаться сомнению.

Позже выявилось, что запеленутым детям дышится труднее, а малыши, которых наконец-то развязали, сразу принимают определенную позу — поджимают ножки и ручки. Именно эта поза является более физиологически правильной для малыша, привычной, ведь в утробе матери в течение 9 месяцев он живет и развивается без пеленок.

Первым доктора и родители бросились искоренять тугое пеленание. Тогда начали пеленать по-новому — широко. Выглядит ребенок, который под пеленкой шевелит руками и ногами и поджимает коленки, не так красиво и аккуратно, как «столбик», который получается в результате тугого пеленания. Но пользы для него стало существенно больше, хотя бы потому, что малышам стало удобнее.

Чуть позже появились детские психологи и другие специалисты, которые взяли на себя ответственность авторитетно заявить, что пеленание, даже свободное, опасно для ребенка — из него никогда не вырастет смело мыслящей, свободолюбивой и независимой личности.

Евгений Комаровский советует родителям не принимать такие «научные труды» близко к сердцу. В первую очередь, потому, что они написаны и придуманы людьми, которых в детстве тоже пеленали.

Для того, чтобы ребенок вырос хорошим, гармоничным, развитым человеком, ему необходимы нормальные внутрисемейные отношения, в которых его будут правильно и разумно воспитывать.

Играет роль генетика, наследственность, степени религиозности семьи, в которой он вырастет, социально-бытовые условия и множество других факторов.

Но никому ни разу в истории нашей планеты не удалось аргументированно и научно доказать, что на личностные качества человека хоть каким-то образом влияет то, в какие пеленки и с какой силой его заворачивали в нежном возрасте.

Именно по этой причине родители должны ответить на вопрос, пеленать или нет, самостоятельно. Как это будет удобнее для самих взрослых.

Плюсы пеленания: экономичность, удобство, отсутствие необходимости обновлять гардероб каждый месяц по мере роста чада.

Плюсы отказа от пеленок:

  • возможность поручить одевание папе, ведь пеленать он вряд ли научится, а одеть чадо в человеческие штаны и рубашку он вполне в состоянии;
  • стирального порошка на рубашки уходит меньше, чем на пеленки;
  • места для сушки ползунки требуют меньше, и высыхают они быстрее, к тому же, пеленки нужно постоянно гладить.

Евгений Комаровский отмечает, что в летние месяцы, когда стоит жара, лучше отказаться от пеленания, как свободного, так и тугого, ведь перегреть чадо в пеленках очень даже легко. Зимой есть другой риск: малыш все-таки развернется и замерзнет ночью.

Только родители, и только самостоятельно, должны принять это решение.

Вреда от пеленания новорожденного нет, говорит Евгений Комаровский, за исключением некоторых диагнозов, при которых туго скручивать ребенка нежелательно, например, при дисплазии тазобедренного сустава. Но о медицинских проблемах, если они будут иметь место, врачи обязательно сообщат.

Рассчитывать на какую-то особую пользу от пеленания тоже не стоит.

Беспокойный ребенок в пеленках спокойнее не становится, особенно, если он полночи вместо того, чтобы спать и дать выспаться маме, старательно выкручивается из ненавистной пеленки только потому, что ему в ней жарко или неудобно, или ручка затекла и появилась физиологическая потребность придать ей иное положение в пространстве.

Правда, иногда пеленание действительно помогает засыпанию, если ребенок нервный, часто вскидывает ручками во сне и беспокоит сам себя.

Многие родители, взвесив все «за» и «против», принимают решение в пользу пеленания. Правда, не на целый день, а только на ночь, чтобы ребенок привыкал спать в темное время суток, а не болтать руками и ногами.

До какого возраста пеленать ребенка, решать тоже его родителям. Когда малыш подрастет, он, возможно, сам перестанет благосклонно относиться к пеленке и начнет протестовать против ее применения.

У большинства родителей получается справиться с внезапными «всплесками» ручками у малыша к 2 месяцам, у некоторых крох привычка хаотично размахивать конечностями во сне сохраняется до полугода. В редких случаях ребенка на ночь пеленают до 8-10 месяцев. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша и его темперамента.

Родители всегда лучше знают, что хочет и что предпочитает их ребенок. Если в ползунках ему некомфортно, мама обязательно это почувствует, и вовремя пустит в ход пеленку. Никаких ограничений, жестких временных рамок, правил и противопоказаний нет, говорит Евгений Комаровский.

Мнение доктора Комаровского о пеленании новорожденного также смотрите в следующем видео.

Подробную инструкцию о том, как правильно пеленать ребенка, смотрите ниже.

Источник:

От пеленания младенца до первого шага

Современные родители читают десятки разнообразных книг о том, как правильно воспитывать своих детей, как вырастить из них достойных людей, граждан страны и опору родителей в старости. Опираясь на народные традиции, крестьяне русского Севера, постигали эту науку в родительском доме, где хранились обычаи предков.

Пеленание и купание младенца.

На Руси с давних времён считалось, что самое важное время в жизни ребенка – это период младенчества от рождения и до года . Именно, поэтому с рождения и до одного года младенец был окружен множеством обрядов, призванных защищать его от нечисти, оградить от злого языка и сглаза, обеспечить защиту его здоровья и счастья.

Для здоровья младенца считалось необходимым пеленание, способствующее распрямлению уродливо скрюченного тельца, находившегося 9 месяцев в утробе матери в «позе младенца» — свернувшись калачиком. Всё внутриутробное развитие ребенка проходит в жидкой среде, фактически в невесомости. Родившись на свет, ребёнок вдруг попадает из состояния невесомости в среду огромного гравитационного давления.

Вот почему у младенца наблюдается мышечная скованность, напряжение и судорожность движений. Пеленать новорождённого следовало старые ткани, вырезанные из одежды родителей. Новорожденного заворачивали в отцовскую рубаху, чтобы отец любил и жалел младенца, чтобы отцовская любовь ограждала младенца от потустороннего мира.

В некоторых деревнях была традиция пеленать ребенка в одежду родителей того же пола, иначе малыша могли ждать несчастья. Пеленание мальчика в рубаху матери не допускалось, так как считалось, что мальчик может вырасти слабым и неумелым в работе, а девочку нельзя было пеленать в рубаху отца, так как может грозить бесплодие.

Первое купание новорожденного было залогом его будущего счастья. В приготовленную для купания тёплую воду бросали серебряные монетки, чтобы кожа ребёнка была чистой, а малыш стал бы богатым.

Существовало убеждение, что теплая вода сделает ребенка добрым и ласковым.

В воду для купания клали хлеб, яйцо, стеклянные вещи, добавляли святую воду, и омывали молоком, чтобы кожа малыша была белой и нежной.

Кормление и первый шаг.

Со стародавних времён на Руси было принято младенца кормить грудным молоком до года и даже дольше. Отказ от грудного вскармливания ребёнка, считался большим грехом, прерывающим особую эмоциональную и родовую связь между младенцем и матерью. Русские крестьяне верили, что родовая связь между ребёнком и матерью сохраняется даже в случае смерти.

Считалось, что умершая мать не оставит своего ребёнка и может приходить по ночам, чтобы его накормить.
Если в год ребёнок ещё не ходил, родители «разрезали путы», которые, по поверью, сковывали младенца.

Для этого отец, ножом, ножницами или лучинкой делал между ножками ребенка движение, имитировавшее разрезание пут, связывающих ноги малыша, и говорил ему: «Ну, теперь ходи: путо разрезано».

Источник:

Почему на русских тряпичных куклах не было лиц

На Руси маленькие куклы, сделанные из тряпок, были не только игрушками для детей. Были они ещё и мощными оберегами, охраняющими дом от нечистых сил и дурного глаза.

Кукол могли делать только женщины, при этом мужчинам даже одним глазком не разрешалось взглянуть на рукоделие. Для изготовления кукол-амулетов использовали лучшие отрезы тканей и украшали их вышивкой. Нетронутым оставалось только лицо.

Тряпичные куклы на Руси испокон веков делали без лиц. На них не вышивали ни глаз, ни рта, ни носа. Виной тому была не банальная лень или отсутствие таланта у рукодельниц. Причина крылась в суевериях, распространённых повсеместно.

Куколки из тряпок были очень похожи на людей, а в любую человекоподобную фигурку могла вселиться нечистая сила. Вселившись в куклу, нечистик получал возможность воздействовать на ребёнка, игравшего с ней. В результате невинное дитя могло заболеть или даже сойти с ума.

А ещё причина отсутствия лиц у тряпичных кукол крылась в христианской религии.

Согласно канонам православной веры, все люди были созданы по образу и подобию самого Бога. Куклы, похожие на человека, так же как бы воплощали в себе Его образ. Но куклы — неодушевлённые предметы, следовательно, наделять их человеческими чертами лица было нельзя. А характер куклы и даже её настроение мастерицы передавали с помощью различных украшений, одежды и вышивки на ней.

Как делались тряпичные куклы-обереги

Наши предки считали, что безликие куклы могут отвести от ребёнка или взрослого нечисть и уберечь от несчастий. И для того, чтобы наделить кукол такой силой, соблюдали обязательные ритуалы. Так, кукол изготавливали только женщины, причём с самого раннего возраста.

Во время работы над куклой они не пользовались ни иглой, ни ножницами. Ткань рвали по продольной нити. А чтобы обозначить голову, туловище и руки с ногами завязывали в узелки. Кстати, эти узелки завязывали, проговаривая про себя добрые пожелания. Иногда для формирования фигуры использовали нити.

Ими затягивали кусочки тряпок, собранных с особым старанием.

Для изготовления кукол-амулетов рукодельницы брали ситец, сатин или кумач. Они считались очень дорогими тканями. Из них шили праздничную одежду, а оставшиеся лоскутки берегли для кукол. Особо ценилась красная ткань, ведь красный цвет был символом жизни и процветания.

Также были ценны лоскуты от подолов фартуков и женских нательных рубах. Подолы, соприкасаясь с землёй, вбирали её силу, а после передавали её сделанной из подола куколке. Такие куклы сулили семье, в которой они находились, богатый урожай и достаток.

Впрочем, были и куклы, дарующие иные блага.

Обереги от множества напастей

Каждая мать перед рождением ребёнка делала сонницу — маленькую куколку из тряпок. Её подкладывали в колыбель к новорожденному, чтобы она охраняла его сон. Подросшим детям тоже вручали куклы, несущие особое значение.

Куклы-берегини предназначались для девиц, готовящихся выйти замуж. Они сулили счастливое замужество. После свадьбы мать дарили дочери куклу-десятиручку. Она помогала молодой жене всё успевать по хозяйству и дарила лад в семье.

На самой свадьбе молодожёнам обязательно дарили куколок-неразлучников. Они представляли собой две фигурки: мужскую и женскую, соединённые общей рукой.

Неразлучников прикрепляли к полотенцу, а когда в семье появлялся ребёнок — открепляли. Самих куколок отдавали малышу, чтобы те уберегли его от сглаза и болезней.

А полотенце только после этого события начинали использовать в хозяйстве. Кстати, для помощи по хозяйству тоже были особенные куклы.

Куклу-крупеничку делали, чтобы привлечь благополучие и достаток. Внутрь такой куколки помещали мешочек со свежесобранным зерном. Куколка-стригушка, сделанная из первого сжатого по осени снопа, отвечала за хороший урожай.

А чтобы вся семья была здорова и могла этот урожай собрать, женщины мастерили кукол-лихорадок. Изготавливали их в количестве 12 штук и пеленали, как грудных детей. После создания куклы прятались в укромном месте, а перед этим читался заговор от различных болезней.

Наши предки верили, что таким образом могут уберечь себя и своих близких от хворей.

 Откуда появилась традиция заплетать косу и какие обряды были с этим связаны

Источник:

Одежда детей в славянской традиции

  • Глава из книги «Русская народная одежда (предназначение, сословная принадлежность, крой и шитьё)»
  • ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА
  • Пеленание детей

Когда ребёнок рождается, его первая одежда – пелёнки.

Есть разные виды пелёнок: простые (повседневные), на выход, обрядовые и праздничные.

Простые пелёнки на каждый день делаются из старой (ношеной) отцовской и материнской одежды (обычно из становины рубах и сарафанов), чтобы они оберегали ребёнка в первые дни после родов и подпитывали его мужской и женской энергиями, родительской любовью.

Источник: https://eparhia-birsk.ru/sueveriya/pochemu-na-rusi-devochek-nelzya-bylo-pelenat-v-odezhdu-ottsa.html

Как на Руси детей носили

Как на Руси носили детей? В подоле!
17.06.2019

В современном мире создано множество удобных приспособлений для ношения новорожденных детей. Однако удобство и польза не всегда идут рука об руку.

Так наряду с прочим коляска стала большим облегчением для мам и, вместе с тем, создала огромное расстояние между матерью и ребёнком, разрушила природные принципы гармоничного развития младенца.

Ведь до обретения способности ходить малышу необходимо пройти «ручной период» — находится на руках у мамы и иметь с ней непосредственный контакт кожа к коже.

Сосательный рефлекс предполагает, что где-то у рта ребенка находится мамина грудь, к которой можно прильнуть при возникновении голода. Хватательный рефлекс тоже, видимо, возник, чтобы малыш не падал с мамы, когда ей для чего-то нужно освободить руки.

Близость с мамой: слыша стук её сердца, её дыхание, ощущая родное тепло, запах – всё это создаёт безопасную среду для нормального физического и психологического развития малыша, позволяет ему шаг за шагом осваиваться в большом мире, не пугаясь его величины и таящихся в нём опасностей.

Дети, потребности которых в физическом контакте удовлетворены, меньше плачут, страдают от колик, зато больше времени проводят в состоянии спокойного бодрствования, изучая окружающий мир.

Не стоит бояться приучать малышей к рукам, «отсидев» своё на руках, они постепенно к году с них сходят, но при этом продолжают оставаться спокойными и дальше.

Сейчас уже всё больше и больше мам изучают осознанный подход к родительству и начинают носить детей на груди или на спине в специальных тканевых приспособлениях. При этом им часто от старшего поколения приходится выслушивать критику и негативно окрашенные комментарии, мол, раньше таких причуд не было, а сейчас понапридумывали…

Однако, наверное, каждый из нас слышал известную поговорку «принести в подоле», которая означает родить ребёнка вне семейного союза. Но при чём же тут подол?

Как носили детей на Руси задолго до возникновения колясок? Давайте разбираться.

Носить ребёнка в подоле не зазорно

С чего всё начиналось?

Вероятнее всего, что разные способы крепить ребёнка на теле матери при помощи шкур или тканных лоскутов возникли ещё тогда, когда у человечества появилась первая одежда и оно жило в согласии с принципами Природы.

Археологи обнаружили одно из самых древних изображений тканой перевязи для ношения детей в гробнице Монтуемхата, верховного жреца бога Амона. Она находится в Египте, в западной части Фив, и заложена в I тыс. до н.э.

Сохранились средневековые фрески и картины, изображающие матерей с детьми в слингах.

Несколько лет назад в США выпущен золотой доллар, на котором изображена Сакагавеа (Sacagawea) — индейская женщина из племени шошонов, которая, неся собственного сына-младенца на спине, прошла тысячи миль с первой трансамериканской экспедицией (1804–1806) от Западного до Восточного побережья Северной Америки и обратно.

Многие народы и по сей день сохраняют этот обычай – носить детей на себе. Так, эскимосы носят детей голыми в своеобразном меховом одеянии с карманом на спине, на дно которого постелен впитывающий мох.

Кожа ребёнка соприкасается с кожей матери, а уж их обоих покрывает толстый слой меха, спасающий от мороза. Эта традиционная одежда называется амаути.

В современном варианте это специально сшитая куртка с карманом на спине.

В африканских странах ребёнка привязывают тканым полотнищем к спине, то же самое делают матери и в Индии.

Цыгане до сих пор носят детей в платках, обвязанных вокруг шеи. В восточноазиатских странах для ношения ребёнка используют Mei Tai (май-тай) — лоскут с четырьмя лямками, две из которых охватывают пояс матери, а две завязываются за её спиной, образуя карман для малыша.

На современный манер такие приспособления чаще всего называются слингом. «Слинг» от англ. Sling — «повязка, перевязь, грузоподъёмное полотнище; подвешивать через плечо».

На Руси и в Европе тканые перевязи также были широко распространены. Известное присловье «принесла в подоле» буквально обозначает перенос ребёнка в подоле. Подол — традиционный для костюма руской крестьянки передник, широкий и длинный, который надевался поверх юбки. В нём носили детей, обвязывая концы передника вокруг шеи, делая вместе с ним обычные дела.

Рождение ребёнка в то время не воспринималось как что-то особенное, способное изменить привычный образ жизни – малыш просто вливался в уже устоявшийся уклад семьи.

Хотя, стоит заметить, что раньше не было такой острой необходимости носить ребёнка всегда с собой. И это невзирая на тот факт, что продолжительность грудного вскармливания в то время доходила до 2,5-3 лет.

Работающая мама, уходя из дома на весь день, часто оставляя малыша дома на попечение другим родственникам. Молодые мамы брали вместе с собой на работу только тех детей, которым необходимо более частое кормление.

К. Е. Маковский, «Крестьянский обед во время жатвы», 1871 г

Но почему выражение «в подоле принесла» означает «родила не будучи замужем»? Ведь в подоле детей носило большинство женщин? На этот счёт существует следующая версия.

На Руси в родах женщины всегда присутствовал муж, отец ребёнка. Он или помогал в родах, или терпеливо ждал появления дитятки. Именно муж сразу после родов брал свою кровиночку на руки от повитухи. При этом первая вещь, с которой соприкасалась кожа ребёнка, была папина рубаха. На Руси любого только что рождённого малыша заворачивали в ношенную отцовскую рубаху — на счастье.

А если ребёнок родился вне семейного союза, откуда взяться папиной рубахе? Естественно, её заменяло что-то мамино. Вероятно, мамин подол. Вот и получается, что ребёнка, который рождался без отца, в дом, к семье из помещения, где были роды, приносили в подоле, а не в папиной рубахе.

Так, по-видимому, закрепилось и дошло до наших дней выражение «в подоле принесла».

Почему стоит использовать тканевые перевязи

  • Принцип ношения с помощью тканевых приспособлений един — ребёнку придаётся физиологичная поза, которой затем обеспечивается фиксация тканью, которая поддерживает ребёнка так же, как руки взрослого, подстраиваясь под позу малыша.

     

  • Тканевая перевязь даёт ребёнку возможность получить необходимый телесный контакт и доступ к грудному молоку, а маме – освободить руки и разгрузить спину. Ведь при таком ношении вес младенца распределяет по всей спине и не тянет вниз, а потому мама устаёт гораздо меньше.

  • Традиционные тканевые перевязи позволяют избежать распространённого среди младенцев недоразвития сустава бедра, так называемой дисплазии, вызывающей вывих бедра. Как выяснилось, врождённый вывих бедра часто встречается среди народов, не практикующих ношение ребёнка на матери, а помещающих детей в разновидности колыбели.

    Широкое разведение ног в первые месяцы жизни способствует правильному формированию головки бедра.

Кстати, современные приспособления для ношения ребенка типа «кенгуру», придерживающие ребёнка с помощью системы ремней (они сейчас более известны в России и Европе), для недавно родившегося малыша не очень хороши, тем более надолго, поскольку неразвитый позвоночник ещё не в состоянии такую нагрузку принять — основная нагрузка идёт на промежность и далее на позвоночный столб. Однако надо отличать их от тканевых перевязей. Основная разница заключается в распределении нагрузки на позвоночник ребенка. У тканевых перевязей нагрузка приходится на всю поверхность спины ребёнка и его бедра.

  • Кроме правильного развития тазобедренных суставов, ношение в перевязи (в отличие от «кенгуру») стимулирует более ранее развитие мышечной системы и вестибулярного аппарата ребёнка. «А как же позвоночник, не искривится?» Как это ни удивительно, для позвоночника правильное ношение на руках гораздо полезнее лежания в кроватке или коляске. Все мы знаем из курса биологии, что позвоночник имеет изгибы. Два из них частично сформированы изначально, а другие два формируются по мере развития мышечного корсета. И этот корсет формируется быстрее и правильнее при ношении ребёнка, чем при неподвижном лежании. И обращение к временам свивальников и тугого пеленания для обоснования традиционности такой неподвижности недостоверно, поскольку туго спелёнатых младенцев несколько раз в день разворачивали и разминали — делали серьёзную гимнастику и массаж, «разгоняли кровушку». У нас же нередка ситуация, когда одетый в памперс и не требующий частого переодевания младенец целыми днями лежит в кроватке, там же получает бутылочку, и маме недосуг даже повернуть его с боку на бок.
  • Тканевая перевязь помогает справиться с ситуациями, когда ребёнок испытывает дискомфорт при коликах или при болезни.
  • У мамы, когда малыш большую часть времени находится у груди, стимулируется выработка молока.
  • Врачи отмечают несомненную пользу для здоровья дитя от ношения в тканевой переноске: особенно для выхаживания недоношенных детей и для лучшей адаптации усыновлённых малышей.
  • Кроме всего прочего тканевая перевязь помогает вести ту же активную жизнь, как до рождения ребёнка: пойти в гости, в музей, на прогулку и в другие места, куда не всегда удобно ехать или идти с коляской.

Следует учитывать:

Неправильное использование тканевой перевязи приводит к усталости матери, повреждению осанки ребёнка, выпадению ребёнка или даже удушью. Кроме этого, завязывание подобной переноски самостоятельно требует навыка и терпения. Её проблематично использовать в холодное время года. И таким образом нельзя перевозить ребёнка в машине и в самолете.

https://www.youtube.com/watch?v=3C2avxLYuGQ

В не зависимости от того, какой на дворе век желание быть у мамы на руках, слышать биение её сердца, чувствовать её запах, вкус молока на губах, засыпать под привычное покачивание в ритме маминой походки — это естественная потребность малыша, а не каприз. Поэтому возврат к истокам, к традициям наших предков – это возврат к себе, а не просто ещё одна модная тенденция.

© Методический центр «Древо Рода»

Другие статьи по теме здравомыслие

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Источник: http://drevoroda.ru/interesting/articles/686/3317.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.