Как происходит обучение во сне

Содержание

Эффективные методики обучения во сне за 5 минут

Как происходит обучение во сне

Методикой обучения в период естественного сновидения является гипнопедия. Обучение во сне представляет собой прослушивание учеником во сне гипнотизера либо его записи.

Исходя из ранних исследований, были сделаны выводы, что методика не работает, когда другие положительно отзывались о подобной манипуляции.

Как оказалось, у мозга действительно появляется реакция на раздражители, он обрабатывает их, в то время когда человек спит.

Научное определение гипнопедии

Наверняка каждый задумывался о том, чтобы сэкономить время на обучении, переложив этот процесс на сон. Рекламные ролики обнадеживают, сообщая о 25 кадре.

Возможность учения во сне без затрачивания сил и времени, получило отклик в научных изысканиях. Так, факт обучения в период сна называют гипнопедией. Специалисты в области истории уверяют, что методика уходит истоками в Древнюю Индию. Монахи нашептывали ученикам тексты старых манускриптов, когда они спали.

Обучение, согласно фазам сновидений

Чтобы понимать, допустимо ли выучить за 5 минут во сне необходимую информацию, нужно рассмотреть главные особенности ночного отдыха.

Исследователи выделяют 2 вида сна.

В первом цикле восстанавливаются энергоресурсы организма. Вторая фаза имеет второе название – парадоксальная. Относительно показателей физиологии медленный сон близок к состоянию бодрости. Циклы сна сменяют один другого. Полная фаза зафиксирована на границе 2-х часов. При этом быстрый сон занимает всего 20 минут.

Обучающийся в школе или в ВУЗе желает выучить требуемый материал, например, стих или песню, в течение пяти минут во сне, который плохо запоминается в дневное время.

Термин гипноделии является видом учения во время сновидений и считается:

  • гипнозом, способным исцелять;
  • видом внушения для коррекции процессов психики;
  • получением новых навыков и способностей, полученных на подсознательном уровне.

Чтобы практика имела успех, нужно чтобы навеиваемый материал оставался в памяти длительное время.

Чему возможно обучиться в сновидениях?

Как оказалось, но мозг действительно способен научиться, пока человек беззаботно спит.

Опубликованная статья психологов из Франции, которыми проводилась проверка возможности запоминать музыку, слышимую в момент сновидения. Было выявлено, что люди могут распознавать звуковые сигналы наутро, когда проснутся, хотя не подозревали, что раньше их приходилось слышать.

Исследователи уточнили, что возможность запомнить материал происходит лишь в цикле быстроволнового сновидения, когда активность мозга высокая. Интересный факт, что память наоборот развивается в стадии медленного видения сна. Выходит, что ночью мозг проделывает одновременно несколько действий.

Когда участники испытания спали, учеными запускались разные сигналы звуков, ассоциируемых с отдельным ароматом. В случае зловонного запаха, дыхание участника становилось глубоким. Чтобы дыхание изменилось, требовался один звуковой тон.

Рефлекс на звуки был сохранен также после подъема. Это указывает на развитие ответов, происходящих на глубокой стадии, где необходимость в работающем сознании отсутствует. Выучить английский язык, математику по данному методу вряд ли выйдет.

Другие изыскания в этой области позволили участникам попытаться учить гитарные пассажи. Затем они засыпали. Во сне их просили наиграть то, чему обучились.

Первая группа испытуемых отдыхала в обычном режиме. Другая, в это же время предавалась отдыху под мелодию, изучаемую в дневное время.

Результаты показали, что второй класс обучаемых участников получил высокие итоги работы в отличие от первой.

В 2013 г психологи из Иллинойского университета выявили, что в период сновидения есть возможность развития музыкальной памяти, а также тренировать пространственную память.

Важная информация! В период сновидений можно обучиться, но не серьезным вещам. При этом качественный отдых важен для процесса. Ночью мозг не усваивается принципиально новое, а лишь перерабатывает уже имеющийся материал, закрепляя в памяти.

Особенности обучения во снах

Чтобы обучаться в период сновидений не может учитываться как возмещение иными способами учения, поскольку соответствует закреплению в памяти отдельных видов информации.

  • числовые таблицы;
  • формулы геометрии;
  • иностранные и русские слова;
  • шифрованные коды.

Успешность использования гипнопедии обусловлена большим количеством причин, чтобы рассуждать о широком использовании.

  • вид информации;
  • особенность памяти;
  • возраст ученика.

Для увеличения действенности видоизменяется количество и длительность процедур изучения, манера речи, т.е. процесс обучения.

В качестве обучения под действием гипноза либо неестественно спровоцированного отдыха ночью путем электросна, медикаментозного способа, терминология гипнопедия не используется. Причина в использовании гипнотического, постгипнотического внушения, имеющие иной механизм.

Упоминание в литературе и кинематографе

Обучение в период сна было описано в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Оно являлось одним из оснований нового фантастического окружения. Детям в голову записывали, как вести себя среди людей, предпочтительность и мысленные роли исходя из того, к какой касте они принадлежали. Также проводилось обучение.

В «Звездном десанте» романа Роберта Хайнлайна обучение использовали в корпусах кадетов, чтобы научить офицерский состав.

Образование во сне также упоминается в повести «Гадкие лебеди» Братьев Стругацких, где мокрецами применяется этот метод, чтобы обучать детей-вундеркиндов.

Кинематограф

Советский телесериал под названием «Большая перемена», в котором героями являются Евгения Леонова и Степан Леднев, имеет следующий сюжет.

Будучи родителями девочки, вместе с ней по договоренности получают школьное обучение истории в период сна. Спустя время, Нелли включает передачу на радио, которое озвучивает шпионский роман.

Впоследствии в ходе гипнопедического учения роман в подсознании отца Степана сплетается с происшествиями, которые описываются в книге.

Обучение также описывается в мультике «Братья Вентура», в котором учащимися являются Хэнк и Дин. Поскольку сюжет представлен в ироническом исполнении, то документы об образовании братья получают таким образом.

Мнение ученых об обучении по методу гипноделии

Представители различных направлений давно интересуются, как учиться во снах, в т.ч. и писатели-фантасты. Сегодня считают, что такой метод обучения запомнить наизусть урок особенно действенен, чтобы усвоить:

  • разные формулы;
  • слова иностранного языка;
  • специальный материал.

Те, кто подвластные легким путям будут огорчены, поскольку выучить за 5 минут во сне стихотворение, налоговый кодекс, таблицу умножения, невозможно.

Ученые подвели неутешительный итог, что такой метод обучения действенен только в качестве укрепления уже изученной темы по физике или химии в период бодрствования. По результатам отдельных исследований было выяснено, что человеку свойственно запомнить тот или иной материал. При этом доказать в действительности, слышал или нет ранее невозможно.

Иные исследования, в ходе которых человеку испытания такого вида обучения, ставили слушать аудиозапись с рассказами только во сне, тоже были несостоятельными, относительно техники. Пробудившись после ночного обучения, человек ничего не запомнил.

Чтобы хорошо закрепить урок в период бодрствования, нужно чтобы он неоднократно демонстрировался во время быстрого цикла. Потому таким способом обучиться нереально в домашних условиях.

Опыты и результаты обучения во сне

Испытания по обучению во сне за 5 минут над крысами и птицами предоставили приятные результаты. Крыс обучали определяться в лабиринте, вкладывая материал в отдельные строения мозга. Среди ночи эти участки мозга становились активными. Выглядело так, будто подопытные делают то, чему их обучали ранее, для закрепления урока.

При измерении активности нейронов был обнаружен участок лабиринта, где присутствовало животное в своих сознаниях. Было ли решено задание крысой в реальности или период сна не имело значения. Итоги исследований по обучению как свидетельствовали о высоком значении действенности снов, так и были определены процессы учения в период сновидений.

Делая опыты на зябликах по методу обучения в момент сна, выяснилось, что звуки, услышанные в период отдыха, переходят из отдела слуха в точку пения. Потому птица повторяла мелодию, которую ей ставили слушать среди ночи.

Важно! Опыты и результаты обучения говорят о том, что открывается огромный потенциал, которыми наделены сновидения, больше всего цикл REM.

Мозгу человека небезразлично, что происходит с вечера перед отдыхом, что видится и слышится. Хорошо подумав, можно использовать данные ресурсы для личной выгоды.

Эффективные методики

Существует четыре популярных видов обучения по технике гипнопедии.

Помощь аромата

Если за пять минут в период сна и не удается изучить учебную информацию географии, биологии, английские слова, то возможно повысить запоминание урока в разы.

Разработано несколько методик, благодаря которым можно быстро обучиться путем мягкого влияния на ученика, когда он спит.

К одному из таких способов относится аромаметод. Германскими исследователями было определено, что лучше всего запомнить поможет запах, ощущаемый при отдыхе. Когда будучи спящим, человек узнает такой же аромат, вдыхаемый при занятости над упражнением, когда бодрствовал, то изученный днем курс информации усвоится прочнее.

Антинаучность

Учиться во сне подобным образом практически невозможно. При этом институтом ранних исследований было отмечено, что испытуемые способны запоминать ряд факторов, когда спят. Хотя точно заявить, что участники не пробуждались и не осязали аудиоинформацию наяву, нельзя.

Чтобы удостовериться в этом, ученые из Америки фиксировали на голове испытуемых электроды и ставили мелодии, когда люди уже спали. Выяснилось, что уснув, ученики ничего не помнили.

Данные эксперимента опубликовали еще в 1950 году. Однако в течение долгих лет предприниматели пробовали обогатиться за счет шанса быстро и легко обучиться. Притом что их методики не носили научного обоснования.

Хотя мозг во сне не принимает другой материал, ночью он не спит. Им осуществляется перебор накопленной за сутки информации, которая потом из места формирования воспоминаний, направляется в зоны коры, где она сохраняется.

Технические изобретения

В ближайшем будущем, благодаря техническому развитию, возможно появление и иных методов, основанных на применении фаз сна. Считают, что закрепление памяти случается вследствие отдельных, замедленных пульсаций головного мозга. Потому появилась идея мягкого их стимулирования, не поднимая человека.

Ян Борн является основным идеологом таких исследований. Им было установлено, что мозговые сигналы, возможно, стимулировать путем трансчерепной активации прямым током. Подавался слабый ток через череп человека, что помогало улучшить способность запоминания слов.

Новый инвазивный способ заключается в надевании на голову электродной каски, чтобы измерить нейронную деятельность. Через наушники подают звуки во сне. Благодаря способу проходит мягкая стимуляция нейронной активности. Медленное сновидение оказывается глубоким и интенсивным.

Влияние мелодии

Описанная методика, эффективна не только чтобы выучить новые слова, но и мелодию во сне. Исследователями проведена работа с группой лиц. Их обучали играть на гитаре по методу, который позаимствовали их видеоигры. Затем участник нужно было лечь спать.

Людей разделили на 2-ой команды. Первая слушала мелодию во сне, репетируемая ранее. Вторая отдыхала в затишье. Потом обеим командам нужно было воспроизвести мелодии, разученные на уроке. Исход 1-ой команды лучше, по сравнению со 2-ой, притом, что они не были осведомлены, что отдыхали под эту мелодию.

Хитрости по изучению в период сна иностранного языка

Учеными проводилось исследование, в котором группу немцев обучали иностранному языку, которые не знали его вообще. Команду поделили на 2 части. Первая слушала запись с изученным материалом, когда отдыхала. Другой группе ничего не включали. Результаты в обучении первой группы выше.

Чтобы разгадать причину феномена, обучавшие язык во сне, провели эксперимент мозговой деятельности с использованием энцефалографии. Те, кто слушал запись, проявили высокую активность волн. По предположениям ученых именно это явление указывает на процессы запоминания новых данных во сне.

Источник: https://NetSna.com/vazhno/son/obuchenie.html

Обучение во сне как способ стать более эрудированным

Как происходит обучение во сне

Учеба – трудоемкий, длительный, утомительный процесс. Выучить английский текст, поэму, историческую хронику сложно. У всех на слуху теория обучения во сне.

Имеет ли место такой способ получения знаний? Работает гипотеза, или это теоретические догадки ученых? Выучить физику, таблицу умножения, иностранный язык в период отдыха, не прилагая усилий – фантастика.

Ученые утверждают – человеческий мозг способен на такие действия. Обучение во сне по-научному называется гипнопедия.

Реально ли использование выучить ли что-либо в период сновидений

Головной мозг остается загадкой, которая научно не освоена. Его предназначение заключается в восприятии сведений, усвоении, запоминании. Во сне отдыхает костно-мышечная система, органы и системы. Головной мозг продолжает активно работать все время. В этот период включается повышенная восприимчивость.

Сон – период, для которого характерны промежутки различной степени активности мозговой деятельности.

Степени активности мозговой деятельности

  • Фаза дремоты, погружения в сновидения.
  • “Мгновенный сон”. Реакции организма замедляются, человек видит картинки про значимые моменты жизни, волнующие проблемы, события.
  • Стадия погружения в глубокие сновидения. Мозговая деятельность наименее активна.

Обучение с высокой вероятностью успеха происходит на первой стадии. Когда человек погружается в крепкий, безмятежный сон, восприятие сведений заканчивается.

Что собой представляет гипнопедия

Ученые выяснили, что в сонном состоянии за короткий промежуток времени человеческий мозг способен усвоить информацию. Они утверждают – лучше с помощью данного метода изучать науки, которые не даются в период бодрствования.

Посредством гипнопедии осваиваются точные науки: математика, физика, информатика, основы информационных технологий. Хорошо запоминаются простейшие математические действия: умножение, деление, формулы, теоремы.

Если в обычный период постижение английского, русского, французского языков, истории, не вызывает сложностей, нет смысла изучать в моменты отдыха.

Техника обучения в период сновидений сравнима с гипнозом. Мощность воздействия на подсознание, психику человека гораздо слабее, чем при гипнозе.

Чтобы обучение было продуктивным, исключите отвлекающие внимание факторы. Чтобы выучить важный материал, требуется предельная концентрация внимания.

Для увеличения вероятности освоения материала необходимо:

– отсутствие причин сомневаться в собственных возможностях;

– информация интересна обучающемуся. Успех зависит от потребности поступающей информации;

– чтобы выучить материал, сонный человек полностью расслабляется;

– спокойная обстановка вокруг;

– исключите посторонние шумы, скрипы, шорохи. Причиной неудачной попытки может стать стук двери, шум шагов.

Обучение во сне: преимущества, недостатки

Обучение в период сновидений имеет достоинства, недостатки, которые необходимо учитывать, выбирая методику освоения математики, грамматических основ русского. Взвесьте все за, против, перед тем, как воспользоваться методикой.

ПреимуществаНедостатки
Сонный человек способен освоить материал, если тема знакома, подача материала правильная.Вид обучения до конца не изучен, неизвестно, какие реакции организма может вызвать.
Изучение, усвоение информации в сновидениях развивает мышление.Многие, кто стремится выучить желаемую тему таким путем, отмечают ухудшение качества сна, быструю утомляемость.
В сонном состоянии можно выучить формулировку, таблицу умножения, запомнить мелодию.С помощью данной методики не удастся постичь непонятную науку, которая не вызывает интереса в период бодрствования.
Обучение таким способом укрепляет память, тренирует мышление.Выучить можно не большой объем материала.

Обучение в период отдыха за 5 минут

Специалисты называют способность выучить, усвоить новую информацию техникой обучения за 5 минут. Период поверхностного сна длится от 5 до 15 минут. Лектор, поставленная запись не озвучивается дольше 8-10 минут. Специалисты рекомендуют после пробуждения воспроизвести полученную информацию. Обучение может сопровождаться звучанием музыкальных композиций.

Специалисты единогласно утверждают, что для понимания, запоминания материала повторяйте, прослушивайте в сонном состоянии, и в момент бодрствования.

Список использованной литературы:

  • The Epistemology of Descartes (fulltext) Classic philosophy on the difference between the real and the dream world
  • The International Association for the Study of Dreams Research About Dreams and Dreaming
  • Бескова И. А. Природа сновидений (эпистемологический анализ) / РАН, Ин-т философии. — М., 2005г.

Источник: https://PsySon.ru/issledovaniya/obuchenie_vo_sne.html

Можно ли учиться во сне? Оказывается, можно

Как происходит обучение во сне

От хронической бессонницы помогают аудиокниги, подкасты и снотворное. Если загрузить книг на всю ночь, они будут постепенно проникать в сны.

И что самое забавное, иногда можно даже припомнить часть услышанного на утро. Ученые давно задавались вопросом, нужно ли быть в сознании, чтобы запомнить.

Кажется, что да — в конце концов, все наши драгоценные воспоминания сформированы во время часов бодрствования, когда сознание в работе.

Обучение во сне — мечта любого человека.

Однако появляется все больше исследований на тему того, что когда мы соскальзываем в бессознательное состояние во сне, мы не теряем способность запоминать новый материал. То есть, включите на проигрывание словарь новых слов, и бессознательный мозг выучит эти слова — без какой-либо работы или осознания, даже после пробуждения.

Обучение во сне возможно

Исследование, опубликованное недавно в Currently Biology, позволяет предположить, что идея обучения во сне имеет под собой корни. Ученые провели эксперимент с группой из 41 человека, говорящих на немецком языке, и выяснили, что мозги участников могут впитывать словарный запас из выдуманного языка и привязывать эти слова к немецким значениям во время сна.

Это, конечно, далеко от изучения совершенно нового языка, включая синтаксис, в спящем состоянии. Но по пробуждении у участников спросили, будет ли обозначенное выдуманное слово больше обувной коробки (да, это странный тест), и участники отвечали правильно со значительно более высоким шансом — не зная, что они ранее сталкивались с этим словом.

«В ходе исследования мы обнаружили, что спящий мозг может на самом деле кодировать новую информацию и хранить ее в течение длительного времени. Более того, спящий мозг способен создавать новые ассоциации», говорит автор исследования Марк Цюст из Университета Берна.

Сон и память

Мы часто думаем о сне, как о времени простоя. Но это не так.

Недавно проведенные исследования показали, что сон помогает мозгу очиститься, вымыть токсичные молекулы, которые в конечном итоге могут привести к болезни Альцгеймера.

Сон — важнейшая составляющая здоровья человека

Что еще более важно, сон также реорганизует воспоминания. На определенных стадиях сна мозг воспроизводит воспоминания в ускоренном режиме: нейроны, ответственные за хранение воспоминаний, снова активируются как сеть, по сути обучая мозг воспоминанию.

Этот проигрыш помогает нам втиснуть важные уроки и жизненный опыт в более постоянное хранилище в нашем мозгу.

Между тем, тангенциальные воспоминания — те, которые в первую очередь не заслуживают особого внимания — стираются, чтобы открыть больше места для хранения.

Часть этой ночной работы можно уловить путем непосредственного измерения нервной активности в мозге грызунов. Посадите мышь в новый лабиринт днем, и нейросети, активированные во время кодирования памяти, начнут работать ночью.

Из этих исследований на грызунах ученые выяснили, что гиппокамп — область в форме морского конька, скрытая глубоко внутри мозга — связывается с внешним слоем мозга, корой, во время сна, посредством волн активности, которые можно измерить с помощью устройства ЭЭГ.

Обучение во сне

В этом исследовании ученые взяли 41 немецкоязычных добровольцев обоих полов. Вместо того, чтобы учить их обычному языку, команда составила псевдослова, каждое из которых было связано с определенным значением, чтобы убедиться, что один из участников не имел никакого контакта с новым языком.

Вместо того, чтобы произносить слова, когда добровольцы спали, ученые решили нацелиться на определенный период сна: так называемые «пики» во время глубокого сна, обычно не связанные со сновидениями.

Во время глубокого сна нейроны координируют свою активность в течение коротких промежутков времени, прежде чем снова упасть в период бездействия — провалиться на графике. Два этих состояния циклически сменяются каждые полсекунды.

«Мы предположили, что пики медленных волн способствуют кодированию сна, потому что пики разграничивают периоды относительного нервного возбуждения», объясняют авторы.

Когда добровольцы уснули, на каждом из них было устройство ЭЭГ для мониторинга мозговых функций, и ученые начали играть в словесные ассоциации через наушники-вкладыши.

Например, выдуманное слово «тофер» означало «ключ», а «гуга» — «слон». Каждая пара слов воспроизводилась четыре раза, в соответствии с ритмом спящего мозга, так что второе слово совпадало с пиками волн. Всего спящий мозг услышал о 36 различных парах слов за более чем 146 повторений.

«Момент, когда воспроизводилось второе слово, был важным, потому что в этот момент можно было сформировать ассоциацию между одним словом и другим, а значит и нейронная пластичность должна быть оптимальной», поясняют авторы.

По пробуждении добровольцев ученые показали им псевдослова и попросили изобразить, будет ли обозначенный предмет меньше или больше, чем обувная коробка — как способ проникнуть в бессознательные воспоминания.

«Неявные воспоминания сложно сформулировать явно. Мы должны были получить доступ к бессознательному, неявному знанию через вопросы о семантических аспектах этих новых слов», говорит Цюст.

15 участников также получили сканирование мозга с использованием фМРТ в момент попытки принятия решений.

Примечательно, что когда второе слово в паре слов совпадало с состоянием сна в глубоком сне, участники могли правильно охарактеризовать выдуманное слово на 10% выше шанса.

«Если вы представляете «биктум» и «птицу» спящим людям, их мозг может установить новую связь между известным понятием «птица» и совершенно новым и неизвестным словом «биктум», говорит Цюст.

«Этот след во сне остается во время бодрствования и может повлиять на то, как вы реагируете на «биктум», даже если вы думаете, что никогда раньше не сталкивались с этим словом.

Это неявная, бессознательная форма памяти — как будто «нутром чуешь».

Изучая данные, ученые обнаружили, что попадание в пиковые состояния во время представления свойств коррелирует с лучшим запоминанием после пробуждения.

Это объясняет ряд предыдущих противоречий в исследованиях сна. Авторы объясняют так: «Время презентации слов относительно ЭЭГ спящего было решающим для успеха кодирования сна».

Двойная обязанность

Вглядываясь в обучающийся, но спящий мозг, ученые обнаружили, что гиппокамп и область мозга, обычно связанные с изучением языка, также были активны во время обучения во сне.

Это сильно противоречит всему, что мы знаем об обучении гиппокампа — мы полагаем, что он активен только в состоянии бодрствования.

«Эти структуры мозга, по всей видимости, опосредуют формирование памяти независимо от преобладающего состояния сознания — бессознательное во время глубокого сна, сознательное во время бодрствования», говорит Цюст.

Тем, кто уже задумался о создании устройства для «обучения во сне», стоит понимать, что идея внедрения совершенно нового словаря во время сна остается весьма спорной. В конце концов, словари основаны на знаниях, а не на интуиции. Более того, ученые еще не знают, может ли активное обучение во время сна мешать более заметной роли сна в консолидации дневных воспоминаний.

«Практическая значимость бессознательного кодирования во время сна для последующего изучения после пробуждения в конечном итоге будет зависеть от того, улучшит ли первый сеанс кодирования сна это обучение», говорит ученые.

Разве не удивительно, что люди способны на такую сложную обработку информации, фактически находясь без сознания? Поделитесь мнением в нашем чате в Телеграме.

Источник: https://Hi-News.ru/science/mozhno-li-uchitsya-vo-sne-okazyvaetsya-mozhno.html

Обучение во сне: мечты сбываются?

Как происходит обучение во сне

Дэвид Робсон BBC Future

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Раньше обучение во сне казалось несбыточной мечтой. Но теперь нейробиологи утверждают, что нашли способы развивать память человека в состоянии сна, пишет корреспондент BBC Future.

Прежде чем забраться под одеяло, тщательно готовим спальню: несколько капель ароматической эссенции на подушку, на уши — наушники, на голову — странного вида повязку. Теперь можно ложиться спать.

Этот ритуал занимает всего несколько минут, но есть надежда, что он поможет ускорить процесс освоения самых разных премудростей: от игры на фортепиано и в теннис до французского языка.

Наутро в памяти не останется ничего из ночного «урока», но это и не важно — результат все равно есть.

Когда-то мысль о возможности учиться во сне казалась попросту вздорной, а сегодня уже существует несколько способов — высокотехнологичных и не очень, — которые позволят приобрести новые знания в период отдыха.

И хотя методов освоения в бессознательном состоянии чего бы то ни было «с нуля» не существует, это не значит, что время сна нельзя использовать для развития памяти. Ночью человеческий мозг активно обрабатывает и обобщает воспоминания о прожитом дне.

Почему бы не стимулировать этот процесс?

Поскольку в объятиях Морфея мы проводим треть своей жизни, неудивительно, что идея обучения во сне уже давно захватывает воображение художников и писателей. В большинстве случаев она воплощается в образе героя, подсознательно усвоившего новую информацию из аудиозаписи, которая проигрывалась на заднем плане.

К примеру, в антиутопическом романе английского писателя Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» мальчик-поляк выучивает английский язык, прослушав во сне по радио лекцию ирландского драматурга Джорджа Бернарда Шоу, и вскоре авторитарное правительство «нового мира» начинает использовать этот метод для идеологической обработки своих подданных.

А вот пример из недавнего творчества: персонаж мультсериала «Симпсоны» Гомер покупает аудиокассету, воздействующую на подсознание во время сна и обещающую уменьшение аппетита.

Однако кассета вместо этого способствует изменению его словарного запаса, и когда его жена Мардж спрашивает у него, помогла ли ему такая диета, Гомер, который обычно изъясняется весьма примитивно, вдруг изрекает: «Печально, но нет.

Моя гастрономическая грузоподъемность не знает пресыщения».

Аромаметод

На данный момент перспективными являются по крайней мере четыре метода. Самый простой был получен в результате исследований, проведенных в XIX веке французским дворянином — маркизом д’Эрве де Сен-Дени. Изучая способы воздействия на сновидения, маркиз обнаружил, что может пробудить в себе некоторые воспоминания с помощью соответствующих запахов, вкусов или звуков.

В одном из своих экспериментов он нарисовал полуобнаженную женщину, жуя при этом фиалковый корень.

Когда маркиз заснул, слуга положил ему в рот такой же корень, и знакомый терпкий вкус навеял сны, в которых та же красавица стояла в театральном фойе.

На ней был «костюм, который театральный комитет вряд ли счел бы приемлемым», с восторгом писал исследователь в своей книге «Сновидения и способы ими управлять».
Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption К несчастью, будильник редко играет вальсы…

В другой раз он попросил дирижера оркестра играть определенные вальсы во время танцев с одной из двух особенно прекрасных дам. Затем маркиз приладил к музыкальной шкатулке часы, чтобы она проигрывала те же мелодии ночью, — видимо, благодаря им он видел во сне прелестные фигурки своих партнерш.

Французу просто хотелось украсить свои сны приятными (и иногда сладострастными) ощущениями, но сейчас мы видим, что тот же способ может заставить мозг проигрывать во сне изученное ранее, укрепляя тем самым память.

Так, Дикельман просила добровольцев сыграть в игру «Концентрация», в которой требуется запоминать местоположение предметов на игровом поле, а потом лечь спать. Некоторые участники эксперимента играли в комнате, ароматизированной легким искусственным запахом, а затем исследователи воздействовали на них тем же запахом во время сна.

Сканирование мозга показало, что у этих испытуемых наблюдалось более активное взаимодействие между гиппокампом и некоторыми участками коры головного мозга, чем у тех, к кому не применялся запах, — а ведь именно эта деятельность способствует усиленной консолидации памяти.

В итоге эти участники по пробуждении помнили расположение примерно 84% предметов, а контрольная группа — всего 61%.

Учиться помогают не только приятные запахи. Как установил маркиз со своими вальсами-колыбельными, звуки также могут пробуждать воспоминания — если, конечно, при этом не пробуждают самого спящего. В одном из исследований добровольцы быстрее осваивали музыкальную игру, основанную на симуляции исполнения композиции, если в период сна слушали тихие фрагменты мелодии.

В то же время профессор Цюрихского университета (Швейцария) Бьорн Раш пришел к выводу о том, что этот же способ позволяет немецкоговорящим швейцарцам учить нидерландский язык — с его помощью они запоминали примерно на 10% больше слов.

Технические новшества

В ближайшем будущем за счет развития технологий могут появиться и другие способы, основанные на использовании циклов сна. Считается, что консолидация памяти происходит во время определенных, медленных электрических колебаний головного мозга, в связи с чем возникла идея мягко стимулировать такие импульсы, не будя при этом человека.

Основным идеологом подобных экспериментов стал профессор Тюбингенского университета Ян Борн. В 2004 году он установил, что сигналы мозга можно активизировать с помощью метода трансчерепного стимулирования прямым током, подавая слабый ток в череп испытуемого, что существенно улучшало показатели способности запоминать слова.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Задача — сделать процесс обучения во сне менее инвазивным…

А недавно был разработан еще менее инвазивный метод стимуляции: на голову надевается электродный шлем для измерения нейронной активности, а через наушники подается звук, синхронизированный с импульсами головного мозга.

Борн сравнивает такую слуховую стимуляцию с легким толчком качелей, помогающим ребенку раскачаться. Этот метод мягко стимулирует нейронную активность, которая и так происходит в мозге. «Медленный сон становится более глубоким и интенсивным, — рассказывает Борн.

— Это более естественный способ воздействия на мозговые ритмы».

Тем, кто не хочет ложиться спать в громоздких наушниках, адъюнкт-профессор Технологического института «Технион» в Хайфе (Израиль) Мириам Рейнер предлагает более изящное решение, основанное на использовании определенной формы нейронной реакции, с тем чтобы участники эксперимента могли контролировать нейронную деятельность в состоянии бодрствования. Для этого им на голову крепится электрод, связанный с простой компьютерной игрой, в которой участники должны управлять автомобилем силой мысли.

Когда электрод фиксирует нужную частоту импульсов мозга, которые обычно ассоциируются с консолидацией памяти во время сна, скорость автомобиля увеличивается, со сменой частоты движение замедляется. Обычно у участников уходит всего несколько минут на то, чтобы начать возбуждать требуемые импульсы, — Рейнер утверждает, что при этом происходит ощутимое изменение в процессе мышления.

«Я чувствую умиротворение, как будто гуляю по саду или по берегу моря. Я словно переношусь в какое-то чудесное тихое место». Задумка состоит в том, чтобы стимулировать консолидацию памяти сразу после обучения, задав мозгу первоначальный импульс во время обработки событий дня во сне. «Это как семя, которое прорастает за ночь», — говорит Рейнер.

Наиграй мелодию

Исследуя способы воздействия на процесс обучения, Рейнер просила участников эксперимента сначала запомнить сложную последовательность движений пальцев — примерно как при разучивании мелодии на фортепиано, — а затем пройти 30-минутный сеанс стимулирования нейронной реакции.

Эффект проявился сразу — непосредственно после обучения испытуемые показали результаты примерно на 10% лучше, чем контрольная группа, то есть компьютерная игра действительно стимулировала закрепление в памяти полученных навыков, как если бы участники эксперимента по-настоящему спали.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Правильный сон поможет лучше запомнить сложную последовательность движения пальцев

Важно отметить, что в течение последующей недели результаты продолжили улучшаться, подтверждая теорию Рейнер о том, что стимулирование нейронной реакции может укреплять память во время сна.

Очевидно, что прежде чем рекомендовать эти методы для постоянного применения, потребуется провести более масштабные испытания с гораздо большим количеством участников.

Кроме того, до сих пор участникам экспериментов давались несколько искусственные задания по обучению и запоминанию, поэтому имеет смысл проверить эти методы на более практических задачах. Рейнер уже начала двигаться в этом направлении, исследуя возможности применения метода стимулирования нейронной реакции в обучении игре на гитаре.

По мнению Дикельман, также необходимо убедиться в том, что такое воздействие на память не будет иметь нежелательных последствий. «Не исключено, что стимулирование одного комплекса воспоминаний вредит другому», — полагает она.

Кроме того, Дикельман убеждена, что нельзя забывать о проблемах, поставленных в «Дивном новом мире» и в «Симпсонах». По ее мнению, подобные методы вряд ли можно использовать для идеологической обработки людей против их воли, но вопрос о том, правильно ли воздействовать таким образом, например, на память детей, остается открытым: «Во сне человек уязвим».

Однако Дикельман подчеркивает, что потенциальные проблемы не должны ослабить интерес к обучению во сне. «Это стоит того. Просто надо подойти к вопросу со всей возможной ответственностью».

Маленькие хитрости

Дикельман считает, что после решения всех этих вопросов у людей, которые хотят испытать эти методы на себе, уже не должно остаться слишком большого количества практических препятствий. Многие из ее учеников и коллег уже убедились в том, что воздействие на органы чувств во сне помогает им готовиться к экзаменам.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Во сне человек уязвим. В том числе и для иностранных языков

«Это очень легко», — говорит Дикельман. Сейчас уже можно купить приборы для ЭЭГ, совместимые со смартфоном, и это открывает перспективы для создания игр, стимулирующих консолидацию памяти. В прошлом году в продажу поступило даже оборудование для определенных форм трансчерепного стимулирования прямым током, так что теперь можно ожидать появления бытовых приборов для обучения во сне.

Пока не ясно, удастся ли добиться с их помощью таких же результатов, что и в лабораторных условиях, однако Борн высказывает оптимистичный прогноз: «На мой взгляд, применение этих приборов для стимулирования когнитивного процесса — только вопрос времени».

Тем не менее эти исследования могут изменить представление о той части нашей жизни, которой мы не всегда придаем должное значение.

Сон часто рассматривают как период бесполезного простоя, который мы пытаемся победить с помощью кофе или энергетических напитков вроде «Ред Булла», — ведь нам надо выжать из каждого дня максимальную производительность.

Но когда мы поймем, что самой большой эффективности можно добиться, ничего не делая, возможно, у нас найдется больше времени для сна.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Источник: https://www.bbc.com/russian/science/2014/07/140724_vert_fut_learn_while_you

Обучение во сне за 5 минут: плюсы и минусы

Как происходит обучение во сне

Обучение во время сна является очень удобным и неэнергозатратным процессом. Мозг воспринимает и записывает информацию на подкорку, пока ваше тело отдыхает. Но эффективность гипнопедии не подтверждена. Нельзя быть уверенным, что испытуемые на многочисленных экспериментах не просыпались ночью и не прослушивали материал бодрствуя.

Скрытые возможности человеческого мозга

Человеческий мозг является наименее изученным органом. Он отвечает за множество функций происходящих в организме, а также запоминает, воспроизводит, хранит и обрабатывает полученную информацию.

Всё, что мы на данный момент помним, является лишь небольшой частью от общего объёма информации. Поэтому во время стресса или сна человек может неожиданно вспомнить лица, события, фразы. Благодаря защитным функциям мозга в подсознании хранится, но не воспроизводится всё, что мы когда-либо видели или слышали.

Ещё одна особенность мозга – это постоянная его работа. Даже во время сна, когда все тело отдыхает и восстанавливается, он продолжает обрабатывать полученные знания за день. Сновидения являются продуктом подсознания, поэтому яркие картинки – это комбинация мыслей и событий происходящих с нами.

Вы могли заметить, что при засыпании под телевизор, вам снятся события, персонажи и диалоги, происходящие на экране. Это и есть работа глубинного разума. Данная особенность мозга подтверждает, что учиться во сне легче и продуктивнее, особенно если речь идет о новой, сложной для восприятия информации.

Методика быстрого обучения во время ночного отдыха

Популярность гипнопедии0 пришла в шестидесятых годах прошлого века. Такую технику запоминания даже отразили в одном из культовых советских фильмов «Большая перемена».

По сюжету мужчина не успевает подготовиться к экзамену и просит свою дочь озвучить материал, пока он будет спать. Прочитав конспекты, девочка уходит и оставляет включенным радио.

На следующий день студент восстанавливает в памяти смесь из понятий предмета и услышанного романа по приемнику.

После множества экспериментов учёные пришли к выводу, что лучше всего мозг поддается обучению во время фазы быстрого сна. Поэтому нет смысла включать аудиозаписи на всю ночь. Достаточно заснуть под 5-10 минутный ролик.

Внимание! Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо подробно изучить особенности методики. Противопоказанием является бессонница или хроническое недосыпание.

Противники гипнопедии считают, что нельзя мешать работе мозга во время ночного отдыха. Хотя вред ускоренного обучения не подтвержден, существует вероятность развития нарушений памяти и зрения, изменение психологического состояния (подавленность, раздраженность, агрессивность).

Правила применения методов ускоренного освоения знаний

Из-за большого количества информации бывает недостаточно дня для ее запоминания и обрабатывания. С помощью обучения во сне можно значительно сократить время на мыслительные процессы. Главное требование – это прослушивание материала, с которым вы заранее ознакомились.

Профессор Близниченко проводил эксперименты, на их основании он выработал методику, позволяющую выучить новый материал за сутки. Группы собирались в специально оборудованных классах и проживали в университете год.

Основные этапы ускоренного учения:

  1. За несколько часов до сна необходимо читать материал для запоминания. Если есть возможность, пишите небольшой конспект.
  2. После прочтения обязательно прослушать его в аудио формате, включив громко звук.
  3. При прослушивании необходимо повторять, сказанное диктором.
  4. Спустя полчаса ложитесь спать, для этого выключите свет и телевизор. В это время необходимо оставить только аудиозапись.

Пока человек засыпает, голос на записи медленно и четко повторяет информацию около 3 раз. Каждый раз звук и фоновая музыка становится тише. Чтобы увеличить шансы на запоминание, выбирайте «учителя» противоположного пола.

Наутро необходимо закрепить изученный материал. В ходе эксперимента методика сработала у 9 человек из 10. Такое освоение информацией проходило под контролем профессора. Поэтому не рекомендуется самостоятельно записывать и прослушивать записи.

Особенности мозговой деятельности во сне

Во время ночного отдыха наш мозг работает, и его деятельность проходит несколько стадий. Изучение особенностей структуры сна позволило разработать техники, по которым возможно учить сложные предметы, не просыпаясь.

Фазы сна и характер мозговой деятельности:

  1. Альфа-сон или состояние дремоты. Человек может воспринимать окружающую реальность, дыхание учащается, тело расслабляется.
  2. Быстрый сон. Человек отстраняется от внешнего мира, погружается в сновидения, мозг в это время обрабатывает полученную за день информацию. При появлении громких звуков можно легко проснуться.
  3. Дельта-сон или глубокая фаза. Полное расслабление всех мышц, восстановление сил и энергии. Мозг фильтрует произошедшие за день события и полученный материал. Происходит передача информации из гиппокампа (сознательная память) в кору головного мозга. Наиболее значительные моменты остаются в подсознании и хранятся там вечно.

Обучение во сне за 5 минут происходит во время быстрой фазы, которая непродолжительна. Циклы периодически сменяют друг друга до 4-5 раз за ночь. Поэтому все методики гипнопедии разработаны на основании прослушивания аудио файлов перед отдыхом и 10-15 минут во время сна.

Понятие о гипнопедии

Гипнопедия занимается изучением особенностей восприятия человеческим мозгом информации во время сна. Данная наука не означает в прямом смысле гипноз, потому что в ней используются другие методы. Человека не принуждают к сновидению, засыпание происходит естественно.

С помощью гипнотизера или записи его голоса на диктофоне можно добиться следующих результатов:

  • устранение психических отклонений;
  • возвращение утерянной памяти после пережитого стресса;
  • исцеление от неврологических заболеваний;
  • усвоение новой информации и навыков;
  • закрепление знаний, трудных для запоминания.

Гипноз во время сна в зависимости от целей проводят индивидуально или вместе с группой. В ходе многочисленных экспериментов была подтверждена эффективность такого обучения. Минусом является дорогостоящая аппаратура, участие большого количества специалистов и длительное время на исследование. Гипнопедия не может заменить обычный учебный процесс.

Плюс такого запоминания – регулируемый режим дня. Человеку необходимо ежедневно ложиться в 10 вечера и просыпаться в 6 часов утра. Эффективна методика будет в случае непродолжительного прослушивания знакомой информации перед сном и во время быстрой фазы.

Науки, которым можно обучаться во время сна

Как и чему учиться во сне? Исследователи рекомендуют обратить внимание на науки, которые сложнее всего даются для запоминания. Если вам необходимо зазубривать длинные тексты, формулы, таблицу умножения, правила, воспользуйтесь гипнопедией.

Учащийся в школе или институте во время сна может улучшить знания следующих наук:

  • математика;
  • физика;
  • IT-технологии;
  • иностранный язык;
  • химия;
  • экономика;
  • история;
  • музыкальная грамота.

Можно научиться танцевать с помощью гипнопедии, если перед сном включать музыку, под которую поставлена связка движений.

Внимание! Рекомендуется изучать те предметы, которые меньше всего поддаются вашему пониманию. Ежедневное повторение информации и ее пятиминутное прослушивание во время засыпания позволит запомнить материал.

Воздействие музыки на подсознание

Чтобы подтвердить возможности мозга запоминать информацию во время сна, учёные проводили эксперименты. Класс с испытуемыми был поделён на две группы. Для первой половины людей ночью воспроизводились звуки, вторая же спала в тишине. Студенты, которые провели ночь под музыкальное сопровождение, наутро узнавали ранее неизвестные для себя мелодии.

Также была предложена методика, помогающая учиться игре на гитаре более продуктивно. Ученики запоминали музыку с помощью повторения записи аккордов во время сна.

Современные аудио уроки иностранного языка или психологические тренинги применяют тихую и спокойную музыку для более эффективного запоминания. Голос диктора должен быть четким и хорошо накладываться на мелодию.

Использование запахов для лучшего запоминания

Доказано, что во время сна человеческий мозг может воспринимать и различать запахи. Эксперименты проводились нейробиологами, которые следили за активностью человека, когда в класс пускали резкий или приятный аромат.

Благодаря исследованиям, было подтверждено, что с помощью ароматерапии можно проводить пятиминутный курс обучения во сне. Рекомендуется днем, когда вы изучаете новую информацию, вдыхать определенный аромат (подожгите специальные свечи). Во время засыпания наполните комнату тем же запахом. Не забывайте об осторожности при обращении с огнем и не оставляйте горящие свечи на ночь без присмотра.

Мнения ученых о методах быстрого обучения во сне

Учение школьной или университетской программы во сне не может заменить дневные занятия. С помощью гипнопедии закрепляются уже имеющиеся знания или облегчается понимание нового материала. Ежегодно ученые проводят массу экспериментов, которые подтверждают или опровергают эффективность методики.

Особенности обучения во сне, которые необходимо знать, перед тем как экспериментировать над собой:

  1. Наладьте режим дня, спите не менее 8 часов в сутки.
  2. Перед сном должна быть подготовка: прочитайте стих, правила, формулы, ознакомьтесь с таблицей, которую вы планируете прослушать во время сна. Как только проснетесь, сразу повторите новую информацию.
  3. Не надейтесь на метод, заменяя обычное обучение ночным прослушиванием аудиозаписи.
  4. Не включайте запись на всю ночь. Мозг способен воспринимать информацию только в период быстрой фазы. Данный цикл сна возникает 4-5 раз и длится максимум 15 минут.
  5. Специалисты, которые проводят сеансы гипнопедии, рекомендует ученикам верить в действенность методики. Таким образом создается «эффект плацебо»

Совет! Не обязательно слушать новую информацию перед сном или во время него. Можно включать запись, пока вы ведете машину, летите в самолете, бегаете по утрам в парке или плаваете в бассейне.

Большинство аудиокурсов быстрого изучения английского языка, предлагаемых в интернете или книжных магазинах, являются авторскими техниками, которые не подтверждены научно.

Гипнопедия является популярной методикой среди школьников и студентов, которые не хотят тратить много времени на учебу. При правильном использовании особенностей сна можно улучшить память и ускорить мыслительные процессы. Не забывайте, что такие эксперименты не должны влиять на качество и длительность сновидений.

Источник: https://znatoksna.ru/sovety/vazhno-znat/obuchenie-vo-sne-za-5-minut.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.