Как Владимир Красно Солнышко стал Святославичем, а Илья — Муромцем

Князь Владимир Красно Солнышко, часть 1

Как Владимир Красно Солнышко стал Святославичем, а Илья — Муромцем
k_razumnymrjssianin
Originally posted by kolyvanski at Князь Владимир Красно Солнышко, часть 1

В сознании большинства соотечественников имя князя Владимира Красно Солнышко, прочно связано с именем Владимира-отступника, насильно и кроваво крестившего Русь в 988 году…

Между тем это два различных исторических персонажа и реальный князь Владимир Красно Солнышко никогда Русь не крестил!
На самом же деле Владимир Святославич, правивший в Киеве на Днепре, приходится только тёзкой Владимиру Всеславичу Красну Солнышку, былинному князю, правившему в Киеве на Дунае, и никакой другой связи между ними нет…
Мало кто  обращал внимание на то, что в русском былинном эпосе Владимир Красно Солнышко носит не только отчество Святославович. Гораздо больше вариантов, где этот персонаж наделяется отчеством Всеславьевич или Сеславьевич. Разгадка достаточно проста: в русских былинах достаточно часто встречаются обороты вроде «Илья Муромец, все Иванович» или же «Илья Муромец, свет Иванович». Никто, однако, не говорит на этом основании о двух отчествах Муромца! Речь следует вести об одном отчестве. «Владимир свет Славьевич» или же «все Славьевич». Вряд ли даже это отчество в современном смысле слова, скорее родовое имя порядка Рюрикович, Ольгович, Мономашич и пр. Подчёркивается происхождение князя от героя‑эпонима, прародителя Славена или Словена новгородских преданий, Слава польской «Великой хроники». Это отчество привязывает Владимира к миру полумифических героев, основателей племён.

окончание следует

k_razumnymrjssianin
Originally posted by kolyvanski at Князь Владимир Красно Солнышко, часть 2

Именно происхождение от прародителя племени по прямой линии в традиционном обществе давало право на власть.


Отождествление правителя с Солнцем – одно из самых ходовых в мировой истории. Оно восходит к седой древности Сынов Солнца – фараонов Египта и продолжается вплоть до «короля‑солнца», Людовика XIV и тому подобных фигур придворного красноречия эпохи абсолютизма.
Семантика былинного титула Красно Солнышко подчёркивает жреческий, сакральный характер власти его носителя. О том же говорит и титул «свет‑государь» – в славянских языках понятия «света» и «святости» тесно взаимосвязаны. Часто встречается в ранних записях титул былинного Владимира «свет‑государь». Интересен он тем, что, по сути, калькирует титул славянского «главы глав» у арабского писателя Ибн Русте: «Свиет‑малик». В Ипатьевском списке «Повести временных лет» содержится предание, напрямую объединяющее понятие Солнца, царя и жреца. Даждьбог, сын Сварога, по этому преданию, был первым царём Египта («Солнце‑царь»), но при том выполнял чисто жреческие функции – установил календарь и брачные законы.
Это наблюдение подкрепляют и конкретные черты былинного Владимира – черты не дружинного вождя летописных племён, а сакрального, священного правителя, живого кумира первобытности.

по Л.Р. Прозорову

Page 3

?

|

k_razumnymrjssianin
Originally posted by kolyvanski at Право Славие — понятие языческоеСовременные учёные, историки и богословы РПЦ утверждают, что Русь стала Православной, только благодаря крещению Руси и распространению византийского христианства среди тёмного, дикого, погрязшего в язычестве славянства. Такая формулировка очень удобна для искажения истории и принижении значимости Древнейшей культуры всех славянских народов. Что могли знать о культуре и Вере славянских народов христианские миссионеры? Как они могли понять чуждую для них культуру? Вот пример описания быта славян одним из христианских миссионеров:
«Православныесловены и русины дикия люди и житие их дико и безбожно. Мужи и девки нагие вместе запираются в жарко натопленной избе и истязают телеса свои, сеча друг друга ветвями древесными нещадно до изнеможения, опосля выбегают нагие и прыгают в прорубь ледяную али сугроб. И охладившись вновь бегут в избу истязать себя прутьями». Как ещё могли понять греко-византийские миссионеры простой православный обряд посещения русской бани. Для них это действительно было нечто дикое и непонятное.

Само слово Православие означает прославление добрым словом Славного Мира Прави, т.е. Мира Светлых Богов и Предков наших. В современном смысле, «учёная интеллигенция» отождествляет Православие с христианством и РПЦ (Российской Православно-христианской Церковью).

Сформировано мнение, что русский – это обязательно православный христианин. Такая формулировка – в корне неверная. Русский – значит, Православный, это понятие неоспоримо.

НоРусский, это не обязательно христианин, ибо (слава Богам нашим), не все Русские – христиане.

Само название Православные было присвоено христианскими иерархами в XI веке (1054 г. н.э.) при расколе на западную и восточную церкви. Западная христианская церковь с центром в Риме, стала называться Католической т.е. Вселенской, а восточная греко-византийская церковь с центром в Царьграде (Константинополе) – Ортодоксальной т.е. Правоверной. А на Руси ортодоксы присвоили себе название церкви Православной, т.к. христианское учение насильно распространялось среди Православных Славянских народов.

Источник: https://k-razumnym.livejournal.com/37140.html

Жизнь и смерть князя Владимира Красное Солнышко: неизвестные факты биографии крестителя Руси

Как Владимир Красно Солнышко стал Святославичем, а Илья — Муромцем

В 960 году в небольшом селе Будятино родился ребенок, которому суждено было войти в историю как Крестителю Руси. До принятия христианства народ поклонялся языческим богам. Точных сведений о месте крещения князя Владимира не сохранилось. Владимир крестил народ в водах Днепра и реки Почайны, приказав уничтожить воздвигнутых им ранее языческих идолов.

Киевский князь Владимир Святославович — историческая фигура, чей образ отражен в русских былинах под именем Владимир Красно Солнышко.

Этот образ не соответствует полностью своему прототипу, а носит черты, скорее, воеводы богатырей, или даже мифологического божества, Даждьбога.

В его характере есть не только доблесть, щедрость на угощения богатырям, но и хитрость, гневливость, даже жестокость.

Начало правления

Год рождения Владимира не зафиксирован в летописях, он приблизительно отсчитывается от года рождения его старшего сына. Считают, что князь родился в 960 году в селе Будятине, куда была сослана его мать Малуша Любечанка. Великая княгиня Ольга, жена Святослава, разгневалась на нее за прелюбодеяние со Святославом.

Владимир вскоре после рождения был отправлен в Киев на воспитание к своему дяде, брату Малуши, Добрыне Любечанину. По славянским обычаям ребенок рабыни (робичич), признанный отцом, мог быть полноправным наследником.

Владимир начал править Новгородом в 970 году. До совершеннолетия, наступавшего на Руси в 14 лет, его опекал Добрыня.

Старшие братья, Ярополк Святославич Киевский и Древлянский князь Олег, после смерти отца начали враждовать. Дружина Ярополка победила в братоубийственной усобице под городом Овручем.

Олег, которому не было еще и 20 лет, погиб. Владимир, испугавшись, бежал в земли варягов. Там он набрал войско, с которым вернулся в Новгород.

Полоцк оставался верным Ярополку, княжившему в Киеве. Владимир захватил город и жестоко убил семью правившего там князя Рогволда, оставив в живых только дочь Рогнеду, невесту Ярополка. Он насильно взял ее в жены, оскорбленный ее отказом. Жестокость Владимира и Добрыни, подтолкнувшего племянника к убийству, была спровоцирована пренебрежением к низкому происхождению «робичича».

С варяжским войском и новгородской дружиной Владимир двинулся на Киев. Осадив город, он пустил слух о готовящемся мятеже, подкупил воеводу Ярополка, который уговорил его бежать. Но укрывшись в маленьком городке на реке Рось, Ярополк был обманут и убит пособниками брата.

Из «Повести временных лет» известно, что князь Владимир стал править Киевом в 980 году, однако историки склонны считать годом начала княжения 978-й.

Как язычник, князь воздвиг в Киеве новое капище для поклонения главным древнеславянским богам, где приносил им человеческие жертвоприношения. Археологи нашли на этом месте остатки христианского храма, который, вероятно, построил Ярополк. В пользу такого предположения говорят сведения о связях Ярополка с христианским Западом.

Взятие Херсонеса и обет князя

Херсонес Таврический — древнегреческий полис на Гераклейском полуострове Крыма, называвшийся тогда Корсунь, был крупным политическим и торговым центром на протяжении двух тысячелетий, вплоть до 14-го века. Его роль в истории Руси тесно связана с принятием князем Владимиром христианской веры, а затем крещением всего русского народа.

С Византией воевал в 70-х годах отец Владимира Святослав, после чего отношения между империей и Русью не ладились.

Владимир, желая укрепить международное положение своей державы, воспользовался тем, что Василий II, потерпевший поражение от болгар, в тот момент нуждался в его поддержке: ему угрожали мятежные войска.

  Под руководством военачальников они подошли к Константинополю, и положение императора стало ненадежным.

В 988 году, который считается годом крещения Руси, Владимир осадил Корсунь и потребовал от византийского императора Василия II отдать за себя его сестру Анну. Этот брак был возможен только в случае принятия Владимиром православной веры.

Владимир ответил согласием, тогда из Византии в Корсунь приехала Анна со священниками, которые и совершили обряд крещения. По преданию, накануне князя постигла внезапная болезнь, в результате которой он ослеп, однако во время таинства произошло чудо, и Владимир вновь прозрел.

Крещение князя Владимира

Византийская империя, стремясь подчинить себе соседние языческие народы, предпринимала попытки обратить в христианскую веру их элиту. Киевской Руси эта политика касалась в полной мере. Так, известно, что княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе.

«Повесть временных лет» прямо указывает, что сведения о месте крещения князя Владимира не сохранились. Она описывает «испытание веры», которое произошло перед этим историческим событием.

Первыми пришли к Владимиру булгары с предложением принять мусульманство, затем послы папы римского, хазарские иудеи, и наконец, философ-византиец. Владимир решил отправить своих посланников лично посмотреть на богослужения всех предложенных религий. По возвращению в Киев они рассказали о своих впечатлениях князю, и тот выбрал крещение по греческому обряду, т. е. от Константинополя.

Существует три версии о том, где произошло крещение самого князя Владимира:

  • в Киеве;
  • в Василеве под Киевом;
  • в Корсуни.

Вернувшись из Крыма в Киев, Владимир крестил народ в водах Днепра и реки Почайны, приказав уничтожить воздвигнутых им ранее языческих идолов.

«Крещение Владимира в баптистерии». Радзивилловская летопись. Конец XV века

Последние годы жизни крестителя Руси

В 1015 году князя постигла тяжелая болезнь. Сын Ярослав, правивший Новгородом, отказался платить Киеву дань, чем сильно разозлил отца. Однако будучи при смерти, Владимир не смог осуществить свой план пойти на сына войной. Заговор другого сына, Святополка, против отца также омрачил последние годы жизни князя.

Крещение Руси

Чувствуя приближение смерти, Владимир призвал к себе любимого сына Бориса, который был в это время в походе против печенегов. Именно его отец хотел посадить на княжение, но вернуться Борис не успел.

Смерть князя Владимира Красное Солнышко утаили от киевлян, пытаясь предотвратить захват власти Святополком. Его тело тайно вывезли из Берестова, где он скончался 15 июля, и перевезли в Десятинную церковь в Киеве, где похоронили в мраморном саркофаге.

Всем спасибо!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ca6ead92b3ad600b22b8086/5ceecb1a3f1e7700b0ea794c

Времена русских богатырей. По страницам былин — в глубь времён | Страница 3 | Онлайн-библиотека

Как Владимир Красно Солнышко стал Святославичем, а Илья — Муромцем

Именно истории изучения русского эпоса будет посвящена первая часть книги. Разумеется, обзор этот не будет ни всесторонним, ни полным — на такой у нас нет времени и места. Нас занимает именно исследование учёными древнейших исторических пластов в русском эпосе.

Найденные учёными черты древнего быта и миропонимания расскажут нам о возрасте русских былин. Мы отправимся от одной такой черты к другой, как по вехам, в глубь времён — от более поздних черт ко всё более и более древним. Такой подход называется ретроспективным. Это путешествие в далёкое прошлое займёт вторую часть.

А куда приведёт нас это путешествие, в какие именно века, в какие края, где и когда совершали свои деяния прототипы былинных богатырей?

Родине сюжетов и героев русского эпоса, былинной Руси, будет посвящена третья часть.

Глава 1. Как Владимир Красно Солнышко стал Святославичем, а Илья — Муромцем. Донаучный период изучения былин

Как я уже говорил, история изучения русского эпоса в целом — тема чересчур объёмная. Да и подводить итоги, «закрывать темы» на манер Путилова, в любой науке, особенно в гуманитарной, — дело крайне неблагодарное.

Стоит хотя бы вспомнить, как лет тридцать-сорок назад советские историки объявляли опровергнутой норманнскую теорию, объяснявшую происхождение русского государства деятельностью пришлых норманнов — якобы варягов русской летописи.

В настоящее время норманнизм чистейшей воды образца доклада Готфрида Мюллера в Петербургской де сиянс академии 1749 года господствует в специальных и популярных книгах о начале русской истории на правах последнего слова науки.

В конце XIX века Джордж Фрэзер объяснил общие черты преданий Ветхого Завета с легендами и поверьями едва ли не всех народов Земли схожими путями развития общества и представлений людей о мире.

В конце XX века господа Петрухин и Данилевский любое сходство между, скажем, «Повестью временных лет» и Библией объясняют цитатами из последней — скажем, те же варяги, братья Рюрик, Трувор и Синеус, пришедшие на Русь и севшие в Ладоге, Изборске и Белом Озере, это — де, оказывается, влияние ветхозаветной легенды о трёх сыновьях патриарха Ноя, разделивших после потопа землю. Словно русские сказки не полны преданий о трёх братьях-царевичах, словно ещё со скифских времён легенда не говорит о трёх братьях-царях, разделивших землю скифов-пахарей на берегах Днепра — Коло, Липо и Арпо!

Таким примерам нет числа.

Мы ограничимся историей взглядов исследователей на отражение глубокой, дофеодальной, дохристианской, догосударственной старины в былинах.

Первые попытки решить задачу взаимосвязи былин и истории начались задолго до появления исторической и филологической наук. Ещё в шестнадцатом веке автор Никоновской летописи на свой лад решал эти задачи, вводя в текст летописи былинных героев — Александра (Алёшу) Поповича и Василия Буслаева.

Именно он первым «превратил» былинного Владимира Красно Солнышко во Владимира I Святославича, крестителя Руси. Новые поколения уверенно шли по его следам.

Так, писатель «века золотого Екатерины» Василий Алексеевич Левшин написал по мотивам былин «Русские сказки» — вдохновившие, кстати, Пушкина на создание «Руслана и Людмилы». В них Левшин также отождествляет «Владимира Святославича Киевскаго и всея России» с былинным князем.

Показательно, что «Святославичем» он называет князя лишь в авторском предисловии, тогда как в самих «Сказках» он «Славный князь Владимир Киевский солнышко Всеславьевич».

Вслед за Левшиным первый издатель «Слова о полку Игореве», приводя былинную цитату из «Древних российских стихотворений» Кирши Данилова, заменяет в ней отчество «Всеславич» на «правильное» «Святославич» — последнее в былинах появляется чуть ли не в XX веке. Наконец, это отождествление узаконивает своим авторитетом Николай Михайлович Карамзин — и после него оно считается общим местом, едва ли не аксиомой.

Любопытное замечание Василия Никитича Татищева, связывавшего, кажется, слышанные им от «скоморохов песни старинные о князе Владимире» не с крестителем Руси, а с древним языческим князем того же имени, предком призвавшего Рюрика Гостомысла, осталось, насколько мне известно, незамеченным.

Ещё занимательнее история того, как главный богатырь русских былин обрёл прозвище Муромец, под которым он сейчас и известен, а также место в сонме почитаемых православной церковью святых. Жизнь этого «святого», чьи «мощи» недавно были с помпой перевезены «на родину», в Муром, церковь относит к двенадцатому веку.

Однако жития его, что показательно и что признают даже церковные авторы, не существует.

В «Киево-Печерском патерике», подробно описывающем жизнь обители в том самом двенадцатом столетии, нет и намёка на пребывание там муромского богатыря — хотя жизнеописания гораздо менее примечательных иноков дотошно пересказываются на десятках страниц.

Впрочем, неудивительно — в двенадцатом столетии равноапостольный князь Константин только-только крестит упрямых «муромских святогонов», используя в качестве наиболее веского богословского довода камнемётные машины под стенами города.

Первые известия о богатырских мощах в Киево-Печерской лавре также не называют их обладателя Муромцем. Посол австрийского императора Рудольфа II к запорожцам, иезуит Эрих Лясотта, первый описывает в 1594 году останки «исполина Ильи Моровлина». Двадцатью годами ранее, вне связи с мощами и лаврой, оршанский староста Филон Кмита Чернобыльский в письме Троцкому кастеляну Остафию Воловичу упоминает былинного богатыря Илью Муравленина.

Ещё в конце XIX — начале XX века русские учёные Д. И. Иловайский и Б. М. Соколов убедительно доказали, что причиной превращения Муравленина в крестьянского сына Муромца стало появление в начале XVII века сподвижника известного повстанца Ивана Болотникова, казака-самозванца Илейки Иванова сына Муромца, выдававшего себя за несуществующего «царевича Петра».

Многочисленные местные муромские легенды, связывающие названия урочищ, возникновение родников и пригорков с деятельностью Ильи Муромца, изначально, видимо, посвящались именно разбойному казаку.

Подобные «борцы за народное счастье», от гигантов вроде Степана Разина, Емельяна Пугачёва, Ваньки Каина до каких-нибудь Рощиных или Зельиных, были в Российской империи любимыми героями народных преданий. С ними как раз очень часто связывались — подчас самым невероятным образом — названия лесов, гор, рек.

Так, речка Кинешма получила-де своё имя от тоскливого крика персидской княжны на разинском струге «Кинешь мя!». Надо ли говорить, что Степан Тимофеевич утопил несчастную пленницу за сотни вёрст от Кинешмы — кстати, и не в Волге, как поётся в известной песне, а в Яике, который тогда ещё не звался Уралом.

На берегах Камы тот или иной холм оказывается в глазах местных крестьян грудой земли, высыпанной из сапога Пугачёвым. В Жигулёвских горах едва ли не каждый камень связывают с памятью если не самих Разина и Пугачёва, то их сподвижников. И так далее и тому подобное.

Вот про других былинных богатырей — Алёшу, Добрыню, Святогора и прочих — подобных легенд нет, и муромские предания о ключе, забившем из-под копыт коня Ильи, или о холме, вставшем там, где он бросил шапку, примыкают не к былинам, а к разбойничьим историям. И только позднее их связали с былинным тёзкой самозванца. Сам же богатырь много древнее: его имя, как мы увидим, возникает в германских легендах и шведских сагах в XI–XIII веках.

Сам культ «святого Ильи Муромца» расцветает к концу того же семнадцатого столетия. Во время Никонова Раскола в русской церкви многочисленные паломники в Киево-Печерскую лавру устремлялись к мощам святого богатыря.

И тут возникает очень занятное недоразумение — старообрядцы, возвращаясь, уверяли, что рука святого сложена в «древлем двупёрстном знамении». Никониане, в свой черёд, видели пальцы святого, «в посрамление раскольничьему суемудрию», сложенные троеперстно.

Наконец, когда страсти Раскола схлынули, рука «Ильи Муромца» оказалась покойно лежащей поверх облачений с распрямлёнными пальцами. Поскольку всякому понятно, что любая попытка согнуть или разогнуть иссохшие пальцы мощей — по сути, мумии — привела бы лишь к их разрушению, остаётся лишь два объяснения этому странному явлению.

Первое заставляет предположить, что в лавре, этом средоточии православной святости, развлекался над паломниками (при помощи святых мощей) нечистый — ну не небесные же силы так жестоко глумились над чувствами верующих! Второе, более обыденное — к нему, читатель, склоняюсь и я, — состоит в том, что в конце XVII века печерские иноки ещё не решили твёрдо, какие из мощей принадлежат Илье Муромцу. Пока шёл Раскол, а власть российского государства и московского патриарха над Киевом ещё была не тверда, печерские чернецы, кто из личных убеждений, а кто-то и из корысти — водили староверов к мощам с двуперстно сложенной десницей, а сторонников реформ Никона — к тем, что сложили пальцы «щепотью». Впоследствии же, чтобы не разжигать страстей, были подобраны на роль «святого Ильи Муромца» мощи с распрямлёнными пальцами — так сказать, ни вашим ни нашим. И вот по этим-то мощам безвестного черноризца иные горе-«учёные» в азарте «церковного возрождения» конца восьмидесятых «восстанавливали» и внешний облик былинного богатыря, и чуть ли ни его биографию! И именно эти безымянные мощи недавно переехали «на родину». Остаётся воистину лишь молить Бога, чтоб хозяин «святых» останков при жизни имел хоть какое-то касательство к Мурому. Впрочем, ему, думается, это уже безразлично, зато муромцы получили «наглядное доказательство» того, что главный богатырь русских былин был их земляком, а муромские, власти, светские и духовные, — неплохой источник дохода, как от паломников, так и от обычных туристов. В конце-то концов, если уж объявляют у нас Великий Устюг «родиной Деда Мороза», а село Кукобой Первомайского района Ярославской области — «родиной Бабы Яги» — чем «Илья Муромец» хуже?

3

Источник: http://litrus.net/book/read/109171?p=3

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.