Каллиграфия — искусство, открывающее тайны души. Пётр Петрович Чобитько и его школа

Пётр Чобитько: «Каллиграфия должна быть обязательным уроком в школе»

Каллиграфия — искусство, открывающее тайны души. Пётр Петрович Чобитько и его школа

По-русски мы нынче говорим и печатаем. Пишем – меньше. Красиво пишем и вовсе редко. Но хотя бы в День русского языка (его вчера отмечал весь мир вместе с днём рождения поэта Пушкина) вспомним о существовании искусства красивого письма – каллиграфии.

Для этого «Общественный контроль» побывал в первой в России школе каллиграфии и пообщался с её руководителем Петром Чобитько. Кстати, сегодня все желающие совершенно бесплатно могут посетить каллиграфический мастер-класс в 17.30 в Центральной библиотеке имени М.Ю.

Лермонтова на Литейном, 19.

Удар мелком по лбу пробуждает любовь к красивым буквам

На стенах в «Лермонтовке» – листы, покрытые извилистыми, причудливыми буквицами. Трудно поверить, что они не отпечатаны, а нарисованы от руки. 

Пётр Петрович Чобитько, человек с белой бородой, добрыми глазами и бархатным голосом – основатель и руководитель Санкт-Петербургской школы каллиграфии, организатор каллиграфической выставки «Образ и буква» и мастер-классов в «Лермонтовке» – рассказывает о своей давней любви к этому искусству. 

– Я родился в Киеве, – повествует он. – Когда мне было девять месяцев от роду, в доме случился пожар. Последствия были серьёзные: я стал заикаться. Долго восстанавливался. А потом знакомые моих родителей, из старой профессуры, посоветовали: дайте ему перо. И без всяких врачей и логопедов мой недостаток исчез.

После в школе у меня была учительница, Татьяна Ивановна. Она очень красиво писала заглавные буквы. Большие, на всю доску. Меня они совершенно заворожили. Как-то я на её уроке замечтался, глядя в окно. И она запустила мне мелком прямо в лоб! Оказывается, Татьяна Ивановна была ворошиловским стрелком. У неё и значок имелся. Вот этот мелок в лоб почему-то тоже послужил своего рода стимулом…

Но тогда любовь к каллиграфии у Петра Петровича оказалась недолгой – не закрепилась. Потом он учился в Киевском художественном институте и поехал отдохнуть в Таллин. Бродил по улочкам.

Разглядывал на дверях простейшие объявления типа «перерыв». И поражался, насколько красиво они написаны. Захотел вернуться к тем усилиям, которые бросил в детстве.

Перевёлся в Таллинский художественный институт и попал в руки блестящих учителей, которые передали свой опыт. 

– Вот это была уже прививка на всю жизнь, – улыбается он. – Но я увлёкся тогда именно западной каллиграфией. А мой профессор Пауль Карлович Лухтейн говорил: «Не смотри на Европу, у вас, русских, такие богатства скрыты!».

Потом я узнал, что он был эвакуирован в Палех во время войны. Изучал русское письмо, все технологии. Знал, как золотить буквицы. Составлял рукописные книги с древнерусским письмом. Это была вторая прививка.

Он меня направил в сторону русской каллиграфии.

К красоте приобщаются, сидя за конторкой

Пётр Петрович верит в каллиграфию, как кто-нибудь другой верит в демократию или в научный прогресс. В его голосе слышится страсть, когда он рассказывает о каллиграфии. Он говорит о ней, как о самом прекрасном в человеке. Каллиграфия, по Петру Петровичу, воспитывает, лечит, укрепляет и возрождает.

– Я и вправду посылал письма в разные инстанции: в городское правительство, в администрацию президента, к министру образования, – рассказывает он. – Писал о том, что нужно ввести в школах каллиграфию. Дети вообще мало сейчас видят красоты на уроках. Эстетические предметы из школ уходят.

А каллиграфия – это именно приобщение к красоте. Но пока не удаётся заинтересовать чиновников. Из министерства пришёл ответ: «Мы не против, а вот учителя в школах – против!». Они с ними разговаривали? Я-то знаю, что учителя страдают от того, что не всегда могут разобрать почерк детей.

А когда вижу нынешние ужасные прописи, становится грустно.

В голосе Петра Петровича звучат трагические нотки, когда речь заходит о шариковых ручках. 

– Учёный, который 30 лет изучал пагубное влияние шариковой ручки, пришёл к выводу: надо писать только тонким пером, – говорит Чобитько. – Это гармонизирует состояние человека. Положение позвоночника тоже влияет на активность мозга.

Мы на занятиях в школе каллиграфии работаем иногда, сидя на коленях, как на Востоке. Но лучше всего, оказывается, работать за конторкой, как это делали в XIX веке. Мы даже заказали на мебельной фабрике партию конторок для школы.

Они разошлись уже и по Петербургу, и за пределами его.

С годами вязь превратилась в каракули

Ещё Пётр I ввёл новые шрифты и уничтожил сложнейшую и красивейшую славянскую вязь, которая в XVII веке обогнала европейскую школу по виртуозности письма и по сложности связывания букв. А в Царскосельском лицее, рядом с которым теперь подумывают развернуть поле для гольфа, каллиграфию изучали 16-18 часов в неделю. Солидно. Без неё, может быть, не было бы Пушкина. 

– Например, у византийцев вариантов связывания знаков было 40, – продолжает свой рассказ Пётр Чобитько. – На Руси их было 400-600.

Вот чему сегодня нужно учиться дизайнерам! А полуустав, а скоропись, а размер букв! Самые миниатюрные знаки – размером 0,2 миллиметра. Это для наших предков была игра, игра высочайшего уровня.

Когда я показывал эти образцы XVII века на международном конгрессе – там своим глазам не верили.

В общем, после Петра всё было не то, в урезанной форме. А уж после 1917 года умение красиво писать исчезло из списка школьных предметов как «буржуазная дисциплина». Сейчас такой профессии, как каллиграф, просто нет.

В Англии школу каллиграфии курирует принц Чарльз, в России – никто

Недавно в одной петербургской школе решили ввести каллиграфию по лицейской модели. Свободных часов у них не было. Но каждый предмет они начинали с каллиграфической разминки на 5-10 минут. И это дало колоссальные результаты. В основном в этой школе учились дети с различными отклонениями. Но через 5-6 лет проявилось благотворное влияние.

У детей стали открываться различные таланты. Они стали рисовать, писать стихи, заниматься математикой. Некоторые даже поступали в лучшие вузы, получали иностранные гранты. У одной девочки была опухоль мозга. Томография показала, что всё нормализовалось. Она сейчас учится в Стокгольме в медицинском университете и помогает детям в хосписе.

– Люди держат ручку, как попало, тогда как классическое использование пишущего инструмента предполагает работу трёх пальцев, – объясняет наш собеседник. – Это активирует лобные доли мозга. То есть ум. Недаром древние исихасты Иоанн Лествичник, Феодор Студит рекомендовали настоятелям обязательно вводить в монастырях письмо как одну из форм молитвенного делания.

Когда я поездил по миру – был в Тибете, в даосских монастырях, в Индии – мне стало любопытно, почему в любой конфессии рядом с молитвой стоит каллиграфия. Видимо, она влияет не только на интеллект, но и на душу. В Японии я был в одной из каллиграфических школ. Они писали иероглифы, я – русское письмо. Они посмотрели и говорят: «Теперь мы понимаем, почему нас так тянет к русским».

Японцы тоже считают каллиграфию пятым видом боевого искусства, тем самым важным, что необходимо духу воина. А древние китайцы не зря говорили «Прежде чем изучать науку, ремёсла, искусства – надо создать фундамент с помощью каллиграфии», и Восток хранит эту традицию.

Доктор Генри Као, профессор Гонконгского университета даже рекомендует каллиграфию для излечения чуть ли не всех заболеваний на земле, даже болезни Паркинсона.

Европа тоже сейчас преуспевает в сохранении каллиграфических традиций. В Лондоне в университете есть исследовательская лаборатория и отделение каллиграфии, причём его курирует сам принц Чарльз. Он даже предоставил университету часть своего дворца.

В маленькой Финляндии имеется филиал этого университета. А у нас в России, по сути, нет ни одной школы каллиграфии, кроме петербургской и центров на Алтае, в Новосибирске, Барнауле, Ростове, Набережных Челнах и Перми, которые эта же школа и курирует.

 

На ватмане на выставке в «Лермонтовке» увлечённо пишут дети и взрослые. Девушки с Тайваня рисуют прекрасные иероглифы, которые рядом с русскими символами смотрятся на удивление органично. Осторожно, тремя пальцами, как велено, берём кисть. Что бы написать? В голове крутится только князь-мышкинское: «Смиренный игумен Пафнутий руку приложил…».

Справка «Общественного контроля»

Ежегодно 6 июня отмечают не только день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, но и День русского языка. Это одновременно и российский, и всемирный праздник. Указ о его официальном праздновании в Российской Федерации подписал президент России в 2011 году. Праздник молод, но уже появилось несколько традиций, связанных с ним.

Например, в Петербурге в этот день моют памятник Александру Пушкину на площади Искусств перед зданием Русского музея. Ещё одна традиция – чтение стихов там же, на площади. День русского языка празднуют и в других странах. В данном случае это регламентируется резолюцией Организации объединённых наций.

Таким образом ООН способствует культурному разнообразию в мире. 

Источник: https://ok-inform.ru/obshchestvo/obrazovanie/69-pjotr-chobitko-kalligrafiya-dolzhna-byt-obyazatelnym-urokom-v-shkole.html

Центр искусства каллиграфии

Каллиграфия — искусство, открывающее тайны души. Пётр Петрович Чобитько и его школа
Подробности

Центр искусства каллиграфии — уникальный музей и кабинет специального оборудования для обучения, посвящённый русской каллиграфии, древне-русскому и современному русскому письму. Создан при поддержке Санкт-Петербургского Центра искусства каллиграфии «От Аза до Ижицы» и фонда А. Прокопьева.

Здание православной школы, где находится Центр искусства каллиграфии. Фото Е. Гаврилова

Туристское значение

На сегодняшний день центр является первым в Сибири и вторым в России подобным музеем. В нём представлены около 50 работ ведущих художников-каллиграфов и графиков России, а также множество предметов разных времён, используемые для этого искусства.

При центре оборудован мастер-класс для обучения каллиграфии, в котором периодически проводятся занятия как с учениками, так и представителями различных профессий и возрастов. Здесь есть кисти и специальные клеёнки, на которых можно писать водой, как чёрными чернилами.

Здание православной школы, где находится Центр искусства каллиграфии. Фото Е. Гаврилова

Как добраться

Спускаясь в г.Бийск по Чуйскому тракту на первом светофоре необходимо повернуть вправо (ул. Иркутская). Через 850 м на перекрёстке поворачиваете налево на Муромцевский переулок и через 380 метров поворачиваете налево.

Через 290 метров вам необходимо повернуть налево и через бывший асфальтированный армейский плац проехать 150 метров до православной школы во имя праведного Иоанна Кронштадского. Музей находится на первом этаже учебного заведения.

Посещение центра по предварительной договорённости с дирекцией гимназии.

История

В 1987 году в Горный Алтай приезжает член Союза художников СССР с 1974 года, ученик известного педагога, мастера каллиграфии и рукописной книги Пауля Лухтейна Пётр Петрович Чобитько. На Алтае он продолжает творческую и педагогическую работу.

В 2000 году по приглашению он переезжает в Петербург, но практически каждый год возвращается на Алтай.

И вот в один из приездов, в 2001 году, случилась его задержка на день в Бийске по вине автотранспорта. Для того, чтобы как-то занять время, он посетил православную школу, которая в те годы располагалась рядом с вокзалом, по ул. Вали Максимовой, 27.

Центр искусства каллиграфии. Фото Е. Гаврилова

Именно тогда состоялось знакомство Пётра Петровича Чобитько с директором православной школы Николаем Ивановичем Афониным: «Мы с ним весь вечер проговорили. Он ночевал у нас и мы с ним подружились. Затем, приезжая на Алтай, Пётр Петрович стал проездом останавливаться у нас, научил основам каллиграфии. Позже, в Питере, прошёл у него курс учёбы».

П.П. Чобитько создал школу и сформировал целый коллектив учеников, которые очень высоко поднялись и сейчас являются, как бы, «локомотивом» каллиграфии в России.

Примерно в 2003 году, когда Н.И. Афонин прошёл курсы каллиграфии (им получены два свидетельства об окончании курсов), в школе начались занятия с учителями и с учениками.

Дальше-больше… Стали проводиться занятия и семинары в городах Алтайского края и районах.

«Каллиграфия – не только письмо. Это другая сфера. Когда люди начинают писать красиво, они понимают, что с их душой что-то происходит, ощущают себя творцами».

По приглашению Академгородка был проведён большой семинар в Новосибирске, на котором присутствовали художники, педагоги и прочие желающие.

Центр искусства каллиграфии. Фото Е. Гаврилова

В самой православной школе каждый год по воскресеньям проводились бесплатные занятия для всех желающих. Одним из самых лучших и прилежных учеников был Владимир Васильевич Глыбин, профессор Бийского педагогического университета…

По договорённости с управлением образования целый год бесплатно приезжали в школу, обучались письму и получали сертификаты учителя.

«Одна преподавательница по математике стала применять знания по каллиграфии у себя на уроках. Когда была аттестация и приехала комиссия отдела образования, после её доклада ей аплодировали, так как получился шедевр.

Центр искусства каллиграфии. Фото Е. Гаврилова

Каллиграфия — мощнейший инструментарий. Даже Александр Сергеевич Пушкин, если посмотреть рукописи, каждый день писал разными шрифтами. Графика, рисуночки. У него в зависимости от погоды, настроения менялся почерк. А почему? Потому что в Царскосельском лицее обучали письму по 18 часов в неделю.

Один чиновник образования того времени решил сократить их количество до 14 часов. Тогда А.С. Пушкин и его окружение написали императору бумагу о том, чтобы вернуть им преподавание каллиграфии в прежнем объёме.

Занятия каллиграфией сильно влияют на наше развитие. Когда человек начинает писать, он начинает концертировать своё внимание, которое находится, как бы, на кончике пера. Те, кто занимается настоящей каллиграфией, входят в мир красоты…
Центр искусства каллиграфии. Фото Е. Гаврилова

Русский педагог, писатель, Константин Дмитриевич Ушинский сформулировал главную задачу любого педагога-учителя — сформировать доброе внимание ученика. Через каллиграфию как раз идёт его формирование.

Несколько лет назад в начальной школе, когда она была за рекой, перед началом уроков ученики 20 минут занимались каллиграфической разминкой, фокусировали доброе внимание… Спустя время, приехала комиссия из края с очередной проверкой по математике. Они выбрали один класс.

На вопрос: каким уроком проводить контрольные работы, им предложили первый. Члены комиссии возразили, опасаясь того, что ученики получат двойки и показатели по краю будут плохие.

До этого они проводили контрольные занятия третьим или четвёртым уроком, потому что дети приходили на первый урок рассеянными, и не могли сконцентрировать внимание на предмете. А к 3 или 4 уроку как бы приходили сами в себя.

Центр искусства каллиграфии. Фото Е. Гаврилова

И всё же им рекомендовали провести аттестацию на первом уроке. В результате — одни четвёрки и пятёрки. Члены комиссии были в шоке! Как так? На первом уроке!

Это результат того, что занятия проводились по К.Д. Ушинскому — формированием внимания детей с утра.

Ещё пример. Один мальчик не мог запомнить молитву «Отче наш». Не запоминает и всё! Ему дали ручку, тушь и предложили написать её семь раз. Но как можно красивее. Он начал писать. Писал, писал. До слёз. Такой труд для него оказался! Написал шесть раз. После этого отложили в сторону бумагу и попросили прочитать молитву. Он прочитал и запомнил её на всю жизнь.

Каллиграфия — величайший инструментарий. Пёрышко и тушь — сакральные вещи».

Центр искусства каллиграфии. Фото Е. Гаврилова

19 августа 2016 года, когда президент Национального Союза каллиграфов России Пётр Петрович Чобитько приезжал на лето на Телецкое озеро. Он привёз свои работы и своих педагогов, и устроил небольшую выставку в музее А.В. Анохина.

Там были представлены 35 работ руководителя и преподавателей первой в России школы, центра искусства каллиграфии «От Аза до Ижицы».

Затем 7-15 ноября 2016 года по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Барнаульского и Алтайского в Бийской в православной школе прошла уникальная выставка каллиграфии «Образ и Буква – 2016». Вместе с работами признанных мастеров каллиграфии было размещено много прекрасных творений учеников школы, победивших в международных конкурсах.

На торжественном открытии был мэр города Бийска Н.М. Нонко, митрополит Высокопреосвященнейший Сергий, все руководители образования, культуры города и много других посетителей, ценящих красоту русского письма.

Директор Православной школы Н.И. Афонин во время экскурсии рассказал о многообразных видах письма на Руси, о работах мастеров Центра и Президента Национального союза каллиграфов России П.П. Чобитько.

«Первый сорокаминутный урок, первые слушания — мастер-класс начал с вип-персонами. Им выдали инструменты, бумагу. Они пробовали и были в восторге, когда почувствовали, что тоже могут создавать необычное. Для многих из них было открытием, что на Руси было столько много видов письма.

Центр искусства каллиграфии. Фото Е. Гаврилова

Спустя какое-то время глава города сообщил о том, что благодаря уроку, легко прочитал и всем показал рекламу фильма «Викинг», про русского князя Владимира, где название было написано русской геометрической поморской вязью».

Затем по выставке массово начали проводить экскурсии, где были представлены практически, если не все, но очень много, видов древне-русского письма – скоропись, вязь. Причём все работы – были шедевры, уникальные художественные композиции, включающие росчерки, буквы, слова, стихотворения, художественные образы, картины и т.д.

За неделю прошло около 600 человек. Это были педагоги, студенты различных факультетов, школьники, художники, работники ряда ведомств и учреждений из городов Бийск, Барнаул, Заринск, Новосибирск, а также Республики Алтай и Бийского района. Приводили по 50 человек детей!

Центр искусства каллиграфии. Фото Е. Гаврилова

«Колледж, университет, студенты, худграф, когда узнавали, приезжали просто так. Из Новосибирска звонили знакомым в Бийск и спрашивали почему они не ходили на выставку? Было проведено 15 мастер-классов».

Во время выставки директор православной школы Н.И. Афонин предложил президенту Национального Союза каллиграфов России П.П. Чобитько организовать постоянный музей каллиграфии в Бийске, для чего попросил оставить экспозиционные работы в православной школе. После переговоров с авторами работ, разрешение было получено.

Спустя некоторое время поступило приложение от помощника депутата Госдумы А.С. Прокопьева принять участие в конкурсе на получение грантов для реализации социально значимых проектов среди образовательных учреждений, который проводил фонд депутата.

За несколько дней до его окончания был оформлен и заявлен проект «Центр каллиграфии на Алтае», который стал победителем.

Центр искусства каллиграфии. Фото Е. Гаврилова Благодаря поддержке фонда, экспонаты центра были размещены под стеклом с подсветкой. Рядом был оборудован специальный кабинет, где установили 25 одноместных столов с различной регулировкой как по высоте, так и по наклону.

26 декабря 2017 года состоялось торжественное открытие Центра искусства каллиграфии.

Сегодня в Центре проводятся семинары, конференции, занятия для детей и для взрослых по каллиграфии. Даже проводилось заседание фонда А.С. Прокопьева.

Н.А. Афонин: «Мысль простая: показать, что имеется в пласте русской культуры и затем дать людям попробовать самим приобщиться к данному искусству. Это как бы продолжение экскурсии. Обучаем своих учеников, естественно, и группы со стороны.

Центр искусства каллиграфии. Фото Е. Гаврилова

Центр постоянно пополняется новыми, неожиданными порой, экспонатами. Однажды, будучи в Москве на семинаре, директору православной школы позвонила незнакомая женщина: «Я от отца Виталия с Рязани и он сказал, что вы занимаетесь каллиграфией. У меня от мамы остались перья. Мама занималась чистописанием. Можно я вам их передам?»

Вечером она принесла большую коробку, которая с благодарностью была принята Н.И. Афониным.

Как оказалось, в коробке находились шедевры русской промышленности 1937 года — перья разной модификации, номеров по ГОСТу тех времён. Некоторые перья были позолоченные, с кончиками, прокрытыми золотом. Общее количество их было — 500-600 штук! Всем, кто будет заниматься, хватит надолго.

Это не просто так. Это дар свыше. Значит, будут перспективы у Центра каллиграфии!

© Е. Гаврилов, 5 апреля 2019 года. Ссылка на сайт обязательна!

Источник: https://www.vtourisme.com/altaj/bogatstva-altaya/muzei/1625-tsentr-kalligrafii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.