КНЯЗЬ РЮРИК В ЛЕГЕНДАХ СЕВЕРА РУСИ

Содержание

Новгородский князь Рюрик: реальность и вымыслы

КНЯЗЬ РЮРИК В ЛЕГЕНДАХ СЕВЕРА РУСИ

Версии происхождения легендарного новгородского князя Рюрика, родоначальника первой древнерусской династии, и основные направления деятельности.

Начало истории Российского государства теряется в веках, и оно тесно связано с легендарной личностью князя по имени Рюрик.

Рюрик на Памятнике Тысячелетие России

Теория призвания варягов

Его имя первый раз упоминается в «Повести временных лет», где описываются события о призвании варягов на правление в Новгородскую землю. История эта темная и не имеет однозначного толкования. Суть ее заключается в том, что северные славянские и другие соседние племена прогнали варягов, которые собирали с них дань, а попросту грабили.\

Виктор Васнецов. Прибытие Рюрика в Ладогу

После это они стали сами управлять своим краем, но у них начались междоусобицы. И тогда они решили пригласить себе в правители князя со стороны. Для управления пригласили Рюрика, который прибыл со своими братьями.

Рюрик стал править в Новгороде, а братья Трувор и Синеус получили Изборск и на Белоозеро. Так написано в летописи, но некоторые историки считают, что летопись прочитана неправильно.

Худ. А. Д. Кившенко. «Призвание князя». Встреча князя Рюрика с дружиной, старшинами и народом славянского города

Так, Л.

Гумилев обоснованно указывает, что никаких братьев не было, что эта путаница произошла от неправильного понимания летописей. Нужно это место в летописи понимать так: Рюрик, его родственники (sine hus) и дружинники (thru woring).

И тогда выстраивается логичная линия: призвали Рюрика, он взял своих родных, свою дружину и пришёл к славянам.

Фэнтези на тему Русских богатырей
Но не все однозначно воспринимают это событие. Некоторые историки считают, что Рюрик силой захватил власть над славянами, а летописец позже обосновала законность прав его потомков на власть.

Другие считают, что Рюрика действительно приглашали, но только для ведения военных действий с соседями, а он, по окончании войны, захватил власть. Летопись это событие помещает под 862 годом.

Художник В. В. Дударенко. Призвание Рюрика

Основная деятельность Рюрика

Обосновавшись в Новгороде, Рюрик начал укреплять свою власть. В 864 году он подавил восстание какого-то местного правителя Вадима Храброго, опиравшегося на местных бояр, волхвов и купцов. Чтобы обезопасить себя от подобных восстаний, раздал своим дружинникам города, чтобы создать для себя верную опору.

Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград. Радзивилловская летопись. Миниатюра. Общественное достояние.

Во внешней политике прослеживается стремление к расширению своих владений за счет новых территорий. В летописях указываются города и территории, которые подчинялись Рюрику.

Это Новгород (расселение славян), Полоцк (расселение кривичей), Ростов (расселение мери), Белоозеро (расселение веси), Муром (расселение муромы). Здесь явно и чётко наблюдается линия движения, как на запад, так и на восток.

Расселение восточных славян. Карта

Не оставались без внимания и южные рубежи княжества. Правителями в Киеве тогда были Аскольд и Дир. С ними Рюрик с 866 по 870 год вел войну, которую он выиграл. Правители Киева вынуждены были заплатить выкуп.

Версии, поясняющие происхождение Рюрика

  • Норманская версия: Рюрик называется варягом, а последних отождествляли со шведами или норманнами. Отсюда следует, что Рюрик родом из Скандинавии.
  • Вторая нормандская версия: Рюрик – это конунг шведского города Уппсала Эйрик Эмундарсон.
  • Датская версия: Рюрик – это датский викинг Рорик Ютландский, брат или племянник потерявшего трон датского короля.
  • Западнославянская версия: Рюрик происходит от западных славян (ободриты, руяны, поморяне).
  • Версия М.В. Ломоносова: считал Рюрика выходцем из племени пруссов.
  • Версия Иоакимовской летописи: в Новгороде был старейшина Гостосмысл. Рюрик приходится ему внуком. Он родился от брака его средней дочери и неизвестного князя-варяга.

Князь Рюрик. Жетон 1150 лет образования государства Русского (862-2012)

Рюрик скончался в 879 году.

В качестве наследника у него остался малолетний сын Игоря. Его опекуном стал родственник или ближайший родственник ли сподвижник Олег.

В целом можно отметить, что Рюрик не являлся князем всей Руси, а был лишь князем Новгородской земли. Но его историческое место в русской истории состоит в том, что он стал основателем первой династии Рюриковичей, которая правила на Руси, а потом и в Московском государстве до начала XVII века. То есть, в определенной мере, он был основателем государства на Руси.

Благодарю всех, дочитавших эту статьюдо конца. Ваша подписка на канал «История Тут» и лайк будут автору наградой.

Иллюстрации находятся в свободном доступе в сети. Не претендуем на авторство и благодарны авторам, создавшим их.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ac0ce48a815f1eea19973bf/5d531ea77cccba720c2f60aa

Княжение Рюрика 862 — 879

КНЯЗЬ РЮРИК В ЛЕГЕНДАХ СЕВЕРА РУСИ

И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси.

Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор.

И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро.

Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

Повесть Временных лет (пер. О.В. Творогова)

БРАТЬЯ-СЛОВА

Историки  давно обратили внимание  на  анекдотичность «братьев» Рюрика, который  сам,  впрочем, являлся  историческим  лицом,  а «братья»  оказались русским переводом  шведских слов.  О Рюрике сказано,  что он пришел «с  роды своими»  («sine use» — «своими родичами» — Синеус) и верной дружиной («tru war» — «верной дружиной» — Трувор).

«Синеус» — sine bus — «свой род».

«Трувор» — thru waring — «верная дружина».

Другими  словами, в  летопись попал  пересказ  какого-то скандинавского сказания  о  деятельности Рюрика (автор летописи,  новгородец, плохо знавший шведский, принял упоминание в устной саге традиционного окружения конунга за имена  его  братьев.

Рыбаков Б.А. Рождение Руси

«СЕВЕРНЫЙ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЭПИЗОД»

Русские ученые XVIII и XIX вв. обычно относились с полным доверием к Сказанию о призвании варягов. Они спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев, не сомневаясь в самой реальности сообщаемых летописью под 862 г. событий.

Постепенно, однако, складывается мнение, что в рассказе о призвании запечатлено и многое из действительности начала XII в., когда создавалась летопись. Так, Н. И. Костомаров на диспуте с М. П. Погодиным 19 марта 1860 г.

о начале Руси говорил: «Наша летопись составлена уже в XII веке и, сообщая известия о прежних событиях, летописец употреблял слова и выражения, господствовавшие в его время». О влиянии новгородских порядков поздней поры при создании легенды писал Д. И. Иловайский. Но настоящий перелом здесь наступил благодаря работам А.

А. Шахматова, который показал, что Сказание о призвании варягов это — поздняя вставка, скомбинированная способом искусственного соединения нескольких северорусских преданий, подвергнутых глубокой переработке летописцами.

Шахматов увидел преобладание в нем домыслов над мотивами местных преданий о Рюрике в Ладоге, Труворе в Изборске, Синеусе на Белоозере и обнаружил литературное происхождение записи под 862 г., явившейся плодом творчества киевских летописцев второй половины XI — начала XII века.

После исследований Шахматова в области истории русского летописания ученые стали значительно осторожнее относиться к летописным известиям о происшествиях IX века. Не обошлось, впрочем, и без крайностей. В. А.

Пархоменко, например, призывал «совершенно скептически» отнестись «к летописному повествованию о призвании на княжение Рюрика» и не придавать этому «северному легендарному эпизоду» серьезного научного значения.

И.Я. Фроянов. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов.  Вопросы истории. 1991, № 6

«РЕПОРТ» ЛОМОНОСОВА

(на диссертацию академика Миллера о происхождении российского народа)

Варягов не почитает господин Миллер за народ славенский, однако, что они происходили от роксолян, народа славенского, и прошли с готфами, славянами ж, от Черного моря к берегам Балтийским, что говорили языком славенским, несколько от соединения со старыми германцами испорченным, и что Рурик с братьями был сродственник князям славенским6 и для того в Россию призван на владение, сие все из самой сей диссертации заключить, а из других оснований весьма довольно доказать можно.

Имя российское почитает господин Миллер за новое, которое началось при Рурике, а сие из того заключает, что об нем иностранные не знали; но как из того заключить, что варяги сами себя русью не называли? Германцы дивно себя называют дейчен, хотя их ни русские, ни французы тем именем и поныне не пишут; так и варяги, происходя от роксолян, всегда себя русью называли, хотя другие народы их инако именовали, и самые слова Несторовы показывают, что варяги назывались русью, а по ним и новогородские славяне и прочие назвались русью. Но едва можно чуднее что представить, как то, что господин Миллер думает, якобы чухонцы варягам и славянам имя дали.

Репорт в Канцелярию Академии Наук 16 сентября 1749 г.

ЦАРЬ ЕДЕТ! ПРАЗДНОВАНИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ РОССИИ В НОВГОРОДЕ

Первоначально днем для торжеств тысячелетия России было выбрано 26 августа 1862 г. — дата, знаменательная восшествием на престол императора Александра II и пятидесятилетним юбилеем Бородинского сражения.

Одна она была заменена не менее символической датой 8 сентября, ознаменованной победой на Куликовом поле, днем рождения наследника, цесаревича Николая Александровича, и совпавшая в год празднования с Рождеством Богородицы, заступницы и покровительницы России.

Такой выбор позволял неразрывно соединить воедино религиозные и державные основания торжества с царствующей семьей…

Торжественность момента встречи парохода с августейшим семейством подчеркивалась яркими декорациями — у обитой красным сукном длинной, до фарватера, пристани были установлены украшенные цветами арки, искусно сделанные из дерева, зелени и даже из соломы, разноцветные флаги и штандарты развивались на высоких древках. На берегу размещались встречающие. Справа от пристани вытянулась шпалера гвардии под командованием вел. кн. Николая Николаевича. «Сельские старшины и головы выстроены у ворот. Петербургский городовой ровняет их в шеренгу и велит поправить вихры. «Да ты бороду-то, мочалку-то свою расчеши», — муштрует он старшин», — как не без ехидства заметил наблюдательный корреспондент «Северной пчелы». Вдоль берега расположились представители «всякого люда», многие из которых уже неделю жили здесь и питались принесенными с собой сухарями…

Всеобщий восторг, вылившийся в громогласное «ура», подхваченное народом, «покрывавшим оба берега Волхова, стены Кремля и Софийскую звонницу», стал откликом на прозвучавшее: «Царь едет!»

Антощенко А.В. Празднование тысячелетия России 

С НАЗВАНЬЕМ КРАТКИМ «РУСЬ»

Один из традиционно дискуссионных вопросов ранней истории Руси — вопрос о роли в возникновении русской государственности скандинавов, именовавшихся в то время в Западной Европе норманнами («северными людьми»), а на Руси — варягами. В византийских, западноевропейских и восточных источниках содержится ряд упоминаний «Руси» в IX в.

, но в них не названо ни одного имеющего к ней отношения населенного пункта или личного имени. В силу этого достаточно поставить под сомнение сведения о Рюрике, Аскольде и Дире, приходе в Киев Олега и Игоря, что содержатся в Начальном своде конца XI в. и «Повести временных лет» начала XII в.

(а основания для сомнений очень серьезные, поскольку эти известия явно записаны на основе устных преданий, а летописная хронология раннего периода несомненно сконструирована сводчиками с опорой на хронологию византийских хроник), как возникает широкое поле для суждений о том, где располагалась в это время Русь, кто и когда ее возглавлял.

Лишь комплексный подход к имеющимся письменным данным с учетом археологических свидетельств позволяет очертить схему развития событий (все равно во многом гипотетическую).

Не вызывает серьезных сомнений, что в течение IX столетия скандинавы, у которых в это время развернулось т. н. «движение викингов» — экспансия, затронувшая в той или иной мере почти все регионы Европы, проникали на север Восточноевропейской равнины и здесь вступили в соприкосновение со славянами, осваивавшими эту территорию. В середине или третьей четверти IX в.

во главе общности ильменских словен оказался предводитель викингов, по летописи известный под именем Рюрик. По наиболее вероятной версии, это был известный датский конунг Рёрик Ютландский (или Фрисландский).

Его вокняжение было, скорее всего, связано с желанием местной знати иметь в лице располагавшего сильной дружиной правителя противовес шведским викингам, пытавшимся привести Поволховье и Приильменье в данническую зависимость.

Возможно, выбор именно Рёрика был обусловлен тем, что часть ильменских словен являлась переселенцами из славян-ободритов, живших на нижней Эльбе по соседству с Ютландским полуостровом и хорошо знакомых с Рёриком.

Рёрик долгое время владел в качестве вассала франкского короля городом Дорестад в устье Рейна; он и его люди были, таким образом, не малознакомой с цивилизацией группировкой из внутренних районов Скандинавии, а воинами, успевшими хорошо познакомиться с развитой, по меркам того времени, франкской государственностью. Резиденцией Рюрика стал Новгород (в то время, скорее всего, так называлась крепость в 2 км от позднейшего города, т. н. Рюриково Городище).

Продолжающиеся в течение уже двух с половиной столетий споры о происхождении термина русь сводятся по сути к вопросу — являются ли сведения «Повести временных лет» о привнесении этого названия в Восточную Европу скандинавами достоверными.

Если отбросить малоубедительные и прямо фантастические гипотезы, то останутся две версии, подкрепленные более или менее вероятными лингвистическими соображениями.

Согласно одной (условно говоря, «северной»), термин русь восходит к скандинавскому глаголу, означающему «грести»: предполагается, что словом, образованным от него, именовали себя дружины викингов, приходившие в Восточную Европу на гребных судах. По другой («южной») версии, термин русь происходит от иранского корня со значением «светлый», «белый».

Главным доводом в пользу северной гипотезы остается рассказ «Повести временных лет», в пользу южной — существование традиции, согласно которой Русью, помимо всех земель, населенных восточными славянами и находящихся под властью киевских князей, именовалась также территория в Среднем Поднепровье (т. н. «Русская земля в узком смысле»).

Вопрос о происхождении названия государства, хотя и представляет естественный интерес, носит все же частный характер. Куда важнее вопрос о соотношении в процессе государствообразования местных и пришлых элементов и традиций, в данном случае — о роли, которую сыграли в становлении Руси норманны.

Не вызывает серьезных сомнений, что скандинавское происхождение имела древнерусская княжеская династия, т. н.

«Рюриковичи» (хотя летописная конструкция о том, что преемник Олега на киевском столе Игорь был именно сыном Рюрика, маловероятна по хронологическим соображениям), что выходцы из Скандинавии и их потомки составляли значительную часть дружин русских князей IX–X вв.

Сложнее вопрос о воздействии скандинавов на характер и темпы образования государства на Руси. Для утверждения о каком-то заметном ускорении, которое придало норманнское влияние процессу формирования государственности в восточнославянском регионе, сравнение с другими славянскими странами не дает оснований.

В сферах социальной и политической наблюдается значительное сходство со славянскими странами. Подчинение рядового населения власти князей и их дружин, данническая эксплуатация, относительно позднее развитие индивидуальной (вотчинной) крупной земельной собственности — все эти черты свойственны не только Руси и Скандинавии, но и западнославянским государствам. 

Но одна из черт сложившегося в Восточной Европе государства все же может быть связана в значительной мере с деятельностью норманнов. Это объединение всех восточных славян в одно государственное образование. Ни у южных, ни у западных славян подобного не произошло.

Если бы варяжские князья не обосновались в Киеве и не соединили под своей властью Юг и Север Восточной Европы, в Х в.

, возможно, на Юге существовало бы одно или два славянских государственных образования, а на Севере — одно или несколько полиэтничных (славяне, скандинавы, финны, балты), с верхушкой из норманнов, которая, если бы и шла по пути славянизации, то не столь быстро, как это имело место в реальности.

Горский А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства 

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/kniazhieniie-riurika

Рюрик – русский сокол

КНЯЗЬ РЮРИК В ЛЕГЕНДАХ СЕВЕРА РУСИ

 «Ясный Рюрик высоко парит» – поётся в современной песне. Это не просто поэтический образ, это отражение борьбы за наше прошлое, которое, как известно, определяет настоящее.

Рюрик на Памятнике “1000-летие России” в Великом Новгороде

Имя первого русского князя Рюрика до недавнего времени оставалось тайной и вызывало яростные споры.

По норманской теории это имя скандинавского происхождения, а сам князь прибыл в русские земли из Швеции чтобы владеть незадачливыми славянами. По другой … впрочем, другое мнение душилось на корню и выставлялось как не научное.

Это была типичная, как теперь говорят, концептуальная война. Если русское государство создавали иноземцы, следовательно, и управлять им должны «более развитые» европейцы. 

Несколько веков норманская теория была господствующей и определяла отношение к русской истории и государству.

Упорная борьба за правду в отечественной истории, положенная ещё Ломоносовым и продолженная многими маститыми учёными, начала давать результаты. Но борьба за русскую историю ещё далеко не закончилась.

Даже события Великой Отечественной, при жизни её участников, бессовестно переписывается нашими соперниками. Не говоря уже о событиях «старины глубокой».

Обратите внимание, в учебниках по мировой истории славяне активно противоборствуют с Римской империей, а в пособиях по родной истории славяне «появляются» лишь в  VI  веке и расселяются на землях других «местных» народов. Чувствуете установку? Славяне – пришлые поздние захватчики. И такая трактовка нашей истории сплошь и рядом.

Так что битва за чистоту отечественной истории нам ещё предстоит очень серьёзная.

Так все же кто такой князь Рюрик?

Князь Рюрик, Геннадий Мацуков

Доброе имя князя Рюрика в этой борьбе стоит первым.

И если с научной точки зрения истина давно выяснена, то в общественном сознании инерция установки о происхождении русского государства иноземцами засела крепко.

Исправлению этого выверта в сознании во многом способствовал фильм Михаила Задорнова «Рюрик. Потерянная быль», созданный на народные деньги, что показательно (посмотреть фильм можно по ссылке в конце статьи).

Но сомневающихся в русскости князя Рюрика ещё остаётся более чем предостаточно. Наша обязанность всеми возможными способами довести дело до логического конца.

Мы возвращаемся в нашу древнюю историю. Призвание варягов в 862 году считается началом русского государства. В этом есть некоторое несоответствие. Ведь если пригласили на княжение, значит, уже было чем править.

Русь называли страной городов, а строительство городов, как известно, требуется много времени. Но об этом в следующий раз. Сейчас о Рюрике.

В подлинности этого исторического персонажа уже не сомневается никто,… кроме наших непримиримых недругов.

Раз могила не найдена, значит подвергнем сомнению. Это приём нечистоплотной идеологической борьбы применяется постоянно. Подвергнуть сомнению по возможности всё, что нежелательно знать нам о своей собственной истории.

Лаврентьевская летописьсообщает: «Въ лето 6370 [862]. Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, ипочаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста род на род, и быша вних усобице, и воевати почаша сами на ся.

И реша сами в себе: «Поищем собекнязя иже бы володелъ нами и судилъ по праву». И идоша за море къ варягомъ, круси. Сице бо ся зваху тыи варязи русь, яко се друзии зовутся Свие, друзии жеУрмане, Анъгляне, друзии Гъте, тако и си.

Реша Русь, Чюдь, Словени, и Кривич ився: «Земля наша велика и обилна, а наряда в не нетъ. Да пойдете княжить иволодети нами». 

Неверныйперевод этих строк о том, что порядка у нас нет, долгое время давал основаниепришельцам наводить у нас свой порядок.

Это ещё один пример того, насколько внимательными нужно быть к каждому слову. Сейчас наконец-то, возвращено правильное слово «наряд». Нарядить нашу землю надо было. Охранить и поддерживать уже установленный порядок.

Откуда прибыл Рюрик?

Следующим спорным и при этомважнейшим вопросом был; откуда прибыл Рюрик? Норманисты утверждали что изШвеции. Но шведы в то время не имели той государственности, которая уже была наРуси. Посмотрите на карту. Шведское княжество тогда было гораздо менееновгородских владений. А вот русы в Швеции живали. Финны до сих пор называютсоседей «руотси».

Здесь уместно будет уточнитькто и когда выдвинул эту пресловутую норманнскую теорию. Считается что немецкиеучёные Байер-Миллер-Шлёцер. Нет. Эти немцы, приглашённые в Россию во временаправления Анны Иоанновны, при «бироновщине», были всего лишь продолжателямишведской теории.

За сто лет до них, во время противостояния Московии и Швеции,наш противник и выдвинул идею о скандинавском происхождении Рюрика, чтобыоправдать свои агрессию, придать ей законное историческое основание. Разоснователь и первый князь на Руси был шведом, то и вам следует подчиниться нам.С их стороны вполне понятный шаг. На войне все средства хороши.

Но почему же мыприняли эту теорию (всего лишь теорию, предположение)? Не от того ли, чтомногим из нас очень хотелось быть «как в Европе»? Цэ Европа?

Если Рюрик прибыл не изШвеции, тогда откуда? Из-за моря. В то время на южном берегу Балтийского морясуществовало княжество Вагрия. Его жители вагры входили в состав большого союзаславянских племён ободритов. Вот их то и называли варягами. Люди моря. От корня«вар» – вода. Они хозяйничали тогда на море. Потому и называлось оно Варяжским.

Западными соседями ободритовбыли саксы. Вот оказывается когда началось противостояние русских и саксов! Водной из войн коварные саксы заманили князя Годлиба (Годолюба) и убили его наглазах войска вагров оборонявших город Рерик.

Рерик! На стене города стоялажена Годлиба Умила, дочь новгородского старейшины Гостомысла. Рядом с ней былиеё сыновья Рюрик, Синеус и Трувор. Умила успела покинуть окружённый врагамигород.

Будущий «основатель русского государства» вместе с братьями был спасён.

Можно добавить, что английский историк Томас Шор в книге «Происхождение англо-саксонской расы», говоря о варинах, которых англы называли варингами, пишет что в русской истории они известны под именем варягов.

Достоверность этихисторических личностей подтверждает также … родословная Мекленбургскогоправящего Дома. В ней указаны князь Годслав, его сыновья Рюрик, Сувар и Трувари родственник их Гостомысл.

Для нас генеалогия Мекленбургского Дома имеетчрезвычайно важное значение.

Это единственная правящая династия в Германии,основанная славянскими князьями, сохранившаяся до последних дней немецкоймонархии.

“Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус” Илья Глазунов

Шверинский замок

Родоночальником династии был легендарныйкнязь ободритов Радегаст. Теперь понятно, что совсем не случайно именно из этойдинастии вышел правитель Российской империи Иоанн VI Антонович! Исторические корни.

При его малолетствефактически правила мать Великая княгиня Анна Леопольдовна (при рождении Елизавета Катарина Кристина, принцессаМекленбург-Шверинская). В свою очередь её матерью была царевна ЕкатеринаИвановна, дочь Ивана V.

Она вышлазамуж за герцога Мекленбург-Шверинского Карла Леопольда, породнив правящиединастии России и германского герцогства. Вот такой круговорот.

И это был не единственныйслучай. Вскоре на Российский Престол взошёл Карл Петр Ульрих владетельныйгерцог Гольштейн-Готорпский, внук Петра I, ставший императором Петром Третьим. Как известно егоженою стала София Августа Фредерика Ангальт-Цербская, будущая императрицаЕкатерина Великая.

Многие удивлялись любви «чистокровной немки» к России. Ноудивляться здесь особенно нечему. Она родилась в Цербске, старинном славянскомгороде Сербске, в самом центре земли Лужичей.

Кстати, её современник лужицкий филолог священник Михаил Френцель в своихпроповедях говорил, что лужичане не одиноки, что славянское племя обширное и «даже в Китае говорят по вендски, по-славянски». 

Императрица Екатерина имела серьёзный интерес к истории своего нового Отечества, сохранившийся в «Записках касательно русской истории». И считала что:

«Они будут антиподом (противоядием) для негодяев, которые унижают Россию …, которые суть глупцы».

Екатерина является автором пьесы «Историческое представление из жизни Рюрика».

Произведение русской царицы о русской истории! Как же мы об этом забыли? Вот небольшая выдержка из сего произведения: «Славяне-русь чрез признание варяжских князей, по кончине Гостомысла, соварягами соединились… Сказывают, будто русы Филиппу Македонскому, ещё за тристадесять лет до Рождества Христова, в войне помогали, також и сыну егоАлександру, и за храбрость от сего грамоту, золотыми словами писанную…»

И ещё: «Славянскихкнязей поколение княжило в Руси от 480 года до 860 года и кончилосьГостомыслом… Славяне-русь соединились со варяго-русь, которые жили по берегамВаряжского моря и над оным господствовали».

Моглали такое написать чистокровная немка? В деяниях и писаниях Екатерины Великойявно просматривается желание возвеличить Россию, используя при этом её древнююисторию. Рюрика и жителей побережья Балтийского моря она называла варягорусами.

Теперьстановится ясно, почему русские государи так охотно брали в жёнысеверогерманских принцесс. Это была земля их предков! Многие владетельные Доматех мест имели славянские корни. Так что разглагольствования о том, чтопоследние русские цари были немецкой крови, не точны. Эти браки соединялиисторические русские земли. Знали они об этом или нет, пока трудно сказать. Нофакт остаётся фактом.

Об этомсвидетельствует полный титул русского царя: «Божиею поспешествующею милостиюНиколай Вторый, император и самодержец Всероссийский, Московский, Киевский,Владимирский, Новгородский; … наследник Норвежский, герцогШлезвиг-Голштейнский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, ипрочая, и прочая».

Самое поразительное, что и после революции эта политика продолжилась. В 1945 году к Советскому Союзу была присоединена Восточная Пруссия. Единственное приобретение за Великую Победу (!).  С чего это Сталин именно её выбрал? А давайте-ка опять заглянем в историю.

Русский сокол

«Степенная книга», написанная по благословению митрополита Макария в царствование Ивана Грозного связывает происхождение русского царствующего рода с римским императором Августом, наследниками которого объявлялись киевские, а затем владимирские и московские князья.

Эта «августовская легенда» основана на «Сказании о князьях владимирских». Согласно этому сказанию, князь Рюрик происходил от древнеримского правящего рода. Римский император Август послал своего родича Пруса править на берега Вислы и Немана… Этот Прус и есть предок Рюрика.

«Прибытие Рюрика в Ладогу» Васнецов В. М. 

Позднее новгородские старейшины по совету Гостомысла отправили в Прусскую землю послов и призвали оттуда правителя из того рода, восходящего к Августу. Новгородцы умолили править у них князя Рюрика, и тот явился с братьями Синеусом и Трувором и племянником Олегом.

Кстати, некоторые ученые находят подтверждение тому, что Рюрик пришёл из Прусской земли. Сейчас разбираться не будем. Вполне вероятно, что Рюрик на пути из Вагрии, земли ободритов, мог некоторое время жить в Пруссии. Для нас важно то, что Пруссия для нас не чужая земля. На ней жили прусы.

Здесь протекает река Русне, которая на средневековых картах именуется «Русс». Прусы это союз племён, жившей по реке Руссе, то есть по-руссы.

Кстати, одноиз племён называлось «вармийцы», что созвучно варягам. Вот так история отвечаетнам на непонятный на первый взгляд вопрос.

Герб Старой Ладоги — сокол, падающий вниз (герб Рюрика)

И ещё однаисторическая параллель того времени. Территория Германской Демократической Республики(ГДР) во многом совпадает с местами расселения славян в средневековье. И послеобъединения Германии внутренне разделение на восточную (славянскую) и западнуючасти остаётся заметным.

Вот сколькооткрытий и разъяснений приносит изучение происхождения князя Рюрика.

А теперьвобьём последний гвоздь в гроб норманнской теории. Научный гвоздь.

По данным ДНК-генеологии вРоссии всего несколько человек имеют скандинавскую гаплогруппу. Среди нынеживущих Рюриковичей их вообще нет.

Так что в сражениях концептуальной войны мы можем смело утверждать, что Русь создавали не иностранцы. И править в своей стране мы в состоянии сами. По своим российским русским законам. Рюриком славяне называли сокола. Так пусть же парит наш Рюрик высоко, оберегая родную землю.

ВладимирАнищенков

23 июня2019 г.

Источник: https://media.elitsy.ru/otvety/rjurik-russkij-sokol/

Рюрик: 6 главных тайн основателя Руси

КНЯЗЬ РЮРИК В ЛЕГЕНДАХ СЕВЕРА РУСИ

Про легендарного основателя древнерусского государства неизвестно очень многое, вплоть до того, был ли этот человек на самом деле. Скорее всего, на большинство вопросов уже никогда не удастся дать бесспорных ответов.

Вопросы идентификации личности

О Рюрике, жившем в конце IX века, как родоначальнике династии русских князей, говорят только древнерусские летописи. Нет ни одного иноземного источника, который упоминал бы о Рюрике, связанном со славянами или с Русью. Есть сведения о Рёрике (Рорике) Ютландском по прозвищу Метатель Колец, датском конунге.

Между 863 и 870 годами о нём отсутствуют сведения, за исключением того, что в 867 году его изгнали из Фрисландии. Кстати, там есть местности, называвшиеся в давние времена Виринген и Рустринген. Это косвенно может свидетельствовать о варягах и Руси и о связи с ними Рёрика.

Идентичен ли он летописному Рюрику — правдоподобно, но не доказано.

Были ли у него братья

Летопись сообщает, что Рюрик пришёл княжить не один, а с двумя братьями — Синеусом и Трувором, которые вскоре умерли.

В XIX веке большинство учёных постепенно склонилось к версии, что эти имена, как и личности, явились выдумкой летописца, не понявшего шведских слов sine hus и thru varing, означавших «свой род» и «верная дружина».

Однако в настоящее время многие исследователи разделяют точку зрения, что Синеус и Трувор были скандинавскими именами собственными, производными или искажёнными от Сигнйотр и Торвардр.

Где они княжили

Локализация власти Рюрика и его братьев представляет пока загадку. По летописи, Рюрик сел княжить в Новгороде, у словен, Синеус — в Белоозере, у веси, а Трувор — в Изборске, у кривичей. Если существование данных племён несомненно, то среди названных городов в конце IX века достоверно существовал только Изборск.

В Новгороде не найдено следов поселения ранее Х века, а Белоозеро возникает, по-видимому, ещё позже. Впрочем, отсутствие археологических следов ещё не является доказательством отсутствия события. Так, в случае с Новгородом, многие принимают версию, что более ранним, по отношению к нему, центром была Старая Ладога.

Тем не менее, географические пределы власти Рюрика и его братьев остаются совершенно непонятными. По летописному сказанию, их пригласили княжить словене, чудь, весь, меря и кривичи.

Если у этого сказания есть хоть какая-то историческая основа, это значит, что некая конфедерация двух славянских и трёх финно-угорских племён на севере Восточной Европы сложилась ещё до прихода Рюрика на княжение.

В этом случае Рюрик не может считаться основателем русской государственности.

Также не понятны отношения Рюрика к городу, который потом почти три подряд столетия был центром Русского государства — к Киеву. Согласно тем же летописям, только «вещий» Олег — регент при сыне Рюрика Игоре — завоевал Киев, убив княживших там (тоже варягов) Аскольда и Дира.

Русский каганат впервые упоминается в западных источниках в 839 году, а киевский князь впоследствии именуется каганом. По мнению большинства историков, Русский каганат находился где-то на юге.

Следовательно, его возникновение, как и Киевского княжения, кто бы ни был их основателем, никак не связано с Рюриком.

Было ли варяжское завоевание

Исходно многие учёные не доверяли летописному преданию о добровольном призвании варяжских князей.

Учитывая, что в те же самые времена норманны разоряли страны Западной Европы, основывали в ней свои королевства, держится версия, что имело место завоевание славян варяжскими дружинами.

Об этом свидетельствует и глухое упоминание в летописи о годах, предшествовавших призванию варяжских князей: «Взимали дань варяги из-за моря с словен, и с чуди, и с веси, и с мери, и с кривичей».

Кроме этого упоминания, есть и многочисленные скандинавские военные артефакты того времени в славянских и финно-угорских землях. Однако следов масштабных военных столкновений не найдено. Это позволяет некоторым исследователям трактовать вокняжение Рюрика не как завоевание, а как приглашение его с дружиной на службу местным племенам.

Этническое происхождение Рюрика

Гипотеза о скандинавском происхождении варягов/руси и Рюрика не является общепринятой. Летопись определённо помещает варягов на южном побережье Балтийского моря, на что обратил внимание ещё Михаил Ломоносов. А там были государства поморских славян.

На острове Руяна (Рюген) находилось знаменитое святилище бога Святовита.

Среди поморских славян было племя ободритов, у которых упоминается столица Рерик.

По мнению ряда историков, начиная с Степана Гедеонова в середине XIX века, имя основателя древнерусской государственности связано с этим местом, а сами варяги/русь — племя поморских славян.

В пользу этой версии приводят ещё и такие сопоставления, что среди этих славян было племя варги (созвучное варягам), арабские географы упоминали «остров русов» где-то на севере (ср. Руяна), а Рерик созвучно древнеславянскому Рарог, означавшему сокола; между тем трезубец — символ династии Рюрика — не что иное, как стилизованное изображение сокола.

Был ли Рюрик основателем княжеской династии

Сомнения в этом возникают из сопоставления дат княжения. Рюрик, согласно летописи, умер в 879 году, а его сын Игорь появляется на страницах летописи как самостоятельный правитель только после смерти Олега в 912 году.

Игорь жил до 945 года, причём умер не своей смертью, а был убит. Даже если Игорь был младенцем на момент смерти Рюрика, налицо явная лакуна.

По версии, родившейся ещё в XIX столетии, сказание о завоевании Киева потомками Рюрика и о происхождении всех последующих русских князей от него было позднейшей вставкой в летопись.

Осознание принадлежности к потомкам Рюрика появляется не ранее XVI столетия — только у Ивана Грозного. Его предков, судя по всему, такие вопросы не волновали. Историк Аполлон Кузьмин в 1969 году выдвинул гипотезу, согласно которой Троян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве», был реальным предком русской княжеской династии.

Он трактовал выражение «Слова» «на седьмом веку Трояна» как на седьмом поколении Трояна. Это выражение применено в «Слове» к киевскому князю Изяславу Ярославичу (1054-1077). Тогда гипотетический Троян должен был приходиться Игорю дедом.

Генетические исследования выявили наличие у современных Рюриковичей по меньшей мере двух Y-хромосомных гаплогрупп.

Таким образом, династия не происходит от общего предка и, скорее всего, её генеалогия искусственна.

Выводы

Итак, то, что мы знаем (вернее — то, чего мы не знаем) о Рюрике, не позволяет достоверно судить об его этнической принадлежности, годах жизни, политической и исторической роли, местопребывании и родственных отношениях к последующим русским князьям. Вопросов очень много, а определённых ответов нет ни на один.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/43098349-ryurik-6-glavnyh-tayn-osnovatelya-rusi/

Князь Рюрик — первый правитель Руси из династии Рюриковичей

КНЯЗЬ РЮРИК В ЛЕГЕНДАХ СЕВЕРА РУСИ

» Князь Рюрик

Рюрик, миниатюра из «Царского титулярника» XVII век

Князь Рюрик — варяг, согласно древнерусским летописям, призванный вместе со своим родом представителями славянских племён для княжения в Новгороде в 862 году. Основал династию Рюриковичей, распространившую свою власть на восточнославянские племена и объединившую их в древнерусское государство со столицей в Киеве.

Прибыв на княжение в Новгород вместе с братьями Трувором и Синеусом, Рюрик через два года после смерти братьев остался единоличным правителем и расставил своих людей на княжение в города-центры племенных объединений: Полоцк (кривичи), Ростов (меря), Муром (мурома) и Белоозерск (весь).

Согласно Никоновской летописи, в определенный момент новгородцы возмутились порядками Рюрика, но он подавил бунт и убил их предводителя князя Вадима Храброго.

Повесть Временных Лет указывает среди прочих деяний Рюрика разрешение Аскольду и Диру совершить поход на Царьград (Константинополь) в 866 году, однако позже историками датировка была перенесена под 860 год, что ставит под вопрос как причастность Рюрика к походу, так и принадлежность Аскольда с Диром к его дружине. Дополнительно, Никоновская летопись сообщает под 865 годом о походе Аскольда и Дира против жителей Полоцка, который контролировался Рюриком.

В 879 году Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря под опекой Олега Вещего (по разным версиям приходившимся Рюрику либо родственником, либо соратником).

Начало княжения — призвание Рюрика и варягов в Новгород

Традиционно призвание славянскими племенами на княжение Рюрика с его братьями-варягами Синеусом и Трувором считается отправной точкой русской государственности.

Согласно летописям, в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди, мери и веси платили дань варягам, приходившим из-за моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними начались конфликты, для прекращения которых представители племён решили пригласить князя со стороны.

Призвание варягов
Худ. В. Васнецов (1909 г.)

«И ркоша:

„Поищем сами себе князя, иже бы володели нами и рядили по ряду, по праву.“

…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске.»

Таким образом, приглашённые варяги должны были исполнять роль судей, не заинтересованных в выгоде какой-либо из спорящих сторон, соблюдать т.н. ряд — свод законов и правил, который они признавали и обещали соблюдать заступая на княжение.

Версия о том, что Рюрик сразу стал князем Новгорода, оспаривается некоторыми историками. По данным археологии, более достоверным выглядит предположение, что первой столицей Рюрика стало поселение Ладога, ныне известное как Старая Ладога. Во времена появления Рюрика там строится первая деревянная крепость.

Находки из Рюрикова городища Государственный исторический музей

Краткая характеристика внешней и внутренней политики

Предметно говорить о конкретных направлениях политики Рюрика невозможно ввиду слишком малого количества дошедших до нас сведений, к тому же часть из них противоречат друг другу. Как и для прочих основателей правящих династий, Рюрику было необходимо удержать собственную власть, создать условия для комфортной передачи своих прав на княжение и по возможности расширить границы владений.

Удержание власти и распространение влияния на соседние города

Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей. Под предводительством Вадима Храброго в 864 году вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе со многими своими приверженцами. В изложении В. Н. Татищева Вадимом был местный словенский князь.

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель, прежде всего за счёт перехода под его управление Изборска и Белозерска, когда в 865 году Синеус и Трувор умерли.

Летописи указывают, что Рюрик, сам находясь в Новгороде, своим соратникам начал раздавать в управление города Полоцк, Ростов, Муром — варяжский князь внимательно следил как за собственными владениями, так и за близлежащими территориями, не позволяя перехватить управление конкурентам и раздвигая, по возможности, границы зарождающегося государства.

Рюрик и его отношения с Аскольдом и Диром

Относительно взаимодействия между князем Рюриком, Аскольдом и Диром летописи не согласуются между собой.

Повесть Временных Лет утверждает, что Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика («И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина»), отпустившего их в поход на Царьград.

Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам. В то же время в «Повести…» говорится о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян:

 «И по сихъ братьи держати. почаша родъ ихъ княженьє в Поляхъ».

При этом следует помнить, что Повесть Временных Лет, согласно записям в ней же, подвергалась неоднократным правкам во время правления Владимира Мономаха, принадлежащего к роду Рюриковичей и имеющего непосредственную заинтересованность в подтверждение изначально новгородской династии на владение Киевом.

Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград. Радзивилловская летопись. Миниатюра.

Примечательно, что при этом в Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград.

В Псковской 2-й летописи (XV век) сказано:

«А князи в та лета бяху на Рускои земли; От Варяговъ 3 князя, первому имя Скалдъ (то есть Аскольд), а дроугому Дир, а третьему Рюрик…»

— т.е. Аскольд и Дир не связываются с Рюриком никак, кроме того факта, что они тоже были варягами.

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, походах Аскольда на полочан и кривичей в 865 году (т.е. на территорию Полоцка, где Рюрик посадил своих наместников). Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.

В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т. н. Брюссельскую хронику, в которой содержалось упоминание о походе русов и называлась точная дата — 18 июня 860, что либо ставит под вопрос точность датировок ПВЛ, либо правдивость приводимых в ней сведений по данному событию.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша(не исключалось, что такая версия была придумана для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия, легендарного основателя Киева.

Итоги и результаты правления

  • Рюрик смог удержаться у власти в Новгороде подавив восстание Вадима Храброго
  • Распространил влияние на города Муром, Ростов, Белозерск, Полоцк, Изборск
  • Правил 17 лет, оставив после себя сына Игоря и в качестве регента при нём — Олега Вещего.

События на Руси после смерти князя Рюрика

В 879 году Рюрик умирает, оставив в качестве наследника малолетнего сына Игоря и приказывает до его совершеннолетия править Олегу Вещему, своему соратнику (по нек.источн. — родственнику).

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, Олег продолжил расширение подконтрольных Рюриковичам территорий, захватил Киев (убив Аскольда и Дира) и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян. Кроме того, Олегу удалось объединить под своей властью окружающие славянские племена, ранее платившие дань хазарам. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, зачастую объявляется основателем Древнерусского государства.

Источник: https://xn--80apmdfm0a.xn--p1acf/%D1%80%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%BA/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.