Коловрат в неожиданном месте

Последний бой Евпатия Коловрата

Коловрат в неожиданном месте

Исследователи полагают, что место битвы с монголами и захоронение древнерусского богатыря Евпатия Коловрата может находиться на территории современной Владимирской области.

Называются как минимум три вероятных места

Споры историков и краеведов о том, где погиб и похоронен один из самых знаменитых русских богатырей Евпатий Коловрат, до сих пор не прекращаются.

Подвиг рязанского воеводы, жившего в начале 13 века, описан в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» и известен всем с младших классов школы.

Во время начала Батыева нашествия на Русь в 1237 году боярин Коловрат находился в Чернигове. Узнав о вторжении монголов в пределы рязанского княжества, он с малой дружиной двинулся на родину. Защитить Рязань (Старую Рязань) Коловрат уже не успел — город он застал разоренным.

«…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжёны, а иные потоплены», — говорит «Повесть о разорении Рязани».

Со своими дружинниками и уцелевшими горожанами Коловрат бросился в погоню за татаро-монгольской ордой. В преследовании участвовало около 1700 человек. «Повесть» не указывает точное место, где отряд Коловрата нагнал врагов.

Сказано только, что произошло это в «суздальских землях». Внезапной атакой Коловрат полностью истребил отряд захватчиков, убил брата жены Батыя Хостоврула и многих других монгольских богатырей.

Согласно преданиям, разбить отряд Коловрата орда смогла только с помощью камней, предназначенных для метания в стены укреплений.

«Повесть» сообщает, что Батый был настолько поражен мужеством и смелостью Коловрата, что отдал его тело оставшимся в живых рязанцам для захоронения и отпустил их с миром.

Где именно похоронили Коловрата источники не указывают. «Суздальская земля» в начале 13 века простиралась от Москвы до Белоозера и Устюга, от Твери и до Нижнего Новгорода.

Если учесть, что после Рязани монголы двигались на Коломну, потом — на Москву, а потом — на Владимир, то наиболее вероятно, что последний бой Коловрата состоялся в январе 1238 года где-то между Коломной и Москвой. Называются несколько вероятных мест погребения, к примеру, берег реки Осетр в Зарайском районе Московской области.

Однако ряд исследователей считают, что богатырь пал на территории современной Рязанской области. Местом погребения Евпатия называют окрестности села Исады в окрестностях Старой Рязани или село Зараново Кораблинского района Рязанской области.

Владимирскую область также относят к числу территорий, где мог погибнуть древнерусский герой и где покоится его прах. Существуют как минимум три версии.

МЕЩЕРСКИЙ КУРГАН

В одном из выпусков владимирской областной газеты «Призыв» за 1958 год можно найти стихотворение ковровского поэта-фронтовика Александра Шабалина (1922-1977). Называется оно «В Мещере есть курган высокий». Из содержания следует, что Коловрат был погребен со своими дружинниками где-то во владимирской Мещере:

«Был славен стольный град Владимир, Здесь в ясных радугах зари Рождались первые былины

И русские богатыри.

Отсюда в бой ходили ратью Дружин владимирских полки, И долго будут вспоминать их

Нещадно битые враги.

Не тут ли у холмов покатых В раздольном солнечном краю За Русь дружина Коловрата

Сложила голову свою

* * *

…Тих непреступный стан Батыев, Уснуло войско на траве. Шатры, как шлемы золотые,

Обозначались в синеве.

А за рекою ржали кони, Топтали буйный травостой, И был как будто на ладони

Весь ненавистный стан чужой.

Земля родная, ты годами Неволи тяжки крест несла, Владимир, попранный врагами,

Рязань, сожженная дотла.

Зовут нас на высокий подвиг Не ради славы боевой… И богатырь дружину поднял,

Чтоб броситься в неравный бой.

С утра до ночи длится сеча, Звенела сталь кольчуг и лат, И был не раз уже отмечен

Татарской саблей Коловрат.

Но точен взмах его кончара, Тверда железная рука. И вот от смелого удара

Уже смятенье у врага.

Но все сильнее свищут стрелы, Гудит над полем сталь и медь, Роса вечерняя осела

На тех, кто должен умереть.

И снова силу собирая, Чтоб от врагов свой край спасти Они встают, хотя и знают,

Чтоб до победы не дойти.

Укрой ты тех, трава густая, Кто жизнь за Родину отдал! Евпатий, кровью истекая

Спиной к березке юной встал.

Она над ним склонила листья И ободряя и шепча — Но вот в нее вошел со свистом

Булат каленого меча.

И надломилась и упала Она у ног богатыря И над ее ветвями встала

Скорбеть вечерняя заря.

* * *

В Мещере есть курган высокий, Вокруг его шумят леса, И дуб могучий, одинокий

Стоит, как воин на часах.

И под его живою сенью, Где зацветает краснотал. Лежит березка рядом с теми,

Кто в битве мужественно пал».

Где именно находится этот курган — Шабалин не указывает. По народным преданиям, бытующим во владимирской части Мещеры, Евпатий Коловрат был похоронен где-то в районе села Нарма Гусь-Хрустального района. Это село находится почти на границе с Рязанской областью, юго-западнее Курлово, в районе Великих озер. В настоящее время село Нарма с красивой Воздвиженской церковью заброшено.

ЛЕСНАЯ ПЕТУШИНСКАЯ ГЛУШЬ

Другое место называет директор Историко-художественного музея Гусь-Хрустального, член правления Союза краеведов Владимирской области Николай Скулов. По его версии, Евпатий Коловрат нагнал монголов уже на пути от Москвы к Владимиру.

Скулов предполагает, что битва богатыря с ордой состоялась в урочище «Убитое поле» в Петушинском районе — южнее Петушков, за Клязьмой, в районе озера Светец.

По данным Николая Скулова и других исследователей, в этом урочище, через которое проходили древние мещерские тракты, с 13 по 17 век произошло несколько кровавых схваток с монголами и поляками.

Был ли Коловрат похоронен где-то под Петушками или его тело увезли на родину, Скулов не уточняет.

ПОЙМА КЛЯЗЬМЫ ПОД СОБИНКОЙ

Еще одну версию исследователей-краеведов можно найти в «Литературной газете» за сентябрь 2012 года. Ее озвучил журналист, прозаик и поэт Игорь Гамаюнов. Согласной ей, Коловрат принял свой последний бой в пойме Клязьмы в окрестностях деревни Погост Собинского района, на так называемом «Ханском лугу», около древней крепости у села «Осовец».

Гамаюн предполагает, что похоронить богатыря могли там, где сейчас стоит Покровская церковь села Осовец.

Источник: https://zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/posledniy-boy-evpatiya-kolovrata/

Славянский оберег Коловрат: значение символа

Коловрат в неожиданном месте

Коловрат – это не просто сакральный образ солнца, а проекция целой вселенной, работающей циклично, где тьма всегда завершается приходом света. Образ солнца у славян тесно взаимосвязан с почитанием земли-матери.

Не удивительно, что при таком значении символ Коловрат занял центральную роль в культуре наших предков.

Современные приверженцы язычества, как и древние славяне, носят солнечный оберег Коловрат, чтобы обрести защиту и поддержку древних богов.

Больше о славянских оберегах и их значении читайте в этой статье.

Значение и виды символа Коловрат

Понять значение этого знака достаточно просто. Необходимо лишь внимательно вчитаться в название. «Коло» означает «круг», а «врат» подразумевает повторяемое движение – вращение.

Коловрат олицетворяет цикличность всего мироздания – смену времени года, завершение ночи и наступление дня, а также переход от бед и несчастий к здоровью и процветанию.

У него несколько ипостасей, хотя изначально символ обладал лишь одной формой – четырьмя лучами с загнутыми концами.

Сегодня же можно встретить Коловрат с шестью и даже с восемью линиями. Наиболее гармоничным среди них принято считать именно восьмилучевой Коловрат, ведь в восьми «пиках» объединены четыре стихии (земля, вода, воздух и огонь) и времена года.

Изображение символа легко узнать во многих славянских знаках. Наши предки, как и многие другие народы поклонялись Солнцу, и солярные – солнечные символы занимают одно из центральных мест в культуре. Различные вариации Коловрата применялись в празднествах, посвященных Солнцевороту, отсюда и еще одно название знака.

Все виды Коловрата несут в себе светлое начало, но каждая вариация немного отличается от остальных – как внешне, так и по смыслу и значению:

  • Четырехлучевой знак — символ огня олицетворяет бога солнца Даждьбога,
  • Шестилучевой Коловрат имеет отношение к другому славянскому божеству – громовержцу Перуну.
  • Коловрат с восемью лучами – самый распространенный вариант, связывают со многими богами, в том числе Сварогом. Именно этот бог создал землю и все живое на ней, потому сей знак символизирует собой силу солнца и возрождение и имеет первостепенное значение в отношении остальных альтернатив.

Некоторые называют этот знак «свастикой», непременно вспоминая Гитлера и нацизм. Да, действительно, Коловрат и свастика это по сути одно и тоже, но не стоит боятся свастических изображений. Запятнанный фашизмом, первоначально символ свастики означал лишь свет и добро. Издавна славяне и другие народы использовали его как оберег, а о фюрере, конечно же, тогда еще никто не слышал.

Посолонь и противосолонь

Посолонь и противосолонь.

Оберег Коловрат – один из немногих славянских символов, принимающих различные формы. Он играет количеством и направлением лучей, а значит может видоизменять свое значение.

«Посолонь» означает движение по направлению солнечного светила, а «противосолонь» – соответственно, имеет противоположное значение. Глядя на свастические изображения, легко запутаться, какое же из них направлено по солнцу, а какое – против.

Давайте же разберемся, как правильно читать эти знаки. Простыми словами «посолонь» – это движение по часовой стрелке, а «противосолонь» – в обратную сторону.

Но даже понимая это, люди все равно делают ошибку, когда речь идет о направлении Коловрата.

Этот знак символизирует вращение: при правостороннем лучи направлены влево, а при левостороннем – наоборот. Понять это не сложно, представив себе языки пламени, или кометы, непрерывно движущиеся по кругу. Очевидно, что «хвосты» у них при этом будут направлены в противоположную сторону. 

Лучше понять этот принцип поможет видео, которое наглядно демонстрирует движение «посолонь».

Левосторонний коловрат, имеет ещё иное название, произошедшее от имени богини любви и красоты – Ладинец, и обладает собственным значением.

Этот символ является женским и, в отличие от Коловрата правостороннего, знаменующего достаток, чистоту и связь с верховными сущностями, помогает проявить потаенные стороны человеческой натуры – интуицию, ясновидение и прочие магические способности. Как приятное дополнение, оберег Лады помогает развить женственность.

Кому и как следует носить оберег

Все славянские символы можно условно разделить на общие и узкопрофильные. Последние зачастую имеют одну трактовку и принадлежат лишь конкретному божеству, в то время как общие обладают целым букетом значений, из-за чего их образ реально составить лишь в общих чертах. Поэтому описать значение Коловрата несколькими словами, не получится.

Изображение Коловрата хранит в себе все светлое, что можно отыскать в человеческом мире.

Оно приносит чистоту и порядок, дарит свет и гармонию, помогает достигнуть возрождения после упадка и вступить на путь истины.

Солнечный знак подойдет всякому, кто погряз в нищете, проблемах или негативе и хочет поскорее завершить этот этап, не просто запустив новый цикл, а начав с шагов в верном направлении.

Перстень с Коловратом — хороший оберег для мужчин.

Самым универсальным способом ношения оберега считается подвеска, но на самом деле здесь отсутствуют какие-либо ограничения.

Кольцо Коловрат чаще всего выбирают мужчины, ведь такой массивный символ сложно разместить на миниатюрном женском колечке, а вот на перстне – вполне возможно. Женщины же предпочитают кулоны, а иногда даже, отдавая дань древнеславянским рукодельницам, наносят солнечный символ на одежду и аксессуары в качестве вышивки.

Мужчинам

Коловрат для мужчин подарит здоровье, оптимизм и поможет достичь успеха в продвижении по карьерной лестнице.

Нося амулет с этим знаком, вы станете сильнее, начнете проще смотреть на жизнь, меньше переживать по пустякам и видеть возможности там, где до этого не замечали их. С такой защитой будет не страшна ни чужая зависть, ни черные магические ритуалы.

Еще одной разновидностью Коловрата является Колядник – он имеет сходное значение и символизирует торжество добра над тьмой. Носиться оберег может исключительно мужчинами.

Женщинам

Вышивка Коловрат станет отличным оберегом для женщин.

Ладинец для женщин поспособствует улучшению чутья, помогающего на подсознательном уровне решать проблемы и даже предвидеть их заранее, защитив себя и близких от опасности.

Этот знак посодействует в поисках женственности, поэтому даже представительницы прекрасного пола, не обладающие сильным магическим потенциалом, могут носить ладинец для развития утонченности и изысканности в характере.

Для тех, кто находится в положении, оберег также продемонстрирует еще одно, новое, значение – он станет прекрасным защитником, помогающим более гармонично провести и пережить этот непростой для организма период и защитить будущего ребенка от всего лихого.

Из чего изготавливается Коловрат

Чаще всего оберег Коловрат изготавливают из металла или дерева. Латунь и медь являются куда более «низменными» материалами по сравнению с золотом и серебром. Поэтому обычно мастера отдают предпочтение последним. У этих металлов мощнейшая энергетика, и амулет Коловрат, выполненный из них, станет более крепким и выносливым артефактом.

Однако не стоит в этом деле полагаться на чужие взгляды, ведь довольно часто неожиданным образом проявляется такая вещь, как несовместимость с тем или иным металлом. Она может выражаться не только на физическом уровне – в виде покраснений и неприятных ощущений, но и на ментальном.

Человек, долгое время контактирующий с неподходящим металлом, может ощутить непонятно откуда взявшееся раздражение, общую слабость в теле и даже сильную головную боль.

К максимально нейтральным прочным материалам относится серебро. Оно также используется в качестве защиты от злых сил, поэтому в тандеме серебро и Коловрат станут отличными компаньонами.

Но в то же время Коловрат – это символ солнца, а серебро имеет «лунное» значение.

Поэтому, если вы хорошо ладите с золотом, будет логичнее остановить выбор именно на нем, чтобы усилить действие амулета с солнечным значением.

Неплохим вариантом станет и украшение из кости животного или дерева, ведь подобное приобретение гораздо меньше ударит по карману, а значение символа останется прежним. Но в случае с деревом важно обратить внимание на то, из какой древесины изготовлена вещь. Славяне верили, что деревья обладают внутренним духом, имеющим свой пол.

Неплохим вариантом станет украшение из дерева.

Одни из них, такие, как дуб, олицетворяют мужскую силу и выносливость и прекрасно подойдут для мужчин, а вот береза и рябина, символизируют женское начало и не смогут найти общий язык с сильной половиной человечества.

Верно подобрать материал для украшения недостаточно. При выборе подвески не менее важно присмотреть правильный шнурок – многие люди недооценивают его значение.

Если вы носите серебряное украшение и боитесь потерять его, когда развяжется нить, используйте цепочку из того же металла. А вот деревянные амулеты хорошо совпадают по энергетике со шнурками из натуральных тканей – вроде льна или хлопка.

Шнурки из кожи не приветствуются, ведь несут в себе энергию мертвого животного.

Как очистить и зарядить оберег

Оберег Коловрат, как и любой другой артефакт, созданный человеком с определенной целью, обязательно должен быть активирован. Без прохождения специального обряда инициации амулет не сможет выполнять свое предназначение и превратится в простой талисман, способный лишь привлекать удачу – и то, если вы хорошенько в него поверите.

Древние славяне оставили своим потомкам немалое количество руководств по проведению подобных ритуалов, но далеко не все из доступных способов являются универсальными. Некоторые из них идеально созданы для работы с одними символами, но могут быть совершенно несовместимыми с другими. Этот важный момент стоит учитывать тем, кто решил приобрести славянский оберег Коловрат.

Солнцеворот содержит в себе живительную энергию солнца, поэтому наилучшим способом для «пробуждения» приобретенного магического атрибута будет использование родных ему энергий – солнечного света и огня.

Не стоит дожидаться летнего солнцестояния, как утверждают некоторые эксперты – это пустая трата времени. День «запуска» также не имеет значения – важно лишь наличие солнца. Выполнять процедуру надо на растущую луну – в идеале за несколько дней до полнолуния.

Для активации оберега отлично подойдет энергия солнца.

Проснувшись рано утром, выйдите на улицу и оставьте предмет на каком-нибудь возвышении — там, где на него попадут солнечные лучи. Жители многоквартирных домов могут вынести украшение на балкон.

Количество часов зарядки не играет сильную роль – это индивидуальный выбор.

Но при этом следует не забывать, что Коловрат относится к солярным знакам и держать его на подзарядке, когда небесное светило начало клониться к закату или и вовсе отошло на покой, совершенно не имеет смысла.

Активация с помощью огня является еще более простой процедурой, чем подпитка от солнца, ведь для этой цели не нужно ждать ясной погоды. Разводить костер тоже не придется – достаточно одной свечки.

Зажгите свечу и подержите над ней Коловрат, поворачивая над пляшущим язычком разными сторонами в течение нескольких минут.

В этом случае лучше снять шнурок и держать подвеску подальше от пламени, если она вырезана из дерева.

Издревле огонь считается одним из самых мощных средств, помогающих изгнать все нечистое, насланное не только злыми людьми, но и потусторонними силами.

Поэтому активация огнем здесь обретает новое значение, удивительным образом трансформируясь в обряд очищения.

Этот прием гораздо больше подходит для оберегов, вырезанных из камня, металла или других прочных материалов, но при должной осторожности может применяться и с деревянными объектами.

Если боитесь повредить дорогую сердцу вещь, воспользуйтесь более традиционным вариантом — оставьте амулет на ночь в поваренной соли. Не забудьте, что очистку следует проводить до того, как оберег будет наполнен положительной энергией солнечного света или очищающего огня – порядок действий имеет очень важное значение и потому не может быть изменен.

Можно ли носить Коловрат христианам

Постепенное возрождение культа язычества привело к тому, что традициями древних славян и значениями их магических символов начали сильно интересоваться люди, принадлежащие к другим религиям. Довольно часто люди, принявшие католичество или православие, спрашивают, можно ли им носить знак Коловрата.

Разумеется, никто не вправе запретить пользоваться языческими символами, однако значение оберега Коловрат несопоставимо с  христианством.

Ученики Иисуса поклоняются одному Богу, в то время как у язычников их целый пантеон. Последние также имеют сильнейшую связь с природой, чему не уделяется внимание в более молодой религии, хоть обе они и представляют мир в качестве трехмерной модели, где есть место не только людям и богам, но и душам, покинувшим физическую оболочку.

Стоит также упомянуть принудительный обряд Крещения Руси, проведенный князем Владимиром, который славянские языческие верования заменил на византийские традиции. Едва ли божества оценят просьбу о поддержке от человека, почитающего «чужого» Бога, чья религия сравняла с землей капища с деревянными статуями и надолго вытеснила многобожество как таковое.

Задавать вопрос «Можно ли носить славянский символ христианину?» — то же самое, что спрашивать, можно ли носить Коловрат последователю Будды или Аллаха. Каждый самостоятельно определяет свою религию.

Даже если за вас когда-то сделали этот выбор родители, проведя обряд посвящения в младенчестве, всегда можно отказаться от этой веры принять новую, более соответствующую вашим мироощущениям и тому, что для вас имеет первостепенное значение.

Но сперва важно определиться — во что же вы все-таки верите?

Источник: https://vashobereg.ru/oberegi/kolovrat

Евпатий Коловрат | А был ли герой на самом деле?

Коловрат в неожиданном месте

Успех фильма «Коловрат», сомнительного с исторической и художественной точки зрения, породил бесчисленные темы для споров о том, существовал ли такой герой на самом деле.

И этот вопрос далеко не прост, как может показаться…

Что было на самом деле?

В конце лета 1237 года армия Бату-хана появилась на южных рубежах Рязанского княжества. Из совокупных источников, историкам ясно, что сначала монголы отправили посла в Рязань с притязанием налога. Всего 10 % от всего — «десятины».

В этом смысле, монголы не поступили вероломно и это была типовая дань, для покоренных племен. Возможно, монголы планировали пройти Русь быстрее и сохранить силы для Европы. Но русичи поступили крайне вероломно, что имело самые трагические последствия! Монгольский вестник был убит рязанцами.

Это был экстраординарный прецедент, даже для того времени. Чтобы в мирное время, в ответ на письмо ровного тона… Послов убивали в высшей степени изредка, и это всякий раз приводило к максимальной степени обострения отношений.

А у монголов же, законы Чингисхана прямо гласили, что за убийство посла, род убийцы должен быть вырезан под корень!

Знали ли об этом русичи? Скорее всего да.

Монголы, чтобы не предать закон Темуджина взяли Рязань в осаду, окружили город рвами, чтобы не пришла подмога и варварски разрушили его, убив всех жителей. С тех пор прежняя Рязань уже не отстроилась заново, нынешний город находится в ином месте.

А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань в 21-й день декабря. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли.

И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили… и весь град пожгли, и всю красоту знаменитую, и богатство рязанское… И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили.

Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые…

»

Надо сказать, что монгольские воины иногда были и более жестоки, например в Хорезме они убивали не только людей, но и всех домашних животных, а землю посыпали солью, чтобы на ней более ничего не росло!
Затем, монголы двинулись по замерзшим рекам на север, где на них и стали нападать дружинники Евпатия Коловрата – воеводы из Рязани, который случайно избежал гибели при осаде.

«Напал Евпатий на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись… Почудилось татарам, что мёртвые восстали»

Ошарашенные и разъяренные монголы попытались понять, кто нападает на них с тыла! Найдя несколько раненых русичей, татары привели их к Бату:
Батый стал их спрашивать:

«Какой вы веры, и какой земли, и что мне много зла творите?»
Они же отвечали: «Веры мы христианской, а витязи мы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного князя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому»

Отряды монголов гибли один за другим, шурин Бату-хана прославленный багатур Хоставрул, хвалившийся что легко остановит Коловрата, пал разрубленный пополам самим Евпатием!

«И обступили Евпатия сильные полки татарские, желая живым его взять. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассек Хостоврула на полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних на полы рассекал, а других до седла разрубал.
И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его.»

Хану пришлось разворачивать все свое войско, отыскать дружину Евпатия и лишь с помощью камнеметов ему удалось победить малочисленный отряд русичей! Потрясенный героизмом Евпатия Коловрата, Бату горько сожалел о его гибели, ведь такой свирепый воин пригодился бы ему в походе на запад и повелел похоронить его как великого багатура!

Смахнув патриотическую слезу со щеки, давайте разберемся, что в этой истории смущает специалистов.

Что нет так с легендой о Коловрате?

Сюжетная линия Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных моментов Киевской Руси — татарским нашествием, а более конкретно нашествием Бату-хана, Батыя, в русской традиции.

Это была довольно крупная инвазия монголов в земли русских княжеств в 1237-1240 годах , которые предшествовали Западному походу монголов на Восточную Европу.

Но в летописях нет упоминаний о каких-либо похожих событиях в Рязани того времени.

Известен лишь один источник о Коловрате — «Повесть о разорении Рязани Батыем», известное произведение древнерусской литературы, созданное по устным легендам повещенным взятию Рязани монголами в декабре 1237 года.

С исторической точки зрения, она крайне спорна, неточна и имеет скорее мифологическую, чем хронологическую ценность. Как и почти все исторические анналы, описывающие татарское нашествие на Русь, «Повесть» сохранилась в копиях не ранее XVI века.

Отчего, многие историки называют ее позднейшим фальсификатом, екатерининских времен, призванный героизировать предков и создать свой исторический эпос.

Как было с «Велесовой книгой» позднее и другими, менее известными подделками под исторические документы.

Сама повесть не согласована: после якобы физического истребления жителей Рязани, Коловрат собирает аж 1700 дружинников для борьбы с Батыем! Это вполне средних размеров, полноценное войско для Руси тех времен, многие европейские монархи располагали меньшим числом воинов! После смерти Коловрата, его отпевают в Рязанском соборе, хотя ранее утверждается, что Рязань полностью разрушена монголами. Багатур Хоставрул – соперник Коловрата, имеет отчего-то иранское или тюркское имя, а не монгольское, как положено бы ему. Кроме того, вообще непонятно, откуда автор узнал имя соперника, тем более так точно передал его, что редко случалось с тюркскими именами на Руси, которые обычно искажались. Рязанский князь Ингвар, с которым связывается воеводство Евпатия, умер ранее описываемых событий. Само же имя Коловрат, имеет разные трактовки: от ловкого и верткого человека, до названия взводного механизма самострела. Популярное объяснение имени Коловрата со свастикой, якобы так называемой на Руси- плод воображения и народного творчества. А вот сами монголы, никак не упоминают чего-то примечательного, в связи со взятием Рязани, вот Козельск-да, они запомнили. Да и багатур Хоставрул встречается только в наших источниках, монгольские хроники его не знают.Таким образом, Коловрат мог существовать, но высокой вероятности для его героических действий дать нельзя, слишком мало источников его упоминают!Скорее всего, его образ собирательный, где смешались разные эпохи и герои, чтобы показать насколько силен и коварен был враг, но и его можно напугать и победить!

Источник: https://leta-media.ru/kolovrat/

«Брал мечи татарские и сёк ими»: кем на самом деле был легендарный защитник Руси от монголов Евпатий Коловрат

Коловрат в неожиданном месте

11 января 1238 года, согласно легенде, был торжественно похоронен герой сопротивления монголо-татарскому нашествию Евпатий Коловрат.

О бесстрашном и могучем воине, который 780 лет назад погиб в битве с пришедшими на Русь ордынцами, нам известно из «Повести о разорении Рязани Батыем».

По одной исторической гипотезе, рязанский богатырь — собирательный образ, олицетворяющий героическую борьбу русского народа с Золотой Ордой, по другой — в основе предания лежит подвиг реального человека. Как в истории о Евпатии Коловрате переплелись миф и реальность, разбирался RT.

О Евпатии Коловрате известно только из одного источника — «Повести о разорении Рязани Батыем». Согласно этому произведению древнерусской литературы, после взятия монголами Рязани в декабре 1237 года Коловрат возглавил сопротивление захватчикам, сплотив вокруг себя 1,7 тыс. воинов.

Если верить хронологии описываемых в «Повести» событий, Коловрат погиб в бою в первой трети января 1238 года. В одном из списков этого литературного произведения утверждается, что торжественные похороны Евпатия состоялись 11 января. 

Согласно другой точке зрения, которая основывается на сведениях об участии рязанцев в боях с монголами, Коловрат (или воин, ставший его прообразом) мог воевать с захватчиками до весны.

Предполагается, что Евпатий погиб в битве на реке Сить 4 марта 1238 года, сражаясь в составе войска владимирского князя Юрия Всеволодовича, и был похоронен на левом берегу реки Вожа.

 Однако его могила так и не была обнаружена. 

Не прекращаются споры историков и о происхождении имени героя «Повести». Евпатий — это изменённое греческое имя Ипатий, достаточно распространённое в Древней Руси. С прозвищем Коловрат история несколько сложнее.

 Прозвище на Руси, как правило, давалось по роду занятий человека. Наиболее популярная в среде учёных гипотеза такова: богатырь Евпатий стал известен как Коловрат за ловкость в бою («коло» — круг, «врат» — вращение).

 

«И была сеча зла и ужасна»

В 1237—1238 годах Русь подверглась масштабному вторжению Золотой Орды. Историки по-разному оценивают численность монголо-татарского войска (от 60 тыс. до 150 тыс.), но достоверно известно, что захватчики намного превосходили по мощи дружины русских князей.

Из-за феодальной раздробленности русские не могли выступить единым войском, что облегчило ордынцам завоевание княжеств. Нашествие возглавлял внук Чингисхана, правитель улуса Джучи (Золотой Орды) хан Батый. Первым городом, который подвергся разорению, стала Рязань, южная окраина северо-восточной Руси.

«Повесть о разорении Рязани» — один из основных источников информации о трагедии, которая произошла в декабре 1237 года с богатым городом на правом берегу Оки.

Предчувствуя неминуемую гибель, рязанский князь Юрий пытался откупиться от Батыя. Но правитель Золотой Орды заявил о своих претензиях на «всю русскую землю» и потребовал «у князей рязанских дочерей и сестёр к себе на ложе».

Рязанская знать собрала войско и приняла неравный бой неподалёку от города.

  • Диорама «Взятие Старой Рязани Батыем»
  • © Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»

«И напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьётся крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева Божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы: один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами», — говорится в «Повести».

После победы Батый уничтожил окружавшие Рязань сёла и завладел столицей княжества. «Повесть» и данные археологических раскопок свидетельствуют, что монголы практически стёрли с лица Земли Рязань и вырезали всех уцелевших горожан. В конце декабря 1237 года полчища Батыя двинулись покорять Суздальское княжество.

Весть о нашествии на Рязань дошла до одного из «вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат», который в тот момент находился в Чернигове. «С малою дружиною» боярин «помчался быстро» в Рязанское княжество.

«И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустевшую — города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разорённый, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены», — сообщает «Повесть».

«Смешалися все полки татарские»

Евпатий собрал небольшую дружину численностью около 1,7 тыс. человек и внезапно напал «на станы Батыевы» уже на территории расположенного к северу от Рязани Суздальского княжества. 

«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими.

Почудилось татарам, что мёртвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно.

И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился», — говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Батый отправил на истребление русских своего «шурича» (сына шурина) Хостоврула, который пообещал привезти Коловрата живым. Войско Евпатия было окружено самыми боеспособными монгольскими отрядами. Хостоврул вызвал рязанского боярина на поединок и погиб в схватке с Коловратом.

«И стал Коловрат сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил — одних пополам рассекал, а других до сёдла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков (осадных камнемётных орудий. — RT), и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его», — так «Повесть» рассказывает о последнем бое Коловрата.

  • Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017)
  • © Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017)

Батый был восхищён мужеством Коловрата. Глядя на тело мёртвого боярина, он сказал: «Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня — держал бы его у самого сердца своего».

Хан повелел отпустить оставшихся в живых русских воинов и отдал им тело Коловрата. Если верить «Повести», герой сопротивления монголо-татарскому нашествию был похоронен в Рязани вместе с погибшими князьями и боярами.

Таинственный Коловрат

У историков вызывает множество сомнений достоверность событий, описываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем», которая была создана не раньше конца XIV века. Например, в произведении утверждается, что Коловрат и другие погибшие представители знати были отпеты и похоронены в Рязани, хотя она после захвата была полностью разрушена.

Также по теме

Исторические узы: как московские князья породнились с потомками Чингисхана

700 лет назад великий князь Московский Юрий Данилович взял в жёны сестру хана Золотой Орды Узбека, праправнучку хана Батыя. Так…

Исследователи обратили внимание, что «Повесть» рассказывает о князьях, которых в 1237 году уже не было в живых. В частности, упоминаются Давид Муромский (умер в 1228 году) и Всеволод Пронский (умер в 1208 году).

В тексте также говорится, что в боях с монголами участвует князь Ингварь Ингваревич, дискуссия о существовании которого до сих пор продолжается. Есть предположения, что Ингварь Ингваревич — это рязанский князь Ингварь Игоревич, правивший с 1217 года. Однако он умер в 1235 году — за два года до монгольского нашествия.

Под сомнение ставится и факт существования Коловрата, о котором ничего не сообщается в других произведениях и письменных документах Древней Руси. К тому же «Повесть» не уточняет происхождение Евпатия и его место во властной иерархии Рязанского княжества.

О Коловрате рассказывается как об одарённом полководце, мужественном и профессиональном воине, обладающем невероятной физической мощью.

Евпатия принято представлять коренастым мужчиной крепкого телосложения, а по характеру рязанский боярин — храбрый и патриотичный русский воин.

Такое описание роднит Коловрата с героями русского эпоса — богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем.

  • Скульптура Евпатия Коловрата (2009), созданная Иваном Коржевым
  • © i-korzhev.ru

Доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе Анатолий Дёмин подчеркнул в беседе с RT, что прозвище Коловрат никак не связано со знаком Солнца, славянской свастикой или иными языческими символами.

Дёмин отметил, что Коловрат выделяется своей человечностью на фоне типичных богатырей из русских былин. По его словам, несмотря на определённую гиперболизацию, Евпатий показан в целом обычным человеком, стремившимся защитить свою землю от захватчиков.

Народный герой

Рязанский боярин — достаточно популярный персонаж произведений российского искусства. 

Подвиги Коловрата, в частности, воспел уроженец Рязанской губернии Сергей Есенин.

В «Сказании о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912) он описывал богатыря как необычайно сильного человека, который двумя пальцами «вытягивал» «пешнёвые угорины» (раскалённые ломы). При этом Коловрат в стихотворении Есенина предстаёт не вельможей, как в «Повести», а кузнецом — человеком из народа. 

Советские писатели обращались к Коловрату как к символу народного сопротивления захватчикам. Всплеск популярности рязанского богатыря произошёл в период Великой Отечественной войны. Евпатий стал героем произведений Сергея Маркова (1941) и Василия Яна (1942).

После распада СССР Коловрат также упоминался во множестве художественных произведений. В 2007 году в Рязани ему был установлен памятник.

  • Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани
  • © Wikimedia Commons

Ещё два памятника Евпатию появились в посёлке Шилово и деревне Фролово. 

В 2009 году заслуженный художник России Иван Коржев создал скульптуру Коловрата из литьевого камня: Евпатий сидит в задумчивой позе, легко придерживая правой рукой огромную секиру. В этом же году появился холст Максимильяна Преснякова. На картине израненный стрелами Коловрат держит в руках два меча, пытаясь подняться, чтобы продолжить бой с монголами. 

В ноябре 2017 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Легенда о Коловрате» режиссёра Джаника Файзиева. По сюжету в декабре 1237 года Евпатий отправился на переговоры с другими князьями, чтобы оказать совместное сопротивление нашествию монголов. Однако Рязань была сожжена, и Коловрат, собрав отряд мстителей, начал героическую борьбу с захватчиками. 

Быль или легенда

Значительная часть историков считает, что в «Повести о разорении Рязани Батыем» переплетены вымысел и реальные события, а Коловрат является собирательным образом русских воинов, сражавшихся с ордынцами. 

«То, что мы видим в этой повести, характеризует восприятие русского человека вовсе не XIII века. Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданны.

Но всё остальное, в частности восхваление Батыем русских воинов, напоминает сконструированную, более позднюю легенду, созданную в XV—XVI веках.

Поэтому специалисты относятся к этому памятнику скорее как к литературному, а не документальному», — пояснил в интервью RT доктор исторических наук, профессор кафедры Истории и теории культуры РГГУ Константин Ерусалимский.

Историк-медиевист Клим Жуков придерживается такой же позиции. Он полагает, что большая часть событий «Повести о разорении Рязани Батыем», включая рассказ о Коловрате, не соответствуют действительности. 

«К Коловрату стоит относиться как к легендарному, былинному герою. Есть ещё несколько персонажей, в чьих судьбах присутствует практически аналогичный сюжет героической борьбы с захватчиками. Один из них — Меркурий Смоленский, описание подвига которого относится к историческим памятникам литературы XV века», — отметил в беседе с RT Жуков. 

Однако существует и альтернативная точка зрения. Её суть заключается в том, что Коловрат был реальным воином, который сплотил вокруг себя небольшой отряд, но автор «Повести» приписал ему некоторые качества былинных персонажей. 

Этот подход основан на фактах, свидетельствующих об упорном сопротивлении монгольским туменам (тактическая единица монгольского войска), которое продолжили оказывать рязанцы и после падения столицы своего княжества.

«Многие исследователи считают, что памятник основан на реальных событиях, и ряд имен в нём абсолютно достоверен», — подчеркнул Ерусалимский.

Согласно летописям, Батый действительно разорил Рязанское княжество, но один из выживших князей, Роман Ингваревич, смог собрать ратников и принял бой с захватчиками на территории Суздальского княжества. 

Также известно, что в первой половине января 1238 года произошло крупное сражение с монголами вблизи Коломны (к северу от Рязани). В битве принял участие великий князь Юрий Всеволодович, опасавшийся, что Владимирское княжество повторит участь Рязанской земли. В его войско влились и рязанские дружинники. 

Предполагается, что на момент гибели Коловрату было около 35 лет, хотя достоверные сведения о том, когда и где он родился, отсутствуют. Есть версия, что Евпатий родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район Рязанской области) приблизительно в 1200 году.

Также по теме

Игра древнерусских престолов: как дети и внуки Ярослава Мудрого делили власть 19 октября 1097 года князья Древней Руси собрались на Любечский съезд, который должен был положить конец феодальной усобице,…

Историк–фольклорист, доктор филологических наук Борис Путилов (1919—1997) в своих научных трудах утверждал, что «Повесть о разорении Рязани» не стоит рассматривать как исключительно литературное произведение с вымышленными персонажами. То есть он опровергал принятый в советский период подход к легенде о Коловрате как к выдумке автора «Повести».

«Рассказ о Евпатии Коловрате в сюжетном отношении далеко не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Для народной песни этот сюжет очень сложен, в нём много эпизодов (или мотивов), которые легко развиваются в рамках воинской повести, но которые значительно труднее развить в рамках народной песни», — говорится в статье Путилова «Песня о Евпатии Коловрате».

По мнению историка, рассказ о Коловрате характеризуется резкими поворотами сюжета и быстрой переменой мест действия. Отсутствие картинных зарисовок, свойственных былинному жанру, позволяет сделать вывод о наличии в «Повести» элементов документалистики. Соответственно, и сам рассказ о Коловрате мог иметь реальную основу.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/469215-evpatiy-kolovrat-istoriya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.