Л.Н. Рыжков БЫЛИ ЛИ У ГРУЗИН ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ ДО ХРИСТИАНИЗАЦИИ?

В каких богов верили на руси до принятия христианства

Л.Н. Рыжков БЫЛИ ЛИ У ГРУЗИН ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ ДО ХРИСТИАНИЗАЦИИ?

Тема русского язычества в последние годы невероятно популярна. Ширятся ряды «родноверов», «славяно-ариев», «родичей» и других неозыческих течений. Между тем, ещё до середины прошлого века спор о русском язычестве велся только в научных кругах.

Что такое язычество

Слово «язычество» происходит от славянского слова «языцы», то есть «народы», не принявшие христианство. Также оно в исторических летописях обозначает «поклоняющийся многим богам (идолам)», «идолопоклонник».

Само слово «язычество» — калька с греческого «ethnikos» («языческий»), от «ethnos» («народ»).

От этого же греческого корня народ называется «этносом», и образовано название науки «этнографии» «изучающей материальную и духовную культуру народов».

При переводе Библии переводчики переводили словом «язычник» еврейские термины «гой» (нееврей) и подобные им. Затем словом «язычник» первые христиане стали обозначать предствителей всех неаврамических религий.

То, что эти религии были, как правило, политеистическими, повлияло на на то, что «язычеством» в широком смысле стали называть «многобожие» как таковое.

Трудности

Научных исследований по русскому язычеству вплоть до последней трети XX века было очень мало.

В 1902—1934 годах чешский филолог Любор Нидерле опубликовал свой знаменитый труд «Славянские древности». В 1914 году была издана книга историка-масона Евгения Аничкова «Язычество и древняя Русь». В начале XX века исследовал русское язычество и филолог финского происхождения Вильо Петрович Мансикка («Религия восточных славян»).

После Первой мировой интерес к славянскому язычеству спал и пробудился вновь уже во второй половине XX века.

В 1974 году вышел труд Владимира Топорова и Вячеслава Иванова «Исследования в области славянских древностей». В 1981 году — книга археолога Бориса Рыбакова «Язычество древних славян». В 1982 году — нашумевшая работа филолога Бориса Успенского о древнем культе Николая Мирликийского.

Если мы зайдем сейчас в любой книжный магазин, то увидим на полках сотни книг по русскому язычеству. О нем пишут все, кому не лень (даже сатирики) — тематика очень популярна, однако «выловить» сегодня в этом океане макулатуры что-нибудь научное крайне непросто.

Представления о русском язычестве до сих пор обрывочны. Что мы знаем о нем?

Боги

Русское язычество было политеистической религией. Это доказано. Верховным богом был Перун, что сразу ставит язычество славян в ряд религий с богом-громовержцем во главе пантеона (вспомните Древнюю Грецию, Древний Рим, индуизм).

Представление о главных языческих богах дает нам так называемый «Владимирский пантеон», составленный в 980 году.

В «Лаврентьевской летописи» читаем: «И нача княжити Володи мерь въ Киеве единъ • и постави кумиры на холму • вне двора тсремнаго. Перуна древяна • а главу его сребрену • а оцсъ златъ • и Хърса Дажьба • и Стриба • и Симаръгла • и Мокошь [и] ж ряху имь наричющея б[ог]ы… и жряху бесомь»….

Идет прямое перечисление богов: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь.

Хорс

Хорс и Даждьбог считались богами солнца. Если Даждьбога признавали славянским богом солнца, то Хорса считали богом солнца южных племен, в частности торков, где еще в X веке было сильным скифско-аланское влияние.

Имя Хорса выводится из персидского языка, где корш (коршид) обозначает «солнце».

Однако олицетворение Хорса с солнцем было оспорено некоторыми учеными. Так, Евгений Аничков писал о том, что Хорс — не бог солнца, а бог месяца, луны.

Этот вывод он сделал на основании текста «Слово о полку Игореве», где упоминается величественное языческое божество, которому Всеслав Полоцкий путь перебегал: «Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмутаракани, великому Хорсу волком путь перерыскивал».

Ясно, что Всеслав перебегал путь Хорсу ночью. Великим Хорсом, по мнению Аничкова было не солнце, а месяц, которому также поклонялись восточные славяне.

Даждьбог

Споров относительно солярной природы Даждьбога не возникает. Его имя происходит от «даждъ» – дать, то есть дай-бог, дающий бог, буквально: дающий жизнь.

По древнерусским памятникам, солнце и Даждьбог – синонимы. Солнцем называет Даждьбога в 1114 году Ипатьевская летопись: «Солнце же царь, сын Сварога, он же Даждьбог». В уже упомнятом «Слове о полку Игореве» русский народ назван Даждьбожьими внуками.

Стрибог

Ещё один бог из Владимирского пантеона — Стрибог. Он обычно считается богом ветров, однако в «Слове о полку Игореве» читаем: «Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря».

Это позволяет говорить о Стрибоге как о боге войны. Первая часть имени этого божества «стри» происходит от древнего «стрити» – уничтожать. Отсюда Стрибог – уничтожитель добра, бог уничтожающий, или бог войны. Таким образом, Стрибог – уничтожающее начало в противовес доброму Даждьбогу. Другое название Стрибога у славян – Позвизд.

Симаргл

Среди перечисленных в летописи богов, идолы которых стояли на Старокиевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла.

Некоторые исследователи сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений. По предположению Бориса Рыбакова, Симаргл на Руси в XII–XIII веках был заменен богом Переплутом, имевшим то же значение, что и Симаргл. Очевидно, Симаргл был божеством какого-то племени, подвластного великому киевскому князю Владимиру.

Мокошь

Единственная женщина во Владимирском пантеоне — Мокошь. Она по разным источникам почиталась как богиня воды (имя «Мокошь» связывают с общеславянским словом «мокнуть»), как богиня плодородия, рождаемости.

В более бытовом смысле Мокошь также была богиней овцеводства, ткачества и женского хозяйства.

Мокошь еще долго почитали после 988 года. На это указывает хотя бы один из вопросников XVI века; церковник на исповеди обязан был спрашивать женщину: «Не ходила ли еси к Мокоше?». Богине Мокоше (позже Параскеве Пятнице) приносились в жертву снопы льна и вышитые полотенца.

Велес

В книге Иванова и Топорова отношения Перуна и Велеса восходят к древнейшему индоевропейскому мифу о поединке Бога Грозы со Змеем; в восточнославянской реализации этого мифа «поединок Бога-Громовержца с его противником происходит из-за обладания окотом».

Волос, или Велес выступает в русских летописях обычно как как «скотий бог», как бог богатства и торговли. «Скот» — деньги, подать; «скотница» — казна, «скотник» — сборщик дани.

В Древней Руси, особенно на Севере, культ Волоса был весьма значимым. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в устойчивом наименовании Волосовой улицы.

Культ Волоса был и во Владимире на Клязьме. Здесь известен пригородный Никольский — Волосов монастырь, построенный по преданию на месте капища Волоса. Существовало капище Волоса и в Киеве, внизу на Подоле y торговых пристаней Почайны.

Ученые Аничков и Лавров считали, что капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Поэтому можно считать Велеса или богом «более широкой части населения», или «богом новгородских словен».

Велесова книга

При разговоре о русском язычестве нужно всегда понимать, что эта система представлений реконструируется по данным языка, фольклора, обрядов и обычаев древних славян. Ключевое слово здесь — «реконструируется».

К сожалению, с середины прошлого века повышенный интерес к теме славянского язычества стал порождать как малодоказуемые околонаучные исследования, так и откровенные подделки.

Самой известной мистификацией является так называемая «Велесова книга».

По воспоминаниям сына ученого, в своем последнем выступлении на бюро отделения академик Борис Рыбаков сказал: «Перед исторической наукой стоят две опасности. Велесова книга. И — Фоменко». И сел на своё место.

В подлинность «Велесовой книги» до сих пор верят очень много людей. Это не удивительно: по ней история русичей начинается с IX в. до н. э. от праотца Богумира. На Украине изучение «Велесовой книги» даже включено в школьную программу. Это, скажем мягко, поразительно, поскольку подлинность этого текста не признается академической общественностью даже больше, чем полностью.

Во-первых, множество ошибок и неточностей в хронологии, во-вторых — несоответствие языка и графики заявленной эпохе. Наконец — просто отсутствует первоисточник (деревянные таблички).

По признанию серьезных ученых «Велесова книга» является мистификацией, созданной предположительно русским эмигрантем Юрием Миролюбовым, который в 1950 году в Сан-Франциско опубликовал её текст с так и не продемонстрированных им табличек.

Известный филолог Анатолий Алексеев выразил общую точку зрения науки, когда написал: «Вопрос о подлинности «Велесовой книги» решается просто и однозначно: это примитивная подделка. В защиту её подлинности нет ни одного аргумента, против её подлинности приведено множество аргументов.»

Хотя, конечно, приятно бы было иметь «славянские Веды», но только подлинные, а не написанные фальсификаторами.

Источник: https://cyrillitsa.ru/past/38798-v-kakikh-bogov-verili-na-rusi-do-prinyati.html

Каким было славянское язычество и что от него осталось сейчас

Л.Н. Рыжков БЫЛИ ЛИ У ГРУЗИН ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ ДО ХРИСТИАНИЗАЦИИ?

В школьной программе и массовой культуре очень любят рассказывать о греческой и римской мифологии. Все эти истории про неудавшегося лётчика Икара или похождения Геракла очень легко всплывают в памяти, как и имена их богов.

Но ведь в нашей истории были свои боги и покровители.

Когда ты последний раз делал подношения Перуну или славил Ярило? Может, поэтому у тебя так мало подписчиков? Так что давай не будем и дальше злить предков и хотя бы познакомимся с культурой славянского язычества.

Гоу-гоу, Перун-рэйнджерс!

«‎В начале было Слово» — так говорится в Библии. Что было в начале языческих верований — доподлинно неизвестно.

Но можно предположить, что однажды дикарь Денис (у него вряд ли тогда было имя, так что это всё для художественного оформления) узнал, что огонь жжётся, а дождь — это вода, вода — пить, Денис довольный.

И подумали тогда все остальные, что кто-то в этом виноват, кто-то, кого они не видят. Примерно так и зародилось язычество. В общей сути язычество — это поклонение идолам, многим богам и явлениям.

Славянское язычество начиналось где-то далеко за 1-2 тысячелетия до нашей эры и просуществовало аж до X века, пока не было официально заменено на христианство. Нельзя сказать, что язычество навсегда исчезло из жизни наших предков и даже из жизни современной, но об этом чуть позже.

На самом деле, народы, населявшие планету в то время, поклонялись плюс-минус одному и тому же: грому, Солнцу, воде, плодородию, но под разными именами.

Фактически наши предки давали каждому из основных природных явлений своего топ-менеджера, который руководил этими процессами и вступал в контакт с обычными людьми в случае необходимости.

Каждому из этих руководителей полагалась своя премия в виде идолов, подношений и жертвоприношений.

Великолепная пятёрка и Стрибог

Вот небольшой список древних славянских богов, который был установлен князем Владимиром:

  • Перун — самый главный среди славянских богов, бог грома и молний. Почему-то во многих пантеонах одним из самых почитаемых является именно покровитель грома (Зевс и Тор, например). Хотя посмотри, насколько сильно мы сейчас зависим от электричества;
  • Мокошь — покровительница ткачества. Идей феминизма и равноправия между богами-мужчинами и богами-женщинами тогда не было, поэтому она единственная представительница женского пола в этом списке и занимается только нитками;
  • Хорс — бог Солнца. Кто-то может задать вопрос, а где же Ярило? Что за хлыщ этот Хорс? Но дело в том, что у Ярило нет официального статуса: для одних он был богом, а для других — просто олицетворением праздника;
  • Дажьбог. Ну тут небольшая заминка. Его тоже считали богом Солнца, и я не знаю, как они делили эту функцию с Хорсом. Но по мнению многих историков, Дажьбог был олицетворением света в принципе, что и связывает его с Солнцем, а Хорс был ответственным за передвижение Солнца по небу, что и привело к возникновению слова «‎хоровод» от его имени;
  • Стрибог — бог ветра. А кто-то считает, что он был просто тёмной стороной Дажьбога;
  • Симаргл — посланник между небом и землёй. Особых божественных функций у него как бы не было. Типичный стажёр.

Что общего у язычества и христианства и чем они отличаются

Куда попадали славяне-язычники после смерти? В основе любой религии один из главнейших вопросов связан с тем, куда же попадает человек, душа или что-то другое после смерти.

В христианстве это ад и рай: в одном месте условные молочные реки и кисельные берега, а в другом — весьма конкретные черти варят тебя в котле.

У славян же на этот счёт было своё мнение, они делили мир на три части: явь, правь и навь.

Явь — это мир реальных и видимых вещей, а правь и навь — своеобразные две противоположности загробного мира. В правь попадает душа человека (только здесь душой называлась не абстрактная сущность внутри человека, а сама его личность), который жил «‎по совести», а в навь — неупокоенные души или те, кто творил злодеяния. Никакой кары за это не было, просто вот так получилось.

Вместо храмов и церквей у язычников были капища — открытые святилища, на которых устанавливались идолы божеств. Чаще всего идолы были выполнены в виде деревянных или каменных столбов.

Там же обычно располагался костёр как один из основных атрибутов — и иногда жертвенники. Обряды проводились также во время праздников или в целях повышения плодородия в полях, на холмах и других открытых местностях.

Предполагалось, что так богам будет проще увидеть мероприятия в их честь.

А за правильным соблюдением обрядов и церемоний следили древние священнослужители — волхвы. Это были почитаемые люди, которые проводили обряды, жертвоприношения, «‎общались» с богами, заклинали стихии и прорицали.

Они не просто выполняли «‎танцы с бубнами», а занимались врачеванием, владели азами астрономии.

Можно назвать их специалистами широкого профиля, по своей специфике они были ближе к учёным, хоть и занимались тогда многими вещами, далёкими от современной науки.

Замена идолов на кресты

Язычество перестало существовать де-юре после принятия князем Владимиром христианства в 988 году. Де-факто оно ещё долго соседствовало с православной верой на территории Руси.

Язычество отлично подходило для племенного существования, когда для одного племени был почитаем свой бог, а для другого — какой-то иной бог со своими привычками. Язычество подпитывало возможные противостояния и борьбу за территории.

О чём тут говорить, когда и XXI веке многие войны начинаются на основании определения «‎правильности» того или иного верования.

Но всё же монотеизм (вера в одного бога) больше подходит для объединённого государства, так как верования легче контролировать, никакого разделения в таком случае быть не может, казалось бы (вспоминаем католиков, протестантов, православных и пр.).

Если в православии один бог всё создал и всё контролирует, то в язычестве боги отвечали только за отдельные сферы жизни людей или природные явления.

Простое сравнение с муравьями: для колонии муравьёв дети, заливающие их водой, — это языческие боги, а монотеизм — это муравьиный единый бог (я не уверен, к какой конфессии они себя относят) или теория эволюции Дарвина.

Языческий салат

Как я уже сказал, язычество никуда не ушло после принятия христианства. Многие совмещали церковные службы и вечерние жертвоприношения у костра. И так продолжается до сих пор, и я не про кровавые дары богам.

Многие народы на территории России продолжают сохранять свои верования, основанные на язычестве, — это понятно. Но даже наша с тобой современная жизнь полна языческих деталей. Это различные приметы и суеверия, например.

Чёрная кошка, разбитые зеркала, гадания, толкования снов и даже приметы, связанные с религиозными праздниками, — всё это переплетается с христианством и создаёт диковинную смесь на основе древних русских традиций и более новых традиций православия.

Самым ярким примером общепринятого язычества для нас стала Масленица. Чучело зимы, блины, символизирующие Солнце, и всеобщее ожидание весны. И вроде бы никто из пантеона древних богов по этому поводу не высказывал свои гневные мысли. Пока что.

Автор Антон Подрезов

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/kakim-bylo-slavyanskoe-yazychestvo.html

Язычество и язычники

Л.Н. Рыжков БЫЛИ ЛИ У ГРУЗИН ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ ДО ХРИСТИАНИЗАЦИИ?

Что такое язычество? От чего нас предостерегает Церковь? Во что верили древние славяне и, какими были языческие боги? Мы расскажем вам о том, почему не стоит увлекаться верой в «магическую» силу церковных обрядов, всегда ли язычники верят в несколько богов и, что в Писании говорится про язычество.

Язычество: что это?

В современной теологии язычеством может называться любая религия, в которой исповедуется многобожие. Тем не менее, не все языческие верования политеистичны (то есть исповедуют поклонение многим богам). Языческие боги, как правильно, больше похожи на человека.

Это связано с тем, что человек придумывал их, опираясь на собственные качества. Многие природные явления раньше объяснялись гневом или милосердием языческих богов.

Язычество — самая древняя «религия», большинство людей разочаровались в верованиях своих предков, но язычники до сих пор существуют.

Язычники обожествляют «тварный» мир, то есть поклоняются тому, что создал Господь. Идолопоклонничество и воздаяние почестей камням, деревьям, воде, силам природы, огню и другим стихиям относятся к язычеству.

Языческие религии

Религиозные представления древних египтян, греков, римлян, кельтов и других народов во многом похожи, так как с помощью божественного вмешательства люди пытались объяснить непонятные им явления природы или собственные чувства. Именно поэтому существовали боги гнева или боги любви. Люди приписывали человеческие качества сверхъестественным существам, чтобы объяснить природу сильных чувств, с которыми не могли справиться.

В современном понимании язычество это:

  1. Для христиан — любая религия, не имеющая отношения к христианству. С точки зрения христианина есть только один Бог — Господь наш Иисус Христос и другие «боги» не существуют, а, значит поклоняться им нельзя. Об этом гласит и Библейская заповедь.
  2. Все религии, исповедующие многобожие.
  3. Обрядоверие — вера в мистическую силу церковных обрядов, оторванная от Священного Писания. К сожалению, язычество встречается и среди тех, кто искренне считает себя христианином, но при этом не знает основ вероучения, предавая значения внешним обрядам — «поставить свечку», «прочитать молитву от порчи и на удачу». Все это не имеет отношения к православию.

Язычество древних славян

Слово «язычество» происходит от слова «язык», которое раньше означало «народ». Язычество — это народные верования и может трактоваться как сборник древних мифов.

Боги славян — малосимпатичные и мстительные персонажи. Фрагменты индоевропейских религий объединились в поклонение по большей части злым славянским богам. Общие для всех славянских племен боги — Перун и Мать-Сыра земля. Перун — грозный громовержец, повелевающий стихией. Мать-Сыря земля, скорее, положительный образ кормилицы и защитницы людей.

У восточных и западных славян пантеоны богов были различными. Во многом это связано с особенностями погодных условий на территории и тем, что именно люди делали. Так Стрибог — бог ветра состоял в пантеоне князя Владимира. Там же была и Мокошь — покровительница ткачества. Существовал бог-кузнец Сварог.

Некоторые божества относились к календарным датам — Масленица, Купала считались скорее «народными любимцами» и были мифическими игровыми персонажами.

Западные славяне верили в Чернобога, который приносил неудачу и насылал напасти, в Святовита — бога войны и Живу — женское божество, охраняющее определенные территории.

Кроме этого существовало огромное количество духов, домовых, лесных обитателей и других мифических существ:

  • Русалка
  • Упырь
  • Волколак
  • Кикимора
  • Водяной
  • Леший
  • Баба-яга

Многих из них мы знаем в качестве сказочных персонажей.

Неоязычество

После Крещения Руси многое изменилось. Язычество истреблялось князем Владимиром довольно жесткими методами. Тем не менее, появились и новые духовные практики, основанные на шаманизме, которые тоже относятся теологами к язычеству.

Эти учения могут считаться синкретическими, сформированными под влиянием различных верований и. имеющими в своей основе общую философию. Русская Православная Церковь осуждает язычество, как ложную веру. Патриарх Алексий II называл неоязычество «одной из главных угроз XXI века», считая его таким же опасным как терроризм и, поставив в один ряд с «другими губительными явлениями современности».

Многие неоязычники совершают опасные оккультные действия, часто агрессивно настроены к представителям монотеистических религий, осуждая князя Владимира за резкое насаждение христианства.

Несмотря на то, что язычники стремятся понять суть вещей и окружающих явление, они движутся неверной дорогой, обожествляя то, что создал Истинный Господь. О «языческом» обрядоверии в христианстве говорит Новый Завет: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

Христиане могут молиться о том, чтобы язычники обрели веру в Господа. Увлечение магизмом, оккультизмом и другими языческими направлениями могут быть опасными для души, а иногда для жизни и здоровья человека.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/yazychestvo/

Существовало ли русское язычество

Л.Н. Рыжков БЫЛИ ЛИ У ГРУЗИН ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ ДО ХРИСТИАНИЗАЦИИ?

Вопрос, казалось бы, абсурдный. Вроде всем известно, что до принятия христианства в 988 году на Руси язычество имело характер не только народных культов, но и государственной религии.

В 980 году сам князь Владимир учредил общегосударственный культ нескольких главных божеств. Летописи называют его язычником, полны устрашающих рассказов о человеческих жертвоприношениях, устраиваемых русскими язычниками. Причём в жертву приносили христиан. Да и как ещё назвать религию (которая, несомненно, была!) на Руси до принятия христианства, если не язычеством?!

Конечно, до христианства религия на Руси была, а так как все религии мира, исключая несколько избранных, часто объединяются авторами под общим именем «язычество», то и русская религия относится к этому огромному массиву. Вот только можно ли говорить об этой религии как о чём-то едином и устоявшемся?

Насколько оно вообще связано с каким-то одним народом? Было ли идолопоклонничество? Начнём с последнего вопроса.

Збручский идол: история одной мистификации

О развитой системе религиозных представлений, культа, храмового жречества у славян есть только поздние и локальные свидетельства. Они относятся к поморским славянам, у которых в XI-XII вв. была развитая языческая государственность, павшая под германской экспансией.

У славян на острове Руяна (Рюген) в храме Аркона стоял украшенный золотом и серебром четырёхликий идол бога Святовита, которому, если верить немецким хронистам, в жертву приносились христианские пленники (немцы). Но вправе ли мы переносить это сравнительно позднее явление на Русь IX-X вв. ?

В 1848 году в пограничной между Российской и Австрийской империями реке Збруч на Западной Украине был найден каменный идол. Его лики тоже ориентированы на четыре стороны. Изображения расположены в три яруса.

Это, по мнению большинства исследователей, символизирует три мира: небесный, земной и подземный.

Без достаточных доказательств, по одному лишь факту находки, идол объявлен древним славянским и в таком качестве обычно описывается в литературе.

Есть много возражений против этой традиционной трактовки. Ничего, что указывало бы на конкретную этническую принадлежность скульптуры, в Збручском идоле нет. Между тем, деление на три мира было очень хорошо развито в германской и в тюркской мифологии. Что касается славянской мифологии, то у нас слишком мало данных на этот счёт. Самое же главное, что у Збручского идола нет никаких аналогов.

Если языческая религия на Руси была как-то связана с регулярным сооружением и почитанием каменных кумиров, то таких находок, подобно скифским и тюркским «каменным бабам», должно быть немало. Но Збручский идол уникален. Невольно закрадывается сомнение, не подделка ли это? И такая версия есть.

Рядом с местом находки в то время находилась усадьба известного польского романтика, любителя славянских древностей Тимона Заборовского.

Можно вспомнить в этой связи, что чешский славист Павел Шафарик в своих изданных незадолго до того «Славянских древностях» приводит в качестве славянских культовых фигурок немало выявленных позднее подделок.

Короче, нет доказательств, что Збручский идол — славянский культовый объект и относится к давнему времени.

«Языческий пантеон» князя Владимира

Но ведь в языческой Руси ставили идолов? Об этом говорит русская «Повесть временных лет», рассказывая о религиозной реформе, предпринятой киевским князем Владимиром за восемь лет до введения христианства.

Но, во-первых, упоминаемые там кумиры были деревянными, как и упомянутая скульптура Святовита в Арконе.

Во-вторых, разберёмся с сутью этой реформы. Летопись сообщает, что князь Владимир учредил культ шести божеств — пяти мужского пола и одного женского (Мокоши). Боги-мужчины были: Перун (главный), Хорс, Даждьбог, Стрибог и Семаргл.

https://www.youtube.com/watch?v=M1Q-NObE6Y0

И вот уже несколько столетий учёные спорят о том, откуда взялись эти боги и какие у них были функции. Что характерно: по-славянски можно этимологизировать только имена Даждьбога и Стрибога. Перун явно близок литовскому Перкунасу, с которым у него и сходные функции.

Происхождение остальных имён и их роль в пантеоне загадочны. Неясности прибавляет отсутствие в этом пантеоне Велеса (или Волоса). Между тем, из летописей мы знаем, что русы-язычники, при заключении договоров, клялись своими богами — Перуном и Велесом.

Примечательно полное отсутствие в пантеоне Владимира богов скандинавского происхождения. Неизвестно, где находилось главное общегосударственное святилище, о котором говорит летопись.

В начале ХХ века киевский археолог Викентий Хвойко объявил о находке им в Киеве остатков капища Перуна. До сих пор этот каменный постамент демонстрируется в Киеве под такой маркой. Но, опять же, никаких доказательств, что это искомый объект, не существует.

Летопись сообщает, что в 983 году киевляне решили принести в жертву Перуну двух варягов-христиан. Если это даже не жанровая легенда про мучеников, обязательная в христианских хрониках, то сама уникальность данного случая показывает: русское «язычество» не предусматривало человеческих жертвоприношений.

Религия, введённая Владимиром из богов и обрядов различного происхождения, представляла собой нечто новое для Руси, наспех сколоченное, не имевшее прочных корней. Не удивительно, что она просуществовала всего восемь лет перед окончательным торжеством христианства. Если вообще была.

Общего «язычества» на Руси не было

Итак, до принятия христианства у восточных славян, по-видимому, существовали верования в различных духов, «демонов», связанных с природными объектами, стихиями, душами предков и мёртвых. Эти представления и обряды, с ними связанные, не были систематизированы, сильно различались от местности к местности.

Почитание каких-то богов, туземных или иноземных, будь то Перуна, Велеса и т.п., никогда не было общим для всей древней Руси. Религия скандинавской правящей верхушки (если таковая на Руси когда-то была) не оставила следов на Руси (кроме какого-то количества амулетов — молоточков Тора — в захоронениях).

Не было «русского язычества» как комплекса взаимосвязанных мифологических представлений и религиозных обрядов.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/41386815-suschestvovalo-li-russkoe-yazychestvo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.