ЛАД. Очерки о народной эстетике. Василий Белов

Василий Белов,

ЛАД. Очерки о народной эстетике. Василий Белов

Писать о народе и его традициях несложно. Сложно писать так, чтобы захватывало дух, чтобы в голове появлялись красочные образы, звучали мелодии и дул тёплый летний ветерок. Вот так писать умеют далеко не все люди, именующие себя писателями.

Сегодня мы поговорим о выдающемся человеке, который был одарён писательским талантом – Василии Белове. Более подробно мы рассмотрим одну его книгу, которая называется «Лад». Она посвящена изучению быта русского человека, и другое её название выглядит так: «Очерки о народной эстетике».

Белов «Лад» (краткое содержание которого мы рассмотрим в статье) написал под влиянием музы, в чём вы сами сможете убедиться.

Немного об авторе

Василий Белов является известным русским писателем, одним из ярчайших представителей так называемой «деревенской прозы». Его перу принадлежат работы, которые можно читать не только для наслаждения, но и для пополнения своих знаний о быте и обычаях наших предков.

Язык Белова точный, краткий и красочный, из-за чего в голове выстраивается много образов, которые ведут к понимаю русской души. За своё творчество Белов был неоднократно награждён государственными премиями.

Его книги – это некий проводник в исконно русский мир, который предстает пред внутренним взором читателя во всём своём величии и многообразии.

Хотели бы узнать краткое содержание Белова («Лад»)? Для читательского дневника оно будет приведено немного ниже, а сейчас мы поговорим о творчестве писателя, его карьерной жизни. Всего автор написал 12 книг, каждая из которых является жемчужиной в своём роде. Настоящие талантливые писатели никогда не пишут слишком часто.

Очень много работ только у тех, кто работает на публику и желает получить больше прибыли. Истинные писатели пишут только тогда, когда нельзя молчать, когда их переполняет вдохновение и они не могут больше сдерживать в себе творческий поток. Произведения Белова писались с 1961 по 2000 год.

На сегодняшний день автор больше не занимается писательством, но его работ достаточно для того, чтобы с головой окунуться в мистерию русской души и оценить одаренность Белова. Известность пришла к писателю после того, как он начал публиковать в разных журналах свои этнографические очерки. Они были слишком коротки, и читатель хотел всё больше и больше.

Именно это и заставило задуматься Василия Белова о написании первой книги, а потом и последующих.

Книги

Как уже было сказано ранее, автор написал 12 книг. Его первые очерки были задуманы как простенькие зарисовки северного быта русских людей.

В своих произведениях он рассказывает о жителях Вологодской, Кировской и Архангельской областей России.

Откуда он это знает? Всю свою сознательную жизнь он посвятил тому, что собирал по крупинкам народные устные песни, пословицы, бывальщины, предметы быта и культуры, а также бессонными ночами изучал архивные данные для полноты картины.

Много чего было записано Беловым из уст его матери, которая и привила ему любовь ко всему народному. Она была настоящей русской женщиной, которая всю жизнь жила согласно традициям.

«Очерки о народной эстетике» – это очень ценный и интересный источник для изучения этнографии России, который подарил всем нам талантливый писатель Белов. «Лад», краткое содержание которого вы увидите ниже, был написан в 1982 году.

Считается, что это одно из лучших произведений писателя.

«Лад»: часть первая

Книга «Лад» делится на три части. Каждая из них посвящена обзору материала определенной тематики. Мы рассмотрим все части книги, а также по одной главе в каждой из них. Глава выбиралась по степени насыщенности информации и важности её в тексте.

Главы первой части называются так: «Круглый год», «Подмастерья и мастера», «Спутник женской судьбы», «Рукодельницы» и «Остановленные мгновения».

О чем же рассказывает в книге Белов («Лад»)? Краткое содержание для читательского дневника будет вмещать основные положения из каждой главы.

В главе «Круглый год» речь идет о четырёх временах года. Автор описывает каждое из них очень подробно, рассказывая, какой быт вел народ в разных погодных условиях.

При этом описываются не сухие факты – материал подается в виде красочного рассказа. Также в тексте можно встретить старорусские пословицы.

Каждый временной отрезок характеризуется тем, что кроме описания быта, можно встретить рассказы о настроении народа, культурных особенностях и традициях празднования великих торжеств.

В главе «Подмастерья и мастера» речь идет о разных видах деятельности, которые были распространены на Руси. Здесь есть описания даже знахарей и нищих.

Кроме этого, автор описывает труд и жизнь пастухов, сапожников, кузнецов, плотников, торговцев, мельников и т. д.

После прочтения этой главы складывается ощущение, что побывал сразу в нескольких ролях – настолько точно и ярко Белов описывает каждую профессию.

В главе «Рукодельницы» речь идёт о таких женских занятиях, как шитье, плетение и вязание. В этой главе автор говорит не только о труде, но также о том, как женщины развлекали себя во время работы: пели, придумывали песни, частушки, танцевали. Кроме того, Василий Белов делает акцент на том, что, несмотря на то что эта работа считается женской, она требует немало силы и упорства.

Глава «Остановленные мгновения» поведает о красоте: резьбе по кости, бересте, чернению по серебру и кружевоплетению. Большое внимание уделяется мастерству, умению делать свою работу. Глава получила такое название, потому что мастера творили тогда, когда к ним приходило вдохновение, а время вокруг останавливалось до тех пор, пока шедевр не будет создан.

«Спутник женской судьбы»

Эта глава первой части книги вынесена отдельно не случайно. Во-первых, она самая объёмная, а во-вторых здесь рассматриваются все виды женского труда. Автор описывает работы с огромной точностью, что заставляет читателя действительно окунуться в эпоху.

Также большое внимание уделяется мистическому значению женского труда. Например, лен издавна считался спутником женской жизни. Согласно поверьям, когда женщина работает со льном, она уготавливает себе судьбу. Занимательный факт: девочки на Руси начинали готовить себе приданое уже с 7-8 лет.

Другими словами, уже в этом возрасте они умели работать со льном.

Очень интересно сочетаются факты с народными поверьями. Каждая стадия любого трудового процесса шла вместе с определёнными обычаями. Дар Белова именно в том, чтобы незаметно переходить от фактического к художественному, тем самым создавая интереснейшую литературу.

Кроме отдельных работ, были и общие женские труды. Например, каждый год наступал день веревочного витья. На середине улицы выставляли дровни, и каждый мог крутить ручку для того, чтобы вить веревки.

Это было в некотором роде народной забавой, которую любили и дети, и старики.

«Лад»: часть вторая

Вторая часть книги знакомит нас с такими главами: «Миряне», «Жизненный круг», «Родное гнездо», «Будни и праздники», «Застольщина», «Одежда», «Игры». Как видно из глав, эта часть книги посвящена повседневной жизни людей. Здесь, в отличие от первого раздела, культуре, традициям и обычаям уделяется уже не частичное, а полное внимание.

Глава «Миряне» рассказывает об устройстве жизни от края до отдельной семьи. Рассматривается уклад жизни в крае, деревне, волости, подворье и в семье. «Родное гнездо» проведет в дом жителя деревни. Читатель побывает во дворе, в доме, амбаре, избушке и на сеновале.

Глава «Будни и праздники» посвящена рассказам о том, как люди делили дни недели и чем каждый из них был особенный. В главе «Одежда» автор рассказывает об одеяниях народа на разные случаи жизни, а раздел «Игры» расскажет о народном баловстве, забавах, играх и частушках.

Глава под названием «Жизненный круг» поведает нам о жизни от младенчества до глубокой старости, расскажет о том, какие этапы проходил каждый русский человек. Здесь подробно описывается все то, что встречает человек на своем пути.

Жизнь — это определенный ритм, которому следует подчиняться, чтобы получилась красивая мелодия. Именно ритму подчинена вся жизнь русских людей. Все имеет свою продолжительность, своё время: есть игры для разных времен года, праздники, сезонные работы, забавы и т. д.

Переход от одного возрастного этапа к следующему происходил постепенно, резких границ не было, ведь каждый чувствовал прелести своего времени.

Часть третья

Что же подготовил в последней части своей книги Василий Белов? «Лад», краткое содержание которого подходит к концу, заканчивается философской главой. Здесь читатель узнает о том, как проходили праздники на Руси. Об этом расскажет глава «Длиною в жизнь».

О том, как строились дома, мельницы, храмы и часовни, узнаем из главы «Древотесное-камнетесное». Также Белов освещает религиозные аспекты в части «Не словом единым».

Эта часть также расскажет о народной скульптуре, философских вопросах культуры и человеческой жизни.

«Начало всех начал»

Что же откроет в этой главе Белов? «Лад», краткое содержание которого очень сжато здесь рассмотрено, в этой главе расскажет о народных заговорах, загадках, сказках, частушках, причитаниях и т. д.

Всё вышеперечисленное – это основа жизни народа, то, на что он опирается в трудные времена. Краткое содержание Белова («Лад») лишь в малой доле передает всю информационную и художественную насыщенность.

Именно поэтому этот ярчайший труд следует читать полностью.

Главные герои

Откуда брал информацию Василий Белов? «Лад», главные герои которого обезличены, — описывает обычных людей, с которыми он общался на протяжении всей своей жизни.

Герои создавались как прототипы известных ему людей: мать, родственники, односельчане и т. д. Каждый образ лаконичен, но закончен именно потому, что он не вымышленный.

Важные особенности, которые отличают каждого героя — это жизне- и трудолюбие, доброта и простодушность.

Дал ключи от древней и чудесной двери – вот что сделал Белов. «Лад», краткое содержание по главам которого мы рассмотрели, — это очень ценный и весомый труд об этнографии севера России.

Читать это произведение – это окунаться в дивный мир наших предков и угощаться их мудростью. «Лад» (Василий Белов), отзывы о котором трудно найти на просторах Интернета, является не самой читаемой книгой.

Можно долго размышлять о том, в чем же причина, но всё кроется в нежелании народа знать о своём прошлом.

Источник: https://FB.ru/article/288491/vasiliy-belov-lad-kratkoe-soderjanie

Читать онлайн ЛАД страница 1. Большая и бесплатная библиотека

ЛАД. Очерки о народной эстетике. Василий Белов

Лауреат Государственной премии СССР писатель Василий Иванович Белов — автор широко известных произведений — «За тремя волоками», «Привычное дело», «Плотницкие рассказы», «Воспитание по доктору Споку», «Кануны» и других.

Новая книга «Лад» представляет собою серию очерков о северной народной эстетике.

Лад в народной жизни — стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте в жизненном укладе. Именно на этой стороне быта останавливает автор свое внимание.

Осмысленность многовековых традиций народного труда и быта, «опыт людей, которые жили до нас», помогают нам создавать будущее. «Вне памяти, вне традиций истории и культуры нет личности, — пишет автор. — Память формирует духовную крепость человека».

Василий Иванович Белов — ЛАД 1

ОТ АВТОРА 1

КРУГЛЫЙ ГОД 1

ПОДМАСТЕРЬЯ И МАСТЕРА 5

СПУТНИК ЖЕНСКОЙ СУДЬБЫ 12

РУКОДЕЛЬНИЦЫ 19

ОСТАНОВЛЕННЫЕ МГНОВЕНИЯ 20

Часть вторая — МИРЯНЕ 21

ЖИЗНЕННЫЙ КРУГ 24

РОДНОЕ ГНЕЗДО 31

БУДНИ И ПРАЗДНИКИ 35

ЗАСТОЛЬЩИНА 36

ОДЕЖДА 42

ИГРЫ 45

Часть третья — ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ 48

НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ 56

НЕ СЛОВОМ ЕДИНЫМ 66

ДРЕВОТЕСНОЕ-КАМНЕТЕСНОЕ 67

О НАРОДНОЙ СКУЛЬПТУРЕ 70

ИЗУГРАФЫ 71

РОЖДЕННЫМ НЕПОВТОРИМЫМ 73

Примечания 75

Василий Иванович Белов
ЛАД

Белов В. И.

Б 43 Лад: Очерки о народной эстетике. — М.: Мол. гвардия, 1982. 293 с., ил.

7 р. 50 к. 50000 экз.

Известный советский писатель рассказывает об эстетике крестьянского труда, о народном фольклоре, быте, художественных промыслах. В книге использованы этнографические материалы Вологодской, Архангельской, Кировской областей.

Издание предназначено для широкого круга читателей.

4904000000-232 078(02)-82

058-81

ББК 84Р7+63.5(2) Р2+902.7

Фотосъемка проведена в Вологодской и Архангельской областях в 1979–1981 годах.

Архивные фотографии получены из фондов Вологодского краеведческого музея.

ИБ № 2826

Василий Иванович Белов

Редактор 3. Костюшина Художественный редактор С. Сахарова Технический редактор Е. Брауде Корректоры В. Авдеева, И. Тарасова

ОТ АВТОРА

Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся.

В неутолимой жажде познания главное свойство науки — ее величие и бессилие. Но для всех народов Земли жажда прекрасного не менее традиционна.

Как не похожи друг на друга две эти человеческие потребности, одинаковые по своему могуществу и происхождению! И если мир состоит действительно лишь из времени и пространства, то, думается, наука взаимодействует больше с пространством, а искусство со временем…

Народная жизнь в ее идеальном, всеобъемлющем смысле и знать не знала подобного или какого-либо другого разделения. Мир для человека был единое целое. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества.

Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, — все это отсеивалось временем.

А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству.

Подобную упорядоченность и устойчивость легко назвать статичностью, неподвижностью, что и делается некоторыми «исследователями» народного быта. При этом они намеренно игнорируют ритм и цикличность, исключающие бытовую статичность и неподвижность.

Ритм — одно из условий жизни. И жизнь моих предков, северных русских крестьян, в основе своей и в частностях была ритмичной. Любое нарушение этого ритма — война, мор, неурожай — лихорадило весь народ, все государство.

Перебои в ритме семейной жизни (болезнь или преждевременная смерть, пожар, супружеская измена, развод, кража, арест члена семьи, гибель коня, рекрутство) не только разрушали семью, но сказывались на жизни и всей деревни.

Ритм проявлялся во всем, формируя цикличность. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или о весеннем цикле, о годовом, наконец, о всей жизни: от зачатья до могильной травы…

Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди.

При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу — от красоты. Мастер назывался художником, художник — мастером.

Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии.

Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.

Молодежь во все времена несет на своих плечах главную тяжесть социального развития общества. Современные юноши и девушки не исключение из этого правила.

Но где бы ни тратили они свою неуемную энергию: на таежной ли стройке, в полях ли Нечерноземья, в заводских ли цехах — повсюду молодому человеку необходимы прежде всего высокие нравственные критерии… Физическая закалка, уровень академических знаний и высокое профессиональное мастерство сами по себе, без этих нравственных критериев, еще ничего не значат.

Но нельзя воспитать в себе эти высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути.

Например, выращивание и обработка льна сохранили все древнейшие производственно-эстетические элементы так называемого льняного цикла.

Все лишь ускорено и механизировано, но лен надо так же трепать, прясть и ткать, как это делалось в новгородских селах и десять веков назад.

Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов.

Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас.

Книга не случайно называется «Лад» и рассказывает о ладе, а не о разладе крестьянской жизни. Она была задумана как сборник зарисовок о северном быте и народной эстетике. При этом я старался рассказывать лишь о том, что знаю, пережил или видел сам либо знали и пережили близкие мне люди.

Добрая половина материалов записана со слов моей матери Анфисы Ивановны Беловой. Воспоминаний, а также впечатлений сегодняшнего дня оказалось слишком много.

Волей-неволей мне пришлось систематизировать материал, придавая рассказу какой-то, пусть и относительный, порядок, чем и продиктовано композиционное построение книги.

Из экономии места мне приходилось то и дело сокращать или вовсе убирать живой фактический материал, довольствуясь общими размышлениями.

КРУГЛЫЙ ГОД

Когда-то все на Руси начиналось с весны. Даже Новый год. Христианские святцы легко ужились с приметами языческого календаря, чуть не на каждый день имелась своя пословица: 6 марта — Тимофей-весновей.

12 марта — Прокоп — увяз в сугроб.

13 марта — Василий-капельник.

14 марта — Евдокия — замочи подол.

Говорили, что ежели Евдокия напоит курицу, то Никола (22 мая) накормит корову . Приметы, рожденные многовековым опытом общения с природой, всегда определенны и лишены какого-либо мистицизма. Например, если прилетели ласточки, надо не мешкая сеять горох.

Неясны, расплывчаты границы между четырьмя временами года у нас на Севере. Но нигде нет и такого контраста, такой разницы между зимой и летом, как у нас.

Весна занимала в году место между первой капелью и первым громом.

17 марта — Герасим-грачевник.

30 марта — Алексей — с гор вода. 4 апреля — Василий-солнечник. 9 апреля — Матрена-настовица.

14 апреля — Марья — зажги снега, заиграй овражки.

28 апреля — Мартын-лисогон.

29 апреля — Ирина — урви берега.

Источник: https://dom-knig.com/read_245509-1

Книга: Василий Белов. Лад. Очерки о народной эстетике

ЛАД. Очерки о народной эстетике. Василий Белов

Васи́лий Ива́нович Бело́в (23 октября 1932, деревня Тимониха, Северный край) — русский писатель.

  • 1 Биография
  • 2 Произведения
  • 3 Критика
  • 4 Источники
  • 5 Ссылки

Биография

Выходец из крестьянской среды русского Севера, учился в деревенской школе, окончив которую, сменил ряд профессий: сельскохозяйственный рабочий, строитель, плотник, столяр. В 1952—1955 служил в армии.

После демобилизации начал пробовать себя на литературном поприще, выступал с рассказами, очерками, стихами в провинциальных газетах. В 1964 окончил Литературный институт им. А. М. Горького в Москве.

С 1964 постоянно живёт в Вологде, не порывая связь с «малой родиной» — Тимо́нихой, которая даёт материал для его творчества, начиная с повести «Деревня Бердянка» и книги стихов «Деревенька моя лесная» (обе — 1961). Вслед за ними увидели свет книга рассказов «Знойное лето» (1963) и «Речные излуки» (1964).

Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров так называемой «деревенской прозы». Эта репутация была упрочена выходом повести «Плотницкие рассказы» (1968).

Лауреат Государственной премии СССР (1981).

Произведения

  • Деревенька моя лесная (1961) Сборник стихов
  • Знойное лето (1963) Сборник рассказов
  • Речные излуки (1964) Сборник рассказов
  • Бухтины вологодские. (1969)
  • Всё впереди. (1986) Роман
  • Год великого перелома.

    (1989-91) Роман

  • Даня. Рассказ
  • Кануны. (1972-87) Роман
  • Лад. Очерки о народной эстетике. (1982)
  • Плотницкие рассказы. (1968) Повесть
  • Привычное дело.

    (1966) Повесть

  • Повседневная жизнь русского севера (2000)

Критика

  • Дорош Е. Иван Африканович. (1966)
  • Войтинская О. Проза Василия Белова. (1967)
  • 3олотусский И. Тепло добра. Проза Василия Белова. (1968)

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8

Ссылки

Источник: Василий Белов

  • Белов, Василий Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Белов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Белов, Василий. Василий Иванович Белов …   Википедия

  • Белов Василий Иванович — (р. 1932), русский писатель. Деревенская проза: повесть «Привычное дело» (1966) об исконной красоте и целомудрии обыкновенного крестьянского мира; в повести «Плотницкие рассказы» (1968) мучительные «узлы» истории советской деревни запечатлены в… …   Энциклопедический словарь

  • БЕЛОВ — 1. БЕЛОВ Александр Фёдорович (1906 91), металлург, академик АН СССР (1972), Герой Социалистического Труда (1966). Осн. труды по металлургии лёгких и специальных сплавов. Ленинская премия (1964), Государственные премии СССР (1943, 1946, 1949). 2.… …   Русская история

  • БЕЛОВ Василий Иванович — (р. 1932) русский писатель. В романах Кануны (1972 87), Год великого перелома (1989 91) осмысление коллективизации как народной традегии. В повестях Привычное дело (1966), Плотницкие рассказы (1968) поэзия и проза современной сельской жизни,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Белов Вас. Ив — БЕЛОВ Вас. Ив. (род 1932) писатель, один из виднейших представителей лит. направления деревенской прозы . В пов. Привычное дело (1966), Плотницкие рассказы (1968) Б. обращается к истории, современному быту рус. деревни, воспевая поэзию сельской… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Белов, Василий Иванович — Василий Иванович Белов. БЕЛОВ Василий Иванович (родился в 1932), русский писатель. В романах Кануны (1972 87), Год великого перелома (1989 1991) осмысление коллективизации как народной трагедии. В повестях Привычное дело (1966), Плотницкие… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Wassili Below — Wassili Iwanowitsch Below (russisch Василий Иванович Белов; * 23. Oktober 1932 in Timonicha, Sowjetunion, heute Oblast Wologda) ist ein sowjetisch russischer Schriftsteller. Er war ein namhafter Vertreter der sowjetischen Dorfprosa.… …   Deutsch Wikipedia

  • Wassili Iwanowitsch Below — (russisch Василий Иванович Белов; * 23. Oktober 1932 in Timonicha, Sowjetunion, heute Oblast Wologda) ist ein russischer Schriftsteller und namhafter Vertreter der sowjetischen Dorfprosa. Inhaltsverzeichnis 1 Biografie 2 Politische Tätigkeit …   Deutsch Wikipedia

  • БЕЛОВ Василий Иванович — (р. 23 октября 1932), русский писатель, публицист, драматург, сценарист. Основные произведения связаны с миром северной русской деревни. Автор повестей «Привычное дело» (1966), «Плотницкие рассказы» (1968), романа «Кануны» (1972 1976), цикла… …   Энциклопедия кино

  • Василий Белов — Василий Иванович Белов Дата рождения: 23 октября 1932 Место рождения: деревня Тимониха, Северный край Награды Василий Иванович Белов (23 …   Википедия

  • Василий Иванович Белов — Василий Белов Василий Иванович Белов Дата рождения: 23 октября 1932 Место рождения: деревня Тимониха, Северный край Награды Василий Иванович Белов (23 …   Википедия

Источник: https://books.academic.ru/book.nsf/60169383/%D0%9B%D0%B0%D0%B4.+%D0%9E%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8+%D0%BE+%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D1%8D%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.