Ледоколы

Что такое Ледокол

Ледоколы

Ледокол — Мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды, раскалывающее их своей тяжестью.

Значение слова Ледокол по Ожегову:

Ледокол — Судно, оборудованное для прохода сквозь льды, для плавания во льдах

Ледокол в Энциклопедическом словаре:

Ледокол — судно, прокладывающее путь другим судам в замерзающих бассейнахпутем разрушения ледяного покрова и служащее для поддержания навигации.Первый ледокол — пароход российского флота «Пайлот» (1864) с двигателеммощностью 44,2 кВт.

Первый в мире арктический ледокол — «Ермак», построенв 1899 под руководством С. О. Макарова. Наиболее крупные современныеледоколы — российские атомоходы «Арктика» (1975), «Сибирь» (1977),»Россия» (1986).

Наибольшим ледокольным флотом обладают РоссийскаяФедерация, США, Канада, Финляндия, Швеция.

Значение слова Ледокол по словарю Ушакова:

ЛЕДОКОЛ, ледокола, м. 1. Мощный пароход специальной конструкции, прокладывающий путь сквозь лед, к-рый он раскалывает своей тяжестью. Ледокол Красин. 2. Рабочий, занимающийся колкой льда (спец.).

Определение слова «Ледокол» по БСЭ:

Ледокол — судно, предназначенное для плавания во льдах с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. Основное назначение Л. — разрушение ледяного покрова для прокладывания пути (канала) др. судам и оказания им необходимой помощи при движении во льдах, а также для самостоятельного плавания (рис. 1). Различают Л.

морские, в том числе арктические (полярные), предназначенные для особо тяжёлых льдов полярных бассейнов, и Л. озёрные и речные. Морские Л., осуществляющие проводку судов на большие расстояния, иногда называются линейными, а наиболее мощные из них — лидерами, в отличие от других Л., менее мощных (вспомогательных или портовых). Ледоколы разделяют также на классы (группы) по мощности.

При встрече с ледовым полем (см. Морской лёд) Л. «вползает» носовой частью на кромку льда и проламывает его создающимся при этом вертикальным усилием (силой тяжести). Продолжая движение, Л. преодолевает сопротивление взломанного льда в образовавшемся канале, расширяет его, обламывая, раздвигая и притапливая лёд бортами, затем повторяет тот же цикл движений.

Практически цикличность выражена слабо и движение Л. можно рассматривать как непрерывное. При плавании в битых льдах Л. раздвигает отдельные мелкие льдины и разрушает крупные. Если ледовый покров не может быть разрушен при непрерывном движении Л., прибегают к разрушению льда ударами (набегами), для чего Л. отходит назад и набирает скорость. Л.

,
«вползая» носовой оконечностью на лёд, может застрять (заклиниться). Движение даже наиболее мощных Л. нередко приостанавливается ледовыми сжатиями. Для освобождения от заклинивания наряду с др. мерами применяют дифферентование или кренование (т. е. продольное или поперечное наклонение корпуса Л.

), для чего перекачивают попеременно воду между предусмотренными для этого цистернами — дифферентными (носовыми и кормовыми) или креновыми (бортовыми) или же производят одновременную откачку балластной воды из дифферентных цистерн, что позволяет Л. всплыть. Небольшие речные Л.

иногда оборудуют вибрационным (раскачивающим) устройством, которое вызывает колебательные движения корпуса во льду, повышающие эффективность разрушения льда.
В зависимости от сложности ледовой обстановки в канале за одним Л. следует одно или несколько судов. В тяжёлых льдах, препятствующих движению проводимого судна, Л. берёт его на буксир, обычно вплотную за кормой.

Для одновременной проводки ряда судов (каравана) нередко используют 2 или несколько Л.
Так называемые ледовые качества Л. определяются ледовой ходкостью, манёвренностью и некоторыми конструктивными особенностями. Критерием для сравнительной оценки качеств Л. обычно служит их ледопроходность, т. е. способность продвигаться в определённых ледовых условиях с обусловленной скоростью хода.

Назначение и условия использования Л. определяют и требования к их конструкции.
Носовая оконечность Л. имеет относительно острые (клинообразные) образования, а также наклон (срез) в подводной части под углом к ватерлинии 20-30°, позволяющий Л. «вползать» на кромку льда.

Форма кормовой оконечности рассчитана на продвижение во льдах задним ходом и защиту от ледовых повреждений гребных винтов и руля. Наклон бортов способствует разрушению и притапливанию льда при движении Л., а также уменьшению давления льда на корпусные конструкции во время сжатий. Отношение длины к ширине корпуса (3,5-5) обеспечивает как хорошую манёвренность Л.

во льдах, так и прямолинейность канала.
Корпусу Л. (особенно в его носовой и кормовой оконечностях) придаётся значительно большая прочность, чем у судов др. назначений. В районе переменной ватерлинии наружная обшивка утолщается, образуя т. н. ледовый пояс. Высокие требования предъявляются к непотопляемости судна и живучести судна.
Энергетическая установка Л.

рассчитана на частую и быструю смену режимов работы, она должна выдерживать почти мгновенную остановку (заклинивание) во льду гребных винтов и обладать высокой экономичностью для обеспечения возможно большей автономности плавания без пополнения запасов топлива.

В связи с этим значительное распространение в современном ледоколостроении получили энергетические машинные установки с электропередачей на гребные винты. В качестве главных двигателей используются среднеоборотные дизели и паровые турбины (возможно использование газовых турбин). Применение атомной энергии позволило создать Л.

с энергетическими установками большой мощности, практически неограниченной автономности плавания. (В СССР в 1959 введён в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол
«Ленин» (См. Атомный ледокол Ленин).)
Л. строят обычно с 2 или 3 гребными винтами усиленной прочности. У некоторых Л.

, помимо кормовых винтов, 1 или 2 гребных винта располагаются в носовой части, что повышает их ледопроходимость в определённых условиях, но не позволяет работать ударами (рис. 2).
Морские суда, предназначенные для самостоятельного плавания в морях полярных бассейнов и для следования за Л. в особо тяжёлых льдах, называются ледокольными судами (ледокольно-транспортные или др. назначений) (рис.

3).
История мореплавания в северных морях насчитывает более тысячи лет. Однако активная борьба со льдом оказалась возможной только после того, как начали строить металлические суда с механическим двигателем. Первым Л. современного типа был небольшой пароход
«Пайлот» мощностью 44,2 квт (60 л. с.), принадлежавший русскому промышленнику Бритневу и успешно совершавший в 1864 рейсы в ледовых условиях между Кронштадтом и Ораниенбаумом. На этом судне впервые был применен наклон подводной части носовой оконечности по образцу поморских торосных лодок, позволявший судну
«вползать» носовой оконечностью на лёд и разрушать его своей тяжестью. По примеру «Пайлота» речные Л. начали строиться в Германии для порта Гамбург, а затем и в др. странах. Это были небольшие суда мощностью 110-960 квт (150-1300 л. с.). В 1899 был построен первый в мире арктический Л.«Ермак» мощностью 6,6 Мвт (9 тыс.л. с.).

Многие советские Л. и ледокольные суда («Красин», «Литке», «Седов», «Сибиряков» и др.) сыграли большую роль в освоении Арктики.
Мощность главных механизмов и водоизмещение Л. изменяются в широких пределах в зависимости от их назначения. у построенных до 1973 арктических Л. достигают: 30 Мвт (44 тыс.л. с.) и около 19 тыс.т. Разработаны проекты и находятся в постройке (1973) Л. значительно большей мощности. Повышение эффективности Л. связано с дальнейшим совершенствованием их конструкции, созданием специальных устройств для улучшения ледовой ходкости и манёвренности, обеспечением активности при сжатиях льда и заклинивании, защиты гребных винтов от повреждения и очистки канала от обломков льдин. Наиболее значительный ледокольный флот имеется у СССР, США, Канады, Финляндии, Швеции, Дании.
Лит.: Виноградов И. В., Суда ледового плавания, М., 1946. Каштелян В. И., Позняк И. И., Рывлин А. Я., Сопротивление льда движению судна, Л., 1968. Ледоколы, Л., 1972.А. М. Загю.

Рис. 2. Дизель-электрический ледокол с носовыми гребными винтами для Балтийского моря «Тармо» (Финляндия). Мощность главных двигателей 10,3 Мвт (14 тыс.л. с.), водоизмещение 5 тыс.

т (схема устройства): 1 — глушители. 2 — отделение вспомогательных механизмов. 3 — главный распределительный щит. 4 — главные двигатели (2). 5 — главные генераторы (2). 6 — гребные электродвигатели (2).

7 — гребные валы.

Рис. 1. Атомный ледокол «Ленин» и дизель-электрический ледокол «Москва» на проводке судов в Арктике.

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/ledokol.html

Атомные ледоколы России

Ледоколы

Наша страна обладает единственным атомным ледокольным флотом в мире, задачей которого является обеспечение судоходства по северным морям и освоение арктического шельфа. Атомные ледоколы могут длительно находиться на трассах Севморпути, не нуждаясь в заправке.

В настоящее время в состав действующего флота входят атомоходы «Советский Союз» (выведен из эксплуатации, но решается вопрос о продлении ресурса), «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».

Их эксплуатацией и обслуживанием занимается «Росатомфлот», находящийся в Мурманске.

43 фото

Фотографии и текст Славы Степанова

1. Атомный ледокол — морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.

2. За период 1959–1991 гг. в Советском Союзе было построено 7 атомных ледоколов и 1 атомный лихтеровоз — контейнеровоз.

В России за период с 1991 года и по настоящее время построены еще два атомных ледокола: «Ямал» (1993 г.) и «50 лет Победы» (2007 г.). Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс тонн, ледопроходимость — почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.

3. Всего на атомных ледоколах России, а также кораблях, находящихся на базе атомного флота Атомфлот работает более 1 100 человек.

«Советский Союз» (атомный ледокол класса «Арктика»)

4. Ледоколы класса «Арктика» — основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к этому классу. Суда имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад.

Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях.

Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит.

Водоизмещение ледокола — 21 120 тонн, осадка — 11,0 м, максимальная скорость хода на чистой воде — 20,8 узлов.

5. Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй.

6. Отделение ГТГ (главных турбогенераторов). Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар, который раскручивает турбины, которые возбуждают генераторы, которые вырабатывают электричество, которое поступает в электромоторы, которые крутят гребные винты.

7. ЦПУ (Центральный пост управления).

8. Управление ледоколом сосредоточено в двух основных командных постах: ходовой рубке и центральном посту управления энергетической установкой (ЦПУ). Из ходовой рубки производят общее руководство работой ледокола, а из ЦПУ — управление работой энергетической установки, механизмов и систем и контроль за их работой.

9. Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем — за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой.

10. Кают-компания для питания командного состава. Столовая для рядового состава расположена палубой ниже. Рацион состоит из полноценного четырехразового питания.

11. «Советский Союз» введен в эксплуатацию в в 1989 году, при установленном сроке службы в 25 лет.

В 2008 году Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна.

В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ.

Атомный ледокол «Арктика»

12. Спущен на воду в 1975 году и считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина — 148 метров, а высота борта — более 17 метров.

На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов.

Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху.

13. Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. В настоящее время выведен из эксплуатации и ожидается решение по его утилизации.

«Вайгач»

14. Мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр». Отличительная черта данного проекта ледоколов — уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек.

15. Капитанский мостик. Пульты дистанционного управления тремя гребными электродвигателями, также на пульте расположены приборы контроля и за буксирным устройством, панель управления камерой наблюдения за буксиром, индикаторы лага, эхолотов,репитер гирокомпаса, УКВ-радиостанции, пульт управления стеклоочистительными щетками и прочее джойстик управления ксеноновым прожектиором 6 кВт.

16. Машинные телеграфы.

17. Основное применение «Вайгача» — сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона.

18. силовая установка ледокола состоит из двух турбогенераторов, которые обеспечат на валах максимальную длительную мощность около 50 000 л. с., что позволит форсировать лед толщиной до двух метров. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла.

19. Помещение среднего гребного вала.

20. Управление направления движения ледокола осуществляется с помощью электрогидравлической рулевой машины.

21. Бывший кинозал. Сейчас на ледоколе в каждой каюте есть телевизор с разводкой для трансляции судового видеоканала и спутникового телевидения. А кинозал используется для общесудовых собраний и культурно-массовых мероприятий.

22. Рабочий кабинет блочной каюты второго старпома. Длительность нахождения атомоходов в море зависит от количества запланированных работ, в среднем это составляет 2-3 месяца. Экипаж ледокола «Вайгач» состоит из 100 человек.

Атомный ледокол «Таймыр»

23.

24. Ледокол идентичен «Вайгачу». Был построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза.

Однако оборудование (силовая установка и т др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства.

Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 году.

25. «Таймыр» в доке судоремонтного завода.

26. «Таймыр» ломает лед классически: мощный корпус наваливается на препятствие из замерзшей воды, разрушая ее собственным весом. За ледоколом образуется канал, по которому могут двигаться обычные морские суда.

27. Для улучшения ледопроходимости «Таймыр» оборудован системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом.

Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в дело вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов.

Благодаря этим системам ледокол может крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму. От подобных движений корпуса окружающее ледокол ледовое поле дробится, позволяя двигаться дальше.

28. Для окраски наружных конструкций, палуб и переборок используются импортные двухкомпонентные эмали на акрилловой основе повышенной стойкости к атмосферным воздействиям, устойчивые к истиранию и ударным нагрузкам. Краска кладется на три слоя: один слой грунта и два слоя эмали.

29. Скорость хода такого ледокола составляет 18,5 узлов (33,3 км/ч).

30. Ремонт винто-рулевого комплекса.

31. Установка лопасти.

32. Болты крепления лопасти к ступице гребного винта, каждая из четырех лопастей крепится девятью болтами.

33. Практически все суда ледокольного флота России оснащены гребными винтами, изготовленными на заводе «Звездочка».

Атомный ледокол «Ленин»

34. Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями стали высокий уровень автономности и мощность. На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

35. Ледокол «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

36. Отсек в котором находились две атомные установки. Внутрь заходили двое дозиметристов, измерявших уровень радиации и контролировавших работу реактора.

Существует мнение, что именно благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар «холодной войны», но имел абсолютно мирные цели — развитие Северного морского пути и провод гражданских судов.

37. Ходовая рубка.

38. Парадная лестница.

39. Одни из капитанов АЛ «Ленин», Павел Акимович Пономарев, ранее был капитаном «Ермака» (1928—1932) — первого в мире ледокола арктического класса.

В качестве бонуса пара фотографий Мурманска…

40. Мурманск — крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря.

41. Основой экономики города является Мурманский морской порт — один из крупнейших незамерзающих портов в России. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире.

42. Панорама Мурманска. Кликабельно, 4000×858 px:

43. Также смотрите «Мурманск — крупнейший город за Северным полярным кругом» и «Обычная зима в Норильске».

Источник: http://loveopium.ru/texnika/atomnye-ledokoly-rossii.html

Самые мощные в мире атомные ледоколы

Ледоколы

Атомоходы царствуют в северных морях, сокрушая своей мощью вечные льды. Самый первый ледокол был создан в конце 18 века и представлял собой огромное судно, способное с легкостью ломать лед в филадельфийской гавани. С тех пор прошло много времени и вместо привычного колеса стали использовать атомный реактор.

Современные ледоколы способны проходить сквозь массивные слои льда, словно горячий нож через масло. Представляем вашему вниманию самые мощные ледоколы, которые существует в мире. Советские, а затем и российские атомные суда по праву занимают лидирующие места в рейтингах самых технически совершенных и мощных.

Иначе и быть не может – без ледоколов в Арктике никуда!

Луи Эссен Лоран

Луи Эссен Лоран представляет собой крупнейший ледокол в морском флоте Канады. Он имеет длину в 392, 5 фута, весит более 15 000 тонн и относится к ледоколам мирового класса. Лоран используется для научных исследований полярного круга.

Он был разработан в 1960 году и в последствии не раз усовершенствовался. Теперь его корпус стал еще длиннее, а оборудование полностью заменено на современное. Ледокол имеет пять дизельных двигателей, мощность которых составляет 30 тыс лошадиных сил.

На судне есть несколько вертолетных площадок, которые используются для научной разведки и исследования местности.

В настоящий момент ледокол активно применяется для арктических морских транспортировок и перевозит научно-исследовательские группы. В зимнее время Лоран помогает более мелким судам в переходе по замерзшему океану. Также судно используется для транспортировки провизии в отдаленные населенные пункты и для различных экспедиций в Арктике.

Снежный дракон 2

Это судно создано в Финляндии и представляет собой китайский ледокол, который разрабатывался для исследований океана и наблюдений. Благодаря своим техническим характеристикам ледокол способен делать полный разворот за считанные минуты.

Снежный дракон развивает скорость до 3 узлов при толще льда в 2 метра. На борту судна может находиться груз с общим весом не более 4 500 тонн. Максимальная скорость передвижения ледокола приблизительно равно 15 узлам.

Судно оборудовано всем необходимым для жизни и способно находиться в открытом океане около двух месяцев.

На корабле имеется свой кран для перемещения тяжелых грузов, вертолетная площадка и ангар. Снежный дракон 2 занимается перевозками ученых в полярные регионы, используется в исследованиях и имеет новейшее оборудование на своем борту.

Хилли

Хилли является самым большим ледоколом, который применяется во флоте США. Именно на нем американцы смогли добраться до полярного полюса. Судно используется для береговой охраны, а также занимается перевозками гражданским и ученых.

С помощью Хилли изучаются свойства льда, молекулярная структура воды и химический состав. На борту судна имеется своя научная лаборатория, которая оснащена всем необходимым оборудованием.

Среди приборов есть сонары, профессиональное водолазное снаряжение, вертолет, батискаф.

На борту Хилли одновременно могут работать 140 человек, среди которых 31 членов экипажа. Двигатели имеют мощность в 30 тыс лошадиных сил, чего вполне достаточно для такого судна. Основная особенность ледокола заключается в том, что он может изменять уровень своего шума, чтобы ученым легче было использовать сонары для изучения морского дна.

Ледокол S. A. Agulhas II

Этот ледокол относится к туристическим судам и имеет все необходимые удобства: тренажерный зал, зону отдыха, жилье, библиотеку, медицинский отсек.

На корабле есть множество различных кают, как для офицеров и матросов, так и для пассажиров. Все каюты имеют современные условия для комфортной жизни.

Кроме этого, на судне есть конференц-зал, кинотеатр, компьютерные комнаты, прачечные, сушилки.

Agulhas разрабатывался для проведения полноценных исследовательских операций и помощи в перевозке ученых. Судно способно быть в открытом океане несколько месяцев, чтобы исследователи могли спокойно заниматься своей научной деятельностью.

Ледокол собирает метеорологические данные и другую информацию, после чего передает ее на сушу. По сути Agulhas является своеобразной большой передвижной лабораторией. На судне имеется специальный радар для обнаружения льда, который способен проложить самый точный и безопасный маршрут.

Благодаря современной системе связи, вся информация с ледокола оперативно передает в сухопутный штаб.

Ледокол Ямал

Ямал представляет собой одно из самых мощных судов, которые существуют в данный момент. Он оснащен передовым оборудованием, которое помогает судну преодолеть даже самый толстый лед.

Благодаря своим большим габаритам, корабль является олицетворением мощи и одновременно комфортности.

Корпус ледокола имеет два прочных слоя, которые дают возможность с легкостью разрезать даже очень толстый лед.

Внутри судна имеется специальная пятиуровневая настройка, которая защищает корпус от замерзания. Ямал может двигаться в двух направлениях как вперед, так и назад. На ледоколе есть 2 вертолета, несколько лодок, уютные каюты и большой обеденный зал.

«Таймыр». Этот гигант строился в конце советской эпохи. Корпус был изготовлен на хельсинкской судоверфи Вяртсиля в Финляндии, а затем была проведена операция по буксировке его в Ленинград. Там на будущий корабль были поставлены атомное оборудование и силовая установка мощностью до 50 тыс. л.с. Особенность конструкции гигантского ледокола – его малая осадка.

Такое инженерное решение было не случайным. Таким образом, решалась проблема проводки судов в устья рек Сибири, закованные во льды большую часть года. Но с помощью могучего «Таймыра» судам не страшны и двухметровые торосы. Атомоход прекрасно показал себя и при пятидесятиградусных морозах. Эта гора может развивать скорость в 2 узла в час при толщине льда около 180 см.

Не так давно «Таймыр» принял участие в строительстве на побережье Ямала порта Сабетта. Тем самым он внес неоценимый вклад в реализацию бизнес-проекта «Ямал СПГ».

«50 лет Победы». Сейчас этот корабль, спущенный на воду в 1993 году, и введенный в эксплуатацию лишь в 2017, считается самым большим во всем мире. Над его графитово-черным корпусом возвышается внушительная надстройка, окрашенная в оранжево-красный цвет.

Это настоящий ледокольный броненосец с усиленной носовой частью. Носовая часть внешней оболочки имеет толщину в 48 мм, это в полтора раза толще, чем в остальных местах.

Кроме того, впервые реализована новая форма носа в виде ложки – это тоже дает дополнительные возможности при прохождении во льдах. Мощность «50 лет Победы» — целых 75 тыс. л.с., ее обеспечивает пара ядерных реакторов.

Все это – и конструктивные особенности, и высокая мощность позволяет крушить льды толщиной в 3 м! А значит, он готов более быстро выполнить все поставленные перед ним задачи.

Связь с Большой землей обеспечивается современным навигационным оборудованием, автоматической системой управления. Имеет вертолетную площадку. Во льдах наличие вертолета очень помогает в навигации.

«50 лет Победы» участвует в работах по добыче на Крайнем Севере полезных ископаемых, и в научных исследованиях. Другая важная функция «50 лет Победы» — круизные рейсы.

Путешественники могут посетить землю Франца-Иосифа и даже добраться до Северного полюса! На борту есть все необходимое для того, чтобы экстремальные туристы не чувствовали себя оторванными от Большой земли. К их услугам – столовая, бары и ресторан с замечательной кухней.

Просмотр телепередач возможен благодаря спутниковому телевидению. Для развлечений к услугам гостей корабля библиотека и музыкальный салон, бассейн с сауной и спортзал. Есть и помещение, где можно проводить дискотеки.

«Арктика». Он ознаменовал собою триумф советской науки и кораблестроения, когда году впервые в истории надводных судов добрался до Северного полюса.

Неудивительно, что именно этот корабль прошел к полюсу: ведь его технические характеристики позволяли пробивать пятиметровые льды! Основное его назначение – проводка судов в океане. Это гигантский корабль с тридцатиметровыми бортами имеет длину почти в 150 м. Ледокол – головной в одноименной серии, в которую входит и «50 лет Победы».

Он оборудован вертолетной площадкой, что позволяет проводить ледовую разведку. Атомоход покрашен в ярко-оранжевый цвет и издалека виден в сплошном белом безмолвии вечных льдов.

Интересный факт. Некоторое время ледокол носил имя генсека Л.И. Брежнева. Однако спустя четыре года кораблю было возвращено название, данное при вводе в эксплуатацию.

«Россия». В ту же серию входит и этот мощный атомоход. Он был принят в эксплуатацию в 1985 году. Его мощность – 75 тыс. л.с. Основное назначение – производство ледокольных работ.

Но он, так же как и «50 лет Победы», совершает круизные рейсы к точке Северного полюса. Для того, чтобы развлекать туристов во время путешествия, на борту имеется просторный кинозал, библиотека, тренажерный зал.

Есть салон отдыха, сауна и плавательный бассейн.

«Советский Союз». Еще один представитель знаменитой арктической серии атомоходов. Его уникальность состоит в том, что этот корабль может быть легко превращен в полноценный боевой корабль. Необходимое для такой трансформации оборудование хранится на берегу.

Введенный в эксплуатацию в 1989 году, ледокол в 90-х годах XX века служил в качестве круизного судна. Тогда он совершил ряд рейсов по Арктике. Кроме того, корабль участвовал в установке метеорологического оборудования на дрейфующий лед, а также в электроснабжении объектов на берегу моря.

Он участвовал в научных исследованиях в Арктике.

Значение атомоходов будет только расти по мере освоения арктических просторов.

Все вышеперечисленные ледоколы воплощают собой силу и мощь, которые жизненно необходимы для передвижения в арктической зоне льдов.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a25f6e8256d5c7f3fc4158a/5d67d6db03bdd400aea88b47

Атомный ледокольный флот России: состав, список действующих ледоколов и командование

Ледоколы

Атомный ледокольный флот России — это уникальный потенциал, которым во всем мире обладает только наша страна.

С его развитием началось интенсивное освоение Крайнего Севера, так как атомные ледоколы призваны обеспечивать национальное присутствие на территории Арктики, используя передовые ядерные достижения.

В настоящее время обеспечением обслуживания и эксплуатации этих судов занимается государственное предприятие «Росатомфлот». В этой статье мы рассмотрим, сколько действующих ледоколов имеет Россия, кто ими командует, какие цели они решают.

Направления деятельности

Атомный ледокольный флот России направлен на решение конкретных задач. В частности, он обеспечивает прохождение кораблей через Северный морской путь в замерзающие порты России. Это одна из главных целей, которую выполняет российский атомный ледокольный флот.

Также участвует в научно-исследовательских экспедициях, обеспечивает проведение спасательных и аварийных операций в неарктических замерзающих морях и во льдах. Помимо этого, в обязанности компании «Росатомфлот» входит проведение ремонтных работ и техническое обслуживание ледоколов, реализация проектов по экологическому восстановлению северо-западной части страны.

Часть ледоколов даже участвуют в организации туристических круизов на Северный полюс для всех желающих, на них можно добраться на архипелаги и острова Центральной Арктики.

Важное направление деятельности атомного ледокольного флота России — безопасное обращение с радиоактивными отходами и ядерными материалами, которые составляют основу двигательных установок судов.

С 2008 года «Росатомфлот» официально входит в состав государственной корпорации «Росатом». Фактически сейчас корпорация владеет всеми судами атомного технического обслуживания и судами, оснащенными ядерной энергетической установкой.

История

История атомного ледокольного флота России ведет свой отсчет с 1959 года. Именно тогда состоялся торжественный спуск на воду первого на планете атомного ледокола, который назывался «Ленин». С тех пор 3 декабря отмечается День атомного ледокольного флота России.

Однако превращаться в настоящую транспортную артерию Северный морской путь стал только в 70-е годы, когда можно было говорить о появлении атомного флота.

После спуска на воду атомного ледокола «Арктика» в западном секторе Арктики навигация стала возможной на протяжении всего года. В это время ключевую роль в развитии этого транспортного пути сыграл так называемый Норильский промышленный район, когда на трассе появился первый в этих местах круглогодичный порт Дудинка.

Со временем были построены ледоколы:

  • «Россия»;
  • «Сибирь»;
  • «Таймыр»;
  • «Советский Союз»;
  • «Ямал»;
  • «Вайгач»;
  • «50 лет Победы».

Это список атомных ледоколов России. Ввод их в эксплуатацию на десятилетия вперед предопределил существенное превосходство в сфере атомного судостроения во всем мире.

Локальные задачи

В настоящее время «Росатомфлот» решает большое количество важных локальных задач. В частности, он обеспечивает стабильную навигацию и безопасное мореплавание на протяжении всего Северного морского пути.

Это позволяет осуществлять транспортировку углеводородной и другой разнообразной продукции на рынки Европы и Азии. Это направление — реальная альтернатива действующим транспортным каналам между Тихоокеанским и Атлантическим бассейном, которые сейчас соединены через Панамский и Суэцкий каналы.

К тому же этот путь намного выигрышнее по времени. От Мурманска до Японии по нему предстоит плыть около шести тысяч миль. Если вы решите следовать через Суэцкий канал, то расстояние окажется больше в два раза.

За счет атомных ледоколов России удалось наладить существенный грузопоток на Северном морском пути. В год перевозится около пяти миллионов тонн грузов. Постепенно увеличивается число значимых проектов, некоторые заказчики заключают долгосрочные контракты, вплоть до 2040 года.

Также «Росатомфлот» занимается работами по исследованию морей, оценкой сырьевых и минеральных ресурсов на арктическом шельфе, который прилегает к северному побережью страны.

Осуществляются регулярные операции в районе порта под названием Сабетта. С развитием углеводородных арктических проектов ожидается увеличение потока грузов по Северному морскому пути.

В связи с этим в числе ключевых направлений в работе компании «Росатомфлот» становится разработка нефтегазовых промыслов в Арктике.

По прогнозам, в 2020-2022 годах объем перевозимой углеводородной продукции может увеличиться до 20 млн тонн в год.

Военные базы

Еще одно направление, по которому ведется работа, это возвращение в Арктику отечественного военного флота. Стратегические базы невозможно восстановить без активного участия атомного ледокольного флота. Задача, которая стоит сегодня, заключается в том, чтобы обеспечить арктические гарнизоны Минобороны всем необходимым.

В соответствии с долгосрочной стратегией развития, в будущем основной упор будет делаться на создание безопасного, надежного и эффективного флота.

Состав атомного флота

В настоящее время в список действующих атомных ледоколов России входит пять судов.

Это два ледокола с 2-реакторной ядерной установкой — «50 лет Победы» и «Ямал», еще два ледокола с однореакторной установкой — «Вайгач» и «Таймыр», а также лихтеровоз с ледокольным носом «Севморпуть». Вот сколько атомных ледоколов в России.

«50 лет Победы»

Этот ледокол в настоящее время является крупнейшим в мире. Он был построен на Ленинградском Балтийском заводе. Официально спущен на воду в 1993-м, а введен в эксплуатацию в 2007-м. Такой длительный перерыв связан с тем, что в 90-е годы работы фактически были приостановлены из-за отсутствия денег.

Сейчас постоянный порт приписки судна — Мурманск. Помимо задачи по проводке караванов через арктические моря, этот ледокол принимает на борт туристов для участия в арктических круизах. Желающих он доставляет до Северного полюса с посещением земли Франца-Иосифа.

Капитана ледокола зовут Дмитрий Лобусов.

«Ямал»

«Ямал» был построен еще в Советском союзе, он относится к классу «Арктика». Его строительство было начато в 1986 году, а завершено спустя три года. Примечательно, что поначалу он назывался «Октябрьская революция», только в 1992 году был переименован в «Ямал».

В 2000 году этот действующий атомный ледокол России совершил экспедицию к Северному полюсу, став седьмым судном в истории, которое добралось до этой точки на планете земля. Всего на данный момент Северного полюса ледокол достигал 46 раз.

Судно рассчитано на преодоление морского льда толщиной до трех метров, при этом оно способно поддерживать стабильную скорость до двух узлов в час.

«Ямал» способен колоть лед, двигаясь как вперед, так и назад. На борте несколько лодок класса «Зодиак» и вертолет Ми-8.

Имеются спутниковые системы, обеспечивающие надежную навигацию, интернет, телефонная связь. Всего на корабле 155 кают для экипажа.

Специально для перевозки туристов ледокол не предназначен, однако все-таки участвует в круизах. В 1994 году на носу судна появилось стилизованное изображение акульей пасти как яркий элемент оформления для детского круиза. Позже его было решено оставить по просьбе туристических компаний. В настоящее время уже считается традиционным.

Ледокол «Вайгач» относится к мелкосидящим, он построен в рамках проекта «Таймыр». Заложен был на финской верфи, в 1989 году доставлен в Советский Союз, строительство завершалось на Балтийском заводе в Ленинграде. Именно здесь была осуществлена установка атомной установки. Считается введенным в эксплуатацию в 1990 году.

Его главная отличительная черта заключается в уменьшенной осадке, которая позволяет обслуживать суда на Северном морском пути с заходом в сибирские реки.

Основные двигатели ледокола обладают мощностью до 50 тысяч лошадиных сил, что позволяет ему преодолевать толщу льда более чем в полтора метра со скоростью два узла в час. Работа возможна при температуре до -50 градусов. В основном судно применяют для сопровождения кораблей из Норильска, которые перевозят металл, а также судов с рудой и лесом.

«Таймыр»

Зная, сколько атомных ледоколов в России сейчас, стоит вспомнить и про судно под названием «Таймыр», построенное в рамках одноименного проекта. В первую очередь, он предназначен для проводки судов по руслам сибирских рек, чем схож с кораблем «Вайгач».

Его корпус был построен в Финляндии в 80-е годы по заказу Советского Союза. При этом была использована сталь советского производства, оборудование также все отечественное. Атомное оснащение было поставлено уже в Ленинграде. Корабль обладает теми же техническими характеристиками, что и судно «Вайгач».

«Севморпуть»

«Севморпуть» — ледокольно-транспортное судно, имеющее на борту атомную установку. Считается одним из крупнейших на планете невоенных атомных судов. Это самый большой лихтеровоз в мире по водоизмещению.

Проектно-сметную документацию первоначально разработали еще в 1978 году. Строительство велось на заводе «Залив» в Керчи. Оно было начато в 1984 г., корабль был спущен на воду через два года. Официально введен в строй в 1988 г.

«Севморпуть» так и остался единственным судном этого типа. На заводе «Залив» планировали создать еще один такой корабль, но из-за развала Советского Союза работы были прекращены.

В первую очередь, корабль предназначен для перевозки грузов в лихтерах в северные районы. Самостоятельно прорезает лед толщиной до одного метра. В отличие от большинства других ледоколов, способен работать и в теплых водах. Например, одно время выполнял грузоперевозки между Мурманском и Дудинкой.

Одно время корабль стоял без работы, возникла даже угроза, что его придется сдать на «иголки», если ситуация не изменится. С 2014 года проводится его дооснащение. Сейчас судно вновь в строю, совершает регулярные рейсы, оставаясь единственным действующим грузовым судном, имеющим атомную силовую установку.

Источник: https://FB.ru/article/453020/atomnyiy-ledokolnyiy-flot-rossii-sostav-spisok-deystvuyuschih-ledokolov-i-komandovanie

Героями рождаются или становятся?

Ледоколы

Специальный проект

Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям Чарльз Дарвин

Участвуй в конкурсе

В разное время и при совершенно разных обстоятельствах эти отважные исследователи самых холодных районов планеты доказывали собственным примером одну великую истину: нет ничего сильнее на земле, чем желание выжить. Леденящие душу истории великих открытий, борьбы человека со стихией, бесстрашные походы и жажда жизни на фоне пронизывающего холода и вечных льдов.

Угадав, что помогло путешественникам выйти из этой схватки с природой победителями, ты можешь выиграть билеты в кино. 20 октября в прокат выходит фильм-катастрофа «Ледокол». Это картина Николая Хомерики, основанная на реальных событиях 1985 года, когда научно-исследовательское судно «Михаил Сомов» более четырех месяцев дрейфовало в море Росса без надежды на спасение..

.

Экспедиция

  • Александр Федорович
    Миддендорф,географ-исследователь
  • Экспедиция в Северную
    и Восточную Сибирь,1842-1845 гг.
  • 841 день

Если ты по-прежнему считаешь Цезаря u0003эталоном многозадачности, то точно не знаком u0003с биографией географа Миддендорфа.

Экстраординарный профессор из Лифляндии, русский немец, доктор медицины, моряк, плотник, охотник, собиратель моллюсков и авантюрист каких поискать. Вместе с лесничим и слугой-эстонцем он решил закрасить белые u0003пятна на карте России и исследовать те места Сибири, куда не ступала нога цивилизованного человека.

Перед экспедицией Миддендорфа стояла задача: изучить самый северный в мире участок материковой суши и проложить маршрут к берегам Охотского моря. Добравшись до Таймырского озера, самодельная лодка экспедиции затонула. Миддендорф отправил своих спутников искать помощи у ненцев, а сам, больной, провел 20 дней один в тундре, без провианта и палатки, борясь со стужей и голодом.

На грани жизни и смерти он продолжил путь u0003к Шантарским островам. Обработка природного материала, собранного в экспедиции, заняла u000313 лет.

ОБИТАТЕЛИ СЕВЕРАПолуостров Таймыр населяют пять этносов, относящихся к коренным народам: нганасаны, ненцы, энцы, долганы и эвенки.

Из чего было сделано судно Миддендорфа, на котором он прошел по Охотскому морю?

Изобретательный профессор лично смастерил плот из ивовых прутьев и воловьей кожи.

В точку!

Похожие лодки мастерили эскимосы и бритты еще в 1600-х годах. Ее внешний вид весьма примитивен, но она пригодна к выходу в море.

Один из напарников ученого, эвенк Оли, за две недели сплел лодку из китового уса, частично используя технику макраме.

О нет!

Макраме — любимая техника шитья твоей бабушки. А из уса коренное население делало одежду, а не морские суда.

Это была сложная конструкция изо льда и вмерзших в него останков морских животных: тюленей и китов.

О нет!

Придется использовать еще одну попытку. Миддендорф, конечно, был отчаянным малым, но не настолько!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.