Лётчик Александр Мамкин, спасший детей ценой своей жизни

Содержание

Подвиг пилота Мамкина он горел за штурвалом, спасая детей

Лётчик Александр Мамкин, спасший детей ценой своей жизни

«Я помню, как нас всех посадили в самолёт, в кабину штурмана. Его специально не брали, чтобы можно было больше людей увезти. Сначала все было тихо, летели. Боялись, но не сильно, ведь перед нашими глазами восемь успешных рейсов Александр уже совершил. Но тут услышали странный звук, как будто камешки об кабину стучат. А через секунду пламя.

Как нам потом объяснили, когда нас подбили осколки попали в бензобак, поэтому самолёт вспыхнул. Мы летели и горели. На нас даже одежда начинала тлеть. Но хуже всего было лётчику. Он был живым факелом. На нем лопалась лётная куртка, ноги и руки обуглились, очки вплавились в лицо. Но он молчал и не отпускал штурвал.

Потом помню удар о землю, как самолёт покатился…»

Это были детские воспоминания Галины Петровны Тищенко, бывшей воспитанницы детского дома, историю которого я расскажу сегодня.

#История ссср

Дети — доноры

1943 год. Полоцкий детский дом не успел эвакуироваться. Немцы проявляли к нему повышенный интерес. Комендант несколько раз вызывал к себе директора, разузнавал сколько человек содержится в доме, какой национальности дети.

Как выяснилось, немцы собирались использовать детей в качестве доноров. Директору удалось убедить коменданта в том, что дети ослаблены и истощены и им необходимо набрать вес.

Для этой цели, было решено вывезти детей в соседнюю деревню Бельчицы, разместив их в пустующих домах.

В двадцати километрах от деревни располагался партизанский отряд имени М.А.Щорса. Командование партизан пришло к очевидному выводу — детей надо спасать и вывозить в советский тыл. Так началась знаменитая операция «Звёздочка».
Редактировать галерею

#Герой ссср

Начало операции

Вечером 18 февраля 1944 года, при полной темноте, отряд им. Щорса совершил марш-бросок к месту нахождения детей. Детей предупредили, что всё должно проходить в полной тишине. Так и было.

Ни один не издал ни одного звука. Те кто был постарше — шли самостоятельно, а маленьких партизанам приходилось переносить на руках, шагая по глубокому снегу. Там их ждали сани.

Санным обозом детей увезли в глубокий тыл.

Вскоре возникла новая угроза. Немцы готовили масштабную карательную операцию Полоцко — Липецкой партизанской зоны. Нужно было срочно провести новую эвакуацию. Но теперь уже на «Большую землю».

По приказу И. Баграмяна, детдомовцев вместе с воспитателями должен был эвакуировать 105-й отдельный гвардейский авиаполк Гражданского воздушного флота. Одним из лётчиков этого полка был 27- летний Александр Мамкин.

Редактировать галерею

#самолет

«Безумству храбрых поём мы песню»

Он совершил к тому времени более 70 рейсов в в немецкий тыл, доставил партизанам на своём одномоторном Р-5 более 13 тонн грузов и вывез на «Большую землю» десятки человек. На этот раз всё было гораздо труднее: вывезти предстояло детей и раненых партизан.

Р-5 — это маленький самолёт, рассчитанный на экипаж из двух человек. Но пилоты шли на различные ухищрения, сажая пассажиров не только в пустующую штурманскую кабину, но и в специальные грузовые контейнеры.

Этот легендарный рейс состоялся в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года.

Редактировать галерею

#спасательная операция

Перед тем, как продолжить, расскажу о том, как можно сэкономить на покупках.

Кредитная карта, пока меня не посадили в палату номер 6, объясню, сто сейчас не 90 и банки думают не о том, что вы должны денег им, а о том, удобно ли вам, проще говоря о сервисе, из-за конкуренции, банковский хаос прошел и пришло время услуг…

Поэтому появились новые возможности того, как сэкономить или даже заработать.

К примеру, баллы на картах, они снизят должностной процент. Я пользуюсь картой, которая вместо покупных баллов дает баллы РЖД, таким образом я к сыну и внуку езжу по скидке в 50%, а иногда и в 70%.

В общем, всем советую, не пожалеете!

Жми на текст,чтобы узнать подробнее!

Все на одном борту

На борту самолёта Мамкина было 13 человек.

В штурманской кабине находилось семь детей, в специальном грузовом контейнере под фюзеляжем — трое детей и воспитательница, в двух съёмных обтекаемых контейнерах, подвешенных под нижними крыльями, — двое тяжелораненых партизан.

Во время полёта Р-5 попал под обстрел немецких зениток. Загорелся мотор, пламя вмиг добралось до кабины пилота. По инструкции лётчик должен был покинуть горящий самолёт, воспользовавшись парашютом. Но разве могли ими воспользоваться малыши или тяжелораненые?

Редактировать галерею

#Дети

Живой факел

Александр Мамкин продолжал пилотировать машину, уводя её к своим, дальше от немцев. У него за спиной, за небольшой перегородкой, находились дети, видевшие, как лётчик превращается в живой факел. Под вражеским огнём на горящем самолёте, обгорая сам, он долетел до своей территории, снизился и произвёл посадку.

Мамкин посадил Р-5 неподалёку от расположения советских частей. Дети и воспитательница благополучно выбрались из самолёта и оттащили от горящей машины раненых партизан. Ноги лётчика были обуглены до костей. Когда подоспела помощь, он был уже без сознания.

Врачи сделали все возможное, но 17 апреля 1944 года Александр Мамкин скончался.

Все 13 человек, которых он вёз в своём последнем рейсе, остались живы.

Подписывайся на канал, чтобы не пропустить новых статей. А пока ознакомься со старыми:

  • Какую тайну СССР ученые США не могли понять?
  • Кто на самом деле стоял за путчем 1991 года?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d7f927ea3f6e400ad8cb330/5dae00d53d873600ae681eae

Подвиг пилота Мамкина. Он горел за штурвалом, спасая детей

Лётчик Александр Мамкин, спасший детей ценой своей жизни

27-летний Александр Мамкин не успел завести собственных детей. Но десятки мальчишек и девчонок, которых он вывез в 1944 году из немецкого тыла, называли себя «детьми Мамкина».

…Огонь охватил кабину пилота полностью. На летчике горела одежда, шлемофон, плавились очки. Невыносимая боль гасила сознание, но каким-то невероятным усилием воли он продолжал вести машину. Ведь за его спиной было десять малышей и он, Александр Мамкин, был единственной нитью, на которой держались их маленькие жизни…

Спасти любой ценой

Весной 1944 года белорусские партизаны провели операцию под кодовым названием «Звездочка». Еще осенью 1943 года разведгруппа партизан отряда имени Щорса Полоцко-Лепельской партизанской зоны в деревне Бельчица, где стоял крупный немецкий гарнизон, неожиданно обнаружила большое количество детей.

Дети были воспитанниками Полоцкого детского дома № 1, который в 1941 году не успели эвакуировать. В результате десятки детей, а также воспитатели остались в оккупированном Полоцке.

Количество воспитанников все время увеличивалось: немцы отправляли в дом детей расстрелянных подпольщиков.

В 1943 году гитлеровцы отправили детей в Бельчицу: воспитанникам и педагогам предлагалось самостоятельно позаботиться о поисках еды.

Разведчики, переговорившие с воспитателями, узнали, что немцы планировали вывезти часть младших воспитанников детдома в Германию для передачи в немецкие семьи.

Остальных же решили сделать донорами для раненых солдат вермахта. Но дети часто болели, и раздраженные немцы стали поговаривать о необходимости избавиться от обузы.

Малышей могли просто уничтожить, особенно с учетом того, что многие из них были детьми казненных подпольщиков.

Операция «Звездочка»

Командование Полоцко-Лепельского партизанского соединения приняло решение провести операцию по спасению детдомовцев.

Готовились тщательно, понимая, что одна ошибка может обернуться катастрофой. Вечером 18 февраля 1944 года под прикрытием темноты отряд имени Щорса практически в полном составе совершил двадцатикилометровый марш-бросок с места дислокации к месту нахождения детей. На опушке леса перед деревней создали оборонительный рубеж.

Затем разведчики начали вывод детей. Те, кто постарше, шли сами, маленьких и больных партизаны выносили на руках по глубокому снегу. За оборонительным рубежом были приготовлены сани. Сформированный санный обоз увез детей в глубокий партизанский тыл. Операция была проведена ювелирно: эвакуация прошла без боестолкновений.

Но всего через несколько недель возникла новая угроза. Гитлеровское командование готовило масштабную карательную операцию против Полоцко-Лепельской партизанской зоны.

Необходимо было срочно провести новую эвакуацию, на сей раз — на «Большую землю». Командующий Первым Прибалтийским фронтом Иван Баграмян отдал приказ эвакуировать детдомовцев и педагогов силами авиации.

Задача была поручена 105-му отдельному гвардейскому авиаполку Гражданского воздушного флота.

Война пилота гражданской авиации

Одним из летчиков этого полка был 27-летний Александр Мамкин.

Уроженец хутора Крестьянский Воронежской губернии, Саша Мамкин с детства был приучен к крестьянскому труду. В 14 лет начал работать в колхозе, потом окончил финансово-экономический техникум. В 1936 году поступил в Балашовское летное училище Гражданского воздушного флота.

После окончания училища в 1939 году с отличием ему было предоставлено право самому выбирать место работы. Молодой летчик попросил направить туда, где он будет нужнее. Три года Александр Мамкин работал в Таджикском, а затем — в Узбекском управлении гражданского воздушного флота. С началом войны он стал писать рапорты руководству с просьбой отправить его на фронт.

Добро Мамкину было дано в августе 1942 года. Его зачислили в 105-й гвардейский авиаполк ГВФ.

Задачи у гражданских летчиков, ставших военными, были сложнейшими.

Под покровом ночи, уклоняясь от вражеских зениток и истребителей, пробиться в глубокий немецкий тыл, доставив грузы партизанам, а затем вернуться, вывозя на «Большую землю» раненых.

На счету Александра Мамкина было более 70 рейсов в немецкий тыл. Он доставил партизанам на своем одномоторном Р-5 более 13 тонн грузов и вывез на «Большую землю» десятки человек.

Александр Петрович Мамкин

13 пассажиров в двухместном самолете

На сей раз задача была крайне сложной даже для опытных пилотов: вывозить предстояло и детей, и раненых партизан, которые не могли участвовать в боях. Время поджимало, а гитлеровцы, окружавшие партизанскую зону, усиливали вокруг нее силы ПВО, чтобы лишить партизан помощи.

Летали летчики 105-го полка на озеро Велечье, где был оборудован партизанский аэродром. Делали несколько рейсов в течение суток, поскольку иначе времени на эвакуацию всех не хватило бы. Р-5 — это маленький самолет, рассчитанный на экипаж из двух человек.

Но пилоты шли на различные ухищрения, сажая пассажиров не только в пустующую штурманскую кабину, но и в специальные грузовые контейнеры. В рамках операции «Звездочка» на счету Александра Мамкина было восемь успешных рейсов.

Девятый состоялся в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года.

В этот раз Мамкин взял на борт 13 человек. В штурманской кабине находилось семь детей, в специальном грузовом контейнере под фюзеляжем — трое детей и воспитательница Валентина Латко, в двух съемных обтекаемых контейнерах, подвешенных под нижними крыльями, — двое тяжелораненых партизан.

«Дети Мамкина»

Ноги летчика были обуглены до костей. Когда подоспела помощь, он был уже без сознания. Врачи сделали все возможное, но 17 апреля 1944 года Александр Мамкин скончался. Все 13 человек, которых он вез в своем последнем рейсе, остались живы.

27-летний Александр Мамкин не успел завести собственных детей. Но десятки мальчишек и девчонок, которых он вывез в 1944 году из немецкого тыла, называли себя «детьми Мамкина». Они выросли, у них появились свои дети, внуки, правнуки… Все они обязаны тем, что живут на свете, невероятному мужеству человека, который ценой собственной жизни совершил невозможное.

фото: РИА Новости

Андрей Сидорчик

Источник: https://naspravdi.info/rossiya/podvig-pilota-mamkina-gorel-za-shturvalom-spasaya-detey?page=1

«Звёздочка» — операция по спасению детей во время войны 1941-1945. Подвиг Александра Мамкина

Лётчик Александр Мамкин, спасший детей ценой своей жизни

Произошло это событие в 1943 году, белорусские партизаны в ходе разведки выяснили, что в деревне Бельчицы находятся около 200 детей, большинство родителей которых были расстреляны фашистами.

Детей же гитлеровцы готовились куда-то вывезти и уничтожить. Но партизаны и директор детдома смогли спасти ребятишек, осуществив операцию «Звёздочка».

О событиях того времени и о бесстрашном подвиге лётчика Александра Мамкина мы расскажем в этой статье.

Полоцкий детский дом №1. Дети Великой Отечественной войны 1941-1945

Оккупированная Белоруссия. Деревня Бельчицы. Война — это боль, миллионы раненых и убитых. Осенью 1943 года разведывательная группа партизан узнаёт, что в деревню Бельчицы переехал из Полоцка детский дом, в котором находилось около 200 советских детей.

Многих родителей ребят фашисты расстреляли. Разведчики в тот же день встретились с директором детского дома Михаилом Степановичем Форинко, который сообщил, что жизнь ребятишек была в опасности, что гитлеровцы готовились куда-то вывезти их и уничтожить.

Было принято решение — спасти детей.

Операция по освобождению советских детей получила условное название «Звёздочка». Подготовка велась в общей сложности несколько месяцев.  И вот наступил намеченный день — 18 февраля 1944 года.

Операция Звёздочка

ДЕТИ, СПАСЕННЫЕ В ХОДЕ ОПЕРАЦИИ «ЗВЕЗДОЧКА»

Операция «Звёздочка» состояла из двух этапов:

  • первый этап — это непосредственный тайный вывоз детей из-под носа у фашистов в освобождённую партизанскую зону;
  • второй этап — отправка детей самолётами через линию фронта на «Большую землю»

Первый этап операции «Звёздочка»

Партизанскому отряду было поручено вплотную подойти к деревне Бельчицы, чтобы встретить детей и на руках унести в лес. С наступлением темноты  советские бойцы заняли опушку недалеко от деревни, превратив её в укрепленный рубеж: в снегу были вырыты окопы, расставлены пулеметы.

В назначенное время, как шмели, загудели над головами фашистов советские самолеты, наводя смертельный страх. Гитлеровцы залезали в щели и окопы. в этот момент и направились к лесу мелкими группами дети.

Партизаны в белых маскировочных халатах пошли вперед, навстречу детям, покидавшим фашистский гарнизон.

Больных и малолетних ребят несли на руках воспитатели и старшие воспитанники

Многие малыши шли сами, на каждом шагу проваливаясь в снег. Несмотря на это, в ту зимнюю ночь не было слышно ни стона, ни плача детей.

Вскоре детей усадили на подводы, укрыли потеплее, и санный поезд ночью доставил их в партизанскую зону, в расположение отряда.

Партизаны выполнили ответственную боевую задачу, спасли от гибели советских детей! Всему личному составу была объявлена благодарность. Группу партизан представили к правительственным наградам.

Второй этап операции «Звёздочка»

Теперь предстояло эвакуировать детей за линию фронта. Сделать это требовалось как можно быстрее, ведь немцы сразу обнаружили «пропажу». Находиться у партизан с каждым днём становилось всё опаснее.Но на помощь пришла 3-я воздушная армия, лётчики начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы.

Было выделено два самолёта, под крыльями у них приделали специальные капсулы-люльки, куда могли поместиться дополнительно нескольких человек. Плюс лётчики вылетали без штурманов – это место тоже берегли для пассажиров. Вообще, в ходе операции вывезли более пятисот человек.

Но сейчас речь пойдёт только об одном полёте, самом последнем.

Александр Мамкин и его подвиг

Александр Мамкин

Он состоялся в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года. Вёз детей гвардии лейтенант Александр Мамкин. Ему было 28 лет.

Уроженец села Крестьянское Воронежской области, выпускник Орловского финансово-экономического техникума и Балашовской школы. К моменту событий, о которых идёт речь, Мамкин был уже опытным лётчиком.

За плечами – не менее семидесяти ночных вылетов в немецкий тыл. Тот рейс был для него в этой операции не первым, а девятым.

В качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье. Приходилось спешить ещё и потому, что лёд с каждым днём становился всё ненадёжнее. В самолёт Р-5 поместились десять ребятишек, их воспитательница Валентина Латко и двое раненных партизан.

Сначала всё шло хорошо, но при подлёте к линии фронта самолёт Мамкина подбили. Линия фронта осталась позади, а Р-5 горел… Будь Мамкин на борту один, он набрал бы высоту и выпрыгнул с парашютом. Но он летел не один. И не собирался отдавать смерти мальчишек и девчонок.

Не для того они, только начавшие жить, пешком ночью спасались от фашистов, чтобы разбиться.

И Мамкин вёл самолёт… Пламя добралось до кабины пилота. От температуры плавились лётные очки, прикипая к коже. Горела одежда, шлемофон, в дыму и огне было плохо видно.

От ног потихоньку оставались только кости. А там, за спиной лётчика, раздавался плач

Дети боялись огня, им не хотелось погибать. И Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую. Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью.

ПАРТИЗАН ПЕРЕДАЕТ ЛЕЙТЕНАНТУ МАМКИНУ РЕБЕНКА

Мамкин нашёл площадку на берегу озера, неподалёку от советских частей. Уже прогорела перегородка, которая отделяла его от пассажиров, на некоторых начала тлеть одежда. Но смерть, взмахнув над детьми косой, так и не смогла опустить её.

Мамкин не дал. Все пассажиры остались живы. Александр Петрович совершенно непостижимым образом сам смог выбраться из кабины.

Он успел спросить: «Дети живы?» И услышал голос мальчика Володи Шишкова: «Товарищ лётчик, не беспокойтесь! Я открыл дверцу, все живы, выходим…» И Мамкин потерял сознание.

Врачи так и не смогли объяснить, как мог управлять машиной да ещё и благополучно посадить её человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости? Как смог он преодолеть боль, шок, какими усилиями удержал сознание?

Похоронили героя в деревне Маклок в Смоленской области. С того дня все боевые друзья Александра Петровича, встречаясь уже под мирным небом, всегда вспоминали Сашу. Сашу, который с двух лет рос без отца и очень хорошо помнил детское горе. Сашу, который всем сердцем любил мальчишек и девчонок. Сашу, который носил фамилию Мамкин и сам, словно мать, подарил детям жизнь.

Александр Петрович Мамкин не имел своих детей, но спасённые им ребята-сироты называли себя «детьми Мамкина», а своим детям  — «внукам Мамкина» часто давали имя «Александр». Недавно внук самого взрослого из спасенных Мамкиным детей — Владимира Шишкова — Роман сообщил, что в его семье в Петербурге растёт уже праправнук Мамкина! Светлая память и продолжение жизни Героя!

Награды Александра Мамкина

Александр Мамкин ушёл на фронт добровольцем. Совершил более 70 ночных  полётов в тыл противника к партизанам. Доставил более 20000 кг боеприпасов и вывез 280 раненых.

За проявленные мужество и героизм был награждён:

  • Медаль «Партизану Отечественной войны» 1 степени
  • Орден Красного Знамени
  • Орден Отечественной войны 1 степени
  • Орден Александра Невского

За беспримерный подвиг был посмертно представлен к званию Героя СССР. По неизвестным причинам ни звания ни награды за последний подвиг присвоено не было.

Итоги операции

Значение операции «Звёздочка» трудно переоценить. В ходе многодневной операции на советскую территорию было перевезено около двухсот детей. Гитлеровцы, узнав, что у них под носом партизаны осуществили такую дерзкую операцию, были буквально потрясены.

Они пытались замолчать ее, даже распустили слух, что детдом вывезен в Германию

Но вскоре все население Полоцка и окружающих деревень узнало правду о судьбе детей. Весть о спасении детей облетела все партизанские отряды, воодушевляя патриотов на новые боевые дела.

Статьи участника этой героической операции В. В. Барминского

Данные статьи написаны участником тех событий Василием Васильевичем Барминским. В годы Великой Отечественной войны он боролся с захватчиками в рядах партизанского отряда им.Щорса бригады им.Чапаева Полоцко-Лепельского партизанского соединения. Ему довелось быть одним из разработчиков и участников партизанской операции «Звёздочка» по освобождению воспитанников Полоцкого детдома.

о спасении детей и операции «Звёздочка»

  • Документальный фильм телеканала ОНТ «Обратный отсчёт. Операция «Звёздочка». Дважды спасённые»



  • 
    •   ролик о подвиге Александра Мамкина

    Стихи о подвиге Александра Мамкина

    «Пламенный ангел Посвящение Александру Мамкину»,Нина Горланова

    Нет границ для служителей тьмы,Так, нацисты, решив без затей,В жертву страшному богу войныПринести кровь сиротских детейНо ты взял их к себе под крыло,Полетел сквозь опасность и ночь,Прочь от места, где царствует зло,От войны и от ужаса прочь!А судьба не давала отбой –Враг поднялся бедою грозя,Словно коршун кружил над тобойИ ужалил огнем, как змеяТы пылаешь – но все же не сбит,Цель все ближе и рядом границаТолько видно с земли, как летитВ темном небе горящая птицаСлабость тела пред Духом ничто,Хоть стегает огонь словно плеть,Груз бесценный – и нужно одно –

    Заглушить боль и заживо тлеть

    Видит Бог, что не зря ты страдал,Сделав больше, чем мог человекТы их спас – но, шатаясь, упал

    Обгоревшими крыльями в снег

    P.S. Большая благодарность сыну Василия Васильевича Барминского Владимиру Васильевичу за предоставленные оригиналы статей своего отца.

    Источник: https://pomnisvoih.ru/geroi-i-ih-podvigi/lyotchiki-geroi/deti-velikoj-otechestvennoj-vojny-1941-1945-operatsiya-zvyozdochka-podvig-aleksandra-mamkina.html

    Огненный ангел: подвиг Александра Мамкина

    Лётчик Александр Мамкин, спасший детей ценой своей жизни

    Когда в феврале 44-го пролетавший над линией фронта биплан Р-5 обстреляли вражеские зенитки, воспользоваться парашютом и бросить горящий самолет летчик не мог. На борту двухместной машины были дети… «Защищать Россию» вспоминает подвиг гвардии лейтенанта Александра Мамкина.

    Летчик Мамкин

    Лейтенант Александр Мамкин

    Летать Александр Мамкин начал до войны. В 1939-м с отличием окончил Балашовское летное училище ГВФ. Как лучшему курсанту ему давалась возможность выбрать, где он хочет работать, но своим правом Александр не воспользовался. «Направьте туда, где я нужен», — сказал он членам комиссии по распределению летного состава.

    Так после окончания летного училища Мамкин три года проработал в Таджикском, а затем в Узбекском управлениях гражданского воздушного флота. За это время пилот налетал 1700 часов и доставил свыше двухсот тонн почты и грузов.

    С первых дней войны Александр стремился попасть на фронт, но в управлении ГВФ решили, что в тылу опытный летчик нужнее.

    Просьбу Мамкина удовлетворили через год, и в августе 1942 он прибыл на фронт.

    Уже в августе 43-го Мамкин получил свою первую награду — орден «Отечественной войны 1-й степени». «За время Отечественной войны совершил 74 боевых вылета (…). Доставил партизанам 13240 кг боеприпасов и вывез 24 человека партизан, — говорилось в представлении летчика к ордену. — Всегда выполняет отлично боевые задания, проявляя при этом мужество и отвагу».

    Подвиг

    11 апреля 1944 года Александр на своем Р-5 вылетел в очередной рейс — на партизанской площадке на озере Велечье к эвакуации готовилась следующая группа детей.

    Самого старшего мальчика Володю Шишкова Мамкин усадил в задней кабине, воспитательницу и еще девять малышей — в фюзеляже, двух раненых партизан — в кассетах, похожих на торпедные аппараты. Так в двухместном Р-5 уместились 13 человек.

    Биплан не без труда оторвался от земли и, поднявшись в ночное небо, взял курс на родную базу. Полет проходил нормально, но на подлете к линии фронта Р-5 обстреляли вражеские зенитки. Самолет загорелся.

    Из моторного отсека на двигатель, с двигателя на кабину пилота — огонь распространялся очень быстро.

    В подобных ситуациях инструкция предписывает летчику воспользоваться парашютом и оставить машину. Но на борту дети! Обречь сирот на страшную смерть он, сам выросший без отца, никак не мог. Летчик решил во что бы то ни стало довезти детей до аэродрома.

    На нем горело все: шлемофон, одежда, унты. Превозмогая адскую боль, он все тянул к посадочной полосе. И дотянул! «Под вражеским огнем на горящем самолете, обгорая сам, он долетел до своей территории, снизился и произвел посадку», — говорилось в донесении о боевой работе полка за апрель 1944-го.

    Когда к месту посадки подъедут полковые медики и летчики, они увидят на белом снегу почерневшее, дымящееся тело пилота с вплавленными в лицо очками-«консервами» и поразятся: как мог человек вынести нестерпимую боль пожирающего тело огня? Управлять самолетом. Посадить.

    Выбраться из кабины, — писала о подвиге Мамкина Ольга Жукова, внучка однополчанина летчика. — На обгоревших ногах шагнуть к пассажирской двери, чтобы открыть ее. И — упасть, лишь заслышав голос старшего мальчика, Володи Шишкова: «Товарищ летчик! Не беспокойтесь! Я открыл дверцу.

    Все живы, выходим…»

    Александр Мамкин скончался в госпитале 17 апреля 1944 года.

    Память

    Как ни странно, беспримерный подвиг Александра Мамкина не был отмечен наградами. В представлении на присвоенный летчику посмертно орден Красного Знамени ни слова о спасении детей.

    К награде пилота представили за очередные «33 боевых вылета ночью в тыл противника», доставку «9035 кг боеприпасов, 41 человека военнослужащих», вывоз «113 раненых партизан».

    Да и подписан документ был 8 апреля 44-го — за 3 дня до последнего рейса летчика.

    Образ героя и спасенных им детей сохранился в кинохронике — кинооператоры застали летчика на партизанском аэродроме перед его последним вылетом.

    Эти кадры использовались в разных фильмах, в том числе в четвертой части документальной киноэпопеи «Великая Отечественная война. Партизаны».
    Партизан передает лейтенанту Мамкину ребенка

    Источник: https://defendingrussia.ru/a/ognennyj_angel_podvig_aleksandra_mamkina-3965/

    Летчик Мамкин спас детдомовцев ценой своей жизни

    Лётчик Александр Мамкин, спасший детей ценой своей жизни

    — Стук этих камушков у меня в ушах на всю жизнь стоит, — Галина Петровна поджимает губы, но держится мужественно. — Вот уж 75 лет прошло, но и сейчас слышу, как пули бьются об обшивку самолета. Мне 10 лет тогда было и чудилось, что кто-то горсть камушков в нас бросил. А «камушки»-то пробили бензобак — вот и вспыхнул наш «детский» рейс.

    В ночь на 11 апреля 1944 года летчик Александр Мамкин посадил горящий самолет с детишками на озеро. Мамкин спас всех, в том числе мою собеседницу Галину Петровну Тищенко (в ту пору — Форинко), — единственную, видимо, дожившую до наших дней пассажирку «огненного» рейса.

    Кочующий детдом

    Отец Гали с первых дней войны ушел на фронт, а в 1943-м гестапо забрало маму — соседка донесла, что она подобрала брошенную с нашего самолета листовку.

    Старшую дочку Галю, ее 8летнюю сестру Регину и 4летнего братика Володю забрал Михаил Степанович Форинко, родственник и директор детдома, в котором спасались от войны почти двести ребятишек от 3 лет до 15ти. Жили, конечно, впроголодь.

    Ближе к зиме всех переселили в деревеньку Бельчицы в 4 километрах от Полоцка. Говорят, Михаил Степанович уговорил бургомистра, чтобы весной подкормить детей на природе, спасти от голода и тифа.

    — В конце зимы директор собрал нас в большой избе и сказал, чтоб приготовили свои вещи, ночью будем уходить к партизанам, — вспоминает Галина Петровна. — Там ведь, неподалеку от Бельчиц, начинался огромный партизанский край, на добрую сотню километров. У них даже райкомы и колхозы сохранились. Уже позже, когда мы там оказались, местные спрашивали: «А как немцы выглядят?!» И это в 1944-м!

    Как стемнело, мы потихоньку добрались до леса, а там уже партизаны в маскхалатах встречали, помогли уйти в глубокий партизанский тыл.

    Летчик Сергей Грицевец сел под носом противника, чтобы спасти сбитого друга

    Простить партизанам такую наглость немцы не могли: разведка донесла, что на апрель назначена операция по ликвидации партизанского края. Штаб связался с Большой землей, было решено вывезти детей на самолетах.

    Операция получила кодовое название «Звездочка».

    На озере Вечелье близ деревни Ушачи устроили аэродром, с конца марта У-2 капитана Дмитрия Кузнецова и Р-5 лейтенанта Александра Мамкина начали вывозить детей и раненых.

    — Летчики прилетали по ночам, иногда жили в отряде несколько дней, наверное, выгадывая погоду. Потому и сохранились кинокадры: в те дни в отряде работала группа кинооператоров во главе с Марией Суховой.

    Они были заброшены для съемок фильма о партизанах «Народные мстители» и, конечно, снимали нас, детей. Тем более что несколько раз мы репетировали посадку в самолет.

    Отсюда такая качественная съемка, хотя сами полеты-то были только ночными.

    А летчик Мамкин выделялся среди партизан. Они были одеты кто во что горазд. У него же — фасонистый комбинезон с мехом вовнутрь, очки… Перед нашим полетом пришло указание, что это, возможно, будет последний рейс, ведь озеро уже подтаивало.

    Последний рейс

    Грузили нас так: семерых в незастекленную штурманскую кабину позади отсека летчика. Летчик прилетал без штурмана, чтоб взять больше груза.

    В глухой отсек между лыж поместили воспитательницу Валентину Степановну Лотко с 4-летним сыном Толиком и еще двумя детьми, а где-то в конце в фезюляже — двое носилок с ранеными партизанами.

    Всего нас было 13 человек. Никто из детей не боялся полета, ведь уж столько насмотрелись…

    Взлетели. Мы с 15-летним Володей Шашковым привстали, чтоб малышам больше места было. Я хотела посмотреть на землю, но едва доставала до края борта и видела только луну, которая все время скакала вниз-вверх. Потом я догадалась, что это наш самолет скачет, а не луна. И тут послышался звук этих камешков…

    В Велижском историко-краеведческом музее (Смоленская область) сохранились рукописные воспоминания Володи Шашкова:

    — На перелете линии фронта нас нагнал немецкий истребитель… Первый раз он пронесся со свистом около нас, но не стрелял…

    Второй заход был уже с попаданием, но выстрелов не было слышно, а по нашему самолету пули сыпались, как горох по фанере. Летчик оглянулся, увидел, что я стою, и показал мне опуститься…

    В третий раз истребитель опять дал очередь по нашему самолету и ранил Александра Петровича Мамкина, потому, что он резко дернулся и схватился за голову. Запахло бензином…

    Моя собеседница стояла сразу за кабиной летчика и хорошо видела происходящее:

    — Немецкого самолета я не видела, но нос нашего вдруг вспыхнул синим огнем, точно как из паяльной лампы. И огонь со свистом перекинулся в кабину к Мамкину. Я хорошо видела только его спину и руки, которые не выпускали штурвал. Запомнилось, что комбинезон на спине вдруг стал лопаться и мех выворачиваться наружу. Потом вдруг — удар о землю, мелькнуло тело летчика.

    Самолет, срубая кустарники, выкатился на лед озера, — продолжает Галина Петровна. — Тут все стали выпрыгивать, а Володя Шашков помогал открывать люки и вытаскивать воспитательницу с детьми и раненых.

    Удивительно, но никто не получил никаких повреждений при ударе. Партизаны были с ранениями ног, поэтому ходить не могли. Мы их положили на одеяло и оттащили подальше от горящего самолета.

    Когда они узнали, что летчика нет, предположили, что он сбежал, ведь мы не знали, на чью территорию приземлились…

    Прощание

    Из воспоминаний Володи Шашкова:

    — Я влез на крыло и нагнулся через перегородку, думая, что летчик от огня и боли съехал с сиденья вниз на пол, но в кабине оказался только парашют в защитной сумке. Мы стали искать летчика, первым его заметил Толя, сын воспитательницы.

    Он лежал в кустах и был без сознания, но, мне кажется, он понял, что рядом кто-то есть, хотя и не проронил ни слова. Мы затушили тлеющую на нем одежду, он сильно обгорел: колени обеих ног, грудь, шея и руки.

    Партизаны потребовали пистолет летчика, чтоб не сдаться живыми…

    Уже рассветало. Я, Валентина Степановна и ее сын пошли в разведку. Перебрались через болото, взобрались на пригорок и увидели телеграфные столбы и дорогу. Пошли по ней и набрели на землянки, в которых были наши…

    О дальнейшем спустя 75 лет вспоминает Галина Петровна Тищенко:

    — В землянке начали разбираться, достали документы летчика, тогда я и запомнила это имя — Александр Петрович Мамкин, у него еще была фотография девушки Клавы.

    Вскоре на озеро сел У-2 с фельдшером Бесовой, она оказала летчику помощь, но сразу сказала, что шансов выжить мало — слишком много ожогов.

    За нами прислали целых четыре санитарных самолета и увезли на аэродром, откуда прилетал Мамкин…
    Летчика-аса, спасшего 29 полярников, похоронили через 81 год после гибели

    А летчика Мамкина похоронили в деревне Маклок, где через шесть дней он умер в госпитале, так и не придя в сознание.

    — В 50-х годах было принято решение из всех окрестных деревень свозить воинские захоронения к нам на мемориальное кладбище на Лидову гору, — говорит директор Велижского музея Лина Александровна Качулина.

    — Сначала у Александра Петровича на Лидовой горе была отдельная могила, но потом в рамках очередного юбилейного празднования кто-то принял решение о превращении всех могил в братское захоронение, и надгробие Мамкина ликвидировали.

    Теперь его имя только на общей доске.

    Имя на мемориале

    Спасенных ребят отправили в Витебскую область в детский дом. Там Галя встретила многих из тех, кого Мамкин с Кузнецовым перевезли раньше.

    Потом были возвращение в освобожденный Полоцк, учеба в школе, директором которой стал вернувшийся с фронта отец, пединститут, замужество за военным и постоянные переезды по гарнизонам.

    Из-за этого Галина Петровна так ни разу и не побывала на встречах полоцких детдомовцев.

    Теперь уж и встречаться не с кем. Живет в Минске одна, дети выросли, муж умер. Но одиночества не чувствует: школьники, музейщики, журналисты нередко приглашают рассказать про подвиг летчика Мамкина.

    Подвиг, так и не оцененный Родиной.

    «Огненный рейс» был для Александра Петровича Мамкина 75-м полетом в тыл врага. За пару месяцев до этого было принято решение о награждении его за геройские полеты орденом Красной Звезды. После спасения детей командование представило Мамкина к званию Героя, но Москва ответила, что за один подвиг дважды не награждают…

    ТОЛЬКО ЦИФРЫ

    По просьбе «Родины» Галина Петровна пыталась сосчитать, сколько детских жизней — а значит, и жизней потомков — спас летчик Александр Мамкин. Смогла проследить судьбу только 6 человек из тринадцати. Вышло, что у них народилось 9 детей, которые дали 12 внуков и 6 правнуков. И это только половина пассажиров одного рейса!

    PS.

    В феврале, когда готовился этот материал, место посадки Р-5 на озере Болныря оказалось совершенно недоступным. В Беларуси зарядили дожди, опустился густой туман, проселочные дороги стали непролазными, а на озере выступила вода. Накануне лед не выдержал даже снегохода.

    Как же повезло тогда ребятишкам с погодой! И с ангелом-хранителем в фасонистом летном комбинезоне…

    Источник: https://rg.ru/2019/04/30/rodina-letchik-mamkin-spas-detdomovcev-cenoj-svoej-zhizni.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.