Мангуп: столица княжества Феодоро

Содержание

Княжество Феодоро в Крыму – последний оплот византизма

Мангуп: столица княжества Феодоро

В 1204 г. Византийская империя не выдержала натиска крестоносцев. Государство, временно прекратившее свое существование, теряло ранее принадлежавшие ему территории. Так же было и с Крымом.

Византийские владения полуострова попали в руки венецианцев, позже туда пришли генуэзцы, а та часть территорий, на которой не смогли обосноваться итальянские купцы, стала новым государственным образованием – христианским княжеством Феодоро. 

Прошлое этой средневековой державы окутано пеленой таинственности. Отдельные периоды истории Феодоро остаются неизученными, ведь многие письменные источники, которые могли пролить свет на прошлое государства, были уничтожены после турецкого завоевания.

Вместе с тем ученые доказывают, что средневековое княжество являлось уникальным государственным образованием, сумевшим выстоять с начала XIII в. до момента османского завоевания. Соседство с генуэзцами, золотоордынцами и позже образовавшимся Крымским ханством требовало смекалки, хитрости и хорошей военной подготовки.

Правители Феодоро, как и весь народ небольшого государственного образования, владели этими качествами, но, к сожалению, иногда терпели поражения. До наших дней дошли легенды о том, как феодориты отдавали жизнь ради благополучия собственного народа. Прошло немало столетий, но эти акты самопожертвования все еще достойны уважения.

Они служат образцом любви к родной земле и являются неподдельным примером борьбы за целостность и независимость своего государства.

Держава Феодоро располагалась на юго-западе Крыма и тянулась от Чембало до Алустона. В XV веке с юго-восточной стороны от моря ее отрезали территории генуэзцев, на севере находились татарские владения.

С западной стороны часть территории Феодоро омывали воды Черного моря. В княжестве проживали потомки тавроскифов, сарматоаланов, крымских готов, греки и караимы. Позже туда переселилось много анийских армян.

Столицей этого крымского княжества был город Мангуп (ранее – Дорос), который вскоре получил еще одно название – Феодоро.

Кто же создал это государство? Достоверно неизвестно. Вполне вероятно, что правители Феодоро относились к родам Комнинов или Палеологов. Большинство историков склоняется к тому, что в начале XIII века в Крым пришли трапезундские Гаврасы.

Есть версия, что некий Феодор II Гаврас, представитель византийского аристократического рода, который явился на полуостров в качестве наместника, отправленного трапезундскими правителями, вскоре создал государство, назвав его именем самого известного представителя своей династии – Феодоро Гавраса. Последний воевал против турков-сельджуков еще в XI в.

и был убит, попав в их плен, после того, как отказался стать мусульманином. Через несколько столетий Феодоро I Гаврас был канонизирован православной церковью.

Первым, известным историкам князем христианского государства был Дмитрий. Он возглавлял Феодоро не раньше 1362 г. Имена более ранних правителей княжества Феодоро все еще остаются загадкой. Феодорийские князья вели активную внешнюю политику.

С помощью династических браков они сумели породниться с представителями верхушки многих государств. Историкам известно, что княжны из Феодоро выходили замуж за европейских правителей и наследников престола и, таким образом, влияли на взаимоотношения между Крымом, Молдавией, Трапезундом, Московским государством.

Вполне вероятно, что были браки, о которых ученые пока не знают.

Сохранилась легенда, которая гласит, что в XIV веке княжество Феодоро чуть ли не прекратило свое существование под натисками Мамая и генуэзцев. За мир выходцы Генуи потребовали Золотую колыбель – святыню феодоритов. Правитель княжества не мог допустить этого и, пока шло сражение, он отправился к горе Басман.

В одной из пещер он попросил духов защитить Золотую колыбель, если не удастся одержать победу в бою. Внезапно разразился гром и началось землетрясение, покатились камни, которые закрыли святыню от посторонних глаз.

Легенда гласит, что Золотую колыбель смогут найти только те люди, которые восстановят когда-то процветающее княжество. Недостойные, что пытаются отыскать святыню феодоритов, становятся слепцами и безумцами.

Сказание имеет много разных интерпретаций, по сегодняшний день ученые не могут выяснить, что имеется в виду под Золотой колыбелью, хотя ее изображали на фресках, расположенных в христианских святынях. 

История Крыма XIV века частично описана в армянской летописи. Там говорится о войне 1365 г., во время которой Мамай завладел территориями от Керчи до Херсона. С помощью монголо-татар Судак перешел в руки генуэзцев.

С этими событиями связана легенда о Феодоре Палеологине и двух близнецах, ослепленных любовью к ней.

В русских летописях встречается информация о том, что в конце XIV века Сугдея находилась в составе княжества Феодоро, в котором правил Стефан.

В 1380 году состоялась битва на Куликовом поле. Войска феодоритов воевали там против Мамая и генуэзцев. Считается, что из-за этого на сломе XIV и XV вв. Мангуп был почти полностью разрушен.

Войска Тимура (Тамерлана) почти прекратили существование христианского государства.

Впрочем, княжество Феодоро чудом смогло восстановить свою независимость и дальше процветало, пока в Крым не пришли турецкие войска. 

В 1433–1434 гг. во времена правительства князя Алексея I в состав княжества Феодоро входила твердыня Чембало, ранее принадлежавшая генуэзцам. Алексей I Гаврос, правивший до 1434 г., сумел отстроить мангупскую крепость. При Алексее II княжество Феодоро продолжало воевать с генуэзцами, после чего в 1441 г.

был подписан мир. После смерти Алексея II Гавроса Мангупское княжество перешло в руки Олубея (Иоанна), во времена которого произошла блокада Кафы.  Феодориты укреплялись в отбитых у генуэзцев городах: в Алуште, Партените, Херсоне и Горзувитах. В 1459 г. они отстроили крепость Фуну.

С 1460 года в Феодоро княжил Кейхи-бей.

В 1475 г. на полуостров явились турки-османы, которые на тот момент уже взяли Константинополь. Крымское ханство стало их вассальной территорией. Чтобы покорить генуэзские владения и княжество Феодоро, захватчикам пришлось использовать военную силу.

Объединенная армия турецкого полководца Гедик Ахмед-паши и крымских татар пять месяцев подряд держала в осаде Мангуп. Чтобы отбить столицу княжества Феодоро, в Крым прибыли молдавские войска, которые выступили на стороне феодоритов.

Совместными усилиями удалось уничтожить янычарский корпус, но турки все-таки отвоевали средневековое государство, просуществовавшее в Крыму почти три столетия и на 22 года пережившее Византию. 

Крепость Мангуп не устояла перед вражеской артиллерией. Жестокие османы не пощадили жителей столицы княжества. Половина населения 15-тысячного города попала в рабство, это преимущественно женщины и дети.

Их вывезли в Турцию. Остальные жители Мангупа были уничтожены. В руки османов также попал последний правитель княжества Феодоро – князь Александр. Его казнили вместе с другими представителями рода мужского пола.

 

Турецкая армия не смогла взять  только самого маленького из Гавросов. О нем ходит еще одна легенда.

Местные говорят, что мангупский мальчик является туристам по ночам и ведет их за собой до самой пропасти, в которой покончил с жизнью, чтобы не сдаться врагу. После турецкого завоевания до 1774 г.

Мангуп с окрестными землями входил в состав отдельного кадилика, где удерживали особых политических заключенных.

Сельское хозяйство, ремесла и торговля в средневековом государстве Феодоро

Княжество Феодоро располагалось в той части Крыма, где издавна умели обрабатывать землю. У феодоритов были сады, виноградники, огороды. Археологические находки говорят о том, что почти в каждом селении давили виноград и делали вино.

Жители державы Феодоро ткали, делали изделия из глины, мыло из бентонитовой глины, обрабатывали металлы и шкуры. Однако среди всех ремесел, которыми владели феодориты, особое место занимает строительство.

Благодаря местным умельцам, в княжестве возводились крепости, христианские святыни, сооружения хозяйственного назначения, появлялись собственноручно сделанные корабли.

Основными центрами ремесленничества были города Мангуп, Каламита, Эски-Кермен.

В 1427 году князь Алексей построил крепость Каламиту. Сейчас она находится в пределах Инкермана. Благодаря этому сооружению удалось обеспечить безопасность порта Авлиты, расположенного на Великом шелковом пути. Авлита быстро разрасталась, там строились магазинчики феодоритских торговцев.

Все это вызывало негодование генуэзцев, которые контролировали финансовые потоки юго-запада Крыма. В то время, когда Кафа теряла свою главную экономическую роль, княжество Феодоро торговало с Московским государством, странами Средиземноморья, с Закавказьем, Малой Азией и украинскими территориями.

Знатные феодориты покупали дорогие ткани, ювелирные изделия из драгоценных металлов, оружие. 

Быт, религия и культура в княжестве Феодоро

В небольшом христианском княжестве Феодоро проживало от 150 до 230 тыс. человек. В период расцвета средневекового государства там было до 30 тыс. домов.

Выше мы писали о том, что этнический состав населения был достаточно разнообразен, однако, преобладающая православная религия сумела не только объединить крымские народы, которые обитали на юго-западе полуострова, но и противопоставить их католикам-генуэзцам и мусульманам Крымского ханства.

Почти все феодорийцы общались на греческом, но на тот период истории Крыма в княжестве все еще можно было услышать готский говор – диалект немецкого языка.

Феодоритские города поражали своей архитектурой, реки княжества были переполнены рыбой, вокруг населенных пунктов водилось много диких животных. Опустошенный в результате татарских набегов Мангуп даже в конце XIV вв. выглядел очень привлекательно. Об этом писал византийский иеромонах Матфей.

Сады столицы орошались с помощью искусственной ирригационной системы, храмы пестрели мозаичными изображениями. Построенный при Алексее I Гавросе мангупский дворец не имел аналогов в Крыму. Матфея удивляли и другие здания с мраморными скульптурами и белыми башнями, построенные еще раньше.

Горожане жили в двухэтажных домах, огороженных каменными заборами.

Культура государства Феодоро представлена образцами зодчества и произведениями иконописцев. Крымское княжество, расположенное на пересечении больших торговых путей, могло позволить себе нанимать лучших умельцев, давать приют талантливым людям, бежавшим от врага.

Окруженный османами Константинополь в тот период истории не всегда позволял себе такие затраты, а столица горного княжества, которая могла стать преемницей византийской власти, до последнего держалась на плаву.

Церковные фрески Феодоро за несколько десятилетий до падения Византии приобретают новые черты. Даже Господь на них изображался по-другому: с более суровым ликом, в пышном одеянии. Впрочем, культура княжества Феодоро это не только греко-византийские веяния.

Местные народы, издавна проживающие в юго-западной части Крымского полуострова, не забывали свои традиции, создавая уникальный симбиоз культур. 

Официальной религией княжества Феодоро было ортодоксальное (греческое) христианство. После мусульманских разрушений в Каппадокии в Крым начали переселяться верующие из Малой Азии, которые возводили свои религиозные центры на территории княжества Феодоро.

Они способствовали тому, что государство, размеры которого почти совпадали с кордонами Готской епархии, приобрело славу земли христианских обителей. Монастыри Феодоро сопоставляли с Афоном и Олимпом.

Появление пещерных святынь Таврики того времени связано с проникновением исихазма – особой христианской практики, основой которой являлся аскетический образ жизни.

Вполне вероятно, что через княжество Феодоро новые веяния распространялись в Московское государство, которое, если верить документальным источникам, имело тесные связи с Готской епархией. В княжестве Феодоро среди всех святых особенно почитали Феодора Стратилата. Феодориты построили около десяти храмов, названных в его честь.

Подведём итоги. Христианское княжество Феодоро существовало с начала XIII века по 1475 год. Оно образовалось на юге и юго-западе полуострова в результате временного падения власти в Константинополе, которое произошло в 1204 году. 

Это средневековое государство Крыма соседствовало с монголо-татарами и генуэзцами. Позже – с Крымским ханством. Не исключено, что до второй половины XIV века севернее Феодоро располагалось княжество Кырк-Ор. 

В результате противостояний с генуэзцами княжество потеряло часть южных земель, известных, как Капитанство Готия. На этом войны не прекратились. После набега монголо-татар в первой половине XV века государство поднимается из руин.

Его жители сумели завладеть Чембало, Алуштой, Партенитом, Херсоном и крепостью Горзувиты, построили порт Авлиту и крепость Фуну. На просторах Феодоро проживали люди разных национальностей. Они были умелыми ремесленниками и земледельцами.

Княжество Феодоро было единственным образованием Крыма, которое попыталось дать отпор турецким завоевателям, но так и не смогло выстоять.

INLIGHT

Источник: https://krymkrymkrym.ru/knyazhestvo-feodoro-v-krymu-posledniy-oplot-vizantizma

Краткая история крымского княжества Феодоро

Мангуп: столица княжества Феодоро

Угостившись после тяжелого трудового дня прекрасным местным вином, крымские археологи охотно распевают под гитару удалую песенку про красотку Феодору.

Она так очаровала некоего князя, что он не только женился, но и назвал в ее честь свое княжество.

В этой смешной песне присутствует немало исторических наименований и имен, что не зря – княжество Феодоро в Крыму в Средние Века было довольно значительным государством.

Осколок Великого переселения

История княжества Феодоро официально отсчитывается от середины XIV в. Однако его «непосредственным предком» является готское государство, возникшее на этой территории (Южнобережье, между современными Севастополем и Судаком).

Возникло оно ориентировочно в IV веке н. э., когда часть готов, попавших в Крым в ходе Великого переселения народов, решило не идти с королем Теодорихом громить Рим, а осталось на благодатных землях Тавриды. Об их стране – Готии – рассказывает знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский.

Держава была тесно связана с Византией. Ее жители приняли христианство по восточному образцу и использовали, наряду с собственным, схожим с немецким, греческий язык. Их столица называлась Дори, а после захвата хазарами (Хазарский каганат был весьма воинственен) получила новое имя – Мангуп.

С хазарами Византии в IX ст. удалось договориться и вернуть себе контроль над готскими землями. Но вот с европейскими крестоносцами этот номер не прошел – в 1204 г. они разорили Константинополь, что стало началом распада империи на независимые территории. Путем этим пошли и готы.

В середине XIII века их правитель объявил себя деспотом, то есть почти независимым феодалом – ничего плохого это слово тогда не значило, а генуэзцы, появившиеся в скором времени в Крыму, называли в своих документах его владения «Тодоро», «Теодоро». В греческом варианте получается «Феодоро». Вероятно, название пошло от бывшей столицы (но уж точно не от имени красавицы).

Родня Палеологов и Комнинов

Хотя достоверные сведения о Феодоро относятся уже к XIV столетию, есть косвенные свидетельства, позволяющие утверждать – это и ранее было довольно сильное по средневековым понятиям княжество.

Знаменитый западный путешественник Гийом де Рубрук, посетивший эти края в 1253 г. по дороге к монголам, отметил, что на готских землях есть 40 замков.

Феодориты вели широкую торговлю через собственные порты в районе современных Балаклавы и Алушты, их основным занятием было сельское хозяйство (особенно виноградарство) и виноделие. Первый известный историкам точно феодорийский правитель Алексей построил в районе Балаклавы порт Авлиту и крепость Каламиту для его защиты.

Феодоро имело частые конфликты с генуэзскими колониями в Крыму (с переменным успехом), а также с Крымским ханством. Но это княжество умело устанавливать с другими странами и мирные отношения. С теми же генуэзцами иногда получалось договориться – они даже платили «арендную плату» за пользование городами.

Князья Феодоро действительно были связаны родственными и брачными узами с такими византийскими родами, как императорские фамилии Комнинов и Палеологов. Всего историкам достоверно определены имена 6 правителей этого княжества. Тесные отношения поддерживались также с Молдовой, Венгрией и даже Москвой.

После окончательной гибели Византии деспоты Феодоро начали звать себя «василевсами», подчеркивая свою «правопреемственность» от могущественной империи. В свой герб они включили императорскую корону. Он, кстати, весьма примечателен – представляет собой изображение двуглавого орла.

Конец существованию Феодоро положило турецкое завоевание Крыма в 1475 г. При штурме Мангупа лег практический весь янычарский корпус – лучшие воинские части того времени…

Легенда княжества Феодоро

В Крыму до сих пор пересказывают связанные с Феодоро «страшные» истории. В одной из них фигурирует Золотая колыбель – некая святыня, что спрятана феодорийским князем от захватчиков и отдастся в руки только тому, кто истинно желает возрождения страны.

С этим необычным для Крыма княжеством связывают и историю Девичьей башни в Судаке. Якобы там оборонялась от генуэзцев местная правительница (Феодора, естественно), погибшая из-за предательства отвергнутого влюбленного.

Пещерные города и другие напоминания

Княжество Феодоро оставило после себя в Крыму немало памятников, привлекающих неизменное внимание туристов. Сохранилась масса изображений и надписей на камне (на греческом языке). Но больший интерес вызывают сохранившиеся укрепления феодоритов, а их достаточно.

Между Севастополем и Алуштой отыскали руины нескольких дозорных крепостей – так называемых исаров. Они предназначались для контроля стратегических мест (перевалов, перекрестков) и защиты ближайших сел.

В самом Севастополе и его окрестностях известны Сюйреньская крепость (возле входа в Бельбекскую долину), Сиваг-Кермен и Каламита в Инкермане. Возле массива Демерджи прославилась у туристов фортификация Фуна – самая северная из феодорийских твердынь.

Но наибольший интерес вызывают окрестности Бахчисарая, где находятся знаменитые пещерные города – Мангуп-Кале и Эски-Кермен. Собственно, комплексы эти (естественные пещеры, доработанные и расширенные человеком) были чем-то вроде детинцев, укрепленных замков феодорийских полисов.

Там не жили постоянно, а собирали запасы «на черный день» и оборонялись в случае нападения. В пещерах могли укрываться жители соседних неукрепленных поселений. В Мангупе даже сохранились до сегодня руины и наземного бастиона. В гротах обустраивали и храмы.

Археологи и экскурсоводы Крыма не только распевают песни про Феодоро. Каждодневным трудом они возвращают княжество к жизни – через знания и память. Однажды они отыщут Золотую колыбель… Заслужили! В заключение — видео в тему, приятного просмотра.

Источник: https://krymania.ru/knyazhestvo-feodoro-v-krymu/

Феодоро: почему исчезло государство крымских готов

Мангуп: столица княжества Феодоро

Грозные германские воители-готы, проживавшие в Крыму с III века нашей эры, являются одной из самых интересных этнических групп Таврики. Расселившиеся практически по всему побережью Крыма от Боспора и до Херсонеса (т. е. от современной Керчи до Севастополя), только в одном месте готы организовали самостоятельное княжество со столицей в городе Дорос (Феодоро или Мангуп).

Готы и загадочная страна Дори

В раннесредневековое время проживавшие в Крыму готы попадают в сферу военных интересов Византии. С их помощью наследники Римской империи — византийские императоры — стремились укрепить свое влияние в Таврике.

С этой целью они привлекали живших в юго-западном Крыму варваров (прежде всего, готов и ираноязычных алан — предков современных осетинов) на военную службу в качестве союзников-федератов и возводили в стратегически важных районах укрепления.

Особенно активизируется политика Византии в Крыму во время правления императора Юстиниана I (527—565 годы).

Важное сообщение о строительной деятельности Юстиниана в загадочной области Дори оставил византийский историк VI века н. э.

Прокопий Кесарийский: «Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию… В этой стране император…

укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство о вторжении в их страну врагов».

Среди ученых нет единого мнения о том, где именно в Крыму располагалась страна Дори. Наиболее аргументированной, пожалуй, выглядит гипотеза о том, что область Дори находилась в юго-западном Крыму и занимала территорию от Алушты (Алустона) и Лучистого до устья реки Черной и Балаклавы.

Город Дорос — Феодоро (Мангуп) — столица Крымской Готии

Не вызывает сомнений, что после строительства византийцами крепостей в юго-западном Крыму в VI веке значительно усиливает свои позиции христианство.

На Мангупе, Эски-Кермене и, возможно, Чуфут-Кале строятся монументальные базилики, а среди местных готов и алан обретает популярность христианская символика. В VII веке в источниках впервые упоминается топоним «Дорас».

Позднее расположенный неподалеку от Херсона крымский город Дорос (Дорас) упоминают византийские хрониcты Никифор и Феофан Исповедник.

В настоящий момент подавляющее большинство исследователей отождествляет город Дорос-Дорас-Дорант, а также его позднесредневековый вариант — Феодоро — с городищем на плато горы Баба-Кая, ныне известном под названием Мангуп или Мангуп-Кале. Помимо чисто фонетического сходства (область Дори — город Дорас (Дорос) — Феодоро), на справедливость этого предположения указывают также и археологические и эпиграфические источники.

Крымская Готия в хазарскую эпоху

C усилением экспансии тюркских кочевников-хазар в юго-западный Крым в конце VIII века cитуация в Готии резко меняется. Об этом нам выразительно рассказывает важнейший средневековый документ «Житие Иоанна Готского».

Согласно тексту этого источника, около 787 года хазары захватывают столицу Крымской Готии, крепость Дорос, и размещают там свой гарнизон. Местное население в ответ поднимает восстание, во главе которого стоят епископ Иоанн Готский, кир (владетель / господин) Готии и его архонты (старшины).

Восставшим удается изгнать хазар. Далеко не все местное население поддержало восставших. Как следствие, жители одного из местных селений выдают епископа Иоанна хазарам; узнав об этом, на сторону хазарского правителя-кагана переходят и остальные восставшие.

Каган решает пощадить правителя Готии, но казнит семнадцать его рабов. Епископ Иоанн заключается в темницу в городе Фуллы.

Крайне важен тот факт, что в тексте Жития не упоминается «страна Дори».

Как явствует из источника, к этому периоду эта территория уже называлась «Готия», а ее правителем был независимый от Византии и хазар Господин-кир, чье имя нам не указывают.

Таким образом, можно предположить, что с начала VIII века и до хазарского завоевания 787 года Готия в течение какого-то времени была фактически независима как от Византии, так и от хазар.

Темный фемный период в истории Крымской Готии

После подавления восстания Иоанна Готского в жизни Дороса и всей Крымской Готии наступает темный и малоизвестный «фемный» период: к середине IX века Византия создает в Крыму Херсонскую фему (округ), в которую включается также и зона «климатов», под которой следует понимать крепости юго-западного Крыма, т. е. фактически территорию Готии. Судя по найденной в Херсоне печати конца Х — начале XI веков, зона «климатов» действительно называлась «Готией». Резиденция византийского турмарха Готии была, вероятнее всего, в Доросе. Дорос и его окрестности вновь оказываются во власти византийцев. Несмотря на возврат Готии в состав византийских владений, по археологическим данным, в конце Х — начале XI века Дорос по не очень понятным причинам приходит в запустение. Этот этап в жизни Крымской Готии длится практически до второй половины XIV века.

Феодоро и Готия в XIV веке

История княжества Феодоро как независимого государственного образования начинается в XIV веке. В одном из итальянских документов 1381 года упоминается князь Феодоро по имени Аффендизи, а также его брат, внуки, люди и подданные.

Таким образом, из этого документа однозначно и несомненно явствует, что княжество Феодоро фигурировало как самостоятельная политическая единица уже в 1381 году. К этому периоду запустевший в Х—XIII веках город Феодоро вновь возвращается к жизни.

Об этом красноречиво свидетельствуют надпись на греческом языке 1361/1362 года, в которой говорится о постройке «башни верхнего города почтенной Пойки» и «восстановлении Феодоро вместе с Пойкой». В этой надписи нам крайне важно первое упоминание о городе Феодоро.

Именно так — Феодоро — с XIV века стал называться средневековый Дорос, еще позднее переименованный в Мангуп.

Взлет княжества Феодоро в XV веке

В 1411 году в итальянских документах впервые упоминается имя феодоритского князя Алексея I, правившего, по всей видимости, до 1446 года. В его правление княжество Феодоро достигает своего расцвета.

Границы княжества стали занимать значительную часть юго-западного Крыма, простираясь вдоль береговой линии от Херсона до Алушты, включая сам Херсон, крепости Каламиту (Инкерман) и Фуну, но исключая селения консульства Чембало (Балаклава) и территорию капитанства Готия, принадлежавшую генуэзцам.

Именно во время правления князя Алексея сам город Феодоро-Мангуп приобретает известный нам по сей день архитектурный облик. На территории города в 1425 году возводится дворец европейского облика с башней-донжоном, строится здание крепости-цитадели и храма-октагона.

К 1420-м фактически завершается формирование княжества Феодоро, нового феодального государства на территории юго-западного Крыма со всеми атрибутами государственности — геральдической символикой, границами, внешней политикой, династическими связями с другими государствами.

1475: падение княжества Феодоро

Турецкие войска подошли к стенам города Феодоро, к тому моменту уже известному также под названием «Мангуп», к июню-июлю 1475 года. Город был взят штурмом войсками под предводительством Гедик Ахмед-паши лишь в декабре 1475 года после затяжной шестимесячной осады.

Защитники крепости отражали одну за одной атаки осман, пока нападающие не сделали вид, что уходят, оставив часть войск в засаде.

Когда осажденные открыли ворота и начали выходить из крепости, чтобы пополнить запасы продовольствия, сидевшие в засаде янычары бросились в атаку и вторглись в крепость, убивая продолжавших отчаянно защищаться феодоритов. Судьба захваченного города была трагична.

Как писал османский хронист Сад эд-Дин, воители ислама «обрушили дождь из тысячи бед, горе им [т. е. защитникам], на их головы, заставив их плавать в море крови, разорвав одеяние их жизней». Александр и другие члены правящей династии Феодоро были привезены в Стамбул и через какое-то время обезглавлены или задушены.

На этом закончилась история недолговечного взлета и падения княжества Феодоро как независимого политического образования в юго-западном Крыму, на территории которого проживало смешанное византийское, готское и аланское население.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/96821-feodoro-pochemu-ischezlo-gosudarstvo-k.html

Славное княжество Феодоро в Крыму и его трагический конец

Мангуп: столица княжества Феодоро

Ещё за пять столетий до Крещения Руси город Дорис, находившийся в южной (гористой) части Крымского полуострова, был центром христианства этого обширного причерноморского края.

Впоследствии вокруг него сложилось уникальное в своём роде княжество Феодоро, ставшее последним осколком некогда могущественной Византийской империи, и древний христианский город, сменив своё имя на Мангуп, стал его столицей.

Появление на юго-западе Крыма нового государства

Новое княжество образовалось вследствие разделения бывшей византийской колонии, находившейся в Крыму, и контролируемой небольшим греческим государством, называемым Трапезундом.

К началу XIII века Константинополь в значительной степени утратил свою военную мощь, чем не замедлили воспользоваться жадные до чужого добра генуэзцы, захватившие северо-западную часть полуострова.

В то же время на территории, неподконтрольной Генуе, образовалось самостоятельное государство, возглавляемое бывшим трапезундским наместником и получившее название княжество Феодоро.

Тайна Крыма скрыла от нас его имя, но известно, что этот человек принадлежал к династии Феодоров, на протяжении двух веков правившей в метрополии и давшей название вновь образованному княжеству.

Основатель этого рода – Феодор Гаврас, византийский аристократ армянского происхождения, поднялся на вершину власти, после того как в неполные двадцать лет сумел единолично собрать ополчение и освободить Трапезунд от захвативших его турок-сельджуков, после чего стал его правителем.

Власть передавалась по наследству, пока в результате придворных интриг династия не была оттеснена более удачливыми конкурентами из рода Комнинов.

Как было сказано выше, к началу XIII века в Крыму, на территории, неподконтрольной генуэзцам, образовалось самостоятельное княжество Феодоро, получившее название по имени правящей в нём династии.

Выйдя из подчинения своей бывшей метрополии и успешно отражая набеги многочисленных завоевателей, оно просуществовало в течение двух столетий, ставших эпохой расцвета православия и государственности на юго-западном побережье Крымского полуострова.

Территория княжества простиралась между современными городами Балаклавой и Алуштой, и его столицей стал город Мангуп, древняя крепость которого была построена ещё в V веке. До сих пор её развалины привлекают тысячи туристов, ежегодно съезжающихся в Крым.

Принято считать, что в наиболее благоприятные периоды население княжества достигало ста пятидесяти тысяч человек, из которых практически все были православными. Княжество Феодоро в Крыму в этническом отношении состояло главным образом из греков, готов, армян, русских и представителей ряда других православных народов.

Между собой они общались преимущественно на готском диалекте немецкого языка.

Роль беженцев в жизни горного княжества

Крымское княжество Феодоро стало прибежищем для многочисленных православных христиан, искавших в нём спасения от мусульманских завоевателей. В частности их значительный приток наблюдался после захвата турками-сельджуками Восточной Византии. В православные монастыри Мангупа – столицы Феодоры, переселялись монахи из горных обителей Каппадокии, разграбленных и уничтоженных врагами.

Важную роль в становлении и развитии государства сыграли армяне, бывшие жители города Ани, переселившиеся в Феодоро, после того как их родина была завоёвана турками-сельджуками. Представители страны с высоким уровнем культуры, эти беженцы обогатили княжество своим многовековым опытом в области торговли и ремёсел.

С их появлением были открыты многочисленные приходы Армянской православной церкви как в феодоритской, так и в генуэзской части Крыма. Со временем армяне стали составлять основную часть населения Крыма, причём эта картина сохранялась даже после его завоевания Османской империей.

Подъём экономики и культуры феодоритов

Период с XIII по XV век не зря называют золотым веком этого государства.

В течение двухсот лет княжество Феодоро сумело поднять на высочайший уровень строительное искусство, благодаря чему за этот сравнительно непродолжительный срок были возведены яркие образцы хозяйственной, храмовой и крепостной архитектуры. Во многом благодаря искусным мастерам, создававшим неприступные цитадели, феодоритам удавалось отражать бесчисленные нашествия врагов.

Крымское княжество Феодоро славилось своим сельским хозяйством, в особенности виноградарством и производством вина, отправляемого отсюда далеко за пределы государства.

Современные исследователи, производившие раскопки в этой части Крыма, свидетельствуют о том, что практически во всех населённых пунктах ими были обнаружены хранилища вина и давильни винограда.

Кроме того, феодориты славились как искусные огородники и садоводы.

Связи крымского государства с Москвой

Интересный факт – княжество Фодоро и его князья имели самые тесные связи с Древней Русью. Известно даже, что именно из горных районов Крыма берут своё начало несколько аристократических фамилий, сыгравших заметную роль в истории нашего государства.

Например, боярский род Ховриных произошёл от переехавших в XIV веке из Мангупа в Москву нескольких представителей правящей там династии Гаврасов.

В России им на протяжении нескольких веков был доверен контроль над важнейшей областью государственной жизни – финансами.

В XVI веке от этой фамилии отделились две ветви, представители которых также отмечены в российской истории, – это Третьяковы и Головины. Но наиболее известна у нас мангупская княжна Софья Палеолог, ставшая женой великого князя Московского Ивана III. Таким образом, есть все основания говорить о той роли, которую сыграло княжество Феодоро и его князья в истории России.

Прочие международные связи государства Феодоро

Кроме Древней Руси был и ещё целый ряд государств, с которыми имело политические и экономические связи княжество Феодоро.

История позднего средневековья свидетельствует о его тесных династических связях с большинством правящих домов Восточной Европы.

Например, княжна Мария Мангупская – родная сестра феодорского правителя, стала женой господаря Молдавии Стефана Великого, а её сестра обвенчалась с наследником трапезунтского престола.

Жизнь в окружении врагов

Оглядываясь в историю, невольно задаёшься вопросом: каким образом маленькое горное княжество могло длительное время противостоять столь грозным завоевателям, как татарские ханы Едигей и Ногай? Несмотря на то что противник имел многократный численный перевес, он не только не сумел достичь своей цели, но и, понеся значительные потери, был отброшен за пределы государства. Лишь впоследствии некоторые районы страны оказались под его контролем.

Православное княжество Феодоро в Крыму, являвшееся к тому же одним из последних осколков Византии, вызывало ненависть и у генуэзских католиков, и у крымских ханов. В связи с этим его население жило в постоянной готовности к отражению агрессии, но долго так продолжаться не могло. Маленькое государство, окружённое со всех сторон врагами, было обречено.

Вторжение на полуостров турецких завоевателей

Нашёлся противник, против которого княжество Феодоро оказалось бессильным. Это была Османская Турция, полностью захватившая к тому времени Византию и устремившая свои взоры на её прежние колонии. Вторгшись на территорию Крыма, турки без особого труда захватили земли, принадлежавшие генуэзцам, а местных ханов сделали своими вассалами. Очередь была за феодоритами.

В 1475 году Мангуп – столица княжества Феодоро, подвергся осаде отборных турецких частей, усиленных к тому же войсками их вассалов, крымских ханов. Во главе этой многотысячной армии стоял Гедик Ахмед-Паша, успевший к тому времени прославиться своими победами на берегах Босфора. Оказавшаяся в плотном кольце врагов, столица горного государства в течение пяти месяцев отражала их натиск.

Трагическая развязка

В обороне города кроме его жителей принимали участие триста воинов, направленных туда молдавским господарем Стефаном Великим, женатым на мангупской княжне Марии и, таким образом, имевшем в Феодоре родственные связи.

Этот отряд молдаван вошёл в историю как «триста спартанцев Крыма». Ему при поддержке местных жителей удалось разгромить элитный османский корпус – полк янычар. Но из-за численного превосходства врага исход дела был предрешён.

После длительной обороны Мангуп всё же оказался в руках врагов. Не сумев добиться успеха в открытом бою, турки прибегли к испытанной тактике – перекрыв все пути доставки продовольствия, они взяли город и его крепость измором. Из пятнадцати тысяч жителей столицы половина была сразу уничтожена, а остальные угнаны в рабство.

Потомки феодоритов

Уже после того как пал Мангуп и установилось османское владычество, ещё в течение нескольких веков сохранялись православные общины на землях, где прежде находилось княжество Феодоро.

Трагедия, разыгравшаяся здесь, лишила их многих возведённых ранее храмов и монастырей, но не заставила отказаться от религии своих отцов.

Потомки тех, кто прежде населял это канувшее в вечность государство, сумели сохранить прекрасные традиции садоводства, виноградарства.

Они по-прежнему выращивали хлеб и занимались ремёслами. Когда же в XVIII веке Екатерина II издала указ о переселении всего христианского населения на территорию России, тем самым нанесла непоправимый удар по экономике Крыма. Переселенцы же на новой родине дали начало двум самостоятельным национальным образованиям – приазовским грекам и донским армянам.

Забытое прошлое

Княжество Феодоро, история которого ограничивается всего лишь двумя столетиями, сумела пережить свои некогда могущественные метрополии Трапезунт и даже Константинополь. Став последним бастионом православия в Крыму, княжество долгие месяцы противостояло натиску превосходящих сил противника и пало, лишь исчерпав все возможности продолжать сопротивление.

Вызывает огорчение тот факт, что подвиг этого бесстрашного народа практически не сохранился в памяти потомков. Мало кому известно даже как называлась столица крымского княжества Феодоро.

Современные жители, населяющие этот район, крайне слабо осведомлены о героических событиях, разыгравшихся в нём пять с половиной веков назад.

Лишь туристы, посещающие развалины древней крепости, слушают о них рассказы гидов и читают краткую информацию в предлагаемых им красочных буклетах.

Источник: https://FB.ru/article/260037/slavnoe-knyajestvo-feodoro-v-kryimu-i-ego-tragicheskiy-konets

Мангуп-Кале — столица княжества Феодоро

Мангуп: столица княжества Феодоро

На страницах крымской истории можно встретить упоминания о Мангуп-Кале — древней столице княжества Феодоро. Этот пещерный город заставлял считаться с собой даже генуэзцев и лишь в конце XV столетия его захватили турки-османы.

Мангуп-Кале — одно популярных мест в Крыму, где помимо гор доступно много развлечений: рыбалка, места для шашлыков, конные прогулки.

Мангуп-Кале — пещерный город княжества Феодоро

Мангуп-Кале — самый крупный пещерный город Крыма. Он расположен на высоте 583 метра на плато Баба-Даг. Подняться на него можно со стороны озера, пройдя мимо караимского кладбища. Второй путь лежит с обратной стороны. Нужно пройти мимо пещерного монастыря, носящего название Благовещенский, и расположенного под вершиной Мангупа.

Вершина Баба-Даг представляет собой 4 мыса, словно пальцы вытянувшихся к северу. На самом восточном и располагалось поселение и крепостные стены. Общая длина крепостных стен составляла 1.5 километра. Мысы Мангуп-Кале носят такие названия:

  • Дырявый (Тешкли-Бурун);
  • Ветреный (Элли-Бурун);
  • Зовущий (Чуфут-Чеорган-Бурун);
  • 4. Сосновый (Чамлы-Бурун).

Между ними находятся 3 оврага:

  • Капу-Дере;
  • Гамам-Дере;
  • Табана-Дере.

Достопримечательности Мангуп-Кале (Крым)

Интересны не только останки крепостных стен Мангупа, но и его окрестности. Первая достопримечательность здесь — искусственное озеро, которое появилось в 1984 году. Иногда его называют Девичьим или Мангупским.Важный факт: на его дне расположена целебная голубая глина.

Около озера можно вкусно поесть в местных заведениях, покататься на лошадях, даже снять номер в гостинице. Также можно порыбачить в озере. Все эти развлечения появились относительно недавно. Еще 10 лет назад Мангуп-Кале отличался от других пещерных городов только присутствием древнего поселения Ходжа-Сала.

Около села лежит камень — «мангупский мальчик», о котором сложена легенда.

По дороге вверх вы пройдете через караимское кладбище. Также на подъеме расположены останки крепостной стены, перекрывавшей путь наверх.

На вершине горы расположены пещеры и останки крепостных стен. Отсюда можно насладиться прекрасной панорамой крымских гор.

История Мангуп-Кале

Первые упоминания о поселении на Мангупе восходят к 1 тысячелетию до нашей эры. Эти места были обжиты таврами. В 3-4 веке их вытеснили аланы и сарматы, укрывшиеся здесь от нашествия готов. Но вскоре готы добрались и сюда. В VI столетии на мысе Тешкли-Бурун уже была расположена их крепостной город Дорос, ставший столицей страны Дори.

Название Мангуп было дано месту хазарами после того, как они захватили пещерный город. С Х века Мангуп перестает играть важную роль в жизни Крыма. Лишь в XIII веке к нему возвращается былое могущество. В это время здесь образовалось княжество Феодоро, два века бывшее самым могущественным в Крыму.

Город был переименован в Феодоро и стал столицей. В этот период именно благодаря Мангуп-Кале (Крым) сохранил свою независимость — город выдержал осаду золотоордынского князя Ногая в 1299 году и хана Едигея спустя 100 лет.

В эти годы войска княжества вели войну с генуэзцами, даже захватывали крепость Чембало. В дни расцвета с княжеством хотел породниться даже царь Московии Иван III но этому помешало в 1475 году вторжение несметных турецких ратей, покоривших гордое княжество. Через полгода осады пала и столица. Турки перестроили крепость и нарекли ее Мангуп-Кале.

В 1774 году Крым становится русским, а крепость переходит под власть крымского ханства. А в 1783 году после его ликвидации город покидают последние обитатели — караимы.

В 1941 году здесь располагался штаб генерала Манштейна, откуда ему была видна вся панорама Севастополя.

Мангуп-Кале: маршруты наверх

Подняться наверх можно разными способами. Сам проверял только 2 (2-й и 5-й). А вот и сами пути к Мангупу:

  • 1. «мышеловка» — сложный подъем, но короткий;
  • 2. по оврагу Табана-Дере — стандартный подъем, самый короткий и именно в его окрестностях и поджидают горе-туристов сборщики денег. В овраге есть родник;
  • по оврагу Гамам-Дере;
  • по автомобильной дороге с восточной стороны у Тешкли-Бурун;
  • через Благовещенский монастырь (подъем идет с обратной стороны Мангупа). Пройти можно даже для людей со слабой подготовкой. Можно осмотреть храм и подняться затем по деревянной лесенке на плато.

Мангуп-Кале: как добраться на автобусе

Расположен этот живописный уголок крымских гор в Бахчисарайском районе вдали от основных транспортных дорог, что делает его чуть менее посещаемым туристами. Однако к подножию древней столицы княжества Феодоро можно приехать на машине. Также сюда изредка ходят автобусы из Симферополя, Бахчисарая и Ялты.

Из столицы Крыма до Мангуп-Кале можно добраться на автобусах в Терновку и Родное, отправляющихся с автостанции «Западная». Из Бахчисарая добавляются рейсы до Хмельницкого. Выйти необходимо на остановке «Мангуп» возле озера (следующая за Залесным).

Задавать вопрос Мангуп-Кале как добраться могут даже жители Ялты. Нужно только купить билет на рейс в Бахчисарай, идущий через Терновку.

Из Севастополя напрямую добраться не получится. Лучший вариант — сесть от станции «5-й километр» на 40 автобус в Терновку (ближайшая остановка до Мангупа). Отсюда нужно пройти вдоль трассы или через лес несколько километров в сторону Бахчисарая.

Мангуп-Кале: как добраться на машине

На машине необходимо ехать по трассе Симферополь-Севастополь и возле Сирени свернуть на Танковое. На въезде в село повернуть направо и через Красный Мак и по Залесное проехать к Мангупу.

От Севастополя проще ехать по трассе на Ялту, а затем свернуть к Черноречью и проехать мимо Терновки. Озеро у Мангупа теперь будет справа от дороги.

Стоит помнить, что вход на Мангуп платный, потому лучше обходить сборщиков, обычно располагающихся за озером. Лучшая альтернатива — подъем на гору с тыла через монастырь.

Мангуп-Кале на карте Крыма

Источник: http://Krymea.ru/gory/mangup-kale.html

Княжество Феодоро: как погибло православное государство средневекового Крыма

Мангуп: столица княжества Феодоро

В 1453 году турки захватили Константинополь, что ознаменовало окончательную гибель дряхлой Византии, которая только номинально считалось империей. Султан Мехмед Завоеватель оказался близок к исполнению своей мечты – созданию новой державы, равной государству Александра Македонского. Следующей целью османов стал Крым и последний осколок когда-то великой Византии –  княжество Феодоро.

Греческое государство православных готов

С 1204 по 1475 год в южном Крыму существовало православное княжество Феодоро, также известное, как Готия. Располагалось оно в крымских горах и выходило к черноморскому побережью в районе современной Алушты.

Столицей государства был город Мангуп, или как его называли местные жители Дорос. Основой населения княжества составляли потомки готов, которые пришли сюда еще в Раннем Средневековье, греческих колонистов, черкесов, армян, алан.

В феодорийских землях селилось много татар, караимов, итальянцев.

Княжество Феодоро было отдаленной частью Византийской империи, но после того как крестоносцы в 1204 году разграбили Константинополь, получило независимость.

Происхождение правящей династии точно неизвестно, часть историков считает, что она была из знатного армяно-греческого рода Гаврасов, а другие относят ее к греческим Палеологам или Комнинам.

Из-за того, что большинство населения составляли готы, княжества сильно германизировалось и разговаривало на диалекте немецкого, но сохранило принципы византийского права и догмы греческого православия.

Политическая карта Средневекового Крыма

Два с половиной столетия своего существования, Феодоро зажатое между итальянскими колониями и татарской степью внутреннего Крыма боролось за выживание. Но в 1475 году на полуостров пришел противник, которого уже 100 лет никто не побеждал. Армия Османской империи взяла штурмом Константинополь, и грозный султан Мехмед II Завоеватель направил свой взор на далекий Крым.

Переворот князя Александра

Последним правителем православного государства стал один из феодорийских вельмож по имени Александр.

Из писем венгерских дипломатов известно, что он воевал против турок в Молдавии, где и узнал, что султан отправил армию на завоевание Крым.

В мае 1975 года Александр, как сторонник активного сопротивления османам, во главе отряда из 300 верных воинов прибывает на Родину и захватывает Мангуп силой.

Историки Васильев и Автушенко выдвинули версию, что действия Александра стали реакцией на переворот, организованный османофильской партией, отстранившей от власти князя Исаака и планировавшей сдаться мусульманам. Одновременно с прибытием Александра в Крыму высадилась турецкая армия во главе с Ахмед Пашой, прозванным «Строителем крепостей».

Высадка турецкого десанта

Итальянский шпион в Константинополе писал в Геную, что в поход отплыло 180 боевых галер и более 200 грузовых судов. 31 мая 1475 года 70 тысяч завоевателей, которых поддержали крымские татары, прибыли на полуостров. Новый князь на несколько дней опередил противника. Турецкий историк Ашик Паша-оглу писал:

Турецкий порох против крымских крепостей

Столетиями итальянцы и феодориты резали друг друга. Свои крепости обе стороны превратили в неприступные твердыни, взять которые штурмом практически невозможно, но турки нашли решение.

Кроме закаленной в боях пехоты и кавалерии, в их армии была многочисленная артиллерия, которую обслуживали лучшие европейские мастера. 4 июня сдалась итальянская Кафа, а через два дня Солдайя, где турки вырезали мирных жителей.

Под огнем турецких пушек одна за одной пали все крепости итальянцев и феодоритов. Часть османской армии отправилась на подчинение Азова и Черкессии.

Турецкая армия на марше

Не взятой осталась только, раскинувшаяся на горном плато, столица Готии — город Мангуп, где укрылось 15 тысяч местных жителей и беженцев из итальянских колоний. Линия обороны города состояла из полутора километров стен и башен и 6 километров неприступных обрывов плато. Турецкий путешественник Эвлия Челеби писал:

Современная Реконструкция города Мангуп

Турки идут на приступ

Сведения о штурме Мангупа оставили очевидцы тех событий – турецкие подданные Ашик Паша-оглу и Сад-эд-Дин.

К стенам города османы подошли в июне 1475 года и стали лагерем в окрестностях деревни Адым-чорак.

С расстояния в 250 метров турки начали обстреливать крепостные стены гранитными ядрами, которые оказались неэффективными. Первые приступы феодориты отбили и Ахмед Паша начал осаду города.

Главные бои развернулись в удобном для пушечной стрельбы ущелье Гамам-Дере. Пока турки устанавливали два ряда орудий и большие щиты для их защиты, феодориты стреляли по ним из луков и арбалетов. Ахмед Паша не считался с потерями. При занятии позиции только янычар погибло 250 человек.

Османы начали методичный обстрел, и большая часть стены обрушилась. Турки ринусь в проем, где их встретили полторы тысячи воинов Александра и горожане. Христианам удалось оттеснить противника и под артиллерийским огнем заделать поврежденную стену, разбирая для этого собственные дома.

Турецкие воины пытаются прорваться внутрь города

Согласно письменным источникам, турки 7 раз штурмовали крепость, но с большими потерями отступали. Феодориты пользовались своим преимуществом и часто контратаковали. Османам приходилось карабкаться по склону, и христианам было удобно сбивать противника вниз.

Из-за того, что в узкой долине маневрировать невозможно, численное превосходство турок не играло большой роли. Важней оказалась доблесть и решительность каждого отдельного воина. Защитники понимали, что милости от турок ждать не придется, поэтому бились до последнего. В часы сражений, все церкви православной столицы били в колокола.

Это вдохновляло воинов последнего осколка Византийской империи, и они не сдавались.

Хитрость османов и глупость феодоритов

Осада и сражения продлились до зимы 1475 года, и Ахмед Паша решил обмануть феодоритов.

В один из боев, после недолгой схватки, он приказал своим войскам, имитируя панику убегать от противника в сторону лагеря.

Когда бой начался, турки побежали, а христиане погнались за ними и удалились от крепости. Защитники поверили, что победа близка и в погоне растянулись по узкой дороге, которая вела из плато в долину.

Беспорядочные колонны феодоритов из засады атаковали отборный отряд янычар. После недолгой рубки воины Готии стали бежать за стены, а янычары на их плечах захватили ворота, через которые турецкая армия хлынула в город.

Христиане не сдавались, и началась жестокая резня на узких улицах Мангупа. Феодориты упорно сражались за каждый дом, но их судьба была предрешена. Горожане закрепились в соборе Константина и Елены, а Александр с частью воинов в центральной цитадели. После того как турки подтянули пушки и сделали первые залпы, князь и уцелевшие в резне горожане сдались.

Горе побежденным

При завоевании новых территорий турки руководствовались принципом – если город сдается, то его не трогают, а если сопротивляется, его разоряют. Мангуп не сдался.

Археологии обнаружили на Мангупском плато массовые захоронения людей с отрубленными конечностями пробитыми черепами. Согласно турецким документам, горожан, уцелевших в побоище, османы переселили в Константинополь.

По мнению ряда источников Александр, был убит в городе, но по другой версии его отправили к султану.

 Город Мангуп 

Руины крепостных стен города Мангуп

Махмед Завоеватель, пораженный мужеством князя, предложил ему стать турецким наместником Крыма, но тот отказался. В итальянских документах есть сведения, что Александра задушили, а его жену и дочерей отправили в гарем султана.

В живых турки оставили малолетнего сына Александра, который с номинальным титулом князя мангупского всю жизнь прожил под надзором султанских слуг.

На месте православного княжества турки создали Мангупский кадылык — судебно-административный округ с центром в Мангупе.

Источник

Источник: https://zagopod.com/blog/43229604888/next

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.