Мастера каргопольской глиняной игрушки

Содержание

Самобытный сувенир или все, что нужно знать о каргопольской игрушке

Мастера каргопольской глиняной игрушки

Каргопольская игрушка, созданная из глины, считается традиционным промыслом жителей Архангельской области. Изделия являются прекрасным сувениром, который хранит в себе долгую историю развития гончарного мастерства.

Неуклюжие фигурки мужчин и женщин, затейливые животные, сказочные герои – все эти игрушки занимают важное место в русской культуре. Продукция из Каргополя радует потребителей в наши дни так же, как и несколько столетий назад.

История промысла

Гончарное дело зародилось в Архангельской области в десятом – тринадцатом веке. При раскопках археологи нашли фрагменты посуды и прочие элементы быта. В этом крае вели добычу глины, которая идеально подходила для ручной лепки и проведения работ на гончарном кругу. Расцвета ремесло достигло в девятнадцатом веке.

Изначально промысел не был основным источником дохода для жителей Каргополя, а служил чем-то наподобие хобби, которое приносит дополнительную, пусть и небольшую прибыль.

Мастера усаживались за гончарный круг в зимний период, когда не было необходимости участвовать в полевых работах. Готовые изделия продавали на рынках и ярмарках. За зиму искусный мастер мог слепить от четырехсот до восьмисот горшков. За их продажу он получал до пятнадцати рублей, великие деньги по тем временам.

Изготовлением посуды из глины занимались все, независимо от пола и возраста. Ребятня, начиная с восьми лет, пыталась сотворить маленький шедевр из остатков материала. Большой ценности игрушки не имели, стоили немного. Чаще всего их просто раздаривали.

Некоторые торговцы расписывали свистульки насыщенными красками, привлекающими внимание, и использовали изделие в качестве рекламы. Дети, завидев предмет, переливающийся всеми цветами радуги, незамедлительно требовали у родителей приобрести игрушку. А те заодно приобретали нужные для хозяйства вещи, например, горшки или крынки.

Традиции промысла дошли до наших дней практически без изменений. Однако в середине двадцатых годов спрос на каргопольские игрушки упал, а спустя десятилетия производство вовсе прекратилось. К 1950 году осталась всего одна мастерица, специализирующая на создание глиняных сувениров. Ее изделия до сих пор можно отыскать в музеях народного промысла.

Символика каргопольской игрушки

Большинство фигурок сохранило оттенок древних традиций. Чаще всего мастера выполняли одиночные образы, сюжетные постановки встречались крайне редко.

Берегиня

Символизировала землю. Представляла собой облик женщины с оголенным бюстом. Фигурка несла тайный смысл и была напрямую связана с обрядовой тематикой, которую так любили наши предки.

Земля для простолюдина была «живой», она засыпала на зиму и пробуждалась с первыми лучами весеннего солнышка. Пила воду и приносила приплод в виде урожая. Как настоящая мать заботилась о людях, дарила им еду, поила и оберегала от несчастий. В глазах славян земля являлась символом чистоты и света.

Фигурки берегини окрашивали в белые тона. Голова бабы была увенчана светилом. Руки, держащие птиц, воздеты к небу с просьбой о тепле, который так необходим для плодородия. Пташки считались вестниками завершения зимы, своим пением они прогоняли стужу, несли радость.

Медведь

Знак плодородия. У славян существовало поверье о наличии связи между культом косолапого и женщинами. После венчания молодоженов встречал гость, ряженный в медведя либо настоящее животное.

Большинство ремесленников ассоциируют мишку с радушным хозяином леса, который встречает гостей пирогами. Косолапый – это веселый балагур, хорошо играющий на гармони. Иногда медведя изображали в лапах с птицей и декорировали крестом большого размера.

«Хозяин леса» часто затаптывал крестьянские посевы, задирал скот – это не могло не отразиться на народном творчестве. Именно на основе подобных событий мир увидел игрушку, где мужик борется с медведем.
 

Олень. Лось. Баран

Символы неба. Об олене ходила масса легенд, сложены красивые песни и слагались былины. В древних преданиях рассказывают, что животное обладало серебряными копытцами, а рогами освещало все вокруг.

Поскольку олень имел коричнево-красную шерсть, его нередко ассоциировали с солнцем. В память о легендах каргопольские мастера изображали на боках «рогачей» золотистые или бурые круги, символизирующие вечное движение светила.

Полкан

Символ солнца. Фигурка огромного и доброго богатыря, защищающего мирных людей от нечистой силы. Наполовину мужик был отважным генералом с крепкой грудью и окладистой бородой на круглом лице. А вот туловище ему подарили лошадиное. На груди защитника сияет светило. У славян Полкан ассоциировался с Ярило, богом солнца.

У наших предков было принято выбирать подобного защитника из настоящих людей. Обычно им становился крепкий мужчина высокого роста. Чтобы земля плодоносила, его роняли на почву, пели обрядовые песни.

[attention type=red]
В ночь перед посевом Полкану нельзя было иметь близость с супругой. После пробуждения он надевал чистое бельё, снимал брюки и в одной сорочке приступал к работе. По мнению славян, его поведение напрямую воздействует на природу.
[/attention]

В каргопольской игрушке Полкан символизировал образ непобедимого богатыря. Причем его никогда не изображали молодым, обычно это статный старец.

Тяни-толкай

Еще одно загадочное существо, которое часто лепили гончары. По внешнему виду напоминает двухголовую лошадь. Одну часть окрашивали в белый цвет, другую в темный. Между ними размещался всадник.

Игрушка имела глубокий смысл. Светлая сторона означала жизнь и добро, а черная – зло и смерть. Всадник являлся воплощением душевных метаний человека, который не знает, что выбрать. Правда, в некоторых изделиях, его изображают прильнувшим к белой части коня, т.е. передавая образ, выбравший жизнь.

Орнамент каргопольской игрушки

Узоры, которыми покрывают глиняные изделия, практически не изменились. Основные элементы: круги с пятнами другого оттенка, «ёлочки», «гребёнки» и т.д. Каждая деталь несла определенный смысл. Образ, запечатленный в игрушке, являлся отголоском прошлых представлений об огне.

Орнамент каргопольских изделий отличался простотой и напоминал вышивку северян. В цветовой гамме главенствовали такие оттенки, как зеленый, белый, красный. Алый являлся символом солнца и небесного огня. Со временем знаки, нанесенные на поверхности игрушки, утратили магический смысл.

Мастера все чаще прибегали к бытовой тематике, в росписи появились детали праздничного одеяния славян.

Технология изготовления

Первым этапом в создании глиняной поделки становится подготовка сырья. Каждый мастер на этой стадии использует собственную методику: кто-то подсушивает глину, потом превращает ее в порошок и соединяет с водой. Другие предпочитают замешивать материал до консистенции теста и высушивают. Ряд мастеров вовсе игнорирует процесс подсушивания.

Фигурки делают из цельного куска, иногда вводят дополнительные элементы. Каргопольские игрушки отличаются простотой изготовления. Материалу придают незамысловатые формы в виде человеческого тела или торса животного. Образ героя обобщенный, без лишних деталей. Можно даже сказать слегка примитивно.

После придания нужной формы игрушку обжигают. Многие мастерицы в былые времена для этой процедуры использовали домашнюю печь. После завершения тепловой обработки заготовку помещают в густой раствор из муки.

Пригоревшая мука образовывала на поверхности изделия замысловатые узоры темного цвета, которые в дальнейшем покрывали разными красками. Использование подобной технологии помогало придать готовым сувенирам объемность и рельефность.

Финальным этапом создания игрушки становилось окрашивание. Ранее ремесленники для этой цели применяли смесь из красящего пигмента и перемолотого мела. Благодаря этому изделие приобретало светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки

Архангельские товары не отличаются насыщенной и разнообразной цветовой гаммой. Чаще всего мастера выбирали нейтральные тона, например, зеленый или синий.

Каргопольская роспись была слегка однообразна, но при этом оттенки старались выбирать яркие, которые сразу бросаются в глаза и привлекают покупателя. Все фигурки имели примитивный узор, состоящий из линий, геометрических форм, растительности.

Можно встретить изделия, декорированные с применением древнерусской символики, например, изображение солнца или луны. Присутствовали и стихийные знаки огня, земли и воды.
 

Угасание и возрождение каргопольского промысла

Гончарное дело в Каргополе процветало и активно развивалось до 1917 года, когда страну настигла революция. С этого момента промысел стал «чахнуть», интерес к товару неумолимо падал. Новая власть особо не заботилась о сохранение ремесла как культурного наследия России.

К 1930 году на Руси практически не осталось умельцев в данном направлении. Один из немногих ремесленников, кто был верен искусству – Иван Дружинин, проживающий в деревеньке Гринево. Его игрушки признаны классикой, манера их создания максимально приближена к старинной технике.

Изделия имели минимум деталей, массивную основу и плавные формы. Для росписи продукции Дружинин применял методику предков, смешивая природные красители. По этой причине все его изделия отличаются сдержанными оттенками.

[attention type=green]
В этом же поселении проживала еще одна мастерица – Ульяна Бабкина. Она занималась лепкой игрушек с пятнадцати лет и не оставила любимое занятие до последних дней. В 1950 году она осталась единственным ремесленником, создающим глиняные игрушки. Именно в работах Бабкиной впервые появились сложные формы, она делала сценки с конкретным сюжетом, придавала образам динамичность.
[/attention]
Благодаря уникальному таланту женщины, в шестидесятых годах интерес к каргопольской игрушке начал возрождаться. В 1967 Союз художников инициировал открытие в Архангельской области гончарного цеха. Во главе предприятия встал Александр Шевелёв, являющийся потомственным ремесленником из Токарево.

Новые изделия стали более сложными, появилось много мелких деталей. Для росписи использовали масляные краски и темперу, это помогало придать фигуркам яркие оттенки и насыщенность. Однако по примеру предков современные мастера старались избегать слишком броских расцветок, иначе игрушки выглядели бы аляповато.

С 2003 года в Каргополе функционирует музей семьи Шепелёвых (потомственных гончаров), которые до сих пор не бросили любимый промысел. Здесь проводят мастер-классы для всех желающих овладеть навыками изготовления глиняных фигурок.

Заключение

Каргопольская игрушка – это самобытный сувенир, который несет в себе богатейшую историю Руси и развития гончарного дела. Неуклюжие, на первый взгляд, фигурки пользуются большой популярностью, ведь они наполнены крестьянским духом и любовью к родине. Чтобы создать глиняное изделие требуются не только особые навыки, но и талант, дарованный Богом.

Из видеоролика вы получите дополнительные сведения о каргопольской игрушке.

Источник: https://7kul.ru/promysly/samobytnyj-suvenir-ili-vse-chto-nuzhno-znat-o-kargopolskoj-igrushke

Каргопольская игрушка – традиции русского севера

Мастера каргопольской глиняной игрушки

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой.

 Каргопольская игрушка – это глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Каргополе Архангельской области, потому она и называется «каргопольская».

Тем не менее, настоящей родиной этой глиняной игрушки являются деревни вокруг Каргополя. Именно там и делали крестьяне для своих детей игрушки из самого доступного в этих краях материала – глины.

Чем славен старинный город Каргополь, что расположился у истока северной реки Онеги

Нанесенный на карты России в 1497 году каргопольские земли простирались до самого Белого моря, славились богатой торговлей и самобытной культурой, по красоте природы он спорил с десятком самых знатных городов России.

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века.

На стоянках Каргопольской неолитической культуры  найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных.

Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 – 13 века, ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель. Именно в это время здесь впервые появляется посуда, изготовленная на ручном гончарном круге, и те характерные формы сосудов, которые практически без особых изменений дошли до 19 века.

    Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад. С лихвой каргопольская земля наделила людей талантами, а они в меру своих сил украсили эту землю.

      Каргополье — край с уникальной северной природой и архитектурой. Его украшают действующие и заброшенные церкви и часовни, старинные крестьянские дома, святые места, многочисленные реки и озера.

Каргопольская земля — это своеобразный музей под открытым небом, где памятники живут в естественном природном окружении.

     При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте

 Изготовление глиняных игрушек сопутствовало гончарному ремеслу.  В промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети лет с восьми-девяти. Гончары работали в небольших избах — «зимниках», где и жили. Крутили-приговаривали: «Не боги обжигают горшки, а мужики». Меж тем не просто ремесленники были эти мастера, толк и в красоте понимали.

Просушат посудины дня два в избе, обожгут на живом огне в горне, реже в русской печи — партии на продажу делали немалые, до тысячи горшков — а после обварят в горячей болтушке — «солодяге» — растворе овсяной или гороховой муки, чтобы красно-коричневый черепок черными пятнышками-колечками покрылся, или сделают зеленую свинцовую поливу.

 Мастера делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои, а из остатков, чтобы детишек порадовать, да и от трудов отдохнуть, Иногда продавали игрушки вместе с горшками. Игрушки были неяркими, цветными их делали мастера при помощи мела, сажи и цветной глины.

Формы северных игрушек, как и орнамент северных вышивок, уходят в глубокую древность.

        Глиняную игрушку считают оберегом от зла

Часто фигуры, которых лепили мастера каргопольской игрушки имели символический смысл культовое значение, участвовали в магических обрядах древнего человека. Сюжеты — это крестьянский быт и праздники, а также сказочные персонажи.

Птицы были связаны с весенними обрядами — своим громким щебетом они прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. Поэтому игрушки в виде птиц — это, как правило, всегда свистульки. Так образы барана и оленя были связаны с представлением о плодородии, довольстве, добре.

     Также символом плодородия,  являлись глиняные женские фигурки — «берегини». Они изображались с большой грудью и держали на руках либо блюдо с пирогами, или младенца на руках, либо их руки воздеты к небу и держат птицу.  Глиняную игрушку считают оберегом от зла.

        В пластике и орнаменте каргопольских глиняных «баб» сохранились черты, присущие женским изображениям древних земледельцев. Глиняная «баба» в «досельном» (старинном)  наряде словно являла собой образ мира. Символичной была каждая деталь.

Запечатленный в игрушке образ-отголосок древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображенное на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов.

В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение, которое теперь уже трудно, а часто и невозможно понять. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось и глиняные игрушки превратились в обычную глиняную забаву — «бобки».

Появились новые бытовые мотивы. Фигурка, олицетворяющая прежде женское божество с крестами и кругами-солнцами, уподобилась простой крестьянке и держала в руках младенца, хозяйственную сумку или корзину. В росписи появились детали праздничного народного костюма.

   Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений

   В Х1Х веке,  основная часть каргопольских гончаров жила в деревнях Панфиловской волости, разбросанных вокруг старинного села Печниково. Как и все северные крестьяне, они растили хлеб, держали скот. В свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Изготовление гончарных изделий давало дополнительные средства к жизни, и лишь попутно они лепили игрушки. 

       В 50-е годы лепила игрушки одна Ульяна Ивановна Бабкина (1889 — 1977 годы).  Именно благодаря ей, хранительнице традиционного народного искусства, на каргопольскую игрушку обратил внимание Союз художников РСФСР и был поставлен вопрос о возрождении промысла. Изделиям У. И. Бабкиной свойственны лучшие черты старой каргопольской игрушки.

В прошлом они отличались архаичностью образов, наивной условностью лепки и примитивной, но живописной раскраской в два — три цвета. Современная игрушка лепится тщательнее, поверхность заглажена, краски разнообразнее. Аккуратная роспись с элементами стилизованного под северную вышивку орнамента придала фигуркам красивый внешний вид.

Но при этом наивность крестьянского примитива, составлявшая главную прелесть старой игрушки, утрачивается.

       Каргопольская игрушка отличается от игрушки любой из областей России и образным строем, и кругом сюжетов, и эмоциональным фоном. Она совершенно чужда городского влияния в отличие, например, от дымковской.

 Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем — одиночные фигурки, иногда два — три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием.  Они прекрасны уже и до того, как мастер распишет глиняные фигурки.

Именно в лепке прежде всего лежит секрет выразительности каргопольской игрушки.

Каргопольской игрушке, несмотря на небольшие размеры, свойственна монументальность.

Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщенная передача образа. Окраска у большинства фигурок строгая — белая, черная, да редкие мазки киновари.

 Когда мастер считает нужным выделить какую-нибудь скульптурную деталь, он сознательно дает особенно блеклую окраску. Обычны краски в тройном соседстве — черная, красная, серебряная.

В сочетании черной и белой, а также с малиновой получилась новая гамма — яркая, радостная. 

   Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту

   Простота, даже примитивность выразительных средств, выступает в игрушке не в отрицательном качестве. У лучших народных мастеров в этом и состоит особенность творческого метода — умение выразить существо с помощью нескольких важных и точных деталей.

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки из кудели на пресницах. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец.

Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки – «кадриль» в одну или две пары, стоящий в стороне гармонист. Свистульки-утушки на Каргополье были самыми распространенными и любимыми детворой игрушками. Лепили их к шумным ярмаркам.

Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой немудреный товар каргопольские гончары.

       Образ Полкана — один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. В нем сохранилась древняя основа мифологического образа, на котирую наслоились сказочно-бытовые черты. Полкан — крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной.

Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице. «Хозяюшко леса» — медведь весело играет на гармони. «Поляночкой, Идет медведь с тальяночкой.

 В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, людей и сказочные персонажи, полулюди, полуживотные: сирины, русалки, домовые, полканы.

Сюжетное богатство развивалось в соответствии с каргопольскими особенностями: не только ирония к «господам», не только праздничность, как у дымковских мастериц, а и темы, взятые из трудовой крестьянской жизни. Тут и «вершники» на лошади, и охотник с собакой, стреляющий в глухаря на дереве, и кузнец с молотом у наковальни.

Но и «праздничные» темы, как часть тем общежитейских, тоже не оставлены без внимания. Самая любимая, «кадриль» — танцующие пары. Есть также бражники в лодке, гармонисты в лодке и в кресле.
Сохранив традиционные каргопольские сюжеты, современные мастера разрабатывают  новые. Появились многофигурные композиции. Большим спросом пользуются у гостей города «Каргопольская тройка».

       Появились игрушки, в которых нашла отражение тема труда сельского жителя: пахарь, сеятель, жнецы. Сейчас в мастерской глиняной игрушки работают 30 мастеров. Каждый месяц здесь рождается около 6 тысяч новых игрушек. Продукцию отправляют в разные города нашей страны.

Шестую часть ее продают в Каргополе. Простота произведений народных мастеров — кажущаяся. За этой простотой — опыт многих поколений художников, их чуткость к материалу, форме, цвету. Не каждому и не сразу открывается во всей полноте сказочный мир народной игрушки.

Как и всякое искусство, народное творчество требует к себе пристального внимания. Сюжеты каргопольской игрушки  традиционны для севера России.

В них есть кое-что общее со старыми «дымками», «вятками»; много «барынь», у которых юбка колом, и много животных, столь привлекательных для дымковских мастериц.

     Да.., не перевелись ещё мастера русские! Такую красоту делают,  у каждого народа есть свои народные ремёсла, но наши всё равно лучше всех…

Однако бросается в глаза сходство и с подмосковными богородскими деревянными игрушками и особенно с излюбленными для богородцев очеловеченными медведями. Отчетливо видны  и различия. Несомненно, своеобразие каргопольских глиняных фигурок и в подходе к теме и особенно в раскраске и орнаменте. Возьмем, например, барынь.

У «дымок» барыня либо с зонтиком, либо с собакой. Если женская фигура дана с ребенком, то это уже не барыня, а «кормилка» она несет не свое, а «господское дите».
      Разнообразны и порой необычны Каргопольские «барыни». У одной важной дамы в широкополой шляпе и горжетке на руках птица, сложенная крендельком.

У другой — шляпа, украшенная птицей, это — целое гнездо с четырьмя рогами или хвостами.  Женщина, мать — важнейшая обрядовая тема игрушки, базирующаяся на образах животворящих сил «матери сырой земли» и солнца. «Бобки» — женские фигурки, один из самых древних и любимых образов у мастеров Каргаполья.

 Женское изображение с головой, увенчанной «солнцем», встречается и в местной «досельной» вышивке, и в ткачестве, сохранивших древние славянские образы. Называли его Пятницей. По народным поверьям, от Пятницы зависели обильные роды земли, она покровительствовала женскому рукоделию и супружеству.

 Каргапольская женщина в «досельном» наряде словно являла собой образ мира.

   Однажды увидев каргопольскую игрушку, вы её уже не забудете. Это великолепный подарок как ребенку, так и взрослому.

О народных промыслах России можно прочитать в следующих статьях:

Источник: https://myrussianland.ru/nacionalnye-osodennosti/kuhn/kargopolskaya-igrushka-tradicii-russkogo-severa.html

Каргопольская глиняная игрушка

Мастера каргопольской глиняной игрушки

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Виды каргопольских игрушек

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей.

Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности.

Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж — полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты.

В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.

Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными.

Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой.

Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.

Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена.

А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине.

Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

История промысла

Гончарное дело зародилось в Архангельской области в десятом – тринадцатом веке. При раскопках археологи нашли фрагменты посуды и прочие элементы быта. В этом крае вели добычу глины, которая идеально подходила для ручной лепки и проведения работ на гончарном кругу. Расцвета ремесло достигло в девятнадцатом веке.

Изначально промысел не был основным источником дохода для жителей Каргополя, а служил чем-то наподобие хобби, которое приносит дополнительную, пусть и небольшую прибыль.

Мастера усаживались за гончарный круг в зимний период, когда не было необходимости участвовать в полевых работах. Готовые изделия продавали на рынках и ярмарках. За зиму искусный мастер мог слепить от четырехсот до восьмисот горшков. За их продажу он получал до пятнадцати рублей, великие деньги по тем временам.

Изготовлением посуды из глины занимались все, независимо от пола и возраста. Ребятня, начиная с восьми лет, пыталась сотворить маленький шедевр из остатков материала. Большой ценности игрушки не имели, стоили немного. Чаще всего их просто раздаривали.

Некоторые торговцы расписывали свистульки насыщенными красками, привлекающими внимание, и использовали изделие в качестве рекламы. Дети, завидев предмет, переливающийся всеми цветами радуги, незамедлительно требовали у родителей приобрести игрушку. А те заодно приобретали нужные для хозяйства вещи, например, горшки или крынки.

Традиции промысла дошли до наших дней практически без изменений. Однако в середине двадцатых годов спрос на каргопольские игрушки упал, а спустя десятилетия производство вовсе прекратилось. К 1950 году осталась всего одна мастерица, специализирующая на создание глиняных сувениров. Ее изделия до сих пор можно отыскать в музеях народного промысла.

Символика каргопольской игрушки

Большинство фигурок сохранило оттенок древних традиций. Чаще всего мастера выполняли одиночные образы, сюжетные постановки встречались крайне редко.

Берегиня

Символизировала землю. Представляла собой облик женщины с оголенным бюстом. Фигурка несла тайный смысл и была напрямую связана с обрядовой тематикой, которую так любили наши предки.

Земля для простолюдина была «живой», она засыпала на зиму и пробуждалась с первыми лучами весеннего солнышка. Пила воду и приносила приплод в виде урожая. Как настоящая мать заботилась о людях, дарила им еду, поила и оберегала от несчастий. В глазах славян земля являлась символом чистоты и света.

Фигурки берегини окрашивали в белые тона. Голова бабы была увенчана светилом. Руки, держащие птиц, воздеты к небу с просьбой о тепле, который так необходим для плодородия. Пташки считались вестниками завершения зимы, своим пением они прогоняли стужу, несли радость.

Медведь

Знак плодородия. У славян существовало поверье о наличии связи между культом косолапого и женщинами. После венчания молодоженов встречал гость, ряженный в медведя либо настоящее животное.

Большинство ремесленников ассоциируют мишку с радушным хозяином леса, который встречает гостей пирогами. Косолапый – это веселый балагур, хорошо играющий на гармони. Иногда медведя изображали в лапах с птицей и декорировали крестом большого размера.

«Хозяин леса» часто затаптывал крестьянские посевы, задирал скот – это не могло не отразиться на народном творчестве. Именно на основе подобных событий мир увидел игрушку, где мужик борется с медведем.

Олень. Лось. Баран

Символы неба. Об олене ходила масса легенд, сложены красивые песни и слагались былины. В древних преданиях рассказывают, что животное обладало серебряными копытцами, а рогами освещало все вокруг.

Поскольку олень имел коричнево-красную шерсть, его нередко ассоциировали с солнцем. В память о легендах каргопольские мастера изображали на боках «рогачей» золотистые или бурые круги, символизирующие вечное движение светила.

Полкан

Символ солнца. Фигурка огромного и доброго богатыря, защищающего мирных людей от нечистой силы. Наполовину мужик был отважным генералом с крепкой грудью и окладистой бородой на круглом лице. А вот туловище ему подарили лошадиное. На груди защитника сияет светило. У славян Полкан ассоциировался с Ярило, богом солнца.

У наших предков было принято выбирать подобного защитника из настоящих людей. Обычно им становился крепкий мужчина высокого роста. Чтобы земля плодоносила, его роняли на почву, пели обрядовые песни.

[attention type=red]
В ночь перед посевом Полкану нельзя было иметь близость с супругой. После пробуждения он надевал чистое бельё, снимал брюки и в одной сорочке приступал к работе. По мнению славян, его поведение напрямую воздействует на природу.
[/attention]

В каргопольской игрушке Полкан символизировал образ непобедимого богатыря. Причем его никогда не изображали молодым, обычно это статный старец.

Тяни-толкай

Еще одно загадочное существо, которое часто лепили гончары. По внешнему виду напоминает двухголовую лошадь. Одну часть окрашивали в белый цвет, другую в темный. Между ними размещался всадник.

Игрушка имела глубокий смысл. Светлая сторона означала жизнь и добро, а черная – зло и смерть. Всадник являлся воплощением душевных метаний человека, который не знает, что выбрать. Правда, в некоторых изделиях, его изображают прильнувшим к белой части коня, т.е. передавая образ, выбравший жизнь.

Орнамент каргопольской игрушки

Узоры, которыми покрывают глиняные изделия, практически не изменились. Основные элементы: круги с пятнами другого оттенка, «ёлочки», «гребёнки» и т.д. Каждая деталь несла определенный смысл. Образ, запечатленный в игрушке, являлся отголоском прошлых представлений об огне.

Орнамент каргопольских изделий отличался простотой и напоминал вышивку северян. В цветовой гамме главенствовали такие оттенки, как зеленый, белый, красный. Алый являлся символом солнца и небесного огня. Со временем знаки, нанесенные на поверхности игрушки, утратили магический смысл.

Мастера все чаще прибегали к бытовой тематике, в росписи появились детали праздничного одеяния славян.

Технология изготовления

Первым этапом в создании глиняной поделки становится подготовка сырья. Каждый мастер на этой стадии использует собственную методику: кто-то подсушивает глину, потом превращает ее в порошок и соединяет с водой. Другие предпочитают замешивать материал до консистенции теста и высушивают. Ряд мастеров вовсе игнорирует процесс подсушивания.

Фигурки делают из цельного куска, иногда вводят дополнительные элементы. Каргопольские игрушки отличаются простотой изготовления. Материалу придают незамысловатые формы в виде человеческого тела или торса животного. Образ героя обобщенный, без лишних деталей. Можно даже сказать слегка примитивно.

После придания нужной формы игрушку обжигают. Многие мастерицы в былые времена для этой процедуры использовали домашнюю печь. После завершения тепловой обработки заготовку помещают в густой раствор из муки.

Пригоревшая мука образовывала на поверхности изделия замысловатые узоры темного цвета, которые в дальнейшем покрывали разными красками. Использование подобной технологии помогало придать готовым сувенирам объемность и рельефность.

Финальным этапом создания игрушки становилось окрашивание. Ранее ремесленники для этой цели применяли смесь из красящего пигмента и перемолотого мела. Благодаря этому изделие приобретало светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки

Архангельские товары не отличаются насыщенной и разнообразной цветовой гаммой. Чаще всего мастера выбирали нейтральные тона, например, зеленый или синий.

Каргопольская роспись была слегка однообразна, но при этом оттенки старались выбирать яркие, которые сразу бросаются в глаза и привлекают покупателя. Все фигурки имели примитивный узор, состоящий из линий, геометрических форм, растительности.

Можно встретить изделия, декорированные с применением древнерусской символики, например, изображение солнца или луны. Присутствовали и стихийные знаки огня, земли и воды.

Угасание и возрождение каргопольского промысла

Гончарное дело в Каргополе процветало и активно развивалось до 1917 года, когда страну настигла революция. С этого момента промысел стал «чахнуть», интерес к товару неумолимо падал. Новая власть особо не заботилась о сохранение ремесла как культурного наследия России.

К 1930 году на Руси практически не осталось умельцев в данном направлении. Один из немногих ремесленников, кто был верен искусству – Иван Дружинин, проживающий в деревеньке Гринево. Его игрушки признаны классикой, манера их создания максимально приближена к старинной технике.

Изделия имели минимум деталей, массивную основу и плавные формы. Для росписи продукции Дружинин применял методику предков, смешивая природные красители. По этой причине все его изделия отличаются сдержанными оттенками.

[attention type=green]
В этом же поселении проживала еще одна мастерица – Ульяна Бабкина. Она занималась лепкой игрушек с пятнадцати лет и не оставила любимое занятие до последних дней. В 1950 году она осталась единственным ремесленником, создающим глиняные игрушки. Именно в работах Бабкиной впервые появились сложные формы, она делала сценки с конкретным сюжетом, придавала образам динамичность.
[/attention]

Благодаря уникальному таланту женщины, в шестидесятых годах интерес к каргопольской игрушке начал возрождаться. В 1967 Союз художников инициировал открытие в Архангельской области гончарного цеха. Во главе предприятия встал Александр Шевелёв, являющийся потомственным ремесленником из Токарево.

Новые изделия стали более сложными, появилось много мелких деталей. Для росписи использовали масляные краски и темперу, это помогало придать фигуркам яркие оттенки и насыщенность. Однако по примеру предков современные мастера старались избегать слишком броских расцветок, иначе игрушки выглядели бы аляповато.

С 2003 года в Каргополе функционирует музей семьи Шепелёвых (потомственных гончаров), которые до сих пор не бросили любимый промысел. Здесь проводят мастер-классы для всех желающих овладеть навыками изготовления глиняных фигурок.

Заключение

Каргопольская игрушка – это самобытный сувенир, который несет в себе богатейшую историю Руси и развития гончарного дела. Неуклюжие, на первый взгляд, фигурки пользуются большой популярностью, ведь они наполнены крестьянским духом и любовью к родине. Чтобы создать глиняное изделие требуются не только особые навыки, но и талант, дарованный Богом.

Из видеоролика вы получите дополнительные сведения о каргопольской игрушке.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c5902d005fd4400b1da7e55/5c7ab490e2d9a800afe3a147

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.