МАТЬ И МАТРИЦА (панк-року вопреки)

Зависимое кино: 14 образов наркоманов на экране — Статьи на КиноПоиске

МАТЬ И МАТРИЦА (панк-року вопреки)

Антигерои с пагубными пристрастиями — от красивого мальчика до веселого сыщика.

В прокате — «Красивый мальчик» Феликса ван Грутингена, грустная драма распада семьи, снятая по мотивам реальной истории (в основе сценария — мемуары американского журналиста Дэвида Шеффа, сын которого начал употреблять метамфетамин).

Мальчика с литературным талантом и наркозависимостью играет Тимоти Шаламе, а его несчастного отца — Стив Карелл. Наркотики на экране появляются редко — Грутинген сосредоточен на последствиях зависимости, которые затрагивают не только самого наркомана, но и его близких, превращая их жизнь в бесконечную печальную карусель.

Попытки завязать, срыв, абстиненция, стыд, боль, суицидальные мысли — и все заново.

Вспоминаем другие фильмы на тему, главным героем которых были не вещества, но столкнувшиеся с ними люди (порой не пережившие этого столкновения).

«Дневник баскетболиста»

Кто играет: Леонардо ДиКаприо

Инди-фильм покойного Скотта Кэлверта во многом перекликается с «Красивым мальчиком». Автобиографический роман Джима Кэрролла экранизировали в 1990-е, но рассказывает он про начало 1960-х — время, когда молодежная субкультура появилась и сразу же пошла вразнос.

Спортсмен и начинающий поэт, чистый нью-йоркский юноша, одержимый героиновым демоном — роль как раз для молодого ДиКаприо, уже сыгравшего, например, проклятого поэта Рембо (показательно, что Лео взяли на роль Рембо вместо Ривера Феникса, умершего от передозировки).

Наркотики постепенно уничтожают все хорошее в жизни героя: радость от занятий спортом и сексом, дружбу, литературные опыты и прогулки в Центральном парке вместо уроков. Остается бродяжничество на мрачных улицах да язвы на теле.

ДиКаприо-Кэрролл размазывает слезы и сопли у закрытой двери дома отвергнувшей его матери, а в конце остается один на темной сцене. Безусловно, морализаторская история со всеми обличающими порок акцентами, в которой все же чувствуется притягательная сила молодости (пусть и несущейся без тормозов по склону).

Примерно так же двусмысленно выглядят и многие другие экранизации «наркоманских» книг, вплоть до попсового «Реквиема по мечте».

«Страх и ненависть в Лас-Вегасе»

Рауль Дюк (он же Хантер С. Томпсон) — самый эксцентричный из наркогероев экрана, при этом, возможно, и самый популярный. Еще один писатель с богатым прошлым, получивший на экране вторую молодость, хотя протагонист «Страха» и не бессмысленно улыбающийся пацан, а облысевший журналист с амбициями мыслителя.

Его постоянное пребывание под кайфом отражает крайний нигилизм и издержки тотального раскрепощения 60-х — маленький солдат психоделической войны в адском кабаре Вегаса. Галлюцинации Дюка лишь оттеняют подлинное безумие мира, пережившего 1960-е годы.

Для воина-анархиста в гавайской рубашке лошадиные дозы галлюциногенов сродни магическому зелью амазонских племен — намажешься таким, и не страшны ни пули, ни злые духи.

«Тоска Вероники Фосс»

История вышедшей в тираж кинозвезды (ее прототипом была киноактриса Третьего рейха Сибилла Шмиц), которая, как гальванизированный труп, живет лишь благодаря инъекциям американского морфия.

Вокруг нее вьются многочисленные упыри и призраки, снабжающие дамочку опиатами в обмен на недвижимость.

Выведенная Фассбиндером на экран с театральной сцены Розель Цех выглядит точь-в-точь как кинодива 1930—1940-х, и операторская работа Ксавера Шварценбергера, разбивающего хрустальные люстры в доме Вероники на сотни сияющих осколков, только усугубляет ее сходство с героинями фильмов фон Штернберга. Прошлое Германии, старательно забытое и будто бы похороненное, но восстающее из гроба, ко всеобщему ужасу и стыду — вот что на самом деле играла тут Цех. «Золотой медведь» не замедлил материализоваться.

«На игле»

Кто играет: Юэн МакГрегор

Вселенная в чайной ложке, океанские бездны в унитазе — что только не открывается взору шотландского торчка! В конце концов, уснувший разум в тисках ломки начинают атаковать чудовища, но так ли они страшнее депрессивной реальности Шотландии начала 1990-х? Грязная поэзия Ирвина Уэлша намертво связала героиновый тупик с социальной безысходностью. Дискотеки, бары, спорадическое насилие и тупой быт — одетый в линялые скини-джинсы и олимпийку Марк Рентон знает, что никакого светлого будущего его поколению не предлагается, несмотря на отдельные исключения. Когда герой МакГрегора саркастически перечисляет, из чего состоит жизнь, которую предлагается выбрать порядочному члену общества, понимаешь, что в Эдинбурге рубежа десятилетий (Уэлш писал о 1980-х, Бойл снимал 1990-е, на саундтреке уживаются Joy Division и Leftfield) многие могли захотеть сбежать от реальности.

«Аптечный ковбой»

Оазис в пустыне маленького города — стерильная аптека, где в сейфах заперты манящие рецептурные препараты. Этот урожай собирает герой Мэтта Диллона со своей бандой.

Всегда на измене, ночующие в комнатах дешевых мотелей, путешествующие в битых машинах и ночных автобусах по стране, где Рейган как раз решил прижать наркопотребителей. Дух безразличия ко всему, пропитавший выхолощенные 1980-е годы, наполнил ковбоя.

Приют в неоновой ночи дали наркотические храмы, продающие всей Америке лекарство от действительности. Охваченный чувством дереализации Дилон верит лишь в дурные приметы и ужасные предзнаменования, которые, естественно, не замедляют сбываться.

«Человек с золотой рукой»

Кто играет: Фрэнк Синатра

До битников и хиппи сели на иглу джазмены. Фрэнк Синатра играет не певца, но ударника по имени Фрэнки. Синкопический бит и визг саксофонов сопровождают его метания по большому городу в попытках спастись от зависимости — как наркотической, так семейной и криминальной.

Человек с дефектом воли — это будущее утратившего достоинство мира. Ниспровергатель табу Отто Преминджер выпустил фильм, когда был жив еще кодекс Хейса, но, глядя на агонию героя, можно было догадаться, что и цензуре осталось недолго.

Синатра перевоплощается из обаятельного хипстера в опустившегося дрожащего торчка и одним из первых выдает на экране натуралистичную опиатную ломку.

«Лицо со шрамом»

Второй раз рассказанная история о взлете и падении американского гангстера, замешанная на крови и кокаине. Оригинал, снятый как раз перед принятием кодекса Хейса, попал под ножницы цензуры.

Но Тони Монтана, созданный де Пальмой и Стоуном, мог не отказывать себе ни в чем. Кубинский эмигрант давил соперников из преступного мира Чикаго, как тараканов, в пороховом дыму и серебряной пыли кокаина.

Не только лихорадочная энергия, но и смертельная анестезия, наркотическое бесчувствие видны в застывшем взгляде Аль Пачино.

«Сид и Нэнси»

Кто играет: Гари Олдман и Хлоя Уэбб

Разговор про наркоманов не может обойти панк-рок.

Сид Вишес, звезда и ручной клоун Sex Pistols, выгнанный из группы за профнепригодность (оксюморон!), в интерпретации пионера нового инди-кино Алекса Кокса оказался классическим добрым дурачком (великая роль молодого Гари Олдмана).

В подруги он взял себе тоже не принцессу, а скорее свинарку, но в их короткой и глупой любовной истории, насыщенной героином, оказалась бездна нежности и подлинного чувства. Врать эти ребята еще не умели.

«Доктор Хаус»

Не тинейджер, не психопат с атрофированной нравственностью, а циник в белом халате, сидящий на легальном обезболивающем — викодине. Такой образ мог бы родиться в фильме ужасов, но Хаус пришел как спаситель, страдающий сам и избавляющий от страданий других.

В его лице массовая культура получила не просто романтический образ наркомана, но редкий пример «хорошего плохого человека». Логика сюжета довела героя Лори до героинового падения и гибели, однако образ гения-эгоиста, открыто сидящего на колесах, оказался неубиваемым.

Вскоре место Хауса займет другой добрый доктор — Джон Тэкери (Клайв Оуэн) из «Больницы Никербокер» Содерберга. Действие тут перенесено на столетие назад, потому морфинист в окровавленном фартуке выглядит не столь дико. На заре нового века его миссией становится изучение феномена зависимости и удовольствия на себе и подопытных пациентах.

«Вход в пустоту»

Кто играет: Натаниель Браун

Не будет большим спойлером рассказать, что герой фильма Гаспара Ноэ нашел смерть плохого мальчика от пули на грязном полу сортира японского ночного клуба. Его последняя галлюцинация идет под чтение «Тибетской книги мертвых», гида для отлетевшей от тела души. Камера от первого лица делает зрителя преступным соучастником наркотического трипа.

Для зачарованного возможностями спецэффектов Ноэ химическое озарение героя — идеальный повод вскрыть изнанку обычных вещей и снабдить их эзотерическим контекстом.

Тощий тусовщик, охваченный запретным влечением к сестре, потерявший родителей, не имеющий ни призвания, ни дела персонаж-аноним (безликий буквально — мы видим героя почти всегда со спины) — чистый холст, на котором вселенная рисует свои цветные узоры.

«Плохой лейтенант»

Кто играет: Харви Кейтель

В образе этого лейтенанта полиции Нью-Йорка явлены отношения власти и порока. Человек с пистолетом, которому доверили охранять закон? Бросьте, герой Кейтеля сочетает все пороки, с которыми должна бороться полиция: азартные игры, сутенерство, насилие. Лейтенант нюхает, курит и приторговывает прямо при исполнении.

Чуть позже Кейтель сыграет тарантиновских гангстеров, которые ходят в тех же траурных костюмах и заняты примерно такими же делами. Но преступление против чистой католической монахини трогает душу плохого полицейского. Он приползает в церковь, как падший ангел, и корчится в бессильной злобе и раскаянии у ног Христа.

«Кикс»

Кто играет: Евдокия Германова

Классический рассказ о двойниках, зрелой певице и молодой неотесанной провинциалке (их играют сестры-близнецы Евдокия и Любовь Германовы), одна из которых по замыслу продюсера (демонический Александр Панкратов-Черный) должна украсть судьбу другой, подсевшей на героин.

Начало 1990-х, романтика новой музыки и богемной жизни, Алика Смехова в роли Жанны Агузаровой! Сергей Ливнев, дающий тут русского Фассбиндера, предугадал будущие сценические образы разных певиц — от упомянутой Агузаровой до Линды, — а также открыл тему таинственных смертей и продюсерских интриг в нашем шоу-бизнесе (в это время как раз убили Игоря Талькова).

«Тайна летучей рыбы»

Кто играет: Дуглас Фэрбенкс

Привет из 1916 года, когда употребление наркотиков не только не цензурировали в кино, но и почти спокойно воспринимали в жизни. Предметом иронии могло стать лишь безудержное потребление «лекарств» и «стимуляторов».

В этой показательной комедии суперзвезда немого кино Фэрбенкс играет пародию на Шерлока Холмса по имени Коук Энидэй («Каждый день Кокаин»).

Сыщик носит на груди патронташ со шприцами, нюхает, зачерпывая порошок горстями из огромной жестянки на столе, а на часах его четыре деления: «есть», «спать», «пить», «дурь».

В финале Коук один нокаутирует шайку бандитов — для этого потребовалось съесть весь их контрабандный опиум и зарядиться энергией. Под знаком такого «веселья» голливудская богема проведет все ревущие двадцатые. Сценаристом фильма, кстати, был Тод Браунинг, будущий режиссер «Дракулы» и «Уродцев».

Источник: https://www.kinopoisk.ru/article/3317708/

«Матрица» – скрытый смысл

МАТЬ И МАТРИЦА (панк-року вопреки)

В 1999 году люди ждали конца света по-разному. Кто-то закупал соль и спички, кто-то рыл бункер, а сёстры (тогда ещё братья) Вачовски сняли первый фильм трилогии «Матрица». Им удалось сплавить воедино эстетику комиксов и философию серьёзной научно-фантастической антиутопии, внедрить моду на стиль «кибер-панк» и создать одного из самых известных кино-персонажей в мире – Нео.

Кто такой Нео?

Первый фильм «Матрица» заставляет нас вспомнить все древние пророчества, начиная с библейских; на каждом шагу нам твердят, что Нео – герой, Избранный, призванный спасти человечество от мира машин.

Первая серия трилогии убеждает нас в этом, вторая «Матрица: Перезагрузка» – разочаровывает, третья «Матрица: Революция» – наполняет мессианскую роль Нео особым смыслом.

Но кто же он, спаситель человечества эры машин?

Молодой человек по имени Томас Андерсон днём работает программистом в солидной компании, а ночью — взламывает компьютеры, орудуя под хакерским ником Нео. Это образ типичного борца с системой, подпольщика-одиночки, которому не хватает своей «партизанской ячейки». И вскоре она находится – в образе группы Морфеуса, бунтаря, который привык держать в руках оружие потяжелее компьютерной мышки.

Морфеус увлекает Нео за собой, уводит за пределы Матрицы в реальный мир. Символически это означает разрыв с системой, неповиновение властям, открытый переход на сторону террористов-повстанцев. Вот только имя Морфеуса слишком похоже на имя древнегреческого бога сна. Это символ обмана – Нео всё ещё во сне, он не освободился, хотя этого не знает.

Нео сначала сопротивляется навязываемой ему роли мессии; но потом принимает на себя ответственность за будущее человечества. Он готов бороться с системой, готов бороться с Матрицей, он верит в то, что спасёт мир.

Но вторая и третья части трилогии «Матрица» обрушивают на голову Нео страшную правду: он – такой же винтик в огромной машине мироздания, как и все другие, его действия запрограммированы, предусмотрены, и ему приходится заключать договор с Главным Компьютером, который он хотел уничтожить, и даже действовать с ним заодно.

Это тоже вписывается в обычную схему социальных революций – рано или поздно лидеры сопротивления разочаровываются в своих идеалах и идут на поклон к системе, которую так жаждали сломать.

Что такое Матрица?

Матрица — это замена реальности, виртуальный суррогат. Компьютер дарит людям фальшивую жизнь, доказывая, что очень хорошо узнал характер своих создателей и даже перенял их худшие черты.  Искусственный интеллект взял в руки бразды правления расхлябанной человеческой цивилизацией.

В сущности, люди сами виноваты: они превратились из личностей в «пользователей», из самостоятельного биологического вида – в  батарейки, сырьевой придаток гаджетов, и можно только поражаться гениальному прозрению сценаристов, предвидевших развитие ситуации, которое мы наблюдаем сейчас.

Даже Пифия, пророчица, которой так искренне верит Морфеус – одна из программ. Она такая же часть Матрицы, как агенты, преследующие повстанцев, как грозный враг Нео – агент Смит, компьютерный вирус, взбунтовавшийся и против людей, и против машин.

В этих сложных взаимоотношениях также прослеживается чёткий социальный и психологический смысл: любая система порождает антагонистов и внешних, и внутренних. На счастье Главного Компьютера, Нео и Смит не договорились друг с другом; Нео понял, что победа Смита приведёт ещё к худшим последствиям: тот действительно уничтожит Матрицу, но и человеческий род погубит тоже.

Архитектор, автор Матрицы, когда-то пытался создать идеальный мир для человечества, но в итоге вышел далеко не лучший вариант. Библейские оттенки образа Архитектора несомненны: это Бог искусственного интеллекта, действующий сразу в двух мирах: реальном и виртуальном. Именно  он объясняет Нео, что нет никакого пророчества, а его задача — перезагрузка Матрицы.

Повстанческая группа Морфеуса —  это особый механизм саморегуляции Матрицы, который должен найти ошибки в её действующей версии. Уничтожение этого вспомогательного инструмента заранее запрограммировано. Никакого победного исхода не будет.

Эта мысль также отражает один из законов социальной и политической истории человечества: очень многие террористы негласно содержались самим государством, его правящими элитами, чтобы выявлять настроения народа и через такие подконтрольные группы находить и разоблачать реальных противников правящего строя.

В чём состоит психологическое новаторство трилогии?

В трилогии «Матрица» намеренно поставлена с ног на голову главная мечта человечества, ради которой совершалось столько подвигов и преступлений: чаяние светлого будущего.

Конец света уже случился, и надо с этим жить.

 Главный вопрос, который стоит перед героями – нужно ли покидать уютный, убаюкивающий, удобный мир Матрицы ради страшной реальности? Захочет ли человечество отказаться от комфорта ради самостоятельности?

Фактически, новый мессия компьютерной эры зовёт людей не вперёд, к вожделенному «светлому будущему», а назад, в прежние времена, когда они не были придатками к компьютерам. Сможет ли человек отвернуться от даров Матрицы, от всего, что создал силами своего интеллекта, попав к своему созданию в добровольное рабство?

Смысл финала трилогии «Матрица»

Битва Нео с агентом Смитом приводит его к пониманию, что он не сможет победить без помощи Главного Компьютера, который оказался бессилен перед своим порождением так же, как человечество оказалось бессильно перед порождённым им искусственным интеллектом. Сотрудничество Нео и Компьютера приводит к перезагрузке. Нео сумел спасти мир, но, скорее всего, погиб. Его неподвижное тело забирают не люди, а машины.

Нео сумел подарить людям свободу – теперь каждый человек, желающий покинуть Матрицу, сможет это сделать беспрепятственно. Теперь люди больше не стоят перед выбором: жизнь во сне или смерть в реальном мире. Решиться выбрать смерть могли немногие отчаянные. Выбор стал жёстче и труднее: комфортная дрёма или пробуждение. И особых причин для оптимизма трилогия не даёт.

и поставь лайк, чтобы помочь каналу развиваться 😉 Наш сайт:mnogo-smysla.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a2b95f9f03173d2c86b1940/5c73fe905ec51000c7776cbf

Панк — это… Панки: описание, история и идеология

МАТЬ И МАТРИЦА (панк-року вопреки)

Субкультуры существовали во все времена. Молодежь в надежде выразить свою индивидуальность старалась одеваться по-особенному, не так, как все. За одеждой следовало особое мышление, и в итоге это все перерастало в идеологию.

Мир накрывала волна хиппи, диско, гранжа и панка. Панки считаются одними из самых вызывающих из всех направлений. О них слышали все, и при этом все еще находятся люди, задающиеся вопросом: панки — это кто? Попробуем разобраться в этом.

От музыки к субкультуре

Своим появлением панки обязаны одноименному музыкальному направлению – панк-року. Появился этот стиль музыки в 70-х годах прошлого века в Соединенных Штатах Америки и Великобритании.

Музыканты взбунтовались против всех остальных направлений рока, ставших в то время слишком лиричными и депрессивными. Так и появился панк-рок, сохранивший задорность старого доброго рок-н-ролла в соединении с примитивной игрой на музыкальных инструментах.

Примитивность игры была нарочитой, ведь панк-рок — это то, что доступно всем желающим.

В 70-е годы мир узнавал все новые и новые группы: Pink Floyd, Deep Purple, Yes, Led Zeppelin, Genesis. Они быстро получили всеобщее признание, а вслед за этим и большие сборы за концерты.

Участники этих групп жили в дорогих особняках, ездили в шикарных лимузинах с личными телохранителями. Того, что объединяло их с панк-молодежью, у них постепенно не осталось.

Их соло на гитарах в 12 минут и выступления под фонограмму просто не походили на то, что так любили уличные бунтари-подростки.

6 ноября 1975 года Лондонский колледж искусств потрясло выступление вызывающей панк-рок-группы с не менее вызывающим названием. Это были Sex Pistols. В последующем они стали идолом панков. У них было то, что нужно для настоящего панк-рока: простые аккорды, примитивная игра, не требующая больших затрат, доступные концерты.

Значение слова «панк»

Слово «панк» произошло от английского разговорного слова, означающего «нехороший», «дрянной». Достоверно неизвестно, как именно возникла у представителей идея называться именно так: то ли так обзывали бунтарей-анархистов, то ли потому, что их музыку называли именно так. Так или иначе, слово прижилось.

Идеология

Идеология панков основывается на свободе. Панк-субкультура выступает за реализацию человеческой свободы без какого-либо давления со стороны.

Иначе говоря, если человек волен ходить, в чем он хочет, значит, он действительно должен иметь возможность идти по улице в рваных ботинках и не получать при этом тыканья пальцем в спину. Свобода слова — еще один важный момент для них.

В своих песнях панки не стесняются в выражениях, используют нецензурную лексику, ведь право свободы слова гарантировано множеством конвенций по правам человека.

Несмотря на суждения общества, панк — это вовсе не мода, а идея, придающая смысл представителям этого течения. Многие считают это возрастным фактором, будто бы это лишь то, что пройдет после подросткового бунтарского возраста. В реальности это не всегда так. Истинный панк остается таким на всю жизнь.

Характерные черты личности

Вопрос о том, что такое панк, не совсем корректный. Лучше спрашивать, кто такой панк, и тогда все сразу станет ясно. Один истинный представитель субкультуры способен дать представление о том, что собой представляет все направление.

Панк — это человек, стремящийся к независимости, иначе говоря, индивидуализму. Такой человек, даже несмотря на то что часто находится среди шумной компании, одиночка сам по себе. Его не волнует общество с его проблемами и потребности других людей.

Для панков характерна анархия, антиавторитаризм, антигомофобия, нигилизм. Панк — это человек асоциальный, отрицающий любую культуру, не уважающий старшее поколение по принципу: «Если стар, значит, тебя уважают». Он всегда против любого порядка, власти.

Внешний облик

Панк-субкультура имеет свои характерные черты, благодаря которым ее можно отличить от всех остальных, в том числе и внешние. Несмотря на то что внешний облик для панков особого значения не имеет, все они выглядят похоже.

  • Ирокез. Эта прическа зародилась еще до появления панков. Индейцы делали ее во время своих тайных обрядов, чтобы таким образом напугать всех вокруг. Панки используют разные варианты. В классическом варианте волосы выбриваются, и остается лишь полоса длинных волос вдоль головы. Их ставят при помощи лака как большие иглы.
  • Прическа-«помойка». Подходит для всех, кто не любит заморачиваться. Достаточно просто взлохматить волосы, и прическа готова.
  • Обилие аксессуаров. Это цепи, заклепки, нашивки, ошейники, напульсники, булавки. Ими покрывают весь образ с ног до головы по правилу «чем больше, тем лучше».
  • Рваные штаны. Их рвут либо специально, в знак протеста, либо не зашивают после драки на концерте. Даже если из-за дыр в штанах видны пикантные области, это никого не смущает, ведь так даже лучше. Панк — это всегда свобода и нарушение общественных норм, и иногда это может шокировать.
  • Косухи. От байкерских их отличает то, что они разукрашиваются при помощи баллончиков с краской. На них могут быть разные надписи и множество заклепок.

В представлении общества

Многолетняя практика показала, что люди отказываются понимать, что такое панк и что он хочет показать миру. По опросам, проводимым в свое время социологами, в столице России было выявлено, что большая часть населения считает их не более чем людьми, страдающими шизофренией. Их считают отклонением от нормы, больными и невоспитанными.

С одной стороны, эта точка зрения вполне оправдана. Многие панки сами показывают себя не с самой лучшей стороны, совершая преступления.

Пропагандируя свободу личности, слова, действий, мыслей и взглядов, они в итоге не подумали о том, что сами нарушают эту же свободу других людей. Нельзя сказать, что все панки являются такими, потому что многие из них достойны уважения.

Первоначально панк — это доступная музыка и протест против серости жизни. Со временем превращаясь в сборище настоящих оборванцев, панк потерял свое истинное лицо.

Увы, их называют отбросами, как и в 70-е. Молодежь, некогда захотевшая обрести свободу, в итоге не нашла всеобщего признания. И сегодня наблюдается спад панк-движения и замена его новыми направлениями.

Источник: https://FB.ru/article/251668/pank---eto-panki-opisanie-istoriya-i-ideologiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.