Мифы о развитии ребенка, создаваемые производителями игрушек

Содержание

Развивающие игрушки — вымысел и реальность

Мифы о развитии ребенка, создаваемые производителями игрушек

Сегодня, когда практически каждые уважающие себя родители озабочены тем, чтобы как можно раньше обучить своего ребёнка чтению, счёту и письму, дать ему первоначальные энциклопедические знания, научить говорить, считать и петь песенки на иностранном языке, знать столицы разных стран и их расположение на карте, должным образом развить мелкую моторику и фантазию ребёнка, производителям товаров для детей ничего не стоит поставить на любую игрушку маркировку «развивающая» — ведь спрос рождает предложение.

Несмотря на то что тема развития ребёнка уже не нова, с развивающими игрушками всё ещё связаны самые разнообразные мифы и заблуждения, за которыми скрывается простая и естественная правда. Какие же это мифы?

Миф №1. Развивающие игрушки должны быть интерактивными, электронными, говорящими, современными

На самом деле Развивающая игрушка — это игрушка, в самом устройстве которой заложен дидактический, обучающий смысл, но это совсем не означает, что эта дидактическая функция заключается в переключении кнопок и рычагов.

Да, все эти интерактивные элементы могут быть привлекательны для ребёнка, особенно маленького, на первоначальном этапе знакомства с игрушкой.

Но на незначительном воздействии на развитие тонкой моторики пальцев и помощи в установлении причинно-следственных связей развивающая функция подобных игрушек и заканчивается.

Истинно развивающая игрушка для ребёнка, по точному выражению Ушинского, — та, «которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». А как ребёнок может заставить изменяться какой-нибудь развивающий планшет, говорящего кота или любую другую интерактивную игрушку с заданным набором программ, пусть и с большим?

Достаточно сравнить интерактивные игрушки с кубиками, пирамидками, матрёшками, с конструктором и пластилином, чтобы понять несостоятельность данного мифа о развивающих игрушках.

Радует, что производители детских игрушек всё больше возвращаются «к истокам», радуя малышей новыми видами материалов для творчества, необычными конструкторами, качественными деревянными игрушками и пособиями.

Миф №2. Развивающие игрушки — это дорого

На самом деле Понятно, что поддержание этого мифа выгодно всем участникам «игрушечной» индустрии.

Кстати, и родителям это тоже, в каком-тот смысле, выгодно, ведь покупая дорогую игрушку, чувствуешь большое облегчение: «Вот как я забочусь о развитии своего крохи, теперь у него точно есть всё необходимое для развития!» В действительности развивающий потенциал, которым обладают самые обычные вещи, окружающие малыша дома и на улице, нисколько не уступает, а иногда и превосходит тот, который несут в себе магазинные разрекламированные игрушки. Для разного возраста это свои «сокровища», и мы не будем здесь подробно на этом останавливаться, но каждая мама должна знать, какие возможности для развития открывает использование природного и бросового материала, круп и различных хозяйственных мелочей, простейших самодельных игр и пособий.

Миф №3. Без развивающих игрушек невозможно или очень сложно развивать ребёнка

На самом деле Существуют исследования, которые показывают, что в искусственно обеднённой развивающей среде (в домах ребёнка) дети демонстрируют существенное отставание в развитии. Но развивающая среда — это не только и не столько игрушки.

Это в целом всё окружение ребёнка, всё то и все те, с кем и с чем он взаимодействует, общается, играет, творит, познаёт.

Одно только включение ребёнка в обычную социальную и бытовую деятельность значимого взрослого в качестве наблюдателя и активного участника может «закрыть» основную массу задач развития малыша.

Миф №4. Развивающие игрушки развивают ребёнка «сами по себе»

На самом деле Уверенность в этой «истине» опасна по двум причинам. Во-первых, мало купить и принести домой очередную развивающую игрушку. Нужно познакомить ребёнка с игрушкой, научить его играть с ней, открывать её возможности, заинтересовать ребёнка игрой.

Ведь часто родители скупают множество первоклассных дидактических пособий вроде блоков Дьенеша или кубиков Никитина, а потом сетуют на то, что методика не работает, в то время как пособия пылятся на полках, едва распакованные.

Во-вторых, возможности любой игрушки, игры и — шире — деятельности для развития ребёнкадошкольника всегда обусловлены ролью взрослого, его активным участием в игре с ребёнком.

Миф №5. Развивающих игрушек должно быть много

На самом деле В целом, если есть возможность использовать для организации игр с ребёнком большое количество разноплановых развивающих игрушек, в этом нет ничего плохого.

Но речь идёт именно о грамотной и продуманной организации игр, а не просто о заполнении пространства и времени всевозможными игрушками.

Развивающая среда должна быть логично и удобно выстроена, она должна отвечать актуальным задачам развития конкретного ребёнка, а не представлять собой филиал «Детского мира».

Миф №6. «И нам такое нужно!»

На самом деле Наличие и даже эффективное использование той или иной игрушки соседскими Петей или Катей совсем не означает, что есть острая необходимость приобрести точно такую же игрушку, пособие, игру вашему ребёнку. Безусловно, опыт и отзывы других родителей стоит принимать во внимание.

Но основным критерием принятия решения о покупке развивающей игрушки должно быть понимание потребностей и интересов конкретного ребёнка, его ближайшей зоны развития, склонностей и предпочтений, сильных и слабых мест.

Подводя итог, можно сказать, что тему развивающих игрушек можно считать одним большим мифом, потому что, как мы убедились, развивают не игрушки как таковые — развивает совместная игра, развивает взрослый, способный правильно подобрать игрушки, грамотно организовать знакомство и игру с ними, активно участвующий в процессе игры и познания, которые в дошкольном возрасте неотделимы друг от друга.

Источник: https://5psy.ru/roditeli-i-deti/razvivayuschie-igrushki-mify-i-pravda.html

«Игра — это главный способ развития детей»

Мифы о развитии ребенка, создаваемые производителями игрушек

Профессор Массачусетского технологического института Митчел Резник считает, что классическая система образования сейчас никому не нужна.

Две трети нынешних младшеклассников будут работать по специальностям, которые ещё просто не существуют. Поэтому школа должна готовить не отличников, а людей с креативным мышлением.

В книге «Спираль обучения» Резник рассказывает о четырёх П-принципах, способных развить креативность у детей и взрослых.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

В детском саду, школе и вообще в жизни нам всем нужна игра

«Детский сад — величайшее изобретение предыдущего тысячелетия», — пишет Резник. Первый детский сад открыл Фридрих Фрёбель в 1837 году в Германии. До его появления образовательные учреждения были вещательными — учитель просто проговаривал материал урока, а дети конспектировали услышанное слово в слово.

Фрёбель понимал, что пятилетние дети лучше всего усваивают знания в процессе взаимодействия. Поэтому он отказался от вещательной модели в пользу интерактивной и создал новый тип игрушек — «Дары Фрёбеля». В наборе игрушек было 20 предметов.

«Из плиток разнообразной геометрической формы дети могли складывать узоры вроде тех, что бывают на паркетных полах. Из кубиков — сооружать башни и другие постройки.

Из цветной бумаги — складывать фигурки разной формы, как в оригами, а из шаров и палочек — собирать трёхмерные объекты.

Вот в чём заключалась конечная цель „Даров Фрёбеля“: позволить детям познавать окружающий мир через его воссоздание».

«Дары Фрёбеля» повлияли на производителей игрушек в XX веке. Деревянные кубики, Лего, счётные палочки Кюизенера, мозаики, пазлы и детские конструкторы. «Дары Фрёбеля» позволяют совмещать искусство и дизайн с наукой и умением проектировать — тем самым создают среду, которая провоцирует детей быть креативными и творчески мыслить.

К современным детским садам у Резника есть претензии — в них детей учат грамоте и основам математики, а игровую составляющую сводят на нет. «Чем дальше, тем больше детский сад уподобляется прочим образовательным учреждениям. Я же — сторонник прямо противоположного: я убеждён, что все учебные заведения (да и вся взрослая жизнь человека) должны уподобляться детскому саду».

Что такое спираль обучения

Главное в подходе Фрёбеля — игра. Она так важна, потому что именно в процессе игры в саду дети воссоздают все этапы творческого мышления.

Спираль обучения — это механизм обучения через творчество и игру. Дети учатся придумывать идеи, испытывать их на прочность, экспериментировать, узнавать новое, заимствовать находки и вновь генерировать новые идеи.

  • Вообрази. Дети вспоминают прочитанную воспитательницей сказку, в которой фигурировал волшебный замок.
  • Сделай. Под впечатлением от сказки они строят замок.
  • Испытай. Дети без конца пристраивают к замку новые башни, придумывают новые сюжетные истории вокруг строения.
  • Поделись. Одни дети сообща строят замок, другие сообща придумывают сказку, обе группы взаимодействуют друг с другом и меняют элементы замка под воздействием сюжета сказки, и наоборот.
  • Обдумай. Когда одна из башен рушится, воспитательница помогает детям задуматься о том, как сделать высокую башню крепкой. Например, она показывает картинки с высокими домами, и дети замечают, что строение основания шире, чем его верхняя часть. Дети снова хотят построить башню, но уже обладая более широкими знаниями.
  • Вообрази. Опираясь на опыт, дети придумывают новые идеи для творчества. Например, хотят построить вокруг замка деревню или решают устроить кукольное представление в созданных декорациях.

К сожалению, многие школы и университеты пичкают учащихся информацией, вместо того, чтобы поддерживать их в процессе обучения через творчество.

В медиалаборатории Массачусетсткого технологического института (MIT) Резник вместе с коллегами приспособили детсадовский подход к программе последипломной подготовки.

«Наши аспиранты проводят в аудиториях очень мало времени. Вместо этого они постоянно работают над проектами, двигаясь по спирали обучения через творчество.

Одни учащиеся разрабатывают интерактивные инструменты для новых форм музыкального выражения, другие в это время конструируют протезы для людей, лишившихся конечностей.

Учащиеся быстро изготавливают прототипы, испытывают их, так и сяк играют с ними, показывают их кому-нибудь и осмысляют полученный опыт. И тогда наступает время придумать следующую версию прототипа, и спираль набирает новые витки, и это происходит снова и снова».

Как помочь спирали обучения укорениться в образовательном учреждении

В 2007 году исследовательская группа Митчела Резника представила проект Scratch. С помощью Scratch можно создавать проекты: игры, анимации, конкурсы, обучающие проекты и интерактивные истории.

Многие дети благодаря Scratch научились творчески мыслить: придумывать, делать, экспериментировать, делиться своими идеями с другими детьми, анализировать полученный опыт и перемещаться на следующий виток спирали обучения.

https://www.youtube.com/watch?v=ylfLrQ6Ac3I

Исследовательская группа Массачусетского технологического института наблюдала за детьми и их проектами на платформе Scratch. Учёные выработали четыре П-принципа, которые помогают развивать творческое мышление: проекты, пылкая увлечённость, партнёры и процесс игры.

1. Проекты

Чтобы понять, как связаны между собой созидание и обучение, Резник советует обратиться к трудам Сеймура Пейперта. Человека, который первым предложил идею внедрения компьютеров в образование. Многие преподаватели до сих пор считают, что компьютер — это второй учитель: он может передавать новую информацию, проводить тесты и проверять их.

Пейперт считал, что компьютер должен быть всего лишь инструментом в руках детей: с его помощью они могут рисовать, придумывать игры, управлять роботами, сочинять музыку.

Пейперт развил идеи швейцарского философа Жана Пиаже: «Дети конструируют знания эффективнее всего, когда активно вовлечены в процесс создания вещей — иными словами, когда выступают в роли создателей».

Вместе с коллегами Пейперт разработал язык компьютерного программирования для детей Logo и утверждал, что учиться программировать должен каждый

Потому что компьютер как раз нужен, чтобы создавать новые проекты. К сожалению, во многих школах язык Logo начали применять для оценки учеников. Вместо того, чтобы дать учащимся инструмент для созидания.

Однако Митчел Резник изобрёл язык программирования Scratch, являющийся своеобразным цифровым конструктором Lego, который в XXI веке помогает детям со всего мира учиться создавать проекты и развивать креативность.

2. Пылкая увлечённость

В 1990 году Резник вместе с методистом Компьютерного музея в Бостоне Натали Раск придумали новое учебное пространство — Computer Clabhouse (компьютерный клуб).

идея центра основана на пылкой увлечённости: сотрудник центра расспрашивал записавшегося в клуб новичка о его интересах, а потом помогал начать работу над проектом, связанным с этим увлечением. Кто-то хотел научиться снимать видео или микшировать аудиозаписи.

Кто-то связывал проекты со своим хобби: например, мальчик, фанат скейтбординга, создал сайт с иллюстрациями, объясняющими выполнение трюков.

Некоторые учителя школ, которые находились рядом с клубом, были сильно удивлены. Дети, которые бездельничали на уроках, приходили в клуб и самозабвенно работали над собственными проектами. Резник вспоминает мальчика, который на уроках не любил читать, но в учебном центре часами напролёт штудировал руководства по анимации — они были нужны для проекта.

3. Партнёры

Несколько лет назад правительство Иордании пригласило Митчела Резника приехать и помочь понять, почему их образовательные центры «Станции знания» не так популярны.

Митчел знал, что в его компьютерный клуб в Аммане (столице Иордании) ходит много детей. Резник сравнил свой клуб и «Станции».

Он понял, что основная проблема «Станций знания» — отсутствие мест, где дети могли бы работать сообща.

Партам не нужно стоять в ряд, как в школе, в центре нужен общий стол для переговоров и совместных проектов, у стульев должны быть колёсики, чтобы было удобно подкатиться к товарищам за соседним столом.

Интерьер и атмосфера обязаны располагать: новичок не должен пугаться, когда попадает в новое пространство. Каждому важно чувствовать свободу и поддержку, чтобы творить.

Любое взаимодействие помогает приобрести новые знания, усовершенствовать свой проект, сделать его лучше, избавиться от недочётов и найти новую идею.

4. Процесс игры

Чтобы играть, не нужны дорогостоящие игрушки. Нужны любознательность, воображение и жажда экспериментов. Многие неверно истолковывают четвертое «П», и Резник советует переключить внимание со слова «игра» на словосочетание «игровой настрой». Игровой настрой помогает легко и охотно экспериментировать, работать над сложными и монотонными задачами в процессе потока.

4 мифа о креативности

Слово креативность уже превратилось в почти что ругательное, но на самом деле творческое мышление — настоящая ценность в нашем мире. Общаясь с разными людьми, Митчел Резник выяснил, что о креативности есть много заблуждений.

1. Креативность — это про искусство

Это не так, ведь творческое мышление нужно не только художникам или поэтам. Учёные демонстрируют креативность, выдвигая новые теории. Врачи — диагностируя заболевание. Предприниматели — создавая новые продукты. Соцработники — придумывая новые стратегии помощи нуждающимся. Политики — разрабатывая новые госпрограммы. Так что креативность нужна всем.

2. Креативность — исключителный и редкий дар

Многие думают, что креативными можно назвать лишь тех, кто изобретает что-то совершенно новое. Но если вы смогли придумать что-то новое именно для себя (пусть даже кто-то до вас это уже придумал) — это тоже креативность. Вы не изобретали скрепку, но придумали новый способ её использовать. Да, это креативность и на неё способен любой.

3. Креативность проявляется как озарение

Тоже не так. Моменты озарения единичны, сила творческого процесса в соединении творчества, вдохновения, увлечённости и последовательного труда. Иными словами, озарение — это следствие множества пройденных витков спирали обучения.

4. Креативности не научишься

Креативность как раз нужно развивать. Резник говорит, что все дети от рождения наделены способностью к творческому воображению, но развитие креативности обязательно нужно поддерживать.

В последние годы многие говорят о переходе от индустриального общества к информационному. Теперь силой считают не природные ресурсы, а информацию — именно она способна двигать человечество вперёд. Но информации слишком много. Она, а вместе с ней и условия жизни постоянно меняются. Поэтому так важно уметь креативно мыслить и креативно действовать.

Книга Митчела Резника «Спираль обучения. 4 принципа развития детей и взрослых» вышла в издательстве МИФ в 2018 году

Митчел Резник считает, что переход к креативному обществу — стоящая перед нами необходимость.

Наша главная задача — помогать подрастающему поколению (будущему всего человечества) развивать творческое мышление, чтобы научиться жить в стремительно меняющемся мире.

И только сорганизовав все социальные группы, — родители, учителя, проектировщики, политики, сами дети, — мы сможем перейти к креативному обществу.

Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)

Источник: https://mel.fm/chto-pochitat/7623810-lifelong_kindergarten

Влияние современных игрушек на развитие ребенка

Мифы о развитии ребенка, создаваемые производителями игрушек

21.12.2017

5

9880

Для современного ребенка игрушка – это способ познания реальности. Детская фантазия – безгранична и, порой, из самых примитивных игрушек малыш сможет создать в своем воображения целый мир с увлекательными сюжетными линиями. Главное условие – игрушки должны быть ярких цветовых оттенков, которые привлекают внимание детворы.

Негативное влияние игрушек на развитие ребенка имеют говорящие игрушки, которые заметно притормаживают процесс речевого развития чада, как минимум на 2-3 года. Во время общения с такой игрушкой ребенок воспринимает себя в роли слушателя, зрителя, но никак не творца собственной реальности.

Если с раннего возраста приучать малыша к использованию всевозможных гаджетов – это негативно скажется на психическом развитии ребенка. Виртуальный мир способствует развитию клипового мышления.

В результате, мозг перестает воспринимать новую информацию линейно – в текстовом виде. Именно поэтому вместо планшета или робособаки лучше всего купить ребенку плюшевую игрушку, конструктор или пазлы.

Большой ассортимент современных детских игрушек на прилавках магазинов приятно удивляет и родителей, и детей. Однако далеко не все игрушки можно покупать своему чаду. Некоторые из них негативно сказываются на воспитании ребенка:

  • Кислотная атака. Многие современные игрушки отличаются яркой цветовой палитрой. Однако «кислотные» оттенки плохо сказываются на сенсорике малышей, вызывая у них раздражение. Это приводит к проявлению ранней детской агрессии, рассеянности.
  • Страшилки. Наличие острых зубов, пугающего взгляда игрушки, больших когтей – все это символизирует страх и ужас. В результате, у ребенка начинают появляться проблемы с психикой, в его внутреннем мире появляются выдуманные монстры, которых ребенок боится.
  • Электронные манипуляторы. Игрушки, дополненные электронным функциями, способствуют тому, что ребенок «тормозит» в развитии. Малыш выполняет все подсказки, о которых сообщает ему игрушка. В результате, прекращается стимуляция фантазии и отсутствует творческое мышление.

Многие современные игрушки предлагают совместить в одном предмете сразу несколько вещей: слоник в виде телефона и на колесиках. Это искажает детское восприятие реальности, деформируя хрупкий чувственный фон малыша.

Виды игрушек

Учитывая влияние игрушек на психику ребенка,выделяют четыре основных типа детских игрушек:

  1. Сюжетно-образные – всевозможные куклы, машинки, самолетики, зверушки и прочие фигурки, прообразы которых существуют в реальном мире. Благодаря таким игрушкам чадо сможет моделировать различные ситуации, способные произойти в жизни.
  2. Развивающие – кубик Рубика, конструктор, пазлы, логические головоломки. Все эти игры объединяет одно – они имеют определенные правила и цели. Это помогает ребенку развивать творческое мышление, логику и быть более усидчивым.
  3. Спортивные – скакалки, самокаты, велосипеды и другие игрушки, «заставляющие» малыша активно двигаться, не сидеть на одном месте. В результате, малыш учится ориентироваться в пространстве, укрепляя мышечный тонус.
  4. Сенсорные – это игрушки-забавы, которые предназначены для самых маленьких. Их основная задача – подарить малышу радость, положительные эмоции. В этот список принято относить погремушки и различные заводные игрушки.

По мере взросления малыша его коллекция игрушек должна меняться с учетом его пожеланий, творческих и психологических наклонностей.

Требования к игрушкам для детей

Подбирая игрушки для собственного чада, не зависимо от предпочтений и возраста малыша, стоит помнить об одном важном правиле: «игрушка должна способствовать всестороннему развитию ребенку на каждой возрастной ступеньке».

Существует несколько важных требований, касающихся подбора современных изделий:

  • Тематическая направленность, основная суть игрушки. Способствовать развитию могут только те игрушки, которые несут в себе добрый смысл и «подталкивают» чадо совершать действия положительного характера.
  • Динамичность. Такие игрушки побуждают ребенка к разнообразным действиям. Это положительно сказывается на психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста.
  • Внешний вид игрушки. Для воспитания художественного вкуса и эмоционального отношения игрушка должна иметь привлекательный дизайн. Ведь в раннем возрасте малыш в первую очередь оценивает все вещи и предметы согласно их визуальной составляющей.

Родителям рекомендуется выбирать игрушки из натуральных, гипоаллергенных и безопасных для детского здоровья материалов. Ведь маленькие дети очень часто облизывают игрушки, кусают их (особенно, когда режутся зубы).

На сколько важны игрушки для психологического развития ребенка

Большую половину своего свободного времени ребенок проводит именно с игрушками. Он с ними отправляется на прогулку, в детский сад, проводит свободное время дома. Именно поэтому каждая новая игрушка играет важную роль в процессе психологического развития малыша.

  • Первые шаги – от 1 до 3 лет. В этот период малыш узнает себя, и знакомится с окружающим его миром. Потому важно показывать малышу игрушки, которые создают различные мелодии, яркие и реалистичные модели.
  • Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет. Это один самых важных этапов в развитии каждого чада. В таком возрасте ребенок в полной мере чувствует свою самостоятельность и испытывает желание в ее самореализации. В качестве
  • игрушек используют: куклы, машинки, разноцветные кубики, пирамидки, конструкторы.
  • Младший школьный возраст – от 7 до 10 лет. Как правило, это последний период, когда ребенок играется в игрушки без особого стеснения. В этом возрасте можно смело знакомить школьников с различными наборами, более сложными видами конструктора, партнерскими играми (шашки, шахматы, морской бой и другое).

Помните о том, что развитие ребенка осуществляется не тогда, когда он отрабатывает определенные умения, а когда он учится самостоятельно принимать решения.

Источник: https://smartum.com.ua/ru/about_us/blog/igry/navorocheni-igrashki-vbivayut-uyavu-ditini/

4 мифа о развитии ребенка до года от ТЕДДИ-клуба

Мифы о развитии ребенка, создаваемые производителями игрушек

Психология, педагогика и медицина давно и обстоятельно «разложили по полочкам» основные понятия и нормы развития ребенка. Речь идет, в первую очередь, об этапах формирования и развития нервной системы, и в частности – сенсорных систем. И прежде чем следовать каким-либо инструкциям, следует ознакомиться с ними и понимать, что и зачем мы делаем.

Например, в первый месяц жизни новорожденный не различает цвета – попытки «развивать» его с помощью ярких картинок и предметов бессмысленны.

 

В возрастной психологии есть такое понятие, как «сензитивный период» – время, когда психика максимально восприимчива к определенным воздействиям и легко формирует нужные качества, словно открывается «окно возможностей».

Миф № 1. «Чем раньше, тем лучше»
 

Для формирования определенного навыка организм должен «подготовить базу»: укрепить нужные мышцы, сформировать нейронные связи и т.д. Попытки обогнать нормы развития ребенка могут создать перенапряжение всех его систем, и пользы от этого не будет никакой.

Например, если «приучать» сидеть малыша до того, как он начнет делать самостоятельные попытки, есть риск «заработать» искривление позвоночника и деформацию тазобедренных суставов. Это же касается и интеллектуального развития.

Что делать? Знакомьтесь с таблицами возрастного развития и создавайте благоприятные условия в нужное время.

Триада развития

Человек – удивительная целостная система, где все элементы связаны. И развития это тоже касается. Мы можем выделить три основные сферы: физическое, интеллектуальное и эмоциональное/социальное развитие.

И что бы мы ни делали с ребенком, всегда затрагиваются одновременно все сферы! Например, долгие болезни и пребывание

в больнице тормозят интеллектуальное развитие. Радостные события и приятные ощущения развивают не только эмоциональную сферу, но и укрепляют необходимые зоны мозга для умственного развития.

Поэтому бессмысленны «развивалки», где детей до трех лет разлучают со взрослым: так ребенок не чувствует себя в безопасности, его эмоциональная сфера перенапряжена, а значит, никакой пользы от занятия не будет. 

Развитие только через контакт

Мозг маленького человека устроен так, что развиваться он может исключительно тогда, когда ему хорошо и спокойно. В первый год жизни главное условие – контакт со взрослым, именно это дает основу для развития.

И важен именно эмоциональный, физический, зрительный контакт, а не просто присутствие.

То есть лучше развивается ребенок, сидящий в слинге у папы под мышкой с пустой коробочкой в руке, чем

в одиночестве нажимающий кнопки дорогого развивающего комплекса. 

Миф № 2. «Можно купить специальные пособия и игрушки – ребенок будет сам себя развивать»

Ага, конечно! Эту идею активно эксплуатируют производители дорогих игрушек, подспудно продавая родителям немножко свободного времени.

Это ни хорошо, ни плохо: важно понимать, что такая игрушка не будет развивать ребенка, а просто нейтрализует его на некоторое время, чтобы вы смогли принять душ и передохнуть.

Что делать? Носить малыша на руках, делать ему «козу рогатую» и «сороку-ворону», читать и петь стишки и песенки и т.д.

Миф № 3. «Раннее развитие – это очень дорого»
 

Если ваш бюджет ограничен, не стоит тратить его на пластик с лампочками. Нет приятнее игрушки для ребенка 9–12 месяцев, чем набор пластиковых контейнеров, которые можно вкладывать один в другой, например.

Любые когнитивные функции до года можно развивать подручными бытовыми средствами. И это – разумное использование семейного бюджета. 
Что делать? Лучше вложить эти деньги в помощь по хозяйству для мамы, например.

Тогда у нее появится больше сил быть в контакте с малышом.

Миф № 4. «Раннее развитие – сложный процесс, требующий много времени. Идеальные родители с этим справляются!»
 

Тут целый комплекс разнообразных вредных убеждений.

Кажется, что нужно совершать много странных действий, выделять на это много времени и сил – и при этом, как на минном поле, ошибка недопустима! Вдруг что-то упустим, недодадим, и все – ребенок так и останется неразвитым! Все это создает такое внушительное напряжение и тревогу, особенно у мам-перфекционисток, что есть два пути выхода из-под напряжения, и оба нехорошие. Либо контролировать все, напрягаться все больше – и это напряжение выльется в завышенные требования к ребенку, либо в какой-то момент махнуть на все рукой и «забить», дать ребенку планшет с мультиком и отвлекаться от мыслей о том, что «я мать-неудачница, провалила ответственную миссию» всеми доступными способами. Третий путь – разобраться с возрастными нормами и действительно нужными занятиями.

А правда такова…

…Развитие – это естественный процесс, мощнейшее природное стремление к новым знаниям и навыкам. Надо очень постараться, чтобы его остановить или исказить. Если ребенок растет с внимательными и чуткими родителями, его потребности удовлетворяются вовремя – поверьте, вы не «прошляпите» моменты, когда нужно предложить новое занятие, игрушку и развлечение.  … Развитие – это приятно и весело! Помня про триаду развития – как вы думаете, какой ребенок будет развиваться лучше? Тот, у которого мама с напряжением на лице (и мыслями «лучше б я сейчас…»), сверяясь с инструкцией, лепит идеального жирафа из пластилина – или тот, кто вместе с мамой размазывает этот пластилин по столу, бурно веселясь? 

Так что же все-таки делать?

В первый год жизни – любить и кормить, как и написано в начале статьи! И это не шутка – когда мы показываем ребенку свою любовь (а не только чувствуем ее внутри), это мощнейший стимул для его мозга, сигнал «Я в этом мире нужен, бегом развиваться!»

Вы можете найти очень много идей для игр и занятий, как развивать ребенка по месяцам.

Сделаем акцент на таких моментах:

  • Много разговаривайте с ребенком с самого рождения: в первый год закладывается основа для развития речи. Не искажайте слова и сюсюкайте только интонацией, не меняя произношение.  
  • Как можно больше телесного контакта: носите на руках и в слинге, гладьте, тискайте и целуйте. Чем больше приятных ощущений от кожи и мышц, тем лучше стимуляция мозга.
  • Подыгрывайте ребенку, когда он гулит и строит гримасы. Кривляйтесь в ответ, отвечайте на ищущий взгляд, гулите и говорите в ответ на его звуки. Это развивает зеркальные нейроны мозга.
  • Давайте трогать разнообразные фактуры игрушек, предметов и всего, что вас окружает. С 3-х месяцев ладошка – гиперпоставщик стимулов в мозг! Сенсорные тактильные игрушки – хоть самодельные, хоть готовые – развивают основу мелкой моторики и интеллекта в целом.
  • Свобода движения согласно возрасту, чтобы развивалось ощущение своего тела в покое и движении, координация и ощущение пространства, вестибулярный и опорно-двигательный аппарат. Новорожденному – мягкий свободный «кокон» (не тугое пеленание в «червячка»!). В 1–3 месяца – подвесные игрушки в кроватку/ коляску для фокусировки взгляда и тренировки ручек. Затем – удобный безопасный «полигон» для переворачивания на бочок, спинку, животик,2–3 интересные игрушки перед малышом, чтобы стимулировать его движения. Ползунка обязательно выпускаем «пастись» на полу, чтобы двигаться в большом пространстве. Очень важно: раньше, чем ребенок не начнет САМ садиться, вставать и ходить, мы его не садим и не ставим! Ходунки тоже очень вредны. Навыки ходьбы – сложный комплекс разнообразных умений, они должны формироваться самостоятельно. 
  • Помните: не ребенок для занятий, а занятия для ребенка! Если он сейчас не хочет лепить/рисовать/смотреть книжку – имеет полное право! 
  • И самое главное – спокойные, по возможности выспавшиеся и сытые родители. Это главный развивающий педагог первого года жизни. Тогда у нас хватит чуткости вовремя замечать потребности малыша и адекватно на них реагировать.   

Радостного вам общения! 

Анна Рымаренко – психолог, блогер, перинатальный инструктор

Источник: https://teddyclub.info/ru/0-2-goda/metodiki-razvitiya-rebenka/4-mifa-o-razvitii-rebenka-do-goda

Выбор развивающих игрушек для ребенка

Мифы о развитии ребенка, создаваемые производителями игрушек

Современные развивающие игрушки для детей поражают воображение и кошельки родителей своим разнообразием и стоимостью. Как сделать правильный выбор? Влияет ли большая стоимость на качество изделия? Почему психологи рекомендуют не все игрушки для развития, представленные на рынке? На эти и многие другие вопросы можно получить исчерпывающие ответы прямо сейчас.

Мифы о развитии детей от производителей игрушек

Начать разговор о развивающих игрушках хочется с мифов, созданных гениальными маркетологами, цель которых – высокие продажи, а никак ни развитие ребенка. Доход – вот что движет производителями. А родителями – желание детей обзавестись той или иной безделицей. Что же на самом деле нужно для развития малышей? Надо разбираться детальней. Но сначала вернемся к нашим мифам.

  • Миф первый: чтобы ребенок развивался, ему обязательно нужны развивающие игрушки.

Действительно? Вы серьезно? А если таковых нет? Думаете, что ребенок остановится в развитии и останется безвольным и бесхребетным существом? Неважно, есть у крохи такие безделицы или нет, – это не база и не основа основ.

Достаточно не держать малыша в чулане, и он будет развиваться сам, используя подручные средства, окружающих людей, свой собственный внутренний мир, тесно соприкасающийся с действительностью, благодаря которой совершенствуется.

Стоит подумать над тем, что 500 и 1000 лет назад не было ни игрушек, ни детских магазинов, но при этом как-то развивались и дети, и взрослые, а вместе с тем человечество, которое за это время поднялось в небо, космос, спустилось под землю, научилось общаться на расстоянии тысяч километров и многое другое.

  • Миф второй: чем дороже и круче игрушка, тем большего эффекта в развитии помогает достичь.

Под таким соусом родителям втюхивают цветастых монстров с жуткими мелодиями, писклявым голосом или диким звоном, от которых начинает тошнить уже черед день-другой активного использования.

Простая вещь может развивать не хуже самой новомодной безделицы, стоящей баснословных сумм денег. Не стоит гнаться за модой и брендами. Качество превыше всего. Причем это может быть даже простая деревянная игрушка со шнурочками.

  • Миф третий: хорошие развивающие игрушки стоят дорого.

Этот миф также придумали производители. Их цель понятна – высокие продажи. Непонятно только, чем руководствуются родители, предпочитая более дорогой вариант одной и той же безделицы.

  • Миф четвертый: развивающие игрушки для детей не нуждаются в участии взрослых.

Это такая же ерунда, как и все предыдущие утверждения. Большинство товаров этой группы оснащены уймой кнопок и функций. Ребенок не должен изучать покупку наугад. Лучше сразу все объяснить, рассказать, показать, заинтересовать. Если уж мама с папой потратились на дорогостоящую забаву, то стоит потратить еще и собственное время, что улучшит результат развития от игры.

  • Миф пятый: счастливое детство возможно только с большим количеством ярких и веселых игрушек.

Увы и ах, но это не так. Счастливым детством могут похвастаться только те дети, родители которых занимались ими, уделяли внимание и просто любили. Причем любили не только чадо, но и время, которое проводили вместе.

Поэтому воспоминания о детстве разукрашены яркими моментами и веселыми ситуациями, в которых ребенок был частью дружной семьи. Из таких детей вырастают успешные и уверенные в себе люди.

Все, что для этого нужно – любовь, забота, внимание, участие и время… А море игрушек в доме еще не гарантирует ребенку счастье.

Что такое развивающие игрушки

Если верить физиологам и психологам, мозг ребенка развивается до 3 лет. Именно поэтому сегодня так популярна тема раннего развития. Однако оно не всегда подразумевает под собой использование игрушек, так как больше построено на дидактических материалах. Вот только не все родители это понимают и, путая понятия, заваливают детскую, а вместе с ней и ребенка, развивающими игрушками.

Да, есть игрушки, действительно направленные на развитие умственных способностей малышей, но это совсем не те товары, которые можно увидеть в рекламных роликах по телевидению и на полках магазинах.

О «развивающей игре» впервые заговорил педагог Борис Никитин, разработавший большое количество игр для деток разных возрастных категорий. Чаще всего в этих играх требуется строить, складывать, выполнять задания.

Но не играть ради одного удовольствия, привлекая ребенка яркой раскраской и необычными звуками. Интересно само содержание, цель, задания, выполняемые от простого к сложному.

Именно такие игры благотворно воздействуют на развитие детей.

А если верить А.С. Макаренко, то дети в работе будут таковы, каковы в игре. Поэтому воспитывать их следует через игру. То есть следует направлять ее и принимать в ней активное участие, не пуская ситуации и сюжеты на самотек.

Что такое «развивающие игрушки»? Судя по названию, это вещи и предметы, способствующие увеличению словарного запаса, развитию навыков счета, мышления, логики, мелкой моторики, творческих способностей, музыкального слуха, внимания, памяти и т.д. В то время как развивающие игры предлагают выполнять задачи и задания. А это требует активизации мыслительных процессов.

Покупные развивающие игрушки для детей имеют один большой минус и подвох: они ограничивают ребенка рамками, в которые он должен вписаться, выполняя предложенные задания. Чего не скажешь о развивающих играх, в которых можно фантазировать, выдумывать, взаимодействовать с игрушками, менять правила, создавать новые игры.

Из этого следует, что развивающие игрушки для детей – это не обязательно дорогостоящие изделия известных брендов. Это может быть собственноручно созданная игрушка: коробка, банка, бутылка, палка, провода, соединенные в замысловатую безделицу.

Например, на кусок деревянной доски можно прикрепить счеты, выключатель, замок с ключиком, дверную задвижку и многие другие мелочи, с которыми ребенок будет увлеченно заниматься часами, параллельно развивая моторику рук. Фантазия взрослых и детей не имеет границ.

Поэтому ее надо направлять на развитие карапуза.

Что отличает развивающие игрушки от простых?

Есть ли у развивающих игрушек характерные отличительные черты? Конечно, и вот основные:

  • Каждая игрушка имеет два и более вариантов применения.
  • Это многозадачные изделия.
  • Задачи игрушек имеют разную суть и знакомят малышей с разными вариантами решения той или иной задачи.
  • Выполнение задач происходит от простого к сложному.
  • Изделия направлены на развитие творческих способностей.
  • Каждая последующая задача немного опережает возможности карапуза.

Польза развивающих игрушек

особенность и польза любого развивающего устройства – возможность развиваться самостоятельно, без помощи и активного участия взрослых. Таким образом, ребенок в доступной игровой форме изучает мир и приобретает новые навыки.

Кроме того, безделицы и наборы для развития позволяют совершенствовать уже имеющиеся навыки и заложенные природой задатки интеллектуальных и творческих наклонностей конкретного ребенка. Кроха учится самостоятельности, принимая решения относительно той или иной задачи, пусть даже самой простой.

Производители предлагают широкий ассортимент интерактивных и развивающих игрушек. Кроме обучения, они создают предпосылки для хорошего настроения, делая занятия свободными и веселыми, что всегда приятней обязаловки и зубрежки.

К развивающим игрушкам относятся конструкторы, мозаики, головоломки, пазлы, говорящие и музыкальные приспособления.

Кстати, последние являются хорошими помощниками в освоении иностранных языков, математики и многих других предметов. Также с такими забавами легко учить стишки, песенки и сказки.

А еще при помощи развивающих безделиц можно выучить буквы, счет, геометрические фигуры, цвета, времена года, месяцы и многое другое.

Как привлечь внимание ребенка к игрушке, если она его не заинтересовала?

Думаете, такого не бывает? Отнюдь. Особенно если игрушка имеет не очень яркую окраску и малую функциональность. К сожалению, малышей, как и взрослых, чаще привлекают яркие вещицы. Но это еще не значит, что ярко – это красиво, а красиво – полезно.

Если карапуза не заинтересовал очередной презент, не спешите винить производителя. Возможно, проблема именно в родителях и остальных членах семьи, которые откупаются от ребенка подарками, компенсируя ими совместное времяпрепровождение.

В данном случае придется как раз потратить часок-другой на совместные игры. Естественно, с участием непривлекательного атрибута. Поверьте, карапуз полюбит игрушку только за то, что вы играли ею вместе.

С мамой и папой! Как настоящая семья!

Также причиной отсутствия интереса к новинке может стать ее непонятность. Объясните чаду, что да как следует делать с безделушкой, чтобы игра доставляла удовольствие. Не все современные игрушки понятны детям.

Играя вместе в запутанные игры, которые по ходу действия будут объясняться ребенку, родители могут рассчитывать на длительный интерес к игрушке.

Главное при этом – понять, как работает забава, на чем основан принцип ее действия, что следует сделать и каков будет итог.

Современные развивающие игрушки для детей помогают им открывать свои физические и психологически навыки, учат правильно размышлять над разными задачами и ситуациями, а также способствуют развитию мелкой моторики, которая очень важна для становления маленькой личности. В любом случае, развитие каждого из данных направлений будет очень полезно в будущем.

Поэтому родители, покупая очередную забаву, в первую очередь должны думать не о том, сколько она стоит, а что она может дать малышу, какую пользу принести. Также, покупая игрушку, маме и папе надо ориентироваться не на собственные предпочтения, а на то, насколько интересен предмет малышу.

Преподнося подарок, лучше всего распаковать его вместе с деткой, показать и рассказать, что именно попало ему в руки, как этим пользоваться. Естественно, все манипуляции следует сопроводить интересными историями, стишками, прибаутками.

Немного внимания и терпения сделают свое дело и в итоге дадут положительный результат, привив ребенку любовь к новой игрушке.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvivayushhij-dosug/igrushki/vybor-razvivayushhih-igrushek-dlya-rebenka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.