Музыкальные инструменты в культуре славян и народов России

Русские народные музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты в культуре славян и народов России

Русский народный музыкальный инструмент — предмет, с помощью которого музыканты извлекают любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

C уществующие обыкновенные музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: струнные щипковые, струнные смычковые, медные духовые, язычковые духовые, деревянные духовые, ударные. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты, хотя способы звукоизвлечения в них зачастую различны.

Физическая основа музыкального инструмента, производящего музыкальные звуки (за исключением цифровых электрических устройств), это резонатор. Это может быть струна, столб воздуха в некотором объёме, колебательный контур, или иной объект, способный запасать подведённую энергию в виде колебаний.

Резонансная частота резонатора определяет основной тон (первый обертон) производимого звука. Инструмент может производить столько звуков одновременно, сколько резонаторов в нём смонтировано. Звучание начинается в момент ввода энергии в резонатор.

Резонансные частоты резонаторов некоторых инструментов часто можно плавно или дискретно изменять в процессе игры на инструменте.

В музыкальных инструментах, производящих немузыкальные звуки, например ударных, наличие резонатора не принципиально.

Русские музыкальные инструменты

СтрунныеБалалайка>ГудокГуслиДомраСемиструнная гитара
Духовые  и язычковыеБаянВолынкаГармоньРожокСвирельКугиклыЖалейкаКолюкаПыжаткаСопель
Ударные, шумовыеБарабанБубенецГусачокДроваЛожкиНакрыРубель

Балалайка

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным слегка изогнутым деревянным корпусом. Это один из инструментов, ставших музыкальным символом российского народа.

Само название инструмента — типично народное, звучанием слогосочетаний, передающее характер игры на нём.

Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима (600—700 мм) является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас (до 1,7 метров  длиной)— функцию баса.

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Усовершенствуется благодаря В. Андрееву совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Кугиклы

Куги́клы (куви́клы) или цевни́ца — духовой музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты. Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок (3—5 трубок) различной длины (от 100 до 160 мм) и диаметра.

Трубки изготавливаются из стеблей куги (болотного камыша), тростника, бамбука, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину. Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Верхние открытые концы расположены на одном уровне, нижний закрыт узлом ствола.

Современные кугиклы могут быть металлическими, изготовлены из пластмассы или эбонита.

Поднося верхние концы трубочек ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки.

Звук кугиклы тихий, нежный, свистящий. Он хорошо сочетается с другими народными инструментами — дудкой, рожком, жалейкой, свирелью, народной скрипкой. На кугиклах играют в основном женщины, ансамбль кугикальниц состоит из 3-4 исполнительниц, одна – две играют и одновременно издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные подыгрывают те же мелодии в синкопированном ритме.

Рубель

Ударные, шумовые  инструменты относятся к самым древним музыкальным инструментам. Наши предки делали их из того материала, который имели под рукой, — дерева, кожи, кости, глины, а позднее металла. Им приписывалась магическая сила.

Ударные инструменты, не имеющие звукоряда, обладают большими выразительными возможностями и в народной музыке находят широкое применение.

 Рубе́ль (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».

Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой.

В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором.

Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объемная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.

Для рубелей применяют древесину твердых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клёна, берёзы. В работе можно использовать отходы досок древесины, обрабатывая их вручную или на станке. Торцы рубелей ровно опиливают, острые углы на гранях округляют напильником. Из этой же заготовки вырезается и ручку.

Дополнительной операцией является нарезка на нижней поверхности рубелей валиков. В следующем этапе работы производят сглаживание получившихся острых граней, придавая им круглую форму. Резонаторная щель в корпусе высверливается и обрабатывается с одной из боковых торцевых сторон, причем не насквозь.

Литература: 

1. Бежкович А.С. и др. Хозяйство и быт русских крестьян. — М.: Советская Россия, 1959.

2. Бычков В. Н. Музыкальные инструменты. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

Источник: http://goldmuseum.ru/narody-rossii/russkie/muzika-rus/muzikalnie-instrumenti-rus/

Колорит славянской музыки и особенности традиционных инструментов

Музыкальные инструменты в культуре славян и народов России
Звучание славянской музыки легко распознать среди многих народных стилей

Музыка, наряду с другими видами прикладного и художественного творчества, составляет народную культуру. Именно народные ритмы и напевы способны вызвать волшебные чувства в душе человека и какую-то необъяснимую мистику.

Особо ценным наследием наших предков является славянская музыка. Ни один народ в мире не обладает более ценным музыкальным скарбом, чем славяне. Народная этно музыка и сегодня впечатляет своей самобытностью, особой свежестью и свободой, а также оригинальными напевами.

 О других направлениях этнической музыки, можно прочитать в этой статье.

Немного истории

Как известно, мелодия и песня сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Казалось бы, они существовали всегда, с самого сотворения мира.

Народная славянская музыка появилась во времена дохристианской Руси, когда на землях проживали кочующие племена. Каждая народность имела свое происхождение, обычаи и традиции, что сказывалось и на музыке. Она носила несколько обрядовый характер.

Именно поэтому, сегодня славянская этно музыка настолько разнообразна и необычна по звучанию.

Обрядовая славянская музыка

[ot-video][/ot-video]

После принятия на Руси христианства, музыка в народной стилистике проявлялась больше в хоровом пении под незатейливый аккомпанемент или совсем без него.

Этот период нельзя отнести к творческому расцвету. Как отголоски протестантского движения, церковь наложила запрет на использование любых народных инструментов. Скоморохов и песенников жестоко наказывали, а инструменты безжалостно уничтожали. Эта страница этно истории печальна. Именно в этот период были безвозвратно утрачены многие народные инструменты, забыты музыкальные традиции.

Только спустя время славянская музыка снова стала на путь возрождения. Самый большой подъем и интерес к музыке в народном стиле наблюдается в XVIII-XIX столетии. Тогда историками были восстановлены этапы развития, виды и особенности различных жанров, найдены многие инструменты. Благодаря этому, мы сегодня имеет уникальную возможность прикоснуться к музыкальной истории наших предков.

С древних лет славянские музыканты играли для воинов во время многочисленных походов

Особенности музыки в славянском стиле

Сегодня многие современные композиторы используют мотивы в народном стиле в своих композициях для придания особой эмоциональной окраски и усиления музыкального эффекта. Рождаются новые жанры, такие как этно-рок, этно-поп и многие другие.

Славянский этно-рок

[ot-video][/ot-video]

Использовать этно мотивы сегодня особенно модно, ведь именно народные нотки придают композиции осмысленности и неординарности в звучании. Невероятный колорит, которым обладает славянская музыка, не является случайным. Все дело в том, что в этно мотивах собрано великое множество музыкальных традиций разных народностей.

Современная интерпретация русских народных частушек

[ot-video][/ot-video]

Можно легко различить национальные украинские, русские, белорусские и даже восточнославянские ноты. Произведение в самобытном этно стиле можно узнать с первых аккордов:

  • Обычно славянская музыка действует на слушателя завораживающе, повергая в необычное духовное состояние.
  • Музыкальное звучание в народном стиле выражается не одним, а несколькими народными инструментами.
  • Песни обязательно несут смысловую нагрузку.
  • Некоторые произведения могут нести религиозный посыл, что особенно характерно для этно композиций.
  • Под ритмичную и задорную мелодию в этно стилистике ногио сами рвутся в пляс.
  • Исполнение в один голос или хором звучит мелодично, протяжно, напевно.

Не секрет, что славянская музыка никого не оставит равнодушным. Она проникает в самое сердце слушателя, затрагивая самые дальние струны души. Чтобы разобраться в феномене музыки в народном стиле, важно рассмотреть основные музыкальные народные течения.

Русское народное творчество

Безусловно, русская музыка в народном стиле является основополагающей в древнеславянской культуре. Слушая такие композиции сегодня, мы словно прикасаемся к основным историческим вехам, узнаем о традициях и укладе жизни наших предков.

Задорная русская народная музыка

[ot-video][/ot-video]

Изначально русская песня в сопровождении инструмента использовалась для сопровождения религиозных или языческих обрядов, а позже — для семейных событий или торжеств. Но были и такие, которые рассказывали о важных событиях, о народном походе или военных подвигах. Такие произведения именуются эпическими или былинными. Основными направлениями в русском народном творчестве были:

  • Детские песни. К ним относятся колыбельные или песенки-потешки, которые пелись деткам мамами и бабушками и обязательно передавались из поколения в поколение, как семейные ценности.

Русские народные колыбельные

[ot-video][/ot-video]
  • Обрядовые этно напевы. Ими сопровождался каждый календарный праздник славян (Масленица, Ивана Купала, Святки и многие другие праздники).

Обрядовые песни

[ot-video][/ot-video]
  • Песни-плачи. Это целая профессия, представительницами которой были плакальщицы. Песни-плачи исполнялись, когда провожали в последний путь усопших, а также во время войн.
  • Эпические произведения. Это целые истории, полные событий, положенные на музыку. С их помощью рассказывались о ратных подвигах на поле боя, прославлялись герои, поддерживался боевой дух.
  • Частушки. Незатейливые песенки веселого жанра популярны и сегодня. Короткие частушки-стишки исполняются в шутливой форме, обычно на злободневные темы.

Русская песня сопровождала людей повсюду. Ярмарки, праздники, свадьбы и сегодня сопровождает традиционная славянская музыка, а русская песня относится к важнейшим ценностям в мировой этно культуре.

Украинская музыкальная культура

Бесспорно, украинская музыка является неотъемлемой частью славянской культуры. Именно она отвечает за музыкальность творчества в народном славянском стиле.

Сегодня украинская музыка известна не только в границах своей страны, но и далеко за ее пределами.

Еще в 11 веке на фресках Софии Киевской были изображены музыканты и танцующие скоморохи, играющие на всевозможных музыкальных инструментах.

Музыкант на фреске Софии Киевской

А в 12 веке есть упоминания об украинских певцах Бояне и Митусе, которые исполняли этно произведения не только для народа, но и для представителей княжеств. Первая украинская музыка, как и русская, носила все больше обрядовый характер.

 Именно музыка, по мнению украинцев, защищала от дурного глаза, скверны, бед и неудач. Позже песни в мелодичном музыкальном сопровождении несколько видоизменились, принимая все более лиричный и осмысленный характер.

Так сегодня украинская музыка известна в таких жанрах:

  • Календарные обрядовые песни. Исполнялись, как правило, во время праздников или чествований языческих богов. Так появились веснянки, колядки и щедривки.

Украинские календарные обрядовые песни

[ot-video][/ot-video]
  • Песни крепостных. Обычно в минорном жанре, рассказывающие истории о нелегкой доле наймита в музыкальном сопровождении.
  • Лирика и баллады, рекрутские, стрелецкие, солдатские песни.

Стрелецкие песни

[ot-video][/ot-video]
  • Думы. Такие произведения были наполнены глубоким смыслом. В них прославляли подвиги, выражали народные помыслы, повествовали о важных событиях в Киевской Руси.

Казацкие думы

[ot-video][/ot-video]

В те времена украинская музыка объединяла людей. Так появлялись целые песенные цеха — своего рода творческие братства со своим уставом и укладом.

Славянские инструменты

В давние времена украинская музыка или русские напевы носили сакральный характер. По мнению народа, то или иное звучание могло отпугивать злых духов, оберегать от несчастий, сохранять здоровье.

Издавна считалось, что в народном инструменте есть своя душа, которая при помощи того или иного звука выражает эмоции, проявляет характер, дарит человеку веселье или умиротворение, успокаивает и заряжает силой. Всегда славянская музыка отличалась особой мелодичностью и оригинальным эмоциональным звучанием.

В культуре сегодня известно несколько музыкальных инструментов, которые и отвечали за эмоциональный окрас народной песни:

  • Домра — старинный инструмент с тремя струнами, русская балалайка является «внучкой» домры. А вот украинская музыка сопровождалась бандурой или кобзой.Домра Звучание домры
[ot-video][/ot-video]
  • Гусли — древнейший инструмент, известный ныне в русском музыкальном творчестве. Былинные герои Садко и Добрыня Никитич играют именно на гуслях.Гусли Звучание гуслей
[ot-video][/ot-video]
  • Гудок. Первый на Руси смычковый инструмент по форме напоминал грушу. Обычно его использовали скоморохи в своем народном творчестве, распевая задорные песни.Гудок
  • Гармонь. Конечно, славянская музыка, а именно, русская песня, не представляется без гармони.Русская гармонь
  • Трембита. Сегодня украинская музыка не часто использует трембиты. Кроме музыки, в горных районах Украины трембиты использовали для оповещения селения о важном событии. Сегодня такой инструмент можно услышать на фестивалях этнической славянской культуры.Трембита очень популярна в Карпатах Звучание и особенности трембиты
[ot-video][/ot-video]
  • Жалейка. Украинская музыка не знает такого инструмента, а вот русская культура знакома с жалейкой. Из маленькой дудочки извлекались звуки, напоминающие плачь, отсюда и название. В народном творчестве жалейка дополняла лирику произведения.Жалейки Звучание жалейки
[ot-video][/ot-video]

Несомненно, по истечении времени, славянская музыка несколько изменилась под влиянием исторических событий и появлением новых традиций. Сегодня украинская музыка стоит несколько обособленно, являя отдельный жанр в народном стиле.

Русская песня также выделяется в качестве отдельного искусства. Но нельзя забывать об общих корнях, общих предках и общем культурном наследии для всего славянского народа.

Именно в сочетании столь разных музыкальных культур и рождается истинная магия, которую излучает славянская этно музыка.

Источник: https://ethnoboho.ru/slavyanskiy/muzyka-slavyan-osobennosti-zhanry-muzykalnye-instrumenty.html

Русские музыкальные инструменты на грани исчезновения

Музыкальные инструменты в культуре славян и народов России
Крылов Борис Петрович (1891-1977) Гармонист. 1931 г.

Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющийся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками изготовлениями немудреных инструментов, и знал как на нём играть. Так из куска глины можно изготовить свистульку или окарину, а из дощечки трещотку.

В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на народном музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.

Для русского человека в 21 веке таким родным инструментом является гармонь, ну а как же все остальные… Остановите сейчас молодого человека и попросите назвать хоть несколько известных ему народных инструментов, список этот будет очень мал, не говоря уже о игре на них. А ведь это огромный пласт русской культуры, которая почти забыта.

Почему мы утратили эту традицию? Почему не знаем своих народных инструментов и не слышим их прекрасных звуков?

Сложно ответить на этот вопрос, шло время, что-то забывалось, что-то запрещалось, так, например, средневековая христианская Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть.

С появлением электронных инструментов и музыкальных записей на пластинках и дисках, человек вообще разучился самостоятельно играть и тем более изготавливать музыкальные инструменты.

Возможно случай другой, и можно все с лихвой списать на беспощадность времени, но исчезновение, причем массовое началось давно и стремительно прогрессирует. Теряем свои традиции, самобытность — шагаем в ногу со временем, приспособились, ласкаем слух «волнами и частотами»…

Итак, самые редкие русские народные музыкальные инструменты, или те, которые совсем скоро могут просто исчезнуть. Возможно совсем скоро, большинство из них будут пылиться на полках музеев, в качестве молчаливых раритетных экспонатов, хотя изначально создавались для более праздничных мероприятий…

1. Гусли

Николай Загорский Давид играет на гуслях перед Саулом. 1873 г.

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные — 10-30 струн такой же настройки.

Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.

История гуслей

Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур.

Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. В великом памятнике древнерусской литературы, «Слове о полку Игореве» (XI — XII вв.), поэтично воспет образ гусляра-сказителя:

2. Свирель

Генрих Семирадский Пастушок, играющий на свирели.

Свирель — русский двуствольный духовой инструмент; род двуствольной продольной флейты. Один из стволов имеет обычно длину 300—350 мм, второй — 450—470 мм. В верхнем конце ствола — свистковое устройство, в нижней части — по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков.

В обыденном языке свирелью часто называют духовые инструменты типа одноствольных или двуствольных флейт.

Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину, бузины, ивы, черемухи.

В Россию, как предполагается, свирель перекочевала из Древней Греции.

В античные времена свирель представляла собой музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи разной длины тростниковых трубочек, связанных друг с другом.

Согласно древнегреческой мифологии, её изобрёл Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров. Этот музыкальный инструмент и по сей день весьма любим пастухами Греции.

3. Балалайка

Некоторые приписывают слову «балалайка» татарское происхождение. У татар есть слово «бала» означающие «дитя». Оно быть может и послужило источником происхождения слов «балакать», «балабонить» и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне.

Упоминаний о балалайке даже в XVII — XVIII очень мало. В некоторых случаях действительно встречаются намёки на то, что в России был инструмент одного типа с балалайкой, но скорее всего упоминается там домра, родоначальница балалайки.

При царе Михаиле Фёдоровиче состояли при дворцовой потешной палате игрецы домрачеи. При Алексее Михайловиче инструменты подвергались гонению. К этому времени, т.е. ко 2 половине XVII века , вероятно, относится переименование домры в балалайку.

Впервые название «балалайка» встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.

Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию корпуса или кузова балалайки, заместившего круглую форму домры. Форма балалайки XVIII века отличалась от современной. Гриф балалайки был очень длинным, длиннее кузова примерно в 4 раза.

Корпус инструмента был более узким. Кроме того, балалайки, встречающиеся на старинных лубочных картинах снабжены только 2 струнами. Третья струна была редким исключением.

Струны у балалайки металлические, что придаёт звучанию специфический оттенок — звонкость тембра.

В середине XX в. была выдвинута новая гипотеза о том, что балалайка бытовала задолго до её упоминании в письменных источниках, т.е. существовала рядом с домрой. Некоторые исследователи считают, что домра была профессиональным инструментом скоморохов и с их исчезновением потеряла широкую музыкальную практику.

Балалайка же инструмент сугубо народный и, следовательно, более жизнестойкий.

Cначала распространилась балалайка преимущественно в северных и восточных губерниях России, обычно аккомпанируя народным плясовым песням. Но уже в середине XIX века балалайка была очень популярна во многих местах России.

На ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты, такие как Иван Хандошкин, И. Ф. Яблочкин, Н. В. Лавров.

Однако к середине XIX столетия рядом с нею почти повсеместно встречалась гармоника, которая постепенно вытеснила балалайку.

4. Баян

Баян — один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название «баян» встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно, в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом — гармоникой.

В России определённым толчком в распространении инструмента явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть гармонную мастерскую.

К сороковым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10000 гармоник в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX в.

гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний.

Если в Европе гармонику делали музыкальные мастера, то в России, наоборот, гармоника создавала из народных умельцев мастеров.

Потому в России, как ни в какой другой стране такое богатство чисто национальных конструкций гармоники, отличающихся не только формой, но и разнообразием звукоряда.

Репертуар, например, саратовской гармоники невозможно исполнить на ливенки, репертуар ливенки на бологоевке и т.д. Название гармоники определялось местом, где ее сделали.

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые ТУЛЬСКИЕ гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). На той же основе стали развиваться модели очень маленьких концертных гармоник — ЧЕРЕПАШЕК. Очень звонкие и голосистые они производили впечатление на публику, хотя это и был более эксцентрический номер, чем музыка.

Появившиеся вслед за тульскими САРАТОВСКИЕ гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в конструкцию колокольчики. Эти гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название ВЯТСКОЙ гармони.

Все перечисленные инструменты имели особенность — одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Эти гармони имели одно общее название — ТАЛЬЯНКИ. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию .

Проблему решили ЛИВЕНСКИЕ кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо.

С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к.

при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.

Абсолютные чемпионы мира по баяну Сергей Войтенко и Дмитрий Храмков.

Дуэт уже успел покорить огромное количество слушателей своим артистизмом

Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию из Европы.

Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и «двухзвукорядной», т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название РУССКИЕ ВЕНКИ.

В настоящее время все перечисленные выше гармошки — большая редкость.

Баян своим появлением обязан талантливому русскому мастеру — конструктору Петру Стерлигову. Хроматические гармоники (впоследствии баяны) Стерлигова, начиная с 1905 по 1915 г. столь быстро совершенствовались, что и сегодня по их последним образцам делаются фабричные инструменты.

Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант — гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко. Мастер и виртуоз назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна — «баяном». Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян — инструмент ныне настолько популярный, что нет нужды говорить о том, как он выглядит.

Пожалуй, единственный инструмент, не претендующий на преждевременное исчезновение и «списание на полку» в рамках этой статьи. Но не рассказать о нем было бы тоже неправильно. Едем дальше…

5. Ксилофон

Ксилофон (от греческого xylon — дерево, древесина и phone — звук) — ударный инструмент с определенной высотой звука, конструкция которого состоит из набора различных по величине деревянных брусков (пластинок).

Ксилофоны бывают двухрядные и четырехрядные.

Играют на четырехрядном ксилофоне двумя выгнутыми ложечкообразными палочками с утолщением на концах, которые музыкант держит перед собой под углом параллельно плоскости инструмента на расстоянии 5—7 см от пластинок. На двухрядном ксилофоне применяется игра тремя и четырьмя палочками. Основной принцип игры на ксилофоне заключается в точном чередовании ударов обеих рук.

Ксилофон имеет древнее происхождение — простейшие инструменты подобного типа встречались и встречаются до наших дней у разных народов России, Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. В Европе первые упоминания о ксилофоне датируются началом XVI века.

К русским народным инструментам также относятся : рожок,бубен, варган, домра, жалейка, калюка, кугиклы, ложки, окарина, свирель,трещотка и еще много других.

Хочется верить, что Великая страна сможет возродить народные традиции, народные гуляния, празднества, национальные костюмы, песни, пляски… под звуки настоящих исконно русских музыкальных инструментов.

А закончу статью на оптимистической ноте — досмотрите клип до конца — всем хорошего настроения!

В моих руках – душа России,кусочек русской старины,Когда продать гармонь просили,

я отвечал: «Ей нет цены».

Источник: https://moiarussia.ru/russkie-muzykalnye-instrumenty-na-grani-ischeznoveniya/

Гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре — домрачей).

Баян

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен.

Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства.

Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин.

В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён.

Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.

Свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру.

Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды.

Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти.

Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

Источник: https://schci.ru/russkaya_narodnaya_musika.html

Русские народные инструменты символичность, классификация, история в именах. — MUSIC ACADEMY

Музыкальные инструменты в культуре славян и народов России

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки.

Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси.

Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.