Музыкальные инструменты в зеркале русских былин

Содержание

Русские народные музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты в зеркале русских былин

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки.

Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси.

Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

Гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре — домрачей).

Баян

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен.

Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства.

Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин.

В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён.

Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.

Свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру.

Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды.

Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти.

Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

Источник: https://schci.ru/russkaya_narodnaya_musika.html

Русские народные инструменты символичность, классификация, история в именах. — MUSIC ACADEMY

Музыкальные инструменты в зеркале русских былин

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки.

Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси.

Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русские народные музыкальные инструменты: детям о русских традициях

Русские народные музыкальные инструменты:  балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей». Загадки, стихи, речевые упражнения.

На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах.

Поэтому я предлагаю всем нам  сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси», а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

о русских народных музыкальных инструментах для детей.

В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!

Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!

Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что  нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах.

А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи.

Не спешите рассказать сразу обо всем!  Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!

 Балалайка.

Отгадайте загадку:

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балайка – это струнный щипковый инструмент. Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».>О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие)

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

 Домра.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка. Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

 Есть еще одна загадка о домре:

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка»

Источник:

Музыка Древней Руси — история, стили, жанры и инструменты

Древнерусская музыка — исполнители и основные жанры

В Древней Руси исполнителями и авторами были:

  • обрядовой музыки, в основном, волхвы,
  • народной – скоморохи.

Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а также с земледельческим трудом. Этим и объясняется большое разнообразие жанров. На площадях, в домах, на пирах исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные и многие другие песни.

Скоморохи (их еще называли «лицедеями», так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, зачастую импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси.

Источник: https://shademark.ru/notnaya-gramota/russkie-narodnye-instrumenty-simvolichnost-klassifikatsiya-istoriya-v-imenah.html

Гусли… Инструмент гармонизации Вселенной

Музыкальные инструменты в зеркале русских былин

Гусли – уникальный инструмент русского музыкального народного творчества. Они имеют необычную форму и древнейшее происхождение. Упоминание о гуслях есть в старинных былинах, легендах, эпосах. Каждому из нас знаком этот инструмент из сказок, песен, поговорок.

В «преданьях старины глубокой» говорится, что ни одно событие, будь то свадьба или похороны, княжеские или бедняцкие застолья, семейные или общегородские мероприятия не обходились без сопровождения мелодичного звучания гуслей.

Гусли – это символ Руси, национальная гордость и отражение русского характера, сильного и чувствительного, загадочного и открытого.

Уникальный инструмент воспевали поэты, запечатлевали художники, даже современная кинематография не нашла ничего более подходящего для музыкального сопровождения, чем чарующие, щемящие звуки гуслей на фоне непередаваемых красот природы России.

Любослав — ''Помолюсь я за Россию''

Гусляры на Руси ценились и почитались, они умели извлекать из самобытного инструмента звуки, которые слушателей завораживали и опьяняли, заставляли пуститься в безудержный пляс или замирать от невыразимой грусти. Переливы нежные и мелодичные, как перезвон колокольчика или журчащий говорок ручейка несут в душу покой и умиротворение.

Музыкальная легенда есть в составе почти каждого современного оркестра. Интерес к старинному инструменту нисколько не угас, наоборот, стал гораздо выше. Гусляры, бережно хранящие традиции древнего песнопения, в общем музыкальном звучании выделяются неповторимой колоритной изюминкой и чудесной, завораживающей трелью.

Современные гусли значительно видоизменились по сравнению со старинным первоначальным строением. Теперь это не только щипковый инструмент, но иногда и клавишный. Разновидностей гуслей тоже стало больше: крылообразные, лировидные, шлемообразные, стационарные.

Когда были созданы гусли?

С детства все слышали про гусли. Что такое они собой представляют? Это необычный старинный музыкальный инструмент. В прежние времена звуки его часто были слышны в деревенских избах. Об этом инструменте существует много легенд и народных присказок. В первый раз гусли упоминаются в 591 году. Но более точной даты создания этого музыкального инструмента нет ни в одном источнике

Немного истории

Гусли – что такое? Это музыкальный старинный щипковый инструмент. Но когда он появился – не известно. Есть множество версий. Одна из них – гусли образованы от старинного музыкального лука. Это был народный инструмент, довольно примитивный и известный почти во всех странах. В подтверждение этой версии можно добавить, что струна такого музыкального лука называлась «гусла».

Но, как и сказано выше, это лишь одна из множества гипотез.гусли что такое В девятом веке игрой на гуслях славяне удивляли византийских царей. В то время инструмент делался из сухих досок клена или ели.

Названия гуслей иногда происходили и от поделочного материала. Например, мастера отдавали предпочтение клену Явор.

Но когда начали натягиваться струны из металла, гусли (фото их есть в данной статье) стали называться «звончатые»

Непростая и интересная судьба музыкального инструмента

Судьба и история «роста» гуслей тесно связана с эпической и народной традицией. Секрет изготовления музыкального инструмента передавался столетиями. Песни и наигрыши на гуслях любили все: как простолюдины, так и цари. Но через некоторое время гусляры (или гуслисты) начали подвергаться гонениям.

И не последнюю роль сыграли нелестные песни о существовавшей тогда власти. Со временем менялись корпус и конструкция гуслей, претерпели изменения технология обработки материала и нанесения лака. Изменилась и декоративная отделка. И в результате гусли из грубого народного инструмента превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием

Описание гуслей

Археологи до сих пор находят старинные русские гусли, которые датируются 11-13 вв. Инструменты были найдены в Польше и России. Все гусли имеют общие детали: струны, колковый ряд, корпус, резонатор и струнодержатель. Но форма и расположение могут быть разными.

Виды гуслей

Кроме трех видов щипковых инструментов, появились современные клавишные, на которых установлена механика. При нажатии открываются струны, и можно быстро подобрать нужный аккорд. Игра на гуслях стала значительно проще. А все старинные инструменты разделены на несколько видов: Шлемовидные. Название было дано по внешнему виду инструмента.

Таких находок у археологов мало. Большинство из них – Новгородские. Существование шлемовидных гуслей в старину подтверждается и изображениями в храмах. Но история этого инструмента была недолгой.

Вскоре он претерпел внешние изменения и получил другое название. Такие гусли стали отдельной разновидностью музыкального инструмента. Иначе шлемовидные гусли назывались «псалтырь».

Они были тесно связаны с духовенством, так как часто звучали в храмах.

Гусли без открылка.

Со временем в гуслях исчезло игровое окно. Такой вид инструмента сохранился и до наших дней. Такие гусли – отдельная разновидность. Иначе их называют кантеле.

Крыловидные гусли (фото их есть в данной статье).

Это инструмент с открылком (иначе кокле). Открылок – тонкая частица в корпусе, дополнительная «площадка», отражающая звук. Она выступает за колковый ряд. Такие гусли были распространены с 14-15 вв. и встречаются чаще, чем другие виды инструмента. А название «крыловидные» было дано гуслям из-за внешней формы. Они были популярны в районах, граничащих с Финляндией, Прибалтикой и Карелией.

Столовидные (щипковые).

Эти инструменты намного сложнее звончатых с металлическими струнами. Их на столовидных может быть натянуто от 55 до 66 штук. Сначала звукоряд был диатоническим, затем появились гусли хроматические. У них струны опущены немного ниже, чем на щипковых инструментах. Благодаря этому изменению стали доступны сложнейшие многоголосные произведения.

Гусли в современное время

Гусли – что такое? Это древний легендарный музыкальный инструмент. В современное время он находится почти в каждом оркестре. Голос гуслей придает общему звучанию неповторимый колорит и изюминку. Интерес к этому музыкальному инструменту в последнее время значительно возрос. Появились современные гусляры, стремящиеся возродить древние традиции и песнопения.

Как играли на гуслях?

Гусли звучали громко, но очень мягко. Это обеспечивали жильные струны. На гуслях музыканты играли, сидя на чем-нибудь твердом. Инструмент укладывался на колени под небольшим наклоном. Вершина опиралась на грудь музыканта. Часто гусляры играли стоя. Некоторые мастера умудрялись даже приплясывать во время извлечения звуков из инструмента.

Игра на гуслях – настоящее мастерство.

У современных гуслей, имитирующих старинные, струны металлические, от пяти до девяти по количеству. Расположены последние раздельно. Музыканты играют сидя, прижимая гусли к животу.

Вправо обращена узкая сторона инструмента, а влево – широкая. В пальцах правой руки находятся щепка, медиатор, перо или косточка. Ими и извлекают звук из струн. Причем затрагиваются все одновременно.

А пальцы на левой руке приглушают слишком громкое звучание.

Мастерские и фабрики

Гусли – музыкальный инструмент, для изготовления которого больших фабрик практически нет. Существуют только маленькие мастерские, которые создаются в деревнях истинными любителями старины. Поэтому каждый экземпляр гуслей по старинному типу становится практически уникальным и неповторимым творческим образцом.

— Читайте подробнее на .ru:

========================================

Гусли – инструмент гармонизации Вселенной

Древние трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент, божественный инструмент.

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука ГУ и движения ГУ, созидают третий компонент — видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир.

Гусляры подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых еще называли скоморохами («скомрат» на санскрите — вестник, посланец), говорили: ИДУЩИЕ СО СВЕТОМ ПО СВЕТУ.

В той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, гусляры остались непобежденными, коль скоро даже в конце XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерватории в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Источник

Источник: https://wowavostok.livejournal.com/13416974.html

Былина. Музыка. 3 класс, вторая четверть. План-конспект урока

Музыкальные инструменты в зеркале русских былин

Художественно-педагогическая идея урока:

Дела давно минувших дней

Преданья старины глубокой…

А. С. Пушкин

Цель урока: воспитание у обучающихся музыкальной культуры как части их духовной культуры.

Задачи:

  • обучающие: познакомить обучающихся с жанром былины; научить сравнивать знаменный распев и былину, исполнять былинные напевы.
  • развивающие: формировать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство; развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно жанра былины и своеобразия раскрытия вечных нравственных аспектов в данном жанре.
  • воспитательные: пробудить у обучающихся интерес к народной музыке, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.

1. Определение темы урока (в процессе решения проблемной ситуации)

Учитель (далее У.) – Тему нашего сегодняшнего урока вы, ребята, постараетесь определить самостоятельно и поможете мне заполнить пробел на доске:

«______________________»

А начнем мы урок с исполнения знакомого нам вокального репертуара. Я предлагаю вам не только исполнить песни, но и сравнить их, найти сходство и различие.

Исполнение песен:

  • «Добрый день» комп. Я. Дубравин;
  • «Северный хоровод» комп. А. Филиппенко

Обучающиеся выявляют сходство и различие этих произведений.

Сходство:

  • жанр (вокальная музыка, песня);
  • музыкальный образ (песни о Родине, любви, трепетному и бережному отношению к родному краю);
  • характер мелодии (лирические, нежные, протяжные песни)

Различие:

  • песня Я. Дубравина – композиторская;
  • песня А. Филиппенко – композиторская в народном духе.

У. – А как вы определили «народный дух» мелодии А. Филиппенко?

Дети (далее Д.) – Очень напевная, протяжная, простая, быстро запоминающаяся, с поступенным развитием мелодия.

У. – Песни, которые мы исполнили, относятся к старинной или современной музыке?

Д. – Они относятся к современной музыке.

У. – Как вы это определили?

Д. – Мелодия песен не основана на многократных повторах; не используются старинные слова.

У. – А что вы скажете про следующую мелодию? Старинная она или современная?

Слушание знаменного распева.

Д. – Прозвучала старинная музыка.

У. – Как вы это определили?

Д. – По звучанию. Мелодия звучит напевно, неспешно, сдержанно; отличается поступенным развитием; очень протяжная и величественная.

У. – Где, при каких обстоятельствах может звучать эта музыка?

Д. – В храме.

У. – Что хочется делать человеку во время звучания такой музыки?

Д. – Думать, размышлять, вспоминать. Эта музыка помогает сосредоточиться, настроиться на серьезный лад.

У. – Музыка, которая прозвучала, называется «знаменный распев» и написана она много лет тому назад. А сейчас я наиграю вам еще одну мелодию. Сможем ли мы с вами ее назвать знаменным напевом?

Звучит мелодия «Былины о Добрыне Никитиче».

Д. – Нет, не можем, музыка звучит величественно, мощно, но не строго.

У. – Послушайте эту мелодию в исполнении академического русского хора и определите жанр. Именно эта песня поможет определить нам тему урока.

Звучит русская народная песня «Что не белая береза» (Былина о Добрыне Никитиче) в исполнении Государственного академического русского хора СССР. Художественный руководитель и дирижер А.Свешников

У. – О ком рассказала нам эта песня?

Д. – О русском богатыре Добрыне Никитиче.

У. – К какому жанру мы отнесем это произведение?

Д. – Жанр былины.

У. – Вот мы и определили с вами тему нашего урока: «БЫЛИНА »

А эпиграфом к нашему уроку могут стать слова А. С. Пушкина «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»

2. Актуализация знаний

У. – Что вы знаете о былинах?

Д. – Это повествование о богатырях, их подвигах и деяниях.

У. – Когда мы говорим о богатырях, то какие ассоциации возникают у нас в связи с этим словом?

Д. – Богатырь – это воин, защитник, очень могучий и сильный человек …

У. – Только ли воина можно назвать богатырем?

Д. – Нет. Богатырем можно назвать человека сильного и смелого, терпеливого и доброго, совестливого и справедливого.

У. – Каких богатырей вы знаете?

Обучающиеся называют имена богатырей, рассматривают картину В. Васнецова «Три богатыря».

У. – Кто исполнял былины раньше?

Д. – Певцы-сказители.

У. – На чем певцы-сказители аккомпанировали себе?

Д. – На гуслях.

У. – Откройте учебник на стр. 13. Мы уже знакомились с вами с этим музыкальным инструментом.

Обучающиеся рассматривают разворот в учебнике на стр. 13–15, вспоминают особенности и историю создания гуслей.

3. Постановка целей и задач урока обучающимися

У. – Как вы думаете, почему мы сегодня целый урок посвятили жанру былины?

Откройте учебник на стр. 48. Авторы учебника задают нам с вами вопрос. Какой?

Д. – «Было и прошло, быльем поросло?»

У. – Неужели и в самом деле нет смысла сегодня вспоминать былины и все, что происходило много лет тому назад?

Д. – Былины нельзя забывать, ведь люди должны знать своих героев, свою историю.

У. – Можем ли мы чему-нибудь научиться у богатырей?

Д. – Да. Терпению, выдержке, доброте, уважению и к взрослым, и к детям.

У. – Былина – это своеобразный свод законов, который нас может очень многому научить.

4. Разучивание мелодии «Былины о Добрыне»

У. – Еще раз послушайте мелодию былины и скажите, что необычного в этой мелодии.

Д. – Мелодия звучит неспешно и спокойно. Нет «богатырских» интонаций.

У. – Как вы думаете почему?

Д. – Потому, что богатыри были очень добрыми, мудрыми и скромными людьми.

У. – Правильно, дети. Богатыри никогда не «кичились», не хвалились своими подвигами.

Защита Родины, всех слабых и обездоленных для них было обычным, повседневным делом. Ведь добро и мудрость о себе не кричат.

Вокально-хоровая работа.

5. Знакомство с репертуаром Государственного академического Северного русского народного хора

У. – Можно ли сегодня услышать былину?

Д. – Да.

У. – Где и в чьем исполнении?

Д. – На уроке музыки, на концерте, по радио, по телевидению, в деревне. Былины можно услышать в исполнении пожилых людей, отдельных исполнителей, которые любят и знают народную песню, в исполнении народных коллективов.

У. – Какой коллектив в нашем городе исполняет былины?

Д. – Государственный академический Северный русский народный хор.

У. – Сегодня у нас есть прекрасная возможность познакомиться с северной былиной.

Послушайте ее. О чем расскажет нам эта былина?

Слушание северной русской былины «Широко лежишь ты, море Белое».

У. – Как звучала былина?

Д. – Ярко, величественно, сильно, мощно, широко, раздольно.

У. – Чему посвящена эта былина?

Д. – Белому морю, его красоте и величию.

У. – Почему северяне воспели Белое море в своих былинах?

Д. – Во все времена море кормило, поило, одевало северян.

6. Работа с учебником, проверка домашнего задания

У. – Надеюсь, что за сегодняшний урок вы прочувствовали дух и величие былины, хорошо поняли смысл и значение этого жанра. Проверим ваше домашнее задание.

Откройте учебник на стр. 48. Я просила вас дома научиться грамотно и выразительно читать былину «Микула Селянинович и князь Вольга». Попробуйте в духе и характере былины исполнить ее сейчас.

Чтение былины обучающимися построчно.

У. – Мы сегодня с вами неоднократно слышали, как исполняются былины. Пользуясь текстом в учебнике, попробуйте не прочитать, а напеть былину так, как пели ее певцы-сказители.

Сочинительские пробы детей.

7. Рефлексия

У. – Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Чем больше всего вас удивил жанр былины?

– Что вам больше всего понравилось в былине?

– О чем после сегодняшнего урока вы сможете рассказать своим друзьям или близким?

– Что еще вам хотелось бы узнать об этом жанре?

8. Домашнее задание

Прочитать дома былину «Микула Селянинович и князь Волга» до конца и кратко устно изложить сюжет. Дать характеристику главных героев былины.

Список литературы:

  1. Вавилова М. А., Василенко В. А., Рыбаков Б. А. и др. Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Под ред. А. М. Новиковой. – 2-е изд. – М.: Высш. Школа, 1978.– 440 с.
  2. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество: Учебник для фил. спец. ун-тов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. школа; 1983, 448 с., с ил.
  3. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В. А. Музыкальное искусство: Нотная хрестоматия: Пособие М90 для учителя 3 класс.– М.: Вентана-Граф, 2005. – 144с.
  4. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В. А. Музыка: программа: 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2011.– 64 с. – (Начальная школа XXI века).
  5. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В. А. Музыкальное искусство: Методическое пособие: 3 класс.– М.: Вентана-Граф, 2007. – 176с.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/bylina-muzyka-3-klass-vtoraya-chetvert-plan-konspekt-uroka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.