Народный учитель СССР Виктор Шаталов

Шаталов точка опоры читать онлайн. Народный учитель ссср виктор шаталов

Народный учитель СССР Виктор Шаталов

11.05.2019

Шаталов Виктор ФедоровичЭксперимент продолжается

Виктор Федорович Шаталов

Виктор Федорович Шаталов

Эксперимент продолжается

АННОТАЦИЯ

В книге обобщаются основные принципы и содержание разработанной под руководством автора экспериментальной методической системы (ее элементы изложены в ранее вышедших книгах В.Ф. Шаталова «Куда и как исчезли тройки», 1979; «Педагогическая проза», 1980; «Точка опоры», 1987). Основное внимание уделяется осмыслению новых подходов к обучению в свете задач реформы школы. Для учителей.

ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

С чего же все началось?

— «Выбей из круга!»

На подступах к новой методике

Неожиданный результат

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

ЖИВАЯ РЕЧЬ НА УРОКЕ

Давайте посчитаем

Подарить время

Не просто забава

Опасная зона

НИ ДНЯ БЕЗ ИГРЫ

2 минуты урока

Новый класс — новая игра

Главное правило

ВИДИМОЕ И НЕВИДИМОЕ

Доска. Доска! Доска!!

Обычай мой таков

Остановиться, оглянуться

Дорогу осилит идущий

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ!

Древний Рим

Аморфное состояние неустойчиво — глицерин

Крестьянин и лошадь

Метод Усыскина

Всего 26 знаков

К вопросу о перегрузке

Проблемы творческого конспекта

Развитие идеи

Немного о тестах

И вообще и в частности…

Дано. Требуется. Доказательство.

Путь к профессиональному мастерству

Кто виноват?

Оценить по достоинству!

ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ ВО ВТОРОМ ПРИБЛИЖЕНИИ

Удивление — начало познания

Мобильность опорных сигналов

Дополнительная литература

Право на ошибку

Понять, а не запомнить

Истоки таланта

На всю жизнь

ОБРЕСТИ ЛИЦО

Вызовут каждого

Магнитофонный опрос

Тихий опрос

Спрашивайте — отвечаем!

Де-мо-сфе-ны!!

Бухгалтерия разговорной речи

Скорость и восприятие речи

Врачу, исцелися сам!

БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ…

Позиция учителя

Поверить в каждого!

Принцип Л. В. Занкова

В глубину идеи

Скорость отрыва

Освободить от страха

Изобретательные «пи-мезоны»

О ФАКТОРАХ УСПЕХА

Фронт атаки на двойку

Психологические светофоры

В преддверии новых педагогических принципов

На новом уровне требований

БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА

Учиться победно!

О пользе абстракционизма

Когда получается

ПРЕОДОЛЕНИЕ ИНЕРЦИИ

За что двойка?

Познать себя!

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

Контрольная лабораторная

Школа капитана Ширяева

А нужно ли много знать?

Не спеши делом, торопись мыслью!

— «Найдите меня!»

— «Найдите середину!»

Живые нивелиры

Топографические сочинения

От Парижа до Якутска

Уроки открытых мыслей

Конец — делу венец

Чем сто раз услышать…

Опорные сигналы на уроках истории

Границы допустимого

ТЕБЕ, ТОВАРИЩ ПТУ

Базовые предпосылки

Цыплят по осени считают

Трансформации уровней знаний

Реализация выигрыша времени

У ИСТОКОВ ЛИЧНОСТИ

Отметка — не цель

Педагогические Робинзоны

Есть контакт!

Не вызывайте его

Не называйте его

Цена оценки

Щадящая педагогика

Навстречу ученику

УЧЕТ И ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ

Открытый список

Без исключений

Когда взаимопомощь норма

Без дневников и журналов

НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ

Рождение мысли

А учить это не нужно

Волшебники поневоле

Сделай сам!

Опережающие практикумы

— «Эффект Кобзаря»

— «Эффект Шумского»

Теоретические взаимосвязи

ДЕЛАЙ, КАИ МЫ, ДЕЛАЙ ВМЕСТЕ С НАМИ, ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ НАС

Геометрия — без опорных плакатов

Странные чертежи

Ответ ученика — на уровень рассказа учителя

А теперь — задачи!

Метод цепочки

С весельем и отвагой: я могу!

Пропуски уроков не причина для пробелов в знаниях

Десантный метод

Задание домой

На перекрестках логических взаимосвязей

С открытым забралом

О синице в руке и журавле в небе

Саморегуляция и самоуправление

И числом и умением

На прочной основе знаний

Приглашение к эксперименту

Восхождение по спирали

Солнцем полна голова!

Держись, учитель!

Пути выхода

Отдых — не бездумье!

В новом методическом режиме

Не пропустить ошибку

Единая стратегия

МАТЬ УЧЕНИЯ

Принцип равных условий

Обоснование термина

Второй урок

КПД опроса

На стыке принципа посильности и принципа открытых перспектив

— «А разве меня снимали?»

В обстановке обоюдной заинтересованности

Один за всех, и все за одного

Если ученику трудно

Скорая помощь

А бывает и так…

ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Непрерывность поиска

Лучшее — враг хорошего

Любите книгу — источник знаний

Наташины окошки

Тепло учительских рук

Это нужно знать экспериментатору

На финише года

Потерянное время

Начало урока

Резервные задачи

Включить мысль

Это могут все

Решения с отсроченной проверкой

Зона переноса

Иные стимулы

Испытание жизнью

Тайная мысль

И снова вперед!

ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

С чего начинается творчество учителя? Что становится толчком к той внутренней работе, которая ведет к рождению нового приема, варианта урока, технологии обучения, педагогической идеи? Почему не довольствуется он найденным, проверенным, действующим, над чем мучительно бьется, к каким вершинам стремится? Месяцы, годы, десятилетия, вся жизнь — непрекращающийся поиск, эксперимент, «езда в незнаемое», чтобы из руды фактов, наблюдений, ошибок, задач и проблем добыть золотинку — прием, который включит в движение мысль ученика, зажжет в нем жажду познания, сделает учение радостным и победным.

С чего же все началось?

Послевоенное лихолетье. Выжженные села, разрушенные города, разбитые человеческие судьбы. Тяжело было всем, но более всего — школе. Три четверти детей — без отцов. Невосполнимое наследие войны. Все семейные тяготы легли на плечи матерей.

Но что удивительно: чем сложнее были условия, чем труднее было работать учителям, тем напряженнее и целеустремленнее велся педагогический поиск. Поиск путей к умам и характерам ребят. То было время большого труда.

Нужно было расчищать завалы от взрывов; приспосабливать для жилья и учебы те немногие здания, которые можно было восстановить; обеспечивать металлоломом мартены. Дел было невпроворот, хватало забот и старым и малым. Праздных не было.

А разве может что-нибудь еще так единить и взрослых и детей, как общий труд? Да еще если он с выдумкой, фантазией, шуткой, игрой! Чтобы работа спорилась, надо дать ей смысл, не превращать дело в повинность, в унылую обязаловку. Хотение — мать радения.

Помню, в какое увлекательное действо превращали мы тот же сбор металлолома. Собирали его целую неделю.

На больших листах общих ведомостей фиксировали каждый добытый килограмм и, кроме того, разными красками выделяли чугун, цветные металлы, черный металл первой, второй и третьей категории — на базах вторчермета их оценивали по отдельным тарифам. Дети любят учет.

Тем более если его итогом в конце недели становятся игрушки, книги, грамоты, подарки и, конечно же, пальто, платья, ботинки и другие предметы первой необходимости. Теплое зимнее пальто за призовое место в сборе металлолома не подачка — награда. А к награде иное отношение — ею гордиться можно.

На всевозможные поощрения самым активным участникам сбора металлолома отчислялось не менее одной трети от суммы, выплачиваемой вторчерметом, а это составляло до полутора тысяч рублей в старом масштабе цен — очень приличные по тем временам деньги. Стоимость же большинства призов-подарков не превышала полутора-двух рублей.

Нетрудно подсчитать, сколько ребят получали подарки. До 50-60 человек! А всех учеников в школе было около 500. Можно вообразить, в какой ребячий праздник превращалось награждение победителей и с каким энтузиазмом проходила очередная поисковая эпопея. Неполной средней школы No 8 Донецка, где все это происходило, давно уже нет.

Она закрылась в 1955 г. Здание было старое, дореволюционное, да и находилось в зоне опасной концентрации газов рядом с металлургическим заводом. Нового здания мы не получили, учителя и дети были распределены в другие школы.

А опыт бывшей 8-й? Возможно, сегодня, когда в нашу жизнь входят самофинансирование, бригадные подряды, кооперативы, хозрасчет, стоит подумать, как использовать стимул личной, в том числе материальной, заинтересованности в таком важном деле, как сбор макулатуры, металлолома, и других видах трудовой деятельности, отдавая ребятам часть вырученных, точнее, заработанных ими денег. Результативность такого подхода к организации дела доказала наша 8-я, постоянно побеждавшая остальные школы города не тол…

Виктор Фёдорович Шаталов — педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990), почётный доктор академии педагогических наук Украины , заслуженный учитель Украины .

Награды

  • Орден Отечественной войны 2 степени,
  • Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» ,

Библиография

  • Шаталов, В. Ф. ПУТЬ ПОИСКА. — СПБ. : ЛАНЬ, 1996 . — 62 С. — 5-86617-062-0
  • Шаталов, В. Ф. ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ . — ДОНЕЦК: СТАЛКЕР, 1998 . — 396 С. — 966-7104-71-0
  • Шаталов, В. Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛ Г. ДОНЕЦКА. — М. : ПЕДАГОГИКА, 1980 . — 94 С.

Источник: https://sherstinka.ru/rezyume/shatalov-tochka-opory-chitat-onlain-narodnyi-uchitel-sssr-viktor-shatalov/

Три педагогических правила от Виктора Шаталова

Народный учитель СССР Виктор Шаталов

Спонсор рубрики «Исторические хроники» — компания «Вотум», разработчик интерактивных решений в области образования.

Виктор Федорович Шаталов родился в 1927 году. В 1951 году поступил в среднюю школу преподавателем математики. В возрасте 26 лет он стал директором школы. И вскоре весь советский педагогической мир заговорил об уникальной «системе Шаталова».

Школьники, обучавшиеся по этой системе, заканчивали десятилетку за 7 — 8 лет. После чего все, поголовно, поступали в престижнейшие вузы страны. Где продолжали демонстрировать истинные чудеса.
В чем же суть этой легендарной системы?

Никаких упрощений — только усложняем

Многие великие педагоги утверждали, да и утверждают в наши дни, что ребенок чересчур загружен школьными уроками, что его, фактически, лишают детства, отбирают у него ту золотую, безмятежную пору, которая все равно кончится очень быстро. Но не таков был Шаталов. Его главный девиз — никаких упрощений. Можно только усложнять. И нужно усложнять.

При этом хороши любые методы, как интенсивные, так и экстенсивные. Да, следует вводить индивидуальные учебные пособия, заниматься с каждым учеником по особой программе, но в любом случае, практически все время школьника должно быть посвящено приобретению знаний.

Другое дело, что сам процесс этого приобретения, если к нему грамотно подойти, перестает быть обузой. Наоборот, он должен увлекать так, что за уши от тетрадок не оттащишь. Но о детстве в каноническом смысле слова можно даже не мечтать.

Наоборот — следует приобщить каждого ученика к ежедневному, если не ежечасному, умственному труду.

Взаимопроверки — залог успеха

Учитель вызывает к доске, проверяет тетради и ставит оценки, а ученики только подсказывают во время ответа и дают друг другу списывать «домашку»? Ничего подобного! цель — получение качественного образования, и в достижении этой цели все заинтересованы одинаково. И сам ученик, и преподаватель, и его товарищи по классу. А потому — систематические взаимопроверки.

Они идут на пользу не только проверяемому, но и проверяющему — он, посвящая больше времени образовательному процессу, оказавшемуся вовлеченным в него еще в одном качестве, сам еще лучше усваивает материал.

И, разумеется, все это не должно принимать формы взаимного доносительства.

Чтобы такого не случилось, Шаталов уделял огромное внимание позитивному, гуманному отношению учителя к ученику — он называл это педагогикой сотрудничества.

Действительно — какой смысл доносить, если виновному за его промах ничего не будет, ему только дружески помогут разобраться с проблемой. Критика же — в любых формах — категорически запрещена.

И, разумеется, требуется максимальная осторожность в выставлении оценок. Шаталов писал: «Отметка — не цель. Оценка — очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности».

В результате новатор добился того, что школьники иногда сами просили снизить завышенную, как им казалось, оценку. Они прекрасно понимали, что она — всего лишь инструмент для измерения знаний и ни в коем случае не источник несчастий.

Образование и игра не отделимы друг от друга

Да, без традиционных и, что греха таить, скучноватых форм обучения никуда не денешься. Та же зубрежка — без нее даже таблицу умножения не освоишь. Но там, где может найтись место игре, ее просто необходимо внедрять. А зубрежку, в свою очередь, необходимо сводить к минимуму.

Виктор Федорович любил аналогию с живописным полотном. Он говорил, что традиционное образование — это рассматривание картины по кусочкам. Вряд ли при этом сложится целостное восприятие задумки художника. Нужно же смотреть на полотно в целом — и только в этом случае зрителя ждет успех.

Метод Шаталова включал в себя повторение, проверку знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, технологию конспектирования и даже спортивные занятия. Главное же — все это должно увлекательным. Именно увлеченность, по глубокому убеждению новатора, больше всего прочего сподвигает ученика к новым свершениям.

Гарантией же вовлеченности должна быть творческая атмосфера, созданная учителем в классе. Виктор Федорович называл это «принципом соленого огурца». И пояснял: «Если в банку с соленой водой положить свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они всё равно станут солеными».

Подписаться на авторский канал Алексея Митрофанова

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/tri-pedagogiceskih-pravila-ot-viktora-satalova

Виктор Фёдорович Шаталов

Народный учитель СССР Виктор Шаталов

        Виктор Фёдорович Шаталов (1927) — российский и украинский педагог- новатор. Народный учитель СССР (1990). Заслуженный учитель Украинской ССР(1987). Почётный доктор академии педагогических наук Украины.

        Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

      Виктор Федорович Шаталов представил на всю страну свою авторскую дидактическую систему, благодаря которой учителям можно научиться учить всех детей предметам математика, физика, химия, астрономия, и другим, успешно и быстро, и независимо от подготовки детей и материального уровня их родителей.

      Оригинальная система интенсивного обучения Шаталова, разработанная для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы включает около 200 педагогических открытий, самые важные из которых: авторские учебные пособия, представляющие программный материал главным образом в вербально-графических формах, упрощающих процесс изложения, восприятия и запоминания, принцип открытых перспектив, ориентированный на развитие творческого мышления школьников, принцип систематической обратной связи, на базе разнообразных нестандартных форм объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, позволяющий отказаться от ученических дневников и классных журналов.

       Вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные «предложения», объём и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным.

       Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления.

       Традиционные экзамены заменены работами по «листам группового контроля» и так называемыми релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий.

       Устранению дидактических противоречий способствует принцип бесконфликтности учебной ситуации, то есть создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий.

Человеческий фактор обусловливает и определяет дидактическую концепцию В.Ф. Шаталова. Вся его система обучения  построена на принципе уважения личности школьника гуманного отношения к нему.

Он к каждому ученику подходит с оптимистической  гипотезой верит в его учебные способности, возможность усвоения любым школьником учебного материала на уровне «четверки и пятерки».

Создавая доброжелательную обстановку на занятиях: Виктор Федорович вызывает у учащихся чувство уверенности в свои силы и успеха в учебной работе. «Учится победно!» — вот девиз педагога новатора. Успех в усвоении он считает важным дидактическим принципом.

      В опыте Шаталова по учебной работе можно выделить ряд особенностей

       Строго определенная организация  учебного процесса, которую можно назвать алгоритмом учебной деятельности. Академик В.В. Давыдов оценил ее как возможность достаточно жесткого и поэтапного управления познавательной деятельностью самих школьников .

Каждой теме учебного предмета Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. порядок изучения каждой темы, то есть поэтапного управления был всегда один и тот же.

Cохранялась строгая последовательность этапов изучения новой темы (это, по сути, и есть алгоритм):

  1. развернутое объяснение зрителя:
  2. сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам;
  3. изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов);
  4. работа с учебником и листом опорных сигналов, в домашних условиях;
  5. письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке; 6) ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей.

      По Шаталову сначала изучается теоретический материал, а затем уже практический. Он пришел опытным путем к той же мысли, что и В.В. Давыдов экспериментально — в теории развивающего обучения.

       По Шаталову учебный материал изучается укрупненными единицами. Он полагает, что так учащиеся видят целостную картину изучаемого, а не только его фрагмент. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения.

К примеру, в учебном материале по математике изучаются основные понятия и связи между ними» Второстепенный материал не дается. Довод: практически ученикам знать доказательства не обязательно, тем более, что одна и та же теорема вывод одной и той же формулы имеют много вариантов.

В результате удается сократить время, необходимое для изучения к усвоения программного учебного предмета. Это «высвободившееся время» используется для опережающего обучения. На занятиях по какой-либо теме заглядывают в темы предстоящие.

В конечном итоге опережение, например по математике, достигает целого года: курс, рассчитанный на три учебных года, учащиеся с успехом усваивают за два. Практику В.Ф. Шаталова о необязательности заучивания доказательств  психолог Д.М. Фридман находит неубедительной, спорной. Психолог З.И. Калмыкова ту же практику педагога-новатора оправдывает.

       Еще одна особенность опыта В.Ф. Шаталова — обеспечение учебного процесса оригинальными дидактическими средствами и пособиями. Это опорные листы и сигналы, конспекты, плашки решаемых задач, открытый лист учета знаний. Все эти пособия активно используются в учебном процессе в школе и дома.

      Шаталов использует многие приемы коллективной познавательной деятельности: взаимную консультацию учащихся, взаимопроверку знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими.

На занятиях используются также приемы игры. В учении школьников нет принуждения, нет и страха из-за «двойки» иметь неприятности с родителями или учителями.

Отметку при желании всегда можно исправить и повысить, пересдается вся  тема. Ученик учится без «троек».

Виктор Федерович Шаталов на основе своей практики предложил несколько других, в отличие от традиционных принципов обучения:

а) принцип успеха и оптимизма;

б) принцип бесконфликтности;

в) принцип целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе).

Оценивая в целом опыт Виктора Федоровича Шаталова как оригинальный и положительный, психолог академик А.А.

Бодалев считает, что в его системе упор сделан на создание и развитие у ученика репродуктивных  способностей и, к сожалению меньше — на развитие творческой самобытности учащихся. С этой оценкой А.А.

Бодадева, по-видимому, можно согласиться лишь отчасти, так как далеко опережающее обучение, как это практикует В.Ф. Шаталов, было бы невозможно без развития творческих способностей учащихся.

С1982 г. В. Ф. Шаталов — доцент Института последипломного образования в Донецке, с 1985 г. — научный сотрудник АПН СССР.

Источник: http://media11.ru/sssr/shatalov.html

Шаталов Виктор Федорович: биография, фото, методика

Народный учитель СССР Виктор Шаталов

Сегодня мы поговорим о Шаталове Викторе – известном российском и украинском педагоге, который предложил свою авторскую методику преподавания. Мы узнаем о биографии талантливого человека, а также подробно рассмотрим его новаторство. Несмотря на то что биография педагога довольно скудна, некоторые сведения удалось узнать.

Биографические сведения

Герой нашей статьи появился на свет в 1927 году, 30 апреля в городе Сталино (ныне Донецк). О детских годах и юности Виктора Федоровича практически ничего не известно.

Мальчик рос спокойным и сосредоточенным, любил читать, часто предавался своим мыслям. Есть данные, что с 1951 года он преподавал в школе математику, а позже занял пост директора школы.

Известно, что экспериментальную деятельность с учениками он начал в 1956 году. Именно она послужила в будущем созданию его уникальной методики.

Шаталов Виктор Федорович — участник Великой Отечественной войны, имеет военные награды.

Карьера

В 1987 году Виктор Федорович занимает новую должность – становится заведующим лаборатории по проблемам интенсификации учебного и воспитательного процессов в НИИ. Одновременно с этим становится членом Академии Педагогических наук СССР в Донецке.

Шаталов Виктор Федорович, биографию которого мы изучаем, стал автором уникальной педагогической методики, целью которой является эффективное обучение. Метод основывается на педагогике сотрудничества, на создание окончательного варианта ушло целых 13 лет.

В 1992 году Шаталов стал доцентом Института последипломного образования.

За свою плодотворную жизнь педагог написал более 60 книг, которые были опубликованы и имели успех. Самые известные из них: «Куда и как исчезли тройки», «Точка опоры», «Педагогическая проза».

На данный момент Виктор Федорович проживает в Донецке и является профессором Донецкого института социального образования.

Начало работы над новой методикой

Учитель Шаталов Виктор Федорович в 1956 году создал несколько экспериментальных классов в родном городе. С этого момента начался сложный процесс работы над совершенствованием методики. Для начала он решил использовать её на практике всего пару раз в неделю.

Первый класс, на котором учитель опробовал экспериментальную программу, состоял из 33 человек. Интересно то, что ученики закончили изучение полного курса школы на 2 года раньше, показав при этом большие успехи. В высшие учебные заведения поступили абсолютно все ученики, более половины из них во время учебы получали повышенную стипендию.

Все следующие годы талантливый педагог посвятил углублению своих знаний. Он писал книги, проводил семинары и рассказывал свои идеи. В период перестройки активного учителя, желающего реформировать систему преподавания, заметили. Он получил орден Знак Почета, награды Заслуженный учитель и Народный учитель.

Со временем об учениках в экспериментальных классах забыли, но Шаталов продолжал авторское преподавание. Он регулярно устраивал в Москве недельные ежегодные курсы по математике и физике. На данный момент с авторскими курсами Виктор Федорович в Москву не приезжает из-за состояния здоровья.

Как все начиналось

В 1971 году появилась небольшая статья С. Соловейчика в газете «Комсомольская Правда» под названием «Метод Шаталова». Эта статья стала движущей силой, которая обратила внимание всего педагогического сообщества на педагогику сотрудничества.

Чуть позже автор методики публично представил на широкое обозрение дидактическую систему, следуя которой каждый учитель мог обучить любого ребенка всем предметам школьного курса.

При этом уровень подготовки ребенка и материальные возможности родителей роли не играли.

Основные постулаты

Система Шаталова Виктора Федоровича, разработанная для интенсивного обучения, состояла из множества постулатов, которые предлагали по-новому посмотреть на процесс обучения. Рассмотрим самые основные из них.

Он предлагал перейти к авторским учебным пособиями, которые бы представляли материал в вербально-графических формах. Доказано, что так информация воспринимается и запоминается гораздо легче. Также Шаталов предложил использовать принцип открытых перспектив, который стимулирует у учеников творческое независимое мышление.

Суть этого принципа в том, чтобы ребенок сам искал пути решения проблемы, а не действовал по определенному алгоритму или так, как от него ожидают. Виктор Федорович внедрил принцип систематической обратной связи: при помощи разнообразных форм контроля и учета каждый ученик отдельно проверяется на уровень знаний.

Это позволяет избавиться от обычных школьных дневников и журналов.

Шаталов Виктор Фёдорович методику предлагал такую: давать детям нетрадиционные домашние задания, так называемые предложения совершенно разного уровня сложности.

При этом должны учитываться индивидуальные особенности каждого ученика, то есть здесь использовался дифференцированный подход.

По мере приближения к окончанию курса сложность заданий достигает олимпиадного уровня, и дети легко с ней справляются.

В целях развития у детей продуктивного мышления и сокращения времени на выполнение задач особой сложности педагог предложил ввести систему взаимопроверки учащихся.

Экзамены

Шаталов Виктор Федорович, фото которого мы видим в статье, предложил одну серьезную идею относительно реформирования самого понятия «экзамен». Вместо традиционной проверки знаний он предложил использовать листы группового контроля. Они позволяли бы ученикам самостоятельно оценивать свой уровень знаний и контролировать успехи на каждом этапе обучения.

Эмоциональная атмосфера

Большое внимание педагог уделял вопросу эмоциональной атмосферы в коллективе. Чтобы обучение было продуктивным, в классе должны царить спокойствие и бесконфликтность. Спорные ситуации возникать могут, но решать их надо головой, а не эмоциями. Для закрепления этого принципа Шаталовым были введены игровые формы обучения.

Базовые принципы методики Шаталова используют не только школьные учителя, но и преподаватели вузов, которые хотят донести сложное простым языком.

Школа Шаталова

В Москве в 2000 году открылось учебное заведения дополнительного образования, которое через время стало называться «Школой-студией Шаталова». Занимательно, что здесь работают бывшие ученики и последователи Виктора Федоровича. Руководителем школы является Сергей Виноградов.

Обучение здесь ведется во время каникул и по выходным. Средняя продолжительность курса – 7 дней. Обучение полностью открыто – родители могут дистанционно наблюдать за процессом. Курсы разработаны с учетом всех возрастных групп, то есть обучаться здесь могут как дошкольники, так и одиннадцатиклассники.

По всем предметам общеобразовательной школы выпускаются авторские материалы в виде видеозаписей с участием С. Лысенковой, Ш. Амонашвили и В. Шаталова. Школа выпускает свою литературу и учебные пособия.

Шаталов, Виктор Фёдорович

Народный учитель СССР Виктор Шаталов

Ви́ктор Фёдорович Шата́лов (укр. Віктор Федорович Шаталов; род. 1 мая 1927) — российский и украинский педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990). Заслуженный учитель Украинской ССР (1987). Почётный доктор академии педагогических наук Украины.

Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов — взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

Биография[ | ]

Родился 30 апреля 1927 года. Работал в школе преподавателем математики (с 1951 года) и директором. С 1956 года вёл экспериментальную работу с учащимися.

Участвовал в Великой Отечественной войне.

В 1987 году стал заведующим лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса в НИИ содержания и методов обучения Академии Педагогических наук СССР в Донецке.

Автор системы эффективного обучения, построенной на базе .

Имеет более шестидесяти опубликованных книг (в том числе «Куда и как исчезли тройки», 1979; «Педагогическая проза», 1980; «Точка опоры», 1987). Живёт в Донецке. Профессор .

Система Шаталова[ | ]

3 ноября 1971 года в газете Комсомольская Правда появилась статья Симона Соловейчика «Метод Шаталова», которая направила движение педагогической общественности на новое русло, в сторону .

Виктор Федорович Шаталов представил на всю страну свою авторскую дидактическую систему, благодаря которой учителям можно научиться учить всех детей предметам математика, физика, химия, астрономия, и другим, успешно и быстро, и независимо от подготовки детей и материального уровня их родителей.

Оригинальная система интенсивного обучения Шаталова, разработанная для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы, включает около 200 педагогических открытий, самые важные из которых:

  • авторские учебные пособия, представляющие программный материал главным образом в вербально-графических формах, упрощающих процесс изложения, восприятия и запоминания,
  • принцип открытых перспектив, ориентированный на развитие творческого мышления школьников,
  • принцип систематической обратной связи, на базе разнообразных нестандартных форм объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, позволяющий отказаться от ученических дневников и классных журналов.
  • вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные «предложения», объём и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным.
  • практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления.
  • традиционные экзамены заменены работами по «листам группового контроля» и так называемыми релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий.
  • устранению дидактических противоречий способствует принцип бесконфликтности учебной ситуации, то есть создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий.
  • широко используются игровые формы учебных занятий.

Многие находки Шаталова используются не только школьными учителями, но и педагогами вузов и при обучении некоторым сложным профессиям.

Школа Шаталова[ | ]

В 2000 году в Москве при участии Виктора Шаталова было открыто учебное заведение для дополнительного образования, впоследствии получившее название «Школа-студия Шаталова»[1][2][3][4][5]. В школе преподают ученики и последователи Народного учителя СССР. Руководитель школы — Виноградов Сергей Николаевич[6][7][8].

Сергей Виноградов и Виктор Шаталов

Обучение в школе проходит в дни каникул и по выходным, курсы рассчитаны на 7 дней интенсивного обучения[6][7]. При этом все уроки являются открытыми: родители могут наблюдать за процессом обучения по прямой видеотрансляции. Курсы рассчитаны на все группы учеников: от дошкольников до одиннадцатиклассников[9].

Школа выпускает собственные учебные материалы по всем предметам школьной программы: видеозаписи уроков с участием Виктора Шаталова, Шалвы Амонашвили, Софьи Лысенковой, методическую литературу, учебники и др., по которым учатся дети из других городов[7].

СССР[ | ]

  • Орден Отечественной войны II степени,
  • Орден «Знак Почёта»,
  • Медали СССР, в том числе:
    • Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»,
    • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

      »,

    • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»,
    • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

      »,

    • Медаль «За победу над Японией»,
    • Медаль «Ветеран труда»,
    • Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»,
    • Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»,
    • Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»,
    • Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»,
    • Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»,
  • Медаль Н. К. Крупской Министерства просвещения СССР,
  • Медаль Макаренко Совета Министров УССР.

Библиография[ | ]

  • Шаталов В. Ф. Путь поиска. — СПб.: «Лань», 1996. — 62 с. — ISBN 5-86617-062-0.
  • Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. — Донецк: «Сталкер», 1998. — 396 с. — ISBN 966-7104-71-0.
  • Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. Из опыта работы школ Донецка. — М.: «Педагогика», 1980. — 94 с.
  • Шаталов В. Ф.

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%A8%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.