Немытая Европа

Изучаем миф о «Немытой Европе»

Немытая Европа

Мы это слышали не раз: “У нас мылись, а в Европе пользовались парфюмерией”. Звучит очень здорово, а, главное, патриотично. Вот и понятно откуда всё произрастает, вековые традиции чистоты и гигиены важнее привлекательной «обёртки» из запахов.

Но тень сомнения, конечно же, не возникнуть не может – ведь если бы европейцы и вправду веками «не мылись», смогла бы европейская цивилизация нормально развиваться и дарить нам шедевры? Нам понравилась идея поискать подтверждения или опровержения этого мифа в европейских произведениях искусства средних веков.

 Харменс ван Рейн Рембрандт — Вирсавия в купальне, 1654

Баня и мытьё в средневековой Европе

Культура мытья в Европе восходит к древнеримской традиции, материальные свидетельства которой сохранились по сию пору в виде остатков римских терм.

Многочисленные описания свидетельствуют, что признаком хорошего тона для римского аристократа было посещение термы, но в качестве традиции не только гигиенической – там же предлагались услуги массажа, там же собиралось избранное общество. В определённые дни термы становились доступны для людей простого положения.

 Термы Диоклетиана II в Риме

“Эта традиция, которую не смогли разрушить германцы и вошедшие с ними в Рим племена, перекочевала в средневековье, но с некоторыми коррективами. Бани остались – они имели всю атрибутику терм, делились на отделения для аристократии и простолюдинов, продолжали служить местом встреч и интересного времяпрепровождения” – так свидетельствует Фернан Бродель в книге «Структуры повседневности».

Но мы отвлечёмся от простой констатации факта – существования в средневековой Европе бань. Нам интересно, как изменение образа жизни в Европе с приходом средневековья сказалось на традиции мытья. Кроме того, мы попытаемся проанализировать причины, которые могли препятствовать соблюдению гигиены в том масштабе, что стал привычным для нас сейчас.

Итак, средние века – это давление церкви, это схоластика в науке, костры инквизиции… Это – появление аристократии в том виде, какой не был знаком Древнему Риму.

По Европе во множестве строятся замки феодалов, вокруг которых формируются зависимые, вассальные поселения. Города обзаводятся стенами и ремесленными артелями, кварталами мастеров. Вырастают монастыри.

Как мылся европеец в течение этого сложного периода?

 Джузеппе Бартоломео Киари — Вирсавия в её ванной, XVII век

Вода и дрова – без них нет бани

Что необходимо для бани? Вода и тепло чтобы подогревать воду. Представим себе средневековый город, который, в отличие от Рима, не имеет системы подачи воды по виадукам с гор. Вода берётся из реки, и её нужно много. Дров нужно ещё больше, потому что разогрев воды требует длительного горения древесины, а котлов для нагрева тогда ещё не знали.

Воду и дрова поставляют люди, делающие на этом свой бизнес, аристократ или состоятельный горожанин платит за такие услуги, общественные бани взимают высокую плату за пользование бассейнами, таким образом компенсируя низкие цены в общедоступные «банные дни». Сословный строй общества уже позволяет чётко разграничить посетителей.

 Франсуа Клуэ — Дама в ванной, около 1571

О парных не говорим – мраморные термы не позволяют воспользоваться паром, есть бассейны с подогретой водой.

Парные – крохотные, обшитые деревом помещения, появились в Северной Европе и на Руси потому, что там холодно и много доступного топлива (древесины). В центре Европы они просто неактуальны.

Общественная баня в городе существовала, была доступна, а аристократы могли и пользовались собственными «мыльнями». Но до появления централизованного водопровода мытьё каждый день было невероятной роскошью.

А ведь для подачи воды требуется как минимум виадук, а в равнинной местности – насос и ёмкость-накопитель.

До появления паровой машины и электродвигателя о насосе нет и речи, до появления нержавеющей стали нет возможности долго хранить воду, она «протухнет» в ёмкости.

Именно поэтому баня была доступна далеко не всякому, но хотя бы по разу в неделю попасть в неё в европейском городе человек мог.

Общественные бани в европейских городах

Франция. На фреске «Публичная баня» (1470 год) изображены люди обоих полов в обширном помещении с ванной и накрытым прямо в ней столом.

Интересно, что тут же имеются «нумера» с кроватями… В одной из кроватей – пара, ещё одна пара недвусмысленно направляется к ложу.

Сложно сказать, насколько эта обстановка передает атмосферу «помывки», всё это больше похоже на оргию у бассейна… Однако, по свидетельствам и отчётам парижских властей, уже в 1300-м году в городе действовало около тридцати общественных бань.

Джованни Бокаччо описывает посещение неаполитанской бани молодыми людьми из аристократов так:

“В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен”…

Европеец, житель крупного города в средние века мог воспользоваться услугами общественных бань, на которые выделялись средства городской казны. Но оплата этого удовольствия не была низкой. В домашних условиях помывка горячей водой в большой ёмкости была исключена в силу высокой стоимости дров, воды и отсутствия стока.

Художник Мемо ди Филипуччо на фреске «Супружеская ванна» (1320 год) изобразил мужчину и женщину в деревянной кадушке. Судя по обстановке в помещении с драпировками, это не простые горожане.

«Валенсийский кодекс» XIII века предписывает хождение в баню раздельно, по дням, для мужчин и женщин, выделяя ещё субботу для евреев. В документе установлена максимальная плата за посещение, оговорено, что со слуг она не взимается. Обратим внимание: со слуг. Значит, определённый сословный или имущественный ценз уже существует.

Что касается водопровода, то российский журналист Гиляровский описывает московских водовозов уже в конце XIX – начале ХХ века, черпающих воду в свои бочки из «фантала» (фонтана) на Театральной площади, чтобы доставить её в дома. И такая же картина наблюдалась и раньше во многих европейских городах. Проблема вторая – стоки.

Вывоз огромного количества отработанной воды из бань требовал определённых усилий или вложений. Поэтому общественная баня была удовольствием не на каждый день. Но люди мылись, говорить о «немытой Европе», в отличие от «чистой» Руси, конечно же, нет оснований.

Русский крестьянин топил баню раз в неделю, а характер застройки русских городов позволял иметь баньку прямо во дворе.

 Альбрехт Дюрер — Женская баня, 1505-10

 Альбрехт Дюрер — Мужская баня баня, 1496-97

На великолепной гравюре Альбрехта Дюрера «Мужская баня» изображена компания мужчин с пивом у открытого бассейна под деревянным навесом, а на гравюре «Женская баня» — моющиеся женщины. Обе гравюры относятся к тому самому времени, в которое по заверениям некоторых наших сограждан «Европа не мылась».

На картине Ганса Бока (1587 год) изображены общественные бани на территории Швейцарии – множество людей, причём, и мужчин, и женщин, проводят время в огороженном бассейне, посреди которого плавает большой деревянный стол с напитками. Судя по фону картины, бассейн открытый… Позади – местность. Можно предположить, что здесь изображена баня, получающая воду с гор, возможно, с горячих источников.

Не менее интересно историческое сооружение «Баньо Виньоле» в Тоскане (Италия) – там по сию пору можно купаться в горячей, насыщенной сероводородом воде естественного нагрева.

Баня в замке и дворце – огромная роскошь

Аристократ мог позволить себе собственную мыльню, подобно Карлу Смелому, который возил за собой ванну из серебра. Именно из серебра, так как считалось, что этот металл обеззараживает воду. В замке средневекового аристократа мыльня была, но далеко не общедоступная, кроме того, дорогая в использовании.

Альбрехт Альтдорфер — Купание Сусанны (фрагмент), 1526

башня замка – донжон – господствовала над стенами. Источники воды в таком комплексе были настоящим стратегическим ресурсом, потому что при осаде противник травил колодцы и перекрывал каналы.

Замок строился на господствующей высоте, а это означает, что вода либо поднималась воротом из реки, либо бралась из собственного колодца во дворе.

Доставка топлива в такой замок была дорогим удовольствием, нагрев воды при отоплении каминами представлял собой огромную проблему, ведь в прямом дымоходе камина до 80 процентов тепла просто «вылетает в трубу». Аристократ в замке мог позволить себе ванну не чаще раза в неделю, да и то при благоприятных обстоятельствах.

Не лучше обстояло дело и во дворцах, которые по сути своей были теми же замками, только с большим количеством людей – от придворных до прислуги. Перемыть такую массу народа доступной водой и топливом было весьма затруднительно. Во дворце не могли постоянно топиться огромные печи для подогрева воды.

Определённую роскошь могли позволить себе аристократы, выезжавшие на горные курорты с термальными водами – в Баден, на гербе которого изображена купающаяся в деревянной, довольно тесной ванне, пара. Герб городу даровал император Священной Империи Фридрих III в 1480 году.

Но заметим, что ванна на изображении деревянная, это просто кадушка, и вот почему – каменная ёмкость очень быстро остужала воду. В 1417 году, по свидетельству Поджо Браччоли, сопровождавшего Папу Иоанна XXIII, Баден располагал тремя десятками общественных бань.

Город, расположенный в районе термальных источников, откуда вода поступала по системе простейших глиняных труб, мог позволить себе такую роскошь.

Карл Великий, по свидетельству Эйнгарда, любил проводить время на горячих источниках Ахена, где специально построил себе для этого дворец.

Помыться всегда стоило денег…

Определённую роль в угнетении «мыльного дела» в Европе сыграла церковь, которая весьма негативно воспринимала собрание обнажённых людей в любых обстоятельствах.

А после очередного нашествия чумы банное дело сильно пострадало, так как общественные бани стали местами распространения инфекции, о чём свидетельствует Эразм Роттердамский (1526 год): “Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них”.

Появление мыла, похожего на современное – спорный вопрос, но существует свидетельство о Крескансе Давине Сабонериусе, который в 1371-м году начал производство этого продукта на основе оливкового масла. Впоследствии, мыло было доступно состоятельным людям, а простолюдины обходились уксусом и золой.

Из собранных и приведённых нами свидетельств можно понять, что помывка в бане или собственной ванне во многом зависела от возможности платить – кому-то за доступ в общественную баню, кому-то за привилегию пользоваться бассейном. А тот, кто не испытывает такого желания, не станет мыться и сейчас, несмотря на все блага цивилизации.

Михаил Сорокин

Источник: https://gallerix.ru/tribune/izuchaem-mif-o-nemytoy-evrope/

Прощай, немытая Россия? Действительно ли Русь была чище “вшивой” Европы

Немытая Европа

В последние годы большую популярность набирают рассуждения об исторических различиях между Россией и Западом. Одна из самых популярных тем — личная гигиена и отношение к чистоте. “Французы изобрели духи, а русские — баню”. Но так ли это на самом деле?

“Умный журнал” разбирается, насколько правдивы истории о европейской знати, маскирующей телесную вонь духами и русских крестьянах, регулярно посещающих баню.

Помыться и пустить кровь

Истории о том, что в Средние века вся Европа утопала в грязи, вшах и зловонии, поскольку “они там вообще не мылись”, несколько преувеличены.

Западная Европа как наследница Римской империи переняла традицию посещения бань как общественных — для простых горожан, так и частных — для представителей знатных сословий.

В XIII-XVI веках культура бань и купален в Европе процветала. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней рисунки, картины и гравюры, изображающие сцены купания и принятия ванн.

Лицензированные банщики осуществляли не только “помывочную”, но и медицинскую деятельность: вправляли суставы, вырывали зубы, ставили пиявки, занимались кровопусканием. Поначалу их деятельность ассоциировалась с чем-то “нечистым”, но к концу позднего Средневековья авторитет банщиков существенно вырос.

Состоятельные граждане могли позволить себе мыться дома, в отсутствие водопровода, приплачивая водоносам за доставку воды.

В качестве умывальника использовался таз или каменная чаша, где отстаивалась вода для мытья рук до и после приема пищи.

Уже тогда важным атрибутом купания стало мыло, пусть пока и невысокого качества. Продукт был дорог для простолюдинов, так что они научились обходиться уксусом и золой.

Конечно, поход в баню был не частым событием в жизни тогдашнего человека, но крайне желательным, например, перед большими религиозными праздниками.

Банные помещения строго делились на мужские и женские — за этим следила католическая церковь, хотя за отдельную плату можно было арендовать чан для приватного общения или деловых переговоров.

Герб был дарован Бадену вместе со статусом города в 1480 году. Обратите внимание, что пара сидит в деревянном чане, поскольку он, в отличие от каменного, куда лучше удерживает тепло.

Церковь против бани

Миф о “вшивой Европе” так бы и не возник, но к XVI веку количество общественных купален стало уменьшаться в количестве и терять популярность у населения.

Причин на то было несколько. Во-первых, в связи с активной вырубкой лесов цены на дрова резко возросли. Сильно повлияла на спад в Европе “банного дела” и церковь, которой сборище обнаженных людей обоих полов казалось не слишком пристойным.

Окончательно добила помывочную культуру Средневековья чума и прочие заболевания, которые, как считалось, распространяются именно через совместные купания в банях.

В 1526 году Эразм Роттердамский писал:

“Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них”.

С наступлением Нового времени дела с гигиеной в России действительно обстояли несколько лучше. Данных о чистоплотности населения того времени сохранилось не так много, но известно, что представители всех сословий мылись по субботам в бане, дабы на следующий день предстать в церкви чистыми. Тогдашнее устройство городов позволяло иметь баню прямо во дворе и топить ее хотя бы раз в неделю.

В южных регионах России существовала также привычка мыться в печи.

После протопки все тщательно убиралось и мылось от золы, затем застилалось соломой. Для мытья внутрь ставили чугунок с водой. Также в печи мыли детей и немощных стариков, которых “доставляли” внутрь на широкой доске.

Гарем девственниц

Однако уменьшение числа общественных бань не значит, что в XVI-XVII веках население Европы моментально поросло грязью, хотя тогдашняя медицина не рекомендовала частых водных процедур, настаивая, что вода “размягчает” тело, а вместе с ней в поры кожи попадают различные яды. И все же находились те, кто советами докторов пренебрегал, с удовольствием совершая гигиенические омовения, о чем свидетельствуют картины художников, живших в тот якобы завшивленный и зловонный период.

Скажем, некто Martin, описывающий в своем дневнике за 1637 год быт страсбургских торговцев, упоминает, что они посещают городскую “парилку” при зубной боли и простуде.

Те, кто не мог позволить себе этого, старались мыть лицо, руки и ноги холодной водой.

Рот также ополаскивали водой, а зубы чистили деревянными палочками. Уже в 1728 году французский врач Пьер Фошар, которого считают отцом современной стоматологии, упоминал в руководстве по врачеванию зубную щетку из щетины. Конечно, ни о каких зубных пастах речи тогда не шло, а для усиления очищающего эффекта в ход шли, например, пепел и поваренная соль.

В XVII веке также было изобретено биде, которое и по сей день используется достаточно широко.

Еще одним критерием чистоты тела в XVI-XVIII веках становится нижнее белье и степень его белизны. Оттуда и взялась традиция готовить для состоятельных невест приданое в виде сорочек, рубашек и ткани для пошива исподнего, ведь его предписывали менять ежедневно, поскольку считалось, что оно как губка впитывает все выделения тела, которыми кормятся вши, блохи и прочая “нечисть”.

Чистое белье нещадно парфюмировали, чтобы устранить оставшиеся после его смены запахи.

Возможно, отсюда и пошло убеждение, будто бы даже обитатели Версаля ужасающе смердели, а потому пытались замаскировать запахи тела духами.

Любой сильный парфюмерный аромат “бьет” в нос, но если представить, что вокруг вас с десяток дам в крепко надушенном белье и в закрытом помещении, то становится понятно, откуда к нам пришел этот миф.

Со времен правления Людовика XV (начало XVIII века) вновь возникает мода на ванны и прочие процедуры. Король боялся венерических болезней и содержал целый гарем из девственниц, которых нередко приводили собственные матери в надежде, что дочь сможет сделать “карьеру” при дворце и поправить материальное положение.

Людовик не переносил запаха немытого тела, потому каждая девушка перед встречей была обязана посетить ванну.

Люди низших сословий обходились бадьями, ушатами и тазами, омывая отдельные части тела.

“Пешеходы теряли в грязи калоши”

Бесспорно, крупные европейские города выглядели грязными в отсутствие канализации. Особенно, если говорить о кварталах, где проживали бедняки и ремесленники.

При этом крупные российские города по уровню зловония и грязи точно не могли уступить столицам Европы.

Юрист и общественный деятель Николай Давыдов в середине XIX века писал:

“Грязи и навозу на улицах, особенно весною и осенью, было весьма достаточно, так что пешеходы теряли в грязи калоши, а иной раз нанимали извозчика специально для переправы на другую сторону площади…зловоние разных оттенков всецело господствовало над Москвой”.

В тот период в городе применялась выгребная и вывозная система удаления нечистот. Это означало, что ямы, устраиваемые при жилых помещениях, по мере заполнения выгребались черпаками, а отходы сливались в Москву-реку и Неглинную.

При таком уровне антисанитарии на город периодически охватывали различные “моры” — массовые эпидемии. Например, в 1771 году эпидемия чумы унесла в могилу более трети населения города.

Сбор воды осуществлялся из “фанталов” — фонтанов, например, на Театральной площади, откуда водовозы доставляли ее в дома.

Смотреть на Средневековье “свысока” стало модно примерно в XVIII-XIX веке, когда благодаря научному прогрессу стал повышаться средний уровень жизни и, конечно, отношение к гигиене.

В целом, если наблюдать на уровнем гигиены в Европе, России, да и во всем мире, то картина складывается примерно одинаковая: знать и богатые слои населения могли позволить себе платить за доставку воды, возможность принять ванну, либо отправиться в общественную баню, в то время как низам приходилось обходиться более редким мытьем. При этом чистюли, как и грязнули существовали во все времена, независимо от условий, в которых они вынуждены жить.

Источник: https://www.anews.com/p/83726903-proshhaj-nemytaya-rossiya-dejstvitelno-li-rus-byla-chishhe-vshivoj-evropy/

Немытая Европа или как относились к личной гигиене в древние времена

Немытая Европа

С самого детства нас приучали к тому, что гигиена это залог здоровья, а каждому советскому школьнику был до боли знаком «кривоногий и хромой» персонаж из детской сказки Корнея Чуковского, призывающего всех грязнуль мыться.

Да, в России с гигиеной во все времена не было таких глобальных проблем как в Европе, которую по этой причине прозвали немытой. Как известно средневековые европейцы пренебрегали личной гигиеной, а некоторые даже гордились тем, что мылись всего лишь два, а то и один раз в жизни.

Наверняка вы хотели бы узнать немного больше о том, как соблюдали гигиену европейцы и кого называли «божьими жемчужинами».

Не кради, не убий, не мойся

Женщина принимает ванну с чашкой шоколада. Неизвестный художник. Франция, XVII век

Немытой Европа была в Средние века. Так считают многие. И ошибаются. Наоборот, до XV–XVI веков европейцы все-таки мылись. Непростительно часто — раз в полгода. А в эпоху Возрождения, как ни парадоксально, и вовсе оставили эту «скверную» привычку.

Традиции Древнего Рима с его культом воды и знаменитыми термами были позабыты. Людовик XIV мылся всего два раза в жизни. И после каждого хилел так, что придворные готовили завещание.

Тот же «рекорд» — у королевы Изабеллы Кастильской, которая страшно гордилась, что вода касалась ее тела первый раз — при крещении, а второй — перед свадьбой

Супружеская ванна. Мемо ди Филипуччо. Фреска. Около 1320 года

Для славян омовения имели не столько гигиенический, сколько сакральный смысл. Баня — это вообще наш национальный проект. Она и мыла, и согревала, и грехи отпускала. Но на Руси не было проблем с дровами. Не то что в Европе. Чего там, даже для инквизиторских костров дров не хватало. А это святое, не то что ваша гигиена.

И ладно бы только дрова. Католическая церковь запрещала любые омовения кроме тех, что происходят во время крещения (которое должно было омыть христианина раз и навсегда) и перед свадьбой. Никакого отношения к гигиене все это, разумеется, не имело.

А еще считалось, что при погружении тела в воду, особенно в горячую, открываются поры, через которые в организм проникает вода, которая потом не найдет выхода. Поэтому якобы тело становится уязвимым для инфекций. Это и понятно, ведь в одной и той же воде мылись все — от кардинала до кухарки.

Так что после водных процедур европейцы действительно болели. И сильно.

Людовик XIV мылся всего два раза в жизни. И после каждого хилел так, что придворные готовили завещание. Тот же «рекорд» — у королевы Изабеллы Кастильской, которая страшно гордилась, что вода касалась ее тела первый раз — при крещении, а второй — перед свадьбой.

Церковь предписывала заботиться не о теле, а о душе, поэтому для отшельников грязь была добродетелью, а нагота — стыдом (видеть тело, не только чужое, но и собственное, — грех). Поэтому если и мылись, то в рубахах (эта привычка сохранится до конца XIX века).

Дама с собачкой

Охота. Геррит ван Хонтхорст. 1628 год

Вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Влюбленные трубадуры снимали с себя блох и ссаживали на даму сердца, чтобы кровь, смешавшись в желудке насекомого, объединила сердца сладкой парочки.

Несмотря на всю свою «святость», насекомые людей таки доставали. Именно поэтому каждый имел при себе блохоловку или небольшую собаку (в случае дам).

Так что, дорогие девушки, нося с собой карманную собачку в розовой попоне, помните, откуда взялась традиция.

Женщина, ищущая блох. Джузеппе Мария Креспи

От вшей избавлялись по-другому. Смачивали в крови и меду кусочек меха, а потом помещали его в прическу. Почуяв запах крови, насекомые должны были устремиться к приманке и застрять в меду. А еще носили шелковое белье, которое, кстати, и стало популярным именно благодаря своей «скользкости». «Божьи жемчужины» не могли уцепиться за столь гладкую ткань. 

Блохоловка, XVIII век

Это еще что! В надежде спастись от вшей многие практиковали более радикальный способ — ртуть. Ее втирали в кожу головы, а иногда и ели. Правда, умирали от этого в первую очередь люди, а не вши.

Народное единство

Типичный средневековый туалет в рыцарском замке

В 1911 году археологи откопали древние постройки из обожженного кирпича. Это были стены крепости Мохенджо-Даро — древнейшего города долины Инда, возникшего примерно в 2600 году до н. э. Странные отверстия по периметру зданий оказались сортирами. Древнейшими из найденных.

Потом туалеты, или латрины, будут у римлян. Ни в Мохенджо-Даро, ни в Царице вод (Древнем Риме), кстати, они не предполагали уединения. Восседая на своих «толчках», расположенных по периметру зала друг напротив друга (подобно тому как сегодня устроены сиденья в метро), древние римляне предавались беседам о стоицизме или эпиграммах Сенеки.

Средневековые туалеты

В Средневековой Европе туалетов не было вообще. Только у высшей знати. И то очень редко и самые примитивные.

Говорят, что французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок, потому что в старом буквально нечем было дышать.

Отходы человеческой жизнедеятельности были повсюду: у дверей, на балконах, во дворах, под окнами. При качестве средневековой пищи и антисанитарии диарея была делом обычным — до туалета просто не добежишь.

Иллюстрация из книги Маркизы

В конце XIII века в Париже был издан закон о том, что, выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно, вода!». Даже мода на широкополые шляпы появилась якобы только, чтобы предохранить дорогую одежду и парики от того, что летело сверху. По описаниям многих гостей Парижа, например Леонардо да Винчи, на улицах города стоял жуткий смрад.

Что там в городе — в самом Версале! Попав туда, народ старался оттуда не выходить, пока не встретится с королем. Туалетов не было, поэтому в «маленькой Венеции» пахло отнюдь не розами. У самого Людовика XIV, впрочем, ватерклозет был. Король-солнце мог восседать на нем, даже принимая гостей.

Присутствовать при туалете высокопоставленных особ вообще считалось «гонорис кауза» (особо почетным).

Общественный туалет для дам. Рисунок 1788 года из коллекции Британской библиотеки

Первый общественный туалет в Париже появился лишь в XIX веке. Но предназначен он был исключительно… для мужчин. В России общественные уборные появились при Петре I. Но тоже только для придворных. Правда, обоего пола.

А 100 лет назад началась испанская кампания по электрификации страны. Называлась она просто и понятно — «Унитаз». В переводе с испанского это означает «единство». Вместе с изоляторами производили и другие фаянсовые изделия.

Те самые, потомки которых стоят теперь в каждом доме, — унитазы. Первый унитаз со сливным бачком еще в конце XVI века изобрел придворный английского королевского двора Джон Харингтон.

Но популярностью ватерклозет не пользовался — из-за дороговизны и отсутствия канализации.

И зубной порошок, и густой гребешок

Дама за туалетом. Франсуа Буше

Если не было таких благ цивилизации, как элементарный сортир и баня, то про зубную щетку и дезодорант говорить не приходится. Хотя иногда для чистки зубов пользовались кисточками из веток. В Киевской Руси — дубовыми, на Ближнем Востоке и в Южной Азии — из дерева арак.

В Европе использовали тряпочки. А то и вовсе зубы не чистили. Правда, зубную щетку изобрели именно в Европе, а точнее, в Англии. В 1770 году ее придумал Уильям Аддисон. Но массовым производство стало далеко не сразу — в XIX веке. Тогда же был изобретен зубной порошок.

А что же с туалетной бумагой? Ничего, разумеется. В Древнем Риме ее заменяли губки, смоченные в соленой воде, которые крепились к длинной рукояти. В Америке — кукурузные кочерыжки, а у мусульман — обычная вода. В Средневековой Европе и на Руси простой люд пускал в ход листья, траву и мох. Знать использовала шелковые тряпочки.

Первый дезодорант

Считается, что духи были придуманы только для того, чтобы заглушить жуткий уличный смрад. Так это или нет — доподлинно неизвестно.

А вот косметическое средство, которое сейчас назвали бы дезодорантом, появилось в Европе только в 1880-х годах.

Правда, еще в IX веке некто Зирьяб предложил использовать дезодорант (судя по всему, собственного производства) в мавританской Иберии (части современной Франции, Испании, Португалии и Гибралтара), но на это никто не обратил внимания.

А ведь уже в древности люди понимали: если удалить волосы в подмышечной впадине — запах пота не будет столь сильным. То же самое, если их мыть. Но в Европе, как мы уже сказали, подобное не практиковалось. Что касается депиляции, то волосы на женском теле никого не раздражали вплоть до 1920-х годов. Только тогда европейские дамы впервые задумались: брить или не брить.

По материалам

Источник: https://4tololo.ru/content/12942

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.