Нерехтские рожечники — 20 лет (Юбилейный сборник) (2004)

Юбилейные монеты СССР

Нерехтские рожечники - 20 лет (Юбилейный сборник) (2004)

В СССР юбилейные и памятные монеты выпускались с 1965 года. Первый юбилейный рубль был посвящен 20-летию победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В последующем было выпущено несколько десятков монет различного номинала, выпуск которых был посвящен круглым датам и важным событиям, памятникам архитектуры, выдающимся личностям.

Для выпуска таких денежных знаков использовались как драгоценные металлы (золото, платина, серебро и палладий), так и недорогой сплав меди и никеля.

Юбилейные медно-никелевые рубли и копейки производились значительными тиражами. Большая часть тиража выпускалась в обычном качестве, такие монеты потом встречались в денежном обращении. Для коллекционеров чеканились монеты улучшенного качества (Бриллиант-анциркулейтед и пруф).

Каталог советских юбилейных монет 1961-1991

Каталог юбилейных монет СССР состоит из таблиц со списками медно-никелевых рублей и копеек. Важно! Все цены указываются примерные, реальная стоимость продажи может значительно отличаться от указанной. Подробнее о ценах.

Используемые в каталоге сокращения:

  • Об. — монеты из обращения в очень хорошем и отличном состоянии (незначительные потертости).
  • BU — экземпляры улучшенной чеканки (бриллиант-анциркулейтед) в заводской упаковке.
  • Proof — рубли высшего качества чеканки (пруф), имеющие зеркальную (полированную) поверхность монетного поля и матовый рельеф.
  • Нов. — новодельные рубли, отчеканенные в 1988 году по прототипу ранее выпущенных (имеют на гурте дату «1988» и букву «Н»).

каталога:

5 рублей

5 рублей — самый крупный номинал среди недрагоценных медно-никелевых юбилейных монет. Масса — 19,80 г., диаметр — 35 мм.

За исключением первого выпуска в 1987 году, посвященного 70-летию Октябрьской революции, пятирублевые монеты посвящены архитектурным сооружениям СССР: дворцам, соборам и памятникам.

5 рублей Год Название Цена, руб. Об BU Proof
198770 лет Октябрьской революции20002000
1988Памятник Петру Первому200350
Памятник «Тысячелетие России»200350
Софийский собор200350
1989Собор Покрова на рву200400
Ансамбль Регистан200400
Благовещенский собор200400
1990Петродворец150300400
Успенский собор150300300
Матенадаран150300300
1991Архангельский собор100250
Здание Госбанка170300300
Памятник Давиду Сасунскому150300300

3 рубля

Трехрублевые юбилейные и памятные монеты имели массу 14,35 г., диаметр — 33 мм.

3 рубля Год Название Цена, руб. Об BU Proof
198770 лет Октябрьской революции200300
1989Землетресение в Армении150300
199150 лет Победы под Москвой100200200

1 рубль

1 рубль — самый массовый номинал, используемый для выпуска в СССР юбилейных и памятных денежных знаков. Большинство рублей посвящено известным писателям, ученым и прочим оставившим значительный след в истории людям. Также серия из 6 выпусков вышла к проводимой в 1980-м году Олимпиаде. Остальные денежные знаки чеканились к круглым датам.

В 1988-году для коллекционеров был перевыпущен ряд рублей, лицевая и оборотная стороны новоделов в точности соответствовали оригиналам, но на боковой поверхности есть отличия, это надпись «1988 • Н».

1 рубль Год Название Цена, руб Об BU ProofНов.
1989Т. Г. Шевченко90200
М. П. Мусоргский90200
М. Ю. Лермонтов90200
Хамзы Хаким-заде Ниязи100200
Михаил Эминеску100200
1990А. П. Чехов100150200
П. И. Чайковский100150200
Г. К. Жуков350800400
Ф. Скорина100150200
Я. Райнис100150200
1991А. Навои120200
П. Н. Лебедев100150200
С. Прокофьев100200
Махтумкули150800400
С. И. Иванов100150200
Низами Гянджеви100200200

Самыми дорогими в каталоге являются рубли, отчеканенные в качестве Proof, в период с 1965 по 1978. Например, цена 1 рубль 1970 года «100 лет со дня рождения В. И. Ленина» составляет около 30 тыс. руб.

Монеты такого качества отличаются блестящей поверхностью, при этом рельефные части матовые. Они требуют бережного обращения, так как появление даже мельчайших дефектов, уменьшит их стоимость в разы.

Юбилейные копейки серии «50 лет Советской власти»

Юбилейные копейки в СССР чеканились только к 50-летию Советской власти в 1967 году. Незначительная часть выпуска была отчеканена улучшенного качества, стоимость монет в заводской упаковке обычно на порядок выше аналогичных экземпляров, бывших в обращении.

Разновидности и ошибки

Среди выпусков есть несколько дорогих разновидностей, в большинстве своем это ошибки монетных фабрик. Ниже перечислены самые редкие и ценные разновидности.

  • 1 рубль 1977-го г. «60 лет Октябрьской революции» с изображением модели атома с тремя орбитами вместо четырех. Об этой разновидности стало известно по фото в статье, посвященной выходу данной юбилейной монеты. На фото обратили внимание недовольные лица, указав на схожесть трех орбит со звездой Давида, которая считается еврейским символом. Поэтому дизайн реверса был переработан: у модели атома была добавлена четвертая орбита. Именно такая четырехорбитная версия атома оказалась на экземплярах, попавших в обращение. Но оказалось, что не все забракованные экземпляры были уничтожены. Спустя годы было найдено минимум два рубля с тремя орбитами. Учитывая их редкость, стоят они более 1 млн руб.
  • Новодельный 1 рубль «185 лет со дня рождения А. С. Пушкина» с ошибкой в дате: вместо 1984 г. — 1985 г. В 1988 г. при чекане нескольких новодельных рублей с Пушкиным была допущена ошибка, на аверсе вместо необходимого 1984 года оказалась дата «1985».  Стоимость таких экземпляров в качестве пруф по нумизматическим каталогам составляет 90000 руб.
  • Новодельный 1 рубль «115 лет со дня рождения В. И. Ленина» с ошибкой в дате: вместо 1985 г. — 1988 г. Стоимость — 400 тыс. руб.
  • Новодельный 1 рубль «165 лет со дня рождения Ф. Энгельса», на аверсе ошибка: вместо 1985 г. — 1983 г. Цена начинается от 50 тыс. руб.
  • Новодельный 1 рубль «275 лет со дня рождения М. В. Ломоносова» с ошибкой в дате: вместо 1986 г. — 1984 г. Стоит около 400 000 руб.
  • Рубль 1986 г. «Международный год мира». Есть вариант, у которого буква «Л» напоминает шалаш (с прямыми ногами). Разновидность в качестве пруф стоит 200 тыс. руб., а монета из оборота — 2,5 тыс. руб.
  • Рубль «160 лет со дня рождения А. Н. Толстого» с ошибкой на аверсе: вместо 1988 г. стоит дата «1987». Оценивается в 400 тыс. руб.
  • 1 рубль «550 лет со дня рождения А. Навои» с датой на аверсе «1990» вместо 1991 стоит 6000 руб. (цена для монет из обращения).
  • 1 рубль «125 лет со дня рождения П. Н. Лебедева», на аверсе ошибочно указан 1990 г. Цена экземпляра с ошибкой около 400 тыс. руб.
  • 1 рубль 1991 г. «100 лет со дня рождения С. Прокофьева», в дате смерти допущена ошибка: вместо 1953 г. — 1952 г., стоимость — 400 000 руб.

Пробные монеты

Пробные монеты имеют принципиальные отличия в дизайне от стандартных, в основной своей массе они не попали в обращение. В наши дни они находятся в музеях и в частных коллекциях.

Вот самые дорогие из них:

  • 1 рубль 1967 г. «50 лет Советской власти». Известно про несколько пробных вариантов. Например, вариант с изображением головы вождя и крейсера «Авроры», его оценивают в 6 млн 250 тысяч руб.
  • 1 рубль «100 лет со дня рождения В. И. Ленина» 1970 года выпуска. Пробный вариант отличается от стандартного гладким монетным полем на стороне, где изображен портрет Владимира Ленина. Известно 2-3 таких экз. Оценивается  эта пробная монета в 2,5 млн руб.

Есть и другие пробные дизайны советских юбилейных рублей и копеек. Обычно их коллекционная цена начинается от 1 млн. руб.

Также смотрите:

Источник: https://CennyeMonety.ru/yubilejnye-monety-sssr.html

«ММОМА 99/19»: как устроена юбилейная выставка с 20 кураторами

Нерехтские рожечники - 20 лет (Юбилейный сборник) (2004)

«MMOMA 99/19» — юбилейная выставка длиной в полгода — открывается 19 декабря по случаю 20-летия первого в России государственного музея современного искусства.

Грандиозную коллекцию ММОМА под руководством его кураторов изучили 20 профессионалов из разных областей науки и культуры — в том числе Кирилл Серебренников, Владимир Мухин, Андрей Малахов, Илья Лагутенко, Владимир Сорокин, Фредерик Маль и Диана Вишнева.

Перед открытием выставки Vogue выяснил, как на трех этажах ММОМА на Петровке сочетаются направления от «моды» и «архитектуры» до «гастрономии» и «спорта», задал несколько вопросов приглашенным кураторам и узнал, что в музее планируют делать дальше — в 2020 году.

Предыстория

Открытый в декабре 1999-го Московский музей современного искусства вырос из личной коллекции Зураба Церетели, его основателя и директора, президента Российской Академии художеств. От двух тысяч работ известных художников XX века, ранее собранных Церетели, ММОМА разросся до многотысячных объемов и шести выставочных площадок, на них за прошедшие 20 лет музей провел 1828 выставок.

ММОМА регулярно устраивает сменные тематические экспозиции своей коллекции, проект под знаком «99/19» стал девятым в этой серии.

В числе других важных направлений музея — образование в сфере искусства (для этого создана школа «Свободные мастерские»), поддержка молодых художников, собственная издательская программа, разработка инклюзивных проектов, научная деятельность и лабораторная экспертиза.

Оглянуться назад и отметить 20-летие ММОМА решили, привлекая экспертов со стороны: как подчеркивает его исполнительный директор Василий Церетели, идея выставки «MMOMA 99/19» родилась у замдиректора музея Алексея Новоселова. Алексей же отмечает: ММОМА выбрал людей, которые «открыты современному искусству и современной культуре, либо находятся «внутри», это важный путь для разговора музея и с самим собой, и со зрителем.

Сергей Мироненко. «Не бойся». Из серии «Не верь, не бойся, не проси», 1993

Что такое «99/19»

C 19 декабря второй и третий этаж корпуса ММОМА на Петровке, 25, объединяют все со всем: юбилейная выставка охватывает темы медиа и медицины, спорта и музыки, философии, моды, кино и десятка других дисциплин, а начинается с фразы «Все будет хорошо».

Эти слова можно увидеть в инсталляции британского художника Мартина Крида, с 2010 года установленной на фасаде музея на Петровке.

Крид стал одним из 20 кураторов-гостей, а в первый день работы выставки устроит перформанс Getting Changed — 19 декабря в 19:00 его можно посмотреть по регистрации и входному билету.

Владимир Дубосарский, Александр Виноградов. Spalding, 1997

Каждый «гостевой» сегмент выставки полон жемчужин из музейной коллекции, изобретательно структурирован и оформлен. Зал «Телевидение», например, Андрей Малахов вместе с Form Bureau, отвечавшими за архитектуру всего проекта, превращает в «гостиную» c мягким ковровым покрытием и диваном.

Среди выбранных Малаховым авторов ищите Энди Уорхола, Кита Харинга, Фернана Леже, Виноградова и Дубосарского, Владислава Мамышева-Монро, Такаси Мураками и не только.

«Музыкальный» зал Ильи Лагутенко переносит на «идеальную, — как пишут в ММОМА, — тусовку с ее карнавальным абсурдизмом, цветным диско-полом и стихийной образностью».

Александр Косолапов. Malevich sold here. 2001

Секция «Кино», возглавляемая Алисой Хазановой, превращена в черный лабиринт, самый крупный зал — «Театр» Кирилла Серебренникова — тоже выкрашен в черный.

Что режиссер думает о происходящем, можно прочесть в его же записях мелом на стене, вокруг будут документальные фотографии Тимофея Парщикова, Георгия Первова и Сергея Чиликова, работы Александра Бродского, Фрэнсиса Бэкона и не только.

Здесь затронут «ряд тех спорных тем, которые были актуальны для нас в последние двадцать лет и сегодня не утратили своей значимости», — уточняют в ММОМА.

Константин Звездочетов. Без названия. Из серии «Памяти «Мухоморов», 2005

Рядом с пространством «Мореплавание», в которое путешественник Федор Конюхов включил, например, работы Вячеслава Колейчука и Ильи Федотова-Федорова, ищите зал искусственного интеллекта — куратором стала ая помощница Маруся.

В следующем зале «стол» накрывает шеф-повар Владимир Мухин: вокруг неоновые строчки, «выведенные» на стене Светланой Воронцовой-Вельяминовой, живопись Леонида Цхэ, работы Ирины Кориной и многое другое, это пространство о поиске себя и своего места в мире.

Юрий Викулин. Из серии «Поцарапки», 1989-1990

Что об искусстве, ММОМА и девяностых говорят приглашенные кураторы

«ММОМА — место, где концентрируются объекты, отражающие современность и ее проблемы. Но одно имя лично для меня всегда идет отдельно — это имя Дмитрия Пригова», — говорила прима-балерина Диана Вишнева журналу Vogue.

Об отношениях с искусством, воспоминаниях из девяностых и своем зале в ММОМА она рассказывает в январском номере Vogue наряду с двумя другими кураторами, Владимиром Мухиным и Андреем Артемовым. Накануне открытия Vogue.

ru продолжил задавать им вопросы.

Сергей Головач. «Елена Нелидова. Из проекта «FISHionable People/ФИШенебельные Люди», 2005

Говоря о своем зале и его силе, Владимир Мухин хочет отшутиться цитатой из «Брата», но подтверждает: «Вообще, действительно, думаю, его сила в правде. И в том, что работы, которые я отобрал для него, вызывают вопросы». Вопросы для Владимира и есть самое главное.

«Когда я или любой другой человек начинает задавать себе вопросы, происходит какое-то развитие, движение души, — продолжает Мухин. — При этом, я считаю, арт-объекты в моем зале вызовут и эмоциональный отклик. Не люблю, когда искусство слишком интеллектуально и сухо».

Леонид Цхэ. «Подготовка к вечерним торжествам», 2014

Еще один из кураторов-гостей — архитектор Ольга Трейвас — отмечает, что за последние 20 лет в своих вкусах «наконец пришла к развращению и чувству вседозволенности».

Трейвас включает в свой зал работы Виктора Пивоварова, Ирины Наховой, Кирилла Кто, Вячеслава Колейчука и многих других художников разных эпох, подчеркивая, что в такой коллекции, как у ММОМА, не может быть фаворитов.

«Особенно я в этом убедилась при подготовке юбилейной выставки, когда такие разные кураторы выбрали из коллекции вещи для своих залов, ни разу не поспорив из-за работы, — рассказала Ольга Vogue.

— Отвечая за архитектуру, я попробовала вернуться к истокам в самом базовом смысле этого слова: построение любого объекта начинается с трехмерной сетки осей координат. Но это также и протосистема для создания элементарных, прикладных вещей. Через эту базовость и примитивность интересно взглянуть на архифутуристические вещи Нусберга, Родченко и Штейнберга».

Виктор Пивоваров. «Батон», 2002

Историк-медиевист Олег Воскобойников, специалист по культуре средневекового Запада, сделал акцент на теме человека земного и человека небесного — по мнению приглашенного куратора, это «объединяет искусство наших дней с искусством того тысячелетнего царства, которое мы называем Средневековьем».

Свой зал Воскобойников выстраивал, руководствуясь важной для него мыслью: искусство во все времена решает схожие задачи, рассказывает о связи человека, мира и божества. «В этом искусство отличается от многих других форм нашей деятельности, в этом оно противоположно как рутине, так и банальности, — объясняет Vogue Олег.

— Я отобрал те картины современных художников и мастеров недавнего прошлого, которые позволяют проследить путь человека-странника на земле и его поиск неба. Он рождается, встает на ноги, учится, трудится в поте лица своего, влюбляется, ищет Бога или богов. И наконец возвращается на небо, присоединяясь к ангелам.

Понятно, что подобный ход мысли весьма субъективен, но я вовсе не хочу навязывать его современному искусству в целом».

Михаил Гробман. «Ведьмачка (Бронзино, №3271)», 1997–2006

Ознакомиться с полным списком залов, кураторов-гостей и другими деталями юбилейной выставки можно здесь, проект «ММОМА 99/19» открыт до 17 мая 2020 года.

Планы на будущее:

Перед открытием юбилейной выставки ММОМА озвучили программу на 2020 год, во главе которой — масштабная ретроспектива Микеланджело Пистолетто, одного из лидеров итальянского арте повера (с 11 июня до 13 сентября).

Откроет его персональная выставка Татьяны Назаренко, яркой и значительной фигуры в позднесоветском и новейшем отечественном искусстве (с 21 февраля, Гоголевский, 10), на следующую осень запланированы ретроспективные выставки Павла Леонова, одного из самых известных представителей наивного искусства в России, а также Ивана Макаревича и Елены Елагиной. В декабре 2020-го откроется экспозиция художника-нонконформиста Олега Целкова. Кроме того, ММОМА проведет персональные выставки Саши Фроловой, Марии Арендт и Ивана Новикова и продолжит поддерживать молодых художников. В июле на площадках музея представят проекты в рамках VII Московской молодежной биеннале современного искусства, комиссаром которой ранее в декабре был назначен замдиректора ММОМА Алексей Новоселов.

В числе спецпроектов года — выставка «Москва-Siberia», связывающая столичное и сибирское искусство, а также коллаборация с лондонской галереей Whitechapel и российским фондом «Мост» в рамках международного проекта Artists’ Film International.

С этими и другими активностями на шести площадках, в том числе в Музее Вадима Сидура в Новогиреево, а также в Образовательном центре в Ермолаевском переулке, ММОМА продолжит расширять диапазон своей работы.

Из Москвы институция будет все чаще выходить в регионы и за границу: третье десятилетие для ММОМА начинается с «картой», на которую уже нанесены точки от Лондона и Лихтенштейна до Нового Уренгоя, Красноярска и Магадана.

Филипп Донцов. Серия «Семья», 2003

Источник: https://www.vogue.ru/lifestyle/mmoma-9919-kak-ustroena-yubilejnaya-vystavka-s-20-kuratorami

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.