Невероятный человек и гениальный учитель. Макаренко

Содержание

Антон Семенович Макаренко: жизнь легендарного педагога

Невероятный человек и гениальный учитель. Макаренко

В истории советского союза я выделяю с десяток легендарных личностей, их дела живы по сей день и приносят пользу обществу. Среди них Макаренко Антон Семенович. История его жизни удивительна и проста.

Методики его воспитательной деятельности активно применяют в образовательных и детских учреждениях. Некоторые семьи всецело придерживаются принципов, разработанных Макаренко, при воспитании своих детей.

Рассмотрим основные биографические факты из жизни легендарного прозаика, писателя и учителя.

Детство и юность

Рождение звезды педагогической сферы произошло в городе Белополье Сумского Уезда.

Географически это расположено в Харьковской губернии, именно там 13 марта 1988 года появился на свет маленький Макаренко Антон Семенович.

Родители будущего воспитателя из простого рода, отец Семен Григорьевич занимался малярными работами в железнодорожной области, мать Татьяна Михайловна Дергачева, по предкам из дворянского рода.

Антон Семенович Макаренко и его биография не позволяет вникнуть в глубокие детали детства великого публициста советского времени. Младший брат Виталий принимал участие в Брусиловском прорыве, он был рожден в 1895 году и прожил до 1983 года. О своем старшем брате писал, что, несмотря на украинское происхождение, всегда считал Антона русским на сто процентов.

Макаренко отлично знал украинский и польский языки, нередко вставлял цитаты на них в свои произведения, но отдавал предпочтение русскому языку и его особенностям. Учеником он прослыл прилежным и внимательным, в 1904-м году окончил четыре класса училища в городе Кременчуге. Отец сразу определил симпатии сына к образовательному ремеслу и предрек ему будущее учителя.

Макаренко «педагог от бога», после окончания специализированных курсов, он начинает в семнадцать лет трудиться в родном училище. Девять лет он преподавал в различных железнодорожных образовательных учреждениях. В 1916-м пошел в армию ратником, но близорукость позволила ему досрочно демобилизоваться.

Образование и начало карьеры

В 1917-м году Макаренко защитил диплом на тему «Кризис современной педагогики», получил золотую медаль Полтавского педагогического университета.

Сразу получил перспективу занятий научной деятельностью, но тяга к практике заставила уйти в инспектирование высших учебных заведений.

  Биография Антона Семеновича, по сути, начинается с назначения его директором колонии для несовершеннолетних детей, которых можно отнести к неблагополучным и даже близким к отпетым преступникам.

Там проявляется сущность педагога в его отношении к процессу. Он ставит минимальной задачей привить любовь каждого из участников колонии, хотя бы к двум предметам и по одному из них совершенствовать навыки не менее двух часов в день.

Это делалось не ради моментального освоения профессиональных качеств, а чтобы уберечь их от безделья. Также приветствовалось посещение кружка, секции или тренировок.

В современном мире эта схема распорядка дня для детей школьного возраста актуальна почти на сто процентов.

Личная жизнь

Отец Антона был угрюм и задумчив, в своей жизни он испытал немало потерь и трудностей. Поэтому сыну, отчасти, передалась эта серьезность и в свою личную жизнь он многих не допускал.

Кто такой этот великий учитель? Он прозаик, который стремился сделать возможным развитие свободной личности внутри автократичной системы.

Макаренко женат на Галине Салько, после 1935-го года уже с фамилией супруга.

Были у четы Макаренко приемные дети, сын Лев Михайлович, воспитываемый супругой, и Олимпиада Витальевна, оставшаяся после бегства брата Виталия из России.

Первая любовь публициста Елизавета Федоровна Григорович, любопытен факт ее замужества за священником и возраст почти на десять лет старше Антона.

Она 20 лет проработала вместе с ним в колонии, свел ее с ним муж, в тот момент, когда пытался спасти Макаренко от самоубийства.

Чего добился Макаренко?

Любой ценой сделать из детей колонии здоровых психологически и взрослых людей. Задача номер один привить им моральные принципы и нравственные устои, чем выдающийся педагог и занимался на протяжении нескольких десятилетий.

Его труды по сей день обрабатываются в методические пособия, которые позволяют двигать вперед культуру образования.

Ранний уход из жизни, в 51 год, не позволил Антону Семеновичу во время Второй Мировой войны подготавливать еще более усовершенствованные практические рекомендации по вопросам образования молодежи.

На самом деле, публицист был неугоден власти, о нем неоднократно писали критические заметки, но украинская знать не давала Макаренко в обиду. Поэтому мы и сегодня знаем о его работах, иначе до нас не дошло и 10% его методик.

Годы жизни легендарного прозаика прервались возможным отравлением, ведь сердце было при вскрытии видоизменено, но доказать ничего не смогли. Попробуем понять концептуальность трудов великого учителя через цитаты. «Для воспитания не требуется большого времени, важно уметь грамотно использовать малое».

«Ваше поведение – решающий момент воспитательного процесса, даже, когда вас нет дома – он не прекращается».

Постепенно в колонии для малолетних преступников Макаренко смог создать упорядоченный и организованный быт, смог разделить их на группы.

Все было организовано таким образом, что новый человек, который попадал в колонию, автоматически помещался в комфортное пространство.

Видимо поэтому при объединении колонии с уже вполне нормальными парнями легко удалось выровнять отношения с огромным десантом «горьковских» ребят.

Интересные факты из жизни

В 20 лет Макаренко хотел покончить жизнь самоубийством, работы подходящей не было, его мысли не хватало простора.

Священник в церкви, пытаясь вытащить Антона из этой черной полосы, познакомил его со своей супругой Елизаветой. Когда Макаренко признался всем, что влюбился, отец выгнал его из дома.

На самом деле, этот момент и стал переломным в судьбе учителя. Ему сразу поступили дельные предложения, да и он был готов отправиться в любую точку страны.

Факты из жизни Антона Семеновича говорят о его странном характере.

Он не мог ужиться со сверстниками, но затем, как «сапожник без сапог» гениально воспитывал тех же дерзких юношей, с которыми не мог поладить полтора десятка лет назад.

Благодаря нескольким применениям физической силы обрел уважение среди ребят, но потерял впоследствии должность и уверенность в правильности своих методик воспитания.

Происхождение фамилии Макаренко идет от имени Макар, который переводится с древнего греческого языка «счастливый или блаженный». Антон Семенович смог обрести счастье в своих трудах и блаженно ушел в будущее, оставив за собой множество работ, которые актуальны для педагогов всего мира по сей день.

Воспитанники Макаренко стали создавать промышленное оборудование и производить электродрели. Тогда предприятием заинтересовалось НКВД, они пытались забрать завод себе в собственность, а его участникам не готовы были платить зарплату.

Антон ничего не смог с этим поделать и ему пришлось покинуть пост, переехав в Москву. Я здесь вижу интерес финансовый со стороны Макаренко, но и подтверждение того, что против системы даже с благими намерениями идти практически невозможно.

Только шагая через эпохи, как делает сейчас автор многочисленных трудов Антон Семенович Макаренко.

[Всего : 1    Средний: 5/5]

Источник: https://SilaMira.ru/makarenko-anton-semenovich/

Величайший советский педагог макаренко!

Невероятный человек и гениальный учитель. Макаренко

Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением.

Макаренко Антон Семенович!

Родился 1 марта 1888 году в городе Белополье в Харьковской губернии в семье рабочего-маляра. В 1904 окончил 4-классное училище в городе Кременчуге, затем учительские курсы.

В 1905–1914 годах преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 годах служил ратником в действующей армии, затем был демобилизован в связи с близорукостью.

В 1917 году с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ КОММУНИЗМА

В то время считалось, что человек либо от рождения склонен к порокам, или же от рождения порядочен. Несмотря на это, Макаренко считал, что правильное воспитание является главным условием для формирования достойного человека.

Когда он заведовал различными учреждениями для малолетних правонарушителей, то добивался там беспрецедентных успехов. В основе его успехов лежало то, что Макаренко использовал огромную воспитательную силу работы в коллективе. Школьное обучение сочеталось с производительным трудом в команде, где объединялись требовательность, доверие и дух игры.

Заведовал колонией на Украине, которая имела славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Там Макаренко добился феноменальных успехов – трудные подростки не только перевоспитывались, но и работали с очень хорошими результатами.Колония давала прибыль государству и окупала сама себя.

Тогда же Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии. Но после того, как его система воспитания была объявлена «несоветской», он подал заявление об уходе с работы.

Макаренко написал «Педагогическую поэму» – уникальную книгу, в которой он показал путь воспитания личности. Он основан на уважении к личности и её активной деятельности в коллективе.Это труд принес ему всемирную известность и стал новой страницей в истории педагогики.

Педагогическая поэма 1955 г. Макаренко:

Продуктов питания постоянно не хватает. Колонисты крадут провизию со склада; однажды у заведующего пропадают деньги. Кульминационным моментом становится кража денег у старушки-экономки, которая отбывала из колонии. Макаренко устраивает разбирательство, вора находят.

Антон Семенович прибегает к методу «народного суда». Буруна (колониста, уличенного в воровстве) выставляют перед коллективом. Воспитанники негодуют по поводу его проступка, готовы сами учинить над ним расправу. В итоге Буруна отправляют под арест.

После этого инцидента воспитанник перестал воровать.

ПРАВДА О КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

В 1935 году Макаренко был переведен в Киев помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины.

В 1936 году А. С. Макаренко переехал в Москву. В 1937 году он завершил работу над «Книгой для родителей».

В начале 1939 году Макаренко был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Активная деятельность Макаренко в Москве была прервана скоропостижной смертью в вагоне пригородного поезда 1 апреля 1939.

ПРАВДА О БЕЛОМОРКАНАЛЕ

Основные идеи и уникальный практический опыт Макаренко в воспитании подростков, особенно трудных, находят отклик у многих педагогов разных стран вплоть до наших дней.

Всемирная слава Макаренко связана с эффективностью его педагогической деятельности, прежде всего — в деле ликвидации детской беспризорности. Благодаря этому замечательному педагогу тысячи детей, которые были обречены на жалкое существование, состоялись в жизни.

Своей практикой он подтвердил свои слова:

«Я исповедую бесконечную … уверенность в неограниченном могуществе воспитательной работы… Я не знаю ни одного случая, когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки, или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу».

Решением ЮНЕСКО Макаренко признан одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Основные положения

Макаренко нашел самый мощный рычаг воспитания — он действовал через создание коллектива, перед которым ставились ответственные задачи.

Система эта основана на трех взаимосвязанных принципах:

Макаренко отмечал: необычайно быстро, за считанные месяцы перевоспитываются трудные подростки. У них появляется осознание границ своих полномочий и ответственности.

В то же время он писал, что воспитание — это длительный процесс как в целом, так и в его отдельных частях.

Военизированный характер воспитания в колонии был продиктован тем, что подобный антураж был привлекательным для подростков того времени. Дисциплина выражалась в ее неукоснительном соблюдении, поскольку сами ребята были в ней заинтересованы. Ни одно из наказаний, применяемых в колонии, не было унизительным. Самое суровое – бойкот – применялось крайне редко.

Макаренко о воспитании

  • «Наши дети всегда граждане. И чем больше гражданский долг связывается с их ростом и воспитанием, тем более полноценные воспитываются из них люди».
  • «Я не верю в то, чтобы были морально дефективные люди. Стоит только поставить в нормальные условия жизни, предъявить ему определённые требования, дать возможность выполнить эти требования, и он станет обычным человеком, полноценным человеком, человеком нормы».
  • «Я повторяю, что если из человека выходит хулиган, то в этом виноват не он, а виноваты педагогические методы».
  • «Я имею право утверждать, что работа по воспитанию — очень легкая работа. Легкая не в том смысле, что можно поработать, потом пойти погулять, потом почитать, отдохнуть и т. д. Нет, времени она берет много, но она легкая по типу напряжения.Последние годы у меня было 600 коммунаров… и мне было легко работать, настолько легко, что с 1930 г. я работал без обычной в интернатах должности воспитателя. Были учителя в школе, были инженеры на заводе, но детский коллектив в 600 человек жил, в известном смысле, самостоятельно. И утром, когда я слышал сигнал «вставать» и знал, что в моем коллективе нет ни одного взрослого человека, я не беспокоился. (…) Я сначала поражался, зная, как трудно встать вовремя, натереть полы, когда за тобой никто не следит, а потом перестал удивляться и увидел, что это нормальное коллективное действие, нормальный человеческий поступок, а нормальный человеческий поступок и есть самый простой и самый легкий поступок».
  • «Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям».
  • «Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать».
  • «Чтобы, решая сегодняшние дела, все воспитанники никогда не забывали о задачах завтрашнего дня, о перспективах учреждения, о планах…»
  • «Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности, это есть форма воздей­ствия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущно­сти. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела».

Каким образом это получается? Мы не хотели, чтобы каждая отдель­ная личность чувствовала себя объектом воспитания. Я исходил из тех соображений, что человек 12–15 лет живет, он живет, наслаждается жизнью, получает какую-то радость жизни, у него есть какие-то жизнен­ные впечатления.

Для нас он объект воспитания, а для себя он живой человек, и убеж­дать его в том, что ты не человек, а только будущий человек, что ты яв­ление педагогическое, а не жизненное, было бы мне невыгодно.

Я старал­ся убедить, что я не столько педагог, сколько я тебя учу, чтобы ты был грамотным, чтобы ты работал на производстве, что ты участник произ­водственного процесса, ты гражданин, а я старший, который руководит жизнью при твоей же помощи, при твоем же участии.

Меньше всего я старался убедить его, что он только воспитанник, т. е. явление только педагогическое, а не общественное».

Макаренко о семье

«Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением».

Макаренко о труде

«Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом.

Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата».источник-1 источник-2

ЮРИЙ ДРОЗДОВ: ВСЁ УЖАСНОЕ ДЛЯ РОССИИ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ.

(Visited 5 266 times, 1 visits today)

Источник: http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/archives/5024

Антон Макаренко

Невероятный человек и гениальный учитель. Макаренко

Антон Макаренко – преподаватель, вошедший в четверку специалистов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Правда, заслуги мужчины признали уже после смерти талантливого учителя. Впрочем, для самого Макаренко это не играло большой роли.

Портрет Антона Макаренко

Нашедший собственное призвание, Антон Семенович посвятил большую часть жизни перевоспитанию трудных подростков. Бывшие ученики, испытавшие на себе новаторские методы Макаренко, добились заметных успехов и написали немало книг, посвященных деятельности педагога.

Педагогика

Первыми учениками Макаренко стали дети города Крюкова. Но почти сразу Антон осознает, что знаний для работы недостаточно. В 1914 году молодой человек поступает в Полтавский учительский институт. Параллельно с приобретением новых знаний Антон много времени посвящает писательской деятельности. Первый свой рассказ — «Глупый день» — Макаренко отправляет Горькому.

Максим Горький и Антон Макаренко

В ответ писатель присылает Антону письмо, где безжалостно критикует произведение. После провала Макаренко 13 лет не предпримет попыток написать книгу. Но отношения с Горьким педагог будет поддерживать на протяжении всей жизни.

Развивать собственную систему перевоспитания мужчина начал в трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевке, расположенном рядом с Полтавой.

Макаренко внедрил методику, при которой трудные подростки делились на группы и самостоятельно обустраивали быт.

Своеобразная коммуна привлекла внимание властей, но новость об избиении детей (Макаренко один раз ударил воспитанника) лишила педагога должности.

Педагог Антон Макаренко

Найти новую работу преподавателю помог Горький. Писатель посодействовал переходу Макаренко в колонию, расположенную рядом с Харьковом, и посоветовал вновь попытаться создать литературное произведение.

В новом заведении Антон Семенович быстро установил уже проверенные порядки. Под руководством мужчины трудные подростки стали изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Параллельно с новостями о новаторских методах Макаренко в свет выходят три произведения педагога: «Марш 30 года», «ФД — 1» и «Педагогическая поэма».

Антон Макаренко с воспитанниками

И снова представители власти, внимательно следящие за педагогом, прекратили преподавательские эксперименты. Макаренко перевели в Киев на должность помощника начальника отдела трудовых колоний.

Осознав, что вернуться к любимому делу уже не позволят, Макаренко посвящает себя написанию книг. Нашумевшая «Педагогическая поэма» обеспечила мужчине место в Союзе советских писателей. Спустя год на имя бывшего преподавателя приходит анонимка. Макаренко обвинили в критике Сталина. Антон Семенович, предупрежденный бывшими сослуживцами, успел перебраться в Москву.

Книги Антона Макаренко

В столице мужчина продолжает писать книги. В соавторстве с женой Макаренко заканчивает «Книгу для родителей», где подробно описывает собственный взгляд на воспитание детей. Антон Семенович утверждает, что ребенок нуждается в коллективе, который поможет адаптироваться в социуме. Не менее важна для человека возможность свободной реализации.

Следующим условием гармоничного развития стала трудовая деятельность – воспитанники Макаренко самостоятельно зарабатывали на собственные нужды. Позже произведение, как и многие остальные творения Антона Семеновича, экранизируют. Уже после смерти педагога на экраны выйдут фильмы «Поэтическая поэма», «Флаги на башнях» и «Большие и маленькие».

Смерть

Умер Макаренко 1 апреля 1939 года при странных обстоятельствах. Мужчина, возвращавшийся из Дома отдыха писателей в Подмосковье, опаздывал на электричку. Антона Семенович ждали в издательстве с новыми готовыми статьями о принципах воспитания. Вбежав в вагон, Макаренко упал на пол и больше не очнулся.

Могила Антона Макаренко

Официальная причина смерти – сердечный приступ. Ходили слухи, что в Москве Макаренко должны были арестовать, поэтому педагог не выдержал напряжения. Вскрытие показало, что сердце талантливого воспитателя повреждено необычным образом. Орган принимает подобный вид, если в организм попал яд. Но подтверждение отравления найдено не было.

Макаренко похоронили на Новодевичьем кладбище. Советские газеты разместили на страницах некролог, где упомянули Антона Семеновича как заслуженного писателя. О педагогической деятельности мужчины не напечатали ни слова.

Библиография

  • 1932 – «Мажор»
  • 1932 – «Марш 30 года»
  • 1932 – «ФД-1»
  • 1935 – «Педагогическая поэма»
  • 1936 – «Методика организации воспитательного процесса»
  • 1937 – «Книга для родителей»
  • 1938 – «Честь»
  • 1938 – «Флаги на башнях»
  • 1939 – «Лекция о воспитании детей»

Цитаты

Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.Коллектив — не толпа.

Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество.

Олег Груз

Поэт, рэпер, актер, режиссер, продюсер

Источник: https://24smi.org/celebrity/7360-anton-makarenko.html

«Педагогическая наука — это какое-то шарлатанство»

Невероятный человек и гениальный учитель. Макаренко

Антон Макаренко находил подход к самым трудным и даже асоциальным детям-беспризорникам — некоторые из них могли в разговоре с учителем запросто схватиться за нож.

На своей практике он понял, что традиционные педагогические приёмы не работают с трудными детьми, и изобрёл новые. А сегодня именем Макаренко называют школы даже на Кубе и в Мексике.

«Мел» рассказывает о том, как создавалась его уникальная методика.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. На чём строился учительский авторитет

Когда Макаренко только начал работать с воспитанниками, то столкнулся с абсолютным неприятием с их стороны. Малолетние преступники отрицали любой авторитет и просто человеческую культуру. А впоследствии влияние Макаренко на них было чуть ли не безграничным.

Малолетних воров, грабителей и даже убийц в колонии никогда не называли преступниками. Довольно быстро Макаренко отказался от «личных дел», в которых содержалась информация о прошлых проступках ребёнка. «Мы самым искренним образом перестали интересоваться прошлыми преступлениями колонистов, и у нас это выходило так хорошо, что и колонисты скоро забывали о них», — пишет Макаренко.

Во всех ребят безоговорочно верили, хотя возможную судьбу каждого из воспитанников Макаренко отлично представлял

Уважением пользовались учителя, знавшие своё дело.

Никакие интеллигентские убеждения, доброта и участие не влияют на отношение к учителю так, как могли влиять уверенность, чёткое знание программы, немногословие и готовность к работе.

Позже педагогический коллектив под руководством Макаренко сократился до минимума, но зато это были высококлассные учителя, которым платилась зарплата в два раза выше средней.

Как работал и жил великий педагог и прекрасный человек Януш Корчак

Сильно провинившиеся подростки моментально изгонялись из колонии — это учило остальных. Только некоторые из них заслужили прощения и были приняты обратно, спустя время.

Антон Семёнович Макаренко

Макаренко никогда не разнимал дерущихся. Когда один из подопечных схватился за финку, педагог, не показав страха, велел его исключить: «Я тебе посоветую идти туда, где позволено резаться ножами». Через две недели раскаявшемуся разрешили вернуться.

Дважды Макаренко применил физическую силу к своим ученикам. Учитель называл подобные поступки «педагогической несуразностью», но не сожалел о них, так как суровое наказание становилось поворотным моментом для становления коллектива.

2. Как в колонии победили кражи

Макаренко намеренно отказывался брать сторожа при условии, что имущество разворовывали почти каждую ночь. Когда вор был пойман с поличным, состоялся первый в истории колонии товарищеский суд.

Макаренко назвал человека, который способен ограбить слабого, «не гадом, а гадиком»

Позже эту характеристику применяли уже сами воспитанники по отношению к новым ребятам.

Авторитет Макаренко был уже настолько сильным, что ни один ученик не поддержал вора, хотя в недалёком прошлом большинство промышляли именно этим. Провинившийся действительно никогда больше не воровал, а после выпуска из колонии получил образование врача.

Двое других колонистов были изгнаны за кражи чужого урожая. Один из них попросился обратно и был принят в помощники агронома. Тогда Макаренко провернул психологический эксперимент, поручив бывшему вору забрать крупную сумму денег для колонии.

Когда воспитанник Семён Карабанов (в жизни Семён Калабалин — Прим. автора) привёз 500 рублей, Макаренко просто убрал их в стол, не пересчитывая. Позже учитель поручил Семёну забрать уже 2000. И снова не стал пересчитывать полученные деньги.

Это стало уроком не только для Семёна, которому никогда никто так не доверял, но и для остальных подопечных.

Как Александр Солженицын падал в обморок от плохой отметки и учил детей математике

Они больше не хотели брать чужого, настолько было дорого абсолютное доверие. Они перестали хвастаться «подвигами» вольной жизни.

Сложно поверить, что бывший грабитель и вор Карабанов через пару лет жаловался на свою занятость в театральной самодеятельности колонии: «Да что я? Нанялся, что ли? На той неделе жреца играл, на этой — генерала, а теперь говорят — играй партизана.

Что же я — двужильный или как? Каждый вечер репетиция до двух часов, а в субботу и столы тягай, и декорации прибивай…».

Макаренко в коммуне с детьми

Макаренко публично высказывал своё несогласие с идеей, что воспитание должно основываться только на интересе. Именно на примере трудных детей он видел, что прежде всего необходимо формировать коллектив. На сильный, суровый, воодушевлённый коллектив он возлагал надежды.

Воспитатели колонии каждый день создавали мир, в котором беспризорники должны были работать, поддерживать порядок, слушаться старших и учиться

Всего этого они смогли добиться вопреки защитно-угрожающей позе каждого подростка.

В праздничные дни оркестр колонии огорошивал суровой стройностью, железной дисциплиной и фасонной выправкой. Они являлись на парад босиком и позже всех, чтобы никого не ждать, а бедность нарядов прятали за уверенностью.

После первой колонии была построена вторая, на этот раз с паркетными полами. Хозяйство поражало размахом.

Дисциплина и порядок к тому времени стали традициями коллектива, за ними наблюдали не от случая к случаю, это было инстинктивным поведение каждого.

Позже его воспитанники обвиняли ребят из другой колонии с ужасающими бытовыми условиями, что те ничего не делают сами, ждут приказаний и ищут хозяина, хотя сами способны справиться с жизнью.

4. Разочарование в педагогике

Макаренко на своём примере убедился в том, что на практике многие педагогические приёмы оказываются нежизнеспособными. С годами он всё больше критиковал традиционную педагогическую науку. Макаренко настаивал на том, что прежде всего у коллектива должны быть уборные, о чём ни один учитель не додумался написать в учебнике.

«Сколько тысяч лет она (педагогика — Прим. автора) существует! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Руссо, Наторп, Блонский! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пусто место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то шарлатанство».

Что думали о педагогике Гоголь, Достоевский и другие

8 моментов в истории, которые изменили подход к обучению

Почему советское образование не так идеально, как принято думать

Источник: https://mel.fm/konspekt/3815290-Makarenko

Система Макаренко: 5 правил, как воспитать из ребенка сильную личность

Невероятный человек и гениальный учитель. Макаренко

Система Макаренко применялась в прошлом веке в СССР и творила настоящие чудеса. Многие советы по воспитанию детей актуальны до сих пор. О том, как из беспризорников и малолетних преступников вырастали выдающиеся личности — в нашем материале.

Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан ЮНЕСКО одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Дьюи, Кершенштейнером и Монтессори.

заслуга Макаренко – авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В чем был секрет Макаренко и применима ли она к современным детям?

Коллектив

Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.

Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли.

Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко.

При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.

Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус. В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять,

Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен»), но и на отдачу – будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.

Самоуправление

По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.

Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно ание детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива . «Я принял решение, и я отвечаю», – это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».

Согласно Макаренко старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.

Макаренко был противником идеи того что школа – это лишь подготовительный этап, а дети – зародыши будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, а значит это естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему.

«Любовь нужна требовательная», – говорил он. Чем не лучшее лекарство от «избалованности»?

Трудовое воспитание

Подходим к одной из самых щепетильных тем – Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде (сделаем поправку на тяжелое время и полуразрушенную страну, когда подростки в любом случае работали). В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.

Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания – бесполезное сокращение мускулатуры.

К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Учитель/Воспитатель/Родитель

« Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне.

И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения… ».

Эта цитата посвящена, в первую очередь, учителю и воспитателю, но и родителю в том, числе. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители – пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».

Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи. «Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».

Дисциплина

По Макаренко дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией.

«Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», – утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит – очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.

В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде можно разве что на необитаемом острове, настолько изменились время и дети.

Трудовые коммуны и воспитание коллектива звучат как атавизм, но если вдуматься – за этими словами стоят такие полезные вещи, как: социальная адаптация, ответственность, товарищество, любовь к труду, что вполне можно назвать современным «дефицитом».

А значит, переосмыслив систему Макаренко, можно лучше понять причины его успеха и справиться с этим «дефицитом».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/593feff41410c3177b673a2c/59563ea977d0e6f070608c90

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.